logo
40
читателей
Лаборатория Перископа  Исследуем вместе с читателями транспортные смыслы прошлого и современности. Этот блог не про сиюминутные новости - он про историю транспорта, про искусство о транспорте и про реальную Россию без гламура и ругани.
О проекте Просмотр Уровни подписки Фильтры Статистика Обновления проекта Контакты Поделиться Метки
Все проекты
О проекте
Транспорт и его история обычно незаслуженно задвинуты в чулан, по сравнению с политикой и развлекательными текстами. Однако в поездках и полётах многие проводят весьма немало - и это отнюдь не "потерянное время", а часть нашей жизни. И она тоже заслуживает отражения. Здесь размещаются записки Сергея Сигачева по истории транспорта, а также очерки из его исследовательских поездок; дневниковые записи 1981-2002 гг. с пояснениями и комментариями для современного читателя, зарисовки из истории дальних поездов, рассказы о процессе обрыва транспортных связей бывших республик после распада СССР, книги о трансконтинентальных путешествиях автора и многое другое.
Без кликбейта, спешки, погони за сиюминутными новостями и маркетинга в любой его форме. Качественно, неспешно, аккуратно и последовательно. Приходите и располагайтесь в нашем вагоне, чай в подстаканнике тоже наливают!
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Единоразовый платёж

Если хотите просто поддержать проект, исследования и поездки автора

Помочь проекту
Плацкарт 400₽ месяц 4 320₽ год
(-10%)
При подписке на год для вас действует 10% скидка. 10% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Лаборатория Перископа

Плацкартное место дает право на чтение и комментирование постов.

Оформить подписку
Купе 700₽ месяц 6 720₽ год
(-20%)
При подписке на год для вас действует 20% скидка. 20% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Лаборатория Перископа

Купейная полочка. Чтение и комментирование постов и право на формирование отдельных тем для постов.

Оформить подписку
СВ 4 000₽ месяц 33 600₽ год
(-30%)
При подписке на год для вас действует 30% скидка. 30% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Лаборатория Перископа

Место в вагоне СВ. Если вы хотите поддерживать автора более масштабно и участвовать в финансировании его поездок. Дает право на бесплатные экземпляры книг автора с автографом, в случае их выхода из печати.

Оформить подписку
Фильтры
Статистика
40 подписчиков
Обновления проекта
Поделиться
Метки
железные дороги 79 архитектура 72 китай 42 Книга про Китай-1 42 Российская Империя 37 вокзалы 30 реалии торговли 27 Советский Союз 24 старинные расписания 23 Транссиб 22 идентичность 19 быт в поездах 17 Транссиб-2004 17 БАМ 16 память 13 авиация 12 авто 12 русское наследие 12 20 лет назад 11 питер 11 Москва 10 Пекин 10 модернизм 9 мосты 9 дневник Перископа 8 флот 8 еда и напитки 7 Петровский Завод 7 спальные районы 7 кладбище 6 ленин 6 Новый Ургал 6 объявления от автора 6 советские реалии 6 трамвай 6 хабаровск 6 1982 5 Далянь 5 коммунизм 5 модерн 5 Николаевская ж.д. 5 Порт-Артур 5 Ульяновск 5 хайтек 5 Харбин 5 Шанхай 5 Яньань 5 Забайкалье 4 Мао Цзэдун 4 underground 3 Дуссе-Алинь 3 Екатеринбург 3 Заветы Ильича 3 КВЖД 3 метро 3 Тяньцзинь 3 япония 3 ар-деко 2 БЖРК 2 Билимбай 2 Бурея 2 Варшаво-Венская ж.д. 2 ВСМ 2 Вторая Мировая 2 Иркутск 2 море 2 Нижний Тагил 2 Пермь 2 подводные лодки 2 поясное время 2 Рязань 2 советская торговля 2 Тольятти 2 фортификация 2 Франция 2 эстония 2 1939 1 1942 1 аэрофото 1 белоруссия 1 Великая Стена 1 Ганина Яма 1 германия 1 Гудок 1 Киров 1 Кунгур 1 Палдиски 1 Парк Тигров 1 Поросёнков Лог 1 Псков 1 русский кич 1 Северомуйск 1 таксимо 1 Таллин 1 Тарту 1 Тверь 1 текущее 1 Трансполярная дорога 1 Ту-114 1 Ту-144 1 украина 1 ха 1 Харп 1 храмы 1 Цзинань 1 Больше тегов
Читать: 18+ мин
logo Лаборатория Перископа

"Рельсовая Поднебесная", глава 24 (окончание)

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Глава 24 "Мир китайских пятиэтажек" книги "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю"

Читать: 10+ мин
logo Лаборатория Перископа

"Рельсовая Поднебесная", глава 24 (начало)

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Глава 24 "Далянь. Прибрежные бухты" книги "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю"

Читать: 12+ мин
logo Лаборатория Перископа

"Рельсовая Поднебесная", глава 22

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Глава 22 "Далянь. Прибрежные бухты" книги "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю"

Читать: 22+ мин
logo Лаборатория Перископа

"Рельсовая Поднебесная", глава 21

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Глава 21 "Далянь. Вокруг центра, трамвай и Русская улица" книги "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю"

Читать: 15+ мин
logo Лаборатория Перископа

"Рельсовая Поднебесная", глава 23

Глава ‎23.‏ ‎"Не ‎надо ‎бояться ‎чифанек!"

После ‎поездки‏ ‎по ‎даляньским‏ ‎бухтам Алексей‏ ‎хитро ‎посмотрел ‎на‏ ‎нас ‎и‏ ‎спросил:

– Ну ‎как, ‎проголодались ‎на‏ ‎морском‏ ‎воздухе?

– Конечно! ‎Надышались‏ ‎кислородом ‎на‏ ‎скалах ‎и ‎обрывах! ‎Что ‎сегодня‏ ‎порекомендуешь?‏ ‎

– Сегодня ‎программа‏ ‎у ‎нас‏ ‎простая: ‎идем ‎в ‎чифаньку. ‎Самую‏ ‎простую,‏ ‎обычную‏ ‎– ‎которая‏ ‎в ‎спальном‏ ‎районе ‎за‏ ‎отелем.‏ ‎Есть ‎у‏ ‎меня ‎там ‎проверенная ‎точка. ‎Не‏ ‎пугайтесь, ‎все‏ ‎вкусно‏ ‎– ‎а ‎то‏ ‎я ‎смотрю,‏ ‎вы ‎избегаете ‎таких ‎заведений.

– Есть‏ ‎немного...‏ ‎Как-то ‎боязно:‏ ‎неизвестно, ‎чем‏ ‎накормят, ‎– ‎честно ‎признался ‎я.

– Зря.‏ ‎Бояться‏ ‎чифанек ‎не‏ ‎надо, ‎это‏ ‎же ‎одна ‎из ‎основ ‎китайского‏ ‎образа‏ ‎питания.‏ ‎И ‎что‏ ‎вы ‎будете‏ ‎делать, ‎когда‏ ‎окажетесь‏ ‎в ‎маленьком‏ ‎городке? ‎Бегать ‎и ‎искать ‎сетевые‏ ‎заведения, ‎которые‏ ‎к‏ ‎тому ‎же ‎вдвое‏ ‎дороже? ‎Во‏ ‎многих ‎местах ‎не ‎найдете.‏ ‎Так‏ ‎что ‎идем,‏ ‎и ‎заодно‏ ‎расскажу ‎вам ‎про ‎них, ‎как‏ ‎правильно‏ ‎фильтровать.

В ‎чифаньке‏ ‎можно ‎поесть‏ ‎быстро ‎и ‎недорого

...Здесь ‎надо ‎объяснить,‏ ‎что‏ ‎такое‏ ‎есть ‎«чифанька».‏ ‎Те, ‎кто‏ ‎жил ‎на‏ ‎Дальнем‏ ‎Востоке, ‎это‏ ‎слово ‎хорошо ‎знают; ‎остальные ‎–‏ ‎вряд ‎ли.‏ ‎Чифанька – это‏ ‎непритязательное ‎питательное ‎место:‏ ‎не ‎кафе‏ ‎и ‎даже ‎не ‎столовая,‏ ‎а‏ ‎нечто ‎меньшее,‏ ‎с ‎небольшой‏ ‎кухонькой ‎при ‎нем ‎и ‎парой‏ ‎человек‏ ‎работников. ‎На‏ ‎Дальнем ‎Востоке‏ ‎«чифаньками» ‎называли ‎мелкие ‎столовые, ‎забегаловки.‏ ‎В‏ ‎ходу‏ ‎там ‎и‏ ‎глагол ‎«чифанить»‏ ‎(во ‎всяком‏ ‎случае,‏ ‎в ‎студенческой‏ ‎среде), ‎что ‎означает ‎– ‎поесть.‏ ‎Но ‎не‏ ‎просто‏ ‎поесть, ‎а ‎быстро‏ ‎закинуть ‎в‏ ‎себя ‎какую-то ‎простенькую ‎еду.‏ ‎И‏ ‎только ‎тут,‏ ‎в ‎Китае,‏ ‎я ‎с ‎удивлением ‎узнал, ‎что‏ ‎«чи‏ ‎фань» ‎означает‏ ‎«есть ‎рис»‏ ‎(«фань» ‎– ‎рис). ‎Так ‎что‏ ‎не‏ ‎зря‏ ‎такой ‎сленг‏ ‎появился ‎у‏ ‎дальневосточников. ‎

Чифаньки‏ ‎обычно‏ ‎расположены ‎группами

Чифанька,‏ ‎куда ‎мы ‎приехали, ‎действительно ‎была‏ ‎весьма ‎непрезентабельной‏ ‎внешне.‏ ‎Представьте ‎себе: ‎район‏ ‎старых ‎пятиэтажек‏ ‎1960‑х ‎годов, ‎дома ‎спускаются‏ ‎со‏ ‎склона ‎ступеньками.‏ ‎Внизу ‎–‏ ‎одноэтажная ‎пристройка, ‎где ‎было ‎аж‏ ‎пять‏ ‎таких ‎заведений.‏ ‎В ‎одно‏ ‎из ‎них, ‎с ‎большим ‎металлическим‏ ‎чаном‏ ‎в‏ ‎рост ‎человека‏ ‎около ‎двери,‏ ‎мы ‎и‏ ‎зашли.‏ ‎Обстановка ‎предельно‏ ‎простая. ‎Четыре ‎стола ‎с ‎розовыми‏ ‎термосами ‎на‏ ‎них,‏ ‎табуретки, ‎в ‎углу‏ ‎– ‎мини-бар‏ ‎и ‎холодильник. ‎На ‎столах‏ ‎–‏ ‎соевый ‎соус,‏ ‎емкости ‎для‏ ‎воды. ‎У ‎прохода ‎на ‎микро-кухню‏ ‎–‏ ‎служебный ‎стол‏ ‎для ‎кастрюль‏ ‎и ‎половников, ‎под ‎ним ‎–‏ ‎сетки‏ ‎с‏ ‎картошкой, ‎ящики‏ ‎с ‎морковкой,‏ ‎орехами, ‎баклажанами‏ ‎и‏ ‎еще ‎непонятно‏ ‎чем. ‎На ‎длинной ‎стене ‎–‏ ‎здоровенный ‎красный‏ ‎стенд‏ ‎с ‎иероглифами. ‎Стенд‏ ‎– ‎это‏ ‎список ‎блюд, ‎которые ‎здесь‏ ‎готовят,‏ ‎с ‎указанием‏ ‎цены. ‎Я‏ ‎насчитал ‎аж ‎120 ‎(!) ‎позиций‏ ‎в‏ ‎этом ‎списке.‏ ‎Неужели ‎все‏ ‎это ‎тут ‎готовят?

Обстановка ‎немудрящая, ‎продукты‏ ‎в‏ ‎ящиках,‏ ‎но ‎всё‏ ‎под ‎рукой

Стена‏ ‎со ‎списком‏ ‎блюд

– Как‏ ‎вам? ‎–‏ ‎интересуется ‎Алексей. ‎– ‎Остаемся?

– Давай ‎попробуем,‏ ‎– ‎осторожно‏ ‎ответил‏ ‎я. ‎– ‎Эксперимент,‏ ‎он ‎завсегда‏ ‎интересен. ‎Что ‎будем ‎брать?

– Можно‏ ‎плов,‏ ‎чтобы ‎не‏ ‎слишком ‎уж‏ ‎сильно ‎пичкать ‎вас ‎китайщиной, ‎а‏ ‎в‏ ‎дополнение ‎возьмем‏ ‎яичницу ‎с‏ ‎помидорами. ‎А ‎салат ‎и ‎так‏ ‎дадут,‏ ‎в‏ ‎приложение. ‎Пиво‏ ‎будете?

– Ага. ‎«Циндао»‏ ‎есть? ‎

– Возьмите‏ ‎на‏ ‎пробу ‎местное,‏ ‎даляньское ‎– ‎«Циндао» ‎еще ‎напьетесь.‏ ‎

Мы ‎сели‏ ‎за‏ ‎стол ‎с ‎потрепанной‏ ‎скатертью, ‎и‏ ‎улыбчивая ‎китаянка ‎буквально ‎через‏ ‎минуту‏ ‎принесла ‎нам‏ ‎дымящуюся ‎яичницу‏ ‎и ‎несколько ‎палочек, ‎а ‎также‏ ‎плошку‏ ‎нарезанной ‎капусты,‏ ‎которую ‎мы‏ ‎не ‎заказывали. ‎

– Приступайте. ‎Надеюсь, ‎все‏ ‎умеют‏ ‎пользоваться‏ ‎палочками?

Иван:

– А ‎что‏ ‎там ‎ими‏ ‎пользоваться, ‎легко‏ ‎же!‏ ‎Конечно, ‎умеем!

– Выбора-то‏ ‎и ‎нет, ‎вилок ‎тут ‎не‏ ‎держат! ‎Впрочем,‏ ‎у‏ ‎меня ‎с ‎собой‏ ‎всегда ‎чайная‏ ‎ложка, ‎но ‎я ‎тоже‏ ‎буду‏ ‎палочками, ‎для‏ ‎полного ‎погружения,‏ ‎– ‎дополнил ‎я. ‎

Дальше ‎получилась‏ ‎своеобразная‏ ‎лекция ‎по‏ ‎китайскому ‎образу‏ ‎питания, ‎которую ‎провел ‎нам ‎наш‏ ‎даляньский‏ ‎друг‏ ‎– ‎чтобы‏ ‎мы ‎понимали‏ ‎неписаные ‎законы‏ ‎китайских‏ ‎едален ‎и‏ ‎их ‎градацию. ‎Поэтому ‎Далянь ‎стал‏ ‎для ‎меня‏ ‎переломным‏ ‎пунктом ‎в ‎отношении‏ ‎к ‎китайской‏ ‎еде ‎– ‎и ‎после‏ ‎него,‏ ‎в ‎последующих‏ ‎точках ‎экспедиции,‏ ‎я ‎уже ‎обращался ‎с ‎питанием‏ ‎гораздо‏ ‎более ‎уверенно‏ ‎и ‎лучше‏ ‎понимал, ‎что ‎есть ‎что. ‎

– Чтобы‏ ‎в‏ ‎Китае‏ ‎остаться ‎голодным‏ ‎– ‎это‏ ‎надо ‎сильно‏ ‎постараться.‏ ‎Здесь ‎на‏ ‎каждом ‎шагу ‎что-то ‎жарят, ‎парят‏ ‎или ‎варят,‏ ‎в‏ ‎самых ‎неожиданных ‎местах.‏ ‎Чифаньки ‎тоже‏ ‎могут ‎быть ‎в ‎нестандартных‏ ‎для‏ ‎нашей ‎психологии‏ ‎местах. ‎Они‏ ‎обязательно ‎есть, ‎к ‎примеру, ‎в‏ ‎спальном‏ ‎районе ‎–‏ ‎между ‎домами.‏ ‎И ‎там ‎у ‎них ‎постоянная‏ ‎клиентура.‏ ‎Обычно‏ ‎они ‎располагаются‏ ‎группами ‎–‏ ‎допустим, ‎10‑12‏ ‎штук‏ ‎зараз. ‎Или‏ ‎как ‎тут, ‎пять ‎едален. ‎При‏ ‎этом ‎они‏ ‎преспокойно‏ ‎существуют ‎в ‎таком‏ ‎формате ‎и‏ ‎друг ‎другу ‎не ‎мешают:‏ ‎всем‏ ‎хватает ‎клиентов.‏ ‎

– Но ‎как‏ ‎отличить ‎лучшие ‎от ‎худших? ‎И‏ ‎на‏ ‎что ‎надо‏ ‎обращать ‎внимание?

– Хороший‏ ‎вопрос. ‎Отфильтровать ‎чифаньки, ‎несмотря ‎на‏ ‎их‏ ‎внешнюю‏ ‎похожесть, ‎можно.‏ ‎Перво-наперво ‎нужно‏ ‎уметь ‎принюхиваться.‏ ‎Да,‏ ‎этого ‎не‏ ‎надо ‎стесняться. ‎Зашел ‎внутрь, ‎подошел‏ ‎к ‎источнику‏ ‎запаха,‏ ‎понюхал ‎и ‎сделал‏ ‎выводы. ‎Что‏ ‎может ‎сразу ‎насторожить? ‎Первое:‏ ‎запах‏ ‎подгорелого ‎масла‏ ‎– ‎значит,‏ ‎небрежно ‎жарят ‎или ‎не ‎меняют‏ ‎масло.‏ ‎В ‎таких‏ ‎есть ‎не‏ ‎надо. ‎Второе: ‎если ‎примешивается ‎слабо-сладковатый‏ ‎запах‏ ‎тухлятины‏ ‎– ‎тоже‏ ‎признак. ‎Редко,‏ ‎но ‎бывает‏ ‎–‏ ‎в ‎основном‏ ‎там, ‎где ‎сильный ‎поток ‎людей,‏ ‎например, ‎у‏ ‎автовокзалов.‏ ‎Третье: ‎внимание. ‎К‏ ‎вам ‎в‏ ‎первые ‎две ‎минуты ‎должно‏ ‎быть‏ ‎проявлено ‎какое-то‏ ‎внимание. ‎Это‏ ‎значит, ‎хозяин ‎или ‎хозяйка ‎на‏ ‎месте‏ ‎и ‎вас‏ ‎быстро ‎обслужат‏ ‎– ‎а ‎не ‎какие-то ‎временные‏ ‎работники,‏ ‎которым‏ ‎посетители ‎пофиг.‏ ‎И ‎четвертое:‏ ‎зачуханность. ‎Клеенка‏ ‎может‏ ‎быть ‎старой,‏ ‎столы ‎засалены ‎– ‎это ‎же‏ ‎не ‎кафе,‏ ‎но‏ ‎минимальная ‎чистота ‎быть‏ ‎обязана. ‎Вот‏ ‎эти ‎четыре ‎признака ‎и‏ ‎помогут‏ ‎вам ‎отфильтровать‏ ‎приемлемые ‎места‏ ‎с ‎вероятностью ‎95%.

– Стройная ‎система, ‎и‏ ‎в‏ ‎общем-то ‎все‏ ‎логично ‎и‏ ‎даже ‎просто, ‎– ‎согласился ‎я.‏ ‎–‏ ‎А‏ ‎потравиться ‎в‏ ‎чифаньке ‎с‏ ‎нормальным ‎запахом‏ ‎масла‏ ‎не ‎получится?

– Здесь‏ ‎резон ‎такой: ‎если ‎чифанька ‎в‏ ‎непроходном ‎месте,‏ ‎то‏ ‎их ‎еду ‎потребляют‏ ‎местные ‎жители.‏ ‎Так ‎что ‎они ‎первые‏ ‎настучат‏ ‎в ‎морду‏ ‎такому ‎хозяину,‏ ‎который ‎их ‎травит, ‎и ‎долго‏ ‎ему‏ ‎не ‎работать.‏ ‎Получается ‎обратная‏ ‎связь ‎– ‎там, ‎где ‎народ‏ ‎более-менее‏ ‎постоянный.‏ ‎

– А ‎какие‏ ‎еще ‎есть‏ ‎нюансы?

– Чай ‎в‏ ‎чифаньках‏ ‎часто ‎бесплатный‏ ‎– ‎идет ‎приложением, ‎но ‎подают‏ ‎в ‎основном‏ ‎зеленый‏ ‎или ‎цветочный. ‎

– Это‏ ‎тот, ‎который‏ ‎пахнет ‎жасмином?

– Да, ‎он ‎в‏ ‎ходу‏ ‎и ‎популярен.‏ ‎

– Редкая ‎гадость!‏ ‎Он ‎успел ‎мне ‎надоесть ‎своим‏ ‎запахом‏ ‎во ‎всех‏ ‎поездах! ‎

Алексей‏ ‎засмеялся:

– Ну, ‎дело ‎вкуса. ‎Если ‎китаец‏ ‎с‏ ‎трех‏ ‎лет ‎пьет‏ ‎такой ‎чай,‏ ‎так ‎он‏ ‎к‏ ‎нему ‎привык‏ ‎и ‎жизни ‎без ‎него ‎не‏ ‎мыслит. ‎А‏ ‎наш‏ ‎чай, ‎который ‎мы‏ ‎называем ‎черным‏ ‎– ‎он ‎здесь ‎в‏ ‎категории‏ ‎«красного». ‎И‏ ‎это ‎относительная‏ ‎редкость ‎– ‎так ‎что ‎подают‏ ‎его‏ ‎в ‎более‏ ‎приличных ‎и‏ ‎дорогих ‎местах. ‎

– А ‎я ‎смотрю,‏ ‎тут‏ ‎еще‏ ‎и ‎салат‏ ‎бесплатный ‎выдали.

Салат‏ ‎часто ‎идёт‏ ‎бесплатным‏ ‎«прицепом» ‎к‏ ‎основному ‎блюду

– Да, ‎это ‎распространено. ‎Капусту‏ ‎тут ‎не‏ ‎жалеют,‏ ‎ее ‎много. ‎Это‏ ‎как ‎прокладка‏ ‎для ‎основной ‎еды. ‎И‏ ‎еще‏ ‎важный ‎момент:‏ ‎знаете, ‎не‏ ‎надо ‎бояться ‎меню ‎без ‎картинок.‏ ‎Вы‏ ‎же ‎путешественники?‏ ‎Можете ‎оказаться‏ ‎где ‎угодно ‎– ‎в ‎том‏ ‎числе‏ ‎и‏ ‎там, ‎где‏ ‎никаких ‎картинок‏ ‎нет ‎и‏ ‎в‏ ‎помине. ‎Так‏ ‎что ‎же, ‎оставаться ‎голодным? ‎Глупо,‏ ‎при ‎наличии‏ ‎чифанек.‏ ‎Поэтому ‎надо ‎знать‏ ‎основные ‎иероглифы‏ ‎еды. ‎Смотрите ‎на ‎стену‏ ‎–‏ ‎какой ‎там‏ ‎огромный ‎список.‏ ‎Так ‎вот, ‎и ‎из ‎него‏ ‎можно‏ ‎многое ‎извлечь.‏ ‎

– Да, ‎точно.‏ ‎Я ‎как ‎раз ‎в ‎харбинском‏ ‎поезде‏ ‎начал‏ ‎зарисовывать ‎полезные‏ ‎иероглифы ‎с‏ ‎составом ‎еды,‏ ‎основных‏ ‎компонентов.

– Правильная ‎логика.‏ ‎Покажи-ка ‎свой ‎словарик. ‎Он ‎у‏ ‎тебя ‎близко?

– Да,‏ ‎в‏ ‎рюкзаке, ‎– ‎я‏ ‎полез ‎за‏ ‎блокнотом. ‎– ‎Вот, ‎смотри,‏ ‎на‏ ‎первой ‎картонке.

Алексей‏ ‎листает, ‎изучает‏ ‎мои ‎каракули.

Первая ‎версия ‎моего ‎любительского‏ ‎определителя‏ ‎еды

– Молоток! ‎Сам‏ ‎догадался. ‎Но‏ ‎я ‎тебе ‎скажу ‎еще ‎и‏ ‎вот‏ ‎что:‏ ‎записывать ‎надо‏ ‎не ‎только‏ ‎те ‎иероглифы,‏ ‎которые‏ ‎обозначают ‎подходящие‏ ‎составляющие ‎– ‎но ‎и ‎те,‏ ‎которые ‎тебе‏ ‎не‏ ‎нравятся, ‎не ‎нужны‏ ‎или ‎надоели.‏ ‎К ‎примеру, ‎достала ‎тебя‏ ‎лапша.‏ ‎Значит, ‎что?‏ ‎Нужно ‎в‏ ‎этом ‎списке ‎искать ‎иероглиф ‎лапши‏ ‎и‏ ‎такие ‎блюда‏ ‎сразу ‎вычеркивать.‏ ‎Или ‎хотя ‎бы ‎просто ‎показать‏ ‎его‏ ‎официанту‏ ‎в ‎перечеркнутом‏ ‎виде. ‎Они‏ ‎поймут, ‎что‏ ‎этого‏ ‎не ‎надо.‏ ‎И ‎предупреждаю, ‎что ‎архиполезен ‎еще‏ ‎один ‎иероглиф‏ ‎–‏ ‎«острый». ‎Ведь ‎тут‏ ‎много ‎блюд‏ ‎с ‎хорошими ‎составляющими, ‎но‏ ‎сильно‏ ‎острых.

– Круто! ‎Спасибо,‏ ‎возьму ‎на‏ ‎вооружение. ‎Мне ‎еще ‎нравится ‎система,‏ ‎что‏ ‎иероглиф ‎«мясо»‏ ‎состоит ‎из‏ ‎двух ‎частей: ‎первая ‎обозначает ‎вид‏ ‎мяса‏ ‎–‏ ‎говядина, ‎свинина‏ ‎и ‎так‏ ‎далее, ‎а‏ ‎вторая‏ ‎– ‎что‏ ‎это, ‎собственно, ‎«мясо». ‎

– Верно. ‎Так‏ ‎можно ‎расшифровать‏ ‎вид‏ ‎мяса ‎в ‎конкретном‏ ‎блюде ‎–‏ ‎скажем, ‎на ‎этом ‎большом‏ ‎снимке‏ ‎на ‎стене‏ ‎заведения. ‎Однако‏ ‎у ‎курицы ‎совсем ‎другой ‎иероглиф,‏ ‎про‏ ‎это ‎помни.‏ ‎У ‎рыбы‏ ‎– ‎тоже ‎свой. ‎Кстати, ‎с‏ ‎рыбами‏ ‎система‏ ‎похожа. ‎Один‏ ‎иероглиф ‎обозначает‏ ‎признак ‎«рыба»,‏ ‎а‏ ‎второй ‎–‏ ‎ее ‎вид. ‎Лосось, ‎скумбрия, ‎щука‏ ‎– ‎у‏ ‎них‏ ‎у ‎всех ‎второй‏ ‎иероглиф ‎один,‏ ‎а ‎первый ‎разный. ‎Бывает‏ ‎и‏ ‎по ‎три-четыре‏ ‎иероглифа ‎на‏ ‎какой-то ‎вид ‎рыбы. ‎Тем ‎не‏ ‎менее,‏ ‎не ‎все‏ ‎виды ‎рыб‏ ‎с ‎этим ‎признаком ‎– ‎к‏ ‎примеру,‏ ‎окунь.‏ ‎У ‎него‏ ‎три ‎иероглифа,‏ ‎и ‎все‏ ‎свои.

– А‏ ‎что ‎еще‏ ‎скажешь ‎по ‎питанию ‎из ‎полезного?

– Еще?‏ ‎Имейте ‎в‏ ‎виду,‏ ‎что ‎здесь ‎проблема‏ ‎с ‎молочкой.‏ ‎Китайцы ‎почти ‎не ‎пьют‏ ‎молока,‏ ‎потому ‎что‏ ‎у ‎них‏ ‎исторически ‎сложился ‎другой ‎состав ‎ферментов‏ ‎в‏ ‎желудке. ‎Они‏ ‎тысячелетиями ‎исповедуют‏ ‎свой ‎тип ‎питания, ‎у ‎которого‏ ‎свои‏ ‎ограничения.‏ ‎Поэтому ‎молочное‏ ‎здесь ‎непопулярно.‏ ‎Ни ‎молоко,‏ ‎ни‏ ‎сливки, ‎ни‏ ‎творог. ‎

– (Вспомнив ‎посещение ‎супермаркета ‎в‏ ‎Шанхае) И ‎сыры!‏ ‎Сыров‏ ‎тут ‎тоже ‎нет,‏ ‎что ‎меня‏ ‎сильно ‎расстраивает, ‎– ‎добавил‏ ‎я.

– В‏ ‎больших ‎супермаркетах‏ ‎есть, ‎но‏ ‎они ‎дорогие ‎и ‎это ‎действительно‏ ‎редкость.

Порции‏ ‎в ‎чифаньках‏ ‎обычно ‎большие‏‎

Дальше ‎мы ‎обсуждали ‎возможные ‎способы‏ ‎питания‏ ‎в‏ ‎пути, ‎кроме‏ ‎чифанек. ‎

– Удобны‏ ‎для ‎питания‏ ‎еще‏ ‎и ‎пельменные.‏ ‎Их ‎много, ‎и ‎чем ‎севернее‏ ‎– ‎тем‏ ‎они‏ ‎популярнее. ‎

– Ага, ‎точно.‏ ‎Мы ‎в‏ ‎обед ‎сегодня ‎как ‎раз‏ ‎ходили‏ ‎в ‎пельменную‏ ‎у ‎отеля‏ ‎– ‎белая ‎такая ‎двухэтажка. ‎Удобно,‏ ‎порции‏ ‎большие, ‎но‏ ‎начинка ‎может‏ ‎быть ‎неожиданной. ‎

– Конечно. ‎Это ‎же‏ ‎Китай!‏ ‎За‏ ‎начинкой ‎надо‏ ‎следить. ‎И‏ ‎вот ‎еще‏ ‎вам‏ ‎совет: ‎если‏ ‎надоели ‎китайские ‎сюрпризы, ‎ищите ‎забегаловки‏ ‎других ‎национальностей.‏ ‎Например‏ ‎– ‎уйгуры, ‎то‏ ‎бишь ‎мусульмане‏ ‎на ‎западе ‎страны ‎–‏ ‎держат‏ ‎много ‎заведений.‏ ‎Монголы, ‎ну‏ ‎и ‎другие ‎народности, ‎которых ‎много‏ ‎на‏ ‎юге ‎и‏ ‎в ‎горах.‏ ‎Так ‎что ‎увидел ‎некитайские ‎закорючки‏ ‎–‏ ‎заходи,‏ ‎принюхивайся, ‎смотри‏ ‎общую ‎обстановку.‏ ‎Там ‎можно‏ ‎отдохнуть‏ ‎от ‎местных‏ ‎блюд ‎и ‎поесть, ‎к ‎примеру,‏ ‎привычных ‎для‏ ‎нас‏ ‎супов ‎с ‎мясом‏ ‎или ‎баранины‏ ‎без ‎хитрых ‎соусов. ‎Еще‏ ‎источник‏ ‎питания ‎–‏ ‎кулинарии ‎при‏ ‎магазинах. ‎Видели, ‎продаются ‎свиные ‎ушки?‏ ‎Так‏ ‎вот, ‎они‏ ‎подкопченные, ‎с‏ ‎остринкой ‎и ‎долго ‎хранятся. ‎Взял‏ ‎в‏ ‎поезд‏ ‎– ‎почти‏ ‎сутки ‎не‏ ‎испортятся ‎гарантированно.‏ ‎

– Я‏ ‎еще ‎обратил‏ ‎внимание, ‎что ‎к ‎местной ‎еде‏ ‎хорошо ‎подходит‏ ‎пиво,‏ ‎прямо-таки ‎идеально ‎сочетается.‏ ‎

– Да. ‎И‏ ‎кстати ‎– ‎«китайской ‎кухни»‏ ‎как‏ ‎таковой ‎нет.‏ ‎Это ‎мы‏ ‎привыкли ‎ее ‎извне ‎воспринимать, ‎как‏ ‎одно‏ ‎целое. ‎А‏ ‎она ‎тут‏ ‎сильно ‎разная! ‎Есть ‎сычуаньская, ‎есть‏ ‎маньчжурская,‏ ‎шанхайская‏ ‎и ‎так‏ ‎далее. ‎В‏ ‎каждой ‎провинции‏ ‎–‏ ‎свои ‎нюансы‏ ‎и ‎свои ‎фишки. ‎Изучайте ‎заранее,‏ ‎что ‎там‏ ‎у‏ ‎них ‎своего. ‎Пригодится‏ ‎потом ‎на‏ ‎месте.

Пока ‎Алексей ‎инструктировал ‎нас‏ ‎по‏ ‎части ‎местного‏ ‎питания, ‎принесли‏ ‎здоровенные ‎тарелки ‎с ‎пловом. ‎Я‏ ‎с‏ ‎большим ‎сомнением‏ ‎посмотрел ‎на‏ ‎них:

– Вот ‎это ‎порции! ‎А ‎мы‏ ‎сможем‏ ‎их‏ ‎съесть?

Алексей:

– Надо! ‎Я‏ ‎думаю, ‎с‏ ‎пивом ‎все‏ ‎пролезет,‏ ‎тем ‎более‏ ‎у ‎вас ‎завтра ‎«Тропа ‎здоровья»‏ ‎по ‎сопкам,‏ ‎энергия‏ ‎вам ‎нужна. ‎Так‏ ‎что ‎наедайтесь‏ ‎и ‎помните ‎– ‎чифанек‏ ‎бояться‏ ‎не ‎надо!

– Спасибо,‏ ‎дружище. ‎Ты‏ ‎просто ‎находка ‎для ‎нас! ‎А‏ ‎то‏ ‎я ‎и‏ ‎вправду ‎сторонился‏ ‎таких ‎заведений. ‎А ‎тут ‎и‏ ‎пахнет‏ ‎хорошо‏ ‎– ‎если‏ ‎применять ‎твою‏ ‎методику. ‎

– Пользуйтесь.‏ ‎Мне‏ ‎не ‎жалко,‏ ‎а ‎вам ‎пригодится ‎в ‎пути.‏ ‎Кстати, ‎а‏ ‎что‏ ‎у ‎вас ‎с‏ ‎завтрашними ‎билетами‏ ‎на ‎Тяньцзинь? ‎Что-то ‎разведали‏ ‎по‏ ‎парому?

– Не-а. ‎Никто‏ ‎не ‎знает‏ ‎про ‎такое... ‎

– Понятно. ‎Тогда ‎придется‏ ‎купить‏ ‎билет ‎на‏ ‎поезд, ‎раз‏ ‎ничего ‎нету. ‎

– Ну ‎да, ‎это‏ ‎самый‏ ‎разумный‏ ‎и ‎простой‏ ‎путь.

– Поэтому ‎давайте‏ ‎так: ‎сейчас‏ ‎дозаправимся‏ ‎едой ‎и‏ ‎съездим ‎на ‎вокзал, ‎а ‎потом‏ ‎можем ‎еще‏ ‎и‏ ‎ночной ‎Далянь ‎посмотреть,‏ ‎если ‎вы‏ ‎еще ‎в ‎силах ‎–‏ ‎сказал‏ ‎Алексей. ‎–‏ ‎А ‎то‏ ‎я ‎завтра ‎плотно ‎занят ‎и‏ ‎вам‏ ‎уделить ‎время‏ ‎не ‎смогу.‏ ‎Будете ‎сами ‎исследовать ‎местность. ‎

После‏ ‎чифаньки‏ ‎заехали‏ ‎на ‎вокзал.‏ ‎Билеты ‎были‏ ‎только ‎на‏ ‎дорогой‏ ‎поезд ‎категории‏ ‎Z ‎и ‎с ‎прибытием ‎в‏ ‎нужный ‎нам‏ ‎пункт‏ ‎в ‎пять ‎утра,‏ ‎либо ‎сидячие‏ ‎с ‎прибытием ‎попозже. ‎Но‏ ‎сидеть‏ ‎всю ‎ночь‏ ‎как-то ‎не‏ ‎улыбалось ‎– ‎поэтому ‎взяли ‎купе‏ ‎на‏ ‎Z. ‎Заодно‏ ‎и ‎узнаем,‏ ‎что ‎это ‎за ‎«ночной ‎ускоренный‏ ‎экспресс».‏ ‎С‏ ‎вокзала ‎поехали‏ ‎на ‎сопку‏ ‎с ‎телебашней,‏ ‎смотреть‏ ‎на ‎ночные‏ ‎небоскребы; ‎затем ‎еще ‎и ‎в‏ ‎центр ‎на‏ ‎площадь‏ ‎Чжуньшань. ‎Все ‎эти‏ ‎знаменитые ‎японские‏ ‎здания ‎довоенной ‎эры ‎переливались‏ ‎разными‏ ‎цветами. ‎Кому-то,‏ ‎может ‎быть,‏ ‎и ‎красиво... ‎но ‎я ‎подумал,‏ ‎что‏ ‎это ‎слишком‏ ‎уж ‎попугайский‏ ‎прием ‎и ‎взор ‎быстро ‎утомляет.‏ ‎Точно‏ ‎так‏ ‎же ‎переливался‏ ‎и ‎шар‏ ‎на ‎площади‏ ‎Дружбы,‏ ‎причем ‎с‏ ‎разными ‎фигурами ‎на ‎нем ‎–‏ ‎сердечками ‎и‏ ‎цветочками.‏ ‎

Хуабяо ‎на ‎Синхайской‏ ‎площади

Монументальное ‎здание‏ ‎банка ‎на ‎площади ‎Чжуньшань.‏ ‎Вечерняя‏ ‎подсветка

Алексей ‎под‏ ‎конец ‎расчувствовался‏ ‎и ‎повез ‎нас ‎на ‎ночную‏ ‎Синхайскую‏ ‎площадь ‎–‏ ‎где ‎в‏ ‎центре ‎площади ‎светился ‎белый ‎«гонконгский»‏ ‎кракозябр‏ ‎с‏ ‎ши-цзой ‎наверху‏ ‎(«хуабяо»). ‎По‏ ‎бокам ‎китайцы‏ ‎расставили‏ ‎и ‎другие‏ ‎светящиеся ‎фигуры ‎– ‎всяких ‎атлетов,‏ ‎символизирующих ‎разные‏ ‎виды‏ ‎спорта. ‎Но ‎линия‏ ‎высоток ‎за‏ ‎площадью ‎была ‎угрожающе ‎темна‏ ‎–‏ ‎видимо, ‎еще‏ ‎ничего ‎не‏ ‎заселили. ‎После ‎этого ‎вечернего ‎вояжа‏ ‎по‏ ‎щедро ‎расцвеченному‏ ‎мегаполису ‎мы‏ ‎распрощались ‎с ‎нашим ‎даляньским ‎волшебником.‏ ‎Договорились‏ ‎переписываться‏ ‎и ‎держать‏ ‎связь. ‎

– Спасибо‏ ‎тебе ‎огромное,‏ ‎Алексей!‏ ‎Если ‎бы‏ ‎не ‎ты, ‎мы ‎бы ‎увидели‏ ‎в ‎пять‏ ‎раз‏ ‎меньше. ‎

– Да ‎нормально,‏ ‎ребята. ‎Мне‏ ‎тоже ‎было ‎с ‎вами‏ ‎интересно,‏ ‎кое-что ‎и‏ ‎для ‎себя‏ ‎новое ‎узнал. ‎Ну ‎а ‎старые‏ ‎фотки‏ ‎кладбища ‎до‏ ‎реконструкции ‎я‏ ‎тебе, ‎Сергей, ‎дошлю ‎на ‎электронную‏ ‎почту,‏ ‎попозже.‏ ‎Так ‎что‏ ‎пиши ‎про‏ ‎это ‎место,‏ ‎русским‏ ‎людям ‎будет‏ ‎интересно. ‎

– Пока. ‎Счастливо ‎оставаться ‎и‏ ‎до ‎связи!

Вперёд,‏ ‎к‏ ‎главе ‎24

Обновления проекта

Статистика

40 подписчиков

Метки

железные дороги 79 архитектура 72 китай 42 Книга про Китай-1 42 Российская Империя 37 вокзалы 30 реалии торговли 27 Советский Союз 24 старинные расписания 23 Транссиб 22 идентичность 19 быт в поездах 17 Транссиб-2004 17 БАМ 16 память 13 авиация 12 авто 12 русское наследие 12 20 лет назад 11 питер 11 Москва 10 Пекин 10 модернизм 9 мосты 9 дневник Перископа 8 флот 8 еда и напитки 7 Петровский Завод 7 спальные районы 7 кладбище 6 ленин 6 Новый Ургал 6 объявления от автора 6 советские реалии 6 трамвай 6 хабаровск 6 1982 5 Далянь 5 коммунизм 5 модерн 5 Николаевская ж.д. 5 Порт-Артур 5 Ульяновск 5 хайтек 5 Харбин 5 Шанхай 5 Яньань 5 Забайкалье 4 Мао Цзэдун 4 underground 3 Дуссе-Алинь 3 Екатеринбург 3 Заветы Ильича 3 КВЖД 3 метро 3 Тяньцзинь 3 япония 3 ар-деко 2 БЖРК 2 Билимбай 2 Бурея 2 Варшаво-Венская ж.д. 2 ВСМ 2 Вторая Мировая 2 Иркутск 2 море 2 Нижний Тагил 2 Пермь 2 подводные лодки 2 поясное время 2 Рязань 2 советская торговля 2 Тольятти 2 фортификация 2 Франция 2 эстония 2 1939 1 1942 1 аэрофото 1 белоруссия 1 Великая Стена 1 Ганина Яма 1 германия 1 Гудок 1 Киров 1 Кунгур 1 Палдиски 1 Парк Тигров 1 Поросёнков Лог 1 Псков 1 русский кич 1 Северомуйск 1 таксимо 1 Таллин 1 Тарту 1 Тверь 1 текущее 1 Трансполярная дорога 1 Ту-114 1 Ту-144 1 украина 1 ха 1 Харп 1 храмы 1 Цзинань 1 Больше тегов

Фильтры

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048