ВЕРА - 18
неизбежная типичность гадкого утёнка ...
Христиане “ходят верою, а не видением” (2 Кор. 5:7). В то время как христианство не исключает необходимости в здравом смысле, преданные “здравому смыслу” иногда пытаются исключить необходимость в христианстве.
В христианском учении осуждается, по крайней мере, два злоупотребления рассудком, или “видением”. Во-первых, нельзя отвергать христианскую религию потому, что некоторые истины не поддаются объяснению с позиции человеческого разума и кажутся противоречащими теориям, выдвинутым философами. Христианство не противоречит здравому смыслу, но порой выходит за его рамки. Многие библейские учения противоречат рассуждению затуманенных и развращенных умов.
Например, библейские учения о морали и браке отвергаются теми, кто не желает связывать себя ими (это бы мешало их похотям). Гордые и надменные не желают признать достоверность тех учений Библии, которые их интеллект не постиг или не в состоянии постигнуть. О подобных рассуждениях Павел писал: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых - сила Божия. Ибо написано: “погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну”» (1 Кор. 1:18, 19).
В свидетельство Христу были совершены знамения достаточные для того, чтобы привести нас к вере в Него, ибо они являются признаком того, что Он есть Сын Божий. В Слове Божьем и в том, как оно действует в сердцах людей, кроется истинная мудрость. Те, кто считает христианство неразумным, рассуждают неправильно.
Правильное использование разума в отношении утверждений и учения христианства состоит в том, чтобы ответить на вопрос, достаточно ли у христианства полномочий для того, чтобы обосновать принятие Христа. Если существует достаточная причина принять Христа, тогда ее должно быть также достаточно для принятия всего Его учения, даже тех его частей, которые могут показаться неразумными, если рассматривать их отдельно и вне Христа. Христос выдержит исследование с помощью разума; и когда оно завершится, на основании Его авторитета можно будет принять те учения, которые в противном случае только бы сбивали с толку. Тот, кто сначала изучает Его полномочия, окажется в лучших условиях при рассмотрении некоторых тайн веры.
Второе злоупотребление рассудком заключается в отказе мнимых верующих исполнять то, что повелевает Христос, на том основании, что они не понимают или не хотят увидеть, почему ту или иную заповедь надо исполнять или что это даст им. Когда мы ходим верой, мы исполняем повеления Христа невзирая на то, понимаем мы или нет, почему Он сказал именно так и не иначе или что из этого получится. Одно то, что Он велит нам что-то сделать, уже есть достаточный повод для веры послушаться.
Вера гласит: “Говори, Господь, ибо Твой слуга слушает Тебя и сделает, как Ты велишь”. Те, кто ходит видением, заявляют: “Говори, Господь, ибо Твой слуга слушает Тебя и сделает, как Ты велишь, если сможет разобраться, зачем Ты даешь ему это повеление и какую оно принесет пользу в данной ситуации”. Человек, повинующийся Христу только, когда это повеление совпадает с его собственной волей и пониманием, не ходит верой. Он следует своим рассуждениям и тем повелениям Христа, которым посчастливилось не противоречить этим рассуждениям. Это не тот путь, которым христианину заповедано ходить. Давайте же поступать по Его заповедям (2 Ин. 6).
Евр. 11:35-38 показывает, как растет вера: не в теплице, защищенная от насекомых и болезней, а в горниле жизни, перед лицом реальных опасностей. В испытаниях наша вера закаляется, превращаясь в стойкое доверие. Многих из пострадавших за веру нельзя было обвинить в том, что они «приняли освобождение» или что они отреклись от завета Моисея, дабы избежать наказания. К концу I века христиане тоже могли избежать потенциальной смерти, изменив всего одно слово в своем исповедании и вместо «Кириос Христос» («Господь Христос») сказать «Кириос Кайсар» («Господь Кесарь»). Мир всегда говорит: «Согласись нами, и мы не будем беспокоить тебя. Не нужно быть другим. Мы не будем ни высмеивать тебя, ни подвергать гонениям, если ты просто будешь жить так, как живем мы».
Как сильно искушение сдаться и приспособиться к миру! Я убежден, что это самый главный побудительный мотив для тех, кто хочет изменить церковь, превратив ее в то, чем она не планировалась быть. Эти слова Послания к евреям, наверное, очень помогали ранним святым оставаться верными Христу. Они были стойкими и проливали свою кровь ради дела Спасителя. Они терпели, «чтобы получить лучшее воскресение» (ст. 35). Чем больше святых подвергалось гонениям и убивалось, тем больше росла церковь. Многие люди готовы стоять за то, что правильно, хотя это может повлечь за собой страдание. Некоторые даже готовы пожертвовать своей жизнью ради распространения вести Иисуса.
Мученик Джим Эллиотт как-то сказал: «Нельзя назвать глупцом того, кто отдает то, что не может сохранить, дабы обрести то, что не может потерять». Он был убит индейцами аука в южной Америке. За ним последовали другие, и они привели его убийц к вере в Иисуса. Не часто встретишь состоятельного миссионера, но те, кто несет евангелие людям, становятся богатыми в духе, а такое богатство мир редко ценит.
Учение Иисуса называется “верой”, потому что от своих приверженцев оно требует веры. Вера - это побудительная сила, которая заставляет нас действовать. Наши действия вознаграждаются по вере, заставившей нас действовать. Действия без веры бесполезны (Евр. 11:6), как и вера без действий (Иак. 2:24). В Евр. 11 дан Божий пример угодной веры - той веры, которая привела к действиям и которую Он потому вознаградил. Следующие библейские герои были угодны Богу, потому что вера побудила их к действиям:
• Авель принес жертву (ст. 4).
• Енох, ходивший с Богом (см. Быт. 5:24), был переселен (ст. 5).
• Ной приготовил ковчег (ст. 7).
• Авраам повиновался и пошел, как повелел Бог (ст. 8).
• Сарра зачала (ст. 11).
• Авраам принес в жертву Исаака (ст. 17).
• Иосиф дал повеление о своих костях (ст. 22).
• Родители скрыли Моисея (ст. 23).
• Став взрослым, Моисей отказался называться сыном дочери фараона (ст. 24).
• Моисей оставил Египет (ст. 27).
• Моисей соблюдал Пасху (ст. 28).
• Народ Израиля перешел море (ст. 29).
• Израильтяне обходили стены Иерихона (ст. 30).
• Раав укрыла соглядатаев (ст. 31).
Эти примеры послушания в вере свидетельствуют о том, что Бог принимает только ту веру, которая заставляет нас действовать в повиновении, полагаясь на Его Слово. Мы повинуемся по вере, потому что верим, что Бог наградит нас согласно Своему обетованию. Те благословения, которые дает нам Бог, осуществляются благодаря Его делам, а не тем делам, которых Он требует от нас в качестве выражения нашей веры.
Те, кто учит, что крещение не обязательно, основывают свою доктрину о достаточности “одной только веры” на писаниях Павла. Однако это показывает их непонимание учения Павла и заставляет его противоречить словам Иисуса и Нового Завета. Иисус учил, что входят в царство те, которые “исполняют” волю Отца (Мф. 7:21). Он говорил, что блаженны те, кто слышит слово Божие и “соблюдает” его (Лк. 11:28). Кроме того, Он призывал людей: “Трудитесь... ради пищи, которая... приносит вам жизнь вечную” (Ин. 6:27; Современный Перевод). Иаков учил, что “человек оправдывается делами, а не верою только” (Иак. 2:24). Петр проповедовал, что наши души очищаются “послушанием истине” (1 Пет. 1:22). Иоанн писал: “...мы познали Его” и “узнаем, что мы в Нем”, если исполняем Его заповеди.
Теория “одной только веры” заставляет Павла противоречить также самому себе, ибо он писал, что вечная жизнь дается “тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, жизнь вечную” (Рим. 2:7). И далее: “Вы... от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности” (Рим. 6:17, 18); “Со страхом и трепетом совершайте свое спасение” (Фил. 2:12). В Евр. 5:9 мы читаем, что Иисус, “совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного”.
Крещение не является делом, которое само по себе снимает грехи; в его основе лежит вера в дела Иисуса. Этот факт означает, что это просто выражение веры, вознаграждаемое благодаря вере в Божьи дела, побудившей к действию.
Мы терпим неудачу в молитве, потому что неправильно понимаем Бога и веру. Когда не подчеркивается верховенство Бога, Бог теряет Свое величие, Библия лишается своего авторитета, повиновение перестает быть добродетелью, а церковь оказывается неважной. Молитва, обращенная к Богу в сокрушении сердца, готовит почву для должного благоговения перед Ним. Молитва требует, чтобы Бог был превыше всего.
Молитва также требует должного понимания веры. Сегодня люди много говорят о Боге, но не о библейском Боге. Грех, погибель, проклятие, Божий гнев и ад непопулярны. Многие люди в равной степени ратуют за веру, хотя в действительности то, что они под этим понимают, - это “только вера”. Вера и “только вера” - два разных понятия. Вера действенна, в то время как “только вера” мертва (Иак. 2:17). Мы получаем оправдание только через веру, но не через “только веру”. Это самая большая ошибка современного богословия. Вера действенна. Бог всегда спасал людей верой. Что же включает в себя вера? Вера получает... вера откликается... вера повинуется... вера живет. Иаков сказал: “Вера без дел мертва” (Иак. 2:26). Большинство людей сужает спасение до бесконечно малого, до доли секунды, момента только веры. Согласно Иакову, именно здесь “вера... мертва”. Вера - не на мгновение, вера - на всю жизнь. “Праведный верою жив будет” (Рим. 1:17; Гал. 3:11; см. Евр. 10:38). Вера действенна! Перечитайте Евр. 11. Это “Небесный зал славы”. Вера там была действенной! Молитва также действенна, но только когда для людей молитва - труд. Молитва - это усилие. Молитва - это настойчивость. Молитва - это вера в действии. Люди, имеющие веру, молятся, потому что они любят Бога и верят в Него. Научиться плавать можно только плавая. Научиться молиться можно только молясь. Молитва - это напряженная работа. Мы не сгибаем Божью волю к нашей воле; мы сгибаем нашу волю к Его воле. Мы молимся так, как если бы все зависело от Бога; мы трудимся так, как если бы все зависело от нас. Мы не молимся: “Да будет наша воля на небесах”; мы молимся: “Да будет Божья воля на земле”.
Что еще хуже, многие низводят веру до идола - они верят в веру. Наперекор всякой логике, они гордятся, они хвастаются своей верой. Вера смиряет. Слава веры - в объекте, а не в ее обладателе. Вера - не иллюзия. Вера - это не тогда, когда вы верите, что нечто является истинным, зная, что это не так. Вера - это доверие к Богу, а не вера в веру. Вера не изменяет реальности. Вера не бесчестна. Вера (пример Авраама) не есть определенность. Аврааму не была дана карта дорог. “...Авраам... пошел, не зная, куда идет” (Евр. 11:8). Вложить свою руку в руку Бога, которому можно доверять, - вот проявление веры. “Велика верность Твоя!” (Плач. 3:23). Вера - это смирение, признание своей зависимости, отказ от себя, повиновение, жизнь! Вера нас спасает, освящает, прославляет. Вера молится. Молитва - это голос веры. Вера - это когда полагаешься на Бога, а не на себя. Вера - это смерть эгоистического “я” и полное посвящение себя Богу. Наша молитва - это наше реальное представление о Боге. Наша молитва - это наше реальное представление о вере. Верить - не значит иметь ответы на все вопросы; верить - это жить без ответов. Молитва имеет смысл только тогда, когда ею живут. Иов дал полное определение веры и молитвы: “Он убивает меня; но я буду надеяться” (Иов. 13:15). Здесь может быть только один вывод: “Все в жизни знает только Бог!” Молитва восхваляет величие Бога.
Меня шокирует, когда я слышу, как люди, называющие себя проповедниками, говорят о претензиях, правах и требованиях, которые они выражают в молитве к Богу. Молитва - это не высокомерие и не эгоистичность: “Проси и принимай”; “Верь и достигай”. Идеи, выраженные в этих фразах, слишком самонадеянные. Не делайте из молитвы посмешища!