Ходить верою, а не видением
Христиане “ходят верою, а не видением” (2 Кор. 5:7). В то время как христианство не исключает необходимости в здравом смысле, преданные “здравому смыслу” иногда пытаются исключить необходимость в христианстве.
В христианском учении осуждается, по крайней мере, два злоупотребления рассудком, или “видением”. Во-первых, нельзя отвергать христианскую религию потому, что некоторые истины не поддаются объяснению с позиции человеческого разума и кажутся противоречащими теориям, выдвинутым философами. Христианство не противоречит здравому смыслу, но порой выходит за его рамки. Многие библейские учения противоречат рассуждению затуманенных и развращенных умов.
Например, библейские учения о морали и браке отвергаются теми, кто не желает связывать себя ими (это бы мешало их похотям). Гордые и надменные не желают признать достоверность тех учений Библии, которые их интеллект не постиг или не в состоянии постигнуть. О подобных рассуждениях Павел писал: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых - сила Божия. Ибо написано: “погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну”» (1 Кор. 1:18, 19).
В свидетельство Христу были совершены знамения достаточные для того, чтобы привести нас к вере в Него, ибо они являются признаком того, что Он есть Сын Божий. В Слове Божьем и в том, как оно действует в сердцах людей, кроется истинная мудрость. Те, кто считает христианство неразумным, рассуждают неправильно.
Правильное использование разума в отношении утверждений и учения христианства состоит в том, чтобы ответить на вопрос, достаточно ли у христианства полномочий для того, чтобы обосновать принятие Христа. Если существует достаточная причина принять Христа, тогда ее должно быть также достаточно для принятия всего Его учения, даже тех его частей, которые могут показаться неразумными, если рассматривать их отдельно и вне Христа. Христос выдержит исследование с помощью разума; и когда оно завершится, на основании Его авторитета можно будет принять те учения, которые в противном случае только бы сбивали с толку. Тот, кто сначала изучает Его полномочия, окажется в лучших условиях при рассмотрении некоторых тайн веры.
Второе злоупотребление рассудком заключается в отказе мнимых верующих исполнять то, что повелевает Христос, на том основании, что они не понимают или не хотят увидеть, почему ту или иную заповедь надо исполнять или что это даст им. Когда мы ходим верой, мы исполняем повеления Христа невзирая на то, понимаем мы или нет, почему Он сказал именно так и не иначе или что из этого получится. Одно то, что Он велит нам что-то сделать, уже есть достаточный повод для веры послушаться.
Вера гласит: “Говори, Господь, ибо Твой слуга слушает Тебя и сделает, как Ты велишь”. Те, кто ходит видением, заявляют: “Говори, Господь, ибо Твой слуга слушает Тебя и сделает, как Ты велишь, если сможет разобраться, зачем Ты даешь ему это повеление и какую оно принесет пользу в данной ситуации”. Человек, повинующийся Христу только, когда это повеление совпадает с его собственной волей и пониманием, не ходит верой. Он следует своим рассуждениям и тем повелениям Христа, которым посчастливилось не противоречить этим рассуждениям. Это не тот путь, которым христианину заповедано ходить. Давайте же поступать по Его заповедям (2 Ин. 6).