Книги Ездры и Неемии. Жизнь иудеев после вавилонского плена

2. Указ Кира о возвращении и строительстве (1:1-11)
3. Возвратившиеся в Землю обетованную (2:1-70)
4. Закладка основания храма (3:1-13)
5. Попытки врагов остановить строительство (4:1-24)
6. Возобновление строительства храма (5:1-17)
7. Восстановление храма завершено (6:1-22)
8. Ездра, книжник: его путешествие, ч.1 (7:1-28)
9. Ездра, книжник: его путешествие, ч.2 (8:1-36)
10. Дилемма с языческими жёнами (9:1-15)
11. Отделение от нечестивого влияния (10:1-44)
Согласно главе 9, у Божьего народа была серьёзная проблема. Вожди и народ в целом вступили в родство с «народами иноплеменными». Когда Ездре сообщили об этом, он сильно опечалился и молился, публично исповедуя грехи Иудеи. Затем глава 10 рассказывает, что было сделано, чтобы исправить ситуацию.
В двух последних главах Ездра предстаёт перед нами не только как учитель Божьего закона, но и как человек, обеспечивающий его исполнение; при этом он больше полагался на силу убеждения, чем на силу власти. Эти главы посвящены одной теме: браки с идолопоклонниками.
Рассказ о возвращении Ездры в Иерусалим, начавшийся в конце главы 7, продолжается в главе 8. Зачем автору понадобилось давать эти дополнительные сведения? Они были необходимы для полноты повествования: Ездра вернулся, но как это произошло? Царь позволил ему выйти и обеспечил средствами для выполнения его миссии, но как Ездра справился с ней? Без сведений в Езд. 8 эти вопросы остались бы без ответа.
Между событиями глав 6 и 7—10 прошло почти шестьдесят лет. Безусловно, события, которые происходили в это время в Иудее, были важны для тех, кого они касались, но не они были целью вдохновенного историка. Поэтому Ездра начинает второй раздел книги с отчёта о своём возвращении в Иерусалим в 458 г. до н.э. и о реформах, которые он начал проводить.
В главе 6 рассказывается о том, как почти двадцать лет спустя храм был восстановлен. Фафнай, правитель провинции, куда входила Иудея, послал письмо царю Дарию с запросом: действительно ли иудеи получили разрешение Кира восстановить свой храм? В результате поисков указ был найден в царских архивах, а иудеи завершили свою работу и освятили дом Божий в Иерусалиме.
Вернувшись в свою землю, иудеи приступили к восстановлению храма в соответствии с Божьим замыслом. Они с великим ликованием положили его основание, но затем работы прекратились, поскольку «стал народ земли той ослаблять руки народа иудейского и препятствовать ему в строительстве». Однако история о восстановлении храма на этом не заканчивается.
Евреи вернулись в свою землю, чтобы восстановить храм. После многообещающего начала, описанного в главе 3, в главе 4 сообщается о том, что они столкнулись с противодействием со стороны народа той земли и были вынуждены приостановить свои работы на пятнадцать или шестнадцать лет до начала правления персидского царя Дария.
Когда евреи покинули Вавилон, чтобы отправиться в Иудею, их главной целью было восстановить храм и воссоздать поклонение, как предписывает Закон. На пути к достижению этой цели будет немало препятствий и остановок, но, по крайней мере, как мы узнаём из главы 3, начало было успешно положено: были принесены жертвы Господу и заложено основание храма.
Ездра 2 состоит преимущественно из списка имён, списка, который, возможно, трудно читать, и который, вероятно, кажется неинтересным. Тем не менее, это имена тех, кто любил Господа достаточно сильно, чтобы оставить свои дома в Вавилоне и отправиться в трудное путешествие в Иудею, начав там новую жизнь. Они заслуживают нашего внимания.
В первой главе говорится о начале возрождения Израиля, приблизительно за восемьдесят лет до прибытия Ездры в Иерусалим. В ней мы читаем об указе царя, по которому пленникам было разрешено вернуться домой, и о том, как Кир Великий возвратил им уцелевшие храмовые сокровища, которые похитил Навуходоносор.
Книги Ездры и Неемии завершают историческое повествование Ветхого Завета о народе, с которым Бог заключил соглашение, и потому важны для нас. Благодаря им мы знаем, что произошло с евреями после Вавилонского плена. Эти книги о том, как Бог возродил Свой народ через (1) возвращение в свою землю, (2) восстановление храма, (3) покаяние в своих грехах.
Ездра — прекрасный образец руководителя. На его примере мы можем выделить как минимум три принципа, которые могли бы применять в своей работе церковные лидеры:
Стремитесь к достижению единодушия, когда пытаетесь решить проблемы в общине.
Не бойтесь просить членов церкви принимать трудные решения, которые помогут искоренить грех и получить прощение.
Будьте терпеливы с людьми и на разумные просьбы реагируйте позитивно. Кроме того, служение Ездры показывает нам, каким должен быть и что должен делать руководитель церкви сегодня:
Будьте примером для подражания для других членов церкви, подобно тому, как Ездра показал пример того, как народ должен реагировать на грех Израиля (Езд. 10:1).
Будьте учителем, как Ездра учил народ истине о браках с идолопоклонниками, прежде чем Шехания предложил решение проблемы (Езд. 10:1, 2).
Ищите помощь в общине, как Ездра прислушался к совету Шехании (Езд. 10:2-5). Идеи и предложения, которые исходят от членов общины, часто принимают и выполняют охотнее, нежели те, которые исходят от руководителей.
Будьте вдохновителем. Бόльшая часть работы руководителя состоит из того, чтобы побуждать и вдохновлять людей исполнять Божью волю.
Разделяйте и делегируйте ответственность. Ответственность за решение проблемы чужеземных жен Ездра разделил с другими. Он распределил обязанности, сформировав группу для расследования случаев смешанных браков (Езд. 10:5-8).
Иногда просто требуйте повиноваться Божьему закону (Езд. 10:10, 11). Когда церковные руководители обращаются к общине с подобным требованием, к нему прислушаются и будут стараться исполнить, только если сами руководителя до этого следовали всему, о чем было сказано выше: были примером благочестивого поведения, учили и вдохновляли людей, стремились к достижению взаимного согласия и разделяли с другими ответственность.
Церковные руководители должны быть как Павел, который «для всех сделался всем» (1 Кор. 9:22). Чтобы понять, что требуется в той или иной ситуации в то или иное время, им нужна мудрость, которую может дать только Бог.