Приложение №1 к "Рельсовой Поднебесной"
![](/project/511/post/15850/image/27786/imagesprojects5115118xu7s534cb0803bc.webp?1654465281090)
Приложение №1 к книге "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю"
"Рельсовая Поднебесная", эпилог
Заключительный «китайский» день целиком ушел на суету с закупками гостинцев, а также на поиск японского посольства – оно было в окрестностях моей вписки. Посольство самураев я так и не нашел – хотя оббегал множество кварталов в этом посольском районе. День был исключительно ясный и без смога, причем вторые сутки подряд. Природа благоухала, и на газонах, в парках и скверах царила весенняя феерия; деревья были усыпаны белыми, розовыми, красными, желтыми цветками и радовали глаз. Наверное, самое красивое время года.
![](/project/511/post/15844/image/27718/imagesprojects511511ocp42c34cae98383_original.webp?1654446305035)
Пекинская весна в разгаре
Я шел вдоль торговой улицы в этом районе и ловил себя на мысли, как комплексовал здесь же всего 17 дней назад и как изменилось сейчас мое отношение к окружающему. Все-таки самостоятельное погружение в реальность больше чем на две недели, без посредников в виде экскурсоводов, гидов, организаторов дает быстрое приращение опыта. Пропала китаебоязнь и паническая неуверенность, я стал спокойней и уверенней. И большое спасибо всем тем ребятам, кто встречался на моем пути за эти дни и делился своим опытом по части китайских реалий – шанхайцу Юрию, пекинцу Сергею и особенно даляньцу Алексею. Последний вообще выступил для меня настоящей энциклопедией бытовых и жизненных обычаев и привычек, и после его «школы» я вполне самостоятельно мог вращаться в море китайских реалий – пищевых, транспортных, уличных; даже без знания китайского. Было не без ошибок, конечно, но в целом успешно – потому что я лучше понимал психологию окружающих и их отношение к миру. И каждый, с кем я общался, стал кирпичиком в фундамент знаний об этой стране.
Кстати, о китайском языке и отношении к нему. В какой-то момент – примерно на пятый день после приезда – я начал зарисовывать в блокнот иероглифы, особенно еды. Потом, после Харбина – стал заучивать иероглифы чисел и их произношение, так как говорить «три» или «семь» на китайском оказалось куда эффективнее, чем «уан, ту, фри, фо, файв» на привычном интернационально-английском сленге. За пределами мегаполисов никаких английских слов никто не знает, надо обходиться китайским.
А вот карманный словарь был менее эффективен: там было много слов, и надо было листать, теряя время. В блокноте же я зарисовал примерно 30‑35 самых «жизненных» сочетаний. И где-то через дюжину дней после приезда – в Яньани – я внезапно испытал на улице радость пятилетнего ребенка, когда он впервые складывает отдельные буквы в слова. Шел по тротуару, смотрел на вывески и узнавал на них ранее выученные слова типа «свинина», «парикмахерская» или «вода». А ведь сразу после прилета у меня от этих всех непонятных значков просто болела голова! В общем, время в Китае прошло не зря.
Китайцы в реальной жизни оказались вполне доброжелательной и открытой нацией, способной помочь иностранцу в трудных ситуациях. Безусловно, в пределах широко посещаемых туристических зон в больших городах имеется множество темных личностей и разнообразного жулья, из-за которых у многих туристов складывается отношение к стране; однако вне этих зон люди были в большинстве своем отзывчивы, проявляли интерес и пытались помочь в меру своих сил и понимания. Жаль только пропавшую в Яньани камеру (а еще больше – снимки, которые я сделал, но не скопировал вовремя на дорожный ноутбук) – но, строго говоря, я там сильно расслабился, потерял бдительность, нужную в дальней дороге, и получил неприятный урок.
Что еще мне понравилось в стране – так это безопасность. Да, именно так: в Китае вполне безопасно гулять и ездить вечерами, кроме разве что некоторых немногочисленных исключений. Про это мне говорили и соотечественники, живущие здесь – с которыми я встречался в разных городах, затем постепенно я и сам это прочувствовал. Количество гопников и прочей шушеры, склонной приставать к иностранцам или нарушать личное пространство, здесь существенно ниже, чем в других странах, где я бывал.
Около девяти вечера 25 апреля я направился к метро и поехал на остановку аэроэкспресса. Путь был хорошо знаком и понятен, транспортные реалии я знал уверенно и в аэропорт Пекин-Кэпитэл попал без ошибок. Рейс SU-201 на Москву был ночью. Зарегистрировался, пошел на досмотр. Надо сказать, на входе в «чистую зону» людей тут проверяют досконально и строго. Всего обхлопают сканерами, даже обувь и ее подкладки.
![](/project/511/post/15844/image/27720/imagesprojects51151118ohgu34cae9bj7e_original.webp?1654446335375)
На этом А330-300 я прилетел из Пекина
![](/project/511/post/15844/image/27722/imagesprojects51151119378l34cae9dce3_original.webp?1654446348717)
Этот электровоз привёз меня в Петербург. Конец пути
В три часа ночи по пекинскому времени загрузился в наш аэрофлотовский аэробус – А330‑300 «Николай Некрасов». Вылетели по расписанию. Обратный рейс обошелся без таких сюрпризов, как сумасшедшая тряска на подлете к Пекину по пути «туда», и в половину шестого утра меня уже встречала утренняя солнечная Москва. Первая Китайская экспедиция закончилась; до второй оставалось полгода.
Но о ней – в следующей книге.
"Рельсовая Поднебесная", глава 35
![](/project/511/post/15501/image/27141/imagesprojects5115110sg2vd34bjbh52d2.webp?1653733956436)
Глава 35 "«Утиное яйцо» и Пекин олимпийский" книги "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю"
"Рельсовая Поднебесная", глава 34
![](/project/511/post/15378/image/26898/imagesprojects5115114ijspf34beb5i2a8.webp?1653412143388)
Глава 34 "Вокзальные куранты бьют «Алеет восток»" книги "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю"
"Рельсовая Поднебесная", глава 33
![](/project/511/post/14901/image/25975/imagesprojects51151123ft5s34b2cg883c.webp?1652649026763)
Глава 33 "Поездом на Великую Стену" книги "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю"
"Рельсовая Поднебесная", глава 32
![](/project/511/post/14785/image/25824/imagesprojects511511yxz1kw34b00hg1gj.webp?1652482844465)
Глава 32 "Коллективные танцы и возвращение в столицу" книги "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю"
"Рельсовая Поднебесная", глава 31 (окончание)
![](/project/511/post/14657/image/25601/imagesprojects5115113kena634afhdb6g0.webp?1652216568425)
Глава 31 "Пещеры в горах: у истоков Красного Китая" книги "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю" (окончание)
"Рельсовая Поднебесная", глава 31 (начало)
![](/project/511/post/14561/image/25157/imagesprojects51151103e8vs34abc95924.webp?1651943880000)
Глава 31 "Пещеры в горах: у истоков Красного Китая" книги "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю" (начало)
"Рельсовая Поднебесная", глава 30
![](/project/511/post/14312/image/24670/imagesprojects511511s147wz34a0d1f015.webp?1651241877570)
Глава 30 "Яньань – город «Великого Похода»" книги "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю"
"Рельсовая Поднебесная", глава 29
![](/project/511/post/14057/image/24191/imagesprojects511511bqa1gc349d15g76a.webp?1650756131088)
Глава 29 "Западный вокзал Пекина и поезд Т43" книги "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю"
"Рельсовая Поднебесная", глава 28
![](/project/511/post/13947/image/23990/imagesprojects5115113cmlxn349908ec11.webp?1650497394033)
Глава 28 "Поход в мавзолей Мао" книги "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю"
"Рельсовая Поднебесная", глава 27
![](/project/511/post/13790/image/23613/imagesprojects511511wu27ot3494baic50.webp?1650212947759)
Глава 27 "Город Тяньцзинь и возвращение в Пекин" книги "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю"
"Рельсовая Поднебесная", глава 26
![](/project/511/post/13443/image/22336/imagesprojects511511r3klar348cg6b4f1.webp?1649460246833)
Глава 26 "Советский авианосец в Бохайском заливе" книги "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю"
"Рельсовая Поднебесная", глава 25
![](/project/511/post/13261/image/21996/imagesprojects511511r8x2xd34877c0ja4.webp?1649112326961)
Глава 25 "Путь в Тяньцзинь и Бинхайский военный парк" книги "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю"
"Рельсовая Поднебесная", глава 24 (окончание)
![](/project/511/post/13138/image/21645/imagesprojects5115114jzvmi34835aeba3.webp?1648849712580)
Глава 24 "Мир китайских пятиэтажек" книги "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю"
"Рельсовая Поднебесная", глава 24 (начало)
![](/project/511/post/13137/image/21630/imagesprojects511511mhi5ue3483584h3a.webp?1648849314843)
Глава 24 "Далянь. Прибрежные бухты" книги "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю"
"Рельсовая Поднебесная", глава 22
![](/project/511/post/12905/image/21064/imagesprojects5115119s4cro347hfai8gb.webp?1648497746597)
Глава 22 "Далянь. Прибрежные бухты" книги "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю"
"Рельсовая Поднебесная", глава 21
![](/project/511/post/12452/image/20327/imagesprojects51151107vdl03479h8f65d.webp?1647991801461)
Глава 21 "Далянь. Вокруг центра, трамвай и Русская улица" книги "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю"
"Рельсовая Поднебесная", глава 20
![](/project/511/post/12188/image/19718/imagesprojects511511payc2h347524c965.webp?1647687136970)
Глава 20 "Порт-Артур. На сопках Маньчжурии" книги "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю"
"Рельсовая Поднебесная", глава 19 (окончание)
![](/project/511/post/12102/image/19520/imagesprojects511511rb375434730fjj40.webp?1647554557914)
Глава 19 "Порт-Артур. Русское императорское кладбище" книги "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю"