Стрим № 153 от 17 января 2025 года

Хакеры воруют, полиция предает, суд штрафует, интернет падает, а детям запрещают
Хакеры воруют, полиция предает, суд штрафует, интернет падает, а детям запрещают
Далекие Гавайи вызывают ассоциацию с тропиками, морем, курортами и дорогими отелями. Но так было не всегда и еще каких-то полтора столетия назад там свирепствовала проказа, вырезавшая всех и вся. Дабы обезопасить остров и не дать распространиться заразе, правительство приняло решение всех жителей одного острова переселить… на другой остров! И что началось-то! Местные, тяготившие к родной земле, отказались покидать родные дома и начали целую войнушку с властями! Не имеешь проблем — создай их сам. Об этом и поговорим!
От любви до ненависти один шаг. Особенно у островных или аборигенских княжеств с примитивным родоплеменным строем. В случае же с Гавайями на момент 1893 года все было не так уж и плохо, но на них тонкая грань любви и ненависти тоже распространялась. Провозглашенное в конце 18-го века королевство всю свою историю считалось монархическим, постепенно и поэтапно добиваясь своего признания со стороны США и Европы. Столь чудесные острова не могли остаться без внимания поселенцев, потоком хлынувших в райский уголок и принесших с собой всякую заразу, которая помогла в течении столетия выкосить огромную часть коренного населения. Власть местной королевской династии значительно ослабла. В итоге сначала в 1887 году местный король Калакауа столкнулся с государственным переворотом, из-за чего принял новую Конституцию, которая лишала его абсолютной власти в стране и наделяла полномочиями законодательный орган и кабинет правительства. В 1891-м Калакауа скончался и на его место пришла сестра Лилиуокалани, ставшая королевой королевства Гавайи. Она попыталась отменить эту Конституцию, утверждая, что брат ее подписал под абсолютным прессингом восставших и под угрозой физического устранения.
США на это все посмотрели и приняли решение начинать процесс быстрого отжима с последующим присоединением этого экзотического государства, отправив туда собственных агентов, которые должны были устроить новый государственный переворот. 17 января 1893 года тринадцать членов самопровозглашенного Комитета безопасности, из которых только шестеро были гавайцами, приступили к плану по свержению монархии в стране и призвали к помощи США. Правительство одобрило отправку морпехов и те по прибытию поставили местным властям вопрос ребром. Лилиуокалани не имела собственной армии, а полиция не стала ее поддерживать, поэтому все прошло довольно-таки мирно и без крови. Нонсенс! Два госпереворота в течении шести лет! Вместо монархистов пришло Временное правительство Гавайи, которое было полностью подконтрольными США и которое уже начинало обдумывать план провозглашения собственной республики. Планы хорошие, но проблема с разящей заразой в лице проказы никуда не девалась уже как несколько десятилетий! Болезнь гуляла по Кауаи — одному из восьми островов Гавайев. Временное правительство понимало, что выкос целого острова ударит по демографии и экономике, поэтому в целях сохранения будущего республики было принято решение начинать принудительное переселение зараженных местных гавайцев в колонию проказы Калаупапа на соседнем острове Молокаи. Причем не на время, а навсегда! Узнавшие об этом зараженные проказой жители острова Кауаи ушли в долину Калалау и построили свою колонию, этакую общину, которая не хотела переселения и решила остаться на родном острове. Возглавил их зараженный Капахей Кауаи по прозвищу «Архиепископ».
24 июня 1893 года группа полицейских под руководством заместителя шерифа Луиса Штольца отправилась на остров чтобы начать уже воплощать решение правительства в жизнь. По прибытии группа два дня разрабатывала план, а после наткнулась на кучку зараженных, которые были вообще не рады, что за ними приплыли полицейские. В результате началось преследование последних, Штольц захватил одного из местных по имени Паоа, заковал его в наручники, отделился от своих товарищей и вышел на резиденцию местного гавайца Калу, намереваясь арестовать и его. В этот момент на них вышел лидер местных зараженных Коолау, который наставил винтовку на полицейского, а тот, в свою очередь, на Калу. В ходе завязавшегося диалога лидер гавайцев случайно споткнулся и его винтовка выстрелила, повалив на землю Штольца. Полицейский пытался встать на ноги, опираясь на свою винтовку, но сразу же был добит выстрелом в упор Коолау. Гавайцы предпочли даже на фоне бушующей заразы не покидать родного острова и остаться дома.
Что началось? Цепная реакция! Президент Республики Гавайи Сэнфорд Баллард Доул (американец, кстати) расценил этот инцидент как неуважение к власти и отправил карательный отряд из почти полсотни человек во главе с капитаном Уильямом Ларсеном на усмирение недовольных. Ишь ты чего решили! По прибытии на остров Ларсен объявил о военном положении и необходимости всех зараженных арестовать в течении ближайших 24 часов. Лидер повстанцев Коолау узнал о высадке крупного отряда и сколотил собственную группу из двенадцати человек, куда вошли его супруга Пиилани и сын Калейману. В руках только винтовки и револьверы, Коолау понимал, что из-за него у людей могут быть проблемы и решил уйти от них, уведя Ларсена за собой в густой лес. Фактически это походило на благородную смерть. Супруга и сын выступили резко против и сказали, что последуют за ним куда бы он не пошел. Несмотря на попытку их отговорить Коолау ничего не смог этим добиться и принял их решение как данность.
1 июля отряд Ларсена достиг долины Калалау и разбил лагерь, начав зачистку местной колонии зараженных. Лидер этой небольшой общины Капахея Кауаи узнал, что отряд идет к нему в «гости» и попытался спрятаться под кроватью. На тот момент он уже был в очень плохом состоянии и болезнь почти скосила его, приковав к лежачему образу жизни. По воспоминаниям очевидцев, Кауаи чуть ли не силком вытаскивали из под кровати и арестовывали. Тогда же удалось поймать еще нескольких зараженных. На следующий день местный гаваец Вахинеалоха, работавший на Временное правительство, был назначен главным переговорщиком с восставшими. Ларсен распорядился разбить лагерь в глубине тропиков и дал залп из гаубицы, которую его люди всё это время тащили с собой, в сторону гор, где предположительно сидели повстанцы. Всё ради устрашения, а вы как думали! Вахинеалоха прошел еще дальше и встретился с группой повстанцев Коолау. Ситуация для них была патовой, они очень сильно боялись и нуждались в гарантиях безопасности. По возвращении назад в лагерь гаваец сообщил, что восемь человек готовы к переговорам. Этого было достаточно, Ларсен внушал доверие как не злопамятный офицер. Группа вступила в переговоры с карательным отрядом и сдалась без каких-либо последствий для себя. Ларсен же все равно был недоволен тем, что Коолау не нашелся. Он попросил сестру лидера зараженных звать брата на помощь, чтобы им было удобнее его схватить. Этакая приманка. Коолау на ее зов о помощи так и не вышел.
4 июля группа карательного отряда все же нашла Коолау и его семью в горах. На его захват отправились четыре человека, остальные десять остались как огневая поддержка в оцеплении. При приближении к лагерю лидера зараженных впереди шедший рядовой Джон Андерсон из Норвегии получил пулю в грудь и свалился, сбив с ног двоих своих товарищей, что поднимались вслед за ним. Андерсон погиб, а вот прочие отделались ушибами и вместе с огневой поддержкой отошли обратно в лагерь. На следующий день были собраны другие пятнадцать человек. В этот раз командовать взялся лично Ларсен. Непонятно почему Коолау за сутки не ушел с места боя, но прибывший Ларсен решил время зря не терять и отдал распоряжение действовать по его плану — он и огневая группа подавляют огнем вход в пещеру, в которой сидел Коолау, а группа под командованием Рейнольдса должна была этим воспользоваться и зайти внутрь. Просто и банально. Шедший впереди других Джон Маккейб, некогда ветеран Гражданской войны в США на стороне Союза, только подошел к пещере и попытался через уступ перелезть, как внезапно получил пулю снизу вверх в подбородок. С прошитой насквозь головой и вышибленными мозгами он повалился навзничь. Группа начала хаотично убегать обратно, в этот момент рядовой Джон Хершберг зацепился винтовкой за листья дерева и случайно нажал на спусковой крючок. Трагедия была в том, что винтовка в этот момент смотрела ему в грудь. Спусковой крючок зацепился за ветку и дернулся. В результате произошел выстрел, убивший Хершберга.
Ларсен был взбешен и на следующий день обстрелял гору из гаубицы, а его люди устроили настоящую облаву на зараженных по всему острову. Коолау понимал, что сейчас их скорее всего могут поймать, и незаметно для отряда покинул пещеру в ночь с 6 на 7 июля. В этот момент о проблеме с мятежом горстки зараженных узнал генеральный прокурор Временного правительства Гавайев Уильям Оуэн Смит. Он получал постоянный доклад о том, как проходит операция Ларсена и был в шоке от прочитанного. Это был настоящий стыд и провал. В итоге Смит решил отплывать на остров лично и взял с собой десять солдат и провизию. По прибытии 10 числа он узнал, что Ларсен особо уже не парился поисками Коолау и ушел вглубь долины искать других зараженных, чем вызвал недоумение Смита. Командир отряда это поступок объяснил тем, что смысла выслеживать беглеца уже нет никакого, так как несколькими днями ранее Коолау бесследно пропал в густых тропиках острова и его поиски почти напрасны. Оценивший обстановку Смит согласился с Ларсеном и свернул операцию. К 13 июля все закончилось. Пойманных двадцать семь прокаженных (это все, кого смогли поймать люди Ларсена) загрузили на борт корабля борт «Ивалани» и отправили на Калавао. Коолау так и не был пойман. Он спрятался в лесу и позже умер вместе с сыном от проказы, но зато на родном острове, который наотрез отказался покидать даже перед лицом смерти. Его супруга пережила болезнь и позже рассказала о судьбе своего мужа газетам.
Я люблю такие истории. В них есть что-то романтическое и героическое, какая-то несломленность и готовность стоять за родной дом, который у тебя навсегда хотят отнять чужеземцы. Человек в одиночку дал отпор почти полсотни солдатам и сумел сохранить семью, отвергнув депортацию и умерев на земле, которую считал своим домом. Много ли таких необычных примеров в истории, какая случилась с жителями этого острова? Отнюдь. Но тем и экзотичнее она выглядит.
Ставь лайк, если понравилось, бро!
Вооруженные силы Индии и Пакистана вновь столкнулись в спорном штате Кашмир. Нынешние события вряд ли перейдут в стадию полномасштабного вооруженного конфликта, но всё же стоит вспомнить историю противостояния этих стран, проанализировать нынешнюю не простую ситуацию, и постараться понять кому выгодно обострение конфликта.
Австралия конца 19-го века очень сильно напоминала Дикий Запад далекого американского континента, а где-то даже и перепрыгивала по уровню преступности, треша и беспределу. Банда молодых и отважных, сама того не понимая, установила фактический рекорд по налетам, вдоволь постреляла и ушла в народную былину. Одни называют их бандитами, а другие национальными героями и борцами за свободу. Что же, разберем!
Молодой скотовод Фрэнк Гардинер был выходцем из Шотландии, с детства проживавшим в далекой Австралии. Его мать женилась на богатом бизнесмене и семья переехала в центральную Викторию. Несмотря на среднюю зажиточность, Гардинер всегда склонялся к какой-то независимости от других и все время занимался зарабатыванием денег. Работа шла сложно и натянуто, прибыль была сведена к минимуму. Зарабатывать в глухой Австралии оказалось довольно-таки сложно и немного тяжелее, нежели чем в США. Безденежье вынудило Фрэнка в 1850 году угнать лошадей из станции недалеко от городка Серпентайн, за что позже его поймали и впаяли пять лет каторжной тюрьмы. Деваться было некуда, пришлось колымить на каторге первое время. Через полгода Гардинер и ряд сообщников приходят к мысли о побеге и разбегаются в разные стороны. Его товарищей впоследствии ловят, а сам бывший скотовод умудряется дойти до Нового Южного Уэльса и поменять свое имя на Кларка, продолжив заниматься конокрадством. Казалось бы, вот он шанс! Но удача длилась недолго, в 1854 году его с сообщником поймали при попытке продажи лошадей и приговорили к четырнадцати годам лишения свободы (семь за то, что ранее сбежал, и еще семь за то, что продолжил воровать лошадей).
Томительно и ни чуть не весело. Гардинера отправили на остров Какату, где была расположена колония для всяких бушрейнджеров, пройдох и прочих бандитов, не нашедших себя в новой жизни. Пять лет работ в тюрьме и в 1859 году Гардинер получил свой заветный билет на увольнение. Он остается под наблюдением, но теперь мог жить не в застенках своей маленькой комнаты за решеткой, а в самом городе. От него требовалось лишь отмечаться и работать на воле. Так он пошел работать в мясную лавку старика Уильяма Фогга в городке Каркоаре, но уже через два года снова был пойман на краже лошадей. Наверняка у него крутились в голове мысли, мол, да сколько можно? Но на тот момент он считал, что это единственный способ хоть как-то разжиться большими деньгами. Суд и на этот раз был с ним мягок и отпустил под залог. Оказалось, что несмотря на выплаты с него судимость не сняли и также отпустили только с билетом на увольнение. Здесь же наш разбойник и пропал. Просто исчез и перестал появляться чтобы отмечаться. А случилось вот что — бывший конокрад в это время присоединился к банде Джона Пейнсли, с которым познакомился как раз на Какату. Достаточно опасный бандит и бушрейнджер, ставший ранее известным налетами на повозки, путников и прочих. Сколотив банду, Пейнсли и Гардинер вскоре включили в нее 18-летнего бывшего конюха и золотодобытчика из Канады Джонни Гилберта. Банда воровала лошадей и скот, а всех животных передавали Фоггу, который их забивал на мясо и продавал на рынке. Поняли схему? Естественно, полиция знала, что скот пропадает. На Гардинера была устроена охота. Нашли его через время, когда он прятался в доме Уильяма Фогга. 16 июля 1861 года сержант Джон Миддлтон и констебль Уильям Хози наведались домой к старику и вступили в перестрелку с Гардинером. К счастью для всех убитых не оказалось, но каждый из них получил по несколько огнестрельных ранений. Миддлтон убыл за подмогой, а оставшийся на охране Хози потерял сознание из-за ранения, а очнувшись увидел Гардинера, который потребовал ему не мешать сбежать, иначе констеблю было бы не жить. Хози ответил, что с него хватит и тот может делать все, что хочет.
С 1861 года начинается новая история Австралии. Точнее, не самая ее героическая часть. На первые полосы газет выходят заголовки про деятельность банды Гардинера, которая постоянно расширялась молодыми бушрейнджерами. Тогда в нее пришел и Бен Холл, в будущем ставший легендой местного фольклора. Так уж получилось, что этот 23-летний бродяга (на момент вступления в банду) вообще никогда не стрелял в живых людей на протяжении всей эпопеи команды, хотя та разряжала свои винчестеры и револьверы вдоволь по всем, кому только можно. Там реально тянется длинный шлейф из трупов и смертей, причем это касалось не только жертв. Так, например, в декабре 1861 года один из создателей банды Пейнсли застрелил хозяина гостиницы, позже был схвачен и повешен на глазах у толпы. Самый первый погибший в истории существования банды отъявленных бушрейнджеров был сам же ее создатель. Какая ирония! Гардинер и Холл стали вместе руководить бандой, пытавшейся выжить в суровом мире Австралии. Группа молодых налетчиков крутилась в зависимости от сезона, грабя от повозок торговцев, до случайных путников. Иногда это были магазины. Но самое громкое их ограбление произошло в июне 1862 года.
Итак, банда наметила цель на конвой с золотом, перевозивший партию груза из Форбса в Оранж, а затем в Сидней. Охраняли его всего четыре полицейских, за поводьями сидел кучер и его маленький сын. В это время бандиты перекрыли дорогу повозками с волами, половина банды должна была спрятаться за валуном размером с хижину. Другая половина должна была спрятаться в близлежащем русле ручья. Бандиты хоть и были отъявленными и готовыми к риску, но просчитались с реакцией. Они ожидали, что офицеры отдадут золото после того, как они выскочат из своих укрытий и закричат «Сдавайтесь!», но полицейские везли 77 килограммов золота и просто так отдавать это не хотели. В итоге началась жаркая перестрелка, одному из полицейских пулей револьвера разворотило яйца, второй получил ранение и завалился на землю. Остальные двое просто взяли и… бросили товарищей, бросившись наутек и куда глаза глядят! Бандиты ограбили повозку, оставив раненых полицейских лежать на земле, а мальчику подарив фунт золота. Единственное их требование было не преследовать банду. После они залезли в фургон и вскрыли содержимое. Какое их было удивление! Дело в том, что по предварительной информации полицейские должны были везти только 10 килограммов, но оказалось, что лежало там почти в 8 раз больше! Ко всему прочему внутри находились еще и десять мешков с деньгами. Данный налет их сделал уже просто с момента нападения не только самыми разыскиваемыми преступниками в Австралии, а вообще в целом во всей Британской Империи.
Здесь есть один забавный и умопомрачительный момент: на протяжении этих лет местные газеты стали их героизировать как защитников свободы, называя борцами с коррумпированным режимом Австралии. Сами же бандиты вообще о подобном даже не думали и просто грабили обозы/магазины. В какой-то мере они были в шоке от вдруг внезапно взвалившейся популярности. Ну еще бы — о них сочинялись легенды и простенькие песни, писались стихи и прочее. Фактически этот налет стал этаким трамплином в лучшую жизнь, но при этом и сделало их целью номер один для всей страны. Банда на тот момент уже имела больше десятка постоянных членов в своих рядах, периодически расширяясь новенькими бушрейнджерами. Но именно после ограбления конвоя Гардинер понял, что дальше уже просто некуда и решил уйти на покой. Слишком большую облаву на них устроила полиция и само государство. Оставшиеся члены решили тоже раствориться с награбленным, но не все — некоторые остались и банда расширялась и продолжала налеты, в частности ограбив и первый банк в истории Австралии. Случай произошел 13 июля 1863 года. Единственное, ничего не смогли вынести оттуда. Кассир спугнул налетчиков выстрелом в потолок, а те, в свою очередь, застрелили менеджера на входе в здание. Денег забрать они не смогли. 1 октября банда совершила крупный налет на ювелирный магазин и гостиницу Sportsman’s Arms в Батерсте, вступив в перестрелку с местной полицией и только чудом избежав раненых и убитых. В другом же случае налетчики вынесли отель Robinson’s Hotel в Кановиндре и обеспечили всех путешественников и горожан едой и развлечениями. Гуляки, ставшие известными на весь Южный Уэльс, раскидывались деньгами как какой-то мелочью. Тогда еще Холл настоял на том, чтобы оплатить «расходы» каждого горожанина. Просто представьте сколько с ними было денег!
Последующие два года были самыми тяжелыми и постепенно банда в ходе налетов стала физически иссякать. Половину поймали, а другую застрелили. Один из них, 20-летний Майкл Берк, получил тяжелое огнестрельное ранение в живот и на панике, уже подумав, что умирает, совершил бушрейнджерское «харакири» выстрелом в голову. Поля не прошила мозг, прошла по касательной и повредила череп. Парень истошно кричал и мучался от боли. Добивать пришлось никогда не стрелявшему в противника Бену Холлу. В полицию не стрелял, но своего застрелил. Из жалости… К концу существования банды в 1865 году полиция перестреляла добрую часть налетчиков, из 23 членов в живых остались лишь 10 человек, да и среди тех 1 умер в заточении от чахотки. Никому из них не удалось избежать наказания, всем выдали сроки. Холл, например, не дожил до суда. Он был застрелен при попытке убежать от полицейских. При нем нашли полно золота, денег и… портрет своей родной сестры. А вот на тот момент 23-летнего Джонни Гилберта, который вступил в банду одним из первых, застрелили при попытке бегства от полиции в мае 1865 года. Он стал одним из самых последних убитых бушрейнджеров в истории существования банды.
Гардинер же, как я уже сказал, фактически скрывался с 1863 года, то есть с момента, как ограбил конвой с золотом. Начал новую жизнь, открыл свой магазин и отстранился от дел. Поймали его в июле 1864 года. От наказания он все равно не спасся. Верховный суд Нового Южного Уэльса приговорил его к 37 годам лишения свободы, правда дав возможность в случае хорошего поведения выйти через «каких-то 10 лет». На том и порешили. Гардинер так и не рассказал куда делась такая огромная сумма денег и впоследствии это обросло бородой и легендами. Вел он себя хорошо и через десять лет был депортирован из Австралии с запретом когда-либо в ней появляться. Кстати, такого прецеденты в истории больше не было никогда. Прожил остаток жизни в США, где и умер в нищете приблизительно в 1882 году.
Банда, ставшая легендарной и знаменитой, о которой кто только не говорил в лихие годы налетов бушрейнджеров. Настоящая легенда южной Австралии, стрелявшаяся несколько десятков раз с полицией, нападавшая на города, обозы и конвои с золотом. На сегодняшний день это уже легендарный фольклор, который каждый в Австралии воспринимает по своему. Как говорится, от бандитизма до борцов за справедливость один шаг. И банда Гардинера-Холла тому ярчайший пример!
Ставь лайк, если понравилось, бро!
Основные задачи режима Мухаммада Юнуса, влияние США на развитие ситуации в Бангладеш, арсенал техсредств разведки спецслужб страны
Полиция Великобритании рассматривает возможность использования инновационных рюкзачных устройств в стиле «Охотников за привидениями» для борьбы с преступлениями, связанными с электровелосипедами (ebikes) и электросамокатами (e-scooters).
📌Функциональные возможности устройства: Устройство использует электромагнитные лучи для отключения двигателей электронных велосипедов и скутеров. Он работает путем передачи импульса, который обманывает электродвигатель, заставляя его думать, что он перегревается, и отключает его. Для эффективной работы устройства требуется четкая видимость.
📌Разработка и сотрудничество: Лаборатория оборонной науки и техники при Министерстве обороны принимает участие в этом проекте. Устройство все еще находится в стадии разработки, и может потребоваться несколько месяцев или дольше, прежде чем оно станет доступным.
📌Потенциальные области применения: Хотя это устройство предназначено в первую очередь для электронных велосипедов и электроскутеров, оно может быть использовано и на автомобилях с обычными двигателями внутреннего сгорания.
📌Безопасность и эффективность: Полиция с оптимизмом смотрит на то, что устройство не причинит никакого вреда людям или другим устройствам. Технология была продемонстрирована руководителям полиции на выставке технологий в Фарнборо.
📌Контекст и необходимость: Рост популярности электронных велосипедов и скутеров привел к их использованию в тысячах преступлений благодаря их скорости и маневренности. Характер полицейских преследований изменился: от погони за автомобилями на автомагистралях они перешли к борьбе с быстро движущимися электрическими велосипедами в городских районах.
📌Существующие технологии: У полиции уже есть технология удаленной остановки автомобилей с помощью радио и электромагнитных волн, но новое устройство разработано с учетом специфических проблем, связанных с электрическими велосипедами и скутерами.
«Но́вый Гулливе́р» — советская остросатирическая комедия 1935 года режиссёра Александра Птушко — первый в мировой кинематографии полнометражный фильм, созданный средствами объёмной мультипликации. Используя общую канву первой части романа Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера», Лилипутия показана воинствующим капиталистическим государством.
Как лучший юный осводовец «Артека», пионер Петя Константинов получает в награду любимую книгу — «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта. Вместе с другими пионерами, своими руками отремонтировавшими яхту «Артек», он отправляется на морскую прогулку к островам Адалары. Там ребята просят вожатого прочитать им вслух Петину книгу. Во время чтения Петя незаметно для себя засыпает и попадает в описываемый в книге мир.
Во время путешествия на корабле его атакуют пираты, и судно тонет. Вместе с тремя пленниками мальчик сражается с пиратами, но пиратский корабль разбивается о скалы. Подросток приходит в себя на берегу моря, связанный и окружённый лилипутами. Его поят сонным зельем. В парламенте Лилипутии проходят жаркие прения, что делать с новым Гулливером. Министры от имени короля принимают решение использовать его в военных целях. Мальчика перевозят на специальной платформе при помощи нескольких десятков тракторов в город. Проснувшись, Петя-Гулливер узнаёт о решении, принятом парламентом, но не соглашается с ним. У его ног происходит демонстрация военной силы Лилипутии.
На проходящем где-то в подвалах митинге, из Петиной тетради рабочие узнаю́т, что он за «могучий союз рабочих всей Земли». Они надеются, что Гулливер поможет им в готовящейся операции по свержению аристократии.
Гулливера кормят с конвейера, подавая ему еду краном. Присутствуют придворные, выступает кордебалет. Когда главному герою начинают петь, как замечательно живёт народ в Лилипутии под руководством мудрого короля, он прерывает певицу и запевает пионерскую песню. Ему подпевают рабочие в подвалах. Придворные в ужасе разбегаются.
Начальник тайной полиции решается убить Гулливера и даёт указание изготовить партию оружия. Рабочие предупреждают великана, и полиция узнаёт об этом, но в это время уже начинается забастовка. Рабочие захватывают арсенал. Полиция пытается отравить Гулливера вином с ядом. Выпивая, он выплёвывает его, притворившись, что умер.
Начинаются военные действия. Повстанцев отбрасывают к морю вооружённые силы Лилипутии, но в дело вступает Гулливер. Он захватывает королевские корабли, а рабочие развивают успех на суше, подрывая фугасы и танки. Гвардия и придворные разбегаются.
Повстанцы захватывают королевский дворец. Король прячется на шпиле, но когда рабочие проникают и туда, падая, цепляется за стрелку башенных часов. Петя-Гулливер трубит в горн, снимает со звонницы городской башни колокол и звонит, как в школьный колокольчик, затем громко провозглашает: «Митинг свободной Лилипутии объявляю открытым!».
Петя просыпается под смех своих товарищей — ведь последние слова он произнёс вслух…
Работу над фильмом предварила серия публикаций «в духе времени», подававших Джонатана Свифта ирландским политическим деятелем.
Первоначальный вариант сценария был написан в 1933 году Сигизмундом Кржижановским, имя сценариста впоследствии таинственно выпало из титров.
В советском фильме о большом человеке (представителе «новой формации») среди кукол (буржуазный мир) «защитным механизмом» служил мотив сна: пионер засыпал и оказывался в кукольной стране.
"Герой «Нового Гулливера» — проводник коммунистической идеологии в запретную зону. <…> Мальчик наблюдает классовую борьбу и помогает рабочим в подготовке гражданской войны."
— Нина Спутницкая, журнал «Вестник РГГУ» № 1 2015.
Гулливер действовал в художественном пространстве, созданном исключительно средствами объёмной мультипликации и огромным количеством комбинированных и макетных съёмок. Этому способствовало бурное развитие кинотехнологий 1930-х годов, в частности — транспарантных съёмок, сущность которых в возможности снять необходимое действие на заранее снятом фоне. «Без освоения этого метода съёмки не было бы и фильма», — признавались позже А. Птушко с Н. Ренковым в совместной книге «Комбинированные и трюковые киносъёмки».
"В «Новом Гулливере» методом транспаранта выстроена сцена, когда Петя призывает на помощь флотилию: на дальнем плане кадра работал пионер, на переднем — куклы, исполняющие роль королевского войска. Побег снимался покадровой съёмкой в транспарантном павильоне на сине-зелёном фоне с макетом берега моря."
— Нина Спутницкая, «Птушко. Роу: мастер-класс российского кинофэнтези» 2018.
Многие другие сцены, в которых участвовали куклы и живой актёр, снимались за несколько раздельных экспозиций — с обычной скоростью 24 кадр/с и покадрово, как все кукольные фильмы. При этом, пока художники изменяли фазы движения кукол, Владимиру Константинову приходилось долгое время находиться неподвижно.
"В процессе подготовки пришлось провести множество расчётов масштабных и пространственных соотношений между куклами и актёром, подобрать необходимый характер и темп движения кукольных персонажей, чтобы получить одновременно жизнеподобные и гротесковые образы героев фильма — жителей лилипутии. Для перемещения камеры при покадровых съёмках кукол были изготовлены специальные конструкции, позволяющие делать не только наезды, отъезды или проезды, но и имитировать съёмку с операторского крана. Особое внимание уделялось расчётам глубины резкости, чтобы при съёмках кукол резкостные соотношения между первоплановыми куклами и куклами в глубине кадра соответствовали распределению резкости при съёмках актёра. На актёра и кукол нужно было устанавливать одинаковый по характеру, но совершенно разный по интенсивности световой рисунок."
— Дмитрий Масуренков, журнал «Техника и технологии кино» 2006.
В картине было использовано свыше полутора тысяч кукол, в том числе и вылепленные из глины. Фигурки капиталистов были в духе плакатов тех времён: уродливые, пузатые и на тонких ногах. В то же время каждая фигурка была своеобразной и индивидуальной. Фигурки же рабочих менее уродливы, но все слеплены по одному шаблону, из одноцветного пластилина и на проволочном каркасе, с хорошо прорисованными чертами лиц. Это было сделано специально, чтобы «пролетарии» не выглядели пародийно.
"Новизна и необычность визуального решения потребовала таких же пропорциональных масштабов от звуковой палитры фильма (звукооператор А. Коробов, звукооформитель Я. Харон): музыка, голоса, шумы; комариный писк труб лилипутов диссонирует с трубами артековцев. При озвучании был применён новый метод изменения тембрового качества голоса: примерно на 3—3,5 тона была повышена звуковая фактура. В результате возникает ощущение, что грампластинку, на которой записывался звук, пустили со значительно увеличенным числом оборотов."
— Нина Спутницкая, «Искусство кино» № 5 2015.
Натурные съёмки проводились в Артеке. В сцене на пляже отчётливо видны скалы-близнецы Адалары.
По мнению киноведа Сергея Асенина, фильм стал одним из самых значительных явлений советской мультипликации 30-х годов, чем привлёк внимание зрителей многих стран.
О фильме за его техническое новаторство с похвалой отзывался Чарли Чаплин. В книге «Одноэтажная Америка» Илья Ильф и Евгений Петров упоминают, что во время прогулки по Бродвею видели «Нового Гулливера» в американском прокате.
Высокую оценку фильму, который помог развитию чешской мультипликации, дали её основоположники, чешские режиссёры Карел Земан, Иржи Трнка и Гермина Тырлова. Фильм «послужил для них примером новаторского использования возможностей мультэкрана, и в частности искусства кинокуклы, непосредственным вдохновляющим импульсом в их работе».
"Успех на долю фильма выпал необычайный. Пресса писала о нём как о явлении выдающемся не только для советской, но и для всей мировой кинематографии. Фильм прежде всего поражал изумительными достоинствами игры кукол, грандиозностью массовых сцен…"
— Иван Иванов-Вано, «Кадр за кадром» 1980.
Многие рецензенты-современники успели обвинить фильм в пропаганде коммунизма и неверном отражении общественного строя.
"Однако спустя десятилетия в «Новом Гулливере» очевидны иные коннотации, его идеологический посыл оказался нестабильным, и сегодня возникает новое семантическое поле ассоциаций, которые, скорее всего, не закладывались авторами: мир буржуазии многолик, красочен, в его представителях подчеркнуто артистическое начало, тогда как Петя и рабочие — лишь исполнители рекомендаций и песен, записанных под диктовку."
— Нина Спутницкая, журнал «Вестник РГГУ» № 1 2015.
Циркач, скачущий на коне и стреляющий по надувным шарикам в руках своего друга и напарника, получает известие, что его бабушка тяжело больна. Несмотря на то, что его ждёт кровная месть, он собирается ехать. Напарник, волнуясь за товарища, отправляется с ним.
Фрагмент конфликта с полицией и смотрителями из-за запрета съёмок у великих Пирамид Гизы.
Используйте ссылку в приложениях для аудио-подкастов или RSS-каналов, таких как Apple Podcasts, Castbox, Overcast, Feedly и другие.
Копировать ссылку