Распятие / Вечер с доктором Боровских
![](/images/projects/293/293/zj/cx/x5//34eaggf37i.jpg)
Ну вот, и дошли мы до самой вершины нашей психотерапии. Это вершина горы Голгофы. Здесь был распят на кресте Господь наш Иисус Христос.
Вечер с доктором Боровских / 18 мая 2021
![](/images/projects/293/293/8f/84/2k//336d4h5391.jpg)
Сегодняшний вечер с доктором Боровских будет посвящён самому главному, событию в жизни каждого человека. Речь пойдет о Воскресении Христа.
Что за Дитя?
(Лк. 2:8-15)
Один проповедник думал, что все младенцы на одно лицо. Когда однажды молодые родители принесли к нему своего новорожденного и сказали: “Разве это не самый прелестный ребенок, которого вы когда-либо видели?”, он не знал, что ответить. Наконец, он сказал: “Ах, какое дитя!” Младенцы могут быть внешне похожи друг на друга, но они совершенно разные. Спросите об этом у их матерей!
Младенец Иисус действительно отличался от всех других младенцев - Он был Сыном Божьим. События, сопровождавшие Его рождение, провозгласили всему миру, что Он отличался от всех других новорожденных в этом мире. Его отличие от всех других сразу же проявилось в том, что ангел провозгласил о Его рождении пастухам. Кто же Иисус, по словам ангелов?
Он - наш Спаситель. Ангел появился перед пастухами и сказал: “Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель” (Лк. 2:10, 11). Иисуса назвали “Иисусом”, потому что Он спасет Свой народ от их грехов (Мф. 1:21).
Он - Христос. Ангел продолжал: “Который есть Христос” (Лк. 2:11). Христос означает “помазанный”. Греческое слово “Христос” равнозначно древнееврейскому слову “Мессия”. Иисус был обещан Богом. Он - Тот, Кого Бог послал выполнить все пророчества Ветхого Завета и стать царем над духовным Израилем (Лк. 1:31-34).
Он - Господь. Ангел сказал: “Который есть Христос Господь” (Лк. 2:11). Он превыше всех, Царь царей. Он не только наш Спаситель, мы должны признать Его нашим Господом. Как наш Избавитель, Он спасает нас; но как наш Глава, Он командует нами.
Так какой же это ребенок родился в Вифлееме? Скажем ли мы ему: “Ах, какое дитя!” и посмотрим на Него, как на всех других? Или поклонимся Ему, как нашему Царю? В соответствии с тем, что сказал ангел, Он наш Спаситель, наш Господь и наш Христос. Если вы проигнорируете это дитя, вы испытаете вечную смерть.
![](https://media.sponsr.ru/project/4421/post/0/image/139132/imagesprojects4214421t1uskb374cfj0dh2.webp?1721139046754)
Когда родился Христос?
Год
Монах Дионисий Малый, живший в VI в., первым предложил так называемому христианскому миру все события исчислять от рождения Христа. Он взялся установить точный год рождения Иисуса. Около 525 г. (по нашему современному летоисчислению) он объявил, что Иисус родился в 753 г. от основания Рима. Много лет спустя было обнаружено, что он ошибся на четыре или пять лет, но было решено оставить все, как есть. Так возник парадокс, состоящий в том, что Иисус родился за несколько лет «до Рождества Христова»!
Библия не приводит точного времени рождения Иисуса, но содержащаяся в Писаниях информация все же позволяет нам выдвинуть научную гипотезу относительно года Его рождения:
(1) Исторические свидетельства указывают, что Ирод Великий умер ранней весной 750 г. (по римскому календарю). Иисус родился на шесть месяцев — максимум на год — раньше, то есть в 749 г. (на четыре года раньше, чем вычислил Дионисий Малый).
(2) Лука пишет, что Иоанн Креститель начал свое публичное служение «в пятнадцатый год правления Тиберия, кесаря» (Лк. 3:1). Если допустить, что началом правления Тиберия Лука считает 765 г., а также то, что в начале служения Иоанна ему было тридцать лет, то получится, что Иоанн родился в 750 г., а Иисус — шестью месяцами позже.
(3) Во время первой Пасхи публичного служения Иисуса было сказано, что храм Ирода начал строиться сорок шесть лет назад (см. Ин. 2:20). Имеющиеся исторические документы указывают, что Ирод начал строительство в 735 г., что относит события в Ин. 2 к 781 г. Если допустить, что эта первая Пасха пришлась на тридцать первый год жизни Иисуса, получится, что Он родился около 750 г.
С учетом всего вышеизложенного, мы достаточно определенно можем сказать, что Иисус родился в 750 или 749 г. по римскому календарю — иными словами, в 4 или 5 г. до н. э.
Время года
В последующие века по установлении христианства люди предлагали разные даты рождения Иисуса, включая 5 января, 20 апреля, 20 мая и 25 декабря. Д. Вандерлип пишет:
«Месяц рождения Иисуса неизвестен. До начала IV в. не было никакого праздника в честь рождения Иисуса. Дата 25 декабря была выбрана для того, чтобы христиане заменили им языческий римский праздник Сатурналий, который проводился в это время в честь римского бога Сатурна».
Что касается времени года, когда родился Иисус, то единственное, в чем сходятся ученые — то, что это не могла быть зима. А. Робертсон пишет:
«Можно считать доказанным главное: это никак не может быть 25 декабря, поскольку пастухи вряд ли находились бы ночью в полях со стадами, которые с ноября по март обычно содержали в загонах. Декабрьские ночи едва ли позволили бы сторожить стада в горных полях даже на широте такого южного города, как Вифлеем. Кроме того, Иосиф и Мария вряд ли пустились бы в долгий путь из Назарета в Вифлеем зимой, в сезон дождей».
Г. Хестер согласен, что рождение Иисуса «вряд ли могло быть в середине зимы, так как в холодные ночи пастухи не держали свои стада на холмах. Правильным временем представляется позднее лето или ранняя осень».
Если Библия не дает точного времени рождения Иисуса, значит, эта деталь не имеет большого значения. Куда важнее знать, что Он родился, чем только и думать о том, когда это произошло.
![](/project/4421/post/59654/image/138308/imagesprojects4214421z2x6e43747d6fcg9_original.webp?1720810685226)
Иисус крестился
![](/images/projects/421/4421/zg/dp/9a/37465f0g26.jpg)
Крещение, которое принял Иисус, было Иоанново (Деян. 1:21, 22). Его не следует путать с тем крещением, которое Иисус заповедал Своим ученикам творить после Своего вознесения. Это второе крещение будем называть “крещением Иисусовым”, или “новозаветным крещением”.
Его кровь
Если церковь или проповедник не рассказывают историю о кресте и не говорят о том, что для нашего спасения необходима пролитая Иисусом кровь, то они не достойны того, чтобы их слушали. Важность крови видна в Евр. 9:22: «…всё… очищается кровью, и без пролития крови нет прощения». Стих 25 напоминает нам, что первосвященник входил в святилище с кровью. Для многих мысль о крови ужасна. При виде собственной крови мы содрогаемся и бледнеем, а видеть, как кто-то умирает, обливаясь кровью, нам вообще немыслимо. Особенно — когда мы знаем, что жертва невинна. Что же, для нас кровь более отвратительна, чем грех для нашего Бога? Крест и пролитая Иисусом кровь демонстрируют, как ужасен для Бога грех. Грех требует смерти, а смерть наступает, когда тело теряет кровь. Чтобы нам не умереть навечно за свои грехи, Христос должен был умереть невинным за виновных (2 Кор. 5:18–21).
В Писаниях кровь символизирует насильственную смерть. Кровавая жертва могла быть и была средством сохранения жизни, когда приносимый в жертву отвечал всем условиям, предъявляемым к жертве, — как Иисус, который был без греха (1 Пет. 1:18, 19; 2:21– 23). Новый Завет не содержит ту мысль, что через кровавую жертву жизнь в буквальном смысле передавалась другому. Он говорит, что блага смерти Христа и принесение Им в жертву Своей крови привели к концу Его физическую жизнь, но Его жертва предоставила средство духовного искупления для всего человечества.
Несколько лет назад некие религиозные группы решили убрать из своих песенников все ссылки на Иисусово искупление кровью. Они сочли их слишком оскорбительными для слуха современных мягкосердечных членов, которые не хотели ничьей смерти ни по какой причине. (Некоторые также пропагандировали идею, что животные имеют те же права, что и люди, и потому не должны умирать во благо кого-то). Пролитие крови казалось им вульгарным и коробило их чувствительные натуры. Эти группы теперь всё меньше и меньше проповедуют об аде, Последнем суде и о том, что такое грех. В недавнем евангелистском бюллетене было указано, что большинство проповедников больше не будут говорить о суде «не столько потому, что они не верят в него, сколько потому, что их аудитория не выносит разговоров на эту тему». Так же и в церкви грех может не осуждаться из-за боязни кого-то оскорбить. Оскорбляет грех! Он стоил крови Божьего Сына!
Когда мы идём на компромисс в вопросе величайшей жертвы за грех — крови Христа, — мы вскоре уже так же поступаем и в своих проповедях о грехе, и церковь впадает в отступничество. Мы не должны избегать осуждения греха только лишь потому, что люди могут сказать: «Вы законническая церковь! Вы предъявляете слишком высокие требования к членам. Вы далеки от Христа, потому что не прощаете грешников». Зачем тогда вообще проповедовать, если не стараться следовать библейскому стандарту? Мы должны быть добрыми по отношению к раскаявшимся и принимать их, но давайте не будем в своей снисходительности заходить так далеко, что грех уже не будет ужасать нас, как ужасает нашего Бога.
![](https://media.sponsr.ru/project/4421/post/0/image/137415/imagesprojects4214421axs60m3740dcdj83.webp?1720363631778)
Пророчество
Кто не желает верить, те не проявляют особого интереса к пророчествам.
Подумайте об этом! Пророчество — убедительное свидетельство целостности Библии. Бог исполнил все Свои обещания. Флойд Гамильтон подсчитал, что исполнено 332 ветхозаветных пророчества об Иисусе. Некоторые весьма конкретны. Ни в какой другой религии нет предсказанного основателя и Спасителя!
Иисус не случайно начал Своё публичное служение с заявления о том, что Он и есть предсказанный Мессия (Ис. 61:1–3; Лк. 16:27). Слушатели поняли правильно, что Он сказал. В ярости они попытались убить Его (Лк. 4:28–30). Люди пытались положить конец Его служению даже в Его родном городе!
Посмотрите, сколько пророчеств исполнил Иисус. Он был семенем Авраама (Быт. 22:18; Деян. 7:1–6; Рим. 4:13–25; Гал. 3:6–16), пророком, подобным Моисею (Втор. 18:15–22; Деян. 3:22–26), и семенем Давида (Ин. 7:42; Рим. 1:3; 2 Тим. 2:8). Он говорил притчами (Пс. 77:2; Мф. 13:34, 35). Он был сыном девственницы (Ис. 7:14; Мф. 1:23–25), галилеянином (Ис. 9:1, 2; Мк. 14:70; Лк. 22:59), светом язычникам (Ис. 49:6; Деян. 13:46, 47), кротким царём (Зах. 9:9; Мф. 21:1–8), Отраслью (Иер. 23:5; Евр. 7:14), вызванным из Египта (Ос. 11:1; Мф. 2:15) и Назореем (Мф. 2:23). Он был избран стать нашим Спасителем прежде создания мира (Еф. 1:3, 4; 3:9–11; 1 Пет. 1:20).
Некоторые из этих пророчеств даны в общих чертах. Однако, особенно в отношении креста, они содержат несколько мельчайших деталей: способ Его казни (Пс. 21:17; Зах. 12:10; Ин. 12:32), публичность смерти (Втор. 21:22, 23; Деян. 5:30; 10:39; 13:29; Гал. 3:13; 1 Пет. 2:24), предательство друга за тридцать сребреников (Пс. 40:10; Зах. 11:12; Мф. 26:14, 15; 27:3–10), молчание перед обвинителями (Пс. 37:14; Ис. 53:7; Мф. 26:59–63; Мк. 14:55–61; 1 Пет. 2:23, 24), казнь вместе с разбойниками (Ис. 53:12; Мф. 27:38; Мк. 15:28; Лк. 23:39–43) и пронзённые руки и ноги (Пс. 21:17; Зах. 12:10; Ин. 20:27). Его одежды делили, бросая жребий (Пс. 21:19; Мк. 15:24; Ин. 19:23, 24), и ни одна из Его костей не была сломана (Пс. 33:21; Ин. 19:36). Ему дали пить уксус с жёлчью (Пс. 68:22; Мф. 27:34; Ин. 19:28–30), Его оставил Бог (Пс. 21:2; Мф. 27:46), Он был погребён у богатого (Ис. 53:9; Мф. 27:57–60) и стал отвергнутым краеугольным камнем (Пс. 117:22, 23; Мф. 21:42; Деян. 4:11; Рим. 9:32, 33). В день Пятидесятницы Пётр заявил, что кроткий царь, въехавший на ослице (Зах. 9:9; Мф. 21:1–11), был «Господом и Христом» (Деян. 2:36).
Исаию называют «мессианским пророком» за его многочисленные пророчества о Мессии. В Новом Завете его писания цитируются более пятидесяти раз. За шестьсот лет до Христа он был вдохновлён Богом нарисовать детальную картину Мессии. Ис. 53 — «песня о Страдающем рабе» — это «святое святых» Ветхого Завета. Иудеям нужна была политическая, военная победа. Мысль о страдающем, мёртвом Спасителе никогда не приходила им в голову. Будьте милостивы к ним. Трудно представить себе Бога небес умирающим на кресте!
Фразы из Ис. 53 в Новом Завете повторяются, как минимум, шесть раз! Филипп сказал вельможе-эфиопу, что Человек в Ис. 53 — это Иисус (Деян. 8:30–35).
Все глаголы в Ис. 53 употреблены в прошедшем времени. О будущем возвещается как о том, что уже отошло в историю. Бог (Иисус) вчера, сегодня и всегда тот же. У Бога прошлое, настоящее и будущее — это одна и та же реальность. Божьи пророчества настолько истинны, что о них можно писать в прошедшем времени. Иисус исполнил все пророчества о Себе. Он предсказал Свою смерть, погребение и воскресение и исполнил Своё предсказание в деталях. (См. Мф. 16:21 [и Мк. 8:31; Лк. 9:22]; 17:22, 23 [и Мк. 9:30–32; Лк. 9:43, 44]; 20:17–19 [и Мк. 10:32–34; Лк. 18:31–33]; Лк. 24:7, 44–46; Ин. 13:19). Жизнь и смерть Христа — самые что ни на есть подтверждённые факты на земле!
![](https://media.sponsr.ru/project/4421/post/0/image/137206/imagesprojects4214421ly4ijm373j22d189.webp?1720262824564)
«Совершилось!»
«Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: “Совершилось!” И, склонив главу, предал дух» (Ин. 19:30).
Когда крестные муки Иисуса подходили к концу, когда Он, сделавшийся грехом за всех грешников, вышел из мрака, Он воскликнул: «Совершилось!». Если Иоанн рассказывает нам, что Он сказал, то в других Евангелиях говорится, как Он сказал это. По меньшей мере, два из трёх Его высказываний с креста были произнесены «громким голосом» (Мф. 27:46, 50; Лк. 23:46; см. Мк. 15:37). Похоже, Он собрал все Свои оставшиеся силы, чтобы выкрикнуть последние фразы.
Слово «совершилось» (или «свершилось») — это перевод греческого слова «Τετέλεσται», формы глагола телео совершенного вида, страдательного залога, в третьем лице единственного числа. Само слово передаёт смысл чего-то «осуществлённого, завершённого, исполненного». Совершенный вид глагола говорит о действии, которое завершилось и останется таковым навсегда. Прошедшее совершенное время употребляется тогда, когда действие, совершённое в прошлом, имеет непосредственное отношение к настоящему и будущему.
Совершилось нечто явно из ряда вон выходящее по своей важности, нечто потрясшее основы земли. Однако Иисус не уточнил, что именно. Он только сказал: «Совершилось!» Но что совершилось?
Это слово означало прекращение мучений креста. Долгая пытка и тяжкое страдание закончились. Его тень висела над Ним от яслей до конца Его земного служения. Каждый день жизни перед Ним вставала необходимость нести крест в Своём сердце. Ни один смертный не может представить, как угнетала Иисуса мысль о маячившем впереди распятии. Он всегда помнил, что должен будет пройти через страшное осуждение греха, пока не воскликнет с креста: «Совершилось!»
Это слово означало исполнение пророческих предсказаний. Он объявлял, чтобы все услышали и поняли, что Он исполнил ветхозаветные Писания. Ему был открыт предвечный замысел Божий, и Он исполнил его. Встретившись с апостолами и учениками вечером в конце того дня, когда Он воскрес, Он сказал им: «Вот то, о чём Я вам говорил, ещё будучи с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом, и в пророках, и псалмах» (Лк. 24:44). Двум ученикам, шедшим в Эммаус, Он сказал: «Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» (Лк. 24:26). Словом «Совершилось!», Иисус объявлял об исполнении всего, что писали пророки о кресте.
Это слово означало победу над властью греха и смерти. Мучения закончились, намеченное достигнуто, и теперь можно было заявить о победе. Освальд Чемберс пишет: «Никогда не выводите свою уверенность в прощении из той идеи, что Бог — это наш Отец, который всё нам простит, потому что любит нас. Это противоречит Божьей истине, открытой в Иисусе Христе». Он прав, ибо Бог может простить наши грехи только потому, что Иисус понёс их с Собой на крест и заплатил за них Своей смертью. Бог действительно любит нас несравненно больше, чем можно выразить человеческим языком, но Он может простить нас только через искупительную жертву Иисуса на кресте.
Бог заявил, что теперь спасение обеспечено всем, кто придёт к Нему в вере и послушании. Изменение в Своих отношениях с человечеством Он обозначил тем, что завеса в храме разодралась сверху донизу и произошло великое землетрясение. В результате этого землетрясения отверзлись гробы — и по воскресении Иисуса воскресшие вошли в Иерусалим.
Никакое слово, произнесённое в мировой истории, не имело более далеко идущих последствий и большей силы, чем это, предпоследнее, высказывание Иисуса с креста. «Смерть Иисуса Христа есть исполнение в истории Божьего замысла и намерения. Нет никакого резона смотреть на Иисуса как на мученика. Его смерть не была чем-то, что случилось с Ним — что можно было бы предотвратить. Ради этой смерти Он и пришёл» (Чемберс). Сказав «Совершилось!», Он объявил о прекращении давления креста на Его жизнь, об исполнении пророчеств и о победе над властью сатаны, греха и смерти.
«Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом» (1 Кор. 15:57).
![](https://media.sponsr.ru/project/4421/post/0/image/137205/imagesprojects4214421xt9jyc373j1i6697.webp?1720262130604)
Получил ли Иисус ответ на Свои молитвы?
![](/images/projects/421/4421/f9/ty/p8/373cfig036.jpg)
В Гефсиманском саду Иисус немного отошёл от Своих троих апостолов и опустился на колени, а затем и вовсе распростёрся пред Своим Богом. Он молился: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39). В следующий час Он ещё дважды возвращался в это уединённое место и молился о том, чтобы в приближающемся великом испытании Он мог бы исполнить волю Своего Отца.
Иисус Христос вчера, сегодня и во веки тот же
«Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8).
Некоторые пользуются этой истиной, чтобы поспорить: «Он творил чудеса в библейские времена; если Он Тот же, Он должен творить их и сегодня». Этот довод безоснователен, так как отрывок учит только тому, что сегодня Он остаётся той же личностью, с той же природой. Он всё так же желает нам благополучия и обладает той же властью, чтобы защитить наши души. Данное утверждение ни в коем случае не означает, что Он действует таким же образом, как действовал во время Своего земного служения.
Берёт ли Иисус нынче несколько рыбок и хлебов, чтобы мгновенно превратить их в еду для миллионов умирающих от голода людей в мире? (см. Мф. 14:15–21; Мк. 6:34–44; Ин. 6:5–13). Превращает ли Он нынче в одно мгновение воду в вино (Ин. 2:1–10)? Создаёт ли Он нынче людей из праха одним лишь Своим словом (Быт. 2:7)? Воскрешает ли Он людей из мёртвых? (см. Лк. 7:11–15; 8:49–55). Ясно, что в настоящее время Иисус не поступает так, как Он поступал, когда жил на земле.
![](https://media.sponsr.ru/project/4421/post/0/image/136002/imagesprojects4214421jhyk8s37387j33i7.webp?1719577472592)
1 Коринфянам (ч.10): Разделения и споры в церкви — 4: Мудрость Божья (1:18–31)
![](/images/projects/421/4421/s5/oz/na/3734d81i03.jpg)
Религиозный климат в Коринфе и других греческих городах способствовал преклонению перед умной речью и изысканными умозаключениями. Ничто в словах Павла не отмечено некой особенной печатью показной учёности. Дух, сеющий разделения в церкви, был результатом предпочтений и приверженностей, поддерживавших престиж некоторых христиан, которые хотели властвовать над другими.
А теперь — что нам делать?
![](/images/projects/421/4421/xi/7b/lm/37322caai1.jpg)
Пройдя с Иисусом через суровое испытание Его страданий, увидев, какую жертву Он принёс за нас, давайте теперь поставим перед собой самый важный вопрос в связи с увиденным: «Каких действий ждёт от нас Иисус?» Следует ли нам разойтись по домам, бия себя в грудь в изумлении и удивлении, как когда-то давно сделали некоторые (Лк. 23:48)? Или постоять какое-то время у креста, размышляя о произошедшем, как женщины