Распятие / Вечер с доктором Боровских

Ну вот, и дошли мы до самой вершины нашей психотерапии. Это вершина горы Голгофы. Здесь был распят на кресте Господь наш Иисус Христос.
Ну вот, и дошли мы до самой вершины нашей психотерапии. Это вершина горы Голгофы. Здесь был распят на кресте Господь наш Иисус Христос.
Сегодняшний вечер с доктором Боровских будет посвящён самому главному, событию в жизни каждого человека. Речь пойдет о Воскресении Христа.
Ключевое слово в этом уроке — “вера”. В нашем изучении жизни Христа мы уже видели несколько случаев, когда веры не было и даже не могло быть. В этой статье мы рассмотрим воскрешение девочки, у которой до своего воскресения наверняка не было никакой веры.
Мк. 5 рассказывает о том, как Иисус принял живое участие в одном отверженном человеке, которого никто не любил, и прикоснулся к его душе. Для нас в этой истории много важных уроков.
В силу многих причин единородный Сын Божий сошел на эту землю, чтобы даровать ей благодать. Одна из них - произнести Нагорную проповедь и наставить во многих других божественных учениях. Другая - пролить Свою кровь. Третья - победить смерть. Еще Он пришел для того, чтобы стать нам примером. Бог небес знал, что дети стараются подражать своим родителям. Он знал, что пример нужен даже взрослым.
Глава 61 продолжает весть о грядущей славе Божьего города. Здесь нам говорится о Несущем эту весть, о Мессии, и о том великом обновлении, результатом которого станет прославление Бога.
Тема этого урока находится в словах учеников, когда Иисус усмирил бурю: “Кто же Сей, что и ветер, и море повинуются Ему?”. Вопрос “Кто Сей?” (“Кто это?”) не переставал звучать на протяжении всего служения Иисуса — что указывает на то, как трудно было людям понять, кем же на самом деле был Иисус. Мы разберем три случая, когда Христос привел в замешательство наблюдавших за Ним и Его деятельностью.
Во время праздника незадолго до смерти Христа к Филиппу подошли греки и сказали: «Нам хочется видеть Иисуса». Нет большей нужды в мире, чем видеть Иисуса. Нет ничего важнее для проповедника, чем помочь людям увидеть Иисуса. Пожалуй, самый лучший способ увидеть Его — это провести углублённое изучение Ис. 53. Мы остановимся на первых трёх стихах, после чего кратко рассмотрим стихи 4–6.
И вот мы подошли к поистине великой главе Библии. Матфей, Лука, Иоанн, Павел и Пётр приводили цитаты из главы 53 для иллюстрации того, что этим Страдающим рабом был Иисус. Многих людей смущает эта глава, как того вельможу-эфиопа в I веке, раздумывавшего над этим великом отрывком в книге Исаии. Им тоже нужен кто-то, кто бы начал «с этого места Писания» и благовествовал бы им об Иисусе.
Молящийся Христос! Молящийся Бог! Дух захватывает! Иисус был “Богом во плоти”, обладающим Духом без меры, и все же Он нуждался в молитве! Он молился больше, чем кто-либо из живших на земле. Поразительно видеть, какое выдающееся место занимала молитва в жизни Христа.
Глава начинается с призвания Богом Раба (ст. 1–13), после чего следует заявление о том, что Сион не будет оставлен (ст. 14–21). И в конце изрекается дальнейшее заверение (ст. 22–26).
Глава 42 содержит первую из четырёх так называемых «песен о рабе». Учёные досконально изучили эти стихи, чтобы определить, кто этот «раб». Мы увидим, что в разных песнях это не один раб, а разные, и Раб над всеми рабами — это Господь Иисус Христос.
В книге Левит содержатся основные предписания для священников и поклоняющихся относительно жертвы, которую можно назвать самой важной из всех видов жертв, которые приносил израильский народ, — жертвы за грех. Она важна тем, что без неё не мог обойтись ни один израильтянин, включая священников.
«Ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли — всё Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть Глава тела — Церкви; Он — начаток, Первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство» (Кол. 1:16-18).
Он источник жизни и материи. Ничто в современной вселенной не возникло без Него (Ин. 1:3). Как Создатель, Он не соответствует никакому физическому образу, в каком человек может Его представить. Павел утверждал, что Бога нельзя сделать из неразумной материи, потому что разумные существа обязаны своим существованием Ему (Деян. 17:29). Творение не может быть выше Творца. Поэтому творение — человек — должен поклоняться Творцу, а не Божьему творению (Рим. 1:25), и не боготворить сделанное им самим.
Дом развалится, если ничто не будет удерживать его; это либо гвозди, либо иное средство, обеспечивающее его устойчивость. То же можно сказать о нашем мире и окружающей его вселенной. Иисус держит все словом силы Своей (Евр. 1:3). Тем, кто без Иисуса, трудно сохранить свой мир и не дать ему развалиться на части. Приходящие же к Нему находят внутреннюю силу и духовный покой (Мф. 11:28-30).
Почти всем высшим формам жизни, чтобы функционировать, нужна голова. Голова обеспечивает управление, контроль и заботу о теле. Иисус делает то же для церкви. Тело получает от Него руководство. Он удовлетворяет всякую духовную нужду церкви, наставляя ее через Слово и помогая посредством Духа (Еф. 3:16).
Величественные качества Иисуса заверяют нас, что нужды тех, кто ставит Его царство на первое место, не останутся без внимания (Мф. 6:33).
Всем нам известны люди, у которых есть трудности в преодолении длинной дороги христианской жизни. Многие разочаровываются, когда стихает волнение первых дней христианской жизни, и на смену ему приходит однообразие дисциплины и исполнения долга. Среди нас всегда есть такие, которые оказываются неподготовленными к разочарованиям и, как следствие, усталости от жизни, отданной Богу.
В своем большинстве мы любим получать подарки. В Библии тоже много говорится о подарках: Авраам дал подарки сыновьям своих наложниц. Когда волхвы пришли к Иисусу, они “принесли Ему дары: золото, ладан и смирну”. Родители “умеют давать благие даяния” своим детям. Сегодня мы поговорим о “самом лучшем из подарков”.
Когда мы думаем о Голгофе, так и хочется спросить: “Если Иисус был таким хорошим человеком, то почему Он умер, как обыкновенный преступник?” Однажды девочка-подросток с широко открытыми глазами облекла этот вопрос в следующие слова: “Если Иисус не сделал ничего дурного, то почему Его распяли? Мне это кажется несправедливым”. В этом вопросе есть смысл, не правда ли?
Мы подошли к вечеру в четверг; по иудейскому обычаю это уже была пятница. Иисусу оставалось жить считанные часы, а апостолы устроили шумную разборку относительно того, кто из них самый главный (Лк. 22:24-30). Не участвовал ли и Иуда в этом споре? Он громче всех возмущался по поводу Марии и драгоценного мира, которым она помазала Иисуса (Ин. 12:1-8). В этом проявилась его истинная сущность.
В каждой группе должен быть свой лидер. Кто-то должен нести ответственность. Иисус в качестве лидеров выбрал Петра, Иакова и Иоанна. Не было ли между апостолами недовольства друг другом, ревности или борьбы за власть?
Предательство Иуды не было импульсивным. Совместная трапеза могла, как искра, спровоцировать этот взрыв, но проблема была гораздо глубже. Перед этим Иисус учил не устраивать из власти языческого идола, сказав: «Между вами да не будет так» (Мф. 20:20-28; Мк. 10:35-45). Перед этим также Иаков и Иоанн (вместе со своей матерью) попросили, чтобы им были даны особые привилегии и властные полномочия. Иисус хорошо сказал о «работе локтями» в борьбе за лучшие места (см. Мф. 23:6-12; Мк. 12:38-40; Лк. 20:45-47). У нас сегодня такие же проблемы с гордостью и высокомерием. Мы можем их преодолеть, если в скромности будем подражать Иисусу (Фил. 2:5-8).
Как Иисус справился с ситуацией? Он не кричал, не угрожал, не делал жёстких замечаний. На месте Иисуса мы бы стали молиться Богу: «Нам нужна совершенно новая группа апостолов!» Вместо этого Он продолжал спокойно учить и учить! Он взял полотенце и вымыл им ноги (см. Ин. 13:1-17). Тишина была оглушающей. Её нарушил неожиданный выкрик Петра: «Не умоешь ног моих вовек». Твёрдо и в то же время мягко Иисус успокоил Петра. Легче вымыть ноги кому-то, чем позволить, чтобы вымыли ноги тебе. Божий Сын начал класть фундамент Своей церкви с помощью полотенца. Он объявил Себя «Служащим» (см. Лк. 22:27).
Иисус вымыл ноги всем присутствовавшим, включая Иуду. После этого Он высказал первое из многочисленных предостережений Своим апостолам, которые, впрочем, не имели успеха.
За пасхальной трапезой Иисус объявил о том, что Он будет предан. Мы, как правило, думаем, что всем было очевидно, что предатель — Иуда, но это не так. Апостолы не могли и подумать, что кто-то другой из их числа предаст Господа… но на себя подумал каждый (Мф. 26:21-25; Мк. 14:18-21; Лк. 22:21-23; Ин. 13:21-30). И Иуда спросил: «Не я ли?» (Мф. 26:25). Иисус сказал апостолам, что Его предаст тот, кому Он, «обмакнув кусок хлеба, подаст» (Ин. 13:26). Удивительно, но когда Он подал кусок Иуде, это полностью прошло мимо внимания других апостолов. Иуда понял, что Иисус знает! (см. 26:25).
Когда-то давно, брат во Христе прочитал проповедь «Была же ночь» по Ин. 13:30, где говорится: «Он [Иуда], приняв кусок, тотчас вышел. Была же ночь». Бог — свет; ночь — тьма. Иуда ушёл из света во тьму. В том, что в Иуду вошёл сатана, не было ничего мистического или сверхъестественного. Иуда впустил и, можно сказать, даже зазвал его туда. Это трагедия — уходить из света во тьму! Иуда ушёл до того, как Иисус сказал слова, записанные в Ин. 13:34, 35: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Грех наносит катастрофический вред; часть трагедии заложена в том, что вы пропускаете. Иуда пропустил очень много! Он ведь так и не увидел воскресшего Господа.
Отпустив Иуду, Иисус учредил то, что мы называем Господней вечерей (Мф. 26:26-29; Мк. 14:22-25; Лк. 22:17-20; 1 Кор. 11:23-26). Прочтите Ин. 6:48-60. Это не ссылка на Господню вечерю, но это доктринальная истина. Чтобы спастись, мы должны переварить, усвоить Христа — Его жизнь, учение и спасение.
Господня вечеря была установлена в собрании. Ранняя церковь собиралась для преломления хлеба (Деян. 20:7). В её простоте — хлеб и чаша — слава новозаветного поклонения.
Затем Иисус обратил Своё внимание на Петра, поклявшегося в безграничной верности. Иисус сказал, что ещё до того, как пропоёт петух, Пётр трижды отречётся от Него. Прочтите Мф. 26:33-35; Мк. 14:29, 30; Ин. 13:36-38). В Лк. 22:31-34 приводится больше подробностей. Сатана хотел заполучить Петра, но Иисус сказал, что Он молился о нём. Не молился ли Иисус равным образом и об Иуде? Ну конечно, молился. Не на все наши молитвы можно ответить так, как хочется нам!
Мало что известно о том, где, когда и как молился Иисус «молитвой Первосвященника», «настоящей Господней молитвой», записанной в Ин. 17. А это, пожалуй, самая потрясающая молитва из всех, которые кто-либо когда-либо произносил! Он молился о Своих апостолах, о Себе и о нас!
Поскольку в служении Иисуса притчи играют заметную роль, нам нужно поговорить о них в общем. Затем мы кратко остановимся на тех приблизительно десяти притчах Христа, которые Он рассказал в “напряженный день”.
Проснувшись утром в четверг, Иисус в этой жизни уже больше не спал. «Час» настал. После передышки в среду Иисус возобновил Своё движение к кресту. Он нёс полную ответственность за то, что должно было произойти. Другие думали, что это они владеют ситуацией, но они ошибались. Иисус инициировал и всячески приближал крест. Он был полон решимости, но не торопился.
В этот день задача состояла в том, чтобы приготовить пасхальную трапезу (Мф. 26:17-19; Мк. 14:12-16; Лк. 22:7-13). Иисус велел Своим апостолам найти человека, несущего кувшин с водой, и последовать за ним. Он наверняка был единственным мужчиной в Иерусалиме, который бы занимался таким делом, ибо это была «женская работа». Апостолы сделали, как сказал Иисус. Оказалось, что уже подготовлена комната. Подумайте, насколько это удивительно! Им нужна была большая комната. Пасха всегда отмечалась группой людей. Иерусалим был переполнен людьми. Незанятых комнат просто не могло быть. Но эта комната была не только пустой, но ещё и приготовленной! Как могло такое быть? Тут работало приводящее в благоговейный трепет провидение Божье! Бог и в нашей жизни может сделать невозможное возможным. Иисус страстно желал отметить эту Пасху с апостолами (Лк. 22:14-16). Этому можно назвать несколько причин: (1) Иисус объявил о Своём желании есть Пасху в связи с предстоящим Ему страданием. Он хотел быть с апостолами и нуждался в их обществе. (2) Кроме того, это была последняя пасхальная трапеза Божья. Иисус пригвоздил закон Моисея ко кресту (Кол. 2:14). Бог дал — Бог взял. (3) Теперь Иисус — наша непрерывная Пасха (1 Кор. 5:7). (4) Когда они отмечали Пасху в горнице Иисус учредил Свою вечерю.
Нашего внимания требуют два момента: (1) авторитет Писаний и (2) повиновение Иисуса. Иисус исполнил Божий закон! Он родился, жил и умер под законом Моисея. Он исполнил Моисеев закон до последней буквы — и сделал это в должном духе (Мф. 5:17-20), но Он не согласился на правила, придуманные фарисеями. Не обесценивайте Писания. Противостойте в духе любви лжеучителям и лжеучениям.