В этой части мы завершаем говорить о Войне Судного Дня. Рассмотрим сами военные действия и итоги к которым они привели!
Продолжение сценария к видео о войне Судного дня. В этой части мы поговорим о дипломатических отношениях США и СССР с Египтом и Израилем перед войной, а также о подготовке сторон к боевым действиям.
Мы начинаем разбирать одину из самых масштабных войн арабо-израильского конфликта, а именно Войну Судного Дня. В данном посте мы поговорим о том, что такое арабо-израильский конфликт и как Война Судного Дня связана с современными событиями. Также отдельно рассмотрим причины из-за которых она началась.
Правило жизни и история: Пирамида или Крест? Русское мировоззрение и современная геополитика.
Чтобы правильно выстроить ответные ходы России на действия Запада, надо разглядеть моторику их многовековых враждебных поступков. Поэтому методологию ответа России можно сравнить с выработкой национальной идеи срединного государства. Это должны быть про активные железобетонные формулировки, понятные не только в России, но и всему миру.
Святые старцы говорят, что добродетель рассуждения — это величайшая из всех добродетелей. Этим мы и займёмся.
В предлагаемых книгах, в особенности в «Правило жизни: Пирамида или крест?», мы будем говорить не столько о цифрах, и даже не о тех или иных лидерах, может быть даже исторического масштаба, а о глубинных смыслах, которые влияют на примере России на мировоззрение и геополитику на протяжение столетий…
До сих пор в научном сообществе не утихают споры, был ли наш предок Homo Sapiens, или мы произошли от неандертальца в Европе, или от «человека прямоходящего» — Homo erectus на Дальнем Востоке. А возможно, правы и те, и другие, и третьи.
Поэтому, люди на Земле, при общем генетическом сходстве, заложенном в открытом недавно геноме человека, имеют больше общего, чем различий. Но, различия эти принципиально важные, поскольку указывают не на «технологию» в развитии человеческого организма, а на его духовно-нравственную составляющую, воплощенную в национальных традициях и религиозных предпочтениях.
К настоящему времени, современное человечество с помощью науки разобрало человеческое тело до мельчайших деталей. Эту «разборку» можно сравнить с механическим раскручиванием и развенчиванием сложной техники, созданной руками того же человека. Только в отличие от наших представлений о том, как, к примеру, работает автомобильный двигатель и как он устроен, обратный процесс по его сборке, совсем не обязательно должен привести к первоначальному исходному варианту, изложенному в технических документах на этот двигатель.
Так и с человеческим организмом. Ну, выяснили ученые, что структура нашего ДНК на 98% совпадает с структурой ДНК шимпанзе. Значит, не раскрытые, пока 2%, конечно небольшая величина, но даже бесконечно малое число, может нести в себе огромный заряд непознанной энергии с ее особым предназначением.
Пока русский человек, осваивая наши безграничные просторы, жил по соседству с медведями и волками, в мире происходило массовое изучение земных красот и переселение народов. В итоге, некоторые на Западе, а может и на Востоке, считают наш народ отстающим. А может наоборот, мы и сохранили основополагающие принципы жизни на земле, когда иные несознательные личности нежились у берегов теплого моря и занимались работорговлей…
Сначала взглянем на проблемы из далека, а затем предложим визуальную картину своих рассуждений. Часть своих рассуждений мы представим в виде изображений, поскольку иной авторский рисунок с некоторыми пояснениями, может заменить значительный объем текста.
Для наших рассуждений необходимо определиться с исходной информацией и рядом предположений:
Важно заметить для наших последующих выводов, что самая большая пирамида Хеопса высотой 146 метров имеет абсолютно правильные геометрические размеры.
Все другие пирамиды мира, если не соблюден принцип симметрии, не несут в себе заложенный в них смысл.
Конечно, древние пирамиды встречаются в разных уголках земли. В том числе и в Китае, но сами китайцы, в особенности пирамиды в Тибете, не спешат признавать факт их строительства по своей инициативе. То есть идея возникла не у них.
Существенным моментом является дата написания Ветхого Завета.
Самой поздней из них называют 1500 лет до нашей эры. Но, скорее всего он написан около 1000 лет до рождества Христова. При этом, более тысячи лет египтяне не строили пирамиды, а в еврейском изложении истории об этих наглядных примерах и загадках не сказано ни слова. Также не говорится о кресте, как о символе вечной жизни. Для народа, считающего себя богоизбранным, весьма странная забывчивость или умышленное упущение.
Можно предположить, что еврейский народ, проживая среди египтян, и находясь в рабстве, сам себя изолировал от арабского мира. Евреи не поняли, либо скрыли древние знания и смыслы, самоназначив себя на богоизбранность. Возможно потому, что признание факта египетского плена было слишком болезненным.
«Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой» (Исх. 1:13,14).
При этом на вопрос раввину Реувен Куклин о том, участвовали ли евреи в строительстве пирамид, он ответил: «Некоторые полагают, что сооружение в Саккаре — не усыпальница фараона, а громадное зернохранилище, находившееся в ведении Имхотепа — Йосефа. Существуют и другие „совпадения“.
Вероятно также, что рабочие, которые строили эти пирамиды в последующие века, были евреями.
Если это так, неудивительно, что египтяне обладали различными удивительными знаниями, — они их позаимствовали у евреев, а евреи, несомненно, обладали обширными знаниями о законах природы, почерпнутыми из Торы».
Как говорится, ни убавить, ни прибавить…
Как же так, евреи не увидели Мессию во Христе?
С одной стороны понятно, что ветхозаветные евреи ожидали Мессию от естественного рождения и от обычных людей, но другого сословия. А им предложили поверить в рождение спасителя от духа Святого. Будучи материалистами, они его не приняли. К тому же их интересы совпадали с интересами Римской империи, которая опасалась зарождения, говоря современным языком, крупного оппозиционного политического движения. Поэтому в распятии Христа повинны и евреи и римляне.
Евреи-рахдониты торговали по всему ''Шелковому пути. Как они оказались в Крыму?
Рахдониты или «знающие дороги», — еврейские купцы, захватившие под свое управление монопольную торговлю из Европы в Китай. Особая роль была у Хазарского каганата от Каспия до Черноморского Крыма. Торговые операции всегда считались очень выгодными. От Красного моря до Китая, насчитывалось 200 дневных переходов.
Смешение евреев и хазар, живших в Хазарии не произошло, потому что по еврейскому закону, евреями считаются дети от матери еврейки, независимо от того кто был их отец. У хазар, как и у большинства народов, родство определяется по отцу. Эти разные обычаи не давали смешиваться двум народам. В итоге, сын хазарина и еврейки имел все права отца и возможности матери, его учили еврейские равины, члены общины помогали делать карьеру и торговать.
А сын еврея и хазарки был всем чужой, он не имел прав на наследование доли отца в родовом имуществе, не мог обучаться в духовной еврейской школе, и получал помощь только от своих родителей. Они селились на окраине Хазарии, в Крыму, исповедовали караизм, не требующий знать Талмуд. Дети, от смешанных еврейско-хазарских браков и сами евреи, стали именовать себя хазарами.
Это историческая справка наталкивает на параллели сегодняшнего дня.
Во-первых, для россиян военная операция на Украине, это способ защитить и вернуть своих граждан на историческую родину в Россию. Это верно с точки зрения демографии, безопасности, а также сохранения своих экономических позиций на новом Шелковом торговом пути.
Во-вторых, глобальная западная элита, не только еврейская, не хочет допустить российского возвращения на Украину и в Крым. Заметьте, Запад абсолютно не интересует мнение проживающих там людей. Глобальное правительство мыслит в категориях контролируемых им зон влияния, поэтому кто там проживает, о чем мечтает, их не интересует.
В-третьих, война на уничтожение Израилем палестинцев в Газе, не случайна. Почитавший себя богоизбранным народом перестал им быть в глазах подавляющего числа нормальных людей в мире. Думается, у жесточайшего поведения Израиля в Газе, многократно превышающем агрессию против него самого, есть ещё одна причина.
Израиль на своих землях больше не видит безопасности для себя в окружении арабов. Гегемония США сдувается, и как только это почувствуют все, государство Израиль перестанет существовать. Россия защищать не станет. Что тогда?
Чтобы отдалить это плачевное для Израиля время, нужно лишить Палестину морских портов. Поскольку отношение арабского мира к России и Китаю, куда лучше, чем к Израилю, то новый Шелковый путь лишит евреев и в целом коллективный Запад огромных доходов на десятилетия и столетия вперёд. Прибыль от транзита потечёт в другую сторону и в другие карманы. Поэтому Запад говорит о мире в регионе, а на самом деле желает защитить себя — экономически, политически, и военно-стратегически.
Полагаю также, что очередной зоной базирования для евреев на будущее, Израиль, США и Европа, выбрали Крым и прибрежную часть Украины. Они уже многое для себя сделали, поставили марионеточный режим, намерено приведя евреев во власть, тянули время с Минскими соглашениями, пока Путину это не надоело. Если это так, то истоки войны понятны, и она может длиться долго.
Но, продолжим наше желание увидеть логическое в историческом.
Крест — символ смерти или жизни?
Новый Завет говорит, что Крест Христов является тем орудием, с помощью которого Христос победил смерть и Своим Воскресением даровал людям новую жизнь, свободную от смерти и тления.
Причем в ветхозаветные времена крест являлся символом смерти и проклятия. Согласно с провозглашениями Второзакония, всякий, погибший на древе, считался проклятым (Втор. 21:23), Христос Своим Распятием, сделал крест символом победы над смертью, знаком славы и величия.
Согласно Библии, между символом пирамиды и креста, евреи в древности не видели общих моментов.
Это странно. В ветхозаветные времена о египетских пирамидах вообще ни слова, а крест — скорее символ наказания и смерти. Это отношение к кресту продолжалось еще несколько столетий после распятия Христа, пока Крест не приобрел значение Воскресения и вечной жизни.
На основании этого, вряд ли Святое Писание можно считать полным и все объясняющим учением.
Автор также исходит из убеждения, что жизнь человека, как совокупность тела и души, не должна быть конечной. Что любая истина не может быть абсолютной: в самом лучшем случае истина может быть максимально приближенной, учитывая, что само время нам ещё не подвластно.
Кроме этого, в каждом из нас, будь то в мужчине или женщине, телесная или душевная энергетика не равны. К величайшему сожалению, но ради баланса энергий мы должны стремиться к гармонии. Этот принцип верен как для конкретного человека, так и для счастливой семейной жизни. Круговорот, дополняемость и на каких- то этапах взаимозаменяемость энергий должна быть обязательной. Дисгармония не бывает долгой, зато очень мучительной. Если только вы, к примеру, не играете в театр семейной жизни.Так и в жизни Человечества в целом.
В 90-е же годы — завершение расшифровки человеческого генома, а также большого количества других геномов.
В общем, биология теперь в значительной степени как некая каббала — это анализ текстов. Десятилетие, в котором находимся мы сейчас — это перенос в реальность возможностей биологии. Причем, принципиально нет ничего невозможного в модификации генетической информации людей. То есть, нет принципиальных технических запретов, есть этические запреты. Возник совершенно новый взгляд на эволюцию, как следствие развития генной инженерии и биоинформатики.
Возможности открываются такие, о которых ещё 10 лет назад нельзя было мечтать. С одной стороны — теоретические, развитие биоинформатики, получение миллиардов последовательностей, которые имеют определенный смысл, пока науке не совсем известный. По-видимому, в обозримом будущем человечество научится извлекать смысл из этих последовательностей и использовать его. То есть, возникает практическая биоинформатика. Биология становится схожей с теоретической физикой, когда можно просто смотреть на какую-то информацию и делать какие-то предсказания, которые потом можно будет экспериментально подтверждать.
В связи с развитием гено-инженерных процедур и, опять же, биоинформатики — это персональная медицина. На Западе есть некий консенсус, что персонализация медицины, связанная с методическими изменениями и прорывами в области молекулярной биологии — это то, что не за горами, и то, что позволит в значительной степени облегчить страдания людей, — таково мнение Константина Северинова, доктора биологических наук, профессора Университета Ратгерса в США.
Что же мы наблюдаем сегодня? Мир был поражен и овечкой Долли, и самой идеей клонирования, и потенциальным могуществом стволовых клеток, и прочими генетическими операциями и модификациями. Ведутся разговоры не только о клонировании живых и умерших людей, включая чрезвычайно известных личностей, но и других существ. А также — о мутациях, о перспективах киборгизации, о возможности иных радикальных изменений человеческой природы.
Например, о принудительном вскрытии и развитии резервных возможностей или искусственных способностей. Человечество стоит если не двумя ногами, то одной уже точно, в новом измерении, в котором знания о материальном мире, раскрывают колоссальные возможности для вторжения в этот мир.
На эту материальную матрицу каждая великая цивилизация, существующая на планете Земля, будет, естественно «напылять» свои представления о целях мироздания, а значит и о своих практических целях.
Запад продолжает натягивать свое одеяло из многочисленных контролируемых международных организаций, экономических союзов вроде Европейского и военно-политического блока НАТО для унификации мышления и экономического поведения еще не порабощенных народов.
Для обладателей мировых капиталов и знаний о человеке, вариант ядерной войны не подходит при всех страшилках, которые часто звучат из уст западных политиков, так как может нарушить привычную среду обитания — катастрофы никому не нужны, к тому же нельзя остаться без рынка потребителей. Куда, например, интереснее и безопаснее, создать супер человека и вооружить его соответствующими знаниями и командами. Ведущие мировые державы, такие исследования, безусловно, проводят, но естественно не афишируют.
Чтобы, и в этом направлении развития жизни на Земле, России не остаться в хвосте инновационных и технологических перемен, мало объявить о государственной поддержке. Надо навести связующие цепочки на уровне генетической памяти россиян, которая все больше растворяется в западном море потребительской цивилизации, и теряет свою идентичность. Легко ли это сделать? Нет, конечно, но права и обязанности, присущие срединному Российскому государству, предполагают активные действия.
Так что же такое российское мировоззрение в 2D или 4D?
Это известная противоположность между материальным и духовным миром, или мужчиной и женщиной. Как бы в рамках одной плоскости противоречий.
Если же эти противоречия изобразить с течением времени, то есть в объеме, то и получится та самая пирамида или правило жизни из глубины веков, и то самое мировоззрение в 4D. Причем с равнозначной энергетикой для сохранения самой жизни. Автор назвал это русским мировоззрением в 2D или 4D. (Выдержки из книги публикуются в сокращении)
Во время визита по Францию в II.2025 индийский премьер-министр Нарендра Моди посетил штаб-квартиру французской транспортной компании CMA CGM в Марселе. Фирма, основанная православной семьей Сааде родом из сирийской Латакии, занимает третье место в мире по объему морских контейнерных перевозок.
В компании отметили, что визит Моди в Марсель «еще больше укрепляет наше партнерство и закладывает основу для светлого будущего, в котором CMA CGM играет ключевую роль в проекте коридора IMEC, призванного улучшить сообщение между Индией, Ближним Востоком и Европой».
Меморандум о взаимопонимании по реализации проекта IMEC (India-Middle East-Europe Economic Corridor) подписан в IX.2023 на саммите группы G20 в Нью-Дели. Участники проекта: Индия, Европейский союз, США, Германия, Франция, Италия, Саудовская Аравия и ОАЭ.
Предполагается, что маршрут из Индии в Европу пройдет через эмиратскую, саудовскую, иорданскую и израильскую территории в ЕС. Его сравнивают с историческим «Золотым путем» между полуостровами Индостан и Европа.
IMEC рассматривается как противовес китайской инициативе Один пояс — один путь, а также как путь в обход Суэцкого канала, который с юга блокируется йеменским движением Ансар Аллах.
Согласно проекту, IMEC свяжет ЕС и израильтян с остальными участниками цифровыми и теле- коммуникациями, а также транспортной инфраструктурой водородной энергетики («водородный коридор»), т. е. установит в этих отраслях контроль над всеми участниками магистрали с привилегированным положением Брюсселя и Тель-Авива.
Американский президент Дональд Трамп поддержал проект. Ожидается, что в перспективе IMEC протянет свой маршрут через Атлантику в США.
Реализация проекта откладывалась по ряду геополитических причин. Через месяц после подписания меморандума началась Война в Газе. В настоящее время в Сирии зреют противоречия между Тель-Авивом и Анкарой, которая выступает против IMEC, поскольку его маршрут пролегает в обход Турции. Израильское руководство называет проект «благословением».
CMA CGM, в свою очередь, заинтересована в том, чтобы морской порт Марселя стал европейским терминалом IMEC. Поэтому компании так важна поддержка Индии, в которой CMA CGM реализует ряд инфраструктурных и социальных инициатив, особенно в Мумбаи.
Президент Франции Эмманюэль Макрон даже назначил специального посланника по делам IMEC. Им стал Жерар Местралле — экс-гендиректор французской энергетической группы Engie. Париж стал первым участником проекта, кто назначил должностное лицо, ответственное за его реализацию.
Кроме того, в II.2025 новый режим в Дамаске согласился на новый контракт с CMA CGM на управление контейнерным терминалом в морском порту Латакии. Это соглашение действовало с 2009, а в X.2024 правительство экс-президента Сирии Башара Асада продлило его еще на 30 лет.
В рамках реализации IMEC контроль над портовой инфраструктурой в Восточном Средиземноморье стратегически важен для компании, претендующей на ключевую роль в проекте.
Видео: Уильям Далримпл рассказывает о своей теории «Золотого пути»
Для подписчиков Hoffmann+ и читателей Hoffmann — книга «Золотой путь: как Древняя Индия изменила мир» (The Golden Road: How Ancient India Transformed the World, 2024) шотландского писателя Уильяма Далримпла. В своей работе он утверждает, что с III в. до н. э. до конца XII в. н. э. основные евразийские торговые маршруты проходили через Индию.
Далримпл приходится троюродным братом Камилле Паркер-Боулз — супруге британского монарха Чарльза Маунтбеттен-Виндзора. Выпускник Тринити-колледжа Кембриджского университета с 1989 живет на окраине Дели.
Подписчики и читатели найдут книгу в конце текста.
https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/statement_25_647
https://arabcenterdc.org/resource/the-geopolitics-of-the-india-middle-east-europe-economic-corridor/
https://nationalinterest.org/feature/trieste-and-the-new-golden-road
https://alphaliner.axsmarine.com/PublicTop100/
https://middleeasteye.net/news/turkey-erdogan-opposes-india-middle-east-corridor
На протяжении многих веков еврейский народ притеснялся практически повсеместно. В Древнем Египте евреев сделали рабами, в Средневековой Европе они были подвергнуты жестоким гонениям, а в середине XX века могли быть вообще полностью истреблены фашистами. Даже в современном, относительно толерантном мире, к евреям не все хорошо относятся. Но почему же так происходит?
Считается, что основные причины антисемитизма кроются в культуре и религии. Еврейский народ исповедует монотеистическую религию ― иудаизм. В данном вероучении говорится, что евреи ― народ богоизбраный, особенный и уникальный. Исторически, остальные народы были для евреев как бы «людьми второго сорта», а религии этих этносов евреями высмеивались.
Израиль евреям пришлось покинуть: его в I веке до нашей эры захватили римляне, которым сильно не нравилось, что еврейский народ не уважает их культуру и религию. Это привело к ряду кровопролитных войн и иудейских восстаний. Особенно страшным стало восстание Бар-Кохбы, произошедшее в 132 году и продлившееся четыре года. Евреи тогда буквально вырезали почти всех римлян и греков в провинции Иудея, после чего оказали сильное и удачное сопротивление карательным отрядам Рима.
Для подавления иудейского восстания император Андриан перебросил на Ближний Восток 13 британских легионов (в каждом легионе могло быть до 10 тысяч человек), два из которых были полностью уничтожены. Правительство Рима уже поняло, что конца и края иудейским восстаниям не предвидится, потому решило действовать по-другому. Римляне стали делать всё, чтобы стереть любые упоминания о евреях из истории. Еврейский народ изгнали с территории Израиля, а саму провинцию Иудея переименовали в Сирийскую Палестину. Город Иерусалим стал называться Элия Капитолина, а тем, кто исповедовал иудаизм, грозила смертная казнь.
Во II веке нашей эры антисемитами оказались христиане. Мотивация у христиан была: Иисуса Христа евреи не считали мессией, к тому же, в нулевом году нашей эры они были причастны к его распятию! Еврейский народ был объявлен «богоубийцей», а потому подлежал уничтожению.
Ростовщичество также ставилось в вину иудеям. Христианам на государственном и религиозном уровне было запрещено давать кому-либо деньги под проценты, хитрые же евреи делали это почти поголовно: а что, если спрос есть ― чего ж не заработать на нём. Большая часть христианского населения в те годы была малограмотной и бедной. Эти тёмные, но очень религиозные люди считали, что евреи (которые, по сути, просто умели «вертеться») были невероятно богатыми. Все завидовали евреям, каждый раз стараясь обвинить в нечестных манипуляциях.
В разные годы евреев выселяли из Франции, Португалии, Германии, Австрии. В 1492 году Испания полностью выгнала иудеев из своего полуострова, ведь те отказывались креститься. Евреев даже обвиняли в колдовстве и ритуальных убийствах «праведных христиан». Примерно тогда же евреев приютила Османская империя, предоставив свои земли, обеспечив защиту и освободив от некоторых налогов.
Первые недовольства на тему евреев на Руси возникли ещё во времена правления Святополка. Тот предоставил иудеям многие «христианские вольности», чем вызвал недовольство, как киевлян, так и остальных жителей Киевской Руси.
В 1727 году, во времена правления Екатерины I, евреев решили выселить из Российской империи. Исключение делалось лишь для тех, кто примет христианство. В 1791 году уже Екатерина II определила «черту оседлости» для евреев: это были территории площадью 1200 тысяч квадратных километров, включавшие в себя в основном города и «местечки» (малые города), расположенные в Беларуси, Литве, Украине, Царстве Польском. За пределами этих территорий разрешалось селиться лишь врачам, другим ценным специалистам, имеющим высшее образование, некоторым ремесленникам, прикреплённым к цехам и отслужившим рекрутам.
К концу XIX века в Российской империи проживало более пяти миллионов евреев. Около полутора миллионов из них, по причине притеснений в 1881―1914 годы эмигрировало в США.
В отдельных населённых пунктах (Минск, Витебск, Гродно, Киев, Варшава) в довоенные годы количество евреев достигало 40% населения. И именно эти территории первыми подверглись нападению фашистской Германии. Гитлер невзлюбил евреев, считая, что они умственно и физически неполноценны, а потому должны быть уничтожены, чтобы заселённые ими (а также славянами, цыганами, африканцами и прочими «низшими расами») земли достались «арийской расе». Только вот единственное исследование, исходя из которого, евреи оказались «ущербной» расой, было проведено самими гитлеровцами, качественно подтасовано, а пропаганда изложенных тезисов ― раздута до мировых масштабов.
Современные историки считают, что антисемитизм в XX веке и позднее всё ещё диктуется завистью к «богатым и жадным» евреям, а также их нежеланием ассимилироваться с другими народами. За долгие годы угнетения еврейский народ вынужденно научился выживанию и изворотливости.
Сегодня в мире насчитывается до 25 млн евреев (в это число входят те, кто осознаёт и называет себя евреями), из них 15,2 млн исповедуют иудаизм. При этом в Израиле проживает всего около 9,2 млн, в США ― до шести млн, в России ― около 150 тысяч. Даже в современном многонациональном мире эта нация не пытается походить на какой-либо из титульных этносов страны проживания, а культуру и традиции перенимает лишь частично. Религиозная идентичность иудеев чаще всего сохраняется в полной мере.
Широко распространено мнение, что ислам ненавидит иудаизм. Это совсем не так: наоборот, мусульмане терпимо относятся к иудейской религии, считая её максимально близкой к «правильной».
А вот с арабами-мусульманами у евреев давний спор из-за территорий, которые в разные годы населяли и те, и другие. Основной спор возник, когда в 1948 году было создано государство Израиль. В VII веке нашей эры арабы завоевали ближневосточные территории и стали считать их своими. Только вот иудеи жили на этих землях задолго до палестинцев: примерно со второго тысячелетия до нашей эры. Когда же был создан Израиль, закономерно возник территориальный конфликт. Арабы считают евреев фашистами, а геноцид при Холокосте ― отрицают.
«Все народы друг друга ненавидят. Только все вместе они ненавидят евреев», ― писал Марк Твен. Фактически, евреи долго не имели собственной страны, а, соответственно, никакой защиты, но жили почти повсеместно. Именно поэтому все беды (например, неурожай) было принято списывать на присутствие евреев.
Иудеи «создали» христианство, но отказались от него: весь мир оценил это как предательство. В современном времени многие евреи добились солидных успехов: практически не существует таких сфер деятельности, у «верхушки» которых бы так или иначе не стоял хоть один еврей. Естественно, это вызывает зависть: евреев даже обвиняют в мировом заговоре и попытках захватить мир.
Посмотрите хотя бы, сколько евреев в правительстве Байдена. Это объясняет то, почему они так помогают Израилю?
С холма, где они затаились, обширная долина была как на ладони.
И на всем видимом пространстве, сколько хватало глаз, будто жирные черные насекомые ползли сотни танков. Вереницы, растянувшиеся до горизонта, целая армада танков. Засевшие на холме израильские солдаты ясно понимали, что остановить эту лавину не под силу не только им самим, но и вообще, кажется, никому. Особенно сегодня, когда в стране большой праздник и многие военные разъехались по домам.
Но точно так же понимали солдаты и то, что уйти они не могут. Придется вступить в бой, исход которого может быть только один - их гибель.
***
Израильский сериал "Долина слез" это вовсе не история о героизме. Тут не будет размахивания флагом, патетических речей и примеров возвышенного самопожертвования. Это история о войне, ставшая мощнейшим антивоенным высказыванием. Рассказ о том, что ни один человек не должен гибнуть во имя чего бы то ни было. О том, что смерть - это страшно и непоправимо, что ура-патриотическая трескотня - это удел тыловых бюрократов, а победа всегда оказывается горькой.
В известном смысле "Долина слез" для сегодняшней России даже актуальнее, чем для Израиля. Поэтому всем, кто читает мои публикации в России, я настоятельно рекомендую его посмотреть.
Сериал этот уникален по нескольким причинам.
Во-первых, как эти ни странно, до сих пор никто не пытался показать события Войны Судного дня с такой дотошной, почти документальной достоверностью. Фильмы об этой войне снимались и раньше (например, драма "Киппур" 2000 года), но они всегда были более-менее частными историями.
А на этот раз мы получаем очень подробную и масштабную картину событий, мы погружаемся в самый эпицентр гигантской мясорубки и, подобно героям, оказываемся дезориентированными и ошеломленными происходящим на наших глазах кошмаром.
Во-вторых, Израиль еще никогда не производил кино в таком жанре. Это подлинная киноэпопея, грандиозное полотно с массовкой, вертолетами, танками, пиротехникой.
Каждая серия стоила по миллиону долларов. Совершенно невиданное событие для киноиндустрии маленькой страны, где бюджеты всегда настолько ограничены, что позволяют снимать разве что разговорные сцены с редкими вкраплениями какого-то активного действия, тоже довольно скромного по масштабам.
Поэтому неудивительно, что сериал произвел фурор - как в самом Израиле, так и за его пределами.
Название Войны Судного дня часто путает людей, которые не особенно знакомы с иудейскими традициями. Тут имеется в виду вовсе не апокалипсис, обещанный нам Иоанном Богословом. Здесь совсем другой Судный день.
В еврейском календаре (подробно о котором я рассказывал вот здесь) есть особая дата под названием Йом Кипур. Строго говоря, это большой религиозный праздник. Но отмечают его не весельем, а тишиной и молитвами.
Иудеи верят, что каждый год в одно и то же время бог подводит итоги нашим поступкам (это и есть тот самый Судный день). Если мы вели себя, как подобает достойным иудеям, то в великую Книгу жизни будет сделана весьма благожелательная запись, которая в свое время непременно будет учтена. Если же мы грешили... Ну, на этот счет есть немало инструкций, которые мы обсудим как-нибудь в другой раз.
Сейчас важнее всего сказать вот что. Религиозные праздники в Израиле заметно отличаются друг от друга - как своим настроением, так и степенью строгости соблюдения традиций.
Йом Кипур - самый главный и самый строгий.
Даже в Тель-Авиве, где в шабат можно найти массу работающих заведений и магазинов, на Йом Кипур закрывается всё. Дороги пустеют. Если вам довелось увидеть движущуюся машину в этот день, значит за рулем либо араб, демонстративно наплевавший на иудейские запреты, либо турист, который не в курсе, отчего вокруг всё вымерло. Даже атеисты вроде меня с уважением относятся к требованию соблюдать тишину и прекратить любую деятельность.
Разумеется, в армии тоже стараются отпустить всех, кто свободен от дежурства, по домам, чтобы люди смогли провести праздник со своими семьями. В такой день Израиль совершенно не готов воевать, и в 1973 году противники отлично это знали.
Именно в Йом Кипур Сирия и Египет при поддержке Иордании, Ирака и Советского Союза вторглись в Израиль, надеясь молниеносным броском, при огромном численном преимуществе и используя фактор внезапности, захватить страну, которая явно не будет готова к серьезной обороне.
Вероятно, вы предполагаете, что я сейчас скажу, что нет, мол, расчет не оправдался и израильтяне играючи разнесли противника в пух и прах. И будь это типичный героический эпик, именно так бы и должен был развиваться сюжет.
Но нет, Израиль и правда оказался не готов к нападению. Хотя данные разведки недвусмысленно говорили, что силы, стягиваемые к границам страны, могут означать только одно - будет война.
И премьер Голда Меир вместе с министром обороны Моше Даяном всерьез обсуждали вариант упреждающего удара. Однако под давлением США отказались от этого плана.
Это, кстати, довольно отрезвляющая подробность для всех, кто заявляет, что Америка так надежно прикрывает Израиль, что евреям можно вообще не учиться воевать. Однако в реальности отношения этих двух стран гораздо сложнее, чем кажется диванным генералам. Штаты согласились поддержать Израиль в будущем конфликте военной техникой, но при одном условии - никаких упреждающих ударов. Правительство Голды Меир должно сделать все возможное, чтобы избежать войны или хотя бы максимально ее отсрочить.
Генри Киссинджер говорил, что если бы Израиль ударил первым, то не получил бы от Америки ни гвоздя.
Однако, даже зная о готовящемся нападении, израильское руководство оказалось совершенно не готовым к вторжению на Йом Кипур. Вообще после стремительной и успешной Шестидневной войны 1967 года в Израиле активно продвигалась идея о непобедимости еврейского государства.
На начальных титрах сериала собрана кинохроника, показывающая беззаботную мирную жизнь израильтян, которая, казалось, будет длиться вечно. Настоящая эйфория. Мы сильнее всех, мы непобедимы, никто больше не рискнет на нас нападать.
И этот просчет повлек за собой катастрофические потери.
В сериале этот момент показан на примере тщедушного армейского аналитика Авиноама, который, прослушивая переговоры сирийцев по рации, понимает, что вторжение вот-вот начнется. Но на военной базе этот парень был страшно непопулярен - зануда, чахлый очкарик, вечно одетый не по форме и достающий сослуживцев какими-то дурацкими фантазиями, значение которых всегда преувеличивает. Поэтому никто предостережения Авиноама не слушал до тех пор, пока вокруг не начали рваться снаряды.
И по мере того, как наступление сирийской армии на севере Израиля развивалось, просчеты руководства израильской армии становились все более очевидны. Ни подкрепления, ни снабжения боеприпасами немногочисленные солдаты, оставшиеся на своих боевых постах в первые часы вторжения так и не дождались. При этом по рации они бесконечно получали приказы явно растерянных командиров не отступать и удерживать рубежи любой ценой. А какой ценой? Если из трех танков, стоящих на пригорке против лавины сирийцев, один подбит, а два других расстреляли весь боезапас, как прикажете удерживать рубеж? Кулаком грозить?
"Долина слез" показывает нам самые первые дни войны.
Шок, неразбериха, хаос, ужас. Всё то, что любая война собой представляет. Персонажи чувствуют и ведут себя в точности, как чувствовали и действовали бы мы сами на их месте, - обычные люди, а не какие-то киношные супергерои.
Мы вместе с ними брошены на произвол судьбы. Возможно, где-то глубоко в тылу генералы и министры не спят ночами, придумывая, как им вызволить нас из этой ловушки. А может и нет. Не исключено, что какие-то армейские бюрократы уже вычеркнули нас из своих отчетов, списав на боевые потери.
Ужас в том, что когда радиосвязь пропадает, ты вообще не понимаешь, что происходит. Что если война уже проиграна и Иерусалим захвачен врагом? Ты не можешь быть уверен, что от армии, помимо тебя и твоих друзей, хоть что-то осталось.
Все эти мысли неотвязно пульсируют в голове где-то на периферии сознания, в то время, как глаза следят за наползающими на вас танками противника. И прямо сейчас, в эту самую секунду, нужно принять важнейшее решение в вашей жизни - бежать, поддавшись панике, сдаться или стрелять из всего, что у вас осталось.
При этом, если вы выбираете стрелять, это скорее всего тоже будет паника, а не героизм. Как в старом фильме "Баллада о солдате" герой признавался, что подбил два немецких танка не от смелости, а со страху. Это честно. И это неприукрашенная правда войны.
Когда я рассказывал о культовом сериале "Фауда" (читайте о нем вот здесь, если пропустили), я говорил, что израильское кино вообще тяготеет к реалистичности. Внимательный зритель без труда отметит и метафоры, и своеобразную поэзию повествования, но на первый план тут выведена жесткая, неприкрытая обыденность войны. Не только этой конкретной войны, а вообще - войны как явления.
Мысль авторов сериала выражена очень внятно: война - это ненормальное состояние человека. Тут ничто не может быть правильным или приемлемым. Добро, зло, тыл, фронт, ценность и смысл жизни - всё смазывается, теряет привычные понятные очертания. Вы в другом, сюрреалистическом измерении, будто Алиса в Зазеркалье, с той лишь разницей, что выйти из этого страшного сна живым представляется маловероятным.
А еще война - это неразбериха, путаница, ужасная координация действий. В кино нам часто врут, что возможно безупречно управлять армией, разбросанной на огромной территории, как если бы живые люди были шахматными фигурами на расчерченной аккуратными квадратиками доске.
Но если вы не побоитесь послушать реальные рассказы фронтовиков, прошедших через любую войну, вы непременно услышите страшные истории о том, как в пылу боя, не разобравшись, люди начинают стрелять по своим.
И "Долина слез" это тоже покажет. Поэтому вопрос, который не оставит вас в покое до конца просмотра, - можно ли остаться человеком, пережив такое?
Но интересно еще и то, что 1973 год, когда случилась эта война, был очень неспокойным временем в самом Израиле. Несколько героев сериала, марокканские евреи, сефарды, живущие в очень бедных условиях, винят во всем европейских евреев, ашкенази, которые, по их мнению, заправляют в стране всем, живут в богатстве и роскоши, обрекая своих братьев из северной Африки на нищету и положение людей второго сорта.
И это тоже война. Молодые сефарды сбиваются в радикальные группы по примеру американских чернокожих и заимствуют их название "Черные пантеры". Они выходят на марши протеста в Иерусалиме, дерутся в полицией, швыряют коктейли Молотова. Они считают это государство несправедливым и жестоким.
И когда один из этих радикалов сталкивается с офицером сирийской разведки, тот задает ему очень непростые вопросы. Ты вырос в Марокко, стране, где ислам господствующая религия. Ты знаешь арабский лучше, чем иврит. Мы с тобой любим одну кухню, слушаем одну музыку. Мы почти братья. А что тебя связывает с этими чистенькими ашкенази? Ты даже внешне похож на сирийца больше, чем на них. Так почему же ты воюешь на той стороне, а не на нашей?
После этого монолога мы понимаем, что каждый выходец из Африки в израильской армии, наблюдающий, как к нему приближаются вооруженные сирийцы, наверняка думает о чем-то подобном. Во всяком случае может думать, исключать этого нельзя. Тем более, что в тот самый момент, когда они рискуют жизнью на линии фронта, дома, в далеком тылу израильские полицейские приходят к их родным с вопросами и обысками.
Так кто тут свои, а кто чужие? Внезапно ответ на этот вопрос уже не кажется таким очевидным.
Весь этот период в истории страны до сих пор считается в Израиле не до конца осмысленным. Да, в Войне Судного дня еврейское государство одержало победу. Но победа эта досталась дорогой ценой. Около 10-и тысяч погибших - это огромные потери для крохотного Израиля.
"Это была наша тяжелейшая травма и главная катастрофа для страны", говорил Рон Лешем, один из авторов сценария, служивший в свое время в элитном разведывательном подразделении.
Ветераны той войны, увидев ее на экране, говорили, что вновь переживают пост-травматический синдром, о котором за давностью лет успели забыть. Настолько показанные события выглядели эмоционально точными и мучительными. И хотя временами можно слышать критику, что отдельные подробности в сериале изложены слишком вольно, для художественного фильма это все-таки не так критично. Потому что лучшее историческое кино рассказывает не столько о прошлом, сколько о настоящем. Важно то, какие уроки зрители извлекают из увиденного.
А уроки оказываются болезненными.
Израиль тут показан слабым, руководство страны некомпетентным. Это тяжело принять, но говорить об этом важно. Тем более, что, как это часто бывает с отечественными войнами, трагические события, наложившиеся на непростую политическую ситуацию в стране, не сломили людей, а заставили сплотиться даже тех, кто в мирное время оказывался по разные стороны баррикад.
В конце концов Израиль - это ведь не только премьер-министр, не только флаг, гимн или территория. Это в первую очередь вот эти люди, стоящие лицом к лицу с колоссальными силами противника, испытывающие понятный человеческий ужас, грязные, израненные, страдающие от зноя и жажды, теряющие друзей, но не отступающие, а прикрывающие до последнего таких же израильтян, с которыми еще вчера готовы были драться.
Как сказал Рон Лешем, "с первой сиреной воздушной тревоги прежний Израиль погиб и родился новый Израиль". В стране, которая половину своей истории провела во всевозможных конфликтах, победы нужно отмечать не фанфарами, а осознанием собственных травм, невосполнимости потерь и усилиями, направленными на то, чтобы этот опыт помог избежать подобного в будущем.
Лозунг "Можем повторить!" точно не для Израиля. Хотя наверняка повторить он может, но гордиться тут нечем. Это глупая бравада людей, не имеющих ни малейшего представления о том, что такое война на самом деле.
Самый взрослый персонаж "Долины слез", отец одного из солдат, сыгранный популярным актером и телеведущим, бывшим десантником Лиором Ашкенази, говорит с горечью, что прошел через четыре войны и был уверен, что пятой никогда не увидит. Но вот он снова на фронте, разыскивает своего сына и не знает, найдет ли его живым.
"Долина слез" рассказывает лишь о первых 6-и из 19-и дней войны и только о событиях на Голанских высотах. Кстати, снимали именно там, где все происходило. Более того, в какой-то момент съемки пришлось прервать из-за ракетного обстрела с территории Сирии. Так что обстановка была весьма реалистичной.
Сейчас создатели сериала поговаривают о продолжении. Второй сезон, если он действительно состоится, будет рассказывать о южном направлении, где шли бои с армией Египта.
Но даже сейчас, в формате мини-сериала, "Долина слез" смотрится как законченная, совершенно самодостаточная история, породившая целую волну интереса к теме Войны Судного дня. В соцсетях кипят дискуссии, к местам танковых сражений стремятся туристы, множество энтузиастов с увлечением рассматривают детали, показанные на экране, и спорят, в каком именно году появился шоколадный батончик, который был замечен в руках кого-то из персонажей.
Сериал довольно быстро стал заметным культурным явлением.
И я, откровенно говоря, завидую тому, как израильтяне разбираются со своим непростым прошлым. Не замалчивают, на прячут под ковер. А заставляют себя честно взглянуть на болезненную правду, не отворачиваясь. Я уже однажды рассказывал об этом, когда речь шла о еврейских террористических организациях в Палестине (читайте вот тут, это познавательно). Завидую, поскольку точно знаю, что в России такое невозможно в принципе. Да откровенно говоря, почти никогда и не было возможно.
Сколько вы вспомните по-настоящему честных фильмов о Великой отечественной? Таких, после просмотра которых понимаешь, что война это ужас и смерть, а не парады и салют. Они были, но их можно пересчитать по пальцам одной руки (кстати, напишите в комментариях свои варианты).
А судя по тому, что сейчас происходит, уроки войны так и не были ни осмыслены, ни усвоены. То же самое касается локальных конфликтов, о некоторых из которых дискуссии не было вовсе.
И мне, как человеку, жизнь которого с Россией связана гораздо больше, чем с Израилем, хочется уметь относиться к своей истории так, как это умеют израильтяне.
Признавать свои ошибки, принимать свои травмы, оплакивать свои потери и - учиться на них, чтобы ни в коем случае не повторять.
В сериале есть эпизод, когда израильский солдат и его сирийский противник оказываются лицом к лицу. Оба безоружны. Оба напуганы. И вдруг они обнаруживают, что могут разговаривать. Не как враги, а как люди, которые совсем не понимают, почему они должны друг друга убивать. И это момент удивительной, ошеломляющей ясности. Угар войны отступает, и искаженный взгляд вновь обретает резкость. Будто некие злые чары, наделяющие человека яростью и отнимающие способность думать, перестают действовать.
И мы почти слышим немой вопрос: что если так можно?
И отвечаем на него каждый по-своему.
Вопрос, с ответом на который нет никакой ясности не только у тех, кто смотрит на евреев со стороны, но и у тех, кого он касается непосредственно. Почему так происходит, каковы варианты ответов и что мне мешает с ними согласиться? В очередном видео - мое строго субъективное мнение. Хотите поспорить или поделиться своими соображениями, пишите в комментариях.
Чем хороши древние города, так это тем, что за века их облик многократно менялся, но при этом каждый новый имидж лишь перекрывал, но не отменял прежнего. В результате стили, влияния и эпохи запечатлелись здесь слоями, позволяя нам приоткрывать их один за другим, пробираясь в самую середину, к началу начал. Очень ценю такие места. И приглашаю вас заглянуть в небольшой, но поразительно многогранный город, Цфат.