logo
1 992
читателя
Уроки истории  Уроки истории онлайн - авторский проект Клима Жукова.
Публикации Уровни подписки Контакты О проекте Фильтры Метки Статистика Контакты Поделиться
О проекте
Уроки истории онлайн — авторский проект Клима Жукова. Расширенное освоение программы в доступной и занимательной форме. Ведь история — это очень интересно. И главное преступление преподавателя — рассказывать о прошлом скучно.
Первый цикл посвящён истории Древнего мира: от возникновения человека до крушения Римской Империи.
Основой курса является серьёзное, но доступное изложение материала. Любой ученик для нас — студент, а не школьник. При этом мы против сухого и заумного изложения. Всё что вы услышите, сможет понять каждый — нужно только ваше желание.
Главное — не запомнить даты, а понять, что такое история и в чём причина происходивших событий. И самое главное чему мы учим: сама древняя история — это процесс становления настоящего.
Поэтому, изучая прошлое, мы изучаем то, как становился современный мир.

Уроки будут выходить два раза в неделю, по вторникам и четвергам в 18.00 (по московскому времени). Посмотреть видеозапись можно позже в любое удобное вам время.
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Единоразовый платёж

Безвозмездное пожертвование без возможности возврата. Этот взнос не предоставляет доступ к закрытому контенту.

Помочь проекту
Подписка 500 ₽ месяц 5 400 ₽ год
(-10%)
При подписке на год для вас действует 10% скидка. 10% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Уроки истории

Оформить подписку
Фильтры
Статистика
1 992 подписчика
Обновления проекта
Смотреть: 21+ мин
logo Уроки истории

Урок 134. Общество древней Индии: варны и касты

Доступно подписчикам уровня
«Подписка»
Подписаться за 500₽ в месяц

Смотреть: 25+ мин
logo Уроки истории

Урок 133. Закат первых империй Индии.

Доступно подписчикам уровня
«Подписка»
Подписаться за 500₽ в месяц

Смотреть: 30+ мин
logo Уроки истории

Урок 132. Философия и религия Древней Индии.

Доступно подписчикам уровня
«Подписка»
Подписаться за 500₽ в месяц

Смотреть: 21+ мин
logo Уроки истории

Урок 131. Экономика и общество Индии эпохи Мауриев.

Доступно подписчикам уровня
«Подписка»
Подписаться за 500₽ в месяц

Смотреть: 23+ мин
logo Уроки истории

Урок 130. Индия эпохи Магадха-Мауриев.

Доступно подписчикам уровня
«Подписка»
Подписаться за 500₽ в месяц

Смотреть: 24+ мин
logo Уроки истории

Урок 129. Общество в Древней Индии

Доступно подписчикам уровня
«Подписка»
Подписаться за 500₽ в месяц

Смотреть: 24+ мин
logo Уроки истории

Урок 128. Становление ведийских государств в Индии.

Доступно подписчикам уровня
«Подписка»
Подписаться за 500₽ в месяц

Смотреть: 26+ мин
logo Уроки истории

Урок 41. Хараппская цивилизация. Культура, мифология, религия.

Доступно подписчикам уровня
«Подписка»
Подписаться за 500₽ в месяц

Смотреть: 23+ мин
logo Уроки истории

Урок 40. Письменность цивилизации долины Инда.

Доступно подписчикам уровня
«Подписка»
Подписаться за 500₽ в месяц

Смотреть: 18+ мин
logo Уроки истории

Урок 39. Загадки Хараппской цивилизации.

Доступно подписчикам уровня
«Подписка»
Подписаться за 500₽ в месяц

Смотреть: 32+ мин
logo Уроки истории

Урок 38. Расцвет и увядание Хараппской цивилизации.

Доступно подписчикам уровня
«Подписка»
Подписаться за 500₽ в месяц

Смотреть: 26+ мин
logo Уроки истории

Урок 37. Древняя Индия: начало Хараппской цивилизации.

Доступно подписчикам уровня
«Подписка»
Подписаться за 500₽ в месяц

Читать: 5+ мин
logo Геополитика Цивилизаций

Смогли. Коридор «Владивосток -Ченнаи» набирает обороты и обнуляет вековые планы Лондона

В ‎1967‏ ‎году ‎Советский ‎Союз ‎открыл ‎прямое‏ ‎морское ‎сообщение‏ ‎с‏ ‎Индией. ‎На ‎тот‏ ‎момент, ‎только‏ ‎что ‎освободившаяся ‎от ‎колониального‏ ‎захватничества‏ ‎Великобритании, ‎Индия,‏ ‎искала ‎крупного‏ ‎торгового ‎партнёра. ‎Москва ‎и ‎Нью‏ ‎Дели‏ ‎открыли ‎морской‏ ‎торговый ‎коридор‏ ‎из ‎Владивостока ‎в ‎индийский ‎порт‏ ‎Ченнаи.‏ ‎Для‏ ‎нас ‎это‏ ‎было ‎одним‏ ‎из ‎крупнейших‏ ‎внешнеторговых‏ ‎достижений.

Тогда ‎никаких‏ ‎коридоров ‎Север-Юг ‎ещё ‎не ‎было.‏ ‎Поэтому ‎17-дневный‏ ‎маршрут‏ ‎из ‎порта ‎во‏ ‎Владивостоке ‎до‏ ‎порта ‎в ‎Ченнаи, ‎не‏ ‎только‏ ‎связал ‎Россию‏ ‎и ‎Индию,‏ ‎встав ‎костью ‎в ‎горле ‎Лондона‏ ‎и‏ ‎Вашингтона, ‎но‏ ‎и ‎позволял‏ ‎в ‎рекордные ‎сроки ‎вести ‎торговлю.‏ ‎Вся‏ ‎логистика‏ ‎занимала ‎каких-то‏ ‎2,5 ‎недели.‏ ‎Это ‎и‏ ‎по‏ ‎сегодняшним ‎меркам‏ ‎великолепный ‎результат.

Но ‎с ‎распадом ‎Советского‏ ‎Союза, ‎предатели,‏ ‎засевшие‏ ‎в ‎разных ‎высоких‏ ‎кабинетах, ‎а‏ ‎заодно ‎их ‎патроны ‎из‏ ‎Лондона,‏ ‎позаботились ‎о‏ ‎том, ‎чтобы‏ ‎этот ‎маршрут ‎был ‎закрыт.

В ‎начале‏ ‎90-х‏ ‎так ‎и‏ ‎случилось. ‎Это‏ ‎отрезало ‎Россию ‎от ‎быстро ‎растущего‏ ‎рынка‏ ‎Индии‏ ‎и ‎сделало‏ ‎невозможным ‎сбывать‏ ‎свои ‎товары‏ ‎в‏ ‎одной ‎из‏ ‎самых ‎густонаселённых ‎и ‎перспективных ‎стран‏ ‎21 ‎века.

Полагаем,‏ ‎что‏ ‎объяснять ‎не ‎нужно,‏ ‎для ‎чего‏ ‎это ‎сотворили. ‎Нет ‎связки‏ ‎Россия-‏ ‎Индия, ‎не‏ ‎будет ‎никаких‏ ‎БРИКСов, ‎торговых ‎коридоров ‎«Север-Юг» ‎и‏ ‎никакой‏ ‎угрозы ‎доминированию‏ ‎англосаксов.

Как ‎итог,‏ ‎западники ‎получили ‎возможность ‎сдерживать ‎сцепку‏ ‎двух‏ ‎крупнейших‏ ‎экономик ‎Евразии.‏ ‎Дальше, ‎в‏ ‎чисто ‎западной‏ ‎манере,‏ ‎они ‎просто‏ ‎встроили ‎Россию ‎в ‎свои ‎собственные‏ ‎логистические ‎цепочки,‏ ‎продавая‏ ‎нам ‎страховку ‎и‏ ‎фрахт. ‎И,‏ ‎по ‎сути, ‎Россия ‎торговала‏ ‎с‏ ‎Индией ‎в‏ ‎объёмах, ‎которые‏ ‎согласовали ‎в ‎Лондоне, ‎перевозя ‎товары‏ ‎через‏ ‎Суэцкий ‎канал‏ ‎(это ‎дольше‏ ‎и ‎дороже).

Следовательно, ‎чем ‎выше ‎цена,‏ ‎тем‏ ‎меньше‏ ‎торговых ‎сделок‏ ‎между ‎странами.

Но‏ ‎в ‎конце‏ ‎прошлого‏ ‎десятилетия, ‎Путин‏ ‎и ‎Моди ‎договорились ‎возобновить ‎работу‏ ‎торгового ‎коридора‏ ‎Владивосток-Ченнаи.‏ ‎Нужно ‎ли ‎говорить,‏ ‎какой ‎визг‏ ‎поднялся ‎в ‎Лондоне? ‎И‏ ‎вот‏ ‎в ‎2023‏ ‎году ‎пошли‏ ‎первые ‎пробные ‎рейсы, ‎а ‎уже‏ ‎в‏ ‎конце ‎года,‏ ‎наша ‎компания‏ ‎Fesco ‎полноценно ‎запустила ‎регулярное ‎сообщение,‏ ‎вернув‏ ‎России‏ ‎и ‎Индии‏ ‎отторгнутый ‎неприятелями‏ ‎торговый ‎коридор.

«Значимое‏ ‎достижение‏ ‎FESCO ‎—‏ ‎это ‎возрождение ‎маршрутов, ‎на ‎которых‏ ‎несколько ‎десятилетий‏ ‎российские‏ ‎суда ‎и ‎компании‏ ‎не ‎осуществляли‏ ‎доставку ‎грузов. ‎В ‎числе‏ ‎прочих,‏ ‎это ‎морская‏ ‎линия ‎с‏ ‎Индией ‎была ‎запущена ‎FESCO ‎в‏ ‎1967‏ ‎году. ‎Это‏ ‎был ‎один‏ ‎из ‎первых ‎внешнеторговых ‎сервисов ‎компании‏ ‎в‏ ‎то‏ ‎время. ‎И‏ ‎теперь ‎линия‏ ‎начала ‎свою‏ ‎вторую‏ ‎жизнь, ‎что‏ ‎стало ‎значимым ‎событием ‎для ‎развития‏ ‎логистики ‎в‏ ‎стране"-Fesco

А‏ ‎вот ‎и ‎результат‏ ‎в ‎цифрах‏ ‎(см ‎график). ‎И ‎это‏ ‎только‏ ‎публичная ‎часть‏ ‎торговли, ‎не‏ ‎говоря ‎уже ‎о ‎той, ‎что‏ ‎скрыта‏ ‎от ‎посторонних‏ ‎глаз. ‎Недавно‏ ‎Fesco ‎отчитались, ‎что ‎2024 ‎год‏ ‎стал‏ ‎рекордным‏ ‎по ‎объёмам‏ ‎перевозок ‎по‏ ‎этому ‎маршруту.‏ ‎И‏ ‎что ‎важно,‏ ‎добавились ‎новые ‎линейки ‎логистических ‎отгрузок.‏ ‎В ‎частности‏ ‎это‏ ‎«фруктовая ‎линия».

То ‎есть‏ ‎маршрут ‎выдерживает‏ ‎экономику, ‎а ‎значит ‎не‏ ‎произошло‏ ‎того, ‎чего‏ ‎многие ‎боялись.‏ ‎Его ‎скорого ‎закрытия. ‎Наоборот, ‎в‏ ‎2025‏ ‎году ‎ожидается‏ ‎рост ‎объема‏ ‎перевозок ‎на ‎25% ‎выше, ‎чем‏ ‎в‏ ‎прошлом.

Теперь‏ ‎давайте ‎представим,‏ ‎что ‎торговый‏ ‎коридор ‎«Север-Юг»,‏ ‎с‏ ‎выходом ‎на‏ ‎Индию, ‎перестал ‎функционировать. ‎Ну ‎скажем,‏ ‎США, ‎в‏ ‎сопровождении‏ ‎своих ‎друзей ‎из‏ ‎Израиля, ‎вступили‏ ‎в ‎схватку ‎с ‎Ираном,‏ ‎которая‏ ‎в ‎любом‏ ‎случае ‎произойдет.

Торговый‏ ‎коридор ‎фактически ‎теряет ‎пропускную ‎способность.‏ ‎Мы‏ ‎не ‎можем‏ ‎вести ‎полноценную‏ ‎торговлю ‎с ‎Нью-Дели. ‎При ‎этом‏ ‎у‏ ‎нас‏ ‎санкции, ‎а‏ ‎значительная ‎часть‏ ‎доходов ‎идёт‏ ‎из‏ ‎Индии. ‎И‏ ‎это ‎стало ‎бы ‎проблемой, ‎если‏ ‎бы ‎не‏ ‎вновь‏ ‎открытый ‎торговый ‎коридор‏ ‎из ‎Владивостока‏ ‎в ‎Ченнаи. ‎И ‎теперь,‏ ‎даже‏ ‎если ‎«Север-Юг»‏ ‎временно ‎выйдет‏ ‎из ‎строя ‎из-за ‎военных ‎действий‏ ‎на‏ ‎Большом ‎Ближнем‏ ‎Востоке, ‎а‏ ‎Южный ‎торговый ‎коридор ‎через ‎Суэц‏ ‎будет‏ ‎небезопасен,‏ ‎из-за ‎разборок‏ ‎хуситов ‎и‏ ‎американцев, ‎которые‏ ‎сейчас‏ ‎динамично ‎получают‏ ‎от ‎парней ‎в ‎тапках, ‎то‏ ‎у ‎нас‏ ‎всегда‏ ‎есть ‎свой ‎собственный‏ ‎выход ‎на‏ ‎Индию. ‎Это ‎то, ‎что‏ ‎пыталась‏ ‎сделать ‎Российская‏ ‎Империя ‎столетиями,‏ ‎борясь ‎и ‎конкурируя ‎с ‎Великобританией.

То,‏ ‎что‏ ‎сделали, ‎ставит‏ ‎жирную ‎точку‏ ‎на ‎попытках ‎запрета ‎торговли ‎России‏ ‎и‏ ‎Индии‏ ‎со ‎стороны‏ ‎предателей, ‎их‏ ‎хозяев ‎из‏ ‎Лондона‏ ‎и ‎всяких‏ ‎разных ‎негодников, ‎которые ‎вставляли ‎нам‏ ‎палки ‎в‏ ‎колёса.

И‏ ‎последнее, ‎если ‎всё‏ ‎будет ‎нормально,‏ ‎то ‎в ‎ближайшее ‎время,‏ ‎с‏ ‎большой ‎долей‏ ‎вероятности, ‎расширится‏ ‎линия ‎Индия-Новороссийск, ‎о ‎чём ‎в‏ ‎Fesco‏ ‎на ‎днях‏ ‎дипломатично ‎намекнули.‏ ‎Параллельно ‎работают ‎над ‎тем, ‎чтобы‏ ‎открыть‏ ‎направление‏ ‎Россия-Бангладеш ‎и‏ ‎Россия-Саудовская ‎Аравия.‏ ‎Речь ‎не‏ ‎только‏ ‎про ‎энергоресурсы,‏ ‎но ‎и ‎товары ‎местных ‎производителей.‏ ‎Это ‎всё‏ ‎рынки,‏ ‎за ‎которые ‎нам‏ ‎предстоит ‎конкурировать.

На‏ ‎самом ‎деле ‎это ‎большое‏ ‎достижение‏ ‎для ‎России.‏ ‎Объективно ‎было‏ ‎сложно ‎запустить ‎эту ‎линию, ‎и‏ ‎ещё‏ ‎сложнее ‎ее‏ ‎удержать. ‎Но‏ ‎мы ‎справились. ‎Это ‎открывает ‎для‏ ‎нашей‏ ‎страны‏ ‎колоссальные ‎возможности.

Всем‏ ‎добра.



Смотреть: 39+ мин
logo AISPIK

Вот почему магометане Великие Моголы строили храмы Вишну.

Доступно подписчикам уровня
«Базовый уровень»
Подписаться за 500₽ в месяц

Зачем Мусульмане строили храмы посвящённые Вишну.

Читать: 22+ мин
logo Politisch verdächtig

Мир не без аннексий. Часть 2: Индия, Пакистан и все-все-все

Доступно подписчикам уровня
«Самый отзывчивый»
Подписаться за 250₽ в месяц

Восемь из 24 территориальных конфликтов после 1945 г. произошли на Индийском субконтиненте, и в шести из них Индия была наступающей стороной. Как один из самых богатых правителей мира потерял своё государство? Почему Гоа – это не только курорт, но и «первый акт драмы, которая может окончиться смертью ООН»? И с чего началась борьба Индии и Пакистана за Кашмир, не оконченная до сих пор?

Смотреть: 43+ мин
logo Геополитбюро

Англо-американский гиперзвук и рой чёрных шершней

США ‎и‏ ‎Великобритания ‎сообщают ‎об ‎успешном ‎испытании‏ ‎гиперзвука. ‎О‏ ‎том,‏ ‎что ‎необходимо ‎англо-саксам‏ ‎для ‎создания‏ ‎управляемых ‎гиперзвуковых ‎ракет, ‎о‏ ‎советской‏ ‎научной ‎школе‏ ‎и ‎нашей‏ ‎недооценке ‎самих ‎себя, ‎о ‎том,‏ ‎что‏ ‎такое ‎истребитель‏ ‎шестого ‎поколения,‏ ‎роях ‎сверхмалых ‎дронов ‎и ‎о‏ ‎том,‏ ‎есть‏ ‎ли ‎всё‏ ‎это ‎у‏ ‎Запада ‎и‏ ‎к‏ ‎какой ‎войне‏ ‎они ‎готовятся ‎говорят ‎военный ‎эксперт,‏ ‎профессор ‎Дипломатической‏ ‎академии‏ ‎МИД ‎РФ ‎Александр‏ ‎Артамонов и ‎политолог‏ ‎Руслан ‎Сафаров


Смотреть: 52+ мин
logo AISPIK

Причины потопа изображены на фресках ДВОРЦА Великих Моголов

Доступно подписчикам уровня
«Базовый уровень»
Подписаться за 500₽ в месяц

Один из четырёх правителей мира был убит остальными, что и стало причиной глобальной катастрофы

Читать: 1+ мин
logo AISPIK

Эксперимент по выявлению истинного назначения ХРАМОВ.

Доступно подписчикам уровня
«Базовый уровень»
Подписаться за 500₽ в месяц

Истинное предназначение допотопных храмов-технологические сооружения мистицизма

Смотреть: 1+ мин
logo Hoffmann+

Риторика европейских «поджигателей войны» и военная промышленность ЕС

В ‎марте‏ ‎официальные ‎лица ‎Европейского ‎союза, ‎Франции,‏ ‎Соединенного ‎королевства‏ ‎и‏ ‎других ‎стран ‎Европы‏ ‎в ‎своих‏ ‎заявлениях ‎очень ‎часто ‎говорили‏ ‎о‏ ‎«грядущей ‎войне‏ ‎с ‎Россией». Этот‏ ‎нарратив ‎позволил ‎им ‎отыграть ‎несколько‏ ‎очков‏ ‎во ‎внутриполитическом‏ ‎спектакле, ‎в‏ ‎то ‎время ‎как ‎попытки ‎Брюсселя‏ ‎консолидировать‏ ‎вокруг‏ ‎подготовки ‎к‏ ‎войне ‎все‏ ‎страны-члены ‎ЕС‏ ‎не‏ ‎увенчались ‎особым‏ ‎успехом, ‎если ‎не ‎считать ‎позиции‏ ‎Польши ‎или‏ ‎бывших‏ ‎советских ‎республик ‎Прибалтики.‏ ‎

Но ‎воинственная‏ ‎риторика ‎и ‎запугивание ‎«российской‏ ‎угрозой» в‏ ‎первую ‎очередь‏ ‎играют ‎на‏ ‎руку ‎военной ‎промышленности ‎Евросоюза, ‎прежде‏ ‎всего‏ ‎французской. ‎Она‏ ‎преобразует ‎«угрозы»‏ ‎в ‎обоснование ‎программ ‎закупок ‎вооружения.

Финансы‏ ‎и‏ ‎производство

В‏ ‎2024 ‎финансовые‏ ‎показатели ‎ключевых‏ ‎игроков ‎европейской‏ ‎военной‏ ‎промышленности ‎показали‏ ‎рост ‎прибыли. ‎Так, ‎французская ‎самолетостроительная‏ ‎компания ‎Dassault‏ ‎Aviation увеличила‏ ‎свою ‎чистую ‎прибыль‏ ‎на ‎19,2%‏ ‎(€1,1 ‎млрд), ‎а ‎маржа‏ ‎составила‏ ‎17%. ‎Оборот‏ ‎французского ‎производителя‏ ‎военной ‎электроники ‎Thales увеличился ‎на ‎8,3%‏ ‎(€20,6‏ ‎млрд) ‎при‏ ‎чистой ‎прибыли‏ ‎€507 ‎млн.

В ‎настоящее ‎время ‎Dassault‏ ‎выпускает‏ ‎три‏ ‎истребителя ‎Rafale в‏ ‎месяц. ‎Фирма‏ ‎планирует ‎увеличить‏ ‎этот‏ ‎показатель ‎до‏ ‎четырех-пяти ‎единиц ‎в ‎месяц ‎к‏ ‎2030. ‎

Что‏ ‎характерно,‏ ‎ключевые ‎контракты ‎в‏ ‎очереди ‎заказов‏ ‎французской ‎компании ‎– ‎от‏ ‎азиатских‏ ‎стран. ‎Это‏ ‎26 ‎Rafale‏ ‎для ‎ВМС ‎Индии ‎и ‎80‏ ‎этих‏ ‎истребителей ‎в‏ ‎версии ‎F4‏ ‎(возможен ‎переход ‎на ‎F5) ‎в‏ ‎интересах‏ ‎ОАЭ.‏ ‎Dassault ‎также‏ ‎ведет ‎переговоры‏ ‎с ‎Саудовской‏ ‎Аравией.‏ ‎

Вместе ‎с‏ ‎тем ‎фирма ‎испытывает ‎проблемы ‎с‏ ‎долгим ‎циклом‏ ‎подготовки‏ ‎кадров ‎и ‎расширения‏ ‎цепочки ‎поставок.‏ ‎В ‎лучшем ‎случае ‎их‏ ‎устранение‏ ‎может ‎занять‏ ‎два-три ‎года.

Thales‏ ‎же ‎имеет ‎рекордный ‎портфель ‎заказов‏ ‎на‏ ‎сумму ‎€39‏ ‎млрд. ‎В‏ ‎2025 ‎в ‎приоритетах ‎корпорации ‎увеличение‏ ‎в‏ ‎три‏ ‎раза ‎производства‏ ‎радиолокационных ‎станций‏ ‎с ‎активной‏ ‎фазированной‏ ‎антенной ‎решеткой‏ ‎RBE2 ‎Mk ‎4.1 для ‎оснащения ‎Rafale,‏ ‎а ‎также‏ ‎увеличение‏ ‎в ‎четыре ‎раза‏ ‎выпуска ‎ракетного‏ ‎оружия.

Что ‎касается ‎рыночной ‎динамики,‏ ‎то‏ ‎на ‎фоне‏ ‎планов ‎ЕС‏ ‎увеличить ‎военные ‎расходы ‎до ‎€800‏ ‎млрд‏ ‎наблюдается ‎рост‏ ‎акций ‎европейских‏ ‎военно-промышленных ‎корпораций: ‎британской ‎BAE ‎Systems, итальянской‏ ‎Leonardo и‏ ‎немецкой‏ ‎Rheinmetall.

Также, ‎приостановка‏ ‎американской ‎военной‏ ‎помощи ‎Украине‏ ‎усилила‏ ‎спрос ‎на‏ ‎европейское ‎вооружение.

Политический ‎контекст ‎и ‎стратегические‏ ‎инициативы

Как ‎уже‏ ‎упоминалось,‏ ‎Европейская ‎комиссия ‎планирует‏ ‎увеличить ‎военные‏ ‎затраты ‎до ‎€800 ‎млрд.‏ ‎Из‏ ‎них ‎€150‏ ‎млрд ‎пойдут‏ ‎на ‎кредитование ‎перевооружения. ‎При ‎этом‏ ‎в‏ ‎своей ‎риторике‏ ‎Брюссель ‎фактически‏ ‎поддерживает ‎идеи ‎президента ‎Франции ‎Эмманюэля‏ ‎Макрона о‏ ‎«независимости‏ ‎от ‎США», включая‏ ‎разговоры ‎о‏ ‎ядерном ‎арсенале‏ ‎ЕС.‏ ‎Эти ‎две‏ ‎очень ‎неустойчивые ‎тенденции ‎лежат ‎в‏ ‎основе ‎так‏ ‎называемой‏ ‎«европейской ‎стратегической ‎автономии».

В‏ ‎ФРГ ‎председатель‏ ‎проатлантистской ‎партии ‎Христианско-демократический ‎союз (ХДС)‏ ‎и,‏ ‎вероятно, ‎будущий‏ ‎канцлер ‎страны‏ ‎Фридрих ‎Мерц предлагает ‎создать ‎«европейский ‎ядерный‏ ‎зонтик» и‏ ‎отменить ‎«долговой‏ ‎тормоз» ‎для‏ ‎финансирования ‎военных ‎расходов. ‎Еще ‎более‏ ‎радикально‏ ‎атлантистская‏ ‎леволиберальная ‎партия‏ ‎Союз ‎90/Зеленые‏ ‎поддерживает ‎увеличение‏ ‎военных‏ ‎затрат. ‎Таким‏ ‎образом, ‎Мерц, ‎ХДС ‎и ‎немецкие‏ ‎«зеленые» ‎вторят‏ ‎позициям‏ ‎Брюсселя.

В ‎этот ‎якобы‏ ‎«оборонительный» ‎контекст‏ ‎вписывается ‎инициатива, ‎которая ‎выходит‏ ‎за‏ ‎рамки ‎Евросоюза‏ ‎и ‎имеет‏ ‎очевидный ‎наступательный ‎характер ‎– ‎формирование‏ ‎«коалиции‏ ‎желающих» для ‎отправки‏ ‎войск ‎на‏ ‎Украину ‎под ‎видом ‎«миротворческого ‎контингента». Эта‏ ‎идея‏ ‎принадлежит‏ ‎Франции ‎и‏ ‎Соединенному ‎королевству,‏ ‎которое ‎уже‏ ‎не‏ ‎входит ‎в‏ ‎ЕС.

Если ‎«ядерный ‎зонтик» ‎США ‎в‏ ‎настоящее ‎время‏ ‎фактически‏ ‎не ‎имеет ‎альтернатив‏ ‎для ‎Европы,‏ ‎а ‎угроза ‎официального ‎англо-французского‏ ‎военного‏ ‎вмешательства ‎в‏ ‎специальную ‎военную‏ ‎операцию ‎больше ‎похожа ‎на ‎попытку‏ ‎попасть‏ ‎за ‎стол‏ ‎переговоров ‎между‏ ‎РФ ‎и ‎США, ‎то ‎увеличение‏ ‎военных‏ ‎расходов‏ ‎– ‎вполне‏ ‎реальная ‎стратегическая‏ ‎инициатива, ‎основанная‏ ‎на‏ ‎коммерческом ‎интересе‏ ‎европейской ‎военной ‎промышленности.

Сбыт ‎военной ‎продукции‏ ‎и ‎геополитика

Если‏ ‎взять‏ ‎в ‎расчет ‎ключевые‏ ‎рынки ‎Thales‏ ‎с ‎ее ‎рекордным ‎портфелем‏ ‎заказов,‏ ‎то ‎рост‏ ‎продаж ‎корпорации‏ ‎наблюдается ‎только ‎во ‎Франции ‎(что‏ ‎неизбежно)‏ ‎и ‎Соединенном‏ ‎королевстве. ‎Основной‏ ‎же ‎рост ‎заказов ‎фирмы ‎–‏ ‎на‏ ‎9,6%‏ ‎- ‎наблюдается‏ ‎на ‎азиатском‏ ‎рынке. ‎Это‏ ‎такие‏ ‎покупатели, ‎как‏ ‎Индия, ‎Индонезия, ‎Саудовская ‎Аравия ‎и‏ ‎ОАЭ.

Такие ‎тенденции‏ ‎будут‏ ‎и ‎у ‎других‏ ‎крупных ‎европейских‏ ‎производителей ‎продукции ‎военного ‎назначения‏ ‎(ПВН).‏ ‎Их ‎зоны‏ ‎роста ‎–‏ ‎Индо-Тихоокеанский ‎регион ‎и ‎Ближний ‎Восток.

Усиление‏ ‎спроса‏ ‎на ‎европейское‏ ‎вооружение ‎на‏ ‎фоне ‎сокращения ‎американской ‎военной ‎помощи‏ ‎Украине‏ ‎также‏ ‎имеет ‎свои‏ ‎пределы. ‎В‏ ‎2024 ‎у‏ ‎той‏ ‎же ‎Thales‏ ‎на ‎украинский ‎рынок ‎приходилось ‎менее‏ ‎1% ‎от‏ ‎всех‏ ‎заказов. ‎

Однако ‎в‏ ‎III.2025 ‎Thales‏ ‎Air ‎Defence – североирландское ‎подразделение ‎французской‏ ‎корпорации‏ ‎– ‎получило‏ ‎контракт ‎на‏ ‎поставку ‎Киеву ‎5 ‎тыс. ‎многоцелевых‏ ‎ракет‏ ‎Martlet. Сделка ‎стоимостью‏ ‎£1,6 ‎млрд‏ ‎стала ‎коммерческим ‎успехом ‎ольстерского ‎филиала‏ ‎Thales.

У‏ ‎производителей‏ ‎боевых ‎машин‏ ‎и ‎боеприпасов‏ ‎показатель ‎поставок‏ ‎ПВН‏ ‎на ‎Украине‏ ‎может ‎быть ‎на ‎порядок ‎выше,‏ ‎но ‎не‏ ‎является‏ ‎ключевым ‎в ‎портфеле‏ ‎заказов.

Технологические ‎тренды

Хотя‏ ‎выход ‎США ‎из ‎НАТО‏ ‎представляется‏ ‎маловероятным, ‎в‏ ‎ЕС ‎прорабатывают‏ ‎военно-технические ‎угрозы, ‎связанные ‎с ‎возможной‏ ‎сменой‏ ‎военно-политических ‎ориентиров‏ ‎Вашингтона. ‎Так,‏ ‎применение ‎американских ‎истребителей ‎F-35 ‎может‏ ‎стать‏ ‎для‏ ‎европейских ‎стран‏ ‎очень ‎рискованным.‏ ‎

В ‎этом‏ ‎контексте‏ ‎одним ‎из‏ ‎ключевых ‎вопросов ‎является ‎альтернатива ‎авиационному‏ ‎носителю ‎ядерного‏ ‎оружия‏ ‎(ЯО), ‎тем ‎более,‏ ‎если ‎в‏ ‎гипотетическом ‎сценарии ‎Евросоюз ‎станет‏ ‎обладателем‏ ‎такого ‎вооружения.‏ ‎Здесь ‎выбор‏ ‎падает ‎на ‎французские ‎истребители ‎Rafale‏ ‎в‏ ‎модификации ‎носителя‏ ‎ЯО.

В ‎III.2025‏ ‎Франция ‎запустила ‎третий ‎и ‎последний‏ ‎военно-разведывательный‏ ‎спутник‏ ‎серии ‎CSO‏ ‎(Composante ‎Spatiale‏ ‎Optique). Эти ‎космические‏ ‎аппараты‏ ‎входят ‎в‏ ‎европейскую ‎программу ‎спутниковой ‎разведки ‎MUSIS‏ ‎(MUltinational ‎Space-based‏ ‎Imaging‏ ‎System ‎for ‎Surveillance,‏ ‎Reconnaissance ‎and‏ ‎Observation) под ‎эгидой ‎военного ‎агентства‏ ‎ЕС‏ ‎EDA ‎(European‏ ‎Defence ‎Agency).

Эта‏ ‎программа, ‎как ‎ожидается, ‎обеспечит ‎частичную‏ ‎независимость‏ ‎европейских ‎стран‏ ‎от ‎США‏ ‎в ‎области ‎видовой ‎разведки ‎из‏ ‎космоса.‏ ‎MUSIS‏ ‎– ‎переходная‏ ‎программа ‎на‏ ‎пути ‎к‏ ‎более‏ ‎широкому ‎проекту.‏ ‎Его ‎реализация ‎- ‎в ‎коммерческих‏ ‎интересах ‎французских‏ ‎корпораций‏ ‎Thales ‎и ‎Airbus.

Кроме‏ ‎того, ‎Thales‏ ‎инвестирует ‎в ‎разработку ‎и‏ ‎производство‏ ‎систем ‎киберзащиты‏ ‎для ‎Rafale‏ ‎и ‎наземных ‎радиолокационных ‎станций ‎истребителя.‏ ‎Фирма‏ ‎стремится ‎позиционировать‏ ‎самолет ‎как‏ ‎авиационный ‎комплекс, ‎обладающий ‎«кибериммунитетом».

Видео: ‎запуск‏ ‎ракеты-носителя‏ ‎со‏ ‎спутником ‎CSO-3‏ ‎

Заключение

Военные ‎расходы‏ ‎ЕС ‎растут‏ ‎и‏ ‎будут ‎расти,‏ ‎но ‎основная ‎часть ‎ПВН ‎европейских‏ ‎производителей ‎экспортируется‏ ‎в‏ ‎Азию. ‎К ‎тому‏ ‎же, ‎военная‏ ‎промышленность ‎стран ‎Европы ‎подвержена‏ ‎серьезным‏ ‎рискам ‎-задержкам‏ ‎в ‎производстве‏ ‎из-за ‎нехватки ‎кадров ‎и ‎мощностей,‏ ‎а‏ ‎также ‎возможным‏ ‎последствиям ‎«торговой‏ ‎войны» ‎с ‎США.

Ранними ‎признаками ‎реальной‏ ‎подготовки‏ ‎Евросоюза‏ ‎к ‎«стратегической‏ ‎автономии» ‎и‏ ‎полномасштабной ‎войне‏ ‎с‏ ‎Россией ‎станут:‏ ‎скоординированность ‎инвестиций ‎стран-участниц ‎в ‎военные‏ ‎разработки ‎и‏ ‎производство,‏ ‎ускорение ‎темпов ‎модернизации‏ ‎производственных ‎процессов‏ ‎военно-промышленных ‎предприятий ‎и ‎заявленная‏ ‎на‏ ‎доктринальном ‎уровне‏ ‎политическая ‎воля‏ ‎к ‎«стратегической ‎автономии». ‎

Это ‎объявление‏ ‎может‏ ‎прозвучать ‎на‏ ‎саммите ‎НАТО‏ ‎в ‎Гааге ‎в ‎VI.2025. ‎В‏ ‎такой‏ ‎автономии‏ ‎Франция ‎и‏ ‎ее ‎авиационно-космические‏ ‎военные ‎разработки‏ ‎будут‏ ‎играть ‎определяющую‏ ‎роль.

Смотреть: 54+ мин
logo AISPIK

Тайна Тадж-Махала

Доступно подписчикам уровня
«Базовый уровень»
Подписаться за 500₽ в месяц

Тадж-Махал является одним из немногих, сохранившихся в мире, технологических сооружений мистицизма

Показать еще

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048