НАЗВАНИЕ
Название “Числа” говорит о двух проведенных переписях (“исчислениях”) мужчин, по возрасту годных для воинской службы. Одна (гл. 1) была проведена, когда люди покинули гору Синай и отправились в землю обетованную, а другая (гл. 26) — через тридцать восемь лет, когда войти в Ханаан готовилось уже следующее поколение.
ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Автором книги является Моисей (см. 1:1 и 33:2). Он написал ее в конце скитаний по пустыне. Эта книга продолжает сюжетную линию Исхода и начатый в Левите перечень законов.
Получив указания, как приступать к Богу, люди были готовы войти в землю обетованную. Они покинули Синай и направились в сравнительно недолгий путь — на север, в Ханаан. Когда они достигли его южной границы, были посланы соглядатаи, чтобы разузнать о земле. Люди поверили десяти разведчикам, которые вернулись с неутешительным сообщением. За грех неверия народ ходил по пустыне, пока не умерло почти все первое поколение. Они скитались тридцать восемь лет (Чис. 1:1; Втор. 1:13).
ПЛАН
I. ПОДГОТОВКА К УХОДУ С СИНАЯ
A. Первая перепись (1)
Б. Расположение стана для путешествия (2—4)
B. Законы о чистоте и о назорействе (5, 6)
Г. Приношения каждого колена (7)
Д. Законы о левитах (8)
Е. Совершение Пасхи; направляющее облако (9)
Ж. Сигналы, подаваемые трубами (10:1-10)
II. СОРОКАДНЕВНЫЙ ПОХОД ДЛИНОЙ В СОРОК ЛЕТ
А. Первый поход в землю обетованную
1. Выступление в землю (10:11-36)
2. В дороге; ропот (11, 12)
3. Южный край земли обетованной и десять соглядатаев (13)
4. Обречены скитаться по пустыне сорок лет (14)
Б. Скитание (дано мало информации)
1. Законы о некоторых жертвах; побивание человека камнями (15)
2. Восстание Корея и других (16, 17)
3. Законы о приношениях (18)
4. Вода очищения (19)
В. Последний поход в землю обетованную
1. Выступление от Кадеса; грех Моисея (20)
2. В дороге; ропот (21)
3. Прибытие к восточной границе земли обетованной (22:1)
III. ПОДГОТОВКА К ВСТУПЛЕНИЮ В ХАНААН
A. Оппозиция Валака и Валаама (22:2—25:18)
Б. Вторая перепись (26)
B. Проблема наследования; избрание Иисуса Навина (27)
Г. Законы о приношении в определенные дни и об обетах (28—30)
Д. Сражение с мадианитянами (31)
Е. Два с половиной колена решают поселиться к востоку от реки Иордан (32)
Ж. Итог скитаний по пустыне (33)
З. Указания об уделах после вступления в Ханаан (34—36)
УРОКИ КНИГИ ЧИСЕЛ
В 1 Кор. 10 Павел приводит убедительный аргумент. Он рассказывает о скитании по пустыне, отмечает, сколько Божьего народа погибло в один день, а затем говорит: “Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть” (ст. 12). Чадо Божье может упасть. Из 600 000 мужчин, годных к воинской службе в Чис. 1, лишь двое вошли в землю обетованную: Иисус Навин и Халев!
Автор Послания к евреям тоже использует пример израильского народа, чтобы предостеречь христиан (Евр. 3:7—4:12). Он говорит, что они упали из-за своей непокорности (3:11), которая есть симптом неверия (3:12). Наиболее явным выражением неверия израильтян были их жалобы. А мы разве не бываем повинны в этом грехе?
В Числах много памятных отрывков, среди которых — благословение в 6:24-26. Не забывайте, однако, что все в Ветхом Завете нацелено либо на то, чтобы (1) привести людей ко Христу, либо (2) внутренне подготовить к Нему. Обратите внимание на параллель между медным змеем (Чис. 21:8, 9) и Иисусом на кресте (Ин. 3:14, 15).