logo
32
читателя
Лаборатория Перископа  Исследуем вместе с читателями транспортные смыслы прошлого и современности. Этот блог не про сиюминутные новости - он про историю транспорта, про искусство о транспорте и про реальную Россию без гламура и ругани.
Публикации Уровни подписки Контакты О проекте Фильтры Статистика Обновления проекта Контакты Поделиться Метки
О проекте
Транспорт и его история обычно незаслуженно задвинуты в чулан, по сравнению с политикой и развлекательными текстами. Однако в поездках и полётах многие проводят весьма немало - и это отнюдь не "потерянное время", а часть нашей жизни. И она тоже заслуживает отражения. Здесь размещаются записки Сергея Сигачева по истории транспорта, а также очерки из его исследовательских поездок; дневниковые записи 1981-2002 гг. с пояснениями и комментариями для современного читателя, зарисовки из истории дальних поездов, рассказы о процессе обрыва транспортных связей бывших республик после распада СССР, книги о трансконтинентальных путешествиях автора и многое другое.
Без кликбейта, спешки, погони за сиюминутными новостями и маркетинга в любой его форме. Качественно, неспешно, аккуратно и последовательно. Приходите и располагайтесь в нашем вагоне, чай в подстаканнике тоже наливают!
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Единоразовый платёж

Если хотите просто поддержать проект, исследования и поездки автора

Помочь проекту
Плацкарт 400 ₽ месяц 4 320 ₽ год
(-10%)
При подписке на год для вас действует 10% скидка. 10% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Лаборатория Перископа
Доступны сообщения

Плацкартное место дает право на чтение и комментирование постов.

Оформить подписку
Купе 700 ₽ месяц 6 720 ₽ год
(-20%)
При подписке на год для вас действует 20% скидка. 20% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Лаборатория Перископа
Доступны сообщения

Купейная полочка. Чтение и комментирование постов и право на формирование отдельных тем для постов.

Оформить подписку
СВ 4 000 ₽ месяц 33 600 ₽ год
(-30%)
При подписке на год для вас действует 30% скидка. 30% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Лаборатория Перископа
Доступны сообщения

Место в вагоне СВ. Если вы хотите поддерживать автора более масштабно и участвовать в финансировании его поездок. Дает право на бесплатные экземпляры книг автора с автографом, в случае их выхода из печати.

Оформить подписку
Фильтры
Статистика
32 подписчика
Обновления проекта
Метки
архитектура 89 железные дороги 88 китай 42 Книга про Китай-1 42 Российская Империя 40 вокзалы 36 Советский Союз 32 реалии торговли 30 20 лет назад 24 БАМ 24 старинные расписания 23 Транссиб 22 идентичность 19 питер 19 авто 18 память 18 авиация 17 быт в поездах 17 Транссиб-2004 17 модернизм 16 мосты 15 Москва 14 русское наследие 12 флот 11 Пекин 10 трамвай 9 дневник Перископа 8 еда и напитки 7 кладбище 7 ленин 7 Новый Ургал 7 Петровский Завод 7 советские реалии 7 спальные районы 7 метро 6 модерн 6 объявления от автора 6 хабаровск 6 1982 5 underground 5 Вологда 5 Далянь 5 Забайкалье 5 коммунизм 5 Николаевская ж.д. 5 Порт-Артур 5 Ульяновск 5 хайтек 5 Харбин 5 Шанхай 5 Яньань 5 Мао Цзэдун 4 Дуссе-Алинь 3 Екатеринбург 3 Заветы Ильича 3 КВЖД 3 Тяньцзинь 3 япония 3 ар-деко 2 БЖРК 2 Билимбай 2 Бурея 2 Варшаво-Венская ж.д. 2 ВСМ 2 Вторая Мировая 2 Иркутск 2 калининград 2 море 2 нижнеангарск 2 Нижний Тагил 2 Пермь 2 подводные лодки 2 поясное время 2 Рязань 2 Северомуйск 2 советская торговля 2 таксимо 2 текущее 2 Тольятти 2 фортификация 2 Франция 2 эстония 2 якутия 2 1939 1 1942 1 аэрофото 1 белоруссия 1 Великая Стена 1 Владивосток 1 Ганина Яма 1 германия 1 Гудок 1 Киров 1 космос 1 Кунгур 1 Павловск 1 Палдиски 1 Парк Тигров 1 Петергоф 1 Поросёнков Лог 1 Псков 1 русский кич 1 Сестрорецк 1 Советская Армия 1 Сталин 1 Таллин 1 Тарту 1 Тверь 1 тоннели 1 Трансполярная дорога 1 Ту-114 1 Ту-144 1 украина 1 ха 1 Харп 1 храмы 1 Цзинань 1 Больше тегов
Читать: 8+ мин
logo Лаборатория Перископа

Псков. Неожиданное открытие на берегу Великой

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Псков. Неожиданное открытие на берегу Великой

Читать: 4+ мин
logo Лаборатория Перископа

ДП. Приложение к гл. XIX. Сибирский экспресс "Как русский ест!" (Дж. Ф. Фрейзер, 1901)

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Приложение к гл. XIX. Сибирский экспресс "Как русский ест!" (Дж. Ф. Фрейзер, 1901)

Читать: 7+ мин
logo Лаборатория Перископа

Приложение №1 к "Рельсовой Поднебесной"

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Приложение №1 к книге "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю"

Читать: 20+ мин
logo Лаборатория Перископа

"Рельсовая Поднебесная", глава 32

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Глава 32 "Коллективные танцы и возвращение в столицу" книги "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю"

Читать: 11+ мин
logo Лаборатория Перископа

"Рельсовая Поднебесная", глава 31 (окончание)

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Глава 31 "Пещеры в горах: у истоков Красного Китая" книги "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю" (окончание)

Читать: 17+ мин
logo Лаборатория Перископа

"Рельсовая Поднебесная", глава 31 (начало)

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Глава 31 "Пещеры в горах: у истоков Красного Китая" книги "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю" (начало)

Читать: 22+ мин
logo Лаборатория Перископа

"Рельсовая Поднебесная", глава 30

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Глава 30 "Яньань – город «Великого Похода»" книги "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю"

Читать: 20+ мин
logo Лаборатория Перископа

"Рельсовая Поднебесная", глава 28

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Глава 28 "Поход в мавзолей Мао" книги "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю"

Читать: 36+ мин
logo Лаборатория Перископа

"Рельсовая Поднебесная", глава 26

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Глава 26 "Советский авианосец в Бохайском заливе" книги "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю"

Читать: 19+ мин
logo Лаборатория Перископа

"Рельсовая Поднебесная", глава 25

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Глава 25 "Путь в Тяньцзинь и Бинхайский военный парк" книги "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю"

Читать: 18+ мин
logo Лаборатория Перископа

"Рельсовая Поднебесная", глава 24 (окончание)

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Глава 24 "Мир китайских пятиэтажек" книги "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю"

Читать: 22+ мин
logo Лаборатория Перископа

"Рельсовая Поднебесная", глава 21

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Глава 21 "Далянь. Вокруг центра, трамвай и Русская улица" книги "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю"

Читать: 24+ мин
logo Лаборатория Перископа

"Рельсовая Поднебесная", глава 18

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Глава 18 "Порт-Артур. Перепелиная гора и обзор города" книги "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю"

Читать: 20+ мин
logo Лаборатория Перископа

"Рельсовая Поднебесная", глава 15

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Глава 15 "Чуринский хлеб и снежный поход в Новый Город" книги "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю"

Читать: 20+ мин
logo Лаборатория Перископа

"Рельсовая Поднебесная", глава 13

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Глава 13 "Китайская «Россия» на острове Солнца" книги "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю"

Читать: 31+ мин
logo Лаборатория Перископа

"Рельсовая Поднебесная", глава 11

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Глава 11 "От срединных земель до дымной Маньчжурии" книги "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю"

Читать: 20+ мин
logo Лаборатория Перископа

"Рельсовая Поднебесная", глава 9

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Глава 9 "Контрасты мегаполиса" книги "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю"

Читать: 14+ мин
logo Лаборатория Перископа

"Рельсовая Поднебесная", глава 8

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Глава 8 " От коммунистов до колонизаторов. Баня" книги "Рельсовая Поднебесная. 8200 км по Китаю"

Читать: 15+ мин
logo Лаборатория Перископа

"Рельсовая Поднебесная", глава 23

Глава ‎23.‏ ‎"Не ‎надо ‎бояться ‎чифанек!"

После ‎поездки‏ ‎по ‎даляньским‏ ‎бухтам Алексей‏ ‎хитро ‎посмотрел ‎на‏ ‎нас ‎и‏ ‎спросил:

– Ну ‎как, ‎проголодались ‎на‏ ‎морском‏ ‎воздухе?

– Конечно! ‎Надышались‏ ‎кислородом ‎на‏ ‎скалах ‎и ‎обрывах! ‎Что ‎сегодня‏ ‎порекомендуешь?‏ ‎

– Сегодня ‎программа‏ ‎у ‎нас‏ ‎простая: ‎идем ‎в ‎чифаньку. ‎Самую‏ ‎простую,‏ ‎обычную‏ ‎– ‎которая‏ ‎в ‎спальном‏ ‎районе ‎за‏ ‎отелем.‏ ‎Есть ‎у‏ ‎меня ‎там ‎проверенная ‎точка. ‎Не‏ ‎пугайтесь, ‎все‏ ‎вкусно‏ ‎– ‎а ‎то‏ ‎я ‎смотрю,‏ ‎вы ‎избегаете ‎таких ‎заведений.

– Есть‏ ‎немного...‏ ‎Как-то ‎боязно:‏ ‎неизвестно, ‎чем‏ ‎накормят, ‎– ‎честно ‎признался ‎я.

– Зря.‏ ‎Бояться‏ ‎чифанек ‎не‏ ‎надо, ‎это‏ ‎же ‎одна ‎из ‎основ ‎китайского‏ ‎образа‏ ‎питания.‏ ‎И ‎что‏ ‎вы ‎будете‏ ‎делать, ‎когда‏ ‎окажетесь‏ ‎в ‎маленьком‏ ‎городке? ‎Бегать ‎и ‎искать ‎сетевые‏ ‎заведения, ‎которые‏ ‎к‏ ‎тому ‎же ‎вдвое‏ ‎дороже? ‎Во‏ ‎многих ‎местах ‎не ‎найдете.‏ ‎Так‏ ‎что ‎идем,‏ ‎и ‎заодно‏ ‎расскажу ‎вам ‎про ‎них, ‎как‏ ‎правильно‏ ‎фильтровать.

В ‎чифаньке‏ ‎можно ‎поесть‏ ‎быстро ‎и ‎недорого

...Здесь ‎надо ‎объяснить,‏ ‎что‏ ‎такое‏ ‎есть ‎«чифанька».‏ ‎Те, ‎кто‏ ‎жил ‎на‏ ‎Дальнем‏ ‎Востоке, ‎это‏ ‎слово ‎хорошо ‎знают; ‎остальные ‎–‏ ‎вряд ‎ли.‏ ‎Чифанька – это‏ ‎непритязательное ‎питательное ‎место:‏ ‎не ‎кафе‏ ‎и ‎даже ‎не ‎столовая,‏ ‎а‏ ‎нечто ‎меньшее,‏ ‎с ‎небольшой‏ ‎кухонькой ‎при ‎нем ‎и ‎парой‏ ‎человек‏ ‎работников. ‎На‏ ‎Дальнем ‎Востоке‏ ‎«чифаньками» ‎называли ‎мелкие ‎столовые, ‎забегаловки.‏ ‎В‏ ‎ходу‏ ‎там ‎и‏ ‎глагол ‎«чифанить»‏ ‎(во ‎всяком‏ ‎случае,‏ ‎в ‎студенческой‏ ‎среде), ‎что ‎означает ‎– ‎поесть.‏ ‎Но ‎не‏ ‎просто‏ ‎поесть, ‎а ‎быстро‏ ‎закинуть ‎в‏ ‎себя ‎какую-то ‎простенькую ‎еду.‏ ‎И‏ ‎только ‎тут,‏ ‎в ‎Китае,‏ ‎я ‎с ‎удивлением ‎узнал, ‎что‏ ‎«чи‏ ‎фань» ‎означает‏ ‎«есть ‎рис»‏ ‎(«фань» ‎– ‎рис). ‎Так ‎что‏ ‎не‏ ‎зря‏ ‎такой ‎сленг‏ ‎появился ‎у‏ ‎дальневосточников. ‎

Чифаньки‏ ‎обычно‏ ‎расположены ‎группами

Чифанька,‏ ‎куда ‎мы ‎приехали, ‎действительно ‎была‏ ‎весьма ‎непрезентабельной‏ ‎внешне.‏ ‎Представьте ‎себе: ‎район‏ ‎старых ‎пятиэтажек‏ ‎1960‑х ‎годов, ‎дома ‎спускаются‏ ‎со‏ ‎склона ‎ступеньками.‏ ‎Внизу ‎–‏ ‎одноэтажная ‎пристройка, ‎где ‎было ‎аж‏ ‎пять‏ ‎таких ‎заведений.‏ ‎В ‎одно‏ ‎из ‎них, ‎с ‎большим ‎металлическим‏ ‎чаном‏ ‎в‏ ‎рост ‎человека‏ ‎около ‎двери,‏ ‎мы ‎и‏ ‎зашли.‏ ‎Обстановка ‎предельно‏ ‎простая. ‎Четыре ‎стола ‎с ‎розовыми‏ ‎термосами ‎на‏ ‎них,‏ ‎табуретки, ‎в ‎углу‏ ‎– ‎мини-бар‏ ‎и ‎холодильник. ‎На ‎столах‏ ‎–‏ ‎соевый ‎соус,‏ ‎емкости ‎для‏ ‎воды. ‎У ‎прохода ‎на ‎микро-кухню‏ ‎–‏ ‎служебный ‎стол‏ ‎для ‎кастрюль‏ ‎и ‎половников, ‎под ‎ним ‎–‏ ‎сетки‏ ‎с‏ ‎картошкой, ‎ящики‏ ‎с ‎морковкой,‏ ‎орехами, ‎баклажанами‏ ‎и‏ ‎еще ‎непонятно‏ ‎чем. ‎На ‎длинной ‎стене ‎–‏ ‎здоровенный ‎красный‏ ‎стенд‏ ‎с ‎иероглифами. ‎Стенд‏ ‎– ‎это‏ ‎список ‎блюд, ‎которые ‎здесь‏ ‎готовят,‏ ‎с ‎указанием‏ ‎цены. ‎Я‏ ‎насчитал ‎аж ‎120 ‎(!) ‎позиций‏ ‎в‏ ‎этом ‎списке.‏ ‎Неужели ‎все‏ ‎это ‎тут ‎готовят?

Обстановка ‎немудрящая, ‎продукты‏ ‎в‏ ‎ящиках,‏ ‎но ‎всё‏ ‎под ‎рукой

Стена‏ ‎со ‎списком‏ ‎блюд

– Как‏ ‎вам? ‎–‏ ‎интересуется ‎Алексей. ‎– ‎Остаемся?

– Давай ‎попробуем,‏ ‎– ‎осторожно‏ ‎ответил‏ ‎я. ‎– ‎Эксперимент,‏ ‎он ‎завсегда‏ ‎интересен. ‎Что ‎будем ‎брать?

– Можно‏ ‎плов,‏ ‎чтобы ‎не‏ ‎слишком ‎уж‏ ‎сильно ‎пичкать ‎вас ‎китайщиной, ‎а‏ ‎в‏ ‎дополнение ‎возьмем‏ ‎яичницу ‎с‏ ‎помидорами. ‎А ‎салат ‎и ‎так‏ ‎дадут,‏ ‎в‏ ‎приложение. ‎Пиво‏ ‎будете?

– Ага. ‎«Циндао»‏ ‎есть? ‎

– Возьмите‏ ‎на‏ ‎пробу ‎местное,‏ ‎даляньское ‎– ‎«Циндао» ‎еще ‎напьетесь.‏ ‎

Мы ‎сели‏ ‎за‏ ‎стол ‎с ‎потрепанной‏ ‎скатертью, ‎и‏ ‎улыбчивая ‎китаянка ‎буквально ‎через‏ ‎минуту‏ ‎принесла ‎нам‏ ‎дымящуюся ‎яичницу‏ ‎и ‎несколько ‎палочек, ‎а ‎также‏ ‎плошку‏ ‎нарезанной ‎капусты,‏ ‎которую ‎мы‏ ‎не ‎заказывали. ‎

– Приступайте. ‎Надеюсь, ‎все‏ ‎умеют‏ ‎пользоваться‏ ‎палочками?

Иван:

– А ‎что‏ ‎там ‎ими‏ ‎пользоваться, ‎легко‏ ‎же!‏ ‎Конечно, ‎умеем!

– Выбора-то‏ ‎и ‎нет, ‎вилок ‎тут ‎не‏ ‎держат! ‎Впрочем,‏ ‎у‏ ‎меня ‎с ‎собой‏ ‎всегда ‎чайная‏ ‎ложка, ‎но ‎я ‎тоже‏ ‎буду‏ ‎палочками, ‎для‏ ‎полного ‎погружения,‏ ‎– ‎дополнил ‎я. ‎

Дальше ‎получилась‏ ‎своеобразная‏ ‎лекция ‎по‏ ‎китайскому ‎образу‏ ‎питания, ‎которую ‎провел ‎нам ‎наш‏ ‎даляньский‏ ‎друг‏ ‎– ‎чтобы‏ ‎мы ‎понимали‏ ‎неписаные ‎законы‏ ‎китайских‏ ‎едален ‎и‏ ‎их ‎градацию. ‎Поэтому ‎Далянь ‎стал‏ ‎для ‎меня‏ ‎переломным‏ ‎пунктом ‎в ‎отношении‏ ‎к ‎китайской‏ ‎еде ‎– ‎и ‎после‏ ‎него,‏ ‎в ‎последующих‏ ‎точках ‎экспедиции,‏ ‎я ‎уже ‎обращался ‎с ‎питанием‏ ‎гораздо‏ ‎более ‎уверенно‏ ‎и ‎лучше‏ ‎понимал, ‎что ‎есть ‎что. ‎

– Чтобы‏ ‎в‏ ‎Китае‏ ‎остаться ‎голодным‏ ‎– ‎это‏ ‎надо ‎сильно‏ ‎постараться.‏ ‎Здесь ‎на‏ ‎каждом ‎шагу ‎что-то ‎жарят, ‎парят‏ ‎или ‎варят,‏ ‎в‏ ‎самых ‎неожиданных ‎местах.‏ ‎Чифаньки ‎тоже‏ ‎могут ‎быть ‎в ‎нестандартных‏ ‎для‏ ‎нашей ‎психологии‏ ‎местах. ‎Они‏ ‎обязательно ‎есть, ‎к ‎примеру, ‎в‏ ‎спальном‏ ‎районе ‎–‏ ‎между ‎домами.‏ ‎И ‎там ‎у ‎них ‎постоянная‏ ‎клиентура.‏ ‎Обычно‏ ‎они ‎располагаются‏ ‎группами ‎–‏ ‎допустим, ‎10‑12‏ ‎штук‏ ‎зараз. ‎Или‏ ‎как ‎тут, ‎пять ‎едален. ‎При‏ ‎этом ‎они‏ ‎преспокойно‏ ‎существуют ‎в ‎таком‏ ‎формате ‎и‏ ‎друг ‎другу ‎не ‎мешают:‏ ‎всем‏ ‎хватает ‎клиентов.‏ ‎

– Но ‎как‏ ‎отличить ‎лучшие ‎от ‎худших? ‎И‏ ‎на‏ ‎что ‎надо‏ ‎обращать ‎внимание?

– Хороший‏ ‎вопрос. ‎Отфильтровать ‎чифаньки, ‎несмотря ‎на‏ ‎их‏ ‎внешнюю‏ ‎похожесть, ‎можно.‏ ‎Перво-наперво ‎нужно‏ ‎уметь ‎принюхиваться.‏ ‎Да,‏ ‎этого ‎не‏ ‎надо ‎стесняться. ‎Зашел ‎внутрь, ‎подошел‏ ‎к ‎источнику‏ ‎запаха,‏ ‎понюхал ‎и ‎сделал‏ ‎выводы. ‎Что‏ ‎может ‎сразу ‎насторожить? ‎Первое:‏ ‎запах‏ ‎подгорелого ‎масла‏ ‎– ‎значит,‏ ‎небрежно ‎жарят ‎или ‎не ‎меняют‏ ‎масло.‏ ‎В ‎таких‏ ‎есть ‎не‏ ‎надо. ‎Второе: ‎если ‎примешивается ‎слабо-сладковатый‏ ‎запах‏ ‎тухлятины‏ ‎– ‎тоже‏ ‎признак. ‎Редко,‏ ‎но ‎бывает‏ ‎–‏ ‎в ‎основном‏ ‎там, ‎где ‎сильный ‎поток ‎людей,‏ ‎например, ‎у‏ ‎автовокзалов.‏ ‎Третье: ‎внимание. ‎К‏ ‎вам ‎в‏ ‎первые ‎две ‎минуты ‎должно‏ ‎быть‏ ‎проявлено ‎какое-то‏ ‎внимание. ‎Это‏ ‎значит, ‎хозяин ‎или ‎хозяйка ‎на‏ ‎месте‏ ‎и ‎вас‏ ‎быстро ‎обслужат‏ ‎– ‎а ‎не ‎какие-то ‎временные‏ ‎работники,‏ ‎которым‏ ‎посетители ‎пофиг.‏ ‎И ‎четвертое:‏ ‎зачуханность. ‎Клеенка‏ ‎может‏ ‎быть ‎старой,‏ ‎столы ‎засалены ‎– ‎это ‎же‏ ‎не ‎кафе,‏ ‎но‏ ‎минимальная ‎чистота ‎быть‏ ‎обязана. ‎Вот‏ ‎эти ‎четыре ‎признака ‎и‏ ‎помогут‏ ‎вам ‎отфильтровать‏ ‎приемлемые ‎места‏ ‎с ‎вероятностью ‎95%.

– Стройная ‎система, ‎и‏ ‎в‏ ‎общем-то ‎все‏ ‎логично ‎и‏ ‎даже ‎просто, ‎– ‎согласился ‎я.‏ ‎–‏ ‎А‏ ‎потравиться ‎в‏ ‎чифаньке ‎с‏ ‎нормальным ‎запахом‏ ‎масла‏ ‎не ‎получится?

– Здесь‏ ‎резон ‎такой: ‎если ‎чифанька ‎в‏ ‎непроходном ‎месте,‏ ‎то‏ ‎их ‎еду ‎потребляют‏ ‎местные ‎жители.‏ ‎Так ‎что ‎они ‎первые‏ ‎настучат‏ ‎в ‎морду‏ ‎такому ‎хозяину,‏ ‎который ‎их ‎травит, ‎и ‎долго‏ ‎ему‏ ‎не ‎работать.‏ ‎Получается ‎обратная‏ ‎связь ‎– ‎там, ‎где ‎народ‏ ‎более-менее‏ ‎постоянный.‏ ‎

– А ‎какие‏ ‎еще ‎есть‏ ‎нюансы?

– Чай ‎в‏ ‎чифаньках‏ ‎часто ‎бесплатный‏ ‎– ‎идет ‎приложением, ‎но ‎подают‏ ‎в ‎основном‏ ‎зеленый‏ ‎или ‎цветочный. ‎

– Это‏ ‎тот, ‎который‏ ‎пахнет ‎жасмином?

– Да, ‎он ‎в‏ ‎ходу‏ ‎и ‎популярен.‏ ‎

– Редкая ‎гадость!‏ ‎Он ‎успел ‎мне ‎надоесть ‎своим‏ ‎запахом‏ ‎во ‎всех‏ ‎поездах! ‎

Алексей‏ ‎засмеялся:

– Ну, ‎дело ‎вкуса. ‎Если ‎китаец‏ ‎с‏ ‎трех‏ ‎лет ‎пьет‏ ‎такой ‎чай,‏ ‎так ‎он‏ ‎к‏ ‎нему ‎привык‏ ‎и ‎жизни ‎без ‎него ‎не‏ ‎мыслит. ‎А‏ ‎наш‏ ‎чай, ‎который ‎мы‏ ‎называем ‎черным‏ ‎– ‎он ‎здесь ‎в‏ ‎категории‏ ‎«красного». ‎И‏ ‎это ‎относительная‏ ‎редкость ‎– ‎так ‎что ‎подают‏ ‎его‏ ‎в ‎более‏ ‎приличных ‎и‏ ‎дорогих ‎местах. ‎

– А ‎я ‎смотрю,‏ ‎тут‏ ‎еще‏ ‎и ‎салат‏ ‎бесплатный ‎выдали.

Салат‏ ‎часто ‎идёт‏ ‎бесплатным‏ ‎«прицепом» ‎к‏ ‎основному ‎блюду

– Да, ‎это ‎распространено. ‎Капусту‏ ‎тут ‎не‏ ‎жалеют,‏ ‎ее ‎много. ‎Это‏ ‎как ‎прокладка‏ ‎для ‎основной ‎еды. ‎И‏ ‎еще‏ ‎важный ‎момент:‏ ‎знаете, ‎не‏ ‎надо ‎бояться ‎меню ‎без ‎картинок.‏ ‎Вы‏ ‎же ‎путешественники?‏ ‎Можете ‎оказаться‏ ‎где ‎угодно ‎– ‎в ‎том‏ ‎числе‏ ‎и‏ ‎там, ‎где‏ ‎никаких ‎картинок‏ ‎нет ‎и‏ ‎в‏ ‎помине. ‎Так‏ ‎что ‎же, ‎оставаться ‎голодным? ‎Глупо,‏ ‎при ‎наличии‏ ‎чифанек.‏ ‎Поэтому ‎надо ‎знать‏ ‎основные ‎иероглифы‏ ‎еды. ‎Смотрите ‎на ‎стену‏ ‎–‏ ‎какой ‎там‏ ‎огромный ‎список.‏ ‎Так ‎вот, ‎и ‎из ‎него‏ ‎можно‏ ‎многое ‎извлечь.‏ ‎

– Да, ‎точно.‏ ‎Я ‎как ‎раз ‎в ‎харбинском‏ ‎поезде‏ ‎начал‏ ‎зарисовывать ‎полезные‏ ‎иероглифы ‎с‏ ‎составом ‎еды,‏ ‎основных‏ ‎компонентов.

– Правильная ‎логика.‏ ‎Покажи-ка ‎свой ‎словарик. ‎Он ‎у‏ ‎тебя ‎близко?

– Да,‏ ‎в‏ ‎рюкзаке, ‎– ‎я‏ ‎полез ‎за‏ ‎блокнотом. ‎– ‎Вот, ‎смотри,‏ ‎на‏ ‎первой ‎картонке.

Алексей‏ ‎листает, ‎изучает‏ ‎мои ‎каракули.

Первая ‎версия ‎моего ‎любительского‏ ‎определителя‏ ‎еды

– Молоток! ‎Сам‏ ‎догадался. ‎Но‏ ‎я ‎тебе ‎скажу ‎еще ‎и‏ ‎вот‏ ‎что:‏ ‎записывать ‎надо‏ ‎не ‎только‏ ‎те ‎иероглифы,‏ ‎которые‏ ‎обозначают ‎подходящие‏ ‎составляющие ‎– ‎но ‎и ‎те,‏ ‎которые ‎тебе‏ ‎не‏ ‎нравятся, ‎не ‎нужны‏ ‎или ‎надоели.‏ ‎К ‎примеру, ‎достала ‎тебя‏ ‎лапша.‏ ‎Значит, ‎что?‏ ‎Нужно ‎в‏ ‎этом ‎списке ‎искать ‎иероглиф ‎лапши‏ ‎и‏ ‎такие ‎блюда‏ ‎сразу ‎вычеркивать.‏ ‎Или ‎хотя ‎бы ‎просто ‎показать‏ ‎его‏ ‎официанту‏ ‎в ‎перечеркнутом‏ ‎виде. ‎Они‏ ‎поймут, ‎что‏ ‎этого‏ ‎не ‎надо.‏ ‎И ‎предупреждаю, ‎что ‎архиполезен ‎еще‏ ‎один ‎иероглиф‏ ‎–‏ ‎«острый». ‎Ведь ‎тут‏ ‎много ‎блюд‏ ‎с ‎хорошими ‎составляющими, ‎но‏ ‎сильно‏ ‎острых.

– Круто! ‎Спасибо,‏ ‎возьму ‎на‏ ‎вооружение. ‎Мне ‎еще ‎нравится ‎система,‏ ‎что‏ ‎иероглиф ‎«мясо»‏ ‎состоит ‎из‏ ‎двух ‎частей: ‎первая ‎обозначает ‎вид‏ ‎мяса‏ ‎–‏ ‎говядина, ‎свинина‏ ‎и ‎так‏ ‎далее, ‎а‏ ‎вторая‏ ‎– ‎что‏ ‎это, ‎собственно, ‎«мясо». ‎

– Верно. ‎Так‏ ‎можно ‎расшифровать‏ ‎вид‏ ‎мяса ‎в ‎конкретном‏ ‎блюде ‎–‏ ‎скажем, ‎на ‎этом ‎большом‏ ‎снимке‏ ‎на ‎стене‏ ‎заведения. ‎Однако‏ ‎у ‎курицы ‎совсем ‎другой ‎иероглиф,‏ ‎про‏ ‎это ‎помни.‏ ‎У ‎рыбы‏ ‎– ‎тоже ‎свой. ‎Кстати, ‎с‏ ‎рыбами‏ ‎система‏ ‎похожа. ‎Один‏ ‎иероглиф ‎обозначает‏ ‎признак ‎«рыба»,‏ ‎а‏ ‎второй ‎–‏ ‎ее ‎вид. ‎Лосось, ‎скумбрия, ‎щука‏ ‎– ‎у‏ ‎них‏ ‎у ‎всех ‎второй‏ ‎иероглиф ‎один,‏ ‎а ‎первый ‎разный. ‎Бывает‏ ‎и‏ ‎по ‎три-четыре‏ ‎иероглифа ‎на‏ ‎какой-то ‎вид ‎рыбы. ‎Тем ‎не‏ ‎менее,‏ ‎не ‎все‏ ‎виды ‎рыб‏ ‎с ‎этим ‎признаком ‎– ‎к‏ ‎примеру,‏ ‎окунь.‏ ‎У ‎него‏ ‎три ‎иероглифа,‏ ‎и ‎все‏ ‎свои.

– А‏ ‎что ‎еще‏ ‎скажешь ‎по ‎питанию ‎из ‎полезного?

– Еще?‏ ‎Имейте ‎в‏ ‎виду,‏ ‎что ‎здесь ‎проблема‏ ‎с ‎молочкой.‏ ‎Китайцы ‎почти ‎не ‎пьют‏ ‎молока,‏ ‎потому ‎что‏ ‎у ‎них‏ ‎исторически ‎сложился ‎другой ‎состав ‎ферментов‏ ‎в‏ ‎желудке. ‎Они‏ ‎тысячелетиями ‎исповедуют‏ ‎свой ‎тип ‎питания, ‎у ‎которого‏ ‎свои‏ ‎ограничения.‏ ‎Поэтому ‎молочное‏ ‎здесь ‎непопулярно.‏ ‎Ни ‎молоко,‏ ‎ни‏ ‎сливки, ‎ни‏ ‎творог. ‎

– (Вспомнив ‎посещение ‎супермаркета ‎в‏ ‎Шанхае) И ‎сыры!‏ ‎Сыров‏ ‎тут ‎тоже ‎нет,‏ ‎что ‎меня‏ ‎сильно ‎расстраивает, ‎– ‎добавил‏ ‎я.

– В‏ ‎больших ‎супермаркетах‏ ‎есть, ‎но‏ ‎они ‎дорогие ‎и ‎это ‎действительно‏ ‎редкость.

Порции‏ ‎в ‎чифаньках‏ ‎обычно ‎большие‏‎

Дальше ‎мы ‎обсуждали ‎возможные ‎способы‏ ‎питания‏ ‎в‏ ‎пути, ‎кроме‏ ‎чифанек. ‎

– Удобны‏ ‎для ‎питания‏ ‎еще‏ ‎и ‎пельменные.‏ ‎Их ‎много, ‎и ‎чем ‎севернее‏ ‎– ‎тем‏ ‎они‏ ‎популярнее. ‎

– Ага, ‎точно.‏ ‎Мы ‎в‏ ‎обед ‎сегодня ‎как ‎раз‏ ‎ходили‏ ‎в ‎пельменную‏ ‎у ‎отеля‏ ‎– ‎белая ‎такая ‎двухэтажка. ‎Удобно,‏ ‎порции‏ ‎большие, ‎но‏ ‎начинка ‎может‏ ‎быть ‎неожиданной. ‎

– Конечно. ‎Это ‎же‏ ‎Китай!‏ ‎За‏ ‎начинкой ‎надо‏ ‎следить. ‎И‏ ‎вот ‎еще‏ ‎вам‏ ‎совет: ‎если‏ ‎надоели ‎китайские ‎сюрпризы, ‎ищите ‎забегаловки‏ ‎других ‎национальностей.‏ ‎Например‏ ‎– ‎уйгуры, ‎то‏ ‎бишь ‎мусульмане‏ ‎на ‎западе ‎страны ‎–‏ ‎держат‏ ‎много ‎заведений.‏ ‎Монголы, ‎ну‏ ‎и ‎другие ‎народности, ‎которых ‎много‏ ‎на‏ ‎юге ‎и‏ ‎в ‎горах.‏ ‎Так ‎что ‎увидел ‎некитайские ‎закорючки‏ ‎–‏ ‎заходи,‏ ‎принюхивайся, ‎смотри‏ ‎общую ‎обстановку.‏ ‎Там ‎можно‏ ‎отдохнуть‏ ‎от ‎местных‏ ‎блюд ‎и ‎поесть, ‎к ‎примеру,‏ ‎привычных ‎для‏ ‎нас‏ ‎супов ‎с ‎мясом‏ ‎или ‎баранины‏ ‎без ‎хитрых ‎соусов. ‎Еще‏ ‎источник‏ ‎питания ‎–‏ ‎кулинарии ‎при‏ ‎магазинах. ‎Видели, ‎продаются ‎свиные ‎ушки?‏ ‎Так‏ ‎вот, ‎они‏ ‎подкопченные, ‎с‏ ‎остринкой ‎и ‎долго ‎хранятся. ‎Взял‏ ‎в‏ ‎поезд‏ ‎– ‎почти‏ ‎сутки ‎не‏ ‎испортятся ‎гарантированно.‏ ‎

– Я‏ ‎еще ‎обратил‏ ‎внимание, ‎что ‎к ‎местной ‎еде‏ ‎хорошо ‎подходит‏ ‎пиво,‏ ‎прямо-таки ‎идеально ‎сочетается.‏ ‎

– Да. ‎И‏ ‎кстати ‎– ‎«китайской ‎кухни»‏ ‎как‏ ‎таковой ‎нет.‏ ‎Это ‎мы‏ ‎привыкли ‎ее ‎извне ‎воспринимать, ‎как‏ ‎одно‏ ‎целое. ‎А‏ ‎она ‎тут‏ ‎сильно ‎разная! ‎Есть ‎сычуаньская, ‎есть‏ ‎маньчжурская,‏ ‎шанхайская‏ ‎и ‎так‏ ‎далее. ‎В‏ ‎каждой ‎провинции‏ ‎–‏ ‎свои ‎нюансы‏ ‎и ‎свои ‎фишки. ‎Изучайте ‎заранее,‏ ‎что ‎там‏ ‎у‏ ‎них ‎своего. ‎Пригодится‏ ‎потом ‎на‏ ‎месте.

Пока ‎Алексей ‎инструктировал ‎нас‏ ‎по‏ ‎части ‎местного‏ ‎питания, ‎принесли‏ ‎здоровенные ‎тарелки ‎с ‎пловом. ‎Я‏ ‎с‏ ‎большим ‎сомнением‏ ‎посмотрел ‎на‏ ‎них:

– Вот ‎это ‎порции! ‎А ‎мы‏ ‎сможем‏ ‎их‏ ‎съесть?

Алексей:

– Надо! ‎Я‏ ‎думаю, ‎с‏ ‎пивом ‎все‏ ‎пролезет,‏ ‎тем ‎более‏ ‎у ‎вас ‎завтра ‎«Тропа ‎здоровья»‏ ‎по ‎сопкам,‏ ‎энергия‏ ‎вам ‎нужна. ‎Так‏ ‎что ‎наедайтесь‏ ‎и ‎помните ‎– ‎чифанек‏ ‎бояться‏ ‎не ‎надо!

– Спасибо,‏ ‎дружище. ‎Ты‏ ‎просто ‎находка ‎для ‎нас! ‎А‏ ‎то‏ ‎я ‎и‏ ‎вправду ‎сторонился‏ ‎таких ‎заведений. ‎А ‎тут ‎и‏ ‎пахнет‏ ‎хорошо‏ ‎– ‎если‏ ‎применять ‎твою‏ ‎методику. ‎

– Пользуйтесь.‏ ‎Мне‏ ‎не ‎жалко,‏ ‎а ‎вам ‎пригодится ‎в ‎пути.‏ ‎Кстати, ‎а‏ ‎что‏ ‎у ‎вас ‎с‏ ‎завтрашними ‎билетами‏ ‎на ‎Тяньцзинь? ‎Что-то ‎разведали‏ ‎по‏ ‎парому?

– Не-а. ‎Никто‏ ‎не ‎знает‏ ‎про ‎такое... ‎

– Понятно. ‎Тогда ‎придется‏ ‎купить‏ ‎билет ‎на‏ ‎поезд, ‎раз‏ ‎ничего ‎нету. ‎

– Ну ‎да, ‎это‏ ‎самый‏ ‎разумный‏ ‎и ‎простой‏ ‎путь.

– Поэтому ‎давайте‏ ‎так: ‎сейчас‏ ‎дозаправимся‏ ‎едой ‎и‏ ‎съездим ‎на ‎вокзал, ‎а ‎потом‏ ‎можем ‎еще‏ ‎и‏ ‎ночной ‎Далянь ‎посмотреть,‏ ‎если ‎вы‏ ‎еще ‎в ‎силах ‎–‏ ‎сказал‏ ‎Алексей. ‎–‏ ‎А ‎то‏ ‎я ‎завтра ‎плотно ‎занят ‎и‏ ‎вам‏ ‎уделить ‎время‏ ‎не ‎смогу.‏ ‎Будете ‎сами ‎исследовать ‎местность. ‎

После‏ ‎чифаньки‏ ‎заехали‏ ‎на ‎вокзал.‏ ‎Билеты ‎были‏ ‎только ‎на‏ ‎дорогой‏ ‎поезд ‎категории‏ ‎Z ‎и ‎с ‎прибытием ‎в‏ ‎нужный ‎нам‏ ‎пункт‏ ‎в ‎пять ‎утра,‏ ‎либо ‎сидячие‏ ‎с ‎прибытием ‎попозже. ‎Но‏ ‎сидеть‏ ‎всю ‎ночь‏ ‎как-то ‎не‏ ‎улыбалось ‎– ‎поэтому ‎взяли ‎купе‏ ‎на‏ ‎Z. ‎Заодно‏ ‎и ‎узнаем,‏ ‎что ‎это ‎за ‎«ночной ‎ускоренный‏ ‎экспресс».‏ ‎С‏ ‎вокзала ‎поехали‏ ‎на ‎сопку‏ ‎с ‎телебашней,‏ ‎смотреть‏ ‎на ‎ночные‏ ‎небоскребы; ‎затем ‎еще ‎и ‎в‏ ‎центр ‎на‏ ‎площадь‏ ‎Чжуньшань. ‎Все ‎эти‏ ‎знаменитые ‎японские‏ ‎здания ‎довоенной ‎эры ‎переливались‏ ‎разными‏ ‎цветами. ‎Кому-то,‏ ‎может ‎быть,‏ ‎и ‎красиво... ‎но ‎я ‎подумал,‏ ‎что‏ ‎это ‎слишком‏ ‎уж ‎попугайский‏ ‎прием ‎и ‎взор ‎быстро ‎утомляет.‏ ‎Точно‏ ‎так‏ ‎же ‎переливался‏ ‎и ‎шар‏ ‎на ‎площади‏ ‎Дружбы,‏ ‎причем ‎с‏ ‎разными ‎фигурами ‎на ‎нем ‎–‏ ‎сердечками ‎и‏ ‎цветочками.‏ ‎

Хуабяо ‎на ‎Синхайской‏ ‎площади

Монументальное ‎здание‏ ‎банка ‎на ‎площади ‎Чжуньшань.‏ ‎Вечерняя‏ ‎подсветка

Алексей ‎под‏ ‎конец ‎расчувствовался‏ ‎и ‎повез ‎нас ‎на ‎ночную‏ ‎Синхайскую‏ ‎площадь ‎–‏ ‎где ‎в‏ ‎центре ‎площади ‎светился ‎белый ‎«гонконгский»‏ ‎кракозябр‏ ‎с‏ ‎ши-цзой ‎наверху‏ ‎(«хуабяо»). ‎По‏ ‎бокам ‎китайцы‏ ‎расставили‏ ‎и ‎другие‏ ‎светящиеся ‎фигуры ‎– ‎всяких ‎атлетов,‏ ‎символизирующих ‎разные‏ ‎виды‏ ‎спорта. ‎Но ‎линия‏ ‎высоток ‎за‏ ‎площадью ‎была ‎угрожающе ‎темна‏ ‎–‏ ‎видимо, ‎еще‏ ‎ничего ‎не‏ ‎заселили. ‎После ‎этого ‎вечернего ‎вояжа‏ ‎по‏ ‎щедро ‎расцвеченному‏ ‎мегаполису ‎мы‏ ‎распрощались ‎с ‎нашим ‎даляньским ‎волшебником.‏ ‎Договорились‏ ‎переписываться‏ ‎и ‎держать‏ ‎связь. ‎

– Спасибо‏ ‎тебе ‎огромное,‏ ‎Алексей!‏ ‎Если ‎бы‏ ‎не ‎ты, ‎мы ‎бы ‎увидели‏ ‎в ‎пять‏ ‎раз‏ ‎меньше. ‎

– Да ‎нормально,‏ ‎ребята. ‎Мне‏ ‎тоже ‎было ‎с ‎вами‏ ‎интересно,‏ ‎кое-что ‎и‏ ‎для ‎себя‏ ‎новое ‎узнал. ‎Ну ‎а ‎старые‏ ‎фотки‏ ‎кладбища ‎до‏ ‎реконструкции ‎я‏ ‎тебе, ‎Сергей, ‎дошлю ‎на ‎электронную‏ ‎почту,‏ ‎попозже.‏ ‎Так ‎что‏ ‎пиши ‎про‏ ‎это ‎место,‏ ‎русским‏ ‎людям ‎будет‏ ‎интересно. ‎

– Пока. ‎Счастливо ‎оставаться ‎и‏ ‎до ‎связи!

Вперёд,‏ ‎к‏ ‎главе ‎24

Читать: 11+ мин
logo "Сон на яву"

Человеческая природа…

Приглашаю ‎читателей‏ ‎погрузиться ‎в ‎мир ‎Хорхе ‎Луиса‏ ‎Борхеса. ‎Писатель‏ ‎ХХ‏ ‎века ‎делится ‎своими‏ ‎взглядами ‎на‏ ‎человеческую ‎природу, ‎идентичность ‎и‏ ‎роль‏ ‎памяти, ‎раскрывая‏ ‎тайны ‎своих‏ ‎самых ‎известных ‎произведений. ‎Этот ‎разговор‏ ‎—‏ ‎не ‎просто‏ ‎изучение ‎его‏ ‎работ, ‎но ‎и ‎глубокое ‎исследование‏ ‎философских‏ ‎концепций,‏ ‎которые ‎формируют‏ ‎наш ‎современный‏ ‎мир.

Вымышленное ‎интервью‏ ‎о‏ ‎вымышленных ‎историях‏ ‎— ‎это ‎словно ‎войти ‎в‏ ‎мир ‎бесконечного‏ ‎лабиринта,‏ ‎где ‎реальность ‎и‏ ‎фантазия ‎Хорхе‏ ‎Луиса ‎Борхеса ‎переплетаются, ‎создавая‏ ‎уникальный‏ ‎опыт. ‎Он‏ ‎славится ‎вымышленными‏ ‎историями, ‎которые ‎значительно ‎углубляют ‎наше‏ ‎понимание‏ ‎человеческой ‎природы‏ ‎и ‎концепций‏ ‎времени, ‎пространства ‎и ‎идентичности. ‎Позвольте‏ ‎мне‏ ‎представить‏ ‎вам ‎это‏ ‎интервью.

Этого ‎автора‏ ‎открыл ‎только‏ ‎в‏ ‎этом ‎году.‏ ‎Чем ‎он ‎заинтересовал ‎моё ‎внимание?‏ ‎Во-первых, ‎писатель‏ ‎является‏ ‎современником ‎дедушки ‎Марка‏ ‎Ефимовича ‎Тарлавина,‏ ‎он ‎на ‎5 ‎лет‏ ‎моложе‏ ‎дедушки. ‎Во-вторых,‏ ‎писатель ‎и‏ ‎мой ‎современник, ‎он ‎умер ‎14‏ ‎июня‏ ‎1986 ‎года.‏ ‎В ‎третьих‏ ‎его ‎вымышленные ‎истории ‎очень ‎созвучны‏ ‎моему‏ ‎видению‏ ‎мира. ‎Вымышленное‏ ‎интервью ‎о‏ ‎вымышленных ‎историях‏ ‎составлено‏ ‎мною ‎исходя‏ ‎из ‎текстов ‎рассказов ‎автора.

Есть ‎и‏ ‎иная ‎особенность‏ ‎восприятия‏ ‎текстов ‎автора. ‎Впервые‏ ‎за ‎50‏ ‎лет ‎начал ‎читать ‎тексты‏ ‎в‏ ‎слух, ‎пересказывать‏ ‎уже ‎прочитанное‏ ‎на ‎кануне ‎и ‎делать ‎пометки‏ ‎в‏ ‎заинтересовавших ‎меня‏ ‎местах. ‎Так‏ ‎родилось ‎вымышленное ‎интервью ‎о ‎вымышленных‏ ‎историях.‏ ‎Да,‏ ‎такое ‎чтение‏ ‎очень ‎медленно‏ ‎идёт, ‎но‏ ‎зато‏ ‎я ‎пережил‏ ‎истории ‎вместе ‎с ‎автором. ‎Более‏ ‎того, ‎мне‏ ‎удалось‏ ‎очутиться ‎в ‎шкуре‏ ‎тех ‎о‏ ‎ком ‎рассказывал ‎автор.

Интервьюер: В ‎вашем‏ ‎творчестве‏ ‎есть ‎заметные‏ ‎элементы ‎мифологии‏ ‎и ‎аллюзии ‎на ‎различные ‎культуры.‏ ‎Как‏ ‎вы ‎выбираете,‏ ‎какие ‎культурные‏ ‎аспекты ‎интегрировать ‎в ‎свои ‎работы?

Борхес: Я‏ ‎вливаюсь‏ ‎в‏ ‎различные ‎культуры,‏ ‎пытаясь ‎понять‏ ‎их ‎суть‏ ‎и‏ ‎философию. ‎Каждая‏ ‎культура ‎имеет ‎свои ‎мифы, ‎свои‏ ‎идеи ‎о‏ ‎мире‏ ‎и ‎человеческой ‎природе.‏ ‎Я ‎не‏ ‎просто ‎заимствую ‎их; ‎я‏ ‎стараюсь‏ ‎переплести ‎эти‏ ‎концепции ‎с‏ ‎тем, ‎что ‎знакомо ‎мне. ‎Это‏ ‎своеобразный‏ ‎диалог ‎между‏ ‎эпохами ‎и‏ ‎народами. ‎Например, ‎я ‎часто ‎обращаюсь‏ ‎к‏ ‎индийской‏ ‎философии, ‎потому‏ ‎что ‎она‏ ‎добавляет ‎многослойность‏ ‎к‏ ‎нашему ‎восприятию‏ ‎времени. ‎Я ‎исследую, ‎как ‎разные‏ ‎культуры ‎подходят‏ ‎к‏ ‎вопросам ‎существования, ‎символики‏ ‎и ‎истины.

Интервьюер: Ваша‏ ‎известная ‎работа ‎«Сад ‎разбитых‏ ‎дорожек»‏ ‎впечатляет ‎своей‏ ‎структурой, ‎которая‏ ‎комбинирует ‎множество ‎возможных ‎исходов. ‎Что‏ ‎вы‏ ‎хотите ‎донести‏ ‎до ‎читателя‏ ‎через ‎такой ‎подход?

Борхес: Эта ‎работа ‎—‏ ‎своеобразное‏ ‎исследование‏ ‎выбора ‎и‏ ‎его ‎последствий.‏ ‎В ‎жизни‏ ‎нам‏ ‎предоставляется ‎множество‏ ‎вариантов, ‎и ‎каждый ‎из ‎них‏ ‎порождает ‎свои‏ ‎последствия‏ ‎и ‎возможности. ‎Я‏ ‎стремлюсь ‎показать,‏ ‎что ‎каждая ‎наша ‎выборка‏ ‎формирует‏ ‎не ‎только‏ ‎нас, ‎но‏ ‎и ‎наше ‎окружение, ‎создавая ‎множество‏ ‎реальностей.‏ ‎Сложность ‎и‏ ‎абсурдность ‎человеческого‏ ‎существования ‎проявляются ‎в ‎этих ‎перекрестках,‏ ‎и‏ ‎читатель‏ ‎может ‎осознать,‏ ‎что ‎в‏ ‎каждом ‎решении‏ ‎скрыта‏ ‎сила ‎создания‏ ‎нового ‎мира.

Интервьюер: Как ‎вы ‎относитесь ‎к‏ ‎концепции ‎авторства?‏ ‎Верите‏ ‎ли ‎вы, ‎что‏ ‎автор ‎контролирует‏ ‎свое ‎произведение?

Борхес: Я ‎считаю, ‎что‏ ‎текст‏ ‎обретает ‎жизнь‏ ‎лишь ‎тогда,‏ ‎когда ‎его ‎читает ‎кто-то ‎другой.‏ ‎Автор‏ ‎создает ‎мир,‏ ‎но ‎каждый‏ ‎читатель ‎заполняет ‎его ‎своим ‎собственным‏ ‎опытом‏ ‎и‏ ‎интерпретацией. ‎Я‏ ‎не ‎верю‏ ‎в ‎абсолютный‏ ‎контроль‏ ‎над ‎своим‏ ‎произведением; ‎по ‎сути, ‎произведение ‎существует‏ ‎в ‎бесконечном‏ ‎диалоге‏ ‎с ‎его ‎читателями.‏ ‎Каждый ‎читатель‏ ‎— ‎это ‎новый ‎автор,‏ ‎который‏ ‎приводит ‎текст‏ ‎к ‎новой‏ ‎интерпретации, ‎вписывает ‎его ‎в ‎свою‏ ‎реальность‏ ‎и ‎в‏ ‎свою ‎жизнь.

Интервьюер: И‏ ‎в ‎заключение, ‎что ‎бы ‎вы‏ ‎посоветовали‏ ‎начинающим‏ ‎писателям, ‎желающим‏ ‎следовать ‎вашим‏ ‎стопам?

Борхес: Я ‎бы‏ ‎посоветовал‏ ‎не ‎бояться‏ ‎искать ‎и ‎прощупывать ‎возможные ‎глубины‏ ‎человеческой ‎сущности.‏ ‎Каждый‏ ‎писатель ‎должен ‎быть‏ ‎исследователем, ‎готовым‏ ‎к ‎тому, ‎чтобы ‎идти‏ ‎в‏ ‎неизвестное. ‎Читайте‏ ‎не ‎только‏ ‎великих ‎мастеров, ‎но ‎и ‎те‏ ‎произведения,‏ ‎которые ‎вы‏ ‎никогда ‎не‏ ‎думали ‎бы ‎прочитать. ‎Искренность ‎и‏ ‎смелость‏ ‎в‏ ‎подходе ‎к‏ ‎созданию ‎текста‏ ‎— ‎вот‏ ‎ключ‏ ‎к ‎открытию‏ ‎настоящих ‎горизонтов. ‎Используйте ‎свою ‎уникальную‏ ‎перспективу, ‎и‏ ‎не‏ ‎забывайте, ‎что ‎творчество‏ ‎— ‎это‏ ‎невероятное ‎приключение, ‎полное ‎трудностей‏ ‎и‏ ‎удовлетворения.

Таким ‎образом,‏ ‎Борхес ‎создает‏ ‎мир, ‎который ‎служит ‎не ‎только‏ ‎интеллектуальным,‏ ‎но ‎и‏ ‎эмоциональным ‎пространством‏ ‎для ‎своих ‎читателей. ‎Его ‎искусство‏ ‎продолжает‏ ‎вдохновлять‏ ‎многих, ‎и‏ ‎его ‎идеи‏ ‎о ‎бесконечности,‏ ‎мифах‏ ‎и ‎естестве‏ ‎человеческого ‎существования ‎остаются ‎актуальными ‎и‏ ‎сегодня.

содержание ‎своего‏ ‎произведения,‏ ‎или, ‎возможно, ‎произведение‏ ‎имеет ‎собственную‏ ‎жизнь, ‎выходящую ‎за ‎пределы‏ ‎намерений‏ ‎автора?

Борхес: Это ‎глубокий‏ ‎вопрос, ‎и‏ ‎я, ‎безусловно, ‎считаю, ‎что ‎произведение‏ ‎искусства‏ ‎может ‎развиваться‏ ‎независимо ‎от‏ ‎того, ‎каковы ‎были ‎первоначальные ‎намерения‏ ‎автора.‏ ‎Как‏ ‎только ‎текст‏ ‎опубликован ‎и‏ ‎попадает ‎в‏ ‎руки‏ ‎читателя, ‎он‏ ‎начинает ‎восприниматься ‎через ‎призму ‎личного‏ ‎опыта ‎и‏ ‎восприятия‏ ‎каждого ‎отдельного ‎человека.‏ ‎Читатель ‎действительно‏ ‎может ‎вложить ‎в ‎текст‏ ‎собственные‏ ‎смыслы ‎и‏ ‎ассоциации, ‎и‏ ‎это ‎обогащает ‎произведение, ‎придавая ‎ему‏ ‎многослойность.

Я‏ ‎верю ‎в‏ ‎концепцию ‎текста‏ ‎как ‎объекта, ‎который ‎живет ‎своей‏ ‎жизнью.‏ ‎Автор‏ ‎может ‎задать‏ ‎определенные ‎вопросы‏ ‎и ‎предложения,‏ ‎но‏ ‎в ‎конечном‏ ‎итоге ‎текст ‎становится ‎полем ‎интерпретации.‏ ‎Это ‎можно‏ ‎сравнить‏ ‎с ‎музыкальным ‎произведением.‏ ‎Даже ‎если‏ ‎композитор ‎написал ‎ноты, ‎каждая‏ ‎интерпретация‏ ‎музыки ‎исполнителем‏ ‎будет ‎уникальна.‏ ‎Этот ‎процесс ‎интерпретации, ‎будь ‎то‏ ‎литература‏ ‎или ‎музыка,‏ ‎подчеркивает, ‎что‏ ‎творчество ‎— ‎это ‎не ‎просто‏ ‎результат‏ ‎индивидуального‏ ‎труда, ‎но‏ ‎и ‎взаимодействие‏ ‎между ‎автором,‏ ‎текстом‏ ‎и ‎читателем.

Интервьюер: Таким‏ ‎образом, ‎можно ‎сказать, ‎что ‎вы‏ ‎видите ‎читателя‏ ‎как‏ ‎активного ‎участника ‎в‏ ‎создании ‎смыслов?

Борхес: Совершенно‏ ‎верно. ‎Читатель ‎— ‎не‏ ‎просто‏ ‎пассивный ‎наблюдатель;‏ ‎он ‎является‏ ‎соавтором ‎текста. ‎В ‎этом ‎взаимодействии‏ ‎заключена‏ ‎суть ‎литературы.‏ ‎Каждый ‎читатель‏ ‎привносит ‎в ‎чтение ‎свой ‎опыт,‏ ‎свои‏ ‎впечатления‏ ‎и ‎свои‏ ‎интерпретации, ‎что‏ ‎создает ‎уникальную‏ ‎динамику.‏ ‎Я ‎стремлюсь‏ ‎писать ‎тексты, ‎которые ‎позволяют ‎читателю‏ ‎думать, ‎анализировать‏ ‎и‏ ‎задавать ‎вопросы. ‎Истинная‏ ‎литература ‎побуждает‏ ‎к ‎размышлениям, ‎оставляя ‎пространство‏ ‎для‏ ‎внутреннего ‎диалога.

Интервьюер: Это‏ ‎ведет ‎нас‏ ‎к ‎вопросу ‎о ‎памяти. ‎Память,‏ ‎как‏ ‎личная, ‎так‏ ‎и ‎коллективная,‏ ‎часто ‎фигурирует ‎в ‎ваших ‎работах.‏ ‎Как‏ ‎вы‏ ‎видите ‎роль‏ ‎памяти ‎в‏ ‎формировании ‎идентичности‏ ‎человека?

Борхес: Память‏ ‎— ‎это‏ ‎фундаментальная ‎составляющая ‎нашей ‎идентичности. ‎Наша‏ ‎личная ‎история,‏ ‎опыт,‏ ‎наши ‎воспоминания ‎формируют‏ ‎наше ‎«я».‏ ‎Однако ‎существует ‎и ‎коллективная‏ ‎память,‏ ‎которая ‎объединяет‏ ‎людей ‎и‏ ‎определяет ‎культуру. ‎Мы ‎все ‎являемся‏ ‎продуктами‏ ‎не ‎только‏ ‎своего ‎прошлого,‏ ‎но ‎и ‎прошлого ‎общества, ‎к‏ ‎которому‏ ‎принадлежим.‏ ‎Эта ‎взаимосвязь‏ ‎между ‎личными‏ ‎и ‎коллективными‏ ‎воспоминаниями‏ ‎создает ‎порой‏ ‎парадоксальную ‎реальность, ‎когда ‎личные ‎переживания‏ ‎переплетаются ‎с‏ ‎историями‏ ‎всей ‎нации ‎или‏ ‎даже ‎человечества.

В‏ ‎своих ‎работах ‎я ‎пытаюсь‏ ‎размыть‏ ‎границы ‎между‏ ‎сном ‎и‏ ‎явью, ‎реальностью ‎и ‎вымыслом, ‎подчеркивая,‏ ‎что‏ ‎память ‎может‏ ‎быть ‎ненадежной.‏ ‎Истории ‎могут ‎изменяться, ‎подвергаться ‎интерпретации‏ ‎и‏ ‎забвению,‏ ‎и ‎именно‏ ‎это ‎делает‏ ‎нас ‎теми,‏ ‎кто‏ ‎мы ‎есть.‏ ‎Мы ‎живем ‎в ‎сети ‎взаимосвязанных‏ ‎воспоминаний, ‎и,‏ ‎освобождая‏ ‎их ‎из ‎прошлого,‏ ‎мы ‎можем‏ ‎создать ‎совершенно ‎новые ‎нарративы‏ ‎в‏ ‎настоящем.

Интервьюер: Как ‎вы‏ ‎видите ‎превращение‏ ‎литературы ‎в ‎современную ‎эпоху, ‎особенно‏ ‎с‏ ‎учетом ‎технологий‏ ‎и ‎глобализации?

Борхес: Мы‏ ‎находимся ‎в ‎удивительном ‎времени, ‎когда‏ ‎доступ‏ ‎к‏ ‎литературе ‎стал‏ ‎более ‎широким‏ ‎благодаря ‎технологиям.‏ ‎Однако‏ ‎с ‎этим‏ ‎приходит ‎и ‎определенная ‎ответственность. ‎Литература‏ ‎теперь ‎может‏ ‎достигать‏ ‎еще ‎больших ‎масштабов,‏ ‎освобождая ‎голоса,‏ ‎которые ‎ранее ‎могли ‎быть‏ ‎игнорированы.‏ ‎Но, ‎с‏ ‎другой ‎стороны,‏ ‎выбор, ‎который ‎мы ‎делаем, ‎становится‏ ‎более‏ ‎сложным, ‎а‏ ‎возможности ‎—‏ ‎одновременно ‎и ‎обогащающими, ‎и ‎подавляющими.

Глобализация‏ ‎привела‏ ‎к‏ ‎смешению ‎культурных‏ ‎влияний, ‎что‏ ‎создает ‎новые‏ ‎формы‏ ‎литературного ‎выражения,‏ ‎но ‎иногда ‎также ‎может ‎угрожать‏ ‎уникальности ‎и‏ ‎самобытности‏ ‎отдельных ‎культур. ‎Как‏ ‎писатели ‎и‏ ‎читатели, ‎мы ‎должны ‎учитывать‏ ‎эти‏ ‎изменчивые ‎реалии‏ ‎и ‎быть‏ ‎внимательными ‎к ‎тому, ‎как ‎мы‏ ‎взаимодействуем‏ ‎с ‎текстами.‏ ‎Мне ‎интересно‏ ‎наблюдать, ‎как ‎новая ‎среда ‎порождает‏ ‎новые‏ ‎подходы,‏ ‎и ‎как‏ ‎технологии ‎могут‏ ‎помочь ‎создать‏ ‎новые‏ ‎нарративы, ‎которые‏ ‎затрагивают ‎более ‎широкие ‎темы ‎и‏ ‎служат ‎различным‏ ‎аудиториям.

Человечество‏ ‎всегда ‎искало ‎смыслы‏ ‎и ‎связи‏ ‎через ‎рассказанные ‎истории, ‎и,‏ ‎несмотря‏ ‎на ‎изменения,‏ ‎это ‎основополагающее‏ ‎стремление ‎остается. ‎В ‎будущем ‎литература‏ ‎будет‏ ‎продолжать ‎развиваться,‏ ‎но ‎суть‏ ‎останется ‎прежней ‎— ‎это ‎будет‏ ‎продолжение‏ ‎поиска‏ ‎человеческого ‎опыта‏ ‎и ‎глубоких‏ ‎истин, ‎которые‏ ‎формируют‏ ‎людей ‎и‏ ‎общества.

ть ‎так, ‎чтобы ‎мой ‎текст‏ ‎давал ‎возможность‏ ‎для‏ ‎многообразной ‎интерпретации. ‎Это‏ ‎значит, ‎что‏ ‎я ‎часто ‎использую ‎символику,‏ ‎образы‏ ‎и ‎идеи,‏ ‎которые ‎могут‏ ‎быть ‎истолкованы ‎по-разному, ‎в ‎зависимости‏ ‎от‏ ‎восприятия ‎конкретного‏ ‎читателя.

Это ‎также‏ ‎приводит ‎меня ‎к ‎мысли ‎о‏ ‎бесконечности‏ ‎литературы.‏ ‎Каждое ‎чтение‏ ‎текста ‎может‏ ‎быть ‎новым‏ ‎опытом,‏ ‎подобно ‎тому,‏ ‎как ‎каждый ‎раз, ‎когда ‎мы‏ ‎слушаем ‎симфонию,‏ ‎мы‏ ‎можем ‎находить ‎новые‏ ‎нюансы ‎и‏ ‎детали. ‎Так, ‎ранее ‎мной‏ ‎написанные‏ ‎произведения ‎могут‏ ‎восприниматься ‎совершенно‏ ‎иначе ‎в ‎разное ‎время ‎и‏ ‎в‏ ‎разных ‎культурных‏ ‎контекстах. ‎Это‏ ‎взаимодействие ‎между ‎текстом ‎и ‎читателем‏ ‎создает‏ ‎бесконечное‏ ‎множество ‎значений‏ ‎и ‎интерпретаций,‏ ‎придавая ‎произведению‏ ‎уникальность.

Как‏ ‎писатель, ‎я‏ ‎всегда ‎надеюсь, ‎что ‎мои ‎читатели,‏ ‎погружаясь ‎в‏ ‎текст,‏ ‎будут ‎не ‎только‏ ‎воспринимать ‎его‏ ‎смысл, ‎но ‎и ‎задавать‏ ‎вопросы,‏ ‎искать ‎ответы‏ ‎и, ‎в‏ ‎конечном ‎итоге, ‎принимать ‎участие ‎в‏ ‎созидательном‏ ‎процессе. ‎Это‏ ‎позволяет ‎литературе‏ ‎быть ‎живым ‎организмом ‎(в ‎определенном‏ ‎смысле),‏ ‎постоянно‏ ‎развивающимся ‎и‏ ‎приспосабливающимся. ‎Каждый‏ ‎читатель ‎становится‏ ‎частью‏ ‎этой ‎эволюции.

Следовательно,‏ ‎в ‎работах, ‎которые ‎я ‎создаю,‏ ‎к ‎каждому‏ ‎элементу‏ ‎стоит ‎относиться ‎как‏ ‎к ‎индикатору,‏ ‎направляющему ‎читателя ‎к ‎новым‏ ‎размышлениям‏ ‎и ‎интерпретациям.‏ ‎Это ‎одновременно‏ ‎и ‎дар, ‎и ‎ответственность ‎—‏ ‎быть‏ ‎частью ‎такого‏ ‎процесса, ‎где‏ ‎каждый ‎может ‎вносить ‎свой ‎вклад‏ ‎в‏ ‎восприятие‏ ‎текста ‎и‏ ‎его ‎значения.‏ ‎Таким ‎образом,‏ ‎литература‏ ‎становится ‎не‏ ‎только ‎отражением ‎человеческого ‎опыта, ‎но‏ ‎и ‎активным‏ ‎пространством‏ ‎для ‎поиска ‎истины‏ ‎и ‎самовыражения.

Из‏ ‎представленного ‎текста ‎интервью ‎могут‏ ‎быть‏ ‎выделены ‎следующие‏ ‎ключевые ‎слова‏ ‎и ‎фразы, ‎отражающие ‎основные ‎темы‏ ‎и‏ ‎идеи:

  1. Борхес — основное ‎лицо‏ ‎интервью, ‎выдающийся‏ ‎писатель, ‎чьи ‎взгляды ‎и ‎идеи‏ ‎обсуждаются.
  2. Лабиринт — метафора,‏ ‎символизирующая‏ ‎сложность ‎и‏ ‎многослойность ‎его‏ ‎произведений.
  3. Реальность ‎и‏ ‎фантазия — основные‏ ‎концепции, ‎переплетающиеся‏ ‎в ‎его ‎литературе.
  4. Человеческая ‎природа — центральная ‎тема‏ ‎его ‎вымышленных‏ ‎историй,‏ ‎которая ‎углубляет ‎понимание‏ ‎читателей.
  5. Культуры ‎и‏ ‎мифология — обсуждаются ‎влияние ‎различных ‎культур‏ ‎и‏ ‎мифов ‎на‏ ‎его ‎творчество.
  6. Идентичность — роль‏ ‎памяти ‎и ‎культуры ‎в ‎формировании‏ ‎личной‏ ‎и ‎коллективной‏ ‎идентичности.
  7. Выбор ‎и‏ ‎последствия — концепция, ‎исследуемая ‎в ‎работе ‎«Сад‏ ‎разбитых‏ ‎дорожек»,‏ ‎где ‎каждый‏ ‎выбор ‎формирует‏ ‎реальность.
  8. Авторство ‎и‏ ‎читатель — обсуждение‏ ‎активной ‎роли‏ ‎читателя ‎как ‎соавтора, ‎который ‎интерпретирует‏ ‎текст.
  9. Память — как ‎индивидуальная,‏ ‎так‏ ‎и ‎коллективная, ‎играет‏ ‎ключевую ‎роль‏ ‎в ‎его ‎работах.
  10. Технологии ‎и‏ ‎глобализация — влияние‏ ‎современных ‎изменений‏ ‎на ‎литературу‏ ‎и ‎ее ‎развитие.
  11. Творчество ‎как ‎приключение — совет‏ ‎начинающим‏ ‎писателям ‎о‏ ‎смелости ‎и‏ ‎искренности ‎в ‎их ‎подходе.

Эти ‎ключевые‏ ‎слова‏ ‎и‏ ‎фразы ‎помогают‏ ‎ярче ‎понять‏ ‎основные ‎идеи‏ ‎и‏ ‎концепции, ‎озвученные‏ ‎в ‎интервью ‎с ‎Борхесом, ‎а‏ ‎также ‎его‏ ‎философские‏ ‎взгляды ‎на ‎литературу‏ ‎и ‎человеческое‏ ‎существование.

Показать еще

Обновления проекта

Статистика

32 подписчика

Метки

архитектура 89 железные дороги 88 китай 42 Книга про Китай-1 42 Российская Империя 40 вокзалы 36 Советский Союз 32 реалии торговли 30 20 лет назад 24 БАМ 24 старинные расписания 23 Транссиб 22 идентичность 19 питер 19 авто 18 память 18 авиация 17 быт в поездах 17 Транссиб-2004 17 модернизм 16 мосты 15 Москва 14 русское наследие 12 флот 11 Пекин 10 трамвай 9 дневник Перископа 8 еда и напитки 7 кладбище 7 ленин 7 Новый Ургал 7 Петровский Завод 7 советские реалии 7 спальные районы 7 метро 6 модерн 6 объявления от автора 6 хабаровск 6 1982 5 underground 5 Вологда 5 Далянь 5 Забайкалье 5 коммунизм 5 Николаевская ж.д. 5 Порт-Артур 5 Ульяновск 5 хайтек 5 Харбин 5 Шанхай 5 Яньань 5 Мао Цзэдун 4 Дуссе-Алинь 3 Екатеринбург 3 Заветы Ильича 3 КВЖД 3 Тяньцзинь 3 япония 3 ар-деко 2 БЖРК 2 Билимбай 2 Бурея 2 Варшаво-Венская ж.д. 2 ВСМ 2 Вторая Мировая 2 Иркутск 2 калининград 2 море 2 нижнеангарск 2 Нижний Тагил 2 Пермь 2 подводные лодки 2 поясное время 2 Рязань 2 Северомуйск 2 советская торговля 2 таксимо 2 текущее 2 Тольятти 2 фортификация 2 Франция 2 эстония 2 якутия 2 1939 1 1942 1 аэрофото 1 белоруссия 1 Великая Стена 1 Владивосток 1 Ганина Яма 1 германия 1 Гудок 1 Киров 1 космос 1 Кунгур 1 Павловск 1 Палдиски 1 Парк Тигров 1 Петергоф 1 Поросёнков Лог 1 Псков 1 русский кич 1 Сестрорецк 1 Советская Армия 1 Сталин 1 Таллин 1 Тарту 1 Тверь 1 тоннели 1 Трансполярная дорога 1 Ту-114 1 Ту-144 1 украина 1 ха 1 Харп 1 храмы 1 Цзинань 1 Больше тегов

Фильтры

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048