ВЕЛИКИЙ и УЖАСНЫЙ «Ту-95» 💥 Невосполнимая потеря или раздутый пустяк?

На сколько ценны стратегические бомбардировщики «Ту-95» для российских воздушно космических сил и для ядерной триады в целом? Давайте разбираться!
На сколько ценны стратегические бомбардировщики «Ту-95» для российских воздушно космических сил и для ядерной триады в целом? Давайте разбираться!
Реальная эффективность НАТОвской спецоперации «Паутина», потери российских воздушно-космических сил и влияние на ход боевых действий. Об этом и многом другом я и расскажу в данном видео.
Почему авиабомбы с управляемыми модулями планирования и коррекции потеряли свою эффективность, причём не только в российских ВВС, но и в украинских? И что с этим можно сделать?
В данном видео я расскажу о французских планирующих бомбах "HAMMER" (они же AASM), что стоят на вооружении украинской армии.
HAMMER - Highly Agile Modular Munition Extended Range – Гибкий модульный боеприпас увеличенной дальности.
AASM - Armement Air-Sol Modulaire – Модульное вооружение «воздух-земля.
Т-18 (МС-1 — Малый Сопровождающий) — Советский лёгкий танк непосредственной поддержки пехоты. Создан в 1925–1927 годах. Стал первым танком советской разработки. Серийно производился с 1928 по 1931 год, в нескольких модификациях было выпущено 959 танков этого типа, не считая прототипа. В конце 1920-х — начале 1930-х годов Т-18 составлял основу танкового парка РККА, но довольно быстро был вытеснен более совершенным Т-26. Применялся в боях на КВЖД, но в 1938–1939 годах устаревшие и достигшие крайней степени износа Т-18 были в основном сняты с вооружения или использовались как неподвижные огневые точки. В незначительном количестве (уцелевшие в военных училищах и на полигонах) боевые единицы использовались на начальном этапе Великой Отечественной войны. Архив с развёртками смотрите в прикреплённом файле. Печатать лучше на бумаге 120-160 г/м
Нет желания подписаться? Не беда. Поддержать автора можно кликнув по этой ссылке. Чем больше будет поддержка тем ЧАЩЕ будут выставляться БЕСПЛАТНЫЕ МОДЕЛИ. За ссылкой нет ничего страшного. Если вам там будет не интересно — спокойно выходите. И заранее БОЛЬШОЕ ВАМ СПАСИБО.
Здравствуйте мои дорогие подписчики и просто читатели. В течение мая по подписке » Модели месяца» — То есть всего за 100 руб. Вам уже доступны для скачивания 5 бумажных моделей самолётов и один STL файл с плоским солдатиком для 3D печати.
Нет желания подписаться? Не беда. Поддержать автора можно кликнув по этой ссылке. Чем больше будет поддержка тем ЧАЩЕ будут выставляться БЕСПЛАТНЫЕ МОДЕЛИ. За ссылкой нет ничего страшного. Если вам там будет не интересно — спокойно выходите. И заранее БОЛЬШОЕ ВАМ СПАСИБО.
Это Ил-2 в масштабе 1:33, и две контурные модели Ил-2 и Ил-10 в масштабе примерно 1:70 из польского журнала Maly Modelarz — 2/1983
Большой штурмовик по сложности наверно будет чуть выше среднего, а плоские модельки сделают даже новички. Статью о плоском Ил-2 читайте по этой ссылке.
А так же доступна четырёхстраничная модель ночного немецкого бомбардировщика Gotha времён Первой мировой войны. Данная модель доступна для сборки новичками. Несмотря на очевидную простоту — модель самолёта выглядит достаточно эффектно. Статья о бомбардировщиках Gotha так же имеется.
Двухстраничная модель Советского истребителя МиГ-3 в масштабе 1:38 или WSAM 63% с инструкцией и переводом.
Эти модели будут доступны на тарифе «Модели месяца» весь май. В начале июня они уйдут на тариф «Склад» и там будут доступны всё время пока будет существовать блог. В июне на этом тарифе будут выставлены другие модели — как минимум одна многостраничная и одна одностраничная.
ВНИМАНИЕ. Некоторая часть предлагаемых моделей имеется в открытом доступе. Кто ищет — тот всегда найдёт. Но это затраченные время и силы. Здесь вы легко можете не только найти нужные вам развёртки, но так же инструкции, переводы инструкций и статей, переводы развёрток, самодельные перекрасы развёрток (если они существуют)
Бумажная модель немецкого бомбардировщика Первой Мировой войны — Gotha в ночном камуфляже. 4 листа. Модель средней сложности сборки. Печатать лучше на бумаге 120-160 г/м.
Hansa-Brandenburg W.29 — немецкий моноплан-истребитель на поплавках, который использовался в последние месяцы Первой мировой войны на базах на побережье Северного моря. Он должен был заменить биплан Hansa-Brandenburg W.12 на основе которого и был создан.
Нет желания подписаться? Не беда. Поддержать автора можно кликнув по этой ссылке. Чем больше будет поддержка тем ЧАЩЕ будут выставляться БЕСПЛАТНЫЕ МОДЕЛИ. За ссылкой нет ничего страшного. Если вам там будет не интересно — спокойно выходите. И заранее БОЛЬШОЕ ВАМ СПАСИБО.
Эрнст Хейнкель сконструировал W.29 для завода «Бранденбург» в 1918 году. Позже он был построен в Дании и в модифицированном виде служил в нескольких странах почти до Второй мировой войны.
В последние месяцы 1917 года компания Heinkel разработала совершенно новый тип гидросамолёта: двухместный моноплан с низкорасположенным крылом — W.29. Первая партия, номера 2201–2206, была заказана в декабре и поступила в боевые части следующей весной и летом; они были оснащены двигателями Benz мощностью 195 л. с. с передними радиаторами.
Шесть выхлопных патрубков располагались над открытыми головками цилиндров и слева от них. Вентиляционные жалюзи были предусмотрены в металлических боковых панелях, закрывавших основную часть двигателя.
Толстые крылья с большой хордой, изготовленные из дерева и ткани, имели тупые законцовки и элероны с роговой балансировкой и были установлены под углом в несколько градусов. Фюзеляж был очень похож на W.12, но хвостовое оперение было более аккуратным, с закруглённой передней кромкой. К вертикальному ножу-кромке фюзеляжа крепился руль направления с большим балансиром на нижнем конце и прямой задней кромкой, верхний конец которой выступал над верхней частью хвостового оперения.
Видео — Немецкие самолёты. Часть 1
Были установлены поплавки, аналогичные тем, что были на W.12, и дополнительные N-образные распорки, соединяющие их с нижней поверхностью крыльев. Вооружение состояло из двух синхронизированных пулемётов «Шпандау», закреплённых по обеим сторонам изогнутой верхней палубы перед кабиной пилота, и пулемёта «Парабеллум» на кольцевом креплении для наблюдателя.
Новый моноплан сразу же стал популярным, и в апреле и мае 1918 года были заказаны следующие партии: 2287-2300, 2501-2536 и 2564-2583. Эти самолёты были оснащены двигателями Benz мощностью 150 л. с.: последняя партия W.29, № 2584-2589, была оснащена двигателями Benz Illa мощностью 185 л. с.
Видео. Немецкие самолёты. Части 2 и 3
Монопланы «Бранденбург» дополняли «WI2» и «W19», которые уже действовали с баз гидросамолётов в Зебрюгге, Остенде, Боркуме и Нордени. Их максимальная скорость 180 км/ч и отличная манёвренность делали их опасными противниками для гидросамолётов противника «Шорт» и летающих лодок «Кертисс» и «Феликсстоу». Они также охотились на военные корабли: 6 июля 1918 года британская подводная лодка C25 была застигнута врасплох на поверхности группой «Бранденбургов» под командованием Кристиансена. За короткое время двигатели подводной лодки вышли из строя, и многие члены экипажа, включая командира, погибли. В конце концов C25 отбуксировали в Харвич, она протекала «как решето». Все повреждения были нанесены пулемётным огнём, поскольку подводная лодка была старой, а тонкая обшивка её корпуса не была пуленепробиваемой.
Увеличенная и более мощная версия W.29 — W.33 был заказан в апреле 1918 года. У него был двигатель Mercedes мощностью 260 л. с. с шестью необычно длинными выхлопными патрубками, которые выходили над носовой частью и по правому борту. Хвостовое оперение имело более квадратную форму. Известно, что были построены № 2538-2563, и, несомненно, существовала по крайней мере одна более поздняя партия, поскольку № 2670 был передан британцам. Этот самолёт был оснащён двигателем Maybach мощностью 240 л. с.
Монопланы Hansa-Brandenburg оказали значительное влияние на конструкцию немецких гидросамолётов: в 1918 году появилось несколько их копий, таких как Friedrichshafen FF 63, Dornier Cs-I, Junkers J.11 и L.F.G. Roland ME 8. После войны версия W.29 использовалась в Дании, а лицензия на производство W.33 была получена Финляндией.
Видео. 3D модель Messerschmitt Bf 109E-4 Распечатанная на Prusa
Было высказано предположение, что обер-лейтенант Кристиансен, командующий важной немецкой военно-морской авиабазой в Зебрюгге, сыграл свою роль в ускорении разработки W.29: его, безусловно, пригласили полетать на прототипе, и, возможно, ему разрешили забрать его с собой в Зебрюгге в феврале 1918 года для использования в боевых действиях. Разработка Heinkel W.29 приняла логичную форму моноплана на базе успешного W.12 с двигателем Benz в более коротком, но в целом аналогичном фюзеляже. Слегка сужающиеся однокрылые крылья были увеличены в размахе и хорде, чтобы общая площадь почти сравнялась с площадью биплана, а хвостовое оперение также было слегка изменено.
Первая построенная модель W.29 действительно могла считаться истребителем: это был быстрый и очень манёвренный самолёт с двумя пулемётами, стреляющими вперёд, и пулемётом «Парабеллум» в задней кабине. Он был оснащён двигателем Bz.IIIb мощностью 195 л. с. Первые шесть самолётов W.29 были построены по этому образцу, как и ещё четыре, заказанные позже в 1918 году, хотя есть некоторые сомнения в том, что эта вторая партия была завершена. Между этими двумя заказами последовали ещё четыре партии общим количеством 70 самолётов. Первые 20 самолётов имели стандартное вооружение Bz.III и радиооборудование вместо одного из передних пулемётов. Вторая подобная партия из 20 самолётов, возможно, не была полностью поставлена. Остальные 30 W.29 с Bz.III имели два передних пулемёта и не имели радиооборудования.
Три W.29 были построены компанией Ufag до перемирия для военно-морского флота Австро-Венгрии, но так и не были поставлены. W.29 поступили на службу в военно-морской флот Германии примерно в апреле 1918 года. Они служили вместе с W.12 и W.19 и часто выполняли совместные задачи. Как и к более ранним «Бранденбургам», подводные лодки, надводные суда, летающие лодки и дирижабли союзников относились к ним с должным «уважением». В большинстве случаев их успех обеспечивался концентрированным огнём, но некоторые W.29 несли небольшую бомбовую нагрузку.
По-видимому, было заказано 26 самолётов, но, судя по всему, только 6 из них были достроены до начала войны. Первые три имели по два передних орудия и двигатели Maybach мощностью 260 л. с.: следующие два имели по одному переднему орудию и двигатели Basse und Selve мощностью 300 л. с., но позже были переоборудованы двигателями Maybach. Последний из шести (предположительно с двигателем Maybach) имел одно переднее орудие и 20-миллиметровую пушку Becker в задней кабине.
Видео. Все самолёты мира от самого маленького до самого большого.
Более поздняя и ещё более крупная версия, W.34 (с двигателем Fiat мощностью 300 л. с.), была выпущена слишком поздно для использования во время войны, но некоторые из них были приобретены финскими и латвийскими военно-воздушными силами после войны. Некоторые W.33 и W.29 также были приобретены после войны финскими и Королевскими военно-воздушными силами Дании соответственно. Бранденбургские монопланы-амфибии были не только первоклассными боевыми машинами, но и их общие характеристики были отражены в ряде прототипов других производителей в конце 1918 года.
Maly Modelarz - 2/1983 - Штурмовик Ил-2 с корявым переводом. В номере ТРИ модели. Объёмная Ил-2 1:33 и ДВЕ контурные - Ил-2 и Ил-10 примерно в 1:70
Здравствуйте уважаемые читатели. Пока на дворе морозы и Новогодние выходные (статья писалась в январе 2024), решил прибраться в своих закромах. Результат ревизии меня удовлетворил. Нашёл остатки Maly Modelarz — 2/1983 Тот что с ИЛ-2 в польских опознавательных знаках
Нет желания подписаться? Не беда. Поддержать автора можно кликнув по этой ссылке. Чем больше будет поддержка тем ЧАЩЕ будут выставляться БЕСПЛАТНЫЕ МОДЕЛИ. За ссылкой нет ничего страшного. Если вам там будет не интересно — спокойно выходите. И заранее БОЛЬШОЕ ВАМ СПАСИБО.
Ну как остатки? Сам номер давно уже был порезан и сгинул во времени, а вот некоторая часть деталей от контурной модели штурмовика сохранилась.
Жёлтые от времени картонки. Не полный комплект деталировки. Кстати сам картон хоть и толстый, но какой-то рыхлый. Особой плотности я не заметил.
В том наборе было ТРИ модели. Объёмный самолёт который я клеил, клеил и не до клеил (мне тогда было лет 12-13). Терпения не хватило. Контурный ИЛ-10 склеил точно. Он у меня стоял на книжной полке несколько лет.
По итогу. Не хватает нижней (голубой) части хвостовых горизонтальных рулей. Реактивных снарядов. Выхлопной системы.
Склеил останки, и получилось вот, что.
Хвостовое горизонтальное оперение пришлось восполнять. Нарисовал вручную.
Но самое интересное впереди. Пока составлял статью, нашёл ссылку на этот номер журнала.
Заглянул.
А там совершенно другие контурные развёртки. Точнее так. Они те же самые, но с польскими знаками. А у меня с советскими. Вот тут я уже ничего не понял.
Что это было? Запамятовал однако. Уже почти 40 лет прошло с того времени. Или эти развёртки у меня появились позже?
Если кто-то подскажет откуда этот ИЛ-2 с номером 22 взялся, буду премного благодарен. А любителей седой старины приглашаю подписаться на тариф «Склад» где можно найти весь этот номер Польского журнала и многое другое интересное.
Если вы видите на скане бумажной модели от Fiddlersgreen хитрую метку, например WSAM=48% это означает, что для получения развёртки в масштабе 1:60 вам нужно уменьшить на 48%
Потому, что большинство модели этого производителя имеют стандартный масштаб 1:60
А метка Scale 1:30 означает, что если вы будете печатать страницы без изменения размеров вы получите модель масштабом 1:30
Нет желания подписаться? Не беда. Поддержать автора можно кликнув по этой ссылке. Чем больше будет поддержка тем ЧАЩЕ будут выставляться БЕСПЛАТНЫЕ МОДЕЛИ. За ссылкой нет ничего страшного. Если вам там будет не интересно — спокойно выходите. И заранее БОЛЬШОЕ ВАМ СПАСИБО.
Если к примеру вы видите метку WSAM=125% это означает, что листы нужно при печати увеличить на 125% и тогда вы получите модель в масштабе 1:60
Если стоит метка WSAM=100% это означает, что детали уже имеют масштаб 1:60 и можно просто печатать листы.
Если вы будете следовать этим простым правилам — все ваши модели будут в одном масштабе, что облегчает сравнение размеров реальны[образцов техники между собой.
Только в начале весны 1917 года у немцев появились бомбардировщики дальнего радиуса действия достаточно продвинутой конструкции и в достаточном количестве, чтобы бомбить Лондон. И это был Gotha G.V
Нет желания подписаться? Не беда. Поддержать автора можно кликнув по этой ссылке. Чем больше будет поддержка тем ЧАЩЕ будут выставляться БЕСПЛАТНЫЕ МОДЕЛИ. За ссылкой нет ничего страшного. Если вам там будет не интересно — спокойно выходите. И заранее БОЛЬШОЕ ВАМ СПАСИБО.
Самолёт был тяжёлым бомбардировщиком, использовавшимся Luftstreitkräfte (Императорской военно-воздушной службой Германии) во время Первой мировой войны для бомбардировки Лондона. Они несли всего 1200 фунтов бомб, и на самом деле больше самолётов было уничтожено при посадке, чем огнём союзников.
С его зловещим «ромбовидным» камуфляжем, экипажем из трёх человек и 6-килограммовыми бомбами, летящими со скоростью 130 км/ч, этот двухмоторный летающий кошмар заставил бомбардировщики «Цеппелин» выглядеть как Санта-Клаус на Рождественской ёлке.
8 сентября 1915 года дирижабль LZ 13 сбросил несколько бомб на Лондон, убив 13 человек и ранив 87. Для Лондонцев это выглядело как катастрофа! (Хотя в то же время на Западном фронте ежедневно гибли многие тысячи людей, но это было нормально, это другое). Противовоздушная оборона британской столицы была немедленно усилена, и в конечном итоге частота немецких налётов снизилась. Потери «Цеппелинов», которые по меркам того времени были чрезвычайно дорогим оружием, увеличивались до такой степени, что отдача от них становилась всё меньше. Стало ясно, что нужно найти более рациональный способ нанесения ударов по Лондону с помощью самолётов. На самом деле, первым самолётом, сбросившим бомбу на Лондон, был LVG CII 28 ноября 1916 года.
Бомбардировщик Gotha был выпущен осенью 1916 года, когда стало очевидно, что цеппелины не подходят для рейдов. В отличие от цеппелинов, Gotha могли летать строем и прикрывать друг друга из пулемётов Parabellum MG14 калибра 7,9 мм. Немецкое верховное командование постановило, что 30 бомбардировщиков «Гота» должны быть готовы к дневным налётам на Лондон 1 февраля 1917 года, но на самом деле самолёты были готовы только к маю, и первый дневной налёт на Лондон был совершён 14 «Готами» 13 июня 1917 года.
Этот рейд, как и последующие, не встретил особого сопротивления, а общественное возмущение было значительным. Ночные налёты продолжались до мая 1918 года и были прекращены из-за всё более серьёзных потерь, которые несли обороняющиеся, имевшие к тому времени эффективную систему аэростатных тросов и множество ночных истребителей «Сопвич Кэмел» и других. В апреле 1918 года, в период максимальной занятости, на вооружении состояло 36 G.V.
Во время дневных налётов «Готы» летали на высоте от 3000 до 5000 метров — слишком высоко, чтобы обороняющиеся могли их перехватить, когда они летели вверх по Темзе в сторону Лондона. Во время ночных налётов, когда можно было летать на меньшей высоте, можно было брать на борт больше бомб.
Самой новой особенностью «Готы», которая затрудняла атаку, был тщательно спроектированный туннель в фюзеляже для стрельбы вниз, закрывавший стандартное «слепое пятно» и позволявший идеально защитить хвостовую часть и нижнюю часть фюзеляжа от атакующих самолётов. Экипаж «Готы» обычно состоял из трёх человек. Налёты на Англию в основном совершались с баз в Сен-Дени-Вестреме и Гонтроде во Фландрии.
Было построено несколько типов Gotha, от G.I с двумя двигателями Benz мощностью 160 л. с. до G.V, наиболее распространённого типа, и G.VI с двумя двигателями Mercedes мощностью 260 л. с. У двух ранних версий размах крыльев составлял всего 72 фута; у стандартного G.IV размах крыльев составлял 77 футов. Многие «Готы» были потеряны из-за огня зенитной артиллерии (и в некоторой степени из-за союзных разведчиков), но из-за их громоздкости гораздо больше самолётов было потеряно в результате аварий при посадке. Обычно утверждается, что на разработку «Готы» значительное влияние оказал совершенно новый бомбардировщик Handly-Page 0/400, который 2 февраля 1917 года произвёл аварийную посадку на территории занятой немецкими войсками практически в целости и сохранности.
ВООРУЖЕНИЕ: подвижный 7,9-мм пулемёт «Парабеллум» на поворотной установке в передней кабине и пулемёт «Парабеллум» на поворотном креплении в задней кабине. (Интересно отметить, что из пулемёта в задней кабине можно было вести огонь вниз через отверстие в верхней части фюзеляжа для защиты нижней части фюзеляжа).
10-12 фугасных бомб, размещались в двух отсеках, установленных внутри фюзеляжа между кабиной пилота и задней кабиной, а также две внешние бомбы в пружинных держателях под передней частью для компенсации веса хвостовой части. На некоторых «Готах» подвешивались 6 бомб по 50 кг, размещённых снаружи между шасси. Общая бомбовая нагрузка составляла 1102 фунта.
Энерговооружённость: Два двигателя Mercedes мощностью 260 л. с. приводят в движение толкающие винты: Последними версиями, поступившими на вооружение, были G.Va, отличавшиеся от G.V хвостовым оперением биплана и более коротким носом, и G.Vb, у которых было носовое колесо для более безопасной посадки. Они были запущены в производство в марте 1918 года и поступили на вооружение в июне. Они были маневренными для своих размеров, хорошо защищёнными, и их было трудно сбить.
Всего в ходе Первой мировой войны на Великобританию было совершено 57 налётов дирижаблей (564 убитых и 1370 раненых) и 27 налётов самолётов (835 убитых и 1990 раненых). Всего было сброшено 9000 бомб (280 тонн). Ущерб составил 3 000 000 фунтов стерлингов, но гораздо большее влияние оказало то, что рабочим пришлось укрываться от бомбёжки. В сочетании с этим был эмоциональный шок, вызванный такими рейдами, как тот, что произошёл 28 января 1918 года, когда из-за взрыва бомбы печатный станок провалился сквозь пол типографии О’Дамса на людей, укрывшихся внизу, убив 38 человек и ранив ещё 85.
Первым большим самолётом (Grossflugzeug), построенным компанией Gothaer Waggonfabrik AG, был 0.1, разработанный Оскаром Урсинусом и майором Фриделем из немецкой армии на основе прототипа, впервые поднявшегося в воздух в январе 1915 года. Несколько таких самолётов были построены компанией Gotha по лицензии в упрощённом и улучшенном виде. Они предназначались для наземных атак и выполнения общих тактических задач и использовались на Западном и Восточном фронтах. Модель G.Is отличалась тонким фюзеляжем, прикрепленным к верхним крыльям, в то время как два двигателя Mercedes D.III мощностью 60 л. с. были установлены близко друг к другу на нижних крыльях. Хотя самолет Gotha 0.11 следовал той же базовой концепции, он представлял собой совершенно новую конструкцию, разработанную в Готе под руководством швейцарского инженера Ханса Буркхарда и впервые поднявшуюся в воздух в марте 1916 года. Фюзеляж и двигатели (220 л. с. Mercedes D.IV) были установлены на нижних крыльях; размах крыльев был увеличен, а к шасси были добавлены вспомогательные передние колёса, чтобы избежать риска опрокидывания. «Гота 0.11» имел экипаж из трёх человек и оборонительное вооружение из двух пулемётов; первый серийный образец был завершён в апреле 1916 года.
«Гота 0.11» поступил на вооружение осенью, но вскоре был выведена из эксплуатации (на Балканском фронте) из-за неоднократных поломок коленчатых валов двигателей. С октября 1916 года на Балканском и Западном фронтах его заменил 0.111 — новая модель с усиленным фюзеляжем, дополнительным пулемётом и двигателями Mercedes DJVa мощностью 260 л. с. Изначально было заказано 25 самолётов G.III, и в декабре 1916 года 14 из них уже находились на фронте.
Первой крупной серийной моделью стал OW, выбранный для проведения налётов на Соединённое Королевство: первые пятьдесят G.IV были заказаны у Gotha, восемьдесят были построены компанией Siemens & Huckert и около сотни — компанией LVG. CIV поступил на вооружение примерно в марте 1917 года и начал совершать дневные налёты на южную Англию в конце мая. G.IV сохранил двигатель Mercedes D.IVa, но значительно отличался наличием туннеля, устроенного в задней части фюзеляжа, чтобы задний стрелок мог прикрывать «слепую зону» под бомбардировщиком и позади него. На «Нормандии» для этого использовалась стандартная задняя пушка, но для этой цели можно было установить четвёртую пушку за счёт части бомбовой нагрузки.
CIV с фюзеляжем из фанеры и элеронами на верхнем и нижнем крыльях был прочнее, но при этом легче в управлении, чем его предшественники, хотя его характеристики остались примерно такими же, как у 0111, и с сентября 1917 года Германия была вынуждена использовать его для ночных атак на Британию. К этому времени его начали заменять новым G.V, который поступил на вооружение в августе; эта версия продолжала ночные бомбардировки Англии до мая следующего года.
На пике их использования, в апреле 1918 года, на вооружении состояло 36 самолётов Gotha G.V. Типичная бомбовая нагрузка при налётах через Ла-Манш составляла шесть 50-килограммовых бомб — примерно половину от максимальной нагрузки. Они отличались друг от друга только внутренними деталями, но их можно было отличить от G.V по хвостовому оперению биплана и более короткой носовой части.
G.Va/Vb был запущен в производство в марте 1918 года и поступил на вооружение в июне; к августу на фронте было 21 G.Vb. В целом бомбардировщики Gotha были манёвренными для своих размеров, хорошо защищёнными и их было трудно сбить. Больше самолётов было потеряно из-за зенитного огня, чем в воздушных боях, но ещё больше было потеряно в результате несчастных случаев при посадке. Сорок самолётов G.lV, построенных компанией Siemens, были доработаны в качестве учебных. Около тридцати самолётов 1MG G.IV позже были переданы Австро-Венгрии, где их оснастили двигателями Hieros мощностью 230 л. с. и использовали на Итальянском фронте. В конце 1915 года был завершён проект гидросамолёта Gotha-Ursinus UWD на базе G.I. В январе 1916 года он был передан военно-морскому флоту Германии и использовался в боевых действиях.
24 апреля 1918 года три танка Sturmpanzerwagen A7V (включая шасси № 561, известное как «Никс») участвовали в атаке вместе с пехотой и случайно столкнулись с тремя танками Mark IV (двумя танками «Самка» с пулемётами и одним танком «Самец» с двумя 6-фунтовыми пушками) возле Виллер-Бретоннё. Во время боя танки с обеих сторон были повреждены.
По словам командира Британского ведущего танка, 2-го лейтенанта Фрэнка Митчелла, «Самка» Mk IV отступили после того, как были повреждены бронебойными пулями. Они не смогли повредить A7V из своих пулемётов.
Затем Митчелл атаковал ведущий немецкий танк под командованием 2-го лейтенанта Вильгельма Бильца из 6-фунтовых пушек своего танка и вывел его из строя. Он трижды выстрелил в него и убил пятерых членов экипажа, когда они выпрыгнули из танка. Затем он продолжил обстреливать пехоту из пулемёта. Два оставшихся A7V, в свою очередь, отступили. Когда танк лейтенанта Митчелла вышел из боя, семь танков «Уиппет» также вступили в бой с пехотой. Четыре из них были подбиты в ходе сражения, и неясно, вступали ли они вообще в бой с отступающими немецкими танками. К концу сражения танк лейтенанта Митчелла потерял гусеницу из-за миномётного снаряда и был брошен. Повреждённый A7V позже был эвакуирован немецкими войсками.
Все 18 доступных A7V были введены в бой в тот день с удручающим результатом: два из них перевернулись в воронках, у некоторых возникли проблемы с двигателем или вооружением. После контратаки три из них оказались в руках союзников. Один был непригоден для использования и отправлен на слом, один использовался французами для испытаний снарядов, а третий был захвачен австралийцами.
Модель Pz-III начального уровня на четырёх листах. С переводом.
Нет никаких сомнений в том, что исход Первой мировой войны был решён в том числе и танками. И это была первая война в истории, в которой важную роль сыграли технологические и экономические факторы. Настоящая революция в военном искусстве началась с появлением на поле боя танков и других технических средств. Таким образом, стало очевидно, что промышленные технологии и экономическая мощь влияют на исход войны.
Это правда, что танк не был «использован» в полной мере во время Первой мировой войны. Но какими бы ни были недостатки танков противоборствующих сторон, танк во многом обязан своим выдающимся успехом тому, что немцы недооценили его. Однако немецкий генеральный штаб всё же начал разработку противотанкового оружия.
Планы по созданию танков в 1919 году, составленные воюющими державами:
Великобритания должна была увеличить свой танковый парк на 2000 единиц, доведя его общую численность до 7000. Французы хотели иметь 8000–10 000 танков вместо менее чем 3000. Соединённые Штаты намеревались построить 10 000 танков. К концу войны у Германии было всего 45 танков, включая трофейные, но в следующем году она планировала иметь 800 танков. Но война была проиграна ими до того, как это стало возможным.
Единственным Германским проектом, который был реализован и поступил на вооружение, был Sturmpanzerwagen A7V. Всего было построено 21 таких машин, хотя шасси в разной степени готовности было сделано гораздо больше. Большинство из примерно сотни танков, поставленных Германией на вооружение, были трофейными британскими и французскими машинами. Союзники захватили A7V, но не использовали их, и большинство из них было отправлено на слом.
Кстати. В детском приключенческом сериале «Макар-следопыт» 1984 года, Советские кинематографисты пытались изобразить танк A7V вымышленной модификации. Правда в фильме снимался не гусеничный образец, а искусно замаклаченный колёсный.
Sturmpanzerwagen A7V был тяжёлым танком, разработанным немцами для боевых действий на Западном фронте. Хотя проектирование и испытания начались в 1917 году, боевое применение A7V началось только в начале 1918 года. Успехи британцев после битвы при Камбре в прорыве немецких позиций с помощью бронетехники привели к разработке немецкой противотанковой винтовки T-Gewehr, чтобы помешать британским «уиппетам» (лёгким танкам) воспользоваться своими тактическими преимуществами.
Со временем немцы сосредоточились на собственном танке, который мог бы использовать возможности, создаваемые подразделениями «Sturmtruppen». Так появился A7V: тяжёлый, быстрый танк, который превосходил британские «Уиппеты» по вооружению и защищённости и внушал страх пехотинцам союзников, сидевшим в окопах.
Программа Panzer столкнулась со множеством проблем, сокращением финансирования и отсутствием веры в успех на этапах проектирования и разработки, однако оружие, которое было создано благодаря традиционным немецким технологиям и производственным навыкам, было впечатляющим.
Сам по себе A7V был огромным танком, для управления которым и обслуживания его систем вооружения требовалось не менее 18 человек.
A7V быстро передвигался со скоростью 16 км/ч и мог проехать до 90 км по дороге или 43 км по пересечённой местности с учётом имевшегося у него запаса топлива. Дорожный просвет A7V составлял всего 12 см, и он мог преодолевать траншеи глубиной до 2,1 м.
Большой свес спереди и низкий дорожный просвет делали танк беспомощным в траншеях или на очень заболоченных участках. Ситуация усугублялась тем, что водитель не мог видеть местность прямо перед танком из-за слепой зоны шириной около 11 метров. Однако на открытой местности танк можно было использовать с некоторым успехом, и он обладал большей огневой мощью, чем все известные бронеавтомобили того времени.
A7V был вооружён шестью 7,9-миллиметровыми пулемётами «Маузер» 1908 года и мог нести до 15 000 патронов к этим пулемётам. Однако основным вооружением A7V была 57-миллиметровая скорострельная пушка «Максим-Нордфельд» калибра 26,3. Опытный экипаж мог выпускать до 25 выстрелов в минуту. Дальность стрельбы 57-миллиметровой пушки составляла около 8 километров. A7V нес до ста снарядов для этой скорострельной пушки. Боезапас комплектовался картечными, бронебойными и осколочно-фугасными снарядами.
Хотя A7V Panzerkampfwagen и был впечатляющей машиной, у Германии не было ни времени, ни материалов, чтобы построить и усовершенствовать достаточное количество таких танков, чтобы как-то повлиять на ход войны. Однако A7V показал, что скорость лёгкого британского «Уиппета» можно сочетать с бронёй и огневой мощью британского тяжёлого танка «Марк V», чтобы получить потрясающую связку.
Некоторые характеристики танка A7V:
После появления первых британских танков на Западном фронте в сентябре 1916 года был создан Allgemeines Kriegsdepartement-Verkehrswesen («Главное военное управление, 7-е отделение, транспорт»).
Проект по разработке и созданию первого немецкого танка был поручен капитану запаса и инженеру Йозефу Фолльмеру. Новый танк должен был стать универсальным шасси, которое можно было бы использовать в качестве базы как для танка, так и для небронированных грузовых автомобилей Oberlandwagen («сухопутный транспорт»). Шасси было создано на базе трактора Holt, детали для которого были получены из Австрии, где он производился по лицензии.
Первый прототип был изготовлен компанией Daimler-Benz и испытан в апреле 1917 года.
Деревянный макет окончательной версии A7V был готов в мае 1917 года. Первый предсерийный A7V был выпущен в сентябре 1917 года, а первая серийная модель — в октябре 1917 года. Название танка было взято от названия организации, в которой он разрабатывался, — Allgemeines Kriegsdepartement, 7.
По бокам танк был защищён 20-миллиметровыми стальными листами, а спереди — 30-миллиметровыми; однако сталь не была закалённой, что снижало её эффективность. Она была достаточно толстой, чтобы выдержать огонь пулемётов и винтовок, но не крупных калибров. Это обеспечивало защиту, сравнимую с более тонкой бронёй других танков того периода, в которых использовалась закалённая сталь.
Тридцать готовых шасси были предназначены для использования в качестве транспортных средств снабжения Oberlandwagen, но не все из них были достроены до конца войны. Изображение A7V было помещено на значке танкиста 1921 года, учреждённом в честь службы в танковых войсках Германии с 1918 года.
Статью о масштабах WSAM читайте по этой ссылке.
«Небе́сный тихохо́д» — советский музыкальный художественный фильм, поставленный в 1945 году режиссёром Семёном Тимошенко.
Фильм повествует о трёх фронтовых друзьях, лётчиках-истребителях Булочкине, Туче и Кайсарове, которые поклялись до конца войны «не влюбляться даже в самых красивых девчат».
Однако одному из них — майору Василию Васильевичу Булочкину (Николай Крючков) — по состоянию здоровья после ранения запрещено летать на скоростных самолётах, и он вынужден продолжать службу в ночной бомбардировочной авиации на лёгких самолётах «У-2» («По-2»). Майор, привыкший к большим скоростям истребителя, обескуражен перспективой летать на «небесных тихоходах».
Кроме того, весь персонал эскадрильи У-2 состоит из одних девушек. Столкнувшись благодаря этому с лётчицами женской эскадрильи, друзья один за другим нарушают своё жизненное обязательство. Первым нарушает клятву Кайсаров, за ним следует Туча. С приходом на аэродром корреспондентки «Пионерской правды» Валентины Петровой наступает очередь и майора Булочкина.
Булочкин, летая на У-2, убеждается, что недостатки этого самолёта оборачиваются неоценимыми достоинствами в некоторых обстоятельствах. Булочкин отказывается от предложения командования вновь вернуться в истребительную авиацию.
Фильм был восстановлен на киностудии «Ленфильм» в 1970 году. Картина подверглась переозвучиванию в основном с участием тех же актёров. Этим объясняется то, что, например, старший лейтенант Кутузова говорит отчётливо пожилым голосом: во время переозвучки исполнительнице этой роли Людмиле Глазовой было уже за шестьдесят. Фаина Раневская не смогла присутствовать на записи из-за гастролей, и её героиню озвучила Анна Лисянская. Раневская узнала об этом уже после выхода фильма на экраны и осталась крайне недовольна. В отличие от оригинальной версии, восстановленная версия на 10 минут короче. Оригинальная версия фильма в 2011 году выпущена с полной реставрацией на DVD и Blu-ray (HD).
К 2012 году по заказу «Первого канала» были завершены работы по реставрации и колоризации фильма. В колоризированной версии фильм был показан 6 мая 2012 года. Цветная версия была без купюр, включая оригинальные голоса персонажей, в том числе и голос Фаины Раневской.
В 1990-е годы фильм был выпущен на видеокассетах студией 48 часов, АОЗТ «Формат», позже — «Восток В», а в начале 2000-х годов — «Мастер Тэйп». В 2000-е годы фильм отреставрирован и выпущен на DVD объединением «Крупный план», 21 апреля 2005 года выпущен студией «Союз Видео» на DVD. Также выпущен на DVD дистрибьюторами «Мастер Тэйп», а в 2007 году — «Видеобаза».
В 1974 году на Рижской киностудии был снят по сценарию Юрия Яковлева фильм «Верный друг Санчо». Дедушкой одной из героинь фильма девочки Риты является генерал авиации в отставке, роль которого исполняет Василий Меркурьев. И хотя в фильме не называется его фамилия, но некоторые отсылки дают понять, что это и есть тот самый бывший старший лейтенант Туча из кинофильма «Небесный тихоход». В частности, на стене квартиры, где проживает семья Риты, можно заметить, среди снимков военного прошлого деда, фотографию его боевых друзей, а именно: капитана Кайсарова (Василий Нещипленко), старшего лейтенанта Кутузовой (Людмила Глазова) и майора Булочкина (Николай Крючков), на фоне самолёта У-2. Помимо этого в фильме есть эпизод, где в исполнении Василия Меркурьева звучит песня «Пора в путь-дорогу».
Руководитель советской кинематографии И. Г. Большаков писал, что фильм неудачный. Он утверждал: «Все любовные перипетии героев происходят на фоне боевых событий: бомбежек, воздушных боев, но это только фон, и он не спасает фильм от пошлости и фальши».
Кинокритик Ростислав Юренев вскоре после выхода фильма написал разгромную рецензию. В частности, он написал: «Фильм фальшив, и дело здесь не в жанре, а в „стиле“ лакировки, легкомыслия, безыдейности, заимствованном из старой оперетки и худших американских ревю». Он утверждал: «… достоинства актёрской игры, операторского мастерства, музыкального сопровождения не могут сделать фильм хорошим, а лишь делают его недостатки более ощутимыми. Потому, что идеи в фильме нет, если не считать идеей опровержение заведомой нелепости о несостоятельности любви во время войны. Потому, что лётный, военный материал в фильме обеднён и извращён. Потому, что характеры героев надуманы, не типичны».
Позже Р. Юренев написал, что «успех оператора и композитора, удача нескольких эпизодических персонажей и проходных сцен не могли, конечно, искупить серьёзных идейно-художественных недостатков фильма». При этом он повторил написанное им в 1946 году: «О чём говорят „Небесный тихоход“ и подобные ему фильмы? О том, что воевать приятно и просто? О том, что мы победили легко?».
В биографии режиссёра Тимошенко киновед Игорь Раздорский констатировал: «В послевоенные годы на наших экранах с успехом прошла музыкальная комедия Тимошенко „Небесный тихоход“. Правда, кинокритики не раз упрекали режиссёра за легковесное решение героической темы, за поверхностность в разработке характеров героев». Он также считал, что «многие упреки справедливы: фабула картины примитивна, персонажи её раскрываются в условно-опереточном ключе».
Киновед Александр Фёдоров указывал: «Со временем такого рода мнения забылись, а комедия „Небесный тихоход“ продолжала оставаться в советском, а потом и российском медийном репертуаре, о чём, в частности, свидетельствует её реставрация и колоризация».
Киновед Марина Жежеленко писала: «Разумеется, эта комедия о войне, в которой вся атмосфера была мифологической и далёкой от действительности, не заслуживала гневной отповеди …». Она отмечала, что в фильме «хороши актёрские работы Николая Крючкова и Василия Меркурьева», «из женских образов наиболее запоминающийся — хорошенькая военная журналистка, дочь генерала (Алла Парфаньяк)».
Уже упомянутый И. Раздорский резюмировал: «… огромный прокатный успех фильма нельзя сбросить со счётов и вряд ли можно объяснить лишь недостаточной требовательностью зрителей. „Небесный тихоход“ послужил как бы своего рода „разрядкой“ после напряжения военных лет, фильм оказался созвучным радостному, приподнятому настроению, рождённому великой победой народа над фашистской Германией».
Писательница Алина Ермолаева писала: «Фильм пролил настоящий чудодейственный бальзам на израненные войной души людей. В нём много жизни, несмотря на условности и порой неприкрытую неправдоподобность. Бывают такие ленты — своеобразные таблетки для поднятия настроения, „Небесный тихоход“ – одна из них».
Автор журнала «Сеанс» Виктория Сафронова считала: «В „Небесном тихоходе“ нет проходных, ненужных для сюжета персонажей … Образы шести основных героев прописаны в той степени подробности, которая соответствует первостепенности роли».
«В бой иду́т одни́ „старики́“» — советский чёрно-белый художественный фильм 1973 года режиссёра Леонида Быкова, повествующий о буднях лётчиков-истребителей в годы Великой Отечественной войны.
Вышедший на экраны в 1974 году фильм собрал 44,3 млн кинозрителей, став четвёртым в прокате и единственным в десятке самых кассовых фильмов того года, посвящённым тематике Великой Отечественной войны. Фильм, режиссура и актёрская работа были также отмечены наградами республиканских и международных кинофестивалей.
Множество фраз героев картины разошлись на цитаты, став частью советского и постсоветского фольклора. Героям фильма, капитану Титаренко и механику Макарычу, были установлены памятники в Киеве и Харькове соответственно.
Действие фильма начинается в конце лета 1943 года, во время битвы за Днепр.
Из боевого вылета возвращаются лётчики-истребители второй эскадрильи гвардейского истребительного авиационного полка. Нет только её командира — Героя Советского Союза гвардии капитана Титаренко по прозвищу «Маэстро». Когда уже все, кроме его механика Макарыча, перестали ждать, ведь топливо в баках кончилось более сорока минут назад, на лётное поле сел «Мессершмитт», пилотируемый Титаренко. Его действительно сбили за линией фронта, но атаковавшая в тот момент пехота выручила лётчика, а на аэродроме подскока ему подарили трофей.
На следующий день в полку распределяют по эскадрильям только что прибывшее пополнение. Несколько новичков, среди которых лейтенант Александров и младшие лейтенанты Щедронов и Сагдуллаев, просятся в знаменитую вторую эскадрилью. Титаренко спрашивает каждого об их музыкальных талантах: вторая эскадрилья известна как «Поющая» и после боевой работы превращается в самодеятельный оркестр, где Титаренко выступает дирижёром. Щедронов напевает песню «Смуглянка» и получает соответствующее прозвище.
Едва познакомившись с пополнением, «старики» со словами «На ваш век хватит!» вылетают на перехват большой группы немецких бомбардировщиков. Сразу в бой новичков не берут: в Оренбургском лётном училище их готовили по ускоренной программе, и им ещё надо доучиваться летать и учиться воевать.
На аэродром базирования возвращаются все, но Маэстро в гневе: уже не в первый раз его ведомый, старший лейтенант Скворцов, вышел из боя без приказа. После серьёзного разговора выясняется, что после того, как Скворцов в ходе Курской битвы над Понырями столкнулся в лобовой атаке с немецким истребителем и лишь чудом уцелел сам, ведомый «Маэстро» подсознательно боится боя. Скворцов просит списать его из авиации, но Титаренко сжигает его рапорт, давая другу шанс исправить ситуацию.
В перерывах между вылетами вторая эскадрилья репетирует музыкальные номера; даже питающий отвращение к музыке Александров берётся исполнять партию бубна, а вскоре начинает руководить репетициями вместо комэска.
Новички начинают летать. После того как Александров разбивает самолёт при посадке, командир отчитывает его, но Александров как ни в чём не бывало отправляется ловить кузнечиков. Титаренко отстраняет Александрова от полётов на неопределённое время («Назначить дежурным, вечным дежурным по аэродрому!»). За Александровым прочно закрепляется прозвище «Кузнечик».
Титаренко на трофейном «Мессершмитте» улетает на разведку. В его отсутствие на аэродроме вынужденную посадку совершает лёгкий ночной бомбардировщик — биплан У-2, пилотируемый лётчицами Зоей и Машей. Сагдуллаев с первого взгляда влюбляется в Машу и получает от товарищей прозвище «Ромео».
Вернувшийся из разведвылета Маэстро подтверждает сведения партизан о большой группе немецких танков. Когда пополнение (кроме Кузнечика) было готово к первому бою, Титаренко отправляется на повторную разведку (немцы замаскировали свои танки под копны и сараи), но на обратном пути его сбивают. Солдаты-пехотинцы, принявшие Титаренко за немца, который любил стрелять по медсанбату, устраивают ему «горячую встречу», но вовремя понимают, что фашист не стал бы давать сдачи избивающим его советским солдатам. Вернувшись в полк на лошади, Титаренко узнаёт от Макарыча, что погиб Смуглянка. Со своим ведущим он отрабатывал слётанность в паре и над аэродромом был сбит немецкими «бубновыми» «Фоккерами».
Через некоторое время Ромео признаётся Маше в любви.
Титаренко вступает в ВКП(б) и получает партийное поручение: личным примером показать молодому пополнению, что «бубновых» (асов Геринга) тоже можно успешно сбивать. Маэстро вызывает немцев на показательный «рыцарский поединок». Ведомым он берет Скворцова и заодно проводит «педагогический» эксперимент: в самом начале боя сообщает, что отказало оружие. Выручая друга, Скворцов впервые за долгое время преодолевает свой страх и даже сбивает немецкий самолёт.
Вечером того же дня немцы совершают на аэродром налёт, во время которого отстранённый от полётов Кузнечик без разрешения взлетает, к тому же на самолёте Титаренко, и одерживает свою первую воздушную победу, спасая полк.
Эскадрилья даёт очередной концерт, на который приглашает и лётчиц, чей полк расквартирован неподалёку. Сергей Скворцов исполняет песню «Ніч яка місячна», а в одном из следующих боевых вылетов погибает, совершая «огненный таран» — направляет свой горящий самолёт на вражеские железнодорожные эшелоны с криком: «Ребята! Будем жить!»
Проходит ещё некоторое время. Территория Советского Союза почти освобождена. В бой снова идут одни «старики», но среди них уже и Ромео — старший лейтенант и ведомый Маэстро, и Кузнечик — старший лейтенант и командир второй эскадрильи, а сам Титаренко, в звании майора, уже командует полком. За пятнадцать минут до построения полка перед боевым вылетом Ромео обращается к командиру с просьбой разрешить жениться, так как и его, и Машу в любой момент могут сбить. Титаренко, не без колебаний, даёт разрешение и полушутя отчитывает ведомого за отсутствие планшета (резолюцию на рапорт с просьбой приходится накладывать на футбольном мяче), как когда-то отчитывали и самого Титаренко. Новые «желторотики» остаются на земле дожидаться возвращения старших товарищей.
Из очередного боя тяжело раненым возвращается, но умирает, посадив самолёт, Ромео. Когда Маэстро, Макарыч и Кузнечик приходят на аэродром женского полка сообщить Маше эту весть, они узнаю́т, что полк улетел, а Маша вместе с напарницей Зоей тоже погибли. Макарыч и Титаренко садятся у могилы девушек и обещают вернуться сюда, когда окончится война, чтобы снова спеть «Смуглянку» от начала и до конца. В финале фильма идут титры «Не вернувшимся из боевых вылетов посвящается» и звучит песня «За того парня» в исполнении Льва Лещенко.
Леонид Быков в молодости мечтал стать лётчиком, но из-за приписанного возраста и маленького роста (на тот момент — 163 см) не был принят в криворожской лётное училище КРАУС. После того как в начале 1970-х годов Быков перебрался из Ленинграда в Киев, он решил свой первый фильм на новом месте снять именно про военных лётчиков. В соавторстве с двумя сценаристами — Евгением Оноприенко и Александром Сацким — им был написан сценарий, основанный на подлинных событиях времён Великой Отечественной войны, но с частым в искусстве применением метода «художественного синтеза», сведения в единое целое этих событий, в реальности происходивших порознь, в различных авиационных частях, летавших на различных типах самолётов.
Во время работы Быков проконсультировался с большим количеством ветеранов, в результате чего многие персонажи получили реальные прообразы. Например, прототипом командира эскадрильи гвардии капитана Титаренко стали сразу несколько человек: командир 270-го истребительного авиационного полка Герой Советского Союза майор Василий Меркушев, дважды Герой Советского Союза Виталий Попков, Герой Советского Союза Иван Лавейкин, а фамилия Титаренко и позывной «Маэстро» — были взяты Быковым, после того как он узнал о Дмитрии Титоренко — ведомом трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба, эпизоды из биографии которого были включены в фильм. Так же появился в сценарии и Вано — в память о фронтовом друге и первом непосредственном командире (ведущем пары) Кожедуба на фронте, отважном грузинском лётчике младшем лейтенанте Вано Габуния, героически погибшем при таране немецкого истребителя Ме-109.
Считается, что прототипом «Смуглянки» стал Виктор Щевронок, друг детства Леонида Быкова, с которым они вместе поступали в лётное училище, и который погиб в апреле 1945 года при освобождении Чехословакии. Но Виктор Михайлович Щедранов (не «Щевронок» и не «Щедронов») погиб 17 апреля 1945 года. Погиб кавалеристом — гвардии казаком 42-го гвардейского казачьего кавалерийского полка 10-й гвардейской кавалерийской Кубанско-Слуцкой Краснознамённой орденов Суворова, Кутузова и Богдана Хмельницкого дивизии. В донесении о потерях адрес его матери в Краматорске указан в том же посёлке Октябрьский — дом № 125 (Быковы жили в доме № 130, кв. № 8). Прообразом Зои стала Герой Советского Союза Надежда Попова, заместитель командира эскадрильи 46-го гвардейского женского полка ночных бомбардировщиков. Сцена знакомства с девушками, когда лётчики с удивлением обнаруживают, что у гостей больше орденов и медалей, чем у них, действительно имела место, а кукла в военной форме, которую держит одна из девушек, была у штурмана женского полка ночных бомбардировщиков Галины Докутович. В отличие от своей героини, Надежда Попова прошла всю войну и позже вышла замуж за Героя Советского Союза Семёна Харламова, который выступил главным консультантом фильма.
Прообразом лейтенанта Александрова («Кузнечик») стал летавший на Як-1 гвардии лейтенант Борис Киселёв — отображенный в фильме эпизод описан в книге Дважды Героя Советского Союза Сергея Луганского «На глубоких виражах», где Б. Киселёв фигурирует под именем «Иван Мокрый». Воспоминания С. Луганского легли в основу большинства других эпизодов фильма. Использовались в сценарии и воспоминания дважды Героя Советского Союза Арсения Ворожейкина, дважды Героя Советского Союза Владимира Лавриненкова и заслуженного лётчика СССР Анатолия Иванова.
Нотный стан на истребителе Титаренко был выполнен по аналогии со штурмовиком Героя Советского Союза Василия Емельяненко
Быков писал сценарий, стараясь не слишком отходить от действительных событий. Так, «поющая» эскадрилья действительно существовала в летавшем на Ла-5 5-м гвардейском истребительном авиационном полку, которым командовал Попков. «Поющей» эскадрилья была названа, потому что в ней имелся собственный хор, а два самолёта были подарены фронту оркестром Леонида Утёсова. Кроме того, что за мужество и героизм в боях 11 из 14 лётчиков эскадрильи были удостоены звания Героя Советского Союза, большое внимание уделялось и культурной жизни. На освобождённых территориях хор давал пользовавшиеся огромной популярностью концерты, а в 1944 году, в Краматорске, на один из таких попал, будучи подростком, Леонид Быков. В тот день местные подростки отблагодарили лётчиков собственным концертом, и Быков был в составе хора.
Многие другие детали сценария также были взяты из жизни. Рисунок нотного стана на фюзеляже истребителя «Маэстро» был сделан по аналогии со штурмовиком Ил-2 Василия Емельяненко, служившем в 230 (130) авиационном полку. Имели место и трагическая история любви узбекского лётчика (настоящая фамилия — Марисаев) и русской девушки (в отличие от своей героини, она не была лётчицей, и погибла при бомбёжке столовой), привычка механика крестить перед вылетом самолёты, попадание Маэстро в плен к своим и фраза «Я бы, товарищ командир, ещё больше фрицев сбил, да вы своим нижним бельём всех фрицев распугали» (последние два эпизода также приведены в книге С. Луганского). Ветераны особого отдельного 434-го истребительного полка утверждали, что эпизод из фильма, когда Титаренко возвращается в полк после боя не на самолёте, а на лошади («махнул не глядя!») — взят из реальной жизни: под Сталинградом был сбит и вернулся ночью на коне лётчик из их полка Александр Александров. Точно так же ветераны 1-й гвардейской авиадивизии поведали, что когда в фильме показывают, как Титаренко обнаруживает замаскированные под копнами сена немецкие танки, то имеется в виду их боевой товарищ и командир — Герой Советского Союза гвардии майор Степан Прутков. Название фильму дала традиция лётчиков не пускать сразу в воздушный бой вновь прибывшее пополнение, давая им возможность «налетать» опыт. Например, сам Виталий Попков, прибыв на фронт в 1941 году, начал совершать боевые вылеты только в 1942.
В 41-м году пришёл в полк к командиру дивизии генерал-полковнику Михаилу Михайловичу Громову, впоследствии ставшему командующим 3-й воздушной армией. Сидело нас около сотни, и Громов спрашивает: «Ну, у кого есть боевые вылеты?» Все молчат. А для справки сообщу, что у Хартмана, лучшего лётчика фашистской Германии, перед началом войны было 600 часов боевых налётов. У меня был один боевой вылет — будучи инструктором Батайской школы, я летал на прикрытие моста в Ростове-на-Дону — 1 час 34 минуты, но я храбро поднял руку. «Понятно, — сказал комдив, — в бой идут одни „старики“». Вот и Кузнечик в конце фильма, невзирая на протесты новичков, говорит перед полётом эту самую фразу. Киношники р-раз её — и в название фильма.
— дважды Герой Советского Союза Виталий Попков.
Законченный сценарий был отвергнут чиновниками Госкино, так как был признан «негероическим». Тогда Быков стал зачитывать отдельные куски сценария во время гастролей в разных городах Советского Союза. Это неизменно вызывало у зрителей восторг, что убедило Быкова в своей правоте. Постепенно за сценарий стали вступаться участники Великой Отечественной. В частности, 14 ноября 1972 года на киностудию Довженко прислал письмо начальник штаба войсковой части № 55127 полковник Лезжов, который охарактеризовал сценарий как «честный рассказ о войне и о людях, которые добыли в ней победу».
Почему героями мы выбрали именно лётчиков? Трудно сказать. Может быть, потому что сам я учился в авиационном училище, мечтал о полётах и до сих пор восхищаюсь представителями этой героической профессии. Разговаривая с лётчиками, участниками боёв, мы поняли одну очень важную для нас вещь. В жестоком горниле войны, в беспощадном её пламени старшие опытные товарищи стремились, где это было возможно, сберечь молодых и неопытных соколят. В этом была высшая мудрость — забота о будущем, извечное право и долг сильных охранять, растить и воспитывать — себе смену. Так родилась тема «В бой идут одни „старики“». И другая — не менее дорогая нам. Известная мудрость гласит: «Когда говорят пушки, музы молчат». Мы же хотели доказать, что в годы испытаний побеждают те, кто остаётся людьми в самых жестоких условиях, кто берёт с собой в бой всё светлое, человечное, за что и ведёт битву с врагом. А что может быть прекраснее музыки? Недаром герои «второй, поющей эскадрильи» любят повторять: «Войны преходящи, музыка вечна!» Злобе, человеконенавистничеству фашизма наши герои противопоставили высокий гуманизм, творческое созидательное начало, заложенное в человеке. Нам хотелось создать этот фильм в память о тех, кто не вернулся с войны, и в благодарность живым, выстоявшим эту жестокую битву. Поэтому с особой трепетностью и волнением показываем мы свою картину ветеранам войны. И лучшая награда для нас, когда они говорят: «Да, это было так».
Сначала меня назначили на другую роль, а на Смуглянку утвердили Толю Матешко. И вдруг Быков подходит и говорит (он медленно говорил): «Читай сценарий, переодевайся, сбрасывай с погон одну звёздочку, заштукатурься и через 15 минут — на площадку. Играешь Смуглянку». У меня подкосились ноги, и я… залёг в пшеницу (фильм снимался под Черниговом). Там через час и нашёл меня Талашко…
— Сергей Подгорный.
20 февраля 1973 года фильм был запущен в подготовительный период. Работа была сопряжена с большим количеством трудностей. Например, Быкову с трудом удалось утвердить кандидатуру Алексея Смирнова на роль механика Макарыча. Ленинградский актёр был известен зрителю исключительно как артист комедийного плана, поэтому чиновники отказались утверждать его на роль. В ответ Быков заявил, что откажется снимать фильм, если в нём не будет Смирнова, и рассказал о боевой биографии актёра, участника Великой Отечественной, кавалера трёх орденов. Другая проблема возникла с Анатолием Матешко, исполнителем одной из ключевых ролей фильма — Смуглянки. За месяц до начала съёмок студия заняла Матешко в другом фильме. Леонид Быков в срочном порядке отобрал Сергея Подгорного из группы студентов-первокурсников Киевского театрального института. Образ оказался настолько точным, что после выхода фильма Подгорного разыскала мать настоящего Виктора Щевронка и поблагодарила словами: «Спасибо, Витя».
По изначальному замыслу Быкова роль Скворцова должен был исполнять Леонид Филатов. Владимир Талашко, в итоге исполнивший роль ведомого Титаренко, позже сказал, что если это и было так, то Быков о таких подробностях умолчал, чтобы не ранить коллегу. По словам Талашко, хотя иногда в кино срабатывали знакомства, связи и учитывалась степень популярности артиста, у Быкова был один критерий: подходит или нет. Даже Смирнов, которого он так отстаивал, проходил пробы наравне со всеми. Роль Скворцова Талашко называет самой значимой в своей жизни.
На роль «Кузнечика» Быков планировал пригласить Владимира Конкина. Быков сообщил Конкину, что у того есть комедийный талант, и дал прочесть сценарий. Конкин согласился на роль Кузнечика, но в тот период он был занят в фильме «Как закалялась сталь» Николая Мащенко, и режиссёр не отпустил его на съёмки к Быкову. В этом плане больше повезло Рустаму Сагдуллаеву, который одновременно снимался в фильме «Мой добрый человек», для чего актёру приходилось постоянно летать в Ташкент, где проходили съёмки. Кстати, по этой же причине Ромео проводит большую часть фильма в шлемофоне или пилотке, чтобы его длинные волосы, нужные для другой роли, не нарушали достоверности образа лётчика времён Великой Отечественной войны.
Фильм стал кинодебютом Евгении Симоновой и одной из самых известных её ролей: трогательный образ молодой лётчицы Маши запомнился многим зрителям. На тот момент Симонова была совсем юной (18 лет) студенткой второго курса Щукинского училища, и на площадке коллеги относились к ней с большой нежностью. Сама актриса впоследствии называла работу с Леонидом Быковым «потрясающим подарком судьбы», а его самого — своим «крёстным отцом в кино».
Большой и неожиданной проблемой для Быкова стало полное отсутствие в СССР самолётов времен Второй мировой войны. Не сохранилось ни одного истребителя Ла-5ФН, на котором воевали лётчики 5-го гвардейского истребительного авиаполка. Аналогичная ситуация была и с немецкими истребителями. Пригодный к полётам По-2 (так с 1944 года назывался У-2) обнаружить удалось лишь в Польше.
Большую помощь в работе над фильмом оказал маршал авиации, трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин, который в своё время 10 лет отслужил в Киеве и не раз бывал на киностудии имени Довженко. Быков уже просил Покрышкина выделить для съёмок настоящие самолёты времен войны, но маршал поначалу отнёсся к этой просьбе настороженно, так как в те годы выходило много «проходных» фильмов о войне. Ознакомившись со сценарием буквально за одну ночь, Покрышкин распорядился выдать съёмочной группе сразу пять самолётов: четыре спортивно-пилотажных самолёта Як-18П и чехословацкий спортивно-пилотажный Zlin Z-326 «Акробат», внешне очень отдалённо похожий на немецкий Me-109 (хотя роль догорающего немецкого истребителя, сбитого Кузнечиком, «сыграл» планер КАИ-12 «Приморец»). Машины доставили на киевский аэродром «Чайка», где их перекрасили и придали им вид истребителей Ла-5 (впрочем, из диалогов в фильме вытекает, что лётчики полка дерутся на истребителях «Як»). Для этого у Як-18П пришлось снять переднюю стойку шасси и приделать хвостовое колесо. Для создания задней центровки фюзеляж загрузили балластом — мешками с песком. По-2 съёмочной группе выделил начальник Военно-воздушной академии им. Ю. А. Гагарина, маршал авиации Сергей Руденко. При академии был создан музей-выставка авиационной техники ВВС (ныне — Центральный музей Воздушно-Космических Сил Российской Федерации) и Руденко — в нарушение всех инструкций, на свой страх и риск — одолжил биплан для съёмок.
Съёмки фильма начались 22 мая 1973 года в павильоне студии Довженко в декорациях «блиндаж КП» и «блиндаж комбата», после чего переместились на натуру. В конце мая начались съёмки сцен воздушных боёв. По воспоминаниям оператора Виталя Кондратьева, для удобства воздушных съёмок он придумал особое устройство, которое крепилось между первой и второй кабинами и позволяло брать кадр крупным планом прямо во время полёта (данные воспоминания, однако, вызывают, мягко говоря, очень большие сомнения, поскольку на Як-18П второй кабины просто нет — это одноместный самолёт. Вероятно имелась ввиду другая модификация: Як-18 или Як-18А, там такая возможность есть). Но утверждается, что изобретение Кондратьева очень понравилось Быкову, который, якобы, тут же начал его использовать в деле:
Пилот выписывал в небе «бочки» и «мёртвые петли», а Леонид Фёдорович включал камеру, давил на гашетку и кричал в объектив: «Серега, прикрой! Атакую!» После нескольких дублей самолёт садился, я менял кассету с плёнкой, и машина снова поднималась в небо. В конце съёмочного дня Быков буквально вывалился из самолёта и плюхнулся на зелёную траву аэродрома. «Ну, как дела?» — спросил я, подбежав к нему, и услышал в ответ: «Проявим плёнку — увидим!»
— Виталь Кондратьев, оператор фильма.
В начале июня начали снимать эпизоды «на аэродроме», натурой для который был выбран придеснянский луг между селами Шестовица и Слабин Черниговского района Черниговской области. Лётчики ДОСААФ занимались пилотированием самолётов с аэродрома Количевка, но поскольку Быков не любил, когда его дублировали, все трюки он старался делать сам. За время съёмок Быков неплохо освоил управление самолётами; в воздух он их не поднимал, но зато самостоятельно запускал двигатель и рулил по аэродрому. Как-то он не смог рассчитать курс, и правое колесо попало в яму от пиротехнического взрыва. Самолёт (с нарисованными нотами и скрипичным ключом на борту) клюнул носом, сломались лопасти пропеллера, а заднее колесо отломилось вместе со стойкой. Поскольку везти самолёт для ремонта в Киев значило потерять большое количество времени, восстановление проводилось на месте. Запасные лопасти, который привёз предусмотрительный механик, установили прямо на съёмочной площадке, а для того, чтобы приварить стойку заднего шасси, Виталь Кондратьев поехал в Чернигов, к друзьям-техникам. В течение суток самолёт был восстановлен.
В начале сентября отсняли финальную сцену, в которой Маэстро, Макарыч и Кузнечик находят могилу Маши и Зои. Эмоциональная тяжесть сцены оказалась чрезмерной для Алексея Смирнова. Во время репетиции актёр схватился за сердце, и его увезла машина скорой помощи. Через несколько дней Смирнов вернулся и сказал, что «второй раз так не смогу, просто умру», после чего Леонид Быков оставил в картине тот дубль.
Ещё через несколько дней съёмочная группа перебазировалась на киностудию имени Довженко, где предстояло отснять сцены в павильонах. Так, 20—24 сентября снимался эпизод в декорации «столовая», когда победоносному «Кузнечику» товарищи устраивают торжественный приём по поводу сбитого «Мессершмитта». В эти же дни был отснят и другой «столовый» эпизод: поминки по Смуглянке. В последующие несколько дней были отсняты эпизоды в декорациях: «хата девчат», «палатка», «хата 2-й эскадрильи». Параллельно снимались воздушные бои, хотя поначалу молодые актёры разочаровали консультанта фильма Харламова, так как «с перекошенными лицами» после первых полётов явно не походили на лётчиков Великой Отечественной.
Актёр Вано Янтбелидзе вспоминает об очень тёплой и дружеской обстановке на съёмочной площадке и об отеческом отношении Леонида Быкова к молодым актёрам:
Вот представьте, мне только 18 лет исполнилось, я только поступил на первый курс театрального института, и вдруг приглашение сниматься. Я переживал, что не умею самолёт водить! Ничего же не знал о профессии! Думал: раз лётчика буду играть, то надо сразу летать уметь… И вот я в Киеве. Машиной меня встречают! В гостинице селят! Всё вокруг меня крутится! На грим ведут, костюм подбирают. Такое сладкое ощущение: все тебе рады, впереди жизнь замечательная! И мы сдружились. Скучали, если уезжали, подарки друг другу возили. Я чачу привозил, Рустам — дыню. Помню, Рустама Сагдуллаева в Борисполе встречаем, а он прямо с трапа штук тридцать дынь вниз бросает! Эпизод снимали, когда сбили героя Быкова. Мы бежали, обнимали, целовали его и плакали от счастья, что он рядом. Понимаете? Не по герою плакали, как по сценарию было написано, а по человеку. Сколько он нам тогда о жизни говорил, об искусстве! Как с детьми своими говорил…
Помимо режиссуры и участия в фильме, Быкову приходилось бороться с нерадивыми директорами картины. По воспоминаниям Рустама Сагдуллаева, за время съёмок у ленты сменилось три директора, и каждый из них пытался мешать рабочему процессу. Например, забывали реквизит, тайком от Быкова отзывали со съёмок массовку или просто не выполняли своих обязанностей. Сам факт завершения съёмок Сагдуллаев впоследствии назвал «настоящим чудом». Но, несмотря на эти сложности, на съёмочной площадке царила атмосфера дружелюбия и взаимопонимания. Быков подмечал интересные детали в характерах, поведении молодых актёров и вносил их в сценарий. Режиссёр просил молодых актёров не учить роли наизусть, а говорить своими словами. По мнению Быкова, прообразы героев фильма «улетали, и многие не возвращались. Но они об этом не знали. Они так же жили, так же любили, так же смеялись, так же прыгали» как и те, кто их сыграл в кино.
Съёмки фильма закончились в середине октября, после чего начался монтаж, длившийся до 6 декабря. В конце месяца состоялась премьера ленты в Госкино. На неё были приглашены не только высокие чины украинского кинематографа, но и лётчики-фронтовики, среди которых был и Александр Покрышкин. Лента его буквально потрясла. Когда в зале зажгли свет, Покрышкин, с трудом справляясь с чувствами, произнёс: «Всё так, как было…». Но несмотря на восторженную реакцию и его и других ветеранов (премьеру фильма посетили лётчики 8-й отдельной армии ПВО, которой командовал дважды Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации Владимир Лавриненков), представителям Министерства культуры Украины фильм не понравился и был отправлен «на полку». Тогда за ленту вступились зрители и ветераны, в числе которых был и член ЦК КПСС, главнокомандующий ВВС, Главный маршал авиации Герой Советского Союза Павел Кутахов. Заступаться за картину лично ходил на приём к министру культуры Украины и дважды Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Виталий Попков. Окончательное решение выпустить фильм в широкий прокат было принято благодаря успеху «Стариков» на VII Всесоюзном кинофестивале в Баку, где картина Быкова получила две первые премии — за лучший фильм и исполнение мужской роли и специальный приз от министерства обороны СССР (по другой версии, главный приз фестиваля взяла «Калина красная»). Также фильм был хорошо принят на фестивале в Колумбии.
Во многом именно благодаря хорошим отзывам бывших фронтовиков, успевших посмотреть фильм до его выхода на широкий экран, Госкино СССР приняло решение поощрить премией создателей картины. Также сказалось и то, что лента была снята с большой экономией средств: из отпущенных на её постановку 381 тысячи рублей было потрачено 325 тысяч. В числе поощрённых было 39 человек. При награждении особо выделили режиссёра-постановщика Леонида Быкова: ему выплатили 200 рублей премии и присвоили звание «режиссёра-постановщика 1-й категории», тогда как актёрам Алексею Смирнову, Владимиру Талашко и Сергею Иванову выплатили по 50 рублей. Руководство киностудии имени Довженко сочло сумму вознаграждения главным создателям фильма недостаточной, но ходатайство перед Госкино СССР об увеличении гонорара авторам сценария с 6 тысяч рублей до максимального — 8 тысяч — осталось неудовлетворённым. Чиновники Госкино посчитали, что «работа коллектива поощрена достаточно убедительно и увеличение гонорара не представляется целесообразным».
На широкий экран фильм вышел 12 августа 1974 года. Уже к концу года лента собрала на своих сеансах 44 миллиона 300 тысяч зрителей, заняв четвёртое место в прокате. Такой успех стал большой неожиданностью как для создателей фильма, так и для Госкино, так как к тому времени фильмы о Великой Отечественной войне такой кассы практически не собирали. Несмотря на это, дополнительные поощрения от Госкино создатели фильма не получили.
По воспоминаниям Владимира Талашко, Быкову предлагали снимать вторую часть картины: «Но он говорил: как я буду снимать, если у меня нет „Кузнечика“, нет „Джульетты“, нет капитана Зои? Даже уже была придумана легенда, что мой герой Скворцов не разбился, а попал в концлагерь и бежал. Но потом честность и порядочность Леонида Фёдоровича не позволили ему снимать продолжение — он понимал, что этой темой спекулировать нельзя.»
«Визитной карточкой» фильма является песня «Смуглянка». Леонид Быков рассказывал Владимиру Талашко, что эту песню он хотел включить в фильм с самого детства. Будучи подростком, Быков с друзьями катался на подножках проходящих теплушек. В одном из таких вагонов он увидел лётчика, пехотинца и артиллериста, которые ехали с фронта через Донбасс и пели «Смуглянку». «И в тот момент я решил, что, если буду снимать кино о лётчиках, она там обязательно будет звучать», — говорил Быков. В начале фильма «Смуглянка» звучит в исполнении певца Мурада Садыкова.
Также в фильме звучат песни «Вечерний звон», «Ніч яка місячна» (в исполнении Николая Кондратюка), «Эх, дороги…», «За того парня» (в исполнении Льва Лещенко), «В землянке» и мелодия танго «Утомлённое солнце». Некоторые песни, исполняемые персонажами в кадре, поют сами актёры. Песня «За того парня» (слова Роберта Рожденственского, музыка Марка Фрадкина) была специально написана и уже до этого звучала в художественном фильме «Минута молчания» (Киностудия имени Горького, 1971). Тем не менее, в фильме «В бой идут одни „старики“» она исполняется вновь.
Изначально Леонид Быков хотел снять фильм в цвете, но ему не дали дефицитную тогда цветную плёнку. Однако, просмотрев окончательный вариант, Быков решил, что в чёрно-белом варианте фильм получился более реалистичным.
К 2009 году фильм был колоризирован и отреставрирован, военная хроника в фильме была очищена от царапин и ей также придан цвет. Режиссёр колоризации — Игорь Лопатёнок. При колоризации ничего не убиралось и не добавлялось. «Картина до фрейма соответствует исходному материалу, — подчеркнул И. Лопатенок. — Я несу за это юридическую ответственность».
Работы были организованы компанией Grading Dimension Pictures (США). Бюджет проекта — около 500 тыс. долларов (то есть около 5,5 тыс. долларов за минуту фильма). Колоризация проводилась на американской студии Legend Films и в Индии. При колоризации постарались воспроизвести цвета советской плёнки 1973 года. Специфическую сложность картины представляло обилие оттенков зелёного цвета (до 27 в одном кадре). Кроме того, пришлось переделать 60% уже готовой работы, когда выяснилось, что просветы на погонах полевой формы лётчиков на съемках были не голубые (как полагалось в Советской армии после войны), а красные.
Премьера цветной версии фильма состоялась на Первом канале (Россия) и телеканале «Украина» (Украина) 9 мая 2009 года в честь Дня Победы. Также был проведён показ фильма для ветеранов в кинотеатре киностудии им. А. Довженко.
По мнению дочери Леонида Быкова Марьяны и председателя Государственной службы кинематографии Министерства культуры и туризма Украины Анны Чмиль, колоризация нарушила авторские права киностудии им. Довженко, демонстрация фильма была незаконной. В мае 2011 года Голосеевский районный суд Киева вынес вердикт, согласно которому колоризация фильма была произведена незаконно, и запретил её прокат. По словам адвоката Ивана Картавого, цель Марьяны Быковой в суде — выполнить волю автора фильма. А моральный ущерб был оценён в принципиальную одну гривну. Отрицательно отнесся к колоризации и актер Владимир Талашко (сыграл Скворцова), утверждавший, что Быков снял фильм черно-белым из-за черно-белой документальной военной хроники, которая была бы несовместима с цветным фильмом (в ходе колоризации фильма хроника тоже была раскрашена).