Анализ саунд-дизайна игры Amnesia: The Bunker Артёма Петрова
Александр Хилько:
Я глубоко убежден, что озвучивать игры должны те люди, которые в них играют. Но, помимо наигранных часов, также важно и умение анализировать звук в этих играх. Поэтому на новом потоке курса «Саунд-дизайн для игр и видео» я попросил своих студентов (по желанию) сделать разбор звука в их любимой игре и был приятно удивлен. Ребята с ответственностью отнеслись к заданию и сделали классные разборы с примерами и выводами.
Я решил поделиться некоторыми из этих анализов с вами, дорогие подписчики. Первый на очереди разбор от Артёма Петрова. Приятного прочтения!

Разработчик: Frictional Games
Движок игры: HPL Engine 3.5 (собственный встроенный аудиодвижок)
Как и остальные жанры, жанр хорроров не может обойтись без качественной звуковой составляющей. Разработчики из Frictional Games уже не раз демонстрировали интересный подход к саунд-дизайну в своих проектах. Предлагаю в общих деталях рассмотреть звуковое оформление и некоторые геймплейные аспекты игры Amnesia: The Bunker.
• Сеттинг
Стоит с самого начала затронуть сеттинг — практически на протяжении всей игры действия происходят в бункере во время Первой мировой войны. По стечению обстоятельств главный герой оказался в бункере-ловушке вместе с таинственным монстром. Целью игры является выживание и спасение из заваленного бункера.
• Главная идея — связь со звуком
Вся игра строится на звуковом взаимодействии. У монстра прекрасный слух! Любой даже малозначительный шум может отвлечь тварь от выбивания очередной деревянной двери и сосредоточить на поиске игрока. Не могу не отметить, пожалуй, один из самых важных инструментов для выживания в игре — старый динамо-фонарь. Его приходится каждый раз перезаряжать, издавая при этом немалое количество шума, которое, разумеется, привлечёт к вам лишнее внимание. На звуке в данной игре завязано множество предметов и факторов. Здесь можно провести параллель с другой игрой — Alien: Isolation. И в одной, и в другой, шум — ваш главный противник.
• Саунд-дизайн
В игре приятное и богатое звуковое оформление. Есть слышимая разница в звучании разных помещений в бункере (например, реверберация звуков бега меняется в зависимости от размера помещения). Каждый предмет инвентаря, в свою очередь, точно так же имеет собственное звуковое оформление. К примеру, у персонажа имеется револьвер, выстрел которого мгновенно оглушает и вызывает звон в ушах героя. Что логично, так как выстрел был произведён в ограниченном пространстве.
Разработчики не забыли и про физику цепей, которые можно задевать и слышать присущий им металлический звук.
Главный противник в игре также качественно озвучен. Для быстрого передвижения использует разветвлённую сеть нор, которая позволяет быстро передвигаться по всему бункеру, преследуя главного героя. Такие скрытые дислокации сопровождаются звуками, схожими с шарканьем по вентиляции и позволяют примерно оценить, с какой стороны ждать опасность.
Когда же мутант выползает из пробоины в стене, то издаёт звуки рыка, рокота и тяжёлых шагов во время передвижения. Звук постоянно держит игрока в напряжении. Будь то гнетущий эмбиент (основной фоновый шум и чуть слышимое звуковое сопровождение синтезаторов с протяжным звучанием) бункера или, периодически напоминающие о том, что на поверхности идёт война, раскаты взрывов, которые сотрясают бункер, привнося толику дискомфорта в и без того недружелюбную атмосферу. Протагонист издаёт немало шума.
Звук шагов персонажа с лёгкостью распространяется по длинным коридорам убежища.
Ещё из важного: присутствуют звуки выстрелов и криков солдат (если подойти близко к заваленному проходу на поверхность).
• Музыка
Музыку в Amnesia: The Bunker практически неслышно. У ключевых локаций присутствует собственная музыкальная тема, представляющая из себя атмосферный ambient с ненавязчивым «длинным» звучанием, работающем на дополнительном погружении в атмосферу.
• Окружение
Также хочу отметить интерактивное окружение. Со множеством предметов можно и необходимо взаимодействовать. Обычные объекты можно поднимать, осматривать, ронять и бросать. И у каждой вещи есть свой звук, присущий ей. Звучание подобрано и выверено так, что ты действительно веришь в то, что взаимодействуешь с тем или иным предметом. Ко всему этому присутствуют точки, где можно спрятаться и переждать некоторое время (но это не панацея, так как существо всё равно может вас обнаружить).
• Геймплей
Игровой процесс представляет из себя выживание (без базовых потребностей вроде еды и воды) с попутным поиском необходимых для побега предметов и решением некоторых головоломок. Неумолимое чудище повсюду преследует игрока
• Итог
Звук Amnesia: The Bunker, на мой взгляд, выполняет свои задачи по погружению игрока в атмосферу страха и ужаса. В игре приятно взаимодействовать с предметами и окружением из-за правильной и логичной звуковой передачи.