Паранойя в истерии

О преследующем истеричку знании о её "позорном положении", которое находится у другого
О преследующем истеричку знании о её "позорном положении", которое находится у другого
Истерическая уникальность против женской избранности
Речь в этом материале будет крутиться возле двух ключевых пунктов: возле наслаждения, которое мы находим в анализе истерии, и того, каким образом Лакан подчёркивает различие между женским фаллическим наслаждением и наслаждением, находящимся вне фаллической функции с женской стороны, в связи с чем Лакан называет женщину «не-всей».
Итак, об истерическом наслаждении. Этот пункт с точки зрения теории и практики психоанализа изучен достаточно подробно, хотя можно заметить, что это вообще никак не спасает сегодня самих аналитиков от истеризации анализом или фигурами «великих аналитиков», в связи с чем тут и там возникают операции воображаемого уподобления и поддержки желания — жесты, характеризующие позицию истерички в отношении отцовской фигуры. Для истерии характерно представление о том, что тяжесть положения отца связана с острой нехваткой наслаждения, в связи с чем она оказывается расщеплена между двумя позициями: тем, что можно ёмко назвать «заботой о сирых и убогих», т. е. привлечение внимания к несправедливому положению нуждающихся, и тем, что я называю «ношением отцовской шинели», т. е. «переодевание» в мужчину и стремление своим примером продемонстрировать каким настоящий мужчина должен быть, стремление по принципу «кто, если не я». В этом поведении можно усмотреть, что в случае и женской, и мужской истерии мы имеем дело с расположением субъекта на мужской стороне, т. е. со специфической захваченностью проблематикой мужской нехватки и её последствий, к которым с особым нажимом привлекают внимание в социальном поле — скажем, когда речь идёт о критике власти, о том, что мы как человечество недостаточно озабоченны областями, где есть нуждающиеся, которые претерпевают несправедливость этого мира, и всё это в связи с тем, что отсутствует тот самый мужчина исключительного достоинства, который мог бы одним своим появлением решить вопросы благотворительности или проблемы приютов для животных, загрязнения окружающей среды и т. д.
Такие жесты находятся на уровне воображаемого соответствия заданным фаллической функцией координатам женского: истеричка ведёт себя как «исключительная женщина», но, как я покажу дальше, происходит так только потому, что она жаждет исключить себя из женского. Это кстати отсылает нас к допсихоаналитическому взгляду на истерию, взгляду классического врача, который не сумел разглядеть в имитациях истерички отсутствие интереса к женскому, но напротив, видел в симптомах истерии некую «избыточность женской энергии», которую нужно усмирить рождением ребёнка или хорошим постельным событием. Указание, как ни странно, до сих пор актуальное, поскольку многие современные клинические практики, которые в том числе называют себя психоаналитическими, по-прежнему видят в истеричке «женщину в степени два», т. е. специалисты зачастую оказываются соблазнены образом, который истеричка тщательно поддерживает. Другими словами, в истерии мы имеем дело с усилиями, направленными на поддержание имаго женщины, особенно в том смысле, в котором термин «имаго» используется в биологии. С другой стороны этого расщепления находится отыгрывание персонажа исключительного мужского достоинства и связанное с этим отыгрыванием «травести», ношение символов и аксессуаров мужского гардероба.
Связана такая симптоматика с особым расположением по отношению к фаллосу и тем координатам наслаждения пола, которые фаллической функцией задаются. Когда Лакан касается этого вопроса в ХХ семинаре, он говорит, что истерия целит во «внесекс» — то, что переводят как «хомосексуал» в смысле «челосексуал», т. к. истеричка пытается воплотить именно мужскую фаллическую фантазию Единого слияния в любви, фантазию ангельской непорочности. Помимо этой игры слов, которая отсылает к значению слова homo как «человек» и «мужчина» и намекает на мужскую гомосексуальность истерички, правда, в крайне особом смысле, здесь есть и то, на что указывает Лоренцо Кьеза в своём тексте «Женщина и число Бога», которое можно найти на русском в переводе Виктора Мазина — так называемое наслаждение ангела, или асексуальное наслаждение, которое оказывается чем-то таким, что выводит за пределы фаллической функции.
Я уже сказал, что истеричка обеспокоена отцовской нехваткой наслаждения, и связана эта нехватка с тем, что в анализе принято называть несуществованием сексуальных отношений: мужчина ищет утраченный материнский объект, а женщина — символический фаллос, и поэтому «отношений» как таковых здесь нет, т. е. в измерении сексуального нет Другого. Здесь кроется один из наиболее сложных для схватывания моментов: несмотря на то, что любовь всегда взаимна — поскольку желание это желание Другого, — тем не менее, сексуальных отношений не существует, и любовь в этом вопросе оказывается, по выражению Лакана, беспомощна, поскольку стремление быть Единым не предполагает двух полов, между которыми выстраивались бы отношения. Каждый наслаждается частичкой тела Другого, не переставая сталкиваться с тем, что любовь требует ещё и требование это невозможно удовлетворить, поскольку ничего, кроме органа, другой предоставить не может. Соответственно, когда мужчина пытается добыть положенное по праву наслаждение, он неизбежно сталкивается с невозможностью насладиться женщиной — вместо этого он наслаждается органом, дырой, в которую он вкладывает свой хер, а не самой женщиной, т. е. ему остаётся только мастурбировать женской вагиной, испытывая то, что называют «мужским вагинальным оргазмом». И в рамках фаллической функции никаких альтернатив для него не существует — мужчине предлагается просто смириться с таким положением дел и, стиснув зубы, исполнять роль отца семейства, отчего, разумеется, мы находим этих отцов в состоянии крайне хмуром и сбитыми с толку. И как раз эта неудовлетворённость считывается истеричкой, как нечто подлежащее восполнению, словно здесь всего-то и нужно протянуть руку помощи, чтобы достичь того, чего несчастный мужичок в силу своей зашоренности никак не может понять.
Так вот, это бытие-ангелом и связанное с ним наслаждение истерички представляет собой попытку несуществование сексуальных отношений преодолеть через упразднение фаллического измерения, т. е. отказ от координат пола путём тотализации мужской фаллической фантазии, которая может сбыться только в этом чистом и справедливом «ангельском» измерении, где половых ограничений нет. Т.е. если мужчине в сексуальных не-отношениях предлагается только смириться с тем, что ничего, кроме органа, ему не светит, то на стороне истерички никакого смирения нет — напротив, истерический заход к вопросу любви сопровождается надрывными попытками эту дыру в наслаждении с мужской стороны преодолеть и добиться воплощения мужского фундаментального фантазма, результатом которой, как мы знаем, всегда становится обнаружение невозможности это сделать. С этой невозможностью связана необходимость введения фигуры отца первобытной орды, который и является несуществующим воплощением такой фантазии — он Единственный, кто фаллической функции не подчинён и потому наслаждается без ограничений.
Это имеет значение при работе с истерическим неврозом, поскольку истеричка обманывается относительно своего положения в том смысле, что, как ей кажется, на уровне намерений она стремится достичь именно привилегий первобытного праотца, тогда как на деле её положение относительно фаллической функции оказывается не со стороны исключительного мужчины, над которым не властны ограничения отцовского Закона, а со стороны, которую Кьеза называет «мифической десексуализацией», в том смысле, что вопрос пола оставляется нерешённым таким образом, словно его нерешённость ничего не значит и вообще не является чем-то таким, на что стоит обращать внимание. И, как мы знаем из аналитической практики, удерживать такое положение можно только благодаря симптому. Иначе говоря, та судьба, под ударами которой отец «пал», со стороны истерички никак не преодолевается, поскольку перед нами именно имаго, которое требует постоянных вливаний либидо для поддержки. Лакан иллюстрирует суть истерических попыток преодолеть пол анекдотом про попугая, который был влюблен в Пикассо: дергая художника за одежду, попугай идентифицировался прежде всего с его нарядом, с образом художника, как если бы образ сам по себе уже сообщал попугаю всё, что необходимо для осуществления любовной мечты.
Так истеричка пытается быть таким ангельским телом, которое способно закрыть дыру в мужском наслаждении — заметьте, что означает, что она хочет быть способна сделать то, чего не может сделать женщина. Здесь мы и подходим к тому, чем интересна женская истерия в контексте собственно женского: истеричка стремится быть «исключительной женщиной», чтобы исключить себя из женского, поскольку, как теперь можно сказать, «женское» для истерички, которая смотрит на него в контексте мужской нехватки — это нечто соблазняюще-предательское, неспособное дать мужчине то, что ему на самом деле нужно. Думаю, теперь должно быть понятно в каком смысле психоаналитики усматривают в истерических поисках справедливости отсылку именно к сексуальности, а не к тому, как на самом деле обстоят дела в проблемных социальных сферах — мы не соблазняемся воображаемым подобием.
Теперь я двинусь ко второму пункту, поскольку мы уже вплотную подошли к женскому фаллическому наслаждению, через которое мы сможем выйти на противоположную от истерички сторону. Чтобы говорить о нём нам понадобится фигура Дон Жуана, над которым, как говорит Лакан, «всласть поизмывались психоаналитики»: с его точки зрения, Дон Жуан является именно женским мифом, поскольку демонстрирует как обстоят дела у женщин с мужским полом. Акцент здесь делается на том, что этот мужчина-любовник имеет женщин по одной, одну за другой — в том смысле, что здесь не обнаруживается того Единого слияния, которое безрезультатно стремится сделать из двух единицу, но напротив, здесь имеют дело с бесконечным множеством женщин, «не-всех», которых можно пересчитывать «по одной». Речь о том, что женщины не сливаются для Дон Жуана в некоторое неразличимое множество или в единицу, т. е. он каждую имеет сингулярно, по отдельности, поскольку для женщины нет универсальных категорий, нет Женщины с большой буквы, аналога Отца первобытной орды. Поэтому, как замечает Мазин, и Дон Жуана нельзя сращивать с фигурой отца первобытной орды, т. е. он не является исключением в логике кастрации, — мужчиной, который мог бы владеть всеми женщинами: он владеет не всеми, а каждой по одной в один момент, так, что их можно пересчитывать, но никогда нельзя исчислить до конца.
Здесь мы остановимся, чтобы посмотреть как с этим пунктом имеет дело истеричка — а она, можете не сомневаться, чувствует эти места, поскольку обладание полом в качестве того, чем её наделила мать, так или иначе ставит перед ней вопрос того, каким образом с этим обойтись в контексте озабоченности мужской нехваткой. Нетрудно заметить, что если вы посмотрите на миф о Дон Жуане с мужской стороны, то он будет выглядеть как миф о женской проституированности или «неразборчивости», в том смысле, что женщины готовы отдаваться «по одной» мужчине, который по сути не обладает каким-то особым достоинством именно с мужской точки зрения. Мы уже сказали, что Дон Жуан — это не отец первобытной орды, который в силу своей исключительности имеет право владеть всеми женщинами, и поэтому если зайти к этому вопросу с точки зрения мужской нехватки, мы увидим, что женское желание и извлекаемое из него наслаждение будет интерпретироваться с этой стороны как «слепое», неразборчивое, не способное различать мужчин по их ценности, о чём уже Фрейдом было замечено. С этим можно столкнуться, когда мы анализируем желание матери Эдипа, т. е. то, каким образом в постели Иокасты оказываются мужчины. Поэтому здесь нужно довести различие до конца и сказать, что Дон Жуан любит женщин по-женски, не пытаясь добиться от них того слияния, на которое рассчитывает мужской субъект, и потому он, как заметила Рената Салецл, не «теряет головы» с женщинами. Интересно, что своеобразный аналог этой истории может иметь место в случаях мужской истерии, где встречается инверсия поведения Дон Жуана, связанная с тем, что истерик пытается «победить» женщину в любви, словно это наделит его особым, ни с чем не сравнимым достоинством. В этом смысле стать Дон Жуаном истерику мешает именно то, что он мечтает распоряжаться женщинами как отец первобытной орды и тем самым покидает территорию женского мифа и связанного с ним фаллического наслаждения, которое Лакан называет «странным» за эту его специфику «по одной». Соответственно, как можно догадаться, истеричка в этом вопросе стремится продемонстрировать противоположность «женской неразборчивости», своего рода «рыцарскую верность» мужчине, которая должна отозваться в его душе приближающимся обещанием слияния, в вечном поиске которого он находится.
Теперь мы можем немного взглянуть на территорию того самого «тёмного континента», попытавшись сказать что-то о женском не-фаллическом наслаждении, которое не является сексуальным, а значит фаллическим, а значит мастурбационным. Зачастую даже те, кто ХХ семинар не открывал, могли слышать, что в этом месте Лакан говорит о наслаждении мистиков: наслаждении, которое испытывают, но о котором ничего не могут сказать, причём доступно оно как женщинам, так и мужчинам. Говорит он об этом мимоходом во время критики клинического представления о фригидности и связанного с ним различия между вагинальным и клиторальным оргазмом: различия, начало которому положил Фрейд, а конец — Мари Бонапарт. Рекомендую интересующихся темой женского наслаждения ознакомиться с кейсом так сказать, поскольку эта женщина проделала над собой две операции, стремясь уменьшить расстояние между клитором и влагалищем — так она думала достичь этого вагинального оргазма. В этом ключе Лакан говорит о том, что мы имеем дело с андроцентричностью психоанализа и клинической практики, поскольку дело в этих областях обстоит так, что если мужчина не может ухватить женское наслаждение, которое не имеет отношения к сексуальности, то он заводит разговоры о фригидности, т. е. об отсутствии наслаждения как такового.
И похоже здесь можно совершенно неожиданно за Фрейда заступиться, указав на то, что в данном случае речь смещённым образом может идти не о пресловутом умении женщины извергать оргазмы своей вагиной, а о её способности принимать мужское фаллическое наслаждение и занимать сторону фаллического в качестве восполняющей отсутствие сексуальных отношений. Т.е. вагинального оргазма не существует, но на что-то Фрейд таким странным образом указывает, и это «что-то» своими контурами как раз напоминает обращение женщины с вагиной, которое в фаллическую функцию вписано — я говорю о материнской функции и фигуре фаллической пожирающей матери, которая стремится поглотить своего ребёнка, чтобы стереть половые различия. И можно заметить, что здесь перед нами второй вариант преодоления несуществования сексуальных отношений, основанный на попытках женщины слиться с фаллической функцией в роли матери, чтобы действуя на её основе «восполнить» сексуальные не-отношения с помощью своего ребёнка. Здесь как раз можно вспомнить указания Фрейда на то, что вопрос расщепления мужской любовной жизни между мадонной и проститукой, некоторым образом разрешается в том случае, если мужчина признаёт, что имеет дело с женщиной как с метафорой своей матери, с которой ему доступно то, что в отношениях с матерью было утрачено.
Тем не менее, этот момент остаётся проблематичным и проблематизирующим, в том числе дискурс Лакана, который не включает материнскую функцию в свой граф сексуации, хотя ясно указывает, что «женщина вступает в сексуальные отношения исключительно в качестве матери». Кьеза в этом моменте задаётся вопросом о том, не оказывается ли женщина как мать на позициях субъекта, т. е. действующим агентом фаллической функции, так сказать, «символическим мужчиной», тем самым указывая на то, что субъектность не является мужской прерогативой? Кьеза описывает это так: «чтобы перейти от экстаза Святой Терезы к Успению Пресвятой Девы Марии, сидящей на Троне с Младенцем Христом, нужно пройти через пожирающую мать». Ребёнок в этой ситуации выступает затычкой между фаллическим и мистическим наслаждением женщины. Если вы интересуетесь этой темой, можете открыть вторую часть моей большой работы по истерии — там как раз описывается много нюансов со стороны обращения матери с ребёнком и в том числе ставится вопрос о том, каким образом в материнском поле действует истеричка.
Однако здесь мы всё ещё говорим о способности женщины восполнить имеющийся в фаллическом наслаждении пробел со своей стороны, т. е. о переводе мистического наслаждения «не-всей» на уровень сексуальных не-отношений и уже видно, что на подходе к попыткам описать вне-сексуальное наслаждение не-всей речь начинает сбоить, словно здесь сказывается то, что не перестаёт не записываться.
Соответственно, попробуем немного сказать и об этом экстазе за пределами сексуального. Лакан об этом высказывается следующим образом: «женщина связана с Богом куда более непосредственно, нежели все, что спекулятивное мышление оказалось в состоянии высказать», имея в виду открытость женщины к отношениям с расщеплённым Другим, открытость, которая противоположна представлению о Боге как Едином, которое наслаждается собой. В этом смысле женщина о Боге не говорит, и именно поэтому, в отличие от мужчины или теолога, она не идиот, не замкнута рамками мастурбационного фаллического наслаждения, которое предписывает мужчине видеть в каждой женщине ангельские черты и требовать благостного Единения с ангелом в постельной сцене. Об этом можно говорить через пропозиции: нет Другого Другого, метаязыка не существует и т. д. Мне нравится другая фраза из ХХ семинара: говорить и боготворить — это без малого одно и то же, и поэтому настоящими атеистами могут быть только те, кто говорит о Боге.
Здесь я проведу ещё одну параллель между стремлениями истерички стать тем самым ангелом, который мужчину мог бы удовлетворить так, как ни одна женщина не может, и тем что мы можем помыслить как мистическое наслаждение женщины. Коротко можно сказать так, и Кьеза в своём тексте выводит аналогичную мысль: мистик — это не ангел. Здесь, как ни странно, самые буквальные ассоциации, которые у вас возникают при проговаривании этих слов, могут сказать гораздо больше о сути, чем подробное разъяснение. Необходимым условием для мистического наслаждения является позиция «не-всей», т. е. включённость в фаллическую функцию неполным образом — именно поэтому когда мы видим ангела, т. е. субъекта истерии, который стремится продемонстрировать неимение дел с женским, — скажем, в случаях гипертрофированного мачизма со стороны мужчин-истериков или того самого «рыцарства» истеричек, о котором я говорил до этого, — то мы видим отсутствие мистического, которое Лакан описывает как «глупую улыбку ангела, купающегося в верховном означающем», где речь идёт о той же глупости, которой страдал влюблённый попугай. Иначе говоря, для реализации мистического женского наслаждения, причём как для мужчин, так и для женщин, необходима именно включённость в фаллическую функцию, а не страстные попытки исключить себя из неё через преодоление несуществования сексуальных отношений. Если ангел в попытке воплотить тотальность фаллического покидает его, лишаясь пола, то мистик, напротив, фалличен как мужчина или женщина, поскольку мистическое наслаждение добавляется к фаллическому, другими словами, мы можем говорить о степенях прибавления женского не-фаллического наслаждения к той сексуации пола, которая уже имеет место в рамках фаллической функции, а не за её пределами.
Неотделимость мистического от фаллического при невозможности их взять как нечто Единое, по выражению Лакана, «не образует двух Бога, да и одного тоже». Если мы вернёмся теперь к нашей истеричке, то увидим, что она как раз напротив, настолько фаллична, что её попытки воплотить мужской фундаментальный фантазм каждый раз приводят к «срыву», или как я это называю в своих работах, к «расплёскиванию». Как указывает Кьеза, маловероятно, что соблазнив Дон Жуана, она станет с ним спать — в отличие от женщины-мистика, для которой фаллическое измерение не только не является препятствием, но напротив, обуславливает её бытие мистиком. Напоследок мы можем ещё раз вернуться к статусу женского фаллического наслаждения, чтобы имея в виду всё сказанное ранее ещё раз показать его отличие от истерического в вопросе любви.
В чём эта разница, как теперь мы можем сказать? В том, что для женского фаллического наслаждения, которое видит мужчину как того, кто берёт женщин «по одной» так, что в каждый момент его нынешняя женщина становится особенной, — тут смысл тот же, что и в романтических фильмах-клише, где парень заставляет девушку «почувствовать себя особенной», — так вот эта «уникальность» в данном случае представляет собой единицу среди множества других женщин. Т.е. для женщины нет необходимости исключать всех остальных женщин из поля зрения — напротив, они необходимы как доказательство того, что мужчина выбрал её «среди множества». Тогда как истерическая претензия на уникальную любовь такой терпимостью похвастаться как раз-таки не может — здесь стремятся к надрывному упразднению измерения женского как такового, этого «множества разных женщин», чтобы стать одной-единственной в пустоте и быть выбранной не в сравнении с другими, а по принципу такой исключительности, при которой она исключена и не рассматривается принадлежащей к множеству женщин.
Существует несколько факторов, которые затрудняют понимание 1 Кор. 11. Первая сложность заключается в том, что мы не знаем обычаев того времени и вообще древнего мира так, как нам хотелось бы.
В отношениях между женами и мужьями многие придерживаются того взгляда, что жены больше не должны повиноваться своим мужьям, потому что Павел якобы говорил так потому, что это было принято в культуре I века, и устранял нарушение правил в своем обществе. Однако наставления, данные женщинам в Писаниях, основаны не на культуре. Эдвард Швейцер так пишет о подчинении одних другим: «Если правильно посмотреть, то это повиновение не другим, а Господу (Кол. 3:23). Изначально это предусматривало не что иное, как полное освобождение от всех земных господ».
Обратите внимание на следующие утверждения Павла и Петра:
«Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава — Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог… Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа» (1 Кор. 11:3, 8, 9).
«Жены ваши… [должны быть] в подчинении, как и закон говорит» (1 Кор. 14:34).
«А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева» (1 Тим. 2:12, 13).
«Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям» (1 Пет. 3:5).
Павел обращается к порядку Божьего сотворения, когда пишет: «Жене глава — муж»; «жена [произошла] от мужа»; «жена [была создана] для мужа»; «жены [должны быть] в подчинении, как и закон говорит» и «прежде создан Адам, а потом Ева». Петр приводит поведение благочестивых женщин прошлого (живших «некогда») в качестве примера для христианок, стремящихся быть угодными Богу.
Некоторые спрашивают: «Где в Законе сказано, чтобы женщины повиновались мужчинам?» (см. 1 Кор. 14:34) — потому что в законах и повелениях, открытых Моисею, они не нашли ничего подобного. На этот вопрос можно ответить так: слово «закон» Иисус иногда использовал в смысле ветхозаветных установлений, которых не было в законе Моисея (см. Пс. 81:6, процитированный в Ин. 10:34; Пс. 34:19 в Ин. 15:25). Кроме того, Павел в 1 Кор. 14:21 называет Закон в подтверждение своего учения, хотя цитирует Ис. 28:11, 12. Еще более наглядна его ссылка на Закон в Гал. 4:21, 22, где он упоминает Сарру и Агарь. Ясно, что, говоря о Законе, Павел не ограничивается теми законами, которые Бог дал Моисею. Павел считал книгу Бытие частью Закона в широком смысле. Поэтому он считал правильным привести слова Господа: «…и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3:16).
Его указания христианкам (1 Кор. 14:34, 35; 1 Тим. 2:11, 12) не основывались на культурных традициях тех стран, где они жили. В греко-римском мире женщины начинали играть ведущую роль в обществе. Ниже приводятся цитаты, иллюстрирующие положение женщин в мире Нового Завета:
«Существуют обширные данные, указывающие на то, что женщины занимали многие государственные должности и выполняли свои обязанности наравне с мужчинами. Женские имена зафиксированы в разнообразных официальных надписях, отмечающих — и прославляющих — их гражданскую службу и щедрость. Они брали на себя заботу о храмах и финансировали игры, шествия и жертвы» (Кремер и Д’Анжело).
«Женщины служили жрицами и выполняли другие ведущие роли в большинстве языческих культов, таких как культ Артемиды, Изиды, Ливии, Диониса, Либера и Либеры. Они активно участвовали в литургиях, сочиняли гимны и обряды, управляли храмом и денежными средствами, организовывали торжества по случаю праздников, играли на музыкальных инструментах и принимали ответственные решения, затрагивавшие большое число людей» (Авраамсен).
«…Эллинистический век вообще был веком женской эмансипации… Женщины в дни Павла имели значительную свободу передвижения, права в замужестве и разводе, а в некоторых местах и в некоторых культах право занимать государственные и религиозные должности… Гречанки упразднили покрывало и экспериментировали со всевозможными причёсками» (Берд).
В Деяниях Лука пишет о занятиях женщин, которые указывают на то, что они пользовались известностью в своем обществе и имели право вести дела наравне с мужчинами. «Почетные женщины» и «первые в городе люди» спровоцировали гонение на Павла и Варнаву в Антиохии Писидийской (Деян. 13:50), а в Фессалониках немало знатных женщин стало христианками (Деян. 17:4).
Хотя общество может дать женщинам роли, не допускаемые Писаниями, христианки не должны попадать под влияние мира (Рим. 12:2). Их цель — слушаться повелений Иисуса, даже когда Его заповеди противоречат обычаям, доминирующим в обществе. Женщины должны спрашивать не «Что общество ожидает от меня?», а «Что хочет от меня Иисус?»
Какие методы контрацепции существуют? Что эффективней и безопасней? Как это влияет на здоровье? Безопасна ли экстренная контрацепция? Правда ли что оральные контрацептивы решают проблемы с кожей, болью, нарушением менструального цикла?
“Равно и жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем” (Синодальный Перевод; см. также Новый Русский Перевод, Славянское Евангельское Общество и др. пер.).
“Диакониссы тоже должны быть достойными уважения, не заниматься сплетнями, уметь держать себя в руках и пользоваться во всем доверием” (Слово Жизни).
Есть три возможных значения этого стиха. Речь здесь может идти о (1) женах дьяконов, (2) женах старейшин и дьяконов и (3) женщинах-дьяконах. Некоторые современные толкователи предпочитают третье значение, но консерваторы уверены, что третье значение неверно.
Если бы женщины, о которых идет речь здесь, были дьяконами, то Павел и назвал бы их дьяконами, чего он определенно не сделал. (Слово “диакониссы” было добавлено некоторыми переводчиками, но его нет в оригинальном тексте). Кроме того, в следующем же стихе Павел говорит, что дьякон должен быть “одной жены муж”, что полностью исключает женщин как возможных претенденток на эту должность.
Синодальная Библия это слово в данном стихе переводит как “жены”, а не “женщины”, и это, несомненно, точная передача смысла. Отстаивая свою точку зрения, некоторые заявляют, что в греческом языке слово “женщины” обладает двусмысленным значением; пусть так, но в контексте это слово должно означать жен. Прочтение этого отрывка как “дьяконы женского пола” является серьезным прегрешением перед Словом Божьим. В этом стихе абсолютно ничего не говорится о женщинах-дьяконах, а предположить, что там говорится именно это, значит допустить, что к женам старейшин и дьяконов не предъявляется никаких требований, а это уже обвинение против Павла, которое ни один человек не имеет права выдвинуть. Этот стих, в котором говорится о качествах жен служителей церкви, абсолютно обязателен для исполнения. Плохая жена может погубить любого старейшину или дьякона, и поскольку выдвинутые здесь качества относятся ко всему новому классу руководителей церкви, то это было бы очень серьезным упущением со стороны Павла.
Но разве в Рим. 16:1 Фива не названа “диакониссой”? Да, конечно, но и гражданские власти в Рим. 13:4 тоже названы Божьими “дьяконами”, то есть в обоих случаях в греческом языке употреблено одно и то же слово (за исключением рода). В этой связи уместно отметить, что, если бы Павел подразумевал, что этих женщин следует ставить “диакониссами”, то он, конечно же, зная это слово, так бы их в этом отрывке и назвал. Слово “апостол” в Новом Завете употребляется как в официальном и узком значении, так и во втором и более общем смысле — в частности, когда оно относится к таким людям, как Варнава и Сила, которые, строго говоря, не были “апостолами”. Точно так же и слово “диаконисса”, употребленное по отношению к Фиве, не означает, что она была официальным дьяконом в Господней церкви. Всегда следует помнить, что слово “диаконисса” в переводе с древнегреческого означает “служанка” и что переводчики столетиями употребляли слово “дьякон”, вместо перевода, только тогда, когда речь шла об официальном церковном назначении. А в таких случаях, как Рим. 13:4 и Рим. 16:1, они обычно переводили его как “слуга”, и необоснованная вставка официального названия дьяконисса в Рим. 16:1 в некоторых переводах абсолютно неверна и вводит в заблуждение.
Если бы церквам было заповедано назначать женщин дьяконами, то где это отражено в Новом Завете или в обычаях ранней церкви? Когда женщин назначают дьяконами, делается это без божественного благословения, а также без соответствующего перечня требований, который должен служить руководством к их назначению. Если стих 11 предназначался для использования в качестве критерия назначения женщин дьяконами, то почему, позвольте спросить, Павел перечислил пятнадцать требований для старейшин и только четыре для так называемых дьяконисс? Такая точка зрения просто бессмысленна.
Бог создал нас по Своему подобию; Он вложил в нас духовную природу, подобную Своей, включая разум, эмоции и чувства. Из всего, что создано Богом, только человек имеет отпечаток духовного подобия Бога. И хотя Бог сотворил женщин физически более слабыми, чем мужчины, Он дал им Свое собственное подобие - Свои духовные свойства, то есть то же подобие, что и мужчинам.
Виновата ли» женщина в смене настроения? Когда пора к врачу и когда пора менять врача?
В контексте продолжает подчеркиваться важность молитвы. Павел хотел, чтобы молились мужчины. Разумеется, намерением Павла не было запретить женщинам молиться в определенных местах, просто он хотел, чтобы мужчины были готовы молиться в любом месте. Тут возникают интересные вопросы по поводу молитв во время богослужения, проводимого совместно разными конфессиями, когда их руководители собираются вместе.
Как-то одна женщина в частной беседе сказала молодому проповеднику, что женщина не должна учить мужчину. Беседа закончилась тем, что молодой человек спросил женщину: “Вы пытаетесь учить меня, что женщина не должна учить мужчину?”
Библия называет пять женщин-пророчиц по имени: трех истинных пророчиц, Олдаму (4 Цар. 22:14; 2 Пар. 34:22), Мариам (Исх. 15:20) и Анну (Лк. 2:36), и двух лжепророчиц, Ноадию (Неем. 6:14) и апокалиптическую Иезавель (Отк. 2:20). Мы не знаем имени жены Исаии, которая названа пророчицей (Ис. 8:3), а также имен дочерей Филиппа (Деян. 21:9), которые пророчествовали в ранней церкви.
Олдама в частном порядке проконсультировала представителей царя (4 Цар. 22:14-20; 2 Пар. 34:22-28). Ничто не указывает на то, что она брала на себя руководство в духовных вопросах или обращалась с речами к собранию Божьего народа.
Анна постоянно находилась в храме. Увидев Иисуса, когда Он был еще младенцем, она “говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме” (Лк. 2:38). Нам не сказано ни о продолжительности ее пророчеств, ни о том, в какой части храма она была и пророчествовала ли она отдельным лицам или большому собранию людей. Женщины могли входить только во двор женщин и не дальше, где имели право находиться только совершившие ритуальное омовение мужчины-израильтяне. Мы можем предположить, что Анна пророчествовала постоянно, но не можем доказать, что в ее пророчествах было нечто большее, чем сообщение о рождении Мессии тем, кто проходил мимо. В Библии нет неопровержимого доказательства того, что она пророчествовала перед собраниями или участвовала в храмовых служениях.
Недостаточная информация о жене Исаии затрудняет понимание того, что она делала. Ее могли назвать пророчицей и просто потому, что она была женой пророка, и потому, что она сама пророчествовала. Если она пророчествовала, то мы не знаем, о чем, где, когда и кому. То же самое можно сказать и о девственных дочерях Филиппа.
Из всех женских пророчеств в Библии записаны только слова Олдамы (4 Цар. 22:14-22) и Мариами (Исх. 15:20, 21). Эти пророчества не были обращены к общему собранию мужчин и женщин. Нигде в Библии не сказано, чтобы кто-либо из пророчиц записывал свои пророчества. Нет и бесспорных утверждений о том, что женщины Ветхого или Нового Заветов обращались к официальным, общенародным религиозным собраниям Божьих людей. Для обращения к собраниям Божьего народа и для записи святых Писаний Бог использовал мужчин.
Притчи очень красиво говорят о благочестивой женщине. Муж уважает ее, она приветлива с ним и помогает ему содержать семью. Она вкладывает всю свою душу в трогательную заботу о муже и детях. В делах она проницательна. Она сочувствует бедным и помогает им. Ее речи разумны. На ее любовь члены семьи отвечают взаимностью, все они восхищаются ею и хорошо о ней говорят. Ее дела прославляют ее (Прит. 31:10-31).
Она очень красиво поет. Уже только её голос вызывает у здоровой части населения нездоровый интерес к замужней женщине.
С утра уже голосит, сбегая к завтраку по белым ступенькам, знакомо околопугачёвское:
«Куда уходит лето, в какие города
И где найти нам средства, чтобы попасть туда»
Ой, вы только не думайте, что бедная женщина не видела моря, кроме как на картинах Айвазовского. Завтрак был «всё включено» с видом на остров Кос.
Удивительный парадокс: женщины нынешнего поколения, воюющие за равенство с мужчинами, одержав очередную победу, довольно часто оказываются в проигрыше! Мужчины и женщины никогда не бывают “равными”. Никто не станет отрицать: женщины рожают детей, а мужчины воюют. Во имя равенства мы можем отправить женщин воевать, но мужчины никогда не будут рожать детей.
ЭТОГО ТЕБЕ НИ ОДИН ПСИХОЛОХ НЕ РАССКАЖЕТ, А ПОДРУГА НЕ СОЛЬЕТ СЕКРЕТ. ЭТО ЗНАЕТ ТОЛЬКО НАСТАВНИК В ТРАДИЦИИ. ПОТОМУ ЧТО ТЕБЯ В ТЕБЕ НЕТ, А ТЫ МУСОРНЫЙ БАК С ВРАЖЕСКИМИ ФАЙЛАМИ ВНЕДРЕННЫМИ В ТВОЁ СОЗНАНИЕ, ПОТОМУ ЧТО ВСЕ ТАК ЖИВУТ. ИЗУЧАЙ ТРАДИЦИЮ - УПРОСТИШЬ СВОЮ ЖИЗНЬ ПО ВСЕМ АСПЕКТАМ.
Бог велел Моисею пересчитать мужчин в двух группах: тех, которые должны были служить в армии (Чис. 1:1-3), и тех, которые должны были служить в храмах (Чис. 1:20-50; 3:5-10, 14, 15). Женщин не обязывали нести воинскую службу и не позволяли быть священниками. Бог велел Моисею пересчитать всех первенцев мужского пола в Израиле как принадлежавших Ему, но не женского (Чис. 3:40, 45; Исх. 13:12; 22:29).
Каждому мужчине в Израиле предписывалось трижды в году являться пред Господом (Исх. 23:17). Мужчинам племени священнослужителей позволялось есть от жертвоприношений (Лев. 6:18, 29; 7:6).
Если женщина рожала девочку, для ее очищения требовался более длительный срок, чем если она рожала мальчика (Лев. 12:1-8). Когда на войне брали пленников, всех мужчин и женщин предписывалось убивать, за исключением девственниц (Чис. 31:17, 18).
Семейное наследство должно было делиться между сыновьями, а первородному сыну полагалась двойная часть (Втор. 21:16, 17). Родовое имя и наследство должны были сохранятся по мужской линии. Если муж умирал, его жена должна была родить детей от его брата, чтобы создать семью и сохранить имя умершего (Втор. 25:5-10). Мужу не предписывалось создавать семью для жены, которая умерла бездетной. У мужчин было много жен, но нигде не сказано, чтобы у женщины было несколько мужей.
Мы не можем знать наверняка, почему женщина, надевавшая мужскую одежду, или мужчина, надевавший женское, были “мерзки” пред Богом (Втор. 22:5). Возможно, потому, что Бог создал их разными и хотел, чтобы каждый из них играл свою роль, не старался походить на противоположный пол и не играл роль противоположного пола. Осуждение в Новом Завете женоподобных мужчин (1 Кор. 6:9) указывает на то, что Бог по-прежнему не приемлет мужчин в обличье женщин и женщин в обличье мужчин. Мужчинам и женщинам предписывается иметь разную длину волос. По Божьему замыслу для женщины иметь длинные волосы почетно, а для мужчины - позорно (1 Кор. 11:14, 15). Божий замысел в отношении разных ролей для мужчин и женщин можно видеть в том, какой внешний облик они должны иметь.
Согласно закону оценка мужчины, дающего обет, должна была составлять пятьдесят сиклей серебра, а оценка женщины в возрасте от двадцати до шестидесяти лет - тридцать сиклей (Лев. 27:1-7). Более бедные должны были оцениваться по усмотрению священника (Лев. 27:8). Это может означать, что оценка больше основывалась на платежеспособности, чем на достоинствах человека. Мужчины зарабатывали деньги и поэтому, наверное, были более платежеспособны, чем женщины.
Мужчины всегда были обязаны выполнять свои обеты. Если же отец или муж запрещал своей дочери или жене давать обет, тогда ее обет становился необязательным. У мужчин было право подтверждать или отменять обеты женщин в семье (Чис. 30:1-15). Закон не предусматривал, чтобы женщины как-то влияли на обеты, которые давали мужчины. Все это еще раз указывает на верховенство мужчины в доме.
Богу не присущ беспорядок. В этом месте Павел начинает тему поведения женщин в собрании, потому что беспорядок в какой-то степени производили и женщины, соперничавшие за влиятельные места. Он косвенно призывает коринфскую общину делать то, что церковь делала в других местах. Общины Господней церкви должны учиться друг у друга.