Хранить веру

Вера предполагает стойкость, когда единственный источник безопасности находится “в невидимом”.
Вера предполагает стойкость, когда единственный источник безопасности находится “в невидимом”.
Мы традиционно считаем историю одним из главных предметов школьной программы. От нас требуют заучивания имен и дат, связанных с решающими событиями нашей истории, вероятно, для того, чтобы мы извлекали из них уроки, которыми должны руководствоваться в наши дни. Но мы не всегда учимся на исторических примерах. Очень часто мы повторяем те же ошибки.
Зачем нам ходить в церковь? Одни ходят в церковь по привычке. Другие - потому, что так принято в той округе, где они живут, или в том обществе, в котором они вращаются. Третьи никогда не принимали участия в церковной жизни и поэтому удивляются, почему так важно ходить в церковь. Из всех книг Нового Завета только одна, Послание к евреям, дает ответ на этот вопрос.
Всем нам известны люди, у которых есть трудности в преодолении длинной дороги христианской жизни. Многие разочаровываются, когда стихает волнение первых дней христианской жизни, и на смену ему приходит однообразие дисциплины и исполнения долга. Среди нас всегда есть такие, которые оказываются неподготовленными к разочарованиям и, как следствие, усталости от жизни, отданной Богу.
Прекрасные слова в Евр. 4:12, 13 были адресованы церкви, которая утратила свой былой энтузиазм. Они прозвучали кульминацией призыва автора Послания к своей равнодушной общине. Призвав своих читателей сохранять верность несмотря на искушение отпасть, он далее говорит им, что вдохновить их может только Божье Слово.
2. Превосходнее пророков (1:1, 2)
3. Сущность и слава Христа (1:2, 3)
4. Превосходнее ангелов, ч.1 (1:4-6)
5. Превосходнее ангелов, ч.2 (1:7-14)
6. Самое большое внимание (2:1-3)
8. «Всё покорил под ноги Его» (2:5-8)
9. Христос победил смерть (2:9-13)
10. Почему Иисус стал человеком? (2:14-18)
11. Больше, чем Моисей (3:1-6)
12. «Не ожесточите сердца ваши» (3:7-11)
13. Избегайте отступничества (3:12-19)
14. Не пропустите свой покой (4:1-4)
15. Войдите в Его покой (4:5-11)
16. Примите Его слово (4:12, 13)
17. Христос, наш Первосвященник (4:14-16)
18. Роль Первосвященника (5:1-4)
19. Иисус правомочен быть нашим Первосвященником (5:5-10)
20. Признаки незрелости (5:11-14)
21. На пути к зрелости (6:1-3)
22. Полное отступничество (6:4-8)
23. На пути к лучшему (6:9-12)
24. Обетование и клятва (6:13-20)
25. Мелхиседек и Христос (7:1-10)
26. Христос и закон (7:11-22)
27. Портреты Христа, нашего Первосвященника (7:23-28)
28. Превосходнейшее служение (8:1-5)
31. «Своею кровью» (9:11-15)
32. Что Бог почёл необходимым (9:16-24)
34. Место жертвоприношений (10:1-10)
35. Освященные Христом (10:11-18)
36. Основание для христианства (10:19-22)
38. Грех, который приносит смерть (10:26-31)
39. Сила воспоминания (10:32-39)
40. Что такое вера? (11:1-3, 6)
41. Вера в действии (11:4, 5, 7)
42. Вера, твёрдо уповающая на Бога (11:8-12)
43. Верные странники (11:13-16)
44. Высшее испытание веры (11:17-19)
45. Вера, смотрящая вперёд (11:20-22)
46. Вера благочестивых родителей (11:23)
48. Вера, идущая вперёд (11:30, 31)
49. Упование на Бога в победе (11:32-40)
50. Духовное поприще, которое мы проходим (12:1-3)
51. Наказание сынов (12:4-11)
52. Призыв к стойкости (12:12-17)
53. К горе Сион (12:18-24)
54. Предостережение: слушайте Его голос (12:25-29)
55. «Любите братьев» (13:1-3)
56. Предусмотренный Богом брак (13:4)
57. Твердое доверие (13:5, 6)
58. «Вы и ваши наставники» (13:7)
59. Защищенность в меняющемся мире (13:8-16)
60. Руководство в церкви (13:17)
61. Постоянная молитва (13:18, 19)
62. Заключительные мысли (13:20-25)
Автор донёс до своих читателей весть, которую Бог поручил ему передать, и теперь его совесть была чиста. Он вновь и вновь предупреждал своих читателей о нависшей над ними опасности, но и он сам нуждался в их помощи.
Обсудив неизменную природу Иисуса Христа и необходимость твёрдо держаться христианского учения, автор Послания к евреям возвращается к теме наставников. Вновь в центре его внимания наши обязанности по отношению к церковным наставникам. Им доверена священная задача вести христиан к небесной цели, а наша обязанность — помогать им в их работе.
Жизнь в этом мире постоянно меняется. Должны ли мы из этого сделать вывод, что нет вообще ничего прочного и определённого? Подобны ли мы быстро несущемуся потоку реки, который никогда не остаётся тем же самым? Автор послания говорит, что христианин обладает тем, чего нет у мира, — защищённостью.
В стихе 7 приводится шестая и последняя черта, которой должен обладать христианин. Призывая получателей письма почитать своих наставников и подражать им в церкви, автор даёт им три предписания.
В 13:1–4 мы увидели четыре признака истинной христианской жизни. Пятый признак, приводимый в стихах 5 и 6, — это способность быть довольным, а не жадным. Два греха, в которых виновны люди всех времён и стран, — это непристойные сексуальные желания (ст. 4) и жажда денег.
Автор Послания к евреям чётко понимал, что любой распад семьи повлияет на всё общество. Брак — это не просто «печать в паспорте», ибо Сам Бог предписал его. Он ненавидит развод. Богу нужны благочестивые семьи, потому что они дают праведное потомство.
Завершая свою речь, автор призывает общину в целом и каждого её члена в отдельности к тому, чтобы они оказывали гостеприимство, служили в тюрьмах, учили, управляли, занимались благотворительностью, повиновались наставникам и молились. Он в последний раз просит их «выйти… за стан» иудаизма и просит адресатов принять его «слово увещания». Не может быть ничего более значительного для христиан, чем глава 13.
Каждый святой должен внимательно слушать Господа, даже более внимательно, чем Израиль слушал Бога Отца на Синае.
Мы подошли ещё к одному предостережению, находящемуся в 12:18–29, которое можно подытожить одним предложением: «Смотрите, не отвратитесь и вы от Говорящего» (12:25). Отказ повиноваться Богу навлекает вечное проклятие. Целью этих наставлений было укрепить преданность Христу и помешать читателям отвернуться от Него.
Автор даёт различные наставления своим верующим читателям, призывая их к стойкости. Чтобы взращивать и сохранять веру, не допуская отпадения кого бы то ни было, необходимо развить в себе определённое отношение к жизни и выработать определённые черты характера.
Автор приводит доказательства, призванные показать евреям, что наказание говорит о Божьей любви к ним. Он заявляет, что, во-первых, само Писание свидетельствует об этой истине. Во-вторых, этот принцип познаётся на собственном опыте, ибо мы видим это в действиях любящего отца к своему ребёнку. В-третьих, благословенны результаты наказания.
Рассмотрев великих служителей Божьих времён Ветхого Завета (гл. 11), автор Послания к евреям затем обращается к настоящему времени и тому курсу, которым следуют его читатели. Стойкость в вере была главной характеристикой в жизни тех истинных героев и героинь веры прошлого, и такое же качество проявляется у верных в век христианства. Сосредоточим сейчас наше внимание на Христе и на том, что Он претерпел.
Начиная со стиха 32, автор представляет три группы ветхозаветных героев. Без Христовой церкви никто из них не смог бы «достичь совершенства». Победа была достигнута через Христа, нашего Господа, для них и для нас.
Двумя неоспоримыми актами веры, осуществлёнными израильтянами силой Божьей, были прохождение через бурные воды Иордана и завоевание Иерихона.