маленький
средний
большой
logo

Однако  Публицистическая лаборатория идеологии постдемократии

И снова здравствуйте. 

Году эдак в 2015-м мы закрыли проект «Однако» — журнал и информационно-публицистический портал. По разным причинам показалось, что он себя благополучно исчерпал. Те идеи и ценности, за которые мы нещадно топили несколько лет, превратились из вольнодумства в мейнстрим и чуть ли не в государственную политику. Это стало модно и престижно. И, мол, кому теперь чего доказывать. 

Наши авторы, конечно, никуда не делись. Михаил Леонтьев по-прежнему зажигает в авторской программе на Первом канале, — это само собой. Остальные не затерялись в публицистике, в культуре и на разных других выразительных площадках. Всё с теми же идеями.

И вот, понаблюдав за отечественной общественной мыслью и политической практикой с новых должностных высот, мы пришли к выводу: погорячились мы тогда с закрытием-то.

Мы убеждены, что рассуждения о злободневной бесконечности в публицистическом жанре по-прежнему уместны и востребованы. И те идеи, которые продвигал проект «Однако» нуждаются в обновлении — не в смысле отменить и переиначить, а в смысле сверить их с сегодняшней реальностью, придать им цельность и актуальность. Вычленить их из разнородного и бескрайнего потока новостей и трактовок, сконцентрировать опять на одной площадке.

Здесь мы будем чтить правила и лозунги сложившегося в официальной пропаганде мейнстрима, но не боготворить их. В кругу своих ведь полезно раздвигать границы, подмечать очевидности — чисто в научных целях. Будем говорить такие вещи, которые не приняты, неуместны, а то и крамольны для уважаемых медийных ресурсов. Но при этом слишком длинные и сложносоставные для формата демократичного телеграма. 

Это не пропагандистская площадка. Это своеобразная «творческая лаборатория идеологии постдемократии», по выражению Леонтьева. Сюда мы приглашаем в гости и в соучастники тех, кому действительно нужна дефицитная в нынешних СМИ качественная размышлительная публицистика. Тех, кто готов сам выбирать себе медийный продукт, а не ограничиваться тем, который за него выбирает кто-то другой.

Разумно, чтобы эта площадка так и называлась, как прежде, — «Однако». 

Дневальный 700₽ месяц

Каждый день вы получаете дозу рассуждений о том, что авторы «Однако» считают важным. Сумма актуальных событий, сориентированных во времени и пространстве: откуда что берётся, как это понимать, какое место данные факты бытия занимают в бесконечности и смыслах бытия.

Оформить подписку
Собеседник 1 400₽ месяц

На этом уровне вы получаете возможность прокомментировать рассуждения и суждения авторов «Однако» по теме и содержанию конкретной публикации.

Правила просты:

- только по существу, по теме и содержанию конкретной публикации;

- в рамках законодательства РФ, здравого смысла и этических норм, то есть воздерживаясь от пропаганды всякого нехорошего, от фейков и срача.

При несоблюдении этих нехитрых правил статус привилегированного читателя не спасает от редакционной цензуры и бана.

Оформить подписку
logo 30.11.2020 21:08 Однако
Разблокируйте этот пост,
став подписчиком
Подписаться за 700₽ в месяц

Чума во время пшика: о проблемах и свойствах русского футбольного суверенитета [Андрей СОРОКИН]

Отчего бы не о некоторых свойствах российского футбола как социокультурной составляющей идеологии государственного строительства?
logo 26.11.2020 16:26 Однако
Разблокируйте этот пост,
став подписчиком
Подписаться за 700₽ в месяц

Незваные соотечественники: о культовых фантомах русского гражданского самоопределения [Андрей СОРОКИН]

Нет «в душе» никакой «России». Россия есть исключительно «в натуральном виде».
logo 23.11.2020 17:55 Однако
Разблокируйте этот пост,
став подписчиком
Подписаться за 700₽ в месяц

Провоевавшиеся: о печальной судьбе государственностей Армении и Азербайджана [Андрей СОРОКИН]

Побеждённые в карабахской войне – братские Армения и Азербайджан, их национальные государственности.
logo 21.11.2020 14:39 Однако
Разблокируйте этот пост,
став подписчиком
Подписаться за 700₽ в месяц

Индустриализация в цифре: о технологии и содержании пропагандистского суверенитета [Андрей СОРОКИН]

Информационный и даже, ещё проще говоря, пропагандистский суверенитет – он из числа реальных системных вызовов.
logo 18.11.2020 17:17 Однако
Разблокируйте этот пост,
став подписчиком
Подписаться за 700₽ в месяц

Главное – безучастие: о дискриминации российского патриотизма в мировом спорте [Андрей СОРОКИН]

На самом деле нет никакого «больного места» (спортивного престижа державы). Это фантом.
logo 14.11.2020 09:32 Однако
Разблокируйте этот пост,
став подписчиком
Подписаться за 700₽ в месяц

Кем быть (2): о самоопределении в глобальном проекте «цивилизации по-русски» [Андрей СОРОКИН]

Вызовы переглобализации в мировом масштабе с ещё большей настойчивостью принуждают Россию к самоопределению.
logo 10.11.2020 18:47 Однако

Кем быть (1): о качествах самоопределения России в карабахском эпизоде переглобализации [Андрей СОРОКИН]

В ночь с 9 на 10 ноября Россия стремительно и, признаться, внезапно остановила войну в Карабахе. Без лишних политесов настучала по головам всем участникам и посторонним турецким партнёрам, ввела войска в зону конфликта, объявила правила предстоящих переговоров и гарантировала их своей военной силой. И заодно недвусмысленно обозначила своё присутствие в сфере своих национальных интересов – в мягком и горячем закавказском подбрюшье. 

Иными словами, в текущем моменте Россия нашла ответ на конкретные и ожидаемые вызовы на конкретном направлении.

Случайно совпало, что это событие – удачный повод предметно продолжить разговор о самоопределении России, начатый вчера Семёном Ураловым. И применительно к нашей миссии в Евразии, и применительно к нашей миссии в текущей переглобализации, и применительно к тому, как и кем мы себя вообще осознаём.

***

Русская душа настолько по-достоевски «склонна к всемирной отзывчивости и всепримирению», насколько безгранична, как и сама Россия. По праву этим гордится, но, бывает, теряется на этих просторах бескрайней всепримиримой отзывчивости.

В оперативной политической реальности это вот как выражается. Мы с трепетным вниманием следим за сомнениями, интересами, выгодами, многовекторными загулами на сторону, майданами, национальными достоинствами наших соседей по постсоветскому пространству. Мы считаем выгоды, тяжёлые геополитические и мультикультурные обстоятельства наших европейских партнёров, входим в их положение. Мы следим за выборами в США и гадаем, как теперь быть – в зависимости от исхода их внутренней смуты.

Всё это занимательно. Но так происходит подмена собственной суверенной повестки подстройкой под текущую внешнюю. Ах, кто чего хочет, кто про нас чего скажет, кто как себя поведёт, – вот всё такое.

А мы-то сами кто и чего хотим?

На самом деле во всей этой многогранной красоте российское самоопределение объективно присутствует. Более того: именно с самоопределением Российской Федерации и происходит сейчас самое интересное. Но субъективно оно не то чтобы отторгается – скорее, замыливается и в народном понимании, и в политической практике правящего класса. 

Чисто психологическая сложность вот в чём: за 30 постсоветских лет самоопределение России как государства действительно очень сильно трансформировалось, оно не вполне совпадает с интуитивным представлениями о нём и ожиданиями от него. И ещё оно внутренне противоречиво – по крайней мере, не гармонизировано ни в доктринах, ни в идеологии, ни в пропаганде, ни в политических практиках.

И карабахский прецедент буквально в прямом эфире показывает свойства и противоречия этого российского самоопределения. 

***

Первое, что надо понимать, но что отказываются принимать эмоции: Россия сегодня – не СССР. 

Мы-то привыкли, что Российская империя/СССР – это и есть Россия. Именно эту сущность мы и называем «исторической Россией». И это справедливо. Это историческое прошлое было настолько продолжительным и настолько ярким, что качество России как Союза мы по инерции переносим и на РФ.

Но теперь это не так.

Сегодняшняя РФ – не историческая Россия. И не только по географическим границам (это как раз формальность на самом деле и вообще не константа). Сегодняшняя РФ – принципиально другая сущность: это суверенное национальное буржуазное государство (все слова ключевые). В тех границах, какие достались от РСФСРного осколка России. Таковой сущностью Российская Федерация себя провозгласила в 1991 году, политически и территориально выйдя из состава исторической России. И с тех пор эту свою декларацию честно и последовательно исполняет. 

Но качественно Российская Федерация отказалась от свойств и миссии «исторической России».

В чём отличие?

В прежние столетия – в «собирании русских земель», в имперском и союзном строительстве – Великороссия была интегрирующей сущностью. Она генерировала наднациональные ценности, культуру и смыслы государственности и социально-экономического уклада, распространяла их по мере расширения своих границ на новые земли. Не отрицая самобытности присоединённых народов, не унифицируя их – но поощряя их государственное развитие, а подчас и обеспечивая его своими силами

На следующем шаге в этом качестве Россия выступила в ХХ веке во всемирно-историческом, так сказать, масштабе – как носитель суверенного наднационального проекта цивилизационного масштаба

Сейчас не так. 

***

В нынешней евразийской интеграции Россия участвует в том же равноправном статусе, что и другие суверенные национальные государства-субъекты интеграции. Разница с Белоруссией, Казахстаном или Арменией – только в количественных показателях: территория, население, природные ресурсы, объём экономики, военный потенциал… Да, Россия – самая мощная страна региона. Но не более того.

Именно в таком качестве Российская Федерация выступила сегодня в карабахском кризисе: обеспечивая свои национальные интересы, не гнушаясь при этом дипломатическим давлением и грубой военной силой. И да, учитывая гешефты национального капитала, у которого встречаются в том числе бакинские и ереванские корни. И лишь остаточно соизмеряя свои интересы с интересами армянских и азербайджанских партнёров. Потому что они России братья, – но мы друг другу иностранцы, а не единая сущность, не «уникальная историческая общность».

Москва ничего не сделала вместо суверенных государств Армении и Азербайджана. Не воюет за Карабах вместо Еревана. И даже признаёт за Баку суверенное право выстраивать свои вассальные и неравноправные отношения с Анкарой. Мол, это печальная, но объективная данность: делайте что хотите, но вот до этого предела, обозначенного российским военным присутствием в регионе. Что делать будем? Конкурировать будем. Ведь национальное государство не несёт партнёрам свет цивилизации, оно просто делит с ними ништяки.

Точно так же Москва не разруливает политический кризис в Белоруссии вместо её законных властей. Помогает соразмерно букве и духу союзнических добрососедских отношений и чисто эстетически, потому что вообще одобряет суверенную дееспособную государственность, – но со стороны. Не как начальник, а как партнёр, пусть и более сильный. 

Точно так же Москва не наводит порядок в вечно бузящей Киргизии вместо её непослушного народа и непутёвых властей. Всего лишь принуждает к вменяемости, регулируя финансовые потоки.

Точно так же Москва уже седьмой год не восстанавливает своим вмешательством здравый смысл вместо братского украинского народа в его самостийной державе. А Крым и Донбасс – это исключительно от собственных национальных интересов, причём тоже в разной градации (одних присоединили к РФ, других просто поддерживают и принимают в гражданство в массовом, но индивидуальном порядке).

Впрочем, это тоже продолжение исторической миссии России как интегратора: побуждение союзников к самостоятельности и суверенности на следующем уровне союзного строительства. Просто к этому формату интеграции мы не привыкли – ни бывшие союзные республики, ни толком сама Россия. Не было такого исторического опыта. 

***

Я не знаю, хорошо это или плохо. Заметьте: я избегаю оценок и обобщений прикладного геополитического характера, говорю только о самоопределении. Но именно такая модель поведения органична для национального государства. 

Просто она эмоционально непривычна. Обратите внимание: в 1991 году РСФСР оказалась единственным осколком исторической России, который не имел ни исторического опыта, ни даже советских декоративных признаков национальной государственности. Собственно, РСФСР вообще в этих границах сколотилась по какому-то остаточному принципу – из тех территорий, которые не достались союзным республикам. И до поры до времени это вообще никого не смущало: потому что Россия = СССР, союзная государственность и есть российская. Кто же мог подумать, что эвона как оно обескураживающе обернётся.

И именно национальную государственность с тех пор и строит Россия. Как для себя – так очень даже успешно, лучше многих прочих, которые более опытны. 

Но историко-культурная идентичность-то всё равно никакая не национальная, а имперская/советская. Она веками складывалась. И никакой другой идентичности у великороссов отродясь не бывало. Её не отменишь «декларацией о суверенитете». По этому грубому шву и проходят все внутренние несуразицы и путаницы одного с другим: начиная от вопроса, что это вообще за национальность такая «русские» или «россияне», и заканчивая вопросом, насколько могут быть бесконечны границы национального государства. Ведь как осколок исторической России РФ унаследовала и её имперское/союзное этнокультурное многообразие. Где сама по себе «титульная нация» — по определению не этнос, а народ как наднациональная государствообразующая общность.

В этой парадигме нет, например, консенсусного ответа даже на простенький вопрос «что нам Донбасс?» – такого ответа, который был бы общим для советско-союзной, национально-государственной, буржуазно-торгашеской, хищническо-империалистической идентичностей.

А ведь это всё и куча всякого другого либо задекларировано, либо явочным порядком имеется в российском самоопределении.

Собственно, вызов самоопределения – как раз, вы будете смеяться, именно в самоопределении. В ревизии и оптимизации столь пёстрого набора качеств, побуждений и поползновений. Это вопрос не инструментария «как», это вопрос субъектности и целеполагания «кто» и «зачем».

***

А на мировой арене вызовы переглобализации с ещё большей настойчивостью принуждают Россию к самоопределению – вплоть до возвращения к опытам собственного цивилизационного проекта.

Об этой составляющей поговорим во второй части рассуждений. 


***

Другие заметки из цикла о самоопределении России:

Равнение на Байдена: реванш «глубинного государства» в США принуждает Россию к самоопределению [Семён УРАЛОВ]

Кем быть (2): о самоопределении в глобальном проекте «цивилизации по-русски» [Андрей СОРОКИН]

От ненависти к конкуренции: миропорядок для Закавказья как экспортная модель русского глобального проекта [Семён УРАЛОВ]

logo 07.11.2020 09:35 Однако
Разблокируйте этот пост,
став подписчиком
Подписаться за 700₽ в месяц

Он вернётся совсем другим: Красный день 7 ноября как связующее звено русской истории [Андрей СОРОКИН]

Красный Октябрь – никакой не «излом» русской истории. Он – её связующее звено.
logo 05.11.2020 15:46 Однако
Разблокируйте этот пост,
став подписчиком
Подписаться за 700₽ в месяц

Догнаться Европой: об угрозах многонациональной безопасности России [Андрей СОРОКИН]

...Самое время проверить запоры на стареньком железном занавесе, перекреститься и выдохнуть: «Мы русские – какой восторг!».
logo 04.11.2020 14:32 Однако

От Четвёртого до Седьмого: один Октябрь одной страны [Андрей СОРОКИН]

От редакции. Отмечаем всенародный праздник всенародного единства тройным залпом РетроОднако – о смыслах и содержании дня 4 ноября.

Андрей Сорокин, 4 ноября 2013

***

Наш опрос об отношении читателей «Однако» к Дню народного единства 4 ноября очень показателен. Дело в том, что любой вариант ответа на поставленный вопрос — по-своему правильный. По крайней мере, имеет под собой убедительные основания.

Да, действительно, нетрудно догадаться, что при учреждении праздника явно имелась в виду и соседняя дата.

Да, действительно, содержание этого дня до сих пор остаётся не понятым широкими народными массами — как в силу незадачливости государственной идеологический машины, так и в силу эффективности усилий того же государства в деле реформы (то есть деградации) образования.

И таки да — глубинное историко-культурное значение этот день действительно имеет. Причём гораздо более глубокое, чем просто «изгнание интервентов из Москвы». Но это более глубинное значение государственные начальники и рядовые граждане ни в жисть не смогут объяснить друг другу, пока сами себе его не объяснят.

…На самом деле мудрая и ироничная русская история две ноябрьских даты (то есть октябрьских, если по старому стилю) не зря разместила настолько рядышком — как не зря зарифмовала и даты двух июньских катастроф 1941 и 1990 годов. Ну вот буквально пальцем показывает.

Оба этих ноябрьских дня — есть контрапункты двух русских Смут. Ни освобождение Кремля в 1612-м, ни низложение «белого» Временного правительства в 1917-м Смуту не исчерпали. Но и ополченцы Минина и Пожарского, и красногвардейцы Ленина сделали в эти дни одно и то же важное дело: привели в исполнение приговор русской истории в отношении самого механизма Смуты.

Причём, по странному совпадению, механизм Смуты всё время кроется не в «роковом стечении обстоятельств», не в «русском бунте, бессмысленном и беспощадном» и не в «коварных происках заграничных недругов», а в банальном и логичном предательстве политического класса. Банальном — потому что не впервой, логичном — потому что никакого другого политического алгоритма, кроме национального предательства, тяга к клановой выгоде и «общечеловеческим ценностям» не предполагает.

А из национального предательства политического класса со всей неизбежностью следует демонтаж российского государства, Смута, национальная катастрофа. В этом пейзаже русское общество чувствует себя крайне неуютно — и приводит приговор в исполнение любыми подручными средствами, как и было сказано выше.

Это первый актуальный урок одного ноября, разнесённого по времени на 300 лет.

Между этими ноябрями есть и пара важных различий.

После ноября 1612-го выход из Смуты выдался мирным и исчерпался демократическим, не побоюсь этого слова, учреждением новой монархии — то есть легитимной государственной власти. После ноября 1917-го Смута продолжила сопротивление, и выход из неё вылился в кровавую Гражданскую войну.

Лидерами ноября 1612-го были, по современной терминологии, ярко выраженные государственнические, национально-ориентированные силы. А вот лидеры Октября 1917-го декларировали до некоторого момента прямо противоположное – разрушение русского государства, и с этой точки зрения большевики, строго говоря, мало чем отличались от низвергнутых ими же противников.

И? В какой степени русскую историю интересовали намерения действующих лиц?

А ни в какой.

В конечном итоге и ополченцы Минина и Пожарского, и большевики Ленина оба раза спасли на краю (а то и за краем) пропасти и впоследствии восстановили русское государство краше прежнего — независимо от каких бы то ни было первоначальных намерений. Россия первых Романовых методично собрала русские земли и вышла на имперскую орбиту. А порождённая большевиками и обогащённая инновационными социальными моделями Советская Россия выдвинулась в мировые лидеры и до сих пор остаётся вершиной русской цивилизации.

То есть — до следующего взлёта.

Потому что такова воля русской истории — воля к живучести и самоценности российской цивилизации и её государства, воля к исполнению исторической миссии, на них возложенной. И против этой воли не попрёшь.

И это второй актуальный урок одного ноября, разнесённого по времени на 300 лет.

***

Читайте также актуальные рассуждения 

о единстве русской истории

и о заминке в государственной идеологии

logo 03.11.2020 18:46 Однако
Разблокируйте этот пост,
став подписчиком
Подписаться за 700₽ в месяц

Имитация государства: о вероятном сюрпризе майдан-выборов в США [Андрей СОРОКИН]

Независимо от исхода выборов нынешняя форма организации американского общества себя уже исчерпала, из-под неё выдернуты опоры и скрепы.
logo 01.11.2020 19:21 Однако
Разблокируйте этот пост,
став подписчиком
Подписаться за 700₽ в месяц

На раздаче успеха: о воспроизводстве убожества в отечественной культурной элите [Андрей СОРОКИН]

Проблема в том, что у государственной культурной политики нет сколько-нибудь организованного «института успеха».
logo 29.10.2020 18:21 Однако
Разблокируйте этот пост,
став подписчиком
Подписаться за 700₽ в месяц

Вылечить молодость: о происхождении граждан из «студенческого мяса» майдана [Андрей СОРОКИН]

Предательская сущность «молодёжной политики» в том, что она имеет смысл только как составляющая идеологии государственного строительства.
logo 27.10.2020 13:56 Однако
Разблокируйте этот пост,
став подписчиком
Подписаться за 700₽ в месяц

Понуждение к качеству: о трансформациях русской державности в возне вокруг Карабаха [Андрей СОРОКИН]

По сути, сейчас в Закавказье стоит простой вопрос: кто именно придёт в Карабах и надаёт забиякам по головам.
logo 25.10.2020 14:28 Однако
Разблокируйте этот пост,
став подписчиком
Подписаться за 700₽ в месяц

Крестики, трусы и деньги: футбол как зеркало заминки русской идеологии [Андрей СОРОКИН]

Футбол, как ни крути, дело государственное – политическое, можно даже сказать, и даже идеологическое.
logo 20.10.2020 13:31 Однако
Разблокируйте этот пост,
став подписчиком
Подписаться за 700₽ в месяц

Непризнаваемые: Карабах, Донбасс и другие заложники переглобализации [Андрей СОРОКИН]

В самотёке переглобализации, пока не установятся центры силы и правила конкуренции между ними, – непризнаваемым не выжить.
logo 18.10.2020 15:41 Однако
Разблокируйте этот пост,
став подписчиком
Подписаться за 700₽ в месяц

Где талию делать будем: о шкале понимания прошлого в суверенной исторической политике [Андрей СОРОКИН]

Факторы, которые определяют историческое развитие России, складываются в безусловный приоритет государственности и суверенитета.
logo 17.10.2020 19:15 Однако
Разблокируйте этот пост,
став подписчиком
Подписаться за 700₽ в месяц

Растеряться от победы: о застое в государственной идеологии России после Крыма [Андрей СОРОКИН]

Крымский триумф поставил идеологию государства Российского перед необходимостью понять себя в новом качестве – то есть понять и государство,
logo 14.10.2020 16:26 Однако
Разблокируйте этот пост,
став подписчиком
Подписаться за 700₽ в месяц

Политэкономия суверенитета: об отечественных опытах справного хозяйствования своим умом [Андрей СОРОКИН]

Если мы претендуем на свою жирную долю добычи в переглобализации, то это надо как-то аргументировать суверенной экономической политикой.
logo 12.10.2020 13:40 Однако
Разблокируйте этот пост,
став подписчиком
Подписаться за 700₽ в месяц

Очередь в Ялту-2: о явочном порядке объявления себя сверхдержавами [Андрей СОРОКИН]

Конкретная Турция со своим амбициозным Эрдоганом – всего лишь один из таких новых игроков в мутной воде переглобализации.
Показать еще
Дневальный 700₽ месяц

Каждый день вы получаете дозу рассуждений о том, что авторы «Однако» считают важным. Сумма актуальных событий, сориентированных во времени и пространстве: откуда что берётся, как это понимать, какое место данные факты бытия занимают в бесконечности и смыслах бытия.

Оформить подписку
Собеседник 1 400₽ месяц

На этом уровне вы получаете возможность прокомментировать рассуждения и суждения авторов «Однако» по теме и содержанию конкретной публикации.

Правила просты:

- только по существу, по теме и содержанию конкретной публикации;

- в рамках законодательства РФ, здравого смысла и этических норм, то есть воздерживаясь от пропаганды всякого нехорошего, от фейков и срача.

При несоблюдении этих нехитрых правил статус привилегированного читателя не спасает от редакционной цензуры и бана.

Оформить подписку