"Рельсовая Поднебесная", эпилог
Заключительный «китайский» день целиком ушел на суету с закупками гостинцев, а также на поиск японского посольства – оно было в окрестностях моей вписки. Посольство самураев я так и не нашел – хотя оббегал множество кварталов в этом посольском районе. День был исключительно ясный и без смога, причем вторые сутки подряд. Природа благоухала, и на газонах, в парках и скверах царила весенняя феерия; деревья были усыпаны белыми, розовыми, красными, желтыми цветками и радовали глаз. Наверное, самое красивое время года.
Пекинская весна в разгаре
Я шел вдоль торговой улицы в этом районе и ловил себя на мысли, как комплексовал здесь же всего 17 дней назад и как изменилось сейчас мое отношение к окружающему. Все-таки самостоятельное погружение в реальность больше чем на две недели, без посредников в виде экскурсоводов, гидов, организаторов дает быстрое приращение опыта. Пропала китаебоязнь и паническая неуверенность, я стал спокойней и уверенней. И большое спасибо всем тем ребятам, кто встречался на моем пути за эти дни и делился своим опытом по части китайских реалий – шанхайцу Юрию, пекинцу Сергею и особенно даляньцу Алексею. Последний вообще выступил для меня настоящей энциклопедией бытовых и жизненных обычаев и привычек, и после его «школы» я вполне самостоятельно мог вращаться в море китайских реалий – пищевых, транспортных, уличных; даже без знания китайского. Было не без ошибок, конечно, но в целом успешно – потому что я лучше понимал психологию окружающих и их отношение к миру. И каждый, с кем я общался, стал кирпичиком в фундамент знаний об этой стране.
Кстати, о китайском языке и отношении к нему. В какой-то момент – примерно на пятый день после приезда – я начал зарисовывать в блокнот иероглифы, особенно еды. Потом, после Харбина – стал заучивать иероглифы чисел и их произношение, так как говорить «три» или «семь» на китайском оказалось куда эффективнее, чем «уан, ту, фри, фо, файв» на привычном интернационально-английском сленге. За пределами мегаполисов никаких английских слов никто не знает, надо обходиться китайским.
А вот карманный словарь был менее эффективен: там было много слов, и надо было листать, теряя время. В блокноте же я зарисовал примерно 30‑35 самых «жизненных» сочетаний. И где-то через дюжину дней после приезда – в Яньани – я внезапно испытал на улице радость пятилетнего ребенка, когда он впервые складывает отдельные буквы в слова. Шел по тротуару, смотрел на вывески и узнавал на них ранее выученные слова типа «свинина», «парикмахерская» или «вода». А ведь сразу после прилета у меня от этих всех непонятных значков просто болела голова! В общем, время в Китае прошло не зря.
Китайцы в реальной жизни оказались вполне доброжелательной и открытой нацией, способной помочь иностранцу в трудных ситуациях. Безусловно, в пределах широко посещаемых туристических зон в больших городах имеется множество темных личностей и разнообразного жулья, из-за которых у многих туристов складывается отношение к стране; однако вне этих зон люди были в большинстве своем отзывчивы, проявляли интерес и пытались помочь в меру своих сил и понимания. Жаль только пропавшую в Яньани камеру (а еще больше – снимки, которые я сделал, но не скопировал вовремя на дорожный ноутбук) – но, строго говоря, я там сильно расслабился, потерял бдительность, нужную в дальней дороге, и получил неприятный урок.
Что еще мне понравилось в стране – так это безопасность. Да, именно так: в Китае вполне безопасно гулять и ездить вечерами, кроме разве что некоторых немногочисленных исключений. Про это мне говорили и соотечественники, живущие здесь – с которыми я встречался в разных городах, затем постепенно я и сам это прочувствовал. Количество гопников и прочей шушеры, склонной приставать к иностранцам или нарушать личное пространство, здесь существенно ниже, чем в других странах, где я бывал.
Около девяти вечера 25 апреля я направился к метро и поехал на остановку аэроэкспресса. Путь был хорошо знаком и понятен, транспортные реалии я знал уверенно и в аэропорт Пекин-Кэпитэл попал без ошибок. Рейс SU-201 на Москву был ночью. Зарегистрировался, пошел на досмотр. Надо сказать, на входе в «чистую зону» людей тут проверяют досконально и строго. Всего обхлопают сканерами, даже обувь и ее подкладки.
На этом А330-300 я прилетел из Пекина
Этот электровоз привёз меня в Петербург. Конец пути
В три часа ночи по пекинскому времени загрузился в наш аэрофлотовский аэробус – А330‑300 «Николай Некрасов». Вылетели по расписанию. Обратный рейс обошелся без таких сюрпризов, как сумасшедшая тряска на подлете к Пекину по пути «туда», и в половину шестого утра меня уже встречала утренняя солнечная Москва. Первая Китайская экспедиция закончилась; до второй оставалось полгода.
Но о ней – в следующей книге.