logo
Лаборатория Перископа
Исследуем вместе с читателями транспортные смыслы прошлого и современности. Этот блог не про сиюминутные новости - он про историю транспорта, про искусство о транспорте и про реальную Россию без гламура и ругани.
маленький
средний
большой
logo Лаборатория Перископа

Ульяновский авиамузей. Часть 1 (Ту-114, Ту-116 и др.)

За 2 дня до Нового 2022 года удалось побывать на открытой площадке Ульяновского музея гражданской авиации. Этот музей известен значительно меньше монинского под Москвой, он конечно и заметно меньше - однако и там стоят интересные экспонаты, которые сохранились порой в единственном экземпляре. В этот день 29 декабря 2021 года стоял мороз -21°, однако день был ясный и солнечный. Надо было ехать туда, на западную окраину Ульяновска и охватить этот объект.

Добираться туда откровенно неудобно - трамвай до площадки не доходит километра полтора, маршрутки идут мимо только пригородные, причем на остановках не тормозят, ибо полные. Приходится ждать единственного в ту сторону автобуса 66, который ходит раз в полчаса или даже реже. 66-й тоже забит, ехали стоя. Добираться от Пушкаревского кольца (это такая транспортная развязка на западе Ульяновска) до Аэропорта около полчаса - не так уж и мало. Впрочем, ладно - добрались. Там от остановки к площадке музея надо идти еще около 12-15 минут, дорога уходит влево от трассы - Московского шоссе. Справа за загородкой немного видны большие самолеты - они-то нас и ждут!


2. Музей на входе суров и брутален, ничего лишнего. За проходной торчит высокое крыло. Силикатный кирпич, спартанская касса и простые нравы. Маски одели, а вот QR-коды у нас не спросили, несмотря на строгие указатели. Ну да и ладно.


3. Вывеска музея почему-то за решеткой. Зато он, оказывается, "Головной Отраслевой"!


4. Схема расположения самолетов на площадке музея. Сразу отмечу то, что самолеты тут стоят намного вольготней и просторней, чем в Монино и можно их осматривать гораздо свободнее.


5. Огромная модель Ту-104 в помещении кассы. Билет стоит 120 руб. + 50 руб. сьемка. Однако по факту сьемку никто не контролирует на площадке.


6. Нос Ту еще в старой хрущевской ливрее Аэрофлота. Самолет показал в разрезе.


7. Купив билет, проходим через проходную на площадку. Нам открывается вот такой вид. "Королем" площадки смотрится гигант Ту-114, возвышающийся над собратьями - вот с него и начнем.


8. Итак, Ту-114, "император воздушного океана", флагман Аэрофлота с конца 1950-х и все 1960-е, пока не подоспели Ту-144 и Ил-62. Один из двух первых трансконтинентальных лайнеров в мире, задавший планете новый масштаб расстояний. Машина этапная и легендарная. Осталось в мире их совсем немного: один в Монино, один тут в Ульяновске, один в Кривом Роге и один, вроде бы, в Самаре (?). Все. Но если в Монино стоит ранний, экспериментальный образец, на котором Хрущев летал в Штаты в 1959-м, то этот уже регулярный рейсовый лайнер.


9. Очень мощное носовое шасси. Машина-то тяжелая.


10. Двигатели Ту-114 такие же, как и у Ту-95 - НК-12М конструкции Н.Д. Кузнецова, что находился в Куйбышеве. Самые мощные в истории турбовинтовые двигатели - по 15.000 л.с. каждый, а самолеты с этими движками - самые быстрые турбовинтовики в мире. Однако за это приходится платить: они очень шумные.


11. А в этом ракурсе хорошо видно, что винты у НК-12 - соосные. То есть, на одной оси - 2 винта, которые крутятся в противоположные стороны.


12. Автор на фоне циклопических винтов НК-12. Оцените масштаб!

Должен сказать, что это - самолет моего детства. Сколько я пересмотрел взлетов и посадок этого монстра в начале 70-х! Наверное, десятка полтора. Было классе в третьем, четвертом, пятом у нас, хабаровских пацанов, особое развлечение - слинять с продленки, запрыгнуть в "тройку", которая едет в аэропорт. Затем слезть на остановку раньше, у Малого аэропорта и бежать знакомыми тропинками к забору у конца ВПП.

"Императора" было слышно уже издалека, когда он рулил на взлет, звук совершенно неповторимый, его не перепутать ни с чем. Ил-18 был потише, да и тон другой. Расписание тоже было весьма удобным - два московских рейса после 2 часов дня. Единственно, иногда мог быть облом - если ставили новый лайнер Ил-62, все было гораздо прозаичней и мы уезжали разочарованные. Но в те времена "62-й" штатно обслуживал только 25-й рейс, а на остальных рабочей лошадкой был 114-й. Взлет "воздушного императора", когда огромной и одновременно изящной тушей он проносится прямо над тобой и обдает тебя горячим воздухом от винтов, давал эмоции совершенно феерические и незабываемые.

И вот теперь я стою у замолкших навсегда НК-12 и вспоминаю этот замечательный лайнер еще живым и в расцвете сил.

13. Передняя часть фюзеляжа Ту-114 с носовой стойкой.


14. Ракурс на центральную часть фюзеляжа. Здесь хорошо видно, что Ту-114 - низкоплан, т.е. крыло ниже линии центра фюзеляжа.


15. И еще ракурс на соосные винты движка НК-12.


16. Ту-114 сбоку целиком, от носа до хвоста.


17. Мы не зря так подробно рассмотрели Ту-114 с разных точек, потому что рядом стоит его младший брат - Ту-116. У него такие же монстры-двигатели НК-12, однако он намного тоньше и напоминает осу, а не шершня, как Ту-114. Это как бы "диетический Ту-114, который не кормили год". Странный мутант в обводах Ту-95, с узким пассажирским фюзеляжем и герметичной капсулой внутри. И он не низкоплан, а среднеплан.


18. Это самолет, из-за которого обязательно надо было посетить этот авиамузей. Сделан Ту-116 в 2 экземплярах, а сохранился единственный. "Изготовлены для Н.С. Хрущева и Н.А. Булганина" - гласит табличка в музее, однако ни Никита Сергеич, ни Николай Саныч на них не летали. Зато летали маршалы Малиновский, Крылов, Гречко и Бирюзов.


19. Точнее было бы его назвать "пассажирским Ту-95", ибо он сделан именно в его габаритах.


20. Табличка у Ту-116.


21. Вид Ту-116 с хвоста. Совершенно не похож на Ту-114!


22. Вид Ту-116 сбоку. Копия Ту-95!


23. Еще ракурс этого редкого мутанта.


24. Ту-116 и Ту-114 в едином строю. Теперь идем дальше!


25. За Ту-116 стоит трудяга и надежная рабочая лошадка Аэрофлота - Ил-18. Я на нем летал дважды, в 1970-е. В те времена он выполнял большую часть среднемагистральных рейсов по СССР. Он, конечно, не такой огромный, как Ту-114, но тоже с 4-мя двигателями.


26. Вид на Ил-18 спереди.


27. Вид на Ил-18 сбоку.


28. Прямо напротив Ту-114 стоит реактивный первенец Аэрофлота - Ту-104. Он вышел на линии в далеком 1956 году, от которого нас отделяет уже не полвека, а 65 лет (!). Сконструирован на базе бомбардировщика Ту-16, но со значительной переделкой.


29. Здесь стоит модификация Ту-104А. Рядом трап - видимо, летом проводятся экскурсии. Однако сейчас все закрыто и мороз -23.


30. Вместе с Ту-104 стоит и его младший брат Ту-124 - редкий лайнер, который эксплуатировался в Аэрофлоте сравнительно недолго. Потом в 1970-е его сменил Ту-134.


31. Ту-124 тоже с трапом. Да... интересно было бы посмотреть его салон!


32. Наконец, еще парочка ракурсов "императора" Ту-114. Строго сбоку, в профиль.


33. ...и со стороны крыла, на двигатели НК-12 - неплохо видно, как они закреплены на крыле.

PS. Однако это только первая часть про Ульяновский авиамузей.

Скоро будут вторая и третья, оставайтесь на линии!

Предыдущий Следующий
Все посты проекта
3 комментария

Комментарий удален. Восстановить?
2
avatar
Уровень внутри проекта
2
Уровень на sponsr.ru
2
Горыч 15 дней назад
"Вывеска музея почему-то за решеткой" - это же гирлянда новогодняя! :)
Комментарий удален. Восстановить?
A
avatar
Уровень внутри проекта
A
Уровень на sponsr.ru
35
Periskop 10 дней назад
Окей, так и запишем!
Комментарий удален. Восстановить?
2
avatar
Уровень внутри проекта
2
Уровень на sponsr.ru
2
Dr. Paster 3 дня назад
В 70-х годах часто видел и слышал Ту-114 в Иркутске. По звуку сразу узнавался.
А осенью 2019 г. посидел на месте командира ракетоносца Ту-95 МС.

Статистика

35 читателей

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Добавить карту
0/2048