Урок 134. Общество древней Индии: варны и касты

В 1967 году Советский Союз открыл прямое морское сообщение с Индией. На тот момент, только что освободившаяся от колониального захватничества Великобритании, Индия, искала крупного торгового партнёра. Москва и Нью Дели открыли морской торговый коридор из Владивостока в индийский порт Ченнаи. Для нас это было одним из крупнейших внешнеторговых достижений.
Тогда никаких коридоров Север-Юг ещё не было. Поэтому 17-дневный маршрут из порта во Владивостоке до порта в Ченнаи, не только связал Россию и Индию, встав костью в горле Лондона и Вашингтона, но и позволял в рекордные сроки вести торговлю. Вся логистика занимала каких-то 2,5 недели. Это и по сегодняшним меркам великолепный результат.
Но с распадом Советского Союза, предатели, засевшие в разных высоких кабинетах, а заодно их патроны из Лондона, позаботились о том, чтобы этот маршрут был закрыт.
В начале 90-х так и случилось. Это отрезало Россию от быстро растущего рынка Индии и сделало невозможным сбывать свои товары в одной из самых густонаселённых и перспективных стран 21 века.
Полагаем, что объяснять не нужно, для чего это сотворили. Нет связки Россия- Индия, не будет никаких БРИКСов, торговых коридоров «Север-Юг» и никакой угрозы доминированию англосаксов.
Как итог, западники получили возможность сдерживать сцепку двух крупнейших экономик Евразии. Дальше, в чисто западной манере, они просто встроили Россию в свои собственные логистические цепочки, продавая нам страховку и фрахт. И, по сути, Россия торговала с Индией в объёмах, которые согласовали в Лондоне, перевозя товары через Суэцкий канал (это дольше и дороже).
Следовательно, чем выше цена, тем меньше торговых сделок между странами.
Но в конце прошлого десятилетия, Путин и Моди договорились возобновить работу торгового коридора Владивосток-Ченнаи. Нужно ли говорить, какой визг поднялся в Лондоне? И вот в 2023 году пошли первые пробные рейсы, а уже в конце года, наша компания Fesco полноценно запустила регулярное сообщение, вернув России и Индии отторгнутый неприятелями торговый коридор.
«Значимое достижение FESCO — это возрождение маршрутов, на которых несколько десятилетий российские суда и компании не осуществляли доставку грузов. В числе прочих, это морская линия с Индией была запущена FESCO в 1967 году. Это был один из первых внешнеторговых сервисов компании в то время. И теперь линия начала свою вторую жизнь, что стало значимым событием для развития логистики в стране"-Fesco
А вот и результат в цифрах (см график). И это только публичная часть торговли, не говоря уже о той, что скрыта от посторонних глаз. Недавно Fesco отчитались, что 2024 год стал рекордным по объёмам перевозок по этому маршруту. И что важно, добавились новые линейки логистических отгрузок. В частности это «фруктовая линия».
То есть маршрут выдерживает экономику, а значит не произошло того, чего многие боялись. Его скорого закрытия. Наоборот, в 2025 году ожидается рост объема перевозок на 25% выше, чем в прошлом.
Теперь давайте представим, что торговый коридор «Север-Юг», с выходом на Индию, перестал функционировать. Ну скажем, США, в сопровождении своих друзей из Израиля, вступили в схватку с Ираном, которая в любом случае произойдет.
Торговый коридор фактически теряет пропускную способность. Мы не можем вести полноценную торговлю с Нью-Дели. При этом у нас санкции, а значительная часть доходов идёт из Индии. И это стало бы проблемой, если бы не вновь открытый торговый коридор из Владивостока в Ченнаи. И теперь, даже если «Север-Юг» временно выйдет из строя из-за военных действий на Большом Ближнем Востоке, а Южный торговый коридор через Суэц будет небезопасен, из-за разборок хуситов и американцев, которые сейчас динамично получают от парней в тапках, то у нас всегда есть свой собственный выход на Индию. Это то, что пыталась сделать Российская Империя столетиями, борясь и конкурируя с Великобританией.
То, что сделали, ставит жирную точку на попытках запрета торговли России и Индии со стороны предателей, их хозяев из Лондона и всяких разных негодников, которые вставляли нам палки в колёса.
И последнее, если всё будет нормально, то в ближайшее время, с большой долей вероятности, расширится линия Индия-Новороссийск, о чём в Fesco на днях дипломатично намекнули. Параллельно работают над тем, чтобы открыть направление Россия-Бангладеш и Россия-Саудовская Аравия. Речь не только про энергоресурсы, но и товары местных производителей. Это всё рынки, за которые нам предстоит конкурировать.
На самом деле это большое достижение для России. Объективно было сложно запустить эту линию, и ещё сложнее ее удержать. Но мы справились. Это открывает для нашей страны колоссальные возможности.
Всем добра.
Зачем Мусульмане строили храмы посвящённые Вишну.
Восемь из 24 территориальных конфликтов после 1945 г. произошли на Индийском субконтиненте, и в шести из них Индия была наступающей стороной. Как один из самых богатых правителей мира потерял своё государство? Почему Гоа – это не только курорт, но и «первый акт драмы, которая может окончиться смертью ООН»? И с чего началась борьба Индии и Пакистана за Кашмир, не оконченная до сих пор?
США и Великобритания сообщают об успешном испытании гиперзвука. О том, что необходимо англо-саксам для создания управляемых гиперзвуковых ракет, о советской научной школе и нашей недооценке самих себя, о том, что такое истребитель шестого поколения, роях сверхмалых дронов и о том, есть ли всё это у Запада и к какой войне они готовятся говорят военный эксперт, профессор Дипломатической академии МИД РФ Александр Артамонов и политолог Руслан Сафаров
Один из четырёх правителей мира был убит остальными, что и стало причиной глобальной катастрофы
Истинное предназначение допотопных храмов-технологические сооружения мистицизма
В марте официальные лица Европейского союза, Франции, Соединенного королевства и других стран Европы в своих заявлениях очень часто говорили о «грядущей войне с Россией». Этот нарратив позволил им отыграть несколько очков во внутриполитическом спектакле, в то время как попытки Брюсселя консолидировать вокруг подготовки к войне все страны-члены ЕС не увенчались особым успехом, если не считать позиции Польши или бывших советских республик Прибалтики.
Но воинственная риторика и запугивание «российской угрозой» в первую очередь играют на руку военной промышленности Евросоюза, прежде всего французской. Она преобразует «угрозы» в обоснование программ закупок вооружения.
В 2024 финансовые показатели ключевых игроков европейской военной промышленности показали рост прибыли. Так, французская самолетостроительная компания Dassault Aviation увеличила свою чистую прибыль на 19,2% (€1,1 млрд), а маржа составила 17%. Оборот французского производителя военной электроники Thales увеличился на 8,3% (€20,6 млрд) при чистой прибыли €507 млн.
В настоящее время Dassault выпускает три истребителя Rafale в месяц. Фирма планирует увеличить этот показатель до четырех-пяти единиц в месяц к 2030.
Что характерно, ключевые контракты в очереди заказов французской компании – от азиатских стран. Это 26 Rafale для ВМС Индии и 80 этих истребителей в версии F4 (возможен переход на F5) в интересах ОАЭ. Dassault также ведет переговоры с Саудовской Аравией.
Вместе с тем фирма испытывает проблемы с долгим циклом подготовки кадров и расширения цепочки поставок. В лучшем случае их устранение может занять два-три года.
Thales же имеет рекордный портфель заказов на сумму €39 млрд. В 2025 в приоритетах корпорации увеличение в три раза производства радиолокационных станций с активной фазированной антенной решеткой RBE2 Mk 4.1 для оснащения Rafale, а также увеличение в четыре раза выпуска ракетного оружия.
Что касается рыночной динамики, то на фоне планов ЕС увеличить военные расходы до €800 млрд наблюдается рост акций европейских военно-промышленных корпораций: британской BAE Systems, итальянской Leonardo и немецкой Rheinmetall.
Также, приостановка американской военной помощи Украине усилила спрос на европейское вооружение.
Как уже упоминалось, Европейская комиссия планирует увеличить военные затраты до €800 млрд. Из них €150 млрд пойдут на кредитование перевооружения. При этом в своей риторике Брюссель фактически поддерживает идеи президента Франции Эмманюэля Макрона о «независимости от США», включая разговоры о ядерном арсенале ЕС. Эти две очень неустойчивые тенденции лежат в основе так называемой «европейской стратегической автономии».
В ФРГ председатель проатлантистской партии Христианско-демократический союз (ХДС) и, вероятно, будущий канцлер страны Фридрих Мерц предлагает создать «европейский ядерный зонтик» и отменить «долговой тормоз» для финансирования военных расходов. Еще более радикально атлантистская леволиберальная партия Союз 90/Зеленые поддерживает увеличение военных затрат. Таким образом, Мерц, ХДС и немецкие «зеленые» вторят позициям Брюсселя.
В этот якобы «оборонительный» контекст вписывается инициатива, которая выходит за рамки Евросоюза и имеет очевидный наступательный характер – формирование «коалиции желающих» для отправки войск на Украину под видом «миротворческого контингента». Эта идея принадлежит Франции и Соединенному королевству, которое уже не входит в ЕС.
Если «ядерный зонтик» США в настоящее время фактически не имеет альтернатив для Европы, а угроза официального англо-французского военного вмешательства в специальную военную операцию больше похожа на попытку попасть за стол переговоров между РФ и США, то увеличение военных расходов – вполне реальная стратегическая инициатива, основанная на коммерческом интересе европейской военной промышленности.
Если взять в расчет ключевые рынки Thales с ее рекордным портфелем заказов, то рост продаж корпорации наблюдается только во Франции (что неизбежно) и Соединенном королевстве. Основной же рост заказов фирмы – на 9,6% - наблюдается на азиатском рынке. Это такие покупатели, как Индия, Индонезия, Саудовская Аравия и ОАЭ.
Такие тенденции будут и у других крупных европейских производителей продукции военного назначения (ПВН). Их зоны роста – Индо-Тихоокеанский регион и Ближний Восток.
Усиление спроса на европейское вооружение на фоне сокращения американской военной помощи Украине также имеет свои пределы. В 2024 у той же Thales на украинский рынок приходилось менее 1% от всех заказов.
Однако в III.2025 Thales Air Defence – североирландское подразделение французской корпорации – получило контракт на поставку Киеву 5 тыс. многоцелевых ракет Martlet. Сделка стоимостью £1,6 млрд стала коммерческим успехом ольстерского филиала Thales.
У производителей боевых машин и боеприпасов показатель поставок ПВН на Украине может быть на порядок выше, но не является ключевым в портфеле заказов.
Хотя выход США из НАТО представляется маловероятным, в ЕС прорабатывают военно-технические угрозы, связанные с возможной сменой военно-политических ориентиров Вашингтона. Так, применение американских истребителей F-35 может стать для европейских стран очень рискованным.
В этом контексте одним из ключевых вопросов является альтернатива авиационному носителю ядерного оружия (ЯО), тем более, если в гипотетическом сценарии Евросоюз станет обладателем такого вооружения. Здесь выбор падает на французские истребители Rafale в модификации носителя ЯО.
В III.2025 Франция запустила третий и последний военно-разведывательный спутник серии CSO (Composante Spatiale Optique). Эти космические аппараты входят в европейскую программу спутниковой разведки MUSIS (MUltinational Space-based Imaging System for Surveillance, Reconnaissance and Observation) под эгидой военного агентства ЕС EDA (European Defence Agency).
Эта программа, как ожидается, обеспечит частичную независимость европейских стран от США в области видовой разведки из космоса. MUSIS – переходная программа на пути к более широкому проекту. Его реализация - в коммерческих интересах французских корпораций Thales и Airbus.
Кроме того, Thales инвестирует в разработку и производство систем киберзащиты для Rafale и наземных радиолокационных станций истребителя. Фирма стремится позиционировать самолет как авиационный комплекс, обладающий «кибериммунитетом».
Видео: запуск ракеты-носителя со спутником CSO-3
Военные расходы ЕС растут и будут расти, но основная часть ПВН европейских производителей экспортируется в Азию. К тому же, военная промышленность стран Европы подвержена серьезным рискам -задержкам в производстве из-за нехватки кадров и мощностей, а также возможным последствиям «торговой войны» с США.
Ранними признаками реальной подготовки Евросоюза к «стратегической автономии» и полномасштабной войне с Россией станут: скоординированность инвестиций стран-участниц в военные разработки и производство, ускорение темпов модернизации производственных процессов военно-промышленных предприятий и заявленная на доктринальном уровне политическая воля к «стратегической автономии».
Это объявление может прозвучать на саммите НАТО в Гааге в VI.2025. В такой автономии Франция и ее авиационно-космические военные разработки будут играть определяющую роль.
Тадж-Махал является одним из немногих, сохранившихся в мире, технологических сооружений мистицизма