Наруто, Винни Пух и два дымящихся Кольта (№178)

Вернёмся к нашим школьно-воспитательным баранам, только в роли последних выступают не школьники, а дяди и тёти, вознамерившиеся их спасти и облагодетельствовать
Вернёмся к нашим школьно-воспитательным баранам, только в роли последних выступают не школьники, а дяди и тёти, вознамерившиеся их спасти и облагодетельствовать
Все уже, наверно, видели новость о том, как в Химках школьница порезала ножом одноклассницу. Итак.
Речь идёт не о колумбайне, не о террористах, а о пятиклассницах по 11 лет от роду. Вчера, когда пошла данная новость, в школу слетелись всевозможные говноеды типа Mash и Shot, которые нависали на охранников, требуя деталей и обвиняя их в том, что они «делают вид, что ничего не произошло». В современной «журналистике» работают такие дауны, что им даже в голову не приходит, что есть такие понятия, как следствие, его тайна, личные данные и всё в этом роде. Ну да ладно, это вы и так знаете.
Первое.
Засекайте, сейчас по сети понесётся вой пролаткиновых мамашек и просто шизоидов, требующих установить на входе в каждую школу бетонный ДОТ с огнемётами, для охраны каждой школьной двери снять с фронта дивизию разведки Росгвардии, а допуск в школу осуществлять только после шмона каждого школяра силами спецназа ГУФСИН.
На самом деле все эти вопли ничего общего с реальным поддержанием безопасности не имеют. Текущая система турникетов и привлечения ЧОПов не идеальна, но достаточна и обоснована. Работает это следующим образом.
На входе в школу устанавливается усиленная стеклоблочная входная группа, где ключевым элементом является возможность БЛОКИРОВКИ дверей. Они открываются нажатием кнопки с пульта охраны. То есть ни войти, ни выйти без контроля со стороны сотрудников ЧОП практически нереально. И дети, и все сотрудники образовательного учреждения входят и выходят по электронным пропускам, все прочие СТРОГО по предварительной заявке, которую в письменной форме подает один из тех же сотрудников школы. У всех посетителей переписывают паспортные данные и не пускают просто бродить по коридорам, а физически «сдают на руки» тому, кто их пригласил. К этому прилагается система видеонаблюдения во всех местах общего пользования внутри здания (классы не входят).
Что касается входа школьников.
Шмонать их, во-первых, запрещено законом, так как углубленная проверка является личным досмотром, на что нужны особые основания, в случае с несовершеннолетними дебилами требуется еще и разрешение родителей или опекунов.
Во-вторых, на практике это просто невозможно. Основной приток школотронов происходит в последние 10 минут перед звонком на первый урок, то есть где-то в 8:20–8:30. За эти десять минут в здание попадает (приблизительно) процентов 70 всех учеников. Условно говоря, если у вас в здании учится тысяча балбесов, семьсот из них будут толпой прорываться сквозь турникеты именно в этом промежутке. Степень давки, с учетом даже двух-трех работающих дверей можете прикинуть сами. Тот, кто расскажет, как охране провести осмотр всех сумок, пакетов, портфелей и карманов может смело претендовать на должность начальника МВД и президентскую премию.
Вторая волна, то есть оставшиеся условные триста человек будут заходить уже после звонка, то есть роняя в галопе кал и сменку.
Нужно понимать, что в этом же потоке идут и учителя, а также разные другие люди, вроде доставщиков воды, тянульщиков оптоволокна, носильщиков мебели и произвольного количества других людей произвольных обеспечивающих профессий. Их нужно проверить, записать и запустить. А буквально еще полгода назад КАЖДОГО входящего нужно было проверить сканером-термометром. Пандемия, если кто забыл. Карантинные меры в школах сняли только в конце прошлого учебного года.
Ну и на закуску, но не последнее. 11-летняя идиотка протащила самый обычный кухонный нож не самого большого размера. Спрятать его можно тысячей способов, хоть в рюкзаке в подростковой свалке всякой рухляди, хоть в кармане. И не нужно кричать «пусть ставят рамки металлоискателей!». Они стоят, только звук на них отключен, так как звенит каждый входящий, увешанный цепями, пряжками и прочей фигней, на которую вы даже внимания не обращаете обычно.
Второе.
Если посмотреть, кто же вопит громче всех, то вы не увидите ни одного учителя. Просто потому, что они и так знают всё, что описано выше. Визжат и топают ножками у нас либо яжемамки, либо яжебабки, либо просто яростные пирожки-шизоиды. Все они требуют воевать со следствием, и никто не хочет работать с ПРИЧИНАМИ. Потому что в этом случае расследование, как в том анекдоте, неудержимо выводит на самих себя.
Говорил, повторю вновь и вновь. Школа не воспитывает, она лишь дает определенный набор знаний, умений и навыков (см. ниже очерк «Буквари и берцы»). Воспитательная функция целиком и полностью лежит на семье и близких родственниках. Семья первична и является базой при формировании личности.
Школа в лице классного руководителя, директора и дворника Михалыча просто не могла предугадать, что 11-летняя ссыкуха внезапно решить взять дома нож, которым мама час назад телапию разделывала, и пойдет разделывать в туалете уже свою одноклассницу, с которой, по некоторым сведениям, вполне мирно приятельствовала до этого.
В настоящий момент есть две версии произошедшего, обе никем не подтвержденные. Вначале вбросили, что поножовщина случилась из-за мальчика (в 11 лет?), затем, что из-за компьютерной игры. Якобы пострадавшая обнулила на общем игровом аккаунте какие-то накопления, вроде баллов или скидок.
Как бы то ни было, предугадать, что девочка возьмет нож и пойдет насмерть резать соседку по парте школа не могла никак. Классная руководительница Мариванна, конечно, шестирукий восьмих%й, но про выдачу способности чтения мыслей наряду с дипломом педвуза я пока не слышал. Осознайте, пожалуйста, даже самый старательный сумасшедший классный руководитель, даже отказавшийся от личной жизни и здоровья, целиком посвящающий свою жизнь вверенному классу — он (а) не может упредить такие события. Разве что только случайно, если малолетний дебил будет где-то очень громко хвастаться будущим преступлением. Учителю поручены 20-30-40 детей разного возраста, разного характера, уровня знаний, из разных социальных слоев, разных семейных психологических атмосфер. Если он (а) в промежутках между ведением уроков, методической подготовкой, составлением и проверкой ДЗ, педсоветами, курсами и прочим умудряется сделать так, что в классе никто не ломает позвоночник, не прыгает в окно, не курит в классе — такой учитель уже нереальный красавчик, достойный восхищения и отдельной серии во вселенной Marvel.
В средней российской семье детей 1-2, ладно, пусть три. То есть они на виду, родители их знают с первого вздоха и могут по перепадам настроения понять, что у дочери, простите, месячные или просто плохое настроение. А у пацана пубертат или его во дворе чморят. И понять текущий процесс если не сходу, то после небольшого семейного разговора. То есть в целом КРАТНО повысить вероятность заблаговременного обнаружения проблемы и намерения. Понятно, что семья тоже не полиграф последней инстанции, но всё же здесь нужно оперировать вероятностями и их величиной.
Самое печальное во всей этой ситуации уже выразил кто-то в комментариях на моей странице ВК. Человек написал: сейчас виноватыми сделают учителей. И это чистая, как кристалл нетронутого кварца, жизненная правда.
За свою крайне короткую учительскую жизнь я пару раз был живым свидетелем, как классного руководителя по умолчанию и без вариантов назначают виновным. Ребенок на каникулах поехал в Турцию и сломал ногу? Виноват учитель. На выходных выпил пива и грохнулся со скейта, развалив себе полчерепа? Собирайтесь, пройдемте. После ссоры с родителями пошел нажрался таблеток и отъехал по «скорой»? Сушите сухари всеми шестью руками, дорогая Мариванна.
По факту нанесения тяжких телесных повреждений в химкинской школе возбуждено два уголовных дела. Первое по факту, второе — против педагогов.
Договороспособность — не синоним умения договариваться
Если у меня есть ноги — я могу прыгать. Но это не делает меня мастером спорта по тройному прыжку. Если у меня есть руки — я теоретически могу играть в баскетбол. Но это не значит, что я делаю меткие броски, точные передачи или крутые обводки.
Точно так же и с детьми. Способность — не гарантия умения. Наличие психики и языка — ещё не договороспособность.
Взрослые требуют от детей того, чего сами не умеют
Еженедельно встречаю родителей, которые требуют от детей договороспособности в состоянии:
Но насколько часто вы видите взрослых, способных договариваться в этих же состояниях? Таких — единицы. Но почему-то ребёнку мы предъявляем такие требования, будто он — маленький буддийский монах.
Кто учит договариваться? И когда?
Договороспособности учит отец — в возрасте от 5 до 7 лет. Но он не может научить, если нет основания. А основание — это:
Это как фундамент под здание: без него бесполезно ставить крышу.
Ребёнок рождается центром вселенной
Он не может удовлетворять свои потребности сам. Всё, что ему нужно, приходит извне: забота, тепло, еда, безопасность, гигиена, развлечение. Мир обслуживает его потребности полностью. Он — центр. Это не «эгоизм», это — биология.
Как формируется принуждение
К 1,5 годам ребёнок начинает использовать звуки, мимику и поведение для давления на взрослых. Это доказанный факт: от 8 месяцев до 1,5 лет он экспериментирует с интонациями, чтобы понять, какие реакции получают отклик от мамы. Если рядом нет отца, чья нервная система устроена иначе и реагирует слабее, то мама становится объектом управления.
Дальше — больше: крики, укусы, царапанье, хватание за волосы. Это не «плохое поведение», это — стратегия управления поведением взрослых через насилие.
Без отца — нет границы
Папа — не «строгий», а инертный. Он не реагирует мгновенно на эмоциональные колебания ребёнка. Это и есть граница: сигнал «не всегда твоё воздействие работает». Если этой реакции нет, ребёнок растёт с мыслью: все поддаются моим эмоциям.
И тогда, зачем ему договариваться, если можно подчинять? Сначала — физически. Потом — через истерики, саботаж, угрозы, манипуляции.
Почему не формируется договороспособность
Потому что у ребёнка нет опыта столкновения с сопротивлением. Он не знает, как это — не влиять на поведение другого. Он не научен выдерживать, что не всё поддаётся контролю.
И тогда договор — это не способ, а унижение. Он его не воспринимает как путь, потому что у него нет в этом нужды.
Перевёрнутая иерархия в семье
Если ребёнок стал главным, а взрослый — обслуживающим, у ребёнка просто нет мотива договариваться. Он уже получает всё, чего хочет. Его всё устраивает. Это взрослые хотят что-то изменить. Но ребёнку это не нужно. Поэтому он сопротивляется, включает старые схемы, и — побеждает.
Три уровня пирамиды договороспособности
Если хотя бы один уровень не сформирован — никакого «давай договоримся» не получится.
А если время упущено?
Не поздно. Но начинать нужно не с формулировок, а с тела, эмоций, границ. С возвращения ребёнка в позицию, где он — не главный. Где родитель — взрослый, стабильный, уверенный, а не обслуживающий и вечно виноватый.
И, да — сначала ребёнок будет заключать фантастические сделки: «Я слетаю за звездой на драконе, а ты дашь мне алмаз размером с мяч». И будет искренне верить, что всё сработает.
Это — нормально.
Что дальше?
Если хочешь — продолжу эту тему: расскажу, как научить ребёнка заключать настоящие договоры, выполнять их и не срываться, когда не по его.
Если тебе откликнулось — подпишись. Следующая часть — в виде памятки PDF, аудио или видео. А пока — спасибо, что был здесь.
С тобой был Антон Скобелев. До встречи.
Автор: Антон Скобелев, семейный психолог, педагог, коуч подростков
Ознакомьтесь с правилами и манифестом клуба.
Два психолога поездили по Японии, и вот что нам есть сказать про людей и страну!