logo
0
читателей
Всё о брендинге на сложных B2B-рынках  Пишу книгу о том, как работает «брендинг» в реальном секторе российской экономики.
О проекте Просмотр Уровни подписки Фильтры Статистика Обновления проекта Контакты Поделиться Метки
Все проекты
О проекте
Меня зовут Арсений Кутовой. С 2008 года руковожу брендинговым агентством Dotorg, которое специализируется на сложных B2B-рынках.
Идея написать эту книгу появилась давно, но окончательно созрела в 2022 году, когда руководители российских промышленных компаний осознали, что появился шанс построить устойчивый и большой бизнес, так как зарубежные игроки начали терять свои позиции.
Рассказываю о прагматичном и системном взгляде на промышленный брендинг как на стратегический инструмент руководителя. Здесь не будет метафизики. Только системное мышление, здравый смысл и практические идеи для вывода вашего предприятия на новый уровень, недостижимый для конкурентов.
Для иллюстрации методов, результатов и эффектов промышленного брендинга использую примеры из своих реальных проектов для российских компаний.
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Единоразовый платёж

Безвозмездное пожертвование без возможности возврата. Этот взнос не предоставляет доступ к закрытому контенту.

Помочь проекту
Читатель 500₽ месяц 4 800₽ год
(-20%)
При подписке на год для вас действует 20% скидка. 20% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Всё о брендинге на сложных B2B-рынках

Будете регулярно читать главы книги и статьи по теме стратегии и брендинга на B2B-рынках сложных продуктов.

Оформить подписку
Собеседник 2 500₽ месяц 25 500₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Всё о брендинге на сложных B2B-рынках

Отвечу на вопросы по книге в привязке к вашим задачам (в тг или на почту). Проведу часовую консультацию в формате — подумать об меня. Так как я работаю напрямую с владельцами предприятий, то опыта "как надо" и "как не надо" у меня много.

Оформить подписку
Фильтры
Статистика
Обновления проекта
Поделиться
Читать: 12+ мин
logo Всё о брендинге на сложных B2B-рынках

1.3 Эффекты мероприятий по брендингу

Доступно подписчикам уровня
«Читатель»
Подписаться за 500₽ в месяц

В зависимости от стадии развития компании, брендинговые эффекты на B2B-рынках можно поделить на следующие типы: сбытовые, управленческие, стратегические. Как правило, на стадии роста компании заинтересованы в повышении финансовой устойчивости, их руководители хотят привлечь больше новых клиентов, чтобы поступающих ресурсов хватало на развитие. Те организации, которые уже достигли стадии...

Читать: 3+ мин
logo Всё о брендинге на сложных B2B-рынках

1.2 Кто такие «скрытые чемпионы»?

Доступно подписчикам уровня
«Читатель»
Подписаться за 500₽ в месяц

Когда мы говорим о промышленном брендинге, то факт, что о вас что-то слышал потенциальный покупатель, не решает ничего.

Читать: 9+ мин
logo Всё о брендинге на сложных B2B-рынках

Часть 1. Для тех, кто задумался о брендинге впервые

«Брендинг ‎—‏ ‎это ‎соединение ‎хорошей ‎стратегии ‎и‏ ‎сильного ‎дизайна».
Марти‏ ‎Нормайер

Бо́льшая‏ ‎часть ‎книг ‎о‏ ‎брендинге ‎начинается‏ ‎с ‎объяснений, ‎что ‎такое‏ ‎«бренд».‏ ‎Значения ‎этого‏ ‎понятия ‎меняются‏ ‎от ‎книги ‎к ‎книге, ‎так‏ ‎как‏ ‎специалисты ‎используют‏ ‎определения ‎в‏ ‎зависимости ‎от ‎контекста ‎обсуждения. ‎И‏ ‎хотя‏ ‎каждое‏ ‎из ‎определений‏ ‎содержательно ‎правильно,‏ ‎за ‎десятки‏ ‎лет‏ ‎предприниматели, ‎маркетологи‏ ‎и ‎консультанты ‎не ‎пришли ‎к‏ ‎согласию, ‎как‏ ‎однозначно‏ ‎трактовать ‎этот ‎термин.

У‏ ‎меня ‎нет‏ ‎цели ‎создать ‎определение, ‎претендующее‏ ‎на‏ ‎однозначность, ‎с‏ ‎которым ‎вы‏ ‎согласитесь ‎и ‎будете ‎жить ‎долго‏ ‎и‏ ‎счастливо. ‎Цель‏ ‎этой ‎главы‏ ‎— ‎рассказать ‎о ‎системном ‎взгляде‏ ‎на‏ ‎деятельность,‏ ‎которой ‎я‏ ‎посвятил ‎свою‏ ‎жизнь. ‎Мы‏ ‎не‏ ‎будем ‎обсуждать‏ ‎объект ‎«бренд», ‎а ‎поговорим ‎о‏ ‎процессе ‎—‏ ‎«брендинге»,‏ ‎так ‎как, ‎по‏ ‎моему ‎глубокому‏ ‎убеждению, ‎невозможно ‎разработать ‎бренд, словно‏ ‎это‏ ‎проект, ‎который‏ ‎имеет ‎начало‏ ‎и ‎конец. ‎Мы ‎поговорим ‎о‏ ‎процессе‏ ‎брендинга, ‎системной‏ ‎и ‎постоянной‏ ‎деятельности, ‎рассчитанной ‎на ‎повышение ‎устойчивости‏ ‎бизнеса.

1.1 Что‏ ‎такое‏ ‎«брендинг» ‎на‏ ‎промышленном ‎рынке

В‏ ‎2015 ‎году‏ ‎меня‏ ‎пригласили ‎на‏ ‎встречу ‎в ‎компанию, ‎разрабатывающую ‎программное‏ ‎обеспечение ‎для‏ ‎диспетчеризации‏ ‎и ‎контроля ‎технологических‏ ‎процессов ‎в‏ ‎реальном ‎времени. ‎К ‎тому‏ ‎времени‏ ‎компания ‎уже‏ ‎работала ‎на‏ ‎рынке ‎около ‎семи ‎лет, ‎но‏ ‎результаты‏ ‎не ‎устраивали‏ ‎владельца. ‎Как‏ ‎ему ‎казалось, ‎проблема ‎заключалась ‎в‏ ‎несоответствии‏ ‎образа‏ ‎компании ‎и‏ ‎ее ‎возможностей.‏ ‎Поэтому ‎он‏ ‎обратился‏ ‎в ‎агентство,‏ ‎чтобы ‎провести ‎ребрендинг.

Отчасти ‎он ‎был‏ ‎прав. ‎У‏ ‎компании‏ ‎отсутствовали ‎стандарты ‎фирменного‏ ‎стиля, ‎коммерческие‏ ‎предложения ‎и ‎презентации ‎имели‏ ‎проблемы‏ ‎с ‎логикой‏ ‎подачи ‎информации‏ ‎и ‎выглядели ‎неряшливо, ‎внешние ‎коммуникации‏ ‎производили‏ ‎удручающее ‎впечатление.‏ ‎Но ‎главная‏ ‎проблема ‎заключалась ‎в ‎другом. ‎Поговорив‏ ‎с‏ ‎руководителями‏ ‎и ‎специалистами,‏ ‎я ‎выяснил,‏ ‎что ‎среди‏ ‎них‏ ‎нет ‎единого‏ ‎понимания ‎— ‎кто ‎их ‎покупатели‏ ‎и ‎какой‏ ‎продукт‏ ‎они ‎предлагают. ‎Их‏ ‎генеральный, ‎коммерческий‏ ‎и ‎сотрудники ‎отдела ‎продаж‏ ‎вели‏ ‎переговоры ‎с‏ ‎покупателями ‎и‏ ‎предлагали ‎совершенно ‎разные ‎по ‎сути‏ ‎продукты.‏ ‎Кто-то ‎говорил‏ ‎об ‎эффектах‏ ‎для ‎развития ‎бизнеса ‎покупателя, ‎кто-то‏ ‎делал‏ ‎упор‏ ‎на ‎отраслевой‏ ‎опыт, ‎а‏ ‎кто-то ‎погружался‏ ‎в‏ ‎техническую ‎специфику‏ ‎ПО.

На ‎отчетной ‎встрече ‎они ‎пришли‏ ‎к ‎честному‏ ‎и‏ ‎обескураживающему ‎выводу: ‎«Мы‏ ‎не ‎знаем,‏ ‎что́ ‎мы ‎делаем ‎как‏ ‎продукт».‏ ‎Это ‎помогло‏ ‎понять, ‎на‏ ‎чем ‎необходимо ‎сфокусироваться ‎для ‎решения‏ ‎проблем,‏ ‎поэтому ‎следующим‏ ‎шагом ‎стали‏ ‎поездки ‎и ‎встречи ‎с ‎их‏ ‎клиентами.‏ ‎Я‏ ‎должен ‎был‏ ‎разобраться ‎на‏ ‎месте, ‎какие‏ ‎требования‏ ‎и ‎ожидания‏ ‎предъявляют ‎заказчики ‎к ‎эксплуатации ‎и‏ ‎обслуживанию ‎ПО‏ ‎и‏ ‎чем ‎одни ‎заказчики‏ ‎отличаются ‎от‏ ‎других. ‎Собранная ‎информация ‎помогла‏ ‎нам‏ ‎понять: ‎по‏ ‎каким ‎признакам‏ ‎следует ‎сегментировать ‎покупателей, ‎чтобы ‎сосредоточиться‏ ‎на‏ ‎«своих», ‎не‏ ‎растрачивая ‎ресурсы‏ ‎на ‎всех ‎подряд; ‎какие ‎функции‏ ‎продукта‏ ‎стоит‏ ‎подчеркивать ‎в‏ ‎коммерческих ‎предложениях,‏ ‎на ‎выставках‏ ‎или‏ ‎сайте ‎компании;‏ ‎какое ‎позиционирование ‎будет ‎убедительным ‎для‏ ‎покупателей. ‎Мы‏ ‎выделили‏ ‎ключевые ‎выгоды ‎(ценности)‏ ‎покупателей, ‎определили‏ ‎принципы ‎презентации ‎предложений ‎(стратегию‏ ‎коммуникации)‏ ‎в ‎различных‏ ‎каналах ‎(сайт,‏ ‎выставки, ‎обучающие ‎семинары ‎в ‎YouTube).‏ ‎Но‏ ‎главным ‎результатом‏ ‎этой ‎работы‏ ‎стали ‎не ‎позиционирование ‎или ‎презентации‏ ‎в‏ ‎PPT.‏ ‎Самые ‎важные‏ ‎изменения ‎произошли‏ ‎с ‎людьми.‏ ‎Руководители‏ ‎и ‎ключевые‏ ‎специалисты ‎договорились ‎друг ‎с ‎другом‏ ‎— ‎какой‏ ‎продукт‏ ‎и ‎для ‎кого‏ ‎они ‎делают.‏ ‎(Такой ‎результат ‎зачастую ‎является‏ ‎ключевым‏ ‎при ‎брендинге‏ ‎компаний, ‎которые‏ ‎работают ‎на ‎рынках ‎сложных ‎B2B-продуктов.)‏ ‎Каждое‏ ‎предприятие, ‎с‏ ‎которым ‎работает‏ ‎эта ‎ИТ-компания, ‎обладает ‎уникальной ‎конфигурацией‏ ‎—‏ ‎состояние‏ ‎технологической ‎базы,‏ ‎количество ‎и‏ ‎уровень ‎подготовки‏ ‎сотрудников,‏ ‎особенности ‎ведения‏ ‎деятельности ‎и ‎производства ‎продукции. ‎Программные‏ ‎решения ‎приходится‏ ‎адаптировать‏ ‎к ‎требованиям ‎мебельной‏ ‎фабрики, ‎производителя‏ ‎тротуарной ‎плитки ‎или ‎мясоперерабатывающего‏ ‎комбината.‏ ‎Одинаковых ‎решений‏ ‎нет ‎даже‏ ‎для ‎предприятий, ‎работающих ‎в ‎одной‏ ‎отрасли.

* * *

Даже‏ ‎если ‎вы‏ ‎занимаетесь ‎производством‏ ‎«биржевых» ‎товаров ‎(например, ‎цементных ‎смесей,‏ ‎химических‏ ‎компонентов,‏ ‎зерна), ‎а‏ ‎не ‎программно-аппаратными‏ ‎комплексами, ‎на‏ ‎финальный‏ ‎результат ‎влияет‏ ‎много ‎факторов: ‎география, ‎уровень ‎сервиса,‏ ‎логистика, ‎условия‏ ‎поставок‏ ‎и ‎т. ‎п.‏ ‎Каждый ‎покупатель‏ ‎обладает ‎своими ‎особенностями, ‎которые‏ ‎требуют‏ ‎от ‎поставщика‏ ‎настройки ‎или‏ ‎доработки ‎«готового» ‎решения. ‎Такой ‎продукт‏ ‎называется‏ ‎«товарно-сервисный ‎пакет».

Качество‏ ‎рыночной ‎деятельности‏ ‎компании ‎зависит ‎от ‎согласованности ‎мнений‏ ‎и‏ ‎представлений‏ ‎сотрудников ‎о‏ ‎том, ‎какой‏ ‎«товарно-сервисный ‎пакет»‏ ‎они‏ ‎делают ‎и‏ ‎кто ‎их ‎целевые ‎клиенты. ‎Согласованность‏ ‎мнений ‎порождает‏ ‎прямые‏ ‎изменения ‎в ‎процессах‏ ‎управления. ‎Руководители‏ ‎всех ‎уровней ‎формируют ‎для‏ ‎своих‏ ‎подчиненных ‎цели‏ ‎и ‎установки,‏ ‎направленные ‎на ‎лучшее ‎удовлетворение ‎потребностей‏ ‎«своих»‏ ‎клиентов. ‎Время‏ ‎и ‎ресурсы‏ ‎отделов ‎продаж ‎направляются ‎на ‎заключение‏ ‎сделок‏ ‎со‏ ‎«своими» ‎покупателями‏ ‎— ‎прибыльными‏ ‎и ‎развивающими‏ ‎продукты‏ ‎компании. ‎Генеральный‏ ‎директор ‎участвует ‎только ‎в ‎тех‏ ‎мероприятиях, ‎на‏ ‎которых‏ ‎присутствуют ‎«свои» ‎покупатели‏ ‎и ‎т.‏ ‎д.

Брендинг ‎промышленной ‎компании ‎—‏ ‎это‏ ‎повседневная ‎целенаправленная‏ ‎деятельность ‎по‏ ‎обеспечению ‎установленного ‎уровня ‎качества ‎товаров‏ ‎и‏ ‎услуг ‎и‏ ‎формированию ‎деловой‏ ‎репутации, ‎основанной ‎на ‎подтвержденных ‎выгодах‏ ‎и‏ ‎ценностях‏ ‎для ‎заинтересованных‏ ‎лиц, ‎влияющих‏ ‎на ‎успешность‏ ‎предприятия.‏ ‎Этими ‎лицами‏ ‎могут ‎быть ‎сотрудники, ‎дилеры, ‎дистрибьюторы,‏ ‎инвесторы, ‎покупатели,‏ ‎представители‏ ‎власти ‎и ‎регуляторов,‏ ‎семьи ‎сотрудников‏ ‎и ‎жители ‎зон ‎влияния‏ ‎компании,‏ ‎руководители ‎и‏ ‎студенты ‎учебных‏ ‎учреждений, ‎представители ‎СМИ ‎и ‎т.‏ ‎д.

В‏ ‎отличие ‎от‏ ‎потребительских ‎рынков,‏ ‎где ‎упаковка ‎не ‎персонифицирована, ‎за‏ ‎каждым‏ ‎логотипом‏ ‎промышленной ‎компании‏ ‎стоят ‎конкретные‏ ‎люди. ‎Поэтому‏ ‎наибольший‏ ‎вклад ‎в‏ ‎формирование ‎брендов ‎на ‎промышленных ‎рынках‏ ‎вносит ‎не‏ ‎реклама‏ ‎(имиджевые ‎эффекты, ‎возникающие‏ ‎на ‎основании‏ ‎внешних ‎проявлений), ‎а ‎реальное‏ ‎взаимодействие‏ ‎руководителей ‎и‏ ‎представителей ‎компаний,‏ ‎то ‎есть ‎репутация. ‎И ‎хотя‏ ‎визуальные‏ ‎коммуникации ‎важны‏ ‎везде, ‎их‏ ‎роль ‎тоже ‎различна. ‎На ‎потребительском‏ ‎рынке‏ ‎—‏ ‎сформировать ‎первоначальную‏ ‎привлекательность ‎(и‏ ‎потом ‎поддерживать‏ ‎ее‏ ‎рекламой), ‎а‏ ‎на ‎промышленном ‎— ‎закрепить ‎первое‏ ‎впечатление ‎от‏ ‎непосредственного‏ ‎контакта.

1.1.1 «Не-брендинг»

Когда ‎я ‎добрался‏ ‎до ‎этой‏ ‎главы, ‎пришлось ‎пару ‎дней‏ ‎хорошенько‏ ‎подумать ‎над‏ ‎тем, ‎что‏ ‎мы ‎подразумеваем, ‎когда ‎говорим ‎«брендинг».‏ ‎Чтобы‏ ‎обсуждать ‎ту‏ ‎или ‎иную‏ ‎деятельность, ‎необходимо ‎однозначно ‎понимать ‎терминологию.‏ ‎Раз‏ ‎есть‏ ‎процесс ‎«брендинг»,‏ ‎значит ‎должно‏ ‎быть ‎состояние,‏ ‎когда‏ ‎он ‎отсутствует‏ ‎— ‎«не-брендинг».

Большинство ‎руководителей ‎компаний ‎заинтересовано‏ ‎в ‎стабильном‏ ‎потоке‏ ‎заказов, ‎квалифицированных ‎сотрудниках‏ ‎и ‎хорошей‏ ‎деловой ‎репутации ‎на ‎рынке.‏ ‎Мероприятия,‏ ‎которые ‎предпринимаются‏ ‎для ‎этого,‏ ‎могут ‎быть ‎системными ‎и ‎управляемыми,‏ ‎а‏ ‎могут ‎представлять‏ ‎собой ‎набор‏ ‎случайных ‎активностей, ‎вызванных ‎ситуативными ‎факторами.

Посмотрим,‏ ‎например,‏ ‎на‏ ‎подготовку ‎к‏ ‎отраслевой ‎выставке.‏ ‎Если ‎компания‏ ‎находится‏ ‎в ‎состоянии‏ ‎«не-брендинг», ‎то ‎процесс ‎представляет ‎собой‏ ‎сумму ‎подвигов‏ ‎наиболее‏ ‎активных ‎сотрудников. ‎Генеральный‏ ‎директор ‎собирает‏ ‎совещания, ‎на ‎которых ‎происходят‏ ‎мозговые‏ ‎штурмы ‎—‏ ‎что ‎и‏ ‎как ‎нужно ‎говорить, ‎чтобы ‎объяснить‏ ‎покупателям‏ ‎потенциальные ‎выгоды.‏ ‎Сотрудники ‎отдела‏ ‎продаж ‎требуют ‎новые ‎буклеты ‎и‏ ‎листовки‏ ‎от‏ ‎людей, ‎которым‏ ‎не ‎повезло‏ ‎заниматься ‎печатной‏ ‎продукцией.‏ ‎Тут ‎же‏ ‎обнаруживается, ‎что ‎нет ‎каталогов ‎товаров,‏ ‎а ‎если‏ ‎есть,‏ ‎то ‎они ‎представляют‏ ‎собой ‎технические‏ ‎справочники, ‎безынтересные ‎тем, ‎кто‏ ‎собирается‏ ‎потратить ‎деньги.‏ ‎Разработка ‎выставочного‏ ‎стенда ‎становится ‎полем ‎сражения ‎между‏ ‎«дешевле»,‏ ‎«быстрее» ‎и‏ ‎«качественнее», ‎а‏ ‎заканчивается ‎вздохом ‎«и ‎так ‎сойдет».‏ ‎Выставка‏ ‎проходит‏ ‎под ‎девизом‏ ‎«тут ‎нет‏ ‎наших ‎клиентов»‏ ‎и‏ ‎на ‎следующий‏ ‎год ‎бюджет ‎на ‎нее ‎не‏ ‎выделяется.

«Не-брендинг» ‎—‏ ‎это‏ ‎отсутствие ‎системных ‎мероприятий,‏ ‎направленных ‎на‏ ‎обеспечение ‎устойчивости ‎бизнеса ‎в‏ ‎будущем.‏ ‎Например, ‎директор‏ ‎предприятия ‎может‏ ‎иметь ‎хорошие ‎связи ‎с ‎администрацией‏ ‎города,‏ ‎которые ‎обеспечивают‏ ‎стабильный ‎приток‏ ‎заказов. ‎Компания ‎годами ‎производит ‎продукцию,‏ ‎которую‏ ‎приобретают‏ ‎по ‎распоряжению,‏ ‎а ‎не‏ ‎потому, ‎что‏ ‎она‏ ‎обладает ‎какими-то‏ ‎преимуществами. ‎Отделы ‎продаж ‎превращаются ‎в‏ ‎отделы ‎отгрузок.‏ ‎Руководители‏ ‎теряют ‎квалификацию ‎и‏ ‎вместо ‎управления и‏ ‎развития занимаются ‎наблюдением ‎и контролем. Новостей ‎нет,‏ ‎выставок‏ ‎нет, ‎никто‏ ‎ничем ‎не‏ ‎интересуется, ‎только ‎продукция ‎движется: ‎отгрузка‏ ‎—‏ ‎доставка, ‎отгрузка‏ ‎— ‎доставка…‏ ‎Через ‎несколько ‎лет ‎администрация ‎города‏ ‎меняется,‏ ‎заказы‏ ‎уходят ‎другому‏ ‎подрядчику, ‎и‏ ‎компания ‎сталкивается‏ ‎с‏ ‎агрессивными ‎конкурентами.‏ ‎Склады ‎заполняются ‎продукцией, ‎денежный ‎поток‏ ‎слабеет, ‎а‏ ‎постоянные‏ ‎расходы ‎никуда ‎не‏ ‎деваются. ‎Люди,‏ ‎которые ‎могли ‎бы ‎решить‏ ‎подобные‏ ‎проблемы, ‎давно‏ ‎ушли ‎в‏ ‎другие ‎компании. ‎Судьба ‎таких ‎предприятий‏ ‎—‏ ‎тихо ‎исчезнуть‏ ‎или ‎стать‏ ‎частью ‎более ‎успешных ‎игроков.

Однако ‎состояние‏ ‎«не-брендинг»‏ ‎не‏ ‎обязательно ‎должно‏ ‎иметь ‎негативный‏ ‎подтекст ‎и‏ ‎может‏ ‎быть ‎вызвано‏ ‎разными ‎причинами. ‎Скажем, ‎нет ‎конкуренции.‏ ‎Компания ‎ведет‏ ‎добычу‏ ‎минерала ‎на ‎единственном‏ ‎в ‎стране‏ ‎месторождении. ‎Цементный ‎завод ‎поставляет‏ ‎свою‏ ‎продукцию ‎для‏ ‎определенного ‎объекта‏ ‎строительства. ‎Предприятие ‎производит ‎компоненты ‎для‏ ‎военной‏ ‎техники. ‎Нет‏ ‎потребности ‎в‏ ‎росте. ‎Пять ‎магазинов ‎достаточно, ‎а‏ ‎двести‏ ‎пять‏ ‎не ‎нужны.‏ ‎Спрос ‎на‏ ‎продукцию ‎выше,‏ ‎чем‏ ‎возможности ‎производства‏ ‎— ‎успеть ‎бы ‎текущих ‎клиентов‏ ‎обслужить, ‎а‏ ‎не‏ ‎новых ‎привлечь. ‎В‏ ‎этих ‎ситуациях‏ ‎нет ‎необходимости ‎заниматься ‎брендингом,‏ ‎так‏ ‎как ‎решение‏ ‎несуществующих ‎проблем‏ ‎еще ‎никому ‎не ‎приносило ‎пользы.

Итак,‏ ‎«не-брендинг»‏ ‎— ‎состояние‏ ‎компании, ‎в‏ ‎котором ‎деятельность ‎по ‎обеспечению ‎установленного‏ ‎уровня‏ ‎качества‏ ‎товаров ‎и‏ ‎услуг ‎и‏ ‎формированию ‎деловой‏ ‎репутации‏ ‎отсутствует ‎(за‏ ‎ненадобностью), ‎либо ‎ведется ‎нерегулярно ‎и‏ ‎бессистемно.

Stay ‎tuned!

Читать: 10+ мин
logo Бабкин о Германии (ПРОЕКТ ПЕРЕЕХАЛ В ТЕЛЕГУ бесплатную)

Обзор экономических новостей ФРГ — 23/24

Доступно подписчикам уровня
«Промо уровень»
Подписаться за 300₽ в месяц

📌 Обзор экономических новостей Германии за двадцать третью неделю 2024: 💡 Бизнес негодует 💡 Показатели производства снижаются 💡 Электромобили не продаются 💡 Энергетика зеленеет 💡 Безработица растёт 💡 Ещё и наводнения 💡

Читать: 8+ мин
logo Бабкин о Германии (ПРОЕКТ ПЕРЕЕХАЛ В ТЕЛЕГУ бесплатную)

Обзор экономических новостей ФРГ — 22/24

Доступно подписчикам уровня
«Промо уровень»
Подписаться за 300₽ в месяц

📌 Обзор экономических новостей Германии за двадцать вторую неделю 2024: 💡 IFO-индекс (почти) не упал 💡 Инфляция выросла 💡 Зарплаты тоже 💡 VW развивается за пределами Германии 💡 Количество нуждающихся в уходе растёт сильнее, чем прогнозировалось 💡

Читать: 8+ мин
logo Бабкин о Германии (ПРОЕКТ ПЕРЕЕХАЛ В ТЕЛЕГУ бесплатную)

Обзор экономических новостей ФРГ — 21/24

Доступно подписчикам уровня
«Промо уровень»
Подписаться за 300₽ в месяц

📌 Обзор экономических новостей Германии за двадцать первую неделю 2024: 💡 Растёт индекс деловой активности, но не тот 💡 Промышленники тревожатся 💡 Фермеры ожидают падение доходов 💡 Доходы ресторанов снизились 💡 Газоснабжение ЕС в безопасности и без России 💡 Строительство электромагистрали с Великобританией 💡 В строительной сфере всё не так плохо 💡

Читать: 4+ мин
logo Бабкин о Германии (ПРОЕКТ ПЕРЕЕХАЛ В ТЕЛЕГУ бесплатную)

Обзор экономических новостей ФРГ — 19/24

Доступно подписчикам уровня
«Промо уровень»
Подписаться за 300₽ в месяц

📌 Обзор экономических новостей Германии за девятнадцатую неделю 2024: 💡 Проблемы у Хабека 💡 Спад заказов в электроиндустрии 💡 Рост количества банкротств 💡 Десятки тысяч свободных мест для Ausbildung 💡 Кризис новостроек 💡

Читать: 9+ мин
logo Бабкин о Германии (ПРОЕКТ ПЕРЕЕХАЛ В ТЕЛЕГУ бесплатную)

Обзор экономических новостей ФРГ — 18/24

Доступно подписчикам уровня
«Промо уровень»
Подписаться за 300₽ в месяц

📌 Обзор экономических новостей Германии за 18-ую неделю 2024: 💡 Германия не в рецессии 💡 С энергетикой всё сложно 💡 Проектов с участием иностранных инвесторов меньше 💡 В строительной сфере угроза забастовок 💡 У Daimler всё не так уж плохо 💡 У мелких ремесленников — не хорошо 💡 Шарите в минусе 💡 Безработица растёт 💡 Немцы ленятся работать полный рабочий день 💡 Rheinmetall радуется барышам 💡

Читать: 6+ мин
logo Бабкин о Германии (ПРОЕКТ ПЕРЕЕХАЛ В ТЕЛЕГУ бесплатную)

Обзор экономических новостей ФРГ — 17/24

Доступно подписчикам уровня
«Промо уровень»
Подписаться за 300₽ в месяц

📌 Обзор важнейших экономических новостей Германии за семнадцатую неделю 2024: 💡 Растёт доля энергии из возобновляемых источников 💡 Немецкие промышленники страдают, но не все 💡 Рост безработицы и нехватка персонала 💡 Розничная торговля увядает 💡

Читать: 9+ мин
logo Бабкин о Германии (ПРОЕКТ ПЕРЕЕХАЛ В ТЕЛЕГУ бесплатную)

Обзор экономических новостей ФРГ — 15/24

Доступно подписчикам уровня
«Промо уровень»
Подписаться за 300₽ в месяц

📌 Обзор важнейших экономических новостей Германии за пятнадцатую неделю 2024: 💡 Проблемы с оплатой инфраструктуры 💡 Снижение инфляции 💡 Подорожание интернета 💡 Возможное подорожание мяса 💡 Падение экспорта 💡 Китай виновен 💡 Рост числа банкротств 💡 Но есть и хорошие новости

Читать: 5+ мин
logo Бабкин о Германии (ПРОЕКТ ПЕРЕЕХАЛ В ТЕЛЕГУ бесплатную)

Обзор экономических новостей ФРГ — 14/24

Доступно подписчикам уровня
«Промо уровень»
Подписаться за 300₽ в месяц

📌 Обзор важнейших экономических новостей Германии за четырнадцатую неделю 2024: 💡

Читать: 3+ мин
logo Бабкин о Германии (ПРОЕКТ ПЕРЕЕХАЛ В ТЕЛЕГУ бесплатную)

Обзор экономических новостей ФРГ — 13/24

Доступно подписчикам уровня
«Промо уровень»
Подписаться за 300₽ в месяц

📌 Обзор важнейших экономических новостей Германии за тринадцатую неделю 2024: 💡

Читать: 7+ мин
logo Бабкин о Германии (ПРОЕКТ ПЕРЕЕХАЛ В ТЕЛЕГУ бесплатную)

Обзор экономических новостей ФРГ — 12/24

Доступно подписчикам уровня
«Промо уровень»
Подписаться за 300₽ в месяц

📌 Обзор важнейших экономических новостей Германии за двенадцатую неделю 2024: 💡 Производители солнечных батарей просят о помощи 💡 Содержание биодизеля до 100% 💡 Проблемы Deutsche Bahn и немецких портов 💡 Яичный кризис и в Германии 💡 Снижение цен на жильё 💡

Читать: 4+ мин
logo Бабкин о Германии (ПРОЕКТ ПЕРЕЕХАЛ В ТЕЛЕГУ бесплатную)

Обзор экономических новостей ФРГ — 11/24

Доступно подписчикам уровня
«Промо уровень»
Подписаться за 300₽ в месяц

📌 Обзор важнейших экономических новостей Германии за одиннадцатую неделю 2024: 💡Деиндустриализация ФРГ продолжается 💡 Автопром теряет свой рынок 💡 Рост доходов оружейников 💡 Банкротства 💡 Кризис медицинских учреждений 💡 Спад темпов строительства 💡

Читать: 6+ мин
logo Бабкин о Германии (ПРОЕКТ ПЕРЕЕХАЛ В ТЕЛЕГУ бесплатную)

Обзор экономических новостей ФРГ — 10/24

Доступно подписчикам уровня
«Промо уровень»
Подписаться за 300₽ в месяц

📌 Обзор важнейших экономических новостей Германии за десятую неделю 2024: 💡 Планы по переходу на электромобили рушатся 💡 Hellofresh теряет капитализацию 💡 Дёнер-кебаб дорожает 💡 Строительные мастера ищут другую работу 💡 Химический концерн Evonik заявил о сокращениях 💡

Читать: 6+ мин
logo Бабкин о Германии (ПРОЕКТ ПЕРЕЕХАЛ В ТЕЛЕГУ бесплатную)

Парадоксальная ситуация в немецкой экономике

Как ‎так?‏ ‎— ‎недоумевает журналист ‎государственного ‎немецкого ‎СМИ‏ ‎Макс ‎Боровски.‏ ‎Министр‏ ‎экономики ‎называет ‎ситуацию‏ ‎«драматически ‎плохой»,‏ ‎в ‎то ‎время ‎как‏ ‎многие‏ ‎люди ‎вообще‏ ‎ничего ‎такого‏ ‎не ‎замечают ‎и ‎живут, ‎как‏ ‎жили‏ ‎раньше.

Инфляция ‎снижается,‏ ‎зарплаты ‎растут.‏ ‎Как-то ‎это ‎не ‎похоже ‎на‏ ‎развитие‏ ‎кризиса?

Зарплаты

А‏ ‎ведь ‎действительно,‏ ‎если ‎смотреть‏ ‎на ‎факты,‏ ‎всё‏ ‎выглядит ‎неплохо.‏ ‎Зарплаты ‎за ‎год ‎выросли ‎по‏ ‎статистике ‎аж‏ ‎на‏ ‎7%.

Но ‎есть ‎нюансы!

Во-первых,‏ ‎речь ‎о‏ ‎брутто ‎зарплатах. ‎А, ‎как‏ ‎известно,‏ ‎в ‎Германии‏ ‎прогрессивная ‎шкала‏ ‎налогообложения. ‎Чем ‎выше ‎доход, ‎тем‏ ‎большая‏ ‎часть ‎от‏ ‎него ‎уходит‏ ‎на ‎налог.

А, ‎во-вторых, ‎ну ‎что‏ ‎за‏ ‎детский‏ ‎развод? ‎Ведь‏ ‎понятно, ‎что‏ ‎надо ‎считать‏ ‎не‏ ‎номинальный ‎доход,‏ ‎а ‎с ‎учётом ‎инфляции. ‎И‏ ‎тут ‎уже‏ ‎никакого‏ ‎парадокса ‎нет.

В ‎период‏ ‎со ‎второго‏ ‎квартала ‎2020 ‎по ‎второй‏ ‎квартал‏ ‎2023 ‎было‏ ‎всего ‎2‏ ‎периода, ‎когда ‎зафиксирован ‎реальный ‎рост‏ ‎доходов.‏ ‎Всё ‎остальное‏ ‎время ‎зарплаты‏ ‎за ‎инфляцией ‎не ‎успевали.

В ‎2023‏ ‎год‏ ‎начался‏ ‎также ‎падением‏ ‎на ‎2,4%‏ ‎и ‎затем,‏ ‎благодаря‏ ‎снижающейся ‎инфляции,‏ ‎пошёл ‎медленный ‎рост ‎в ‎0,1%,‏ ‎0,6% ‎и‏ ‎1,8%.‏ ‎Суммарно ‎же ‎за‏ ‎год ‎баланс‏ ‎примерно ‎нулевой.

Другими ‎словами, ‎да,‏ ‎в‏ ‎прошлом ‎году‏ ‎удалось ‎остановить‏ ‎падение ‎реальных ‎зарплат ‎немцев, ‎продолжавшееся‏ ‎в‏ ‎последние ‎2‏ ‎года. ‎Получит‏ ‎ли ‎этот ‎тренд ‎развитие? ‎Судя‏ ‎по‏ ‎новостям,‏ ‎вряд ‎ли.‏ ‎Инфляция ‎притормозила,‏ ‎но ‎и‏ ‎индекс‏ ‎экономической ‎активности‏ ‎продолжает ‎понижаться. ‎Так ‎и ‎в‏ ‎дефляцию ‎можно‏ ‎свалиться,‏ ‎только ‎экономике ‎это‏ ‎не ‎на‏ ‎руку.

Германия ‎обогнала ‎Японию ‎по‏ ‎ВВП

Следующий‏ ‎тезис ‎журналиста:‏ ‎Германия ‎вышла‏ ‎на ‎третье ‎место ‎по ‎номинальному‏ ‎ВВП,‏ ‎обогнав ‎Японию.

И‏ ‎снова ‎детский‏ ‎развод. ‎Да, ‎в ‎четвёртом ‎квартале‏ ‎2023‏ ‎номинальный‏ ‎ВВП ‎Японии‏ ‎показал ‎значительную‏ ‎просадку, ‎в‏ ‎итоге‏ ‎сделав ‎за‏ ‎год ‎-0,4%. В ‎то ‎время ‎как‏ ‎у ‎Германии‏ ‎ВВП‏ ‎упал ‎«всего» ‎на‏ ‎0,3%.

То ‎есть,‏ ‎это ‎Япония ‎обогнала ‎Германию‏ ‎на‏ ‎повороте ‎к‏ ‎рецессии, ‎а‏ ‎не ‎Германия ‎вышла ‎вперёд.

Впрочем, ‎номинальный‏ ‎показатель‏ ‎по ‎ВВП‏ ‎считается ‎в‏ ‎долларах, ‎поэтому ‎сильно ‎зависит ‎от‏ ‎курса‏ ‎валюты.‏ ‎Курс ‎йены‏ ‎относительно ‎доллара‏ ‎в ‎основном‏ ‎падал,‏ ‎в ‎то‏ ‎время, ‎как ‎курс ‎евро ‎к‏ ‎доллару ‎был‏ ‎более-менее‏ ‎стабильным. ‎Это ‎сам‏ ‎герр ‎Боровский‏ ‎чуть ‎ниже ‎и ‎отмечает.

Но‏ ‎у‏ ‎меня ‎к‏ ‎нему ‎даже‏ ‎другой ‎вопрос: ‎какая ‎разница, ‎выше‏ ‎Японии‏ ‎Германия ‎или‏ ‎ниже? ‎В‏ ‎таком ‎показателе, ‎как ‎номинальный ‎ВВП,‏ ‎можно‏ ‎соревноваться‏ ‎только ‎с‏ ‎самим ‎собой‏ ‎прошлогодним, ‎а‏ ‎место‏ ‎в ‎мире‏ ‎население ‎действительно ‎никак ‎не ‎колышет.‏ ‎Зачем ‎вообще‏ ‎упоминать‏ ‎это, ‎как ‎позитивный‏ ‎показатель?

Стоимость ‎электричества‏ ‎для ‎производителей

Далее ‎в ‎статье‏ ‎выдвигается,‏ ‎похоже, ‎ключевой‏ ‎тезис, ‎призванный‏ ‎указать ‎на ‎то, ‎что ‎всё‏ ‎становится‏ ‎нормально. ‎А‏ ‎именно, ‎что‏ ‎цены ‎на ‎электричество ‎в ‎новых‏ ‎контрактах‏ ‎для‏ ‎индустрии ‎стали‏ ‎ниже, ‎чем‏ ‎в ‎докризисное‏ ‎время,‏ ‎то ‎есть,‏ ‎чем ‎в ‎2021 ‎году.

И ‎снова‏ ‎какое-то ‎детское‏ ‎передёргивание.‏ ‎Ведь ‎чётко ‎видно,‏ ‎что, ‎во-первых,‏ ‎цена ‎на ‎электричество ‎начала‏ ‎расти‏ ‎ещё ‎в‏ ‎2021 ‎году,‏ ‎когда ‎никакого ‎СВО ‎ещё ‎не‏ ‎было.

А‏ ‎во-вторых, ‎ведь‏ ‎совершенно ‎понятно,‏ ‎за ‎счёт ‎чего ‎так ‎хорошо‏ ‎выглядит‏ ‎график:‏ ‎из ‎столбика‏ ‎на ‎2024‏ ‎убрали ‎EEG-Umlage‏ ‎(сбор‏ ‎на ‎развитие‏ ‎энергетики) ‎и ‎Stromsteuer ‎(прямой ‎налог‏ ‎на ‎потребление‏ ‎электричества).‏ ‎Только ‎благодаря ‎этому‏ ‎достигли ‎уровня‏ ‎2020.

Но ‎одновременно ‎это ‎означает,‏ ‎что‏ ‎государство ‎не‏ ‎получит ‎эти‏ ‎деньги ‎в ‎бюджет. ‎А ‎ведь‏ ‎ранее‏ ‎в ‎стоимость‏ ‎электричества ‎закладывался‏ ‎суммарный ‎сбор ‎от ‎30 ‎до‏ ‎50%‏ ‎цены!

То‏ ‎есть, ‎государство‏ ‎пошло ‎на‏ ‎экстраординарные ‎меры,‏ ‎чтобы‏ ‎поддержать ‎промышленность,‏ ‎лишившись ‎примерно ‎6,6 миллиардов ‎евро. И ‎не‏ ‎то ‎чтобы‏ ‎это‏ ‎прям ‎сильно ‎много.‏ ‎Но ‎в‏ ‎нынешней ‎ситуации ‎для ‎немецкого‏ ‎бюджета‏ ‎это ‎потеря.

Ну‏ ‎и ‎к‏ ‎тому ‎же, ‎это ‎цена ‎на‏ ‎февраль.‏ ‎Она ‎не‏ ‎высечена ‎в‏ ‎камне. ‎За ‎год ‎ещё ‎всё‏ ‎может‏ ‎измениться‏ ‎в ‎любую‏ ‎сторону. ‎Сейчас‏ ‎заявлять, ‎что‏ ‎всё,‏ ‎кризис ‎преодолён‏ ‎— ‎на ‎мой ‎скромный ‎взгляд,‏ ‎несколько ‎опрометчиво.

Проблемы‏ ‎немецкой‏ ‎экономики

Дальше ‎журналист ‎переходит‏ ‎на ‎перечисление‏ ‎кризисных ‎явлений ‎в ‎экономике‏ ‎Германии.‏ ‎Это ‎и‏ ‎снижение ‎количества‏ ‎новостроек, ‎и ‎уменьшение ‎количественных ‎показателей‏ ‎выпуска‏ ‎машин.

Ради ‎объективности,‏ ‎замечу, ‎что‏ ‎статья ‎завершается ‎всё-таки ‎в ‎минорной‏ ‎тональности:‏ ‎действительно‏ ‎чёткий ‎показатель‏ ‎кризиса ‎—‏ ‎это ‎снижение‏ ‎немецкого‏ ‎экспорта. ‎Внешний‏ ‎торговый ‎оборот ‎Германии ‎в ‎январе‏ ‎2024 ‎вырос‏ ‎по‏ ‎отношению ‎к ‎декабрю,‏ ‎но ‎проблема‏ ‎в ‎том, ‎что ‎общий‏ ‎баланс‏ ‎падал ‎на‏ ‎протяжении ‎всего‏ ‎2023 ‎года. ‎Немцы ‎импортируют ‎и‏ ‎экспортируют‏ ‎всё ‎меньше. Особенно‏ ‎если ‎речь‏ ‎о ‎«штуках», ‎а ‎не ‎о‏ ‎«долларах».

Немецкая‏ ‎промышленность‏ ‎проигрывает ‎конкуренцию‏ ‎в ‎ключевых‏ ‎для ‎себя‏ ‎областях.‏ ‎Продукты ‎химического‏ ‎производства ‎составляют ‎около ‎11% ‎внешнего‏ ‎товарооборота. ‎Автомобили‏ ‎и‏ ‎запчасти ‎— ‎10%.‏ ‎Машиностроение ‎—‏ ‎7%. ‎Во ‎всех ‎этих‏ ‎областях‏ ‎индустрии ‎сейчас‏ ‎вводится ‎жёсткий‏ ‎режим ‎экономии, ‎так ‎как ‎количество‏ ‎заказов‏ ‎падает.

Поэтому, ‎да,‏ ‎в ‎целом‏ ‎обычные ‎работяги ‎всё ‎ещё ‎не‏ ‎ощущают‏ ‎никаких‏ ‎тяжёлых ‎последствий‏ ‎экономического ‎кризиса.‏ ‎А ‎фермеры‏ ‎бастуют,‏ ‎скорее, ‎на‏ ‎будущее, ‎так ‎как ‎ясно ‎видят‏ ‎свои ‎перспективы.

Но‏ ‎объективно,‏ ‎я ‎бы ‎скорее‏ ‎прислушался ‎к‏ ‎мнению ‎немецкого ‎министра ‎Хабека.‏ ‎Если‏ ‎убрать ‎всю‏ ‎накрошенную ‎журналистом‏ ‎шелуху, ‎то ‎позитивных ‎новостей ‎очень‏ ‎мало.

Однако,‏ ‎совершенно ‎не‏ ‎понятно, ‎за‏ ‎счёт ‎чего ‎у ‎министра ‎строится‏ ‎прогноз‏ ‎по‏ ‎росту ‎ВВП‏ ‎в ‎0,2%‏ ‎на ‎2024‏ ‎год.‏ ‎Кроме ‎упавших‏ ‎цен ‎на ‎энергоносители, ‎все ‎остальные‏ ‎негативные ‎факторы‏ ‎продолжают‏ ‎действовать. ‎И ‎парадокса‏ ‎тут ‎никакого‏ ‎нет.

Читать: 6+ мин
logo Бабкин о Германии (ПРОЕКТ ПЕРЕЕХАЛ В ТЕЛЕГУ бесплатную)

Обзор экономических новостей ФРГ — 9/24

Доступно подписчикам уровня
«Промо уровень»
Подписаться за 300₽ в месяц

📌 Обзор важнейших экономических новостей Германии за девятую неделю 2024: 💡 Инфляция в Германии снижается за счёт уменьшения стоимости электроэнергии 💡 Однако, эксперты говорят о серьёзных проблемах немецкой энергетики 💡 Производитель погрузчиков Kion в плюсе 💡 А производители деталей для машин и стекольщики банкротятся 💡

Читать: 8+ мин
logo Бабкин о Германии (ПРОЕКТ ПЕРЕЕХАЛ В ТЕЛЕГУ бесплатную)

Обзор экономических новостей ФРГ — 8/24

Доступно подписчикам уровня
«Промо уровень»
Подписаться за 300₽ в месяц

📌 Обзор важнейших экономических новостей Германии за восьмую неделю 2024: 💡Сговор радикалов не подтверждается💡Прогноз роста корректируется💡Принятие закона о шансах на рост переносится💡Русский газ продолжает закупаться 💡 Индустрия сокращает персонал 💡 ФРГ теряет деньги

Читать: 3+ мин
logo Бабкин о Германии (ПРОЕКТ ПЕРЕЕХАЛ В ТЕЛЕГУ бесплатную)

Обзор экономических новостей ФРГ — 7/24

Доступно подписчикам уровня
«Промо уровень»
Подписаться за 300₽ в месяц

📌 Обзор важнейших экономических новостей Германии за седьмую неделю 2024: 💡 Сокращения 💡 Банкротства 💡 Запрет на ввоз VW в США 💡 Кризис в строительстве жилья 💡 Но ведомство канцлера обещает прекращение рецессии.

Читать: 14+ мин
logo Бабкин о Германии (ПРОЕКТ ПЕРЕЕХАЛ В ТЕЛЕГУ бесплатную)

Пусть валят — мнение немецкого экономиста об уходе промышленников из Германии

Доступно подписчикам уровня
«Промо уровень»
Подписаться за 300₽ в месяц

Немецкий экономист Райнт Гропп в интервью обсуждает проблемы промышленности Германии. На мой взгляд, это отличное отображение дискурса, которым руководствуется медийный мейнстрим. Дело даже не в том, что там вещает передовой немецкий экономист. Интересно, как преподносится ситуация. Перевёл интервью и, конечно, не удержался от нескольких комментариев по тезисам профессора Гроппа.

Показать еще

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048