logo
0
подписчиков
Всё о брендинге на сложных B2B-рынках  Пишу книгу о том, как работает «брендинг» в реальном секторе российской экономики.
Публикации Уровни подписки Контакты О проекте Фильтры Метки Статистика Контакты Поделиться
О проекте
Меня зовут Арсений Кутовой. С 2008 года руковожу брендинговым агентством Dotorg, которое специализируется на сложных B2B-рынках.
Идея написать эту книгу появилась давно, но окончательно созрела в 2022 году, когда руководители российских промышленных компаний осознали, что появился шанс построить устойчивый и большой бизнес, так как зарубежные игроки начали терять свои позиции.
Рассказываю о прагматичном и системном взгляде на промышленный брендинг как на стратегический инструмент руководителя. Здесь не будет метафизики. Только системное мышление, здравый смысл и практические идеи для вывода вашего предприятия на новый уровень, недостижимый для конкурентов.
Для иллюстрации методов, результатов и эффектов промышленного брендинга использую примеры из своих реальных проектов для российских компаний.
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Единоразовый платёж

Безвозмездное пожертвование без возможности возврата. Этот взнос не предоставляет доступ к закрытому контенту.

Помочь проекту
Читатель 500 ₽ месяц 4 800 ₽ год
(-20%)
При подписке на год для вас действует 20% скидка. 20% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Всё о брендинге на сложных B2B-рынках
Доступны сообщения

Будете регулярно читать главы книги и статьи по теме стратегии и брендинга на B2B-рынках сложных продуктов.

Оформить подписку
Собеседник 2 500 ₽ месяц 25 500 ₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Всё о брендинге на сложных B2B-рынках
Доступны сообщения

Отвечу на вопросы по книге в привязке к вашим задачам (в тг или на почту). Проведу часовую консультацию в формате — подумать об меня. Так как я работаю напрямую с владельцами предприятий, то опыта "как надо" и "как не надо" у меня много.

Оформить подписку
Фильтры
Статистика
Обновления проекта
Читать: 12+ мин
logo Всё о брендинге на сложных B2B-рынках

1.3 Эффекты мероприятий по брендингу

Доступно подписчикам уровня
«Читатель»
Подписаться за 500₽ в месяц

В зависимости от стадии развития компании, брендинговые эффекты на B2B-рынках можно поделить на следующие типы: сбытовые, управленческие, стратегические. Как правило, на стадии роста компании заинтересованы в повышении финансовой устойчивости, их руководители хотят привлечь больше новых клиентов, чтобы поступающих ресурсов хватало на развитие. Те организации, которые уже достигли стадии...

Читать: 3+ мин
logo Всё о брендинге на сложных B2B-рынках

1.2 Кто такие «скрытые чемпионы»?

Доступно подписчикам уровня
«Читатель»
Подписаться за 500₽ в месяц

Когда мы говорим о промышленном брендинге, то факт, что о вас что-то слышал потенциальный покупатель, не решает ничего.

Читать: 9+ мин
logo Всё о брендинге на сложных B2B-рынках

Часть 1. Для тех, кто задумался о брендинге впервые

«Брендинг ‎—‏ ‎это ‎соединение ‎хорошей ‎стратегии ‎и‏ ‎сильного ‎дизайна».
Марти‏ ‎Нормайер

Бо́льшая‏ ‎часть ‎книг ‎о‏ ‎брендинге ‎начинается‏ ‎с ‎объяснений, ‎что ‎такое‏ ‎«бренд».‏ ‎Значения ‎этого‏ ‎понятия ‎меняются‏ ‎от ‎книги ‎к ‎книге, ‎так‏ ‎как‏ ‎специалисты ‎используют‏ ‎определения ‎в‏ ‎зависимости ‎от ‎контекста ‎обсуждения. ‎И‏ ‎хотя‏ ‎каждое‏ ‎из ‎определений‏ ‎содержательно ‎правильно,‏ ‎за ‎десятки‏ ‎лет‏ ‎предприниматели, ‎маркетологи‏ ‎и ‎консультанты ‎не ‎пришли ‎к‏ ‎согласию, ‎как‏ ‎однозначно‏ ‎трактовать ‎этот ‎термин.

У‏ ‎меня ‎нет‏ ‎цели ‎создать ‎определение, ‎претендующее‏ ‎на‏ ‎однозначность, ‎с‏ ‎которым ‎вы‏ ‎согласитесь ‎и ‎будете ‎жить ‎долго‏ ‎и‏ ‎счастливо. ‎Цель‏ ‎этой ‎главы‏ ‎— ‎рассказать ‎о ‎системном ‎взгляде‏ ‎на‏ ‎деятельность,‏ ‎которой ‎я‏ ‎посвятил ‎свою‏ ‎жизнь. ‎Мы‏ ‎не‏ ‎будем ‎обсуждать‏ ‎объект ‎«бренд», ‎а ‎поговорим ‎о‏ ‎процессе ‎—‏ ‎«брендинге»,‏ ‎так ‎как, ‎по‏ ‎моему ‎глубокому‏ ‎убеждению, ‎невозможно ‎разработать ‎бренд, словно‏ ‎это‏ ‎проект, ‎который‏ ‎имеет ‎начало‏ ‎и ‎конец. ‎Мы ‎поговорим ‎о‏ ‎процессе‏ ‎брендинга, ‎системной‏ ‎и ‎постоянной‏ ‎деятельности, ‎рассчитанной ‎на ‎повышение ‎устойчивости‏ ‎бизнеса.

1.1 Что‏ ‎такое‏ ‎«брендинг» ‎на‏ ‎промышленном ‎рынке

В‏ ‎2015 ‎году‏ ‎меня‏ ‎пригласили ‎на‏ ‎встречу ‎в ‎компанию, ‎разрабатывающую ‎программное‏ ‎обеспечение ‎для‏ ‎диспетчеризации‏ ‎и ‎контроля ‎технологических‏ ‎процессов ‎в‏ ‎реальном ‎времени. ‎К ‎тому‏ ‎времени‏ ‎компания ‎уже‏ ‎работала ‎на‏ ‎рынке ‎около ‎семи ‎лет, ‎но‏ ‎результаты‏ ‎не ‎устраивали‏ ‎владельца. ‎Как‏ ‎ему ‎казалось, ‎проблема ‎заключалась ‎в‏ ‎несоответствии‏ ‎образа‏ ‎компании ‎и‏ ‎ее ‎возможностей.‏ ‎Поэтому ‎он‏ ‎обратился‏ ‎в ‎агентство,‏ ‎чтобы ‎провести ‎ребрендинг.

Отчасти ‎он ‎был‏ ‎прав. ‎У‏ ‎компании‏ ‎отсутствовали ‎стандарты ‎фирменного‏ ‎стиля, ‎коммерческие‏ ‎предложения ‎и ‎презентации ‎имели‏ ‎проблемы‏ ‎с ‎логикой‏ ‎подачи ‎информации‏ ‎и ‎выглядели ‎неряшливо, ‎внешние ‎коммуникации‏ ‎производили‏ ‎удручающее ‎впечатление.‏ ‎Но ‎главная‏ ‎проблема ‎заключалась ‎в ‎другом. ‎Поговорив‏ ‎с‏ ‎руководителями‏ ‎и ‎специалистами,‏ ‎я ‎выяснил,‏ ‎что ‎среди‏ ‎них‏ ‎нет ‎единого‏ ‎понимания ‎— ‎кто ‎их ‎покупатели‏ ‎и ‎какой‏ ‎продукт‏ ‎они ‎предлагают. ‎Их‏ ‎генеральный, ‎коммерческий‏ ‎и ‎сотрудники ‎отдела ‎продаж‏ ‎вели‏ ‎переговоры ‎с‏ ‎покупателями ‎и‏ ‎предлагали ‎совершенно ‎разные ‎по ‎сути‏ ‎продукты.‏ ‎Кто-то ‎говорил‏ ‎об ‎эффектах‏ ‎для ‎развития ‎бизнеса ‎покупателя, ‎кто-то‏ ‎делал‏ ‎упор‏ ‎на ‎отраслевой‏ ‎опыт, ‎а‏ ‎кто-то ‎погружался‏ ‎в‏ ‎техническую ‎специфику‏ ‎ПО.

На ‎отчетной ‎встрече ‎они ‎пришли‏ ‎к ‎честному‏ ‎и‏ ‎обескураживающему ‎выводу: ‎«Мы‏ ‎не ‎знаем,‏ ‎что́ ‎мы ‎делаем ‎как‏ ‎продукт».‏ ‎Это ‎помогло‏ ‎понять, ‎на‏ ‎чем ‎необходимо ‎сфокусироваться ‎для ‎решения‏ ‎проблем,‏ ‎поэтому ‎следующим‏ ‎шагом ‎стали‏ ‎поездки ‎и ‎встречи ‎с ‎их‏ ‎клиентами.‏ ‎Я‏ ‎должен ‎был‏ ‎разобраться ‎на‏ ‎месте, ‎какие‏ ‎требования‏ ‎и ‎ожидания‏ ‎предъявляют ‎заказчики ‎к ‎эксплуатации ‎и‏ ‎обслуживанию ‎ПО‏ ‎и‏ ‎чем ‎одни ‎заказчики‏ ‎отличаются ‎от‏ ‎других. ‎Собранная ‎информация ‎помогла‏ ‎нам‏ ‎понять: ‎по‏ ‎каким ‎признакам‏ ‎следует ‎сегментировать ‎покупателей, ‎чтобы ‎сосредоточиться‏ ‎на‏ ‎«своих», ‎не‏ ‎растрачивая ‎ресурсы‏ ‎на ‎всех ‎подряд; ‎какие ‎функции‏ ‎продукта‏ ‎стоит‏ ‎подчеркивать ‎в‏ ‎коммерческих ‎предложениях,‏ ‎на ‎выставках‏ ‎или‏ ‎сайте ‎компании;‏ ‎какое ‎позиционирование ‎будет ‎убедительным ‎для‏ ‎покупателей. ‎Мы‏ ‎выделили‏ ‎ключевые ‎выгоды ‎(ценности)‏ ‎покупателей, ‎определили‏ ‎принципы ‎презентации ‎предложений ‎(стратегию‏ ‎коммуникации)‏ ‎в ‎различных‏ ‎каналах ‎(сайт,‏ ‎выставки, ‎обучающие ‎семинары ‎в ‎YouTube).‏ ‎Но‏ ‎главным ‎результатом‏ ‎этой ‎работы‏ ‎стали ‎не ‎позиционирование ‎или ‎презентации‏ ‎в‏ ‎PPT.‏ ‎Самые ‎важные‏ ‎изменения ‎произошли‏ ‎с ‎людьми.‏ ‎Руководители‏ ‎и ‎ключевые‏ ‎специалисты ‎договорились ‎друг ‎с ‎другом‏ ‎— ‎какой‏ ‎продукт‏ ‎и ‎для ‎кого‏ ‎они ‎делают.‏ ‎(Такой ‎результат ‎зачастую ‎является‏ ‎ключевым‏ ‎при ‎брендинге‏ ‎компаний, ‎которые‏ ‎работают ‎на ‎рынках ‎сложных ‎B2B-продуктов.)‏ ‎Каждое‏ ‎предприятие, ‎с‏ ‎которым ‎работает‏ ‎эта ‎ИТ-компания, ‎обладает ‎уникальной ‎конфигурацией‏ ‎—‏ ‎состояние‏ ‎технологической ‎базы,‏ ‎количество ‎и‏ ‎уровень ‎подготовки‏ ‎сотрудников,‏ ‎особенности ‎ведения‏ ‎деятельности ‎и ‎производства ‎продукции. ‎Программные‏ ‎решения ‎приходится‏ ‎адаптировать‏ ‎к ‎требованиям ‎мебельной‏ ‎фабрики, ‎производителя‏ ‎тротуарной ‎плитки ‎или ‎мясоперерабатывающего‏ ‎комбината.‏ ‎Одинаковых ‎решений‏ ‎нет ‎даже‏ ‎для ‎предприятий, ‎работающих ‎в ‎одной‏ ‎отрасли.

* * *

Даже‏ ‎если ‎вы‏ ‎занимаетесь ‎производством‏ ‎«биржевых» ‎товаров ‎(например, ‎цементных ‎смесей,‏ ‎химических‏ ‎компонентов,‏ ‎зерна), ‎а‏ ‎не ‎программно-аппаратными‏ ‎комплексами, ‎на‏ ‎финальный‏ ‎результат ‎влияет‏ ‎много ‎факторов: ‎география, ‎уровень ‎сервиса,‏ ‎логистика, ‎условия‏ ‎поставок‏ ‎и ‎т. ‎п.‏ ‎Каждый ‎покупатель‏ ‎обладает ‎своими ‎особенностями, ‎которые‏ ‎требуют‏ ‎от ‎поставщика‏ ‎настройки ‎или‏ ‎доработки ‎«готового» ‎решения. ‎Такой ‎продукт‏ ‎называется‏ ‎«товарно-сервисный ‎пакет».

Качество‏ ‎рыночной ‎деятельности‏ ‎компании ‎зависит ‎от ‎согласованности ‎мнений‏ ‎и‏ ‎представлений‏ ‎сотрудников ‎о‏ ‎том, ‎какой‏ ‎«товарно-сервисный ‎пакет»‏ ‎они‏ ‎делают ‎и‏ ‎кто ‎их ‎целевые ‎клиенты. ‎Согласованность‏ ‎мнений ‎порождает‏ ‎прямые‏ ‎изменения ‎в ‎процессах‏ ‎управления. ‎Руководители‏ ‎всех ‎уровней ‎формируют ‎для‏ ‎своих‏ ‎подчиненных ‎цели‏ ‎и ‎установки,‏ ‎направленные ‎на ‎лучшее ‎удовлетворение ‎потребностей‏ ‎«своих»‏ ‎клиентов. ‎Время‏ ‎и ‎ресурсы‏ ‎отделов ‎продаж ‎направляются ‎на ‎заключение‏ ‎сделок‏ ‎со‏ ‎«своими» ‎покупателями‏ ‎— ‎прибыльными‏ ‎и ‎развивающими‏ ‎продукты‏ ‎компании. ‎Генеральный‏ ‎директор ‎участвует ‎только ‎в ‎тех‏ ‎мероприятиях, ‎на‏ ‎которых‏ ‎присутствуют ‎«свои» ‎покупатели‏ ‎и ‎т.‏ ‎д.

Брендинг ‎промышленной ‎компании ‎—‏ ‎это‏ ‎повседневная ‎целенаправленная‏ ‎деятельность ‎по‏ ‎обеспечению ‎установленного ‎уровня ‎качества ‎товаров‏ ‎и‏ ‎услуг ‎и‏ ‎формированию ‎деловой‏ ‎репутации, ‎основанной ‎на ‎подтвержденных ‎выгодах‏ ‎и‏ ‎ценностях‏ ‎для ‎заинтересованных‏ ‎лиц, ‎влияющих‏ ‎на ‎успешность‏ ‎предприятия.‏ ‎Этими ‎лицами‏ ‎могут ‎быть ‎сотрудники, ‎дилеры, ‎дистрибьюторы,‏ ‎инвесторы, ‎покупатели,‏ ‎представители‏ ‎власти ‎и ‎регуляторов,‏ ‎семьи ‎сотрудников‏ ‎и ‎жители ‎зон ‎влияния‏ ‎компании,‏ ‎руководители ‎и‏ ‎студенты ‎учебных‏ ‎учреждений, ‎представители ‎СМИ ‎и ‎т.‏ ‎д.

В‏ ‎отличие ‎от‏ ‎потребительских ‎рынков,‏ ‎где ‎упаковка ‎не ‎персонифицирована, ‎за‏ ‎каждым‏ ‎логотипом‏ ‎промышленной ‎компании‏ ‎стоят ‎конкретные‏ ‎люди. ‎Поэтому‏ ‎наибольший‏ ‎вклад ‎в‏ ‎формирование ‎брендов ‎на ‎промышленных ‎рынках‏ ‎вносит ‎не‏ ‎реклама‏ ‎(имиджевые ‎эффекты, ‎возникающие‏ ‎на ‎основании‏ ‎внешних ‎проявлений), ‎а ‎реальное‏ ‎взаимодействие‏ ‎руководителей ‎и‏ ‎представителей ‎компаний,‏ ‎то ‎есть ‎репутация. ‎И ‎хотя‏ ‎визуальные‏ ‎коммуникации ‎важны‏ ‎везде, ‎их‏ ‎роль ‎тоже ‎различна. ‎На ‎потребительском‏ ‎рынке‏ ‎—‏ ‎сформировать ‎первоначальную‏ ‎привлекательность ‎(и‏ ‎потом ‎поддерживать‏ ‎ее‏ ‎рекламой), ‎а‏ ‎на ‎промышленном ‎— ‎закрепить ‎первое‏ ‎впечатление ‎от‏ ‎непосредственного‏ ‎контакта.

1.1.1 «Не-брендинг»

Когда ‎я ‎добрался‏ ‎до ‎этой‏ ‎главы, ‎пришлось ‎пару ‎дней‏ ‎хорошенько‏ ‎подумать ‎над‏ ‎тем, ‎что‏ ‎мы ‎подразумеваем, ‎когда ‎говорим ‎«брендинг».‏ ‎Чтобы‏ ‎обсуждать ‎ту‏ ‎или ‎иную‏ ‎деятельность, ‎необходимо ‎однозначно ‎понимать ‎терминологию.‏ ‎Раз‏ ‎есть‏ ‎процесс ‎«брендинг»,‏ ‎значит ‎должно‏ ‎быть ‎состояние,‏ ‎когда‏ ‎он ‎отсутствует‏ ‎— ‎«не-брендинг».

Большинство ‎руководителей ‎компаний ‎заинтересовано‏ ‎в ‎стабильном‏ ‎потоке‏ ‎заказов, ‎квалифицированных ‎сотрудниках‏ ‎и ‎хорошей‏ ‎деловой ‎репутации ‎на ‎рынке.‏ ‎Мероприятия,‏ ‎которые ‎предпринимаются‏ ‎для ‎этого,‏ ‎могут ‎быть ‎системными ‎и ‎управляемыми,‏ ‎а‏ ‎могут ‎представлять‏ ‎собой ‎набор‏ ‎случайных ‎активностей, ‎вызванных ‎ситуативными ‎факторами.

Посмотрим,‏ ‎например,‏ ‎на‏ ‎подготовку ‎к‏ ‎отраслевой ‎выставке.‏ ‎Если ‎компания‏ ‎находится‏ ‎в ‎состоянии‏ ‎«не-брендинг», ‎то ‎процесс ‎представляет ‎собой‏ ‎сумму ‎подвигов‏ ‎наиболее‏ ‎активных ‎сотрудников. ‎Генеральный‏ ‎директор ‎собирает‏ ‎совещания, ‎на ‎которых ‎происходят‏ ‎мозговые‏ ‎штурмы ‎—‏ ‎что ‎и‏ ‎как ‎нужно ‎говорить, ‎чтобы ‎объяснить‏ ‎покупателям‏ ‎потенциальные ‎выгоды.‏ ‎Сотрудники ‎отдела‏ ‎продаж ‎требуют ‎новые ‎буклеты ‎и‏ ‎листовки‏ ‎от‏ ‎людей, ‎которым‏ ‎не ‎повезло‏ ‎заниматься ‎печатной‏ ‎продукцией.‏ ‎Тут ‎же‏ ‎обнаруживается, ‎что ‎нет ‎каталогов ‎товаров,‏ ‎а ‎если‏ ‎есть,‏ ‎то ‎они ‎представляют‏ ‎собой ‎технические‏ ‎справочники, ‎безынтересные ‎тем, ‎кто‏ ‎собирается‏ ‎потратить ‎деньги.‏ ‎Разработка ‎выставочного‏ ‎стенда ‎становится ‎полем ‎сражения ‎между‏ ‎«дешевле»,‏ ‎«быстрее» ‎и‏ ‎«качественнее», ‎а‏ ‎заканчивается ‎вздохом ‎«и ‎так ‎сойдет».‏ ‎Выставка‏ ‎проходит‏ ‎под ‎девизом‏ ‎«тут ‎нет‏ ‎наших ‎клиентов»‏ ‎и‏ ‎на ‎следующий‏ ‎год ‎бюджет ‎на ‎нее ‎не‏ ‎выделяется.

«Не-брендинг» ‎—‏ ‎это‏ ‎отсутствие ‎системных ‎мероприятий,‏ ‎направленных ‎на‏ ‎обеспечение ‎устойчивости ‎бизнеса ‎в‏ ‎будущем.‏ ‎Например, ‎директор‏ ‎предприятия ‎может‏ ‎иметь ‎хорошие ‎связи ‎с ‎администрацией‏ ‎города,‏ ‎которые ‎обеспечивают‏ ‎стабильный ‎приток‏ ‎заказов. ‎Компания ‎годами ‎производит ‎продукцию,‏ ‎которую‏ ‎приобретают‏ ‎по ‎распоряжению,‏ ‎а ‎не‏ ‎потому, ‎что‏ ‎она‏ ‎обладает ‎какими-то‏ ‎преимуществами. ‎Отделы ‎продаж ‎превращаются ‎в‏ ‎отделы ‎отгрузок.‏ ‎Руководители‏ ‎теряют ‎квалификацию ‎и‏ ‎вместо ‎управления и‏ ‎развития занимаются ‎наблюдением ‎и контролем. Новостей ‎нет,‏ ‎выставок‏ ‎нет, ‎никто‏ ‎ничем ‎не‏ ‎интересуется, ‎только ‎продукция ‎движется: ‎отгрузка‏ ‎—‏ ‎доставка, ‎отгрузка‏ ‎— ‎доставка…‏ ‎Через ‎несколько ‎лет ‎администрация ‎города‏ ‎меняется,‏ ‎заказы‏ ‎уходят ‎другому‏ ‎подрядчику, ‎и‏ ‎компания ‎сталкивается‏ ‎с‏ ‎агрессивными ‎конкурентами.‏ ‎Склады ‎заполняются ‎продукцией, ‎денежный ‎поток‏ ‎слабеет, ‎а‏ ‎постоянные‏ ‎расходы ‎никуда ‎не‏ ‎деваются. ‎Люди,‏ ‎которые ‎могли ‎бы ‎решить‏ ‎подобные‏ ‎проблемы, ‎давно‏ ‎ушли ‎в‏ ‎другие ‎компании. ‎Судьба ‎таких ‎предприятий‏ ‎—‏ ‎тихо ‎исчезнуть‏ ‎или ‎стать‏ ‎частью ‎более ‎успешных ‎игроков.

Однако ‎состояние‏ ‎«не-брендинг»‏ ‎не‏ ‎обязательно ‎должно‏ ‎иметь ‎негативный‏ ‎подтекст ‎и‏ ‎может‏ ‎быть ‎вызвано‏ ‎разными ‎причинами. ‎Скажем, ‎нет ‎конкуренции.‏ ‎Компания ‎ведет‏ ‎добычу‏ ‎минерала ‎на ‎единственном‏ ‎в ‎стране‏ ‎месторождении. ‎Цементный ‎завод ‎поставляет‏ ‎свою‏ ‎продукцию ‎для‏ ‎определенного ‎объекта‏ ‎строительства. ‎Предприятие ‎производит ‎компоненты ‎для‏ ‎военной‏ ‎техники. ‎Нет‏ ‎потребности ‎в‏ ‎росте. ‎Пять ‎магазинов ‎достаточно, ‎а‏ ‎двести‏ ‎пять‏ ‎не ‎нужны.‏ ‎Спрос ‎на‏ ‎продукцию ‎выше,‏ ‎чем‏ ‎возможности ‎производства‏ ‎— ‎успеть ‎бы ‎текущих ‎клиентов‏ ‎обслужить, ‎а‏ ‎не‏ ‎новых ‎привлечь. ‎В‏ ‎этих ‎ситуациях‏ ‎нет ‎необходимости ‎заниматься ‎брендингом,‏ ‎так‏ ‎как ‎решение‏ ‎несуществующих ‎проблем‏ ‎еще ‎никому ‎не ‎приносило ‎пользы.

Итак,‏ ‎«не-брендинг»‏ ‎— ‎состояние‏ ‎компании, ‎в‏ ‎котором ‎деятельность ‎по ‎обеспечению ‎установленного‏ ‎уровня‏ ‎качества‏ ‎товаров ‎и‏ ‎услуг ‎и‏ ‎формированию ‎деловой‏ ‎репутации‏ ‎отсутствует ‎(за‏ ‎ненадобностью), ‎либо ‎ведется ‎нерегулярно ‎и‏ ‎бессистемно.

Stay ‎tuned!

Читать: 6+ мин
logo Hoffmann+

Сигнал Брюсселю: китайские власти отправили послание евробюрократии

Для доступа к этой публикации вам необходимо подписаться
на уровень «COSMIC», а после этого дополнительно оплатить доступ к архиву Подписаться за 100₽ в месяц

Великие державы, стратегическая автономия, глобальное управление

Читать: 7+ мин
logo Hoffmann+

Планы «евротрампистов» по переустройству ЕС

Для доступа к этой публикации вам необходимо подписаться
на уровень «COSMIC», а после этого дополнительно оплатить доступ к архиву Подписаться за 100₽ в месяц

Проект-2025 для Европы, ущербность ЕС, сценарии радикального переустройства

Смотреть: 1+ мин
logo Hoffmann+

Риторика европейских «поджигателей войны» и военная промышленность ЕС

В ‎марте‏ ‎официальные ‎лица ‎Европейского ‎союза, ‎Франции,‏ ‎Соединенного ‎королевства‏ ‎и‏ ‎других ‎стран ‎Европы‏ ‎в ‎своих‏ ‎заявлениях ‎очень ‎часто ‎говорили‏ ‎о‏ ‎«грядущей ‎войне‏ ‎с ‎Россией». Этот‏ ‎нарратив ‎позволил ‎им ‎отыграть ‎несколько‏ ‎очков‏ ‎во ‎внутриполитическом‏ ‎спектакле, ‎в‏ ‎то ‎время ‎как ‎попытки ‎Брюсселя‏ ‎консолидировать‏ ‎вокруг‏ ‎подготовки ‎к‏ ‎войне ‎все‏ ‎страны-члены ‎ЕС‏ ‎не‏ ‎увенчались ‎особым‏ ‎успехом, ‎если ‎не ‎считать ‎позиции‏ ‎Польши ‎или‏ ‎бывших‏ ‎советских ‎республик ‎Прибалтики.‏ ‎

Но ‎воинственная‏ ‎риторика ‎и ‎запугивание ‎«российской‏ ‎угрозой» в‏ ‎первую ‎очередь‏ ‎играют ‎на‏ ‎руку ‎военной ‎промышленности ‎Евросоюза, ‎прежде‏ ‎всего‏ ‎французской. ‎Она‏ ‎преобразует ‎«угрозы»‏ ‎в ‎обоснование ‎программ ‎закупок ‎вооружения.

Финансы‏ ‎и‏ ‎производство

В‏ ‎2024 ‎финансовые‏ ‎показатели ‎ключевых‏ ‎игроков ‎европейской‏ ‎военной‏ ‎промышленности ‎показали‏ ‎рост ‎прибыли. ‎Так, ‎французская ‎самолетостроительная‏ ‎компания ‎Dassault‏ ‎Aviation увеличила‏ ‎свою ‎чистую ‎прибыль‏ ‎на ‎19,2%‏ ‎(€1,1 ‎млрд), ‎а ‎маржа‏ ‎составила‏ ‎17%. ‎Оборот‏ ‎французского ‎производителя‏ ‎военной ‎электроники ‎Thales увеличился ‎на ‎8,3%‏ ‎(€20,6‏ ‎млрд) ‎при‏ ‎чистой ‎прибыли‏ ‎€507 ‎млн.

В ‎настоящее ‎время ‎Dassault‏ ‎выпускает‏ ‎три‏ ‎истребителя ‎Rafale в‏ ‎месяц. ‎Фирма‏ ‎планирует ‎увеличить‏ ‎этот‏ ‎показатель ‎до‏ ‎четырех-пяти ‎единиц ‎в ‎месяц ‎к‏ ‎2030. ‎

Что‏ ‎характерно,‏ ‎ключевые ‎контракты ‎в‏ ‎очереди ‎заказов‏ ‎французской ‎компании ‎– ‎от‏ ‎азиатских‏ ‎стран. ‎Это‏ ‎26 ‎Rafale‏ ‎для ‎ВМС ‎Индии ‎и ‎80‏ ‎этих‏ ‎истребителей ‎в‏ ‎версии ‎F4‏ ‎(возможен ‎переход ‎на ‎F5) ‎в‏ ‎интересах‏ ‎ОАЭ.‏ ‎Dassault ‎также‏ ‎ведет ‎переговоры‏ ‎с ‎Саудовской‏ ‎Аравией.‏ ‎

Вместе ‎с‏ ‎тем ‎фирма ‎испытывает ‎проблемы ‎с‏ ‎долгим ‎циклом‏ ‎подготовки‏ ‎кадров ‎и ‎расширения‏ ‎цепочки ‎поставок.‏ ‎В ‎лучшем ‎случае ‎их‏ ‎устранение‏ ‎может ‎занять‏ ‎два-три ‎года.

Thales‏ ‎же ‎имеет ‎рекордный ‎портфель ‎заказов‏ ‎на‏ ‎сумму ‎€39‏ ‎млрд. ‎В‏ ‎2025 ‎в ‎приоритетах ‎корпорации ‎увеличение‏ ‎в‏ ‎три‏ ‎раза ‎производства‏ ‎радиолокационных ‎станций‏ ‎с ‎активной‏ ‎фазированной‏ ‎антенной ‎решеткой‏ ‎RBE2 ‎Mk ‎4.1 для ‎оснащения ‎Rafale,‏ ‎а ‎также‏ ‎увеличение‏ ‎в ‎четыре ‎раза‏ ‎выпуска ‎ракетного‏ ‎оружия.

Что ‎касается ‎рыночной ‎динамики,‏ ‎то‏ ‎на ‎фоне‏ ‎планов ‎ЕС‏ ‎увеличить ‎военные ‎расходы ‎до ‎€800‏ ‎млрд‏ ‎наблюдается ‎рост‏ ‎акций ‎европейских‏ ‎военно-промышленных ‎корпораций: ‎британской ‎BAE ‎Systems, итальянской‏ ‎Leonardo и‏ ‎немецкой‏ ‎Rheinmetall.

Также, ‎приостановка‏ ‎американской ‎военной‏ ‎помощи ‎Украине‏ ‎усилила‏ ‎спрос ‎на‏ ‎европейское ‎вооружение.

Политический ‎контекст ‎и ‎стратегические‏ ‎инициативы

Как ‎уже‏ ‎упоминалось,‏ ‎Европейская ‎комиссия ‎планирует‏ ‎увеличить ‎военные‏ ‎затраты ‎до ‎€800 ‎млрд.‏ ‎Из‏ ‎них ‎€150‏ ‎млрд ‎пойдут‏ ‎на ‎кредитование ‎перевооружения. ‎При ‎этом‏ ‎в‏ ‎своей ‎риторике‏ ‎Брюссель ‎фактически‏ ‎поддерживает ‎идеи ‎президента ‎Франции ‎Эмманюэля‏ ‎Макрона о‏ ‎«независимости‏ ‎от ‎США», включая‏ ‎разговоры ‎о‏ ‎ядерном ‎арсенале‏ ‎ЕС.‏ ‎Эти ‎две‏ ‎очень ‎неустойчивые ‎тенденции ‎лежат ‎в‏ ‎основе ‎так‏ ‎называемой‏ ‎«европейской ‎стратегической ‎автономии».

В‏ ‎ФРГ ‎председатель‏ ‎проатлантистской ‎партии ‎Христианско-демократический ‎союз (ХДС)‏ ‎и,‏ ‎вероятно, ‎будущий‏ ‎канцлер ‎страны‏ ‎Фридрих ‎Мерц предлагает ‎создать ‎«европейский ‎ядерный‏ ‎зонтик» и‏ ‎отменить ‎«долговой‏ ‎тормоз» ‎для‏ ‎финансирования ‎военных ‎расходов. ‎Еще ‎более‏ ‎радикально‏ ‎атлантистская‏ ‎леволиберальная ‎партия‏ ‎Союз ‎90/Зеленые‏ ‎поддерживает ‎увеличение‏ ‎военных‏ ‎затрат. ‎Таким‏ ‎образом, ‎Мерц, ‎ХДС ‎и ‎немецкие‏ ‎«зеленые» ‎вторят‏ ‎позициям‏ ‎Брюсселя.

В ‎этот ‎якобы‏ ‎«оборонительный» ‎контекст‏ ‎вписывается ‎инициатива, ‎которая ‎выходит‏ ‎за‏ ‎рамки ‎Евросоюза‏ ‎и ‎имеет‏ ‎очевидный ‎наступательный ‎характер ‎– ‎формирование‏ ‎«коалиции‏ ‎желающих» для ‎отправки‏ ‎войск ‎на‏ ‎Украину ‎под ‎видом ‎«миротворческого ‎контингента». Эта‏ ‎идея‏ ‎принадлежит‏ ‎Франции ‎и‏ ‎Соединенному ‎королевству,‏ ‎которое ‎уже‏ ‎не‏ ‎входит ‎в‏ ‎ЕС.

Если ‎«ядерный ‎зонтик» ‎США ‎в‏ ‎настоящее ‎время‏ ‎фактически‏ ‎не ‎имеет ‎альтернатив‏ ‎для ‎Европы,‏ ‎а ‎угроза ‎официального ‎англо-французского‏ ‎военного‏ ‎вмешательства ‎в‏ ‎специальную ‎военную‏ ‎операцию ‎больше ‎похожа ‎на ‎попытку‏ ‎попасть‏ ‎за ‎стол‏ ‎переговоров ‎между‏ ‎РФ ‎и ‎США, ‎то ‎увеличение‏ ‎военных‏ ‎расходов‏ ‎– ‎вполне‏ ‎реальная ‎стратегическая‏ ‎инициатива, ‎основанная‏ ‎на‏ ‎коммерческом ‎интересе‏ ‎европейской ‎военной ‎промышленности.

Сбыт ‎военной ‎продукции‏ ‎и ‎геополитика

Если‏ ‎взять‏ ‎в ‎расчет ‎ключевые‏ ‎рынки ‎Thales‏ ‎с ‎ее ‎рекордным ‎портфелем‏ ‎заказов,‏ ‎то ‎рост‏ ‎продаж ‎корпорации‏ ‎наблюдается ‎только ‎во ‎Франции ‎(что‏ ‎неизбежно)‏ ‎и ‎Соединенном‏ ‎королевстве. ‎Основной‏ ‎же ‎рост ‎заказов ‎фирмы ‎–‏ ‎на‏ ‎9,6%‏ ‎- ‎наблюдается‏ ‎на ‎азиатском‏ ‎рынке. ‎Это‏ ‎такие‏ ‎покупатели, ‎как‏ ‎Индия, ‎Индонезия, ‎Саудовская ‎Аравия ‎и‏ ‎ОАЭ.

Такие ‎тенденции‏ ‎будут‏ ‎и ‎у ‎других‏ ‎крупных ‎европейских‏ ‎производителей ‎продукции ‎военного ‎назначения‏ ‎(ПВН).‏ ‎Их ‎зоны‏ ‎роста ‎–‏ ‎Индо-Тихоокеанский ‎регион ‎и ‎Ближний ‎Восток.

Усиление‏ ‎спроса‏ ‎на ‎европейское‏ ‎вооружение ‎на‏ ‎фоне ‎сокращения ‎американской ‎военной ‎помощи‏ ‎Украине‏ ‎также‏ ‎имеет ‎свои‏ ‎пределы. ‎В‏ ‎2024 ‎у‏ ‎той‏ ‎же ‎Thales‏ ‎на ‎украинский ‎рынок ‎приходилось ‎менее‏ ‎1% ‎от‏ ‎всех‏ ‎заказов. ‎

Однако ‎в‏ ‎III.2025 ‎Thales‏ ‎Air ‎Defence – североирландское ‎подразделение ‎французской‏ ‎корпорации‏ ‎– ‎получило‏ ‎контракт ‎на‏ ‎поставку ‎Киеву ‎5 ‎тыс. ‎многоцелевых‏ ‎ракет‏ ‎Martlet. Сделка ‎стоимостью‏ ‎£1,6 ‎млрд‏ ‎стала ‎коммерческим ‎успехом ‎ольстерского ‎филиала‏ ‎Thales.

У‏ ‎производителей‏ ‎боевых ‎машин‏ ‎и ‎боеприпасов‏ ‎показатель ‎поставок‏ ‎ПВН‏ ‎на ‎Украине‏ ‎может ‎быть ‎на ‎порядок ‎выше,‏ ‎но ‎не‏ ‎является‏ ‎ключевым ‎в ‎портфеле‏ ‎заказов.

Технологические ‎тренды

Хотя‏ ‎выход ‎США ‎из ‎НАТО‏ ‎представляется‏ ‎маловероятным, ‎в‏ ‎ЕС ‎прорабатывают‏ ‎военно-технические ‎угрозы, ‎связанные ‎с ‎возможной‏ ‎сменой‏ ‎военно-политических ‎ориентиров‏ ‎Вашингтона. ‎Так,‏ ‎применение ‎американских ‎истребителей ‎F-35 ‎может‏ ‎стать‏ ‎для‏ ‎европейских ‎стран‏ ‎очень ‎рискованным.‏ ‎

В ‎этом‏ ‎контексте‏ ‎одним ‎из‏ ‎ключевых ‎вопросов ‎является ‎альтернатива ‎авиационному‏ ‎носителю ‎ядерного‏ ‎оружия‏ ‎(ЯО), ‎тем ‎более,‏ ‎если ‎в‏ ‎гипотетическом ‎сценарии ‎Евросоюз ‎станет‏ ‎обладателем‏ ‎такого ‎вооружения.‏ ‎Здесь ‎выбор‏ ‎падает ‎на ‎французские ‎истребители ‎Rafale‏ ‎в‏ ‎модификации ‎носителя‏ ‎ЯО.

В ‎III.2025‏ ‎Франция ‎запустила ‎третий ‎и ‎последний‏ ‎военно-разведывательный‏ ‎спутник‏ ‎серии ‎CSO‏ ‎(Composante ‎Spatiale‏ ‎Optique). Эти ‎космические‏ ‎аппараты‏ ‎входят ‎в‏ ‎европейскую ‎программу ‎спутниковой ‎разведки ‎MUSIS‏ ‎(MUltinational ‎Space-based‏ ‎Imaging‏ ‎System ‎for ‎Surveillance,‏ ‎Reconnaissance ‎and‏ ‎Observation) под ‎эгидой ‎военного ‎агентства‏ ‎ЕС‏ ‎EDA ‎(European‏ ‎Defence ‎Agency).

Эта‏ ‎программа, ‎как ‎ожидается, ‎обеспечит ‎частичную‏ ‎независимость‏ ‎европейских ‎стран‏ ‎от ‎США‏ ‎в ‎области ‎видовой ‎разведки ‎из‏ ‎космоса.‏ ‎MUSIS‏ ‎– ‎переходная‏ ‎программа ‎на‏ ‎пути ‎к‏ ‎более‏ ‎широкому ‎проекту.‏ ‎Его ‎реализация ‎- ‎в ‎коммерческих‏ ‎интересах ‎французских‏ ‎корпораций‏ ‎Thales ‎и ‎Airbus.

Кроме‏ ‎того, ‎Thales‏ ‎инвестирует ‎в ‎разработку ‎и‏ ‎производство‏ ‎систем ‎киберзащиты‏ ‎для ‎Rafale‏ ‎и ‎наземных ‎радиолокационных ‎станций ‎истребителя.‏ ‎Фирма‏ ‎стремится ‎позиционировать‏ ‎самолет ‎как‏ ‎авиационный ‎комплекс, ‎обладающий ‎«кибериммунитетом».

Видео: ‎запуск‏ ‎ракеты-носителя‏ ‎со‏ ‎спутником ‎CSO-3‏ ‎

Заключение

Военные ‎расходы‏ ‎ЕС ‎растут‏ ‎и‏ ‎будут ‎расти,‏ ‎но ‎основная ‎часть ‎ПВН ‎европейских‏ ‎производителей ‎экспортируется‏ ‎в‏ ‎Азию. ‎К ‎тому‏ ‎же, ‎военная‏ ‎промышленность ‎стран ‎Европы ‎подвержена‏ ‎серьезным‏ ‎рискам ‎-задержкам‏ ‎в ‎производстве‏ ‎из-за ‎нехватки ‎кадров ‎и ‎мощностей,‏ ‎а‏ ‎также ‎возможным‏ ‎последствиям ‎«торговой‏ ‎войны» ‎с ‎США.

Ранними ‎признаками ‎реальной‏ ‎подготовки‏ ‎Евросоюза‏ ‎к ‎«стратегической‏ ‎автономии» ‎и‏ ‎полномасштабной ‎войне‏ ‎с‏ ‎Россией ‎станут:‏ ‎скоординированность ‎инвестиций ‎стран-участниц ‎в ‎военные‏ ‎разработки ‎и‏ ‎производство,‏ ‎ускорение ‎темпов ‎модернизации‏ ‎производственных ‎процессов‏ ‎военно-промышленных ‎предприятий ‎и ‎заявленная‏ ‎на‏ ‎доктринальном ‎уровне‏ ‎политическая ‎воля‏ ‎к ‎«стратегической ‎автономии». ‎

Это ‎объявление‏ ‎может‏ ‎прозвучать ‎на‏ ‎саммите ‎НАТО‏ ‎в ‎Гааге ‎в ‎VI.2025. ‎В‏ ‎такой‏ ‎автономии‏ ‎Франция ‎и‏ ‎ее ‎авиационно-космические‏ ‎военные ‎разработки‏ ‎будут‏ ‎играть ‎определяющую‏ ‎роль.

Читать: 15+ мин
logo Prioslav

Как пятилетки в Китае меняют экономику? Хронология китайского экономического чуда

За ‎основу‏ ‎китайских ‎реформ ‎была ‎взята ‎Новая‏ ‎экономическая ‎политика‏ ‎(НЭП),‏ ‎существовавшая ‎недолгое ‎время‏ ‎в ‎СССР,‏ ‎и ‎которую ‎начали ‎реализовывать‏ ‎при‏ ‎Ленине. ‎Но‏ ‎смерть ‎Ленина,‏ ‎и ‎отсутствие ‎политэкономической ‎грамотности ‎у‏ ‎Сталинского‏ ‎окружения, ‎а‏ ‎также ‎неумение‏ ‎и ‎нежелание ‎в ‎угоду ‎идеологическим‏ ‎штампам‏ ‎управлять‏ ‎новым ‎разношерстным‏ ‎российским ‎обществом,‏ ‎привело ‎только‏ ‎к‏ ‎плановому ‎вектору‏ ‎развития ‎Советской ‎России. ‎У ‎которого‏ ‎масса ‎плюсов,‏ ‎но‏ ‎есть ‎и ‎минусы,‏ ‎если ‎идеология‏ ‎правящей ‎партии, ‎порождает ‎только‏ ‎бюрократов,‏ ‎думающих, ‎что‏ ‎владеют ‎законами‏ ‎экономики.

Карл ‎Маркс ‎«разжевал» ‎для ‎всего‏ ‎мира‏ ‎как ‎устроен‏ ‎мир ‎капитала и‏ ‎создается ‎прибавочная ‎стоимость. ‎Русская ‎революция‏ ‎1917‏ ‎года‏ ‎попыталась ‎отделить‏ ‎капитал, ‎а‏ ‎прежде ‎всего‏ ‎капиталистов,‏ ‎от ‎российского‏ ‎народа, ‎пока ‎Владимир ‎Ленин ‎не‏ ‎понял, ‎что‏ ‎не‏ ‎отделять ‎надо, ‎а‏ ‎совмещать. ‎То‏ ‎есть ‎встраивать ‎политэкономику ‎частной‏ ‎собственности‏ ‎в ‎плановое‏ ‎государственное ‎регулирование,‏ ‎в ‎результате ‎чего ‎появился ‎НЭП,‏ ‎а‏ ‎спустя ‎десятки‏ ‎лет ‎и‏ ‎«китайское ‎экономическое ‎чудо». ‎Обидно ‎за‏ ‎Россию,‏ ‎это‏ ‎даже ‎не‏ ‎то ‎слово,‏ ‎которое ‎хочется‏ ‎произнести!

Китайские‏ ‎пятилетние ‎планы‏ ‎(Пятилетки) ‎являются ‎основным ‎инструментом ‎социально-экономического‏ ‎планирования ‎в‏ ‎Китае.‏ ‎Они ‎охватывают ‎ключевые‏ ‎аспекты ‎развития‏ ‎страны, ‎включая ‎экономический ‎рост,‏ ‎промышленность,‏ ‎сельское ‎хозяйство,‏ ‎науку ‎и‏ ‎технологии, ‎экологию, ‎социальное ‎обеспечение ‎и‏ ‎другие‏ ‎сферы. ‎Каждый‏ ‎план ‎устанавливает‏ ‎целевые ‎показатели, ‎которые ‎затем ‎отслеживаются‏ ‎и‏ ‎анализируются‏ ‎по ‎итогам‏ ‎выполнения. ‎Что‏ ‎также ‎важно,‏ ‎в‏ ‎рамках ‎общего‏ ‎мировоззрения ‎Китая.

Ниже ‎приведена ‎обобщенная ‎информация‏ ‎о ‎ключевых‏ ‎показателях‏ ‎пятилетних ‎планов ‎Китая‏ ‎— ‎информативно,‏ ‎начиная ‎с ‎5 ‎—‏ ‎го‏ ‎после ‎смерти‏ ‎Мао ‎Цзэдуна,‏ ‎и ‎подробно ‎с ‎процентом ‎выполняемости,‏ ‎начиная‏ ‎с ‎11-го‏ ‎пятилетнего ‎плана‏ ‎(2006–2010) ‎и ‎до ‎14-го ‎пятилетнего‏ ‎плана‏ ‎(2021–2025).‏ ‎Процент ‎выполнения‏ ‎плановых ‎показателей‏ ‎может ‎варьироваться‏ ‎в‏ ‎зависимости ‎от‏ ‎конкретного ‎индикатора ‎и ‎внешних ‎факторов‏ ‎(например, ‎экономических‏ ‎кризисов,‏ ‎пандемий ‎и ‎т.‏ ‎д.).

Под ‎руководством‏ ‎председателя ‎Коммунистической ‎партии ‎Мао‏ ‎Цзэдуна‏ ‎Китайская ‎Народная‏ ‎Республика ‎была‏ ‎создана ‎в ‎1949 ‎году ‎после‏ ‎затяжной‏ ‎гражданской ‎войны‏ ‎с ‎националистическим‏ ‎китайским ‎правительством ‎Чан ‎Кайши. ‎При‏ ‎Мао‏ ‎экономика‏ ‎Китая ‎была‏ ‎централизованно ‎спланирована‏ ‎и ‎направлялась‏ ‎государством,‏ ‎которое ‎устанавливало‏ ‎производственные ‎цели, ‎определяло ‎цены ‎и‏ ‎контролировало ‎ресурсы.‏ ‎После‏ ‎смерти ‎Мао ‎Цзэдуна‏ ‎Китай ‎провел‏ ‎масштабные ‎реформы.


Китай, ‎самая ‎густонаселенная‏ ‎страна‏ ‎в ‎мире,‏ ‎выгодно ‎отличался‏ ‎дешевой ‎рабочей ‎силой ‎в ‎почти‏ ‎миллиард‏ ‎человек, ‎которая‏ ‎способствовала ‎привлечению‏ ‎международных ‎инвестиций ‎и ‎стимулировала ‎значительный‏ ‎экономический‏ ‎рост‏ ‎страны ‎на‏ ‎протяжении ‎десятилетий.‏ ‎Тысячи ‎американских‏ ‎и‏ ‎других ‎иностранных‏ ‎компаний ‎— ‎AT ‎& ‎T,‏ ‎Adidas, ‎Coca-Cola‏ ‎Foods,‏ ‎Caterpillar, ‎Ford ‎Motors,‏ ‎магазины ‎Family‏ ‎Dollar, ‎FedEx, ‎Kraft ‎Foods,‏ ‎Mattel,‏ ‎Nikon, ‎Trader‏ ‎Joe’s, ‎Victoria’s‏ ‎Secret, ‎Xerox ‎и ‎многие, ‎многие‏ ‎другие‏ ‎— ‎владеют‏ ‎собственностью ‎или‏ ‎заводами ‎в ‎Китае, ‎извлекая ‎выгоду‏ ‎из‏ ‎более‏ ‎низкой ‎стоимости‏ ‎производства ‎продуктов.

Правда,‏ ‎это ‎международное‏ ‎конкурентное‏ ‎преимущество ‎со‏ ‎временем ‎изменилось. ‎Экономический ‎рост ‎привел‏ ‎к ‎росту‏ ‎заработной‏ ‎платы ‎в ‎Китае.‏ ‎А ‎в‏ ‎связи ‎с ‎быстро ‎стареющим‏ ‎населением‏ ‎и ‎долгосрочными‏ ‎последствиями ‎его‏ ‎политики ‎в ‎отношении ‎одного ‎ребенка,‏ ‎осуществляемой‏ ‎на ‎национальном‏ ‎уровне ‎в‏ ‎80-е ‎и ‎последующие ‎годы, ‎рост‏ ‎и‏ ‎экономическое‏ ‎преимущество ‎знаменитой‏ ‎большой ‎и‏ ‎доступной ‎рабочей‏ ‎силы‏ ‎в ‎Китае,‏ ‎продолжит ‎уменьшаться.

Китайская ‎диаспора ‎или ‎помощь‏ ‎из-за ‎рубежа

Из-за‏ ‎огромного‏ ‎населения ‎Китая, ‎численность‏ ‎китайцев, ‎живущих‏ ‎за ‎границей, ‎также ‎удивительно‏ ‎большая.‏ ‎Только ‎в‏ ‎Соединенных ‎Штатах‏ ‎проживает ‎около ‎4 ‎миллионов ‎китайских‏ ‎граждан.

Миллионы‏ ‎китайцев, ‎проживающих‏ ‎за ‎границей,‏ ‎многие ‎из ‎которых ‎покинули ‎Китай‏ ‎для‏ ‎реализации‏ ‎своих ‎экономических‏ ‎возможностей, ‎отправляли‏ ‎денежные ‎переводы,‏ ‎оцениваемые‏ ‎в ‎64‏ ‎миллиарда ‎долларов, ‎к ‎примеру ‎в‏ ‎2017 ‎году.‏ ‎Китайская‏ ‎экономика ‎помимо ‎финансовой‏ ‎помощи ‎от‏ ‎своих ‎граждан, ‎получила ‎еще‏ ‎большую‏ ‎выгоду, ‎так‏ ‎как ‎возвращаясь‏ ‎они ‎привнесли ‎свой ‎опыт, ‎накопленный‏ ‎в‏ ‎основном ‎в‏ ‎западных ‎странах.

5. Пятый‏ ‎пятилетний ‎план ‎(1976-1980)

После ‎смерти ‎Мао‏ ‎Цзэдуна‏ ‎в‏ ‎1976 ‎году‏ ‎в ‎экономике‏ ‎Китая ‎начались‏ ‎серьезные‏ ‎преобразования. ‎При‏ ‎китайском ‎лидере ‎Дэн ‎Сяопине ‎страна‏ ‎децентрализовала ‎свое‏ ‎управление‏ ‎в ‎экономике ‎и‏ ‎предоставила ‎промышленности‏ ‎большую ‎автономию ‎в ‎плане‏ ‎определения‏ ‎производственных ‎целей.‏ ‎Фермерам ‎также‏ ‎было ‎разрешено ‎повысить ‎контроль ‎над‏ ‎своими‏ ‎предприятиями. ‎Реформы‏ ‎Дэна ‎распространились‏ ‎и ‎на ‎политическую ‎и ‎социальную‏ ‎сферу‏ ‎Китая‏ ‎и ‎включали‏ ‎в ‎себя‏ ‎противоречивую ‎политику‏ ‎Китая‏ ‎в ‎отношении‏ ‎одного ‎ребенка, ‎направленную ‎на ‎контроль‏ ‎рождаемости ‎в‏ ‎стране.

6. Шестой‏ ‎пятилетний ‎план ‎(1981–1985‏ ‎годы)

Шестой ‎пятилетний‏ ‎план ‎Китая ‎направлен ‎на‏ ‎консолидацию‏ ‎выгод ‎от‏ ‎реформирования ‎китайской‏ ‎экономики, ‎начавшегося ‎в ‎рамках ‎предыдущей‏ ‎пятилетней‏ ‎инициативы. ‎Сельскохозяйственные‏ ‎реформы ‎в‏ ‎течение ‎предыдущего ‎пятилетнего ‎плана ‎дали‏ ‎результаты‏ ‎к‏ ‎1981 ‎году.‏ ‎Инициативы ‎по‏ ‎реформированию ‎помогли‏ ‎укрепить‏ ‎торговые ‎и‏ ‎культурные ‎связи ‎Китая ‎с ‎Западом,‏ ‎и ‎иностранные‏ ‎компании‏ ‎начали ‎инвестировать ‎в‏ ‎китайские ‎предприятия.‏ ‎Объем ‎экспорта ‎Китая ‎в‏ ‎1984‏ ‎году ‎вырос‏ ‎до ‎10-го‏ ‎по ‎величине ‎показателя ‎в ‎мире‏ ‎по‏ ‎сравнению ‎с‏ ‎28-м ‎местом‏ ‎четырьмя ‎годами ‎ранее.

7. Седьмой ‎пятилетний ‎план‏ ‎(1986-1990)

Китай‏ ‎продолжил‏ ‎курс ‎реформ.‏ ‎Нация ‎продолжала‏ ‎поддерживать ‎государственные‏ ‎предприятия‏ ‎и ‎предоставила‏ ‎им ‎больше ‎ответственности ‎в ‎определении‏ ‎целей ‎производства‏ ‎и‏ ‎рентабельности. ‎Экономика ‎допустила‏ ‎больше ‎свободного‏ ‎рынка, ‎а ‎ее ‎регулирование‏ ‎в‏ ‎нормах ‎и‏ ‎правилах ‎было‏ ‎уменьшено. ‎Пекин ‎тогда ‎планировал ‎увеличивать‏ ‎экспорт‏ ‎на ‎8%‏ ‎ежегодно, ‎что‏ ‎в ‎последующем ‎имело ‎колоссальные ‎последствия‏ ‎для‏ ‎американских‏ ‎и ‎европейских‏ ‎компаний.

8. Восьмой ‎пятилетний‏ ‎план ‎(1991-1995)

Экономика‏ ‎Китая‏ ‎ко ‎времени‏ ‎его ‎восьмой ‎пятилетки ‎в ‎1991‏ ‎году ‎уже‏ ‎стремительно‏ ‎росла. ‎Предприняты ‎изменения‏ ‎в ‎финансовой‏ ‎системе, ‎которые ‎включали ‎децентрализацию‏ ‎налогов‏ ‎и ‎добавление‏ ‎налога ‎на‏ ‎добавленную ‎стоимость. ‎Китай ‎отделил ‎финансирование‏ ‎в‏ ‎государственной ‎политике‏ ‎от ‎коммерческого‏ ‎финансирования. ‎Китай ‎также ‎открыл ‎больше‏ ‎городов‏ ‎для‏ ‎посещения ‎иностранцами‏ ‎и ‎создал‏ ‎больше ‎зон‏ ‎экономического‏ ‎развития. ‎КНР‏ ‎в ‎1994 ‎году ‎начала ‎строительство‏ ‎своей ‎огромной‏ ‎плотины‏ ‎«Три ‎ущелья», ‎крупнейшим‏ ‎в ‎мире‏ ‎гидроэнергетическим ‎проектом. ‎Плотина ‎была‏ ‎в‏ ‎основном ‎построена‏ ‎к ‎2006‏ ‎году.

9. Девятый ‎пятилетний ‎план ‎(1996-2000)

Экономика ‎Китая‏ ‎продолжала‏ ‎уверенно ‎расти‏ ‎в ‎течение‏ ‎девятой ‎пятилетки, ‎увеличившись ‎в ‎годовом‏ ‎исчислении‏ ‎на‏ ‎8,3%. ‎Государственные‏ ‎предприятия ‎были‏ ‎преобразованы ‎в‏ ‎корпорации,‏ ‎и ‎многие‏ ‎из ‎них ‎зарегистрировались ‎в ‎качестве‏ ‎публичных ‎компаний‏ ‎на‏ ‎фондовых ‎рынках ‎внутри‏ ‎страны ‎и‏ ‎за ‎ее ‎пределами. ‎Рыночная‏ ‎система‏ ‎продолжала ‎развиваться‏ ‎с ‎расширением‏ ‎предложения ‎капитала ‎и ‎совершенствованием ‎технологий.‏ ‎Экспорт‏ ‎вырос ‎на‏ ‎67% ‎за‏ ‎пятилетний ‎период ‎с ‎1995 ‎года‏ ‎до‏ ‎249,2‏ ‎млрд ‎долларов.‏ ‎ВВП ‎Китая‏ ‎по ‎паритету‏ ‎покупательной‏ ‎способности ‎в‏ ‎конце ‎его ‎девятой ‎пятилетки ‎к‏ ‎2000 ‎году,‏ ‎составил‏ ‎4,5 ‎триллиона ‎долларов.

10. Десятый‏ ‎пятилетний ‎план‏ ‎(2001-2005)

В ‎центре ‎внимания ‎десятой‏ ‎пятилетки‏ ‎Китая ‎было‏ ‎развитие ‎информационной‏ ‎индустрии ‎страны. ‎Во ‎время ‎заседания‏ ‎15-го‏ ‎Центрального ‎комитета‏ ‎Коммунистической ‎партии‏ ‎участники ‎заседания ‎заявили, ‎что ‎так‏ ‎называемая‏ ‎информатизация‏ ‎имеет ‎решающее‏ ‎значение ‎для‏ ‎содействия ‎экономическому‏ ‎прогрессу,‏ ‎модернизации ‎и‏ ‎национальной ‎безопасности, ‎поскольку ‎Китай ‎вступил‏ ‎в ‎21-й‏ ‎век.‏ ‎В ‎2005 ‎году‏ ‎ВВП ‎Китая‏ ‎по ‎паритету ‎покупательной ‎способности‏ ‎уже‏ ‎составил ‎8,88‏ ‎трлн. ‎долларов.

11. Одиннадцатый‏ ‎пятилетний ‎план ‎(2006-2010)

Одиннадцатый ‎пятилетний ‎план‏ ‎Китая‏ ‎был ‎нацелен‏ ‎на ‎расширение‏ ‎внутреннего ‎потребления ‎как ‎способа ‎сбалансировать‏ ‎экономику,‏ ‎которая‏ ‎поддерживалась ‎инвестициями‏ ‎и ‎экспортом.‏ ‎Цель ‎КНР‏ ‎состояла‏ ‎в ‎том,‏ ‎чтобы ‎поднять ‎доход, ‎повысить ‎внутреннее‏ ‎потребление ‎и‏ ‎уровень‏ ‎жизни ‎людей. ‎Китай‏ ‎также ‎намеревался‏ ‎изменить ‎свою ‎модель ‎роста‏ ‎во‏ ‎внешней ‎торговли‏ ‎на ‎товары‏ ‎более ‎высокого ‎качества, ‎чем ‎просто‏ ‎объем‏ ‎торговли ‎ширпотребом.‏ ‎В ‎документе‏ ‎о ‎пятилетнем ‎плане ‎Ма ‎Кай,‏ ‎председатель‏ ‎Национальной‏ ‎комиссии ‎по‏ ‎развитию ‎и‏ ‎реформам, ‎признал‏ ‎слабость‏ ‎сельскохозяйственного ‎сектора‏ ‎и ‎сферы ‎услуг ‎в ‎экономике‏ ‎и ‎сказал,‏ ‎что‏ ‎эти ‎области ‎необходимо‏ ‎обновить. ‎К‏ ‎концу ‎пятилетнего ‎периода, ‎в‏ ‎2010‏ ‎году, ‎ВВП‏ ‎Китая ‎составил‏ ‎10,09 ‎трлн. ‎долларов.

12. Двенадцатый ‎пятилетний ‎план‏ ‎(2011–2015‏ ‎годы)

Главные ‎цели‏ ‎12-го ‎пятилетнего‏ ‎плана ‎Китая ‎заключались ‎в ‎том,‏ ‎чтобы‏ ‎экономика‏ ‎росла ‎с‏ ‎темпами ‎7%‏ ‎в ‎год,‏ ‎создавала‏ ‎45 ‎миллионов‏ ‎рабочих ‎мест ‎в ‎городах, ‎ограничивала‏ ‎безработицу ‎до‏ ‎уровня‏ ‎ниже ‎5% ‎и‏ ‎поддерживала ‎стабильные‏ ‎цены. ‎Перестройка ‎экономики ‎должна‏ ‎продолжаться‏ ‎за ‎счет‏ ‎увеличения ‎внутреннего‏ ‎потребления ‎и ‎увеличения ‎доли ‎сектора‏ ‎услуг‏ ‎в ‎ВВП.‏ ‎Страна ‎также‏ ‎планировала ‎увеличить ‎финансирование ‎научных ‎исследований‏ ‎и‏ ‎разработок‏ ‎до ‎2,2%‏ ‎ВВП. ‎Быстрый‏ ‎экономический ‎рост‏ ‎в‏ ‎этот ‎период‏ ‎привел ‎к ‎тому, ‎что ‎ВВП‏ ‎(паритет ‎покупательной‏ ‎способности)‏ ‎составил ‎21,14 ‎трлн‏ ‎долларов, ‎что‏ ‎более ‎чем ‎вдвое ‎превышает‏ ‎показатель‏ ‎2010 ‎года.

13. Тринадцатый‏ ‎пятилетний ‎план‏ ‎(2016–2020 ‎годы)

13-й ‎пятилетний ‎план ‎направлен‏ ‎на‏ ‎то, ‎чтобы‏ ‎перенести ‎экономический‏ ‎акцент ‎на ‎инновации ‎и ‎его‏ ‎роль‏ ‎в‏ ‎экономике ‎Китая‏ ‎с ‎обычного‏ ‎роста, ‎вызванного‏ ‎накоплением‏ ‎капитала. ‎Страна‏ ‎стремится ‎лучше ‎интегрировать ‎городское ‎и‏ ‎сельское ‎развитие‏ ‎и‏ ‎обеспечить ‎равный ‎доступ‏ ‎к ‎базовым‏ ‎услугам ‎и ‎улучшить ‎качество‏ ‎здравоохранения.‏ ‎Китай ‎также‏ ‎планирует ‎более‏ ‎эффективно ‎использовать ‎ресурсы ‎и ‎перейти‏ ‎к‏ ‎экономике ‎с‏ ‎низким ‎уровнем‏ ‎выбросов ‎углерода, ‎используя ‎более ‎возобновляемые‏ ‎источники‏ ‎энергии.‏ ‎Другие ‎приоритеты‏ ‎включают ‎укрепление‏ ‎финансовой ‎системы‏ ‎страны,‏ ‎привлечение ‎иностранных‏ ‎инвестиций ‎и ‎поощрение ‎китайских ‎компаний‏ ‎к ‎международной‏ ‎конкуренции.

14. Четырнадцатый‏ ‎пятилетний ‎план ‎(2020–2025‏ ‎годы)

Основные ‎выводы:

1. Экономический‏ ‎рост: Китай ‎стабильно ‎превышал ‎целевые‏ ‎показатели‏ ‎роста ‎ВВП‏ ‎в ‎11-м‏ ‎и ‎12-м ‎планах, ‎но ‎в‏ ‎13-м‏ ‎и ‎14-м‏ ‎планах ‎темпы‏ ‎роста ‎замедлились ‎из-за ‎внутренних ‎и‏ ‎внешних‏ ‎вызовов‏ ‎(торговые ‎войны,‏ ‎пандемия ‎COVID-19).

2. Урбанизация:‏ ‎Китай ‎успешно‏ ‎выполняет‏ ‎и ‎перевыполняет‏ ‎планы ‎по ‎урбанизации, ‎что ‎способствует‏ ‎развитию ‎внутреннего‏ ‎рынка.

3. Экология:‏ ‎Китай ‎активно ‎работает‏ ‎над ‎снижением‏ ‎энергоемкости ‎и ‎выбросов, ‎но‏ ‎в‏ ‎14-м ‎плане‏ ‎выполнение ‎этих‏ ‎показателей ‎отстает ‎из-за ‎роста ‎промышленного‏ ‎производства.

4. Социальные‏ ‎показатели: ‎Создание‏ ‎рабочих ‎мест‏ ‎традиционно ‎перевыполняется, ‎что ‎связано ‎с‏ ‎развитием‏ ‎сферы‏ ‎услуг ‎и‏ ‎высоких ‎технологий.

Китай‏ ‎с ‎более‏ ‎чем‏ ‎3000-летней ‎историей‏ ‎является ‎одной ‎из ‎древнейших ‎цивилизаций‏ ‎мира. ‎Китай‏ ‎был‏ ‎уже ‎мировой ‎экономической‏ ‎сверхдержавой ‎в‏ ‎период ‎между ‎1100 ‎и‏ ‎началом‏ ‎1800-х ‎годов.‏ ‎После ‎завоевания‏ ‎европейскими ‎колонизаторами ‎и ‎последующего ‎экономического‏ ‎спада‏ ‎в ‎19‏ ‎веке, ‎современный‏ ‎Китай ‎полностью ‎возвратил ‎себе ‎роль‏ ‎доминирующей‏ ‎экономической‏ ‎державы.

Читать: 8+ мин
logo Задумов и РИ

Импортозамещение в РФ на третьем году СВО

Доступно подписчикам уровня
«Хатико»
Подписаться за 250₽ в месяц

Почему даже СВО не может сдвинуть с мертвой точки импортозамещение в РФ? Даём субъективную оценку этому процессу глазами очевидца и исполнителя. Заместили материалы, да и то не на 100%, а вот по оборудованию и сложным технологиям всё печально.

Читать: 10+ мин
logo Бабкин о Германии (ПРОЕКТ ПЕРЕЕХАЛ В ТЕЛЕГУ бесплатную)

Обзор экономических новостей ФРГ — 23/24

Доступно подписчикам уровня
«Промо уровень»
Подписаться за 300₽ в месяц

📌 Обзор экономических новостей Германии за двадцать третью неделю 2024: 💡 Бизнес негодует 💡 Показатели производства снижаются 💡 Электромобили не продаются 💡 Энергетика зеленеет 💡 Безработица растёт 💡 Ещё и наводнения 💡

Читать: 8+ мин
logo Бабкин о Германии (ПРОЕКТ ПЕРЕЕХАЛ В ТЕЛЕГУ бесплатную)

Обзор экономических новостей ФРГ — 22/24

Доступно подписчикам уровня
«Промо уровень»
Подписаться за 300₽ в месяц

📌 Обзор экономических новостей Германии за двадцать вторую неделю 2024: 💡 IFO-индекс (почти) не упал 💡 Инфляция выросла 💡 Зарплаты тоже 💡 VW развивается за пределами Германии 💡 Количество нуждающихся в уходе растёт сильнее, чем прогнозировалось 💡

Читать: 8+ мин
logo Бабкин о Германии (ПРОЕКТ ПЕРЕЕХАЛ В ТЕЛЕГУ бесплатную)

Обзор экономических новостей ФРГ — 21/24

Доступно подписчикам уровня
«Промо уровень»
Подписаться за 300₽ в месяц

📌 Обзор экономических новостей Германии за двадцать первую неделю 2024: 💡 Растёт индекс деловой активности, но не тот 💡 Промышленники тревожатся 💡 Фермеры ожидают падение доходов 💡 Доходы ресторанов снизились 💡 Газоснабжение ЕС в безопасности и без России 💡 Строительство электромагистрали с Великобританией 💡 В строительной сфере всё не так плохо 💡

Читать: 4+ мин
logo Бабкин о Германии (ПРОЕКТ ПЕРЕЕХАЛ В ТЕЛЕГУ бесплатную)

Обзор экономических новостей ФРГ — 19/24

Доступно подписчикам уровня
«Промо уровень»
Подписаться за 300₽ в месяц

📌 Обзор экономических новостей Германии за девятнадцатую неделю 2024: 💡 Проблемы у Хабека 💡 Спад заказов в электроиндустрии 💡 Рост количества банкротств 💡 Десятки тысяч свободных мест для Ausbildung 💡 Кризис новостроек 💡

Читать: 9+ мин
logo Бабкин о Германии (ПРОЕКТ ПЕРЕЕХАЛ В ТЕЛЕГУ бесплатную)

Обзор экономических новостей ФРГ — 18/24

Доступно подписчикам уровня
«Промо уровень»
Подписаться за 300₽ в месяц

📌 Обзор экономических новостей Германии за 18-ую неделю 2024: 💡 Германия не в рецессии 💡 С энергетикой всё сложно 💡 Проектов с участием иностранных инвесторов меньше 💡 В строительной сфере угроза забастовок 💡 У Daimler всё не так уж плохо 💡 У мелких ремесленников — не хорошо 💡 Шарите в минусе 💡 Безработица растёт 💡 Немцы ленятся работать полный рабочий день 💡 Rheinmetall радуется барышам 💡

Читать: 6+ мин
logo Бабкин о Германии (ПРОЕКТ ПЕРЕЕХАЛ В ТЕЛЕГУ бесплатную)

Обзор экономических новостей ФРГ — 17/24

Доступно подписчикам уровня
«Промо уровень»
Подписаться за 300₽ в месяц

📌 Обзор важнейших экономических новостей Германии за семнадцатую неделю 2024: 💡 Растёт доля энергии из возобновляемых источников 💡 Немецкие промышленники страдают, но не все 💡 Рост безработицы и нехватка персонала 💡 Розничная торговля увядает 💡

Читать: 9+ мин
logo Бабкин о Германии (ПРОЕКТ ПЕРЕЕХАЛ В ТЕЛЕГУ бесплатную)

Обзор экономических новостей ФРГ — 15/24

Доступно подписчикам уровня
«Промо уровень»
Подписаться за 300₽ в месяц

📌 Обзор важнейших экономических новостей Германии за пятнадцатую неделю 2024: 💡 Проблемы с оплатой инфраструктуры 💡 Снижение инфляции 💡 Подорожание интернета 💡 Возможное подорожание мяса 💡 Падение экспорта 💡 Китай виновен 💡 Рост числа банкротств 💡 Но есть и хорошие новости

Читать: 5+ мин
logo Бабкин о Германии (ПРОЕКТ ПЕРЕЕХАЛ В ТЕЛЕГУ бесплатную)

Обзор экономических новостей ФРГ — 14/24

Доступно подписчикам уровня
«Промо уровень»
Подписаться за 300₽ в месяц

📌 Обзор важнейших экономических новостей Германии за четырнадцатую неделю 2024: 💡

Читать: 3+ мин
logo Бабкин о Германии (ПРОЕКТ ПЕРЕЕХАЛ В ТЕЛЕГУ бесплатную)

Обзор экономических новостей ФРГ — 13/24

Доступно подписчикам уровня
«Промо уровень»
Подписаться за 300₽ в месяц

📌 Обзор важнейших экономических новостей Германии за тринадцатую неделю 2024: 💡

Читать: 7+ мин
logo Бабкин о Германии (ПРОЕКТ ПЕРЕЕХАЛ В ТЕЛЕГУ бесплатную)

Обзор экономических новостей ФРГ — 12/24

Доступно подписчикам уровня
«Промо уровень»
Подписаться за 300₽ в месяц

📌 Обзор важнейших экономических новостей Германии за двенадцатую неделю 2024: 💡 Производители солнечных батарей просят о помощи 💡 Содержание биодизеля до 100% 💡 Проблемы Deutsche Bahn и немецких портов 💡 Яичный кризис и в Германии 💡 Снижение цен на жильё 💡

Читать: 4+ мин
logo Бабкин о Германии (ПРОЕКТ ПЕРЕЕХАЛ В ТЕЛЕГУ бесплатную)

Обзор экономических новостей ФРГ — 11/24

Доступно подписчикам уровня
«Промо уровень»
Подписаться за 300₽ в месяц

📌 Обзор важнейших экономических новостей Германии за одиннадцатую неделю 2024: 💡Деиндустриализация ФРГ продолжается 💡 Автопром теряет свой рынок 💡 Рост доходов оружейников 💡 Банкротства 💡 Кризис медицинских учреждений 💡 Спад темпов строительства 💡

Читать: 6+ мин
logo Бабкин о Германии (ПРОЕКТ ПЕРЕЕХАЛ В ТЕЛЕГУ бесплатную)

Обзор экономических новостей ФРГ — 10/24

Доступно подписчикам уровня
«Промо уровень»
Подписаться за 300₽ в месяц

📌 Обзор важнейших экономических новостей Германии за десятую неделю 2024: 💡 Планы по переходу на электромобили рушатся 💡 Hellofresh теряет капитализацию 💡 Дёнер-кебаб дорожает 💡 Строительные мастера ищут другую работу 💡 Химический концерн Evonik заявил о сокращениях 💡

Показать еще

Обновления проекта

Статистика

Фильтры

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048