Биоточки центра разума © 2024.
Магическое противостояние речетрансформаторов с мыслетрансформаторами в войне за психологическую реальность плазморазумности. Речетрансформаторы поддерживали в дуальной реальности баланс добра и зла, на частоте излучения до 5 микрокогнитина, это частота понимания и принятия вечных истин и истинного смысла жизни, специально выделенная для всех низших форм разума, не имеющих доступа к реальности.
--
Биоточки центра разума Это биофантастика о механизме реальности внешнего разума — центре разума и о его биоточках. ИНСТРУКЦИЯ Биофантастика — это технология создания новой реальности, в которой вам будет комфортно. Это нейромагический язык Астровульфа, создателя технологии © «оператор телесного разума» и созданное им для вас иллюзоросияние, абсолютно неизвестное вашему телесному разуму, оно создано техническими средствами эфира разумности и выводит вас из прежней психологической реальности, какой бы она ни была, в пространство эфира разумности.
Всем привет, кто зашел на мой блог. Меня зовут Владимир. Относительно недавно я стал отцом прекрасной маленькой принцессы. И с появлением в моей жизни ребенка, она сильно изменилась. В этом блоге я буду делиться частью своей жизни постепенно раскрываясь. Данный блог у меня первый. Решил попробовать и посмотреть на сколько у меня это получится. Очередной вызов и выход из своей зоны комфорта.
Привет! Меня зовут Анастасия Меньшикова, и я автор проекта «Анастасия Меньшикова». Да-да, вы правильно заметили, что с фантазией у меня не очень, поэтому я банально назвала проект своим именем. Зачем заморачиваться, если можно использовать простое название, а высвободившееся время потратить на себя? Итак, вот первые два факта обо мне: люблю себя и простоту.
Ладно, простите за шуточное вступление. Кстати, шутить я тоже люблю. Это вам третий факт. Всё, собралась с мыслями, стала серьёзной и перехожу к главной сути статьи: вкратце рассказать вам о себе и объяснить, почему надо подписываться на меня и регулярно читать мои посты.
Двадцать девять лет назад я родилась в небольшом посёлке Щельяюр на севере Республики Коми, затем переехала в Кировскую область, где и получила образование по специальности «Эколог». После окончания университета поняла, что с такой профессией много не заработать, и, попробовав себя в других сферах, приняла решение выучиться на визажиста и открыть свою студию красоты. Что и успешно осуществила.
За несколько лет работы я стала одним из лучших визажистов и преподавателей по макияжу в городе. У меня огромное количество довольных клиенток и успешных учениц, которые работают не только в Кирове, но и в других странах.
Когда я начала деятельность визажиста, то ощутила себя психологом. Это как парикмахеры и бармены. Люди приходят к тебе не столько за услугами, сколько за тем, чтобы излить душу.
В какой-то момент я почувствовала, что могу им помогать, но мне не хватало знаний, и я приняла ещё одно ключевое решение в своей жизни — пошла учиться на психолога, и через некоторое время стала дипломированным специалистом. Теперь я могла не просто делать макияж, но и решать внутренние проблемы людей. И даже организовала психологические курсы по повышению женственности, которые сохранили немало семей.
Клиентки делились со мной жизненными историями и просили совета. И однажды я почувствовала, что эти рассказы переполняют меня, и если я сама не начну ими делиться, то они просто разорвут меня на маленькие кусочки. Так я и начала свой творческий путь.
Если честно, то желание записывать мысли проснулось во мне очень давно, когда я была ещё маленькой девочкой, но тогда не было интернета, а писать «в стол» как-то не особо хотелось. Да и молодость, беззаботная жизнь, любовь… Разве тут до творчества было? Но с развитием социальных сетей появилась возможность публиковать небольшие статьи, которые пользовались популярностью у читателей.
Я пишу о том, что вижу, слышу и замечаю. Я просто делаю то, что мне нравится и то, что подсказывает моё сердце. Сюжеты сами появляются в моей голове. Это могут быть истории из жизни, рассказы подруг и клиенток, или просто мысли вслух. Бывает, что я просыпаюсь среди ночи и начинаю записывать очередную историю в блокнот. Могу остановиться посреди оживлённой улицы и набросать статью в телефон. Могу просто гладить бельё и натолкнуться на новый сюжет.
А ещё я увлекаюсь нумерологией и делаю украшения из камней. Люблю путешествовать. Просто обожаю! Наверное, уже объехала половину страны. Люблю читать. Безумно! С детских лет погружаюсь в книги каждую свободную минутку. Пою в караоке и играю на фортепиано. Да, у меня есть и музыкальное образование. Нравится гулять и готовить. Изучать всё новое. Всегда за любую движуху. Когда сильно устаю, люблю полежать на диване. Это тоже своеобразное хобби. А ещё люблю помогать людям. Это как наркотик — видеть, как улыбаются другие.
Дочка папы. Жена мужа. Мама двух замечательных сыновей. Когда узнала, что будет второй ребёнок, то поняла, что дальше все эти проекты мне попросту не потянуть, поэтому приняла хоть и очень тяжёлое, но взвешенное решение — закрыть студию красоты и переехать обратно в Коми, поближе к близким и родным.
Иногда, когда люди видят меня впервые, то боятся или стеснятся, а потом узнают получше и понимают, что во мне нет ничего страшного. Я обычная, добрая и простая. И возвращаются ко мне снова и снова.
Да, где-то я мудрее, где-то умнее, где-то даю советы. Я делюсь своим жизненным опытом и знаниями, которые получаю от своих наставников и учителей. Кому-то помогаю добрым словом, кого-то просто выслушиваю, с кем-то решаю проблемы, но в целом я такая же, как все. Тоже живая. В меру нормальная, в меру сумасшедшая. Да-да, именно такая же, как и ты — девочка в голубом платьишке.
Во мне нет ничего особенного и сверхъестественного. Я могу громко смеяться, могу говорить ерунду, могу ворчать и ругаться по мелочам. А ещё случайно сматериться, что бесит моих близких и родных, но я ничего не могу с этим поделать. Конечно, работаю над этой вредной привычкой, но пока без особых результатов.
Иногда выпиваю красное полусладкое вино (исключительно абхазского происхождения) и говорю всем, если не знаете, что мне подарить — дарите винишко, не прогадаете! Я, конечно, не алкоголичка (несмотря на своё милое личико), но иногда эту шутку воспринимают всерьёз и в моём доме всегда есть запас полусладкого вина. Так что не стесняйтесь, забегайте в гости ?
Люблю тёплую погоду, но не переношу жару, поэтому загадываю на Новый год, чтобы было холодное лето. Вы уж простите, если из-за меня вам приходится мёрзнуть. И делаю много-много всего другого, что делает каждый обычный человек.
А ещё в последнее время ловлю себя на мысли, что стала заниматься только тем, что нравится и хочется. И это такое удовольствие — жить без страха о том, что о тебе подумают другие.
Не важно, кто ты есть и чем занимаешься. Не важен твой доход, статус и положение в обществе. Всегда надо оставаться собой и не загонять себя в социальные рамки. Радоваться каждому моменту, каждой улыбке, каждому дню, вне зависимости от того, солнечный он или дождливый. И не разменивать эту потрясающую жизнь на пустоту, мелочи и бессмыслицу!
Ух, как много написала. Слегка разошлась. Надеюсь, вам понравился мой лёгкий слог и стиль, и вы с радостью оформите подписку. Если нет… то что ж… я всё равно вас люблю ?
А теперь расскажите и вы о себе. Мне же тоже интересно, кто вы, мои дорогие читатели.
Электрическая расческа «Легкая голова» от Tiens — ваша магия комфорта и здоровья!
Мучаетесь от головных болей, усталости или стресса? Пора сказать им «прощай» с помощью инновационной электрической расчески «Легкая голова» от Tiens!
Что она умеет?
✨ Массаж головы — расслабление и снятие напряжения после трудного дня.
✨ Стимуляция кровообращения — улучшает питание волосяных луковиц, предотвращая выпадение волос.
✨ Антистатический эффект — забудьте о непослушных волосах!
Кому подойдет?
✅ Тем, кто много работает за компьютером.
✅ Страдающим от мигреней и головных болей.
✅ Тем, кто заботится о здоровье волос и кожи головы.
Почему выбирают «Легкую голову»?
— Компактная и удобная в использовании.
— Подходит для любого типа волос.
— Работает без шума, идеально для расслабления.
Забудьте о стрессе и усталости с «Легкой головой» от Tiens!
Хочешь кожу, как после отпуска у океана?
Встречай инновационную увлажняющую серию CELLES TIANE — профессиональный уход с эффектом вау, который ты увидишь и почувствуешь уже после первых применений.
В составе — морские водоросли и дрожжи, известные своими омолаживающими, увлажняющими и защитными свойствами.
Fleur de Sel — редкая французская морская соль, насыщенная антиоксидантами.
Ферментированные компоненты — мощный заряд витаминов, минералов и аминокислот.
8 аминокислот — активизируют выработку коллагена и эластина: кожа становится упругой, гладкой и сияющей.
Минералы — регулируют выработку себума, сужают поры и убирают сальный блеск.
Идеально для тех, кто хочет роскошный уход без визита к косметологу.
Твоя кожа скажет тебе спасибо!
🌟 Устали от постоянной гонки за временем и не можете уделить внимание своему питанию? 🤔
Знаете ли вы, что правильное питание — это не только здоровье, но и энергия, которая помогает справляться с повседневными задачами? 💪💼
В мире, где каждая минута на счету, важно находить простые и эффективные решения.
И здесь на помощь приходят БАДы Тяньши! Вот несколько причин, почему стоит обратить внимание на наше питание под тебя:
1️⃣ Простота в приеме: Всего несколько капсул в день — и вы получаете все необходимые витамины и минералы. Никаких сложных рецептов и долгих приготовлений!
2️⃣ Идеальность в результате: Наши продукты разработаны с учетом потребностей современного человека. Вы почувствуете прилив энергии, улучшение самочувствия и даже настроения!
3️⃣ Поддержка на каждом шагу: Мы не просто продаем БАДы, мы создаем сообщество, где каждый может найти поддержку и мотивацию. Вы не одни в своем пути к здоровью!
4️⃣ Индивидуальный подход:
У нас есть решение для каждого — независимо от вашего образа жизни и предпочтений в питании.
Не упустите возможность изменить свою жизнь к лучшему! 🌈💖 Начните с простого шага — попробуйте БАДы Тяньши и ощутите разницу.
👉 Напишите в комментариях, как вы заботитесь о своем здоровье в условиях постоянной занятости? #ПитаниеПодТебя #Тяньши #Здоровье #Энергия #ЗанятыеЛюди
Сегодня я вам предлагаю немного расширить границы своего понимания мира. Погаллюцинировать без запрещенных веществ, с помощью слов. Обращаюсь к вашему эпифизу.
Внимательно следите за потоком.
Что такое сознание? Некое личное пространство, так? Место, где обитают мысли, воспоминания, чувства. Где живёт ваша личность. Посмотрим внимательнее. Откуда взялось сознание?
Мы не рождены с сознанием. Мы его собираем — из слов, взглядов, норм, из отражений в чужих глазах. Без языка мы не можем думать. Без других людей — не можем осознавать себя. Даже понятие «Я» появляется только в диалоге. Сознание — это не столько «я знаю», сколько «мы знаем». Со-знание. Совместное знание.
Основой этого «совместного знания» является язык. Люди придумали обмениваться сигналами, чтобы лучше взаимодействовать и передавать опыт. При этом, язык не просто передаёт информацию — он формирует саму структуру восприятия. Мы не называем вещи, чтобы их описать. Мы описываем вещи, потому что у нас есть слова.
Язык — это фильтр. Он задаёт рамки, что мы способны увидеть, проанализировать, передать. И чем формальнее язык — тем точнее картина. Здесь на сцену выходит… Математика.
Математика кажется полной противоположностью сознанию. Сухая, строгая, в ней будто нет чувств. Она не про эмоции и смыслы, а про чистые формы и логические конструкции. Она не знает, что такое боль, надежда или зависть. Зато она знает, как описать траекторию кометы, хаос в атмосфере и сигналы в нейронах. И почему-то — всё это сходится. Ужасающе точно.
Получается парадокс.
Математика — абстрактная, субъективная система, вышедшая из наших языковых моделей описания мира. При этом, она максимально точно описывает объективную реальность. Почему?
Есть две версии.
Первая — платоническая. Мы не изобрели математику, а открыли её. Она была всегда — встроена в ткань мира, как гравитация.
Вторая — конструктивистская. Мы создали математику под себя. Наш мозг эволюционно подогнан под реальность, поэтому и формализованные игры ума в итоге попадают в цель.
Итак, математика кажется объективной. Но она формируется внутри субъективного сознания, с его склонностью к порядку, предсказуемости, обобщению. Сознание формируется внутри языка, унаследованного от общества. А язык — это уже не про точность. Это про выживание, влияние, память, ошибки.
Значит ли это, что вся наша картина мира — просто каскад фильтров?
Сознание фильтрует через язык. Язык фильтрует через культуру. Математика — лишь формализованный кусок этого фильтра. И то, что она работает, — не доказательство реальности, а доказательство нашего собственного устройства.
Погружаемся дальше.
Можно ли выйти за пределы сознания? Не уверен, что даже вопрос корректен. Потому что, как только ты «вышел» —ты уже не ты. Ты перестаёшь быть субъектом, формулирующим вопрос. Все попытки выйти за пределы приводят к трансцендентному тупику. Медитация, психоделики, религиозный экстаз, смерть — да, есть состояния, когда границы сознания стираются. Но можем ли мы осознать их изнутри?
Дерек Парфит говорил, что личность — это не нечто целостное, а набор взаимосвязанных состояний, процессов, воспоминаний. Связность личности — это клей, который держит цепочки опыта. И сознание — эффект этой связности, а не первопричина.
То есть, если ты «выходишь» за пределы сознания, ты разрываешь цепочки. Ты перестаёшь быть тем самым тобой, который этот вопрос задал. И никакой «вне» уже не может быть зафиксирован как опыт. Потому что фиксация — это и есть сознание.
И вот тут включается диалектика:
Чтобы осознать, что ты вышел за пределы сознания, ты должен остаться в сознании.
Абсурд.
Окей, в моменте нет фиксации. Поэтому, чтобы объяснить себе выход за пределы, человек учится рефлексировать свой опыт.
Рефлексия — ключевая часть человеческого сознания, но сама по себе она не существует без контекста и взаимодействия с внешним миром. Человек не может рефлексировать без опыта другого, потому что осознание себя, своих эмоций, мыслей, даже самых интимных переживаний, возникает через диалог с окружающей реальностью, в том числе с другими людьми. Этот процесс, по сути, невозможно отделить от социального контекста.
Вот почему рефлексия и самосознание всегда сопряжены с внешними зеркалами — взглядами других людей, их реакциями, культурными нормами и даже физическими ограничениями. Мы не рождаемся с готовым «Я», а выстраиваем его через отражение в глазах других, через свои взаимодействия с миром.
Без другого — нет тебя.
Даже если мы считаем опыт личным и интимным, его понимание, осознание и интерпретация требуют внешнего контекста. Мы можем считывать боль или радость, но название эмоций и ощущений, их осознание как чувств — результат взаимодействия с теми, кто рядом. С теми, кто определяет социальные нормы, культурные контексты (родители к примеру, задают рамки понимания мира для ребёнка). Через других мы учимся понимать, что это за опыт.
Когда мы говорим «я чувствую», это не просто индивидуальное переживание. Это результат языковой и социальной интерпретации. Мы учим своих детей, что грусть — это грусть, а радость — это радость, потому что существует система, которая связывает эмоции и чувства с социальными концепциями. Без этих концепций, без «других» мы не можем понять, что такое опыт.
Возьмём деперсонализацию, например. Когда человек переживает этот опыт, он теряет чувство собственного «Я», ощущая себя как бы вне своего тела, как наблюдатель. Но это ощущение невозможности быть собой — оно по сути тоже рефлексия через отсутствие контекста другого. Это означает, что мысли, чувства, «Я» теряют привязку к социальным категориям и отражениям в других. И, тем не менее, этот опыт нельзя полностью осознать без возвращения к опыту других.
Внешний мир и другие люди — это зеркала, через которые мы учимся себя понимать. Нет других — нет меня. Нет меня — нет других. И вот, мы снова вернулись к сознанию. Замкнутый цикл.
Познакомимся ☺️ Привет, друзья! 🖐️
Добро пожаловать на мой канал, где мы вместе будем разбираться в мире питания, чтобы стать здоровее, энергичнее и счастливее!
Меня зовут Наталия, и я так рада, что вы здесь! 🤗
Я такой же человек, как и вы: с работой, увлечениями, иногда с вредными привычками и, конечно же, с желанием чувствовать себя отлично каждый день!
Много лет я искала свой путь к идеальному питанию. Я пробовала разные диеты, проходила через взлеты и падения, читала тонны литературы и, главное, прислушивалась к своему телу. И знаете что? Я поняла, что волшебной таблетки не существует! Зато есть множество простых, понятных и вкусных способов сделать питание своим союзником.
На этом канале мы будем:
* Разбирать мифы о питании: Откроем правду о самых популярных диетах и продуктах.
* Готовить вкусно и полезно: Поделимся простыми рецептами, которые подойдут для любого бюджета и образа жизни.
* Учиться понимать свой организм: Разберемся, как питание влияет на наше настроение, энергию и здоровье.
* Вдохновляться и поддерживать друг друга: Создадим сообщество, где каждый сможет поделиться своим опытом и получить поддержку.
И да, Я не диетолог. Я такой же человек, который хочет хорошо себя чувствовать и готов делиться своими знаниями и опытом.
Главная цель этого канала — показать, что здоровое питание — это не ограничение и скука, а удовольствие и возможность жить полной жизнью!
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки и обязательно оставляйте комментарии! Мне очень интересно узнать о ваших вопросах, целях и успехах в питании.
Давайте вместе сделаем каждый день вкусным и полезным! 😉
И помните: небольшие шаги к здоровому питанию сегодня — это огромный вклад в ваше будущее!
Все просто, в продолжении темы , описанной ранее ( плюсы и минусы изометрических тренировок), описал как тренируюсь я
🍋 Магний — важный элемент для вашего здоровья и благополучия! 🍋
Магний играет незаменимую роль в организме человека: он необходим для нормального функционирования множества ферментов, регуляции сердечного ритма, передаче нервных импульсов и поддержания мышечного тонуса. Однако современные условия жизни — стрессы, неправильное питание, употребление алкоголя и кофе — способствуют быстрому истощению запасов магния в организме.
Как понять, что магния не хватает?
Если вы замечаете у себя повышенную усталость, хроническое напряжение, судороги или спазмы, головные боли, нарушения сна, то возможно, вашему организму не хватает этого важного элемента. MgB6 citrate со вкусом лимона от Tiens — идеальное решение для восстановления магния и поддержания здоровья!
Преимущества MgB6 citrate со вкусом лимона:
✅ Оптимальная доза магния — всего 300 мг магния в одной мерной ложке, что помогает восполнить его дефицит в организме.
✅ Поддержка нервной системы — благодаря содержанию витамина B6 и калия, продукт помогает справляться с повышенными умственными и психоэмоциональными нагрузками.
✅ Приятный лимонный вкус — легко растворяется в воде и превращается в вкусный напиток, который вы с удовольствием будете пить каждый день!
✅ Традиционная китайская медицина — MgB6 citrate со вкусом лимона тонизирует Инь, подходит для людей с преобладанием Дерева и Огня.
Подходит для вас, если:
Вы испытываете хронический стресс.
Сталкиваетесь с частыми головными болями.
У вас нарушен сон.
Переживаете физическую, умственную или психоэмоциональную перегрузку.
Страдаете от спазмов различной локализации.
Восполняйте дефицит магния с помощью MgB6 citrate со вкусом лимона от Tiens!
Поддержите здоровье, восстановите силы и почувствуйте себя лучше! 🌿
Кто или Что может помочь?
➡️Фруктозан — что за фрукт?))
ЗАЧЕМ НУЖЕН СИРОП ИЗ ФРУКТОЗАНОВ «ТЯНЬШИ»
От правильной работы кишечника зависит четкость процессов пищеварения. Если кишечник работает хорошо, питательные вещества из еды усваиваются, а все лишнее своевременно выводится. Кишечник влияет на состояние кожи, иммунитет и даже настроение.
Важную роль в работе кишечника играют перистальтика и микробиота. Перистальтика — это ритмичные сокращения мышечной стенки кишечника, которые обеспечивают движение пищи по желудочно-кишечному тракту. Микробиота — это сообщество микроорганизмов в толстом кишечнике, которое помогает пищеварению, борется с патогенными бактериями, тренирует иммунитет, нейтрализует токсины и синтезирует ряд веществ, регулирующих работу иммунной и нервной систем.
Инфекции, стресс, вредная еда и неправильный режим питания могут нарушить нормальную перистальтику и изменить состав микробиоты кишечника. Нарушения перистальтики приводят к диарее или запорам, снижению усвоения полезных веществ из пищи, дискомфорту, тяжести и болям в животе. Изменения в составе микробиоты и уменьшение количества полезных бактерий в кишечнике могут привести к интоксикации и снижению защиты организма.
Наладить перистальтику и нормализовать микробиоту кишечника помогают пищевые волокна, которые содержатся в овощах, злаках, бобовых и фруктах. Пищевые волокна не усваиваются организмом, но стимулируют перистальтику и питают живущие в кишечнике полезные бактерии.
Если употреблять достаточное количество растительных продуктов с пищевыми волокнами не получается, а наладить и поддержать работу кишечника все же нужно — попробуйте Сироп из фруктозанов «Тяньши». Он содержит особый тип пищевых волокон из топинамбура и цикория, которые запустят перистальтику и поддержат микробиоту.
ПРЕИМУЩЕСТВА СИРОПА ИЗ ФРУКТОЗАНОВ «ТЯНЬШИ»
· Решает проблему запоров — мягко и естественно стимулирует перистальтику кишечника.
· Избавляет от дискомфорта в животе — устраняет чувство тяжести и вздутие.
· Помогает поддерживать вес в норме — налаживает регулярную работу кишечника.
· Укрепляет иммунитет — очищает от токсинов и нормализует микробиоту кишечника, от которой зависит работа иммунной системы.
· Улучшает пищеварение — повышает усвоение питательных веществ, витаминов и минералов.
· Сладость без вреда фигуре — всего 22 ккал на порцию.
Вам подойдет Сироп из фруктозанов «Тяньши», если:
· есть склонность к запорам, беспокоят вздутие и чувство тяжести в желудке;
· нужно восстановить работу кишечника после курса антибиотиков;
· есть склонность к аллергическим реакциям и высыпания на коже;
· из-за стресса разладилась работа кишечника;
· соблюдаете диету для снижения веса или набора мышечной массы.
Философы-стоики и их ученики любили рассказывать о человеке, который отправился на рынок в город, находившийся где-то в тридцати километрах от его дома, чтобы купить домашнюю утварь. За ним увязалась его собака. Погрузив товар в свою повозку, этот человек побоялся, что новые звуки и предметы могут увлечь собаку. Чтобы этого не допустить, он привязал ее к повозке и отправился домой. Представив себя на месте этой собаки, стоик сказал, что у нее было только два выбора. (1) Она могла настаивать на своей независимости. Униженная собака могла бы отказаться идти. Она могла бы упереться лапами в землю, и тогда ее пришлось бы тащить, возможно даже спиной по земле. К концу пути она была бы окровавлена и в ушибах. (2) Собака могла выбрать другой ход событий. Она могла бы весело бежать за повозкой.
Стоики подчеркивали, что в конце пути собака все равно оказалась бы в том же месте. Она не могла изменить свою судьбу. Все, что она могла бы сделать, это решить, как ей дойти до конца пути. Философы-стоики советовали: «Бегите весело за повозкой. Не усложняйте себе жизнь. Примите свою судьбу, свое место в жизни со смирением».
Или представим, что в каком-то городе, захваченном вражеской армией, находится мужчина или женщина. Этого человека могли схватить и продать на рынке как раба. Он или она попали в рабство не по свей вине, такова была их судьба. Некоторые люди были рабами во втором или третьем поколении. Стоики советовали рабу смириться перед роком. Сопротивление было бесполезным.
И иллюстрация о рабстве, и рассказ о собаке и повозке подводят к одной мысли о неотвратимости судьбы. Человек, уцелевший после автокатастрофы, когда все остальные погибли, скорее всего скажет: «Ну, мое время просто еще не пришло». Мало что в христианском учении является более важным, чем уверенность, что Бог могущественнее рока. Бог дал мужчинам и женщинам возможность выбирать между правильным и неправильным. Никому не назначен час, когда ему или ей умирать. Выбор, который делают люди, меняет все. Никому от момента своего рождения не предназначены или не предопределены небеса или ад. Человек волен сам выбирать. Моисей сказал Израилю: «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор. 30:19).
С самых ранних дней церкви проповедники благой вести призывали мужчин и женщин сделать свой выбор. Когда слушатели Петра пожелали узнать, что им сделать, чтобы спастись, они получили от апостола ответ, не имеющий ничего общего с фатализмом. Им было велено покаяться и креститься (Деян. 2:38). У них был выбор подчиниться этому призыву или нет. Как покаяние, так и молитва свидетельствуют о том, что Бог готов и желает изменить ход событий в мире в зависимости от принимаемых людьми решений.
Человечество всегда стремилось преодолеть смерть. Это один из древнейших и глубочайших инстинктов — желание жить как можно дольше, избежать распада тела, остановить разрушение сознания. В мифах и религиях разных эпох отражена одна и та же мечта: бессмертие как высшая цель существования. От эликсиров вечной молодости в алхимии до трансгуманистических проектов по загрузке сознания в цифровую среду — идея продления жизни преследует человека, обещая либо райское существование, либо проклятие вечного застоя.
Но что именно мы хотим продлить — сам факт биологического существования или качество жизни? Должна ли наука стремиться к бессмертию, или смерть является необходимым элементом человеческой природы?
Сегодня продление жизни уже становится реальностью. Технологии вроде редактирования генома (CRISPR-Cas9), сенолитиков (лекарств, уничтожающих стареющие клетки) и терапии стволовыми клетками обещают продлить молодость на десятилетия. Исследования Mayo Clinic показывают, что удаление стареющих клеток у мышей увеличивает продолжительность жизни на 36%. Однако это не бессмертие. Оно остаётся теоретическим концептом, требующим либо радикального замедления старения, либо загрузки сознания в цифровую среду.
Важно сразу разделить два понятия:
Технологический прогресс сделал первый шаг в сторону продления жизни. Но готово ли человечество к тому, чтобы полностью отказаться от смерти?
Прежде чем говорить о бессмертии, стоит задать вопрос: почему смерть вообще пугает?
Наш мозг эволюционно запрограммирован избегать опасности. Глубокий страх смерти встроен в лимбическую систему — это базовый механизм, позволяющий нам выживать. Люди, у которых этот страх был сильнее, чаще избегали опасных ситуаций и передавали свои гены дальше.
Парадокс в том, что человек — единственное существо, осознающее свою конечность. Мы не просто инстинктивно боимся смерти, а осознаём её неизбежность, что приводит к экзистенциальной тревоге.
Для человека важно ощущение «Я». Мы боимся не просто перестать существовать, а исчезнуть как личность. Это страх утраты смысла, разрыва связей, исчезновения в небытии.
Также страх смерти связан не только с физическим исчезновением, но и с тем, что сотрется память о человеке. Люди стремятся оставить след: писать книги, создавать искусство, строить компании. Феномен «наследия» во многом является попыткой преодолеть смерть символически.
Современные технологии делают продление жизни реальной целью. В ближайшие десятилетия медицина, генная инженерия и искусственный интеллект могут радикально изменить человеческий организм.
Здесь возникают новые вопросы. Если мы устраним смерть, не потеряет ли жизнь смысл? Если люди перестанут умирать, не приведёт ли это к демографической катастрофе? Кто получит доступ к бессмертию — только элита или всё человечество?
Бессмертие — не просто научная перспектива, а этическое испытание, ставящее перед человечеством вопросы социальной справедливости, идентичности и смысла жизни. Даже если технологии продления жизни достигнут успеха, мы столкнёмся с вызовами, требующими не только научных решений, но и философского осмысления.
Идея бессмертия глубоко сидит в человеческой культуре. Она проходит через мифологию, религию, философию, алхимию и современные научные разработки. На протяжении тысячелетий люди пытались найти способы избежать смерти — либо физически, либо символически. И хотя во все эпохи смерть считалась неизбежностью, человечество никогда не переставало искать лазейки, создавая утопические концепции вечной жизни.
Самые древние представления о бессмертии восходят к мифологии. Почти в каждой культуре есть истории о людях и богах, которые стремились преодолеть смерть. Но любопытно, что во многих мифах бессмертие часто оказывалось не благословением, а проклятием.
Например, в шумерском эпосе о Гильгамеше царь Урука отправляется на поиски секрета вечной жизни после смерти друга Энкиду. Но даже когда он находит растение бессмертия, его съедает змея, а сам Гильгамеш осознаёт, что бессмертие ему недоступно. Миф подчёркивает мысль, что смерть — часть человеческой природы, а стремление избежать её может привести к страданиям.
В греческой мифологии известен царь Тифон, которому боги даровали бессмертие, но забыли дать вечную молодость. В результате он старел бесконечно, превращаясь в дряхлое существо, неспособное умереть. Этот миф иллюстрирует дилемму: бессмертие бессмысленно без молодости и здоровья.
Многие религиозные традиции предлагают не физическое, а духовное бессмертие. В христианстве душа человека продолжает существование в загробном мире, а идея воскресения Христа символизирует победу над смертью. В индуизме и буддизме бессмертие реализуется через реинкарнацию — круг перерождений, который можно преодолеть, достигнув просветления.
Таким образом, древние мифы и религии признают, что бессмертие — не всегда благо. Оно может быть наказанием, иллюзией или недостижимым идеалом.
Легенда о Николае Фламеле, средневековом алхимике, который якобы обрёл бессмертие, вдохновила поколения исследователей, но также породила множество шарлатанов, продававших фальшивые эликсиры жизни.
В Китае императоры династии Цинь искали бессмертие, употребляя зелья, содержащие ртуть. Вместо продления жизни они получали тяжёлые отравления. Что мы видим здесь? Стремление победить смерть без критического подхода может привести к катастрофическим последствиям.
В XX и XXI веках идеи бессмертия начали переходить из области магии и религии в сферу науки. Впервые человечество подошло к продлению жизни не как к мистическому феномену, а как к технологической задаче.
Современная медицина уже увеличила среднюю продолжительность жизни. В 1800 году человек в среднем жил 30–40 лет, в 1900 году — 50 лет, а в 2020-х средний возраст жизни в развитых странах превышает 80 лет. Вакцины, антибиотики, хирургия, генетика — всё это продлевает нашу жизнь, хотя и не делает нас бессмертными.
Сегодня учёные исследуют различные способы радикального продления жизни: редактирование ДНК, чтобы предотвратить старение, сенолитики (лекарства, убирающие стареющие клетки, которые вызывают воспаление и болезни), тканевая инженерия и нанотехнологии.
Некоторые исследователи, такие как Обри де Грей, утверждают, что первая бессмертная человеческая личность может родиться уже в этом столетии. Однако на пути к вечной жизни есть множество препятствий, как биологических, так и социальных.
Если сознание можно перенести в компьютер, останется ли оно тем же самым? Этот вопрос напоминает древнегреческий парадокс «корабля Тесея»: если корабль постепенно заменять новыми досками, остаётся ли он тем же кораблём? Аналогично: если заменить биологический мозг на цифровую копию, будет ли это продолжением личности или её новой версией?
В последние десятилетия появилась новая концепция бессмертия — перенос сознания в цифровую среду. Подход предлагает отказаться от биологического тела и «загрузить» сознание в компьютер, создавая бессмертную цифровую копию личности.
Идея популярна в культуре — от фильмов («Матрица», «Трансцендентность») до книг (Рэй Курцвейл, Ганс Моравек). Сторонники цифрового бессмертия утверждают, что если скопировать человеческий мозг и создать его цифровой двойник, личность сможет существовать вечно.
Тут возникает вопрос: если сознание будет скопировано, будет ли это прежнее «Я»? Или появится новая версия, в то время как оригинал умрёт?
Философы, такие как Дерек Парфит, утверждают, что личность — это не статичное «я», а процесс, который может быть перенесён в другую среду. Однако, если сознание можно скопировать, это открывает ещё одну проблему: если существуют две копии одного человека, кто из них настоящий?
Итак, стремление к бессмертию — технологический вызов и философская дилемма, с которой люди сталкиваются на протяжении всей истории. Во всех культурах и эпохах люди искали способы продлить жизнь, но почти всегда сталкивались с тем, что бессмертие несёт не только преимущества, но и тяжёлые последствия.
Сегодня мы ближе к разгадке тайны старения, чем когда-либо прежде. Готовы ли мы к миру, где смерть исчезнет? Или же человек, получив бессмертие, столкнётся с новым кризисом, ещё более сложным, чем страх смерти?
Страх смерти — одна из самых фундаментальных эмоций, лежащих в основе человеческой психики. Этот страх — не просто реакция на угрозу жизни, а глубинная структура, влияющая на все аспекты поведения, от повседневных решений до масштабных цивилизационных процессов. Мы строим города, создаём религии, развиваем науку и искусство во многом для того, чтобы справиться с осознанием собственной конечности. Именно этот страх стал катализатором человеческого прогресса. Но если смерть исчезнет, изменится ли сам человек?
Когда мы говорим о бессмертии, то представляем его как освобождение от страха. Но так ли это? Возможно, отсутствие конечности создаст новые страхи, которых у нас раньше не было. Если страх смерти даёт мотивацию жить осмысленно, что произойдёт, если эта мотивация исчезнет?
Человеческий мозг — единственный в животном мире, который осознаёт свою конечность. Другие существа инстинктивно избегают опасности, но не строят философских теорий о том, что случится после их смерти. Осознание собственной смертности — это «плата» за развитое сознание, и оно сопровождает нас на протяжении всей жизни.
Мартин Хайдеггер в «Бытии и времени» утверждал, что осознание смерти делает жизнь подлинной. Он называл человека «бытием-к-смерти» — то есть существом, которое живёт, зная о неизбежности конца, и именно это знание даёт смысл его поступкам. Если смерть исчезнет, что станет с аутентичностью человеческого существования?
Эрнест Беккер в «Отрицании смерти» описывает культуру как способ справиться с экзистенциальным ужасом. Искусство, религия, наука — всё это, по Беккеру, попытки человека оставить след и обрести символическое бессмертие. Но что случится с культурой, если страх смерти исчезнет? Не приведёт ли это к утрате мотивации к творчеству?
Парадокс заключается в том, что страх смерти не всегда осознаётся. Многие люди не думают о смерти в повседневной жизни, но он влияет на их решения: желание оставить наследие, создать семью, добиться успеха — всё это во многом формы борьбы со страхом исчезновения.
Если учёные смогут устранить смерть, каким станет человек? Потеряет ли он часть своей мотивации? Или же страх просто сменит форму, превратившись во что-то новое?
Одним из возможных последствий бессмертия может стать парадоксальный кризис смысла. Сегодня люди живут, зная, что время ограничено. Это заставляет их принимать решения, торопиться, реализовывать свои мечты.
Но что случится, если время станет бесконечным? Возможно, вместо свободы это приведёт к тотальной прокрастинации. Если у человека впереди вечность, зачем торопиться? Почему не отложить важные решения «на потом»?
Осознание конечности жизни заставляет человека действовать. Если убрать этот фактор, возможен эффект апатии и безразличия. Это похоже на феномен студентов, которым дали неограниченное время на выполнение задания: в итоге они либо так и не приступают к работе, либо бесконечно откладывают её.
Также есть мнение, что люди просто не смогут психологически выдержать вечное существование. У каждого из нас есть лимит переживаний, эмоциональных ресурсов, желаний. Даже сейчас, проживая 70-80 лет, многие люди к старости чувствуют усталость, потерю интереса.
Ницше рассматривал идею «вечного возвращения» — концепцию, согласно которой человек должен быть готов повторять свою жизнь бесконечно. Он утверждал, что большинство людей при мысли о бесконечном повторении своей жизни почувствуют ужас.
Будет ли человек счастлив, если ему придётся прожить не 80 лет, а 500, 1000 или миллион? Как изменится сознание, если в жизни больше не будет точки завершения?
Если люди начнут жить вечно, появятся новые социальные проблемы. Что делать с теми, кто устал жить? Будет ли у человека право «завершить» своё существование по собственной воле?
Кроме того, появится разрыв между бессмертными и смертными поколениями. Как будет взаимодействовать 800-летний человек с людьми, которые живут стандартные 80 лет? Будут ли они воспринимать друг друга как равных?
Уже сейчас мы видим, как быстро технологии создают разрыв между поколениями. Люди, которым 70-80 лет, часто не понимают цифровой мир, в котором живёт молодёжь. Представьте, что этот разрыв растянется на 1000 лет. Будут ли бессмертные люди чувствовать себя частью общества или превратятся в закрытую касту?
Если люди перестанут умирать, появится новый страх — страх застрять в бесконечной жизни. Сегодня человек живёт, зная, что у него есть конец, но если этот конец исчезнет, он может столкнуться с экзистенциальной паникой.
В фильмах и книгах, где исследуется идея бессмертия, часто показаны персонажи, которые в какой-то момент понимают, что бессмертие — это не свобода, а ловушка. Без финала жизнь превращается в бесконечный цикл повторяющихся событий, который невозможно завершить.
Сартр рассматривал тему «наказания вечности». В его пьесе «За закрытыми дверями» герои оказываются в аду, но ад — это не огонь и муки, а просто бесконечное существование в одном и том же состоянии.
Возможно, бессмертие не избавит нас от страха, а создаст новый, ещё более глубокий.
Мы привыкли думать, что страх смерти — зло, от которого нужно избавиться. Но возможно, он выполняет важную роль, создавая структуру человеческой мотивации. Если убрать этот страх, изменится ли сам человек?
Сегодня мы боимся смерти. Завтра, если бессмертие станет реальностью, мы, возможно, будем бояться вечной жизни. Так стоит ли стремиться к тому, чтобы устранить смерть, или важнее научиться жить осмысленно в отведённое нам время?
Бессмертие кажется логическим продолжением прогресса. Если медицина и технологии способны продлить жизнь, разве не следует воспользоваться этим шансом? Но за этим вопросом скрываются сложные моральные и философские дилеммы.
Стоит ли стремиться к бесконечной жизни, если сама идея жизни основана на конечности? Может ли бессмертие быть справедливым, если оно доступно не всем? Не приведёт ли оно к новым формам страдания?
На первый взгляд, идея бессмертия кажется позитивной. Если убрать смерть, человек получит неограниченное время для познания, творчества, путешествий, саморазвития. Не нужно будет бояться болезней, старости, утраты близких.
С другой стороны, бессмертие может превратиться в тяжёлое бремя. Люди живут, зная, что их время ограничено, и это придаёт смыслы их поступкам. Если жизни нет конца, исчезает и её острота.
Философы, такие как Альбер Камю, утверждали, что смысл жизни рождается из её конечности. Человек стремится к чему-то, потому что у него мало времени. Если времени будет бесконечно много, исчезнет сама мотивация к действию.
Есть ещё один парадокс: чтобы бессмертие имело смысл, оно должно сопровождаться не только продлением жизни, но и сохранением психической устойчивости. Какой будет психика человека, который живёт 300, 500, 1000 лет? Выдержит ли она нагрузку времени?
Если бессмертие станет технологически возможным, кто его получит?
История показывает, что любые значимые достижения науки сначала становятся достоянием богатых. Если вечная жизнь будет стоить миллионы долларов, получат её только самые обеспеченные. Это приведёт к появлению «касты бессмертных» — элиты, которая будет жить вечно, пока остальные люди продолжат рождаться, стареть и умирать.
В мире, где одни живут 80 лет, а другие 800, неизбежно возникнет социальное напряжение.
Сценарий общества, разделённого на смертных и бессмертных, уже стал популярной темой в литературе и кино. В фильме «Время» (2011) люди покупают и продают «часы жизни», и богатые фактически получают бессмертие, тогда как бедные вынуждены бороться за каждую дополнительную минуту.
Вопрос не только в справедливости, но и в динамике развития. История движется сменой поколений. Если одни и те же люди будут жить и править в течение столетий, не приведёт ли это к застою?
Человечество привыкло мыслить себя в рамках преодоления. Мы развиваемся, потому что перед нами стоят вызовы: болезнь, старение, кризисы. Но если вызовы исчезнут, куда направится человеческая энергия?
В культуре есть множество сюжетов, где бессмертие оказывается не благословением, а наказанием. Персонажи, которые живут вечно, часто изображены как холодные, циничные, оторванные от реальности. Они теряют способность удивляться, переживать, чувствовать боль утраты — и вместе с этим теряют часть своей человечности.
Может ли цифровая копия, созданная на основе наших мыслей, памяти и поведения, считаться «нами»? Или это всего лишь симуляция?
Если сознание — это не просто набор данных, а нечто большее, то цифровая копия не будет тождественна оригиналу.
Но даже если сознание можно будет перенести в компьютер без потери личности, возникает другая проблема: каково это — существовать в виртуальной реальности? Будет ли такой мир комфортным? Или люди, ставшие цифровыми существами, в итоге захотят вернуться в биологическую форму?
Смерть является важным социальным регулятором. Она ограничивает власть, передаёт ресурсы новым поколениям, создаёт естественный порядок вещей. Если её устранить, нарушатся многие базовые принципы общества.
Если технологии позволят продлевать жизнь, появится моральная дилемма: должны ли все люди стремиться к бессмертию, или оно должно быть личным выбором?
Возможно, лучший вариант — не полное устранение смерти, а возможность самому решать, когда жизнь должна закончиться. Но готовы ли мы к тому, что такой выбор станет реальностью?
Если человечество когда-нибудь преодолеет смерть, этот шаг изменит мир больше, чем любое другое открытие. Ни один прорыв в науке и технологиях не сможет сравниться с тем, что произойдёт, когда люди перестанут умирать. Всё общество — экономика, политика, культура, социальные отношения — будет вынуждено перестроиться. Возможно, мы даже не можем предсказать всех последствий бессмертия, но некоторые из них уже можно предположить.
Сегодняшняя экономика строится на идее того, что люди умирают и на их место приходят новые поколения. Молодёжь заменяет стареющих работников, появляются новые профессии, открываются карьерные возможности.
Если бессмертные люди смогут бесконечно продлевать свою карьеру, появится застой. Высокие должности будут занимать одни и те же люди веками, и молодым поколениям просто некуда будет расти.
Возможно, это приведёт к новому типу общества, где карьера будет ограничена временными рамками: например, человеку будет позволено занимать определённую должность не дольше 50 лет. Но кто захочет уходить в отставку, если впереди вечность?
Кроме того, если богатые люди получат бессмертие раньше бедных, их капитал будет накапливаться бесконечно. Они смогут контролировать ресурсы, компании, недвижимость веками, превращаясь в фактически бессменную аристократию. Разрыв между классами станет настолько глубоким, что обычному человеку будет невозможно даже приблизиться к элите.
Возможно, появится новый вид налогообложения: «налог на бессмертие», ограничивающий концентрацию капитала у долгожителей. Но приведёт ли это к равенству, или лишь к ещё большему социальному напряжению?
Смерть — естественный способ регулирования численности населения. Если люди перестанут умирать, мир столкнётся с совершенно иным демографическим кризисом.
Возможно, это вынудит человечество переселиться на другие планеты, но даже в таком случае пространство не бесконечно. Если бессмертие станет нормой, правительства, вероятно, введут ограничения на рождаемость.
Но это создаст ещё один кризис. Если новые дети не рождаются, а старые поколения остаются, общество может застопориться в развитии. Молодые люди — двигатель прогресса, потому что именно они приносят новые идеи, ломают старые устои. Без притока нового мышления мир превратится в цивилизацию застывших догм, где всё уже изобретено, а ничего принципиально нового не появляется.
Сегодняшняя концепция семьи и любви завязана на конечности жизни. Люди создают семьи, рождают детей, заботятся о близких, потому что время ограничено.
Скорее всего, общество перейдёт к новым формам отношений. Возможно, браки станут временными, с возможностью расторжения каждые 50-100 лет. Возможно, люди будут создавать несколько последовательных семей, живя в разных культурах, странах, социально-экономических системах.
Но появится и другая проблема: психологическая усталость. Сейчас старики часто испытывают одиночество из-за потери друзей и близких. В мире бессмертия такие потери станут ещё более мучительными. Если человек живёт 1000 лет, он теряет десятки поколений своих друзей. Это может привести к тому, что долгожители начнут отдаляться от общества, превращаясь в закрытую элиту, которой уже неинтересно общаться с «молодыми» 80-летними смертными.
Если человек бессмертен, как наказывать его за преступления? Сегодня многие преступления караются тюрьмой, но имеет ли смысл сажать человека на 20 лет, если он может жить вечно?
С одной стороны, пожизненное заключение может стать более суровым наказанием, чем сейчас. Если человек знает, что проведёт 200 или 300 лет в камере, это может быть более страшным, чем смертная казнь.
С другой стороны, изменится ли отношение общества к моральным поступкам? В мире, где жизнь бесконечна, будет ли убийство восприниматься также как сейчас? Или появятся способы «возвращать» убитых к жизни, например, клонированием или цифровым восстановлением сознания?
Если бессмертие станет возможным, его первыми получат богатые и влиятельные люди.
Сегодня власть меняется, потому что лидеры стареют и уходят, а на их место приходят новые люди с новыми идеями. Если этот процесс остановится, возникнет политический застой.
Представьте, что все президенты, монархи и олигархи получают бессмертие. Это значит, что они останутся на своих позициях пожизненно. Через некоторое время они превратятся в касту «вечных правителей», которые не уступят власть никому.
Это может привести либо к жёсткому авторитаризму, либо, наоборот, к краху всей политической системы, когда люди начнут требовать ротации власти и ограничений на бессмертных лидеров.
Помимо социальных и экономических последствий, стоит задать вопрос: а готов ли сам человек к жизни без конца?
Сегодня люди испытывают кризис среднего возраста, депрессии, экзистенциальные тревоги. Они связаны с тем, что у человека есть ограниченное время, и он чувствует его давление.
Будут ли люди терять интерес к жизни, прожив 500 лет? Захотят ли они добровольно уходить, даже если физически останутся здоровыми? Появится ли психологический предел жизни, после которого сознание просто «выгорит»?
Психологи уже сейчас изучают феномен «жизни без целей» — состояния, при котором человек теряет мотивацию, если не сталкивается с вызовами. В мире бессмертия такие состояния могут стать нормой.
Если технологии продления жизни окажутся доступны только элите, социальное неравенство достигнет нового уровня. Возможны ли механизмы регулирования? Один из вариантов — международный контроль, аналогичный тому, что действует в ядерной энергетике: ООН или ВОЗ могли бы следить за этическим использованием технологий бессмертия. Другая идея — создание государственного финансирования продления жизни, чтобы оно стало доступным не только миллиардерам, но и широкой аудитории. Однако это потребует переосмысления всей экономической модели общества.
Мы привыкли думать, что смерть — трагедия, но, возможно, она выполняет важную функцию в обществе. Если её устранить, человечество столкнётся с новыми проблемами, к которым оно пока не готово.
При этом продление жизни — неизбежный этап эволюции. Как только технологии позволят жить дольше, люди уже не захотят возвращаться к смертности.
Вопрос лишь в том, готовы ли мы к миру, где смерть исчезнет, но появятся совершенно новые вызовы.
Мы воспринимаем страх как нечто негативное, но на деле он играет важную роль в формировании психики. Страх смерти побуждает человека к действию, он лежит в основе большинства культурных, социальных и психологических механизмов.
Возможно, люди научатся перекодировать страх, превращая его в иной источник мотивации. Вместо страха смерти появится страх застрять в вечности, страх за собственную идентичность, страх бесконечного существования. Но если осознанно подойти к этим страхам, можно научиться использовать их как индикаторы того, что в жизни требует внимания.
Страх не исчезнет, но он может стать инструментом, который помогает лучше понять себя.
С развитием технологий изменяется не только продолжительность жизни, но и сам способ переживания эмоций. Сегодня мы уже видим, как цифровые алгоритмы влияют на восприятие реальности: соцсети создают ощущение постоянной нехватки, информационный поток формирует тревожность, а виртуальная среда изменяет представление о времени.
Есть вероятность, что люди начнут разделять свою личность на несколько цифровых копий, проживая одновременно разные сценарии жизни. Это приведёт к появлению новых форм тревожности.
Технологии не избавят от страха, они изменят его природу. Возможно, в будущем страх перестанет быть связанным с биологическим выживанием и превратится в экзистенциальное беспокойство о смысле существования.
Бессмертие — не просто продление жизни. Это радикальное изменение самого принципа существования человека. Оно не избавит нас от тревог, но создаст новые. Оно не решит все социальные и философские вопросы, а только поставит перед нами новые дилеммы.
Человеку свойственно стремиться к бессмертию, но, возможно, истинное развитие заключается не в том, чтобы жить вечно, а в том, чтобы научиться по-настоящему ценить время, которое у нас есть.
Юрий Белк, авторский псевдоним. Выпускник физико-математического факультета, ветеран боевых действий. Это сочетание создает напряженную динамику между рациональностью и эмоциональностью, что проявляется в его произведениях через глубокие метафоры и сложные концепции.
Его минималистичный подход позволяет сосредоточиться на сути, создавая пространство для размышлений читателя.
Тексты Юрия часто пронизаны философскими темами, переплетающимися с элементами фантастики и поэзии, что делает его работы особенно запоминающимися и многогранными.
Начав свою писательскую карьеру в 2008 году, как автор военной поэзии, он успел завоевать внимание читателей благодаря своей необычной и вдумчивой манере изложения.
Все книги издаются в Литрес.
Подпишитесь на новинки litres.ru/author/uriy-belk/
Нам всем известно, что со временем мы должны умереть. Возникает вопрос: что случится после? Чтобы ответить на этот вопрос как можно проще, позвольте рассказать вам историю об Иване Иванове в жизни, смерти и после смерти. Однако помните, что Иван Иванов - это обобщенный портрет каждого человека.
Соломон сказал: «И помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: “Нет мне удовольствия в них”» (Еккл. 12:1). Приближаясь к концу своей проповеди, Проповедник произносит предостережение. Это предостережение в первую очередь адресовано молодым людям, но содержащаяся в нем мудрость будет полезна всем возрастам. Людям следует обратиться к своему Создателю, пока они еще могут это сделать.
Когда человек стареет, он не всегда может здраво и серьезно рассуждать о Боге, Его Слове и Его воле. Соломон показал это на примере «тяжелых дней». В Современном Переводе они названы «трудными», хотя дословно ра‘ах означает «злой». В любом случае это слово содержит идею сложностей, проблем, невзгод. Говоря об этих днях, Соломон имеет в виду не грехи и пороки, а скорее связанные с этими днями проблемы и сложности. Он описывает их как наполненные различными физическими недугами: потеря слуха, ухудшение зрения, немощь в руках и ногах, к которым присоединяются проблемы психологического порядка: страхи, тревоги и др.
Этот отрывок о «тяжелых днях» (старости) содержит для нас несколько важных уроков:
В жизни всех людей, которые доживут до глубокой старости, будут эти дни. Бог так нас устроил, что со временем наши земные тела ветшают и разрушаются. Этот мир не является нашим домом, и мы в нем временно. Бог желает, чтобы мы стремились в лучшее место, где у нас будут нетленные тела (1 Кор. 15:53; 2 Кор. 5:1-4).
Ослабление умственных способностей может помешать нашим отношениям с Богом. Мы видим, что деменция (старческое слабоумие) и болезнь Альцгеймера делают с разумом стариков: ясность мышления слабеет, способность к принятию логических и рациональных решений падает. Соломон призывает нас сделать Бога своим приоритетом, пока еще мы можем здраво рассуждать.
Физическая немощность может помешать нам служить Богу. Даже когда старый человек полностью сохраняет ясный и живой ум, в силу физической ограниченности или боли, вызванной болезнями, ему сложно активно служить Богу.
Мы не располагаем вечностью, чтобы решить все земные дела. Пожалуй, это самое важное, о чем следует помнить в связи с «тяжелыми днями». Следуя по жизненному пути, мы должны правильно расставлять наши приоритеты. Мы должны «искать прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6:33). Соломон описывает путь через душевные и физические недуги, который заканчивается смертью. Когда случается смерть, исчезают все возможности: после этого уже слишком поздно отвернуться от греховной жизни. Пока мы живы, у нас есть возможность узнать, как распорядиться ею, чтобы Бог занимал в ней надлежащее Ему место.
Давайте не спеша посмотрим на свою жизнь и серьезно ее оценим. В правильном ли месте мы находимся? Ходим ли мы с Богом? Если нет, пока не наступили «тяжелые дни», мы должны изменить ее.
Часть первая о братьях Солоневичах -sponsr.ru/dum_spiro_spero/72449/Boris_i_Ivan_Solonevichi_beloe_dvijenie_lagerya_ipobegi_atletika_djiu_djitsu_ifilosofiya_realnogo_vyjivalshchika_ch1
Часть 2
Разберу, основные интересные моменты — методички по рукопашному бою И. Солоневича (1928 г. библиотека работников милиции и уголовного розыска).
Здесь сразу стоит остановиться на таком моменте — невозможно обучится «бороться, боксировать» по любым правилам, с полного нуля, тренируясь без партнера. Какая бы великолепная методичка не была. Эту нужно сразу понимать и не питать иллюзий. Я могу делать множество упражнений СФП на суше для пловца, на специальных тренажерах, разбирать детально каждое движение, но чтобы эффективно плавать мне придется заниматься в воде, кинестетический опыт (ощущения)- не заменить никакими упражнениями и тренажерами.
Если речь идет про «единоборство», то тело должно чувствовать вес и силу, тяжесть противника, уметь противодействовать ему рефлекторно, этому нельзя научиться без реальной практики, пусть даже ограниченных спаррингов (по любым правилам), в идеале — вольных спаррингов, разного веса, опыта и антропометрии соперников. Пусть даже эти схватки будут исключительно (условные, по заданию)-не самый лучший вариант.
Но, возможно и очень эффективно, дополнительно к этой практической теме, просматривая нюансы, разбираясь в деталях, методиках, используя тексты, видео — стать более эффективным, относительно себя самого прежнего.
С другой стороны, вот такой парадокс, жизнь показывает, что опытный человек, может поддерживать и «очень долго» определенный уровень своей «боевой» подготовки и без спаррингов, но за плечами у него всегда должен быть большой спарринговый «объем».
Трудно сказать, как Иван и Борис Солоневичи познакомились с джиу- джитсу. Можно предположить, что какие-то азы им преподавали на «сокольских» курсах.
Конечно у братьев был опыт вольно-американской борьбы (кэтча), значительный, включая соревнования — французской борьбы (совр. греко-римская). Не секрет, что опытному борцу, концептуально, не сложно адаптироваться к другой борцовской системе, опираясь на свою базу.
Даже сейчас, переходя в бразильское джиу джитсу из других видов: вольной, самбо, дзюдо — молодые спортсмены довольно быстро адаптируются. Часто самбисты выступают на соревнованиях по дзюдо, иногда, достаточно успешно — по вольной борьбе. Дзюдоисты -по самбо. Вольники, могут неплохо бороться по правилам самбо, с соответствующей подстройкой и адаптацией под захваты куртки. Греко-римские борцы — по вольной борьбе. Конечно, речь не идет об олимпийском уровне, на нем «рулит» -специализация, но на различных кубках, чемпионатах -вполне. Кроме того, различные правила ММА и тому подобных «смешанных» дисциплин (Кудо, АРБ, УКАДО, панкратион и т. д.) выравнивают и оставшиеся различия.
Солоневичи занимались — тяжелой атлетикой, боролись в цирке, выступали на боксерском ринге, состояли в «сокольском» и в «скаутском» физкультурных движениях.
О спортивном уровне братьев, можно судить по следующим результатам: Иван Солоневич в 1914 году, занял 2-е место в первенстве России по тяжелой атлетике (гиревому спорту). Дисциплина включала в свой состав — вольную борьбу. Борис Солоневич (которого Иван считал гораздо сильнее себя, не раз это подчеркивал в воспоминаниях) — в один из периодов своей непростой жизни, выступал в цирковой профессиональной борцовской труппе, вместе с легендарным Иваном Поддубным под псевдонимом — Боб Кальве. Были и успехи у братьев на боксерском ринге. Иван, коме того, хорошо играл в футбол.
Интересно, что кроме практики, были связаны братья и с чисто номенклатурными обязанностями в сфере физической культуры. Борис, до первого ареста, успел поработать инструктором по физической культуре на Черноморском Флоте и даже — инспектором по физической подготовке на Красном Флоте. Иван — председателем тяжело-атлетической секции Научно-технического комитета Высшей физической культуры.
Базой у братьев Солоневичей была — французская борьба и бокс с элементами джиу-джитсу. Казалось бы, французская (греко-римская борьба) — полна ограничений для «реальной» схватки(запреты на захваты ног, удушения, болевые), но это — не так.
Греко-римская борьба (ранее -французская), очень силовая, требующая чудовищной и разносторонней силы: плечевого пояса, спины и ног. Греко-римские борцы и вообще опытные борцы (вольники, дзюдоисты /самбисты, джитсеры) умеют оказывать в клинче, в партере то, что называется — силовым давлением на противника, плотностью. Этим страшны борцы и еще «чувствительностью», а не каким то арсеналом приемов. Благодаря этой плотности, силовому давлению, даже очень физический сильный человек, но не умеющий бороться, просто без всяких бросков, будет измочален в стадии «борьбы за захват». В борьбе «за захват», в клинче, в «телефонной будке», греко- римские борцы — страшные противники. Различные: сбивания, «ключи» и переводы, захваты шеи через руку («петля» и т. д.)для неподготовленного в борьбе человека — просто «убийственны». В сочетании с боксом, на мой взгляд, это — гремучая смесь для свободных поединков, что в свое время и доказывал один из первых чемпионов ММА Ренди Кутюр, адаптировавший свой опыт греко- римского борца под смешанные поединки.
Но вернемся в ту эпоху. В своих мемуарах, Иван Солоневич, кроме физической закалки, пригодившейся в условиях лагерей, вскользь, упоминал несколько эпизодов, со скоротечными «конфликтами», когда ему или его брату- Борису, приходилось применять физическую силу и «боевой» опыт приобретенный в спортивных залах.
Что-то похожее на узел локтя в стойке (см. рис. 21 из книги, когда рука борца, как «змея» сверху вниз, зеркально, плотно оплетает локтевой сгиб противника, выламывая его внутрь/вверх, кисть руки замыкается на своем бицепсе) в схватке с уголовниками в «столыпинском» вагоне, который направлялся в лагеря. Скудное описание, какого то варианта рычага, в момент, когда чекисты «брали» спящего Ивана. Иван спросонья -"поучаствовав» руку у себя на груди, рванул ее и услышал «треск» рвущихся связок.
Еще интересный эпизод. Во время подготовки к побегу, у лесного тайника, Иван задумался, а в этот момент, его сын Юрий (который подкрался) -неожиданно и крепко обхватил Ивана сзади. Рефлексы борца, отточенные тренировками и обостренные лагерной жизнью, сработали безотказно. Иван, «замкнул» один из локтей, обхвативших его рук, подмышку и в падении, подворачиваясь, «накручивая на себя руку противника», скатился с «неизвестным» — кубарем вниз, в овраг. Как он позднее вспоминал, — «упав, я уже искал ногу „противника“, чтобы ломать ее в коленном суставе (рычаг колена) и только знакомый, испуганный голос меня остановил. Иван, судя по описанию, сделал бросок, который в самбо на слэнге „называется“ — „буренка“, а технический правильно — „бросок через спину, захватом руки под плечо“. Мне он тоже нравится, он малоамплитудный, простой и силовой и он есть у меня в арсенале физкультурника, иногда борющегося по правилам грепплинга ноу ги.
Концепции из книги
Даже сейчас, 100 лет спустя, опираясь на современные знания и опыт, есть идеи из книги, а И. Солоневич был прежде всего практиком, — которые не оспоримы.
Не стану копировать текст из книги, просто сформулирую, сократив и оставив суть, под *примечания
*стойка изображенная в книге, не смотря на правильное описание, конечно несколько архаична (кулаки повернуты вверх). На практике, удобнее классическая бойцовская стойка, применяемая в ММА, КУДО, боевом самбо, АРБ, комбат джиу джитсу и т. д. Либо, стойка из прикладной самообороны, несколько замаскированная, похожая на боксерскую, стойку из грепплинга или тайского бокса, но ладони раскрыты, обращены на противника (как бы отталкиваем его от себя), как вариант -обращены внутрь к друг другу (чисто борцовская).
7)Тело в стойке — раскрепощено, кулак сжимается только в момент удара. Всякое преждевременное напряжение -сковывает движение.
8)Удары рукой, наносятся «всем телом»: толчок ногой, поворот туловища, подворот мыска задней ноги и выбрасывание кулака. Только в завершении удара — акцентированное сжатие кулака.
*Что занимательно. И. Солоневич говорил про удары кулаком в «падении», похожий принцип генерации силы ударов руками, описывал — Д. Демпси в своей книге о старой школе бокса «Дерись как чемпион». Кроме того, о нем упоминал и Уильям Фейберн (легенда SAS), в своем, ограниченном курсе ближнего боя для оперативников SAS.
У Солоневича — «Для того чтобы для удара была использована вся тяжесть тела, боец, в момент удара, должен как бы „падать“ на противника, причем в то мгновение когда кулак касается цели, мышцы ног и туловища должны напрячься, чтобы создать для удара твердую опору»
Есть такой профессиональный размашистый и мощный свинг, применяемый у профи в ММА и современных боях на голых кулаках. Боец, наклоняя голову, почти падая вперед, наносит мощнейший полубоковой/ полусвинг -сильнейшей рукой (см. в «Идущие дорогой через ринг» Р. Камалетдинова)
9.)Нижние свинги, боковые свинги -в спортивных схватках почти не применяются, из-за открытости, на «улице» — незаменимы.
*Подобие нижнего свинга, описываемого Солоневичем, отлично показывал, великолепный тренер прикладник, самородок (синтез, еще до эры ММА, греко-римской борьбы и карате)- Н. Шеменьов, на одном из своих семинаров в теперь уже далеких «двухтысячных».
10) Удар запрещенный в большинстве свободных поединков, но очень эффективный в уличной схватке, на ближней дистанции, в клинче — апперкот открытой ладонью в подбородок.
*Снова привет Уильяму Фейберну — его легендарный «чин джеб» из системы ближнего боя для оперативников SAS.Удар, который «кочует» по всем видам гражданских и армейских прикладных систем, до сей поры. Реально мощный, эффективный и неожиданный, а если сделать «с проносом», свободной рукой зафиксировав соперника захватом — «оверхук», либо «за пояс» (в системе Фейберна и его последователей) — можно нанести тяжелейшую травму, так как голова запрокидывается.
11) Перемещения на ногах, простейшие «шафл». Шагаем той ногой, которая «впереди движения» — вправо -правой, вперед -передней, влево- левой и т. д. Вторая -подтягивается.
*Порочный шаг не делается, а значит ноги никогда -не перекрещиваются. Вольники и боксеры такого шага избегают, хотя, дзюдоисты делают на определенных «подворотах» под некоторые приемы.
12)Работать не одиночными, а сериями.
13) Защита от ударов руками: одну из защит (кроме базовых боксерских, туловищем/руками/движением) Солоневич описал как защиту от серии ударов- «кротчинг»/защитная стойка.
*Судя по описанию это стойка -"крауч» из американской школы профессионального бокса с элементами глухой защиты. «Глухая защита» /"двойная локтевая защита», успешно применяемая в ММА, КУДО, АРБ, тайском боксе, очень редко, в боксе профессиональном. Большинство возможных вариантов «двойной локтевой» — описал Р. Камалетдинов, но есть еще интересные варианты в тайском боксе. Есть статичные варианты, если динамические, вроде, «крэйзи манки» в системе Родни Кинга. Суть везде едина, перекрывая, на короткий период, твердыми местами самые уязвимые зоны (локтями, предплечьями-челюсть, ребра), боец на близкой дистанции, либо- «выживает под серией мощных ударов», либо-"готовясь к атаке идет навстречу».
14) В ближнем бою, одна из защит -захваты. Например, то что в грепплинге называется (оверхук) и от него переход на узел локтя.
*у Солоневича- «захват локтя противника -правой и выворачивание его руки влево»
*В общем то основа для любой борьбы за захват в стойке — оверхук (в книге — есть) и андерхук (в книге не рассматривается). Не коснулся и автор важной на мой взгляд темы, это -"швунги». Швунги, — обязательный элемент любой силовой борьбы в стойке. И это, на мой взгляд, огромное упущение. Используя только оверхук (с переходам на узел локтя или без перехода), андерхук с защитами от них, постоянно швунгуя, даже не используя какие-то приемы, можно сбивать соперника, грузить его и изматывать.
15) Упомянул Иван Солоневич не очень широко известную, не изящную, грубую, но при этом, рабочую защиту из мира «олдскульного» призового бокса и уличных драк-подставку в клинче, под «голый», не до конца сформированный кулак противника — лба. Цель- выигрыш времени, обе руки свободны на мгновение (не заняты защитой) и идеально, если получится травмировать пястные кости противника. Заострил внимание на «важности» приобретения навыка -"сжимать зубы» в схватке, чтобы сберечь челюсть от перелома.
16) Удары ногой. Предлагаемый системой арсенал, по сравнению с ударами рукой, скуден. Лоу кик- не известен, в методичку вошел низкий «останавливающий»/топчущий удар из французского бокса и похожий на «мае гири», прямой проникающий удар ногой вперед. Проникающий, автор рекомендовал отрабатывать на подвешенном футбольном мяче.
*Вариант топчущего удара есть в сокращенном варианте системе ближнего боя для оперативников SAS У. Фейберна
17) В главе тактика, Иван Солоневич еще раз подчеркивает — «чем меньше натренирован милиционер, чем слабее у него отработаны приемы, тем больше будет иметь значение в схватке сила и вес соперника»
18) Снова от автора, «красной нитью» для домашних «самооборонщиков"-"никакое самообучение и руководство не могут дать тех психических и физических навыков, которые дадут систематическая тренировка в кружке и боевые схватки на ринге, хотя бы и товарищеские»
*Важнейший, возможно, самый важный момент. Возьмем, к примеру бразильское джиу- джитсу (можно поменять на любое спортивное единоборство). Физкультурник, даже не выступающий на соревнованиях, просто- тренирующийся для «себя», от 3 лет регулярных тренировок, весящий от 80 кг, 2- 3 раза в неделю, проводит от 5- 15 схваток за неделю. Это схватки, разные по времени, с людьми с разной антропометрией, возраста, веса и уровня. Математический «20- 60» схваток в месяц, или около 200 схваток в год ( есть еще «дни борьбы», «обмен опытом», когда приходят «подтянуть» борьбу- рукопашники, бойцы кудо и т. д.)
Описываемый выше физкультурник, будет, несоизмеримо, психологически и физически готов к потенциальному силовому противостоянию в «реальной» жизни. Описываемая ситуация не станет для него стрессовой, его пульс не будет «зашкаливать», рефлексы -тормозить. Эта деятельность (пусть и с другой психологической окраской) -привычна, человек имеет опыт выхода из разных ситуаций, «вбитый» на тренировках, переходы с приема на прием, опыт преодоления противодействия умелого противника или защиты от него чем нетренированный в единоборствах «нападающий» на улице, такого же или даже большего веса. А если этот физкультурник, еще и не пренебрегает ОФП, тренируется грамотно и психологический готов…
Но при этом, нельзя забывать «обратную сторону». Проф. боец — это всегда несоизмеримый с физкультурником — опыт и навыки. Количество часов, посвященное той или иной деятельности -критически важно. Хотя, встретиться в конфликте на «улице» с действительно профессиональным бойцом, это конечно нужно очень постараться, вероятность чрезвычайно мала…
19) О захватах. Нюанс, знакомый любому человеку, занимавшемуся борьбой- пальцы в захватах не переплетаются.
20) Описание простого силового броска из французской борьбы «передний пояс» и защита от него «отжиманием в подбородок».
21) Броски «подворотом» (через спину с захватом руки, захватом головы и т. д.)все абсолютно рабочее. «Буренка» см. описание выше, «ломок» из греко -римской и вольной. Если их делать в падении, вне ковра, очень жестко для соперника.
22) Прием «перевод» (борьба) или в джиу джитсу «армдраг» — абсолютно рабочая борцовская техника для захода противнику «в бок», «за спину». В комбинации с подсечкой, вообще можно воткнуть человека в пол лицом. До сей поры применяющаяся (с различными нюансами) во всех видах спортивной борьбы, на мой взгляд, абсолютно применимая и в прикладных «условиях».
23) Теперь, о «таком себе». Все эти — милицейские «загибы» и"заламывания» рук в стойке, ключи, описанные Иваном Солоневичем, на мой взгляд, мало применимы (если вообще применимы) в реальном боевом противостоянии, с опытным противником. Кроме — узла локтя (на рисунке ниже) и еще пары элементов, вроде «кимуры» с броском через голову или захватов типа «дабловерхук». Так показывает практика — грепплинга. К примеру, болевые на кисть, работают в партере, в различных положениях, но не в стойке. Есть вероятность, что на неподготовленном к борьбе человеке, «пройти» может и в стойке, но делать ставку на такие элементы и тратить время на их отработку- не рационально. Солоневич был не один такой, подобные приемы в стойке описывал еще один прикладной практик, тех времен, в своей системе «Самоз» — Спиридонов, преподаваемой для динамовцев. Но стоить указать, что такой арсенал приемов в стойке есть в различных ветвях «айки-дзюцу» и различных «методичках» полицейских структур, разных лет. В армейских методичках, на них акцент не делается.
Но еще раз подчеркну: узел локтя (elbow knot), прямой и обратный узел плеча (это приемы, которые реально работают не только в стойке, но и в условиях борьбы в партере (из гарда).
24) Захваты шеи: Ошейник «спереди» у Солоневича. Присмотрелся, это же неплотный классический захват/удушение из грепплинга/бжж — «анаконда». Реально рабочая вещь в борьбе без ограничений: стоя, с колен и в партере. Сколько «сдач» ей было выиграно в ММА. Единственное, опытный борец прижался бы ухом к своей руке на затылке противника, для плотности захвата. А дальше, либо -выседом, либо — скручиванием «лампочка» (перевод противника в партер) и удушение. То же самое ошейник «сзади» со спины у него же. Классическое удушение из джиу джитсу.
Со спины замок\удушение остался в методичке для ближнего боя оперативников в SAS Фейберна.
24) Рекомендации по работе против пистолета и ножа, коих несколько в книге разбирать смысла — нет. Во первых я ничего в этом не понимаю, такого опыта реальной практики- не имею. На мой взгляд, такая отработка дарит ложную уверенность.
25) Несколько рекомендаций по организации тренировок, ничего особенного. Для тренировки быстроты, Иван Солоневич рекомендует — бег на короткие дистанции и прыжки, силы — работу с гантелями и гирями.
*Важнейшее примечание, большой минус- отсутствие в разделе методички -огромного пласта приемов, которые есть практически в любой борьбе (кроме подобных по правилам: сумо, борьбы на поясах) -партера. Хотя бы не в тактике бразильского джиу джитсу — сбить в стойке и «домучать» в партере, а хотя бы азы, что делать, если сам оказался там, несколько вариантов защит, простейших атак и способов подняться в стойку. Конечно Солоневичи партером владели, еще бы, Борис был проф. борцом. Но почему не стали вносить в методичку, не знаю, хотя бы азы работы из верхнего партера. Это действительно большое упущение. Хотя партера практически нет у У. Фейберна в методичке по ближнему бою оперативников SAS, но там совсем другая тактическая схема конечно. Во всех современных методичках посвященных рукопашному бою, как наших так и зарубежных, например отличная сокращенная и сбалансированная система «рукопашный бой корпуса морской пехоты США» (есть в свободном доступе в сети) и т. п. основы партера -есть. Так как по доступной статистике, той же полиции США, более 80% схваток всегда переходят на «землю».
Такой небольшой экскурс в прошлое, — мне было интересно. История. От действительно «динозавров» «практиков», причем не только «спортивного ковра» той эпохи. Разобранная методичка содержит 65 страниц, доступна для свободного скачивания в интернете (попадаются экземпляры с хорошим качеством рисунков, есть с отвратительным). В продаже в серии — «Библиотека А. А. Харлампиева». В то время, значительная стоимость манула была -1 рубль, выпущена под грифом НКВД, ограниченным тиражом.
Жаль, нет в открытом доступе, второго труда И. Солоневича, посвященного гиревому спорту. С огромным удовольствием бы прочитал.
Мог ли кто-либо лучше, чем Соломон, доживший до преклонных лет, написать о том, что такое жизнь? Соломону был дан особый дар мудрости, и он прожил долгую жизнь, имея власть, славу и богатство; какое-то время он жил с Богом, а какое-то - без Него.