Секс, ГРУ и тайны Вестминстера

Однажды министр обороны Британии познакомился с девушкой и пошел "показывать ей дворец". Девушка была не промах, и дворец ей показывал кроме министра еще и офицер ГРУ СССР...
Однажды министр обороны Британии познакомился с девушкой и пошел "показывать ей дворец". Девушка была не промах, и дворец ей показывал кроме министра еще и офицер ГРУ СССР...
В 1919 году Белая гвардия проводила операцию в Чечне. Операция оказалась сама по себе нетривиальной, а еще в ней участвовал военврач Михаил Булгаков
Альберт Бирштадт родился в прусском Золингене в 1830 году, но жизнь прожил в США: родители эмигрировали, когда он был младенцем. Родители его были простецкими, папа бондарь, но и он, и его братья пошли по совершенно другой стезе. Старшие братья ушли в нарождающуюся фотографию. Благодаря этому, кстати, Альберт уже в преклонном возрасте стал героем чуть ли не первой в мире сохранившейся цветной портретной фотографии.
…вот этой. А когда был моложе, выглядел вот так:
Ну вот, в отличие от братьев, Альберт пошел по более традиционному пути и сначала рисовал карандашом, а в 21 год начал писать маслом. Для постановки навыков он вернулся в Германию и учился в Дюссельдорфе до 1857 года. В 27 он вернулся в Америку и начал преподавать рисование, а параллельно писал пейзажи. Он принадлежал к Школе реки Гудзон. Его главной темой были американские пейзажи. Изредка он отвлекался на другие темы — скажем, в 1863 его призвали в федеральную армию, и написал картину «Партизанская война». Но вообще, главное дело в жизни у него — это романтизированные, размашистые, огромные пейзажи США. Он путешествовал по Европе, и много писал — более 500 картин за жизнь. Женился он на вдове приятеля, хорошенькой Розали Ладлоу.
В общем-то, его биография была хорошей биографией художника, какой должна быть. Путешествовал по Америке и Европе, писал картины, ругался с критиками, которые бурчали, что пейзажи у него «театральные». Но под конец жизни его карьера и вообще дела пошли на спад. В 1882 году сгорел его особняк вместе с частью картин, позже от туберкулеза умерла жена (детей, как я понимаю, не было). И наконец, он заметно пережил собственную популярность, и под конец жизни пробавлялся не очень хорошими копиями своих же работ.
Но пейзажи он оставил отличные. А что «театральные», так это стиль, а не проблема.
КРОСИВОЕ
Человечество много раз пыталось воплотить в жизнь разнообразные утопии. Чаще всего в ходе строительства лучший мир обращался в свою противоположность. Однако случались и удачи. В XVII–XVIII веках в сельве Парагвая развивалось необычное явление: индейцы-гуарани строили идеальное общество под присмотром иезуитов.
В 1950 году над штатом Айдахо расцвели белые купола. Десантники спрыгнули с двухсотметровой высоты, и тут же начали строительство инженерных сооружений. Нюанс: это были бобры!
Николай Ярошенко сыграл в русской живописи просто колоссальную роль. Он был одним из ключевых людей в движении передвижников. И кроме того — автором серии великолепных «социальных» портретов, человеком, в огромной степени создавшим весь визуальный стиль поздней Российской империи. Вы со стопроцентной вероятностью видели «Студента», которым обожают иллюстрировать «Преступление и наказание», «Курсистку», «Кочегара». Но у Ярошенко вообще масса примечательных картин.
Он вообще не то чтоб должен был стать художником. Он родился в 1846 году. Папа его был военный, и хотел, чтобы сын тоже им стал. Так что в 9 лет Николай поступил в кадетский корпус. Папа не поощрял занятия рисованием, но считал, что ничего страшного от них не случится.
В родной Полтаве Ярошенко познакомился с Иваном Зайцевым, который в кадетском корпусе преподавал рисование (фотография была еще экзотикой, и способность что-то зарисовать была для будущего офицера очень полезным качеством). Зайцев сам личность очень примечательная. Крепостной, который сумел выйти в люди исключительно благодаря собственному таланту и упорству. Он был глубоко второстепенным художником сам, но в становлении Ярошенко сыграл ключевую роль.
Зайцев был первым преподавателем живописи у Ярошенко. Военную карьеру он не оставил, и вскоре перевелся в Первый кадетский корпус в Петербурге. Выпустившись оттуда, он продолжил военное обучение, и служил артиллеристом как таковым всего два года, а там уж, после училищ и Михайловской академии, перешел в военпром и работал на руководящих должностях на Санкт-Петербургском патронном заводе, пока не вышел в отставку. Служил он совершенно незаметно, и судя по всему, был офицером добросовестным, но службой не горел, никак в этом качестве не запомнился ни в хорошем, ни, слава Богу, в дурном ключе. Его страсть и дело жизни начинались за пределами службы.
Все это время он продолжал рисовать и одновременно с кадетским корпусом, артиллерийским училищем и академией постоянно набивал руку как художник. Он занимался в вечерних классах рисовальной школы Общества поощрения художников. Там он был почти незаметным, и называли его буквально «артиллерийский офицер». Но. Учителем его там был Крамской. Кроме того, он работал в мастерской Адриана Волкова. Фамилию вы могли не слышать, но с высокой долей вероятности видели картину «Последний выстрел Пушкина», вот, это Волков.
В 1875 году Ярошенко уже считал себя готовым дебютировать как художник. Человек уже был не юный, и имел основательную подготовку. А еще он уже хорошо понимал, что именно хочет писать.
Он не был каким-то радикалом, революционером, но в его работах самый очевидный и частый мотив — социальный. Тут на него, конечно, повлиял Крамской. Крамской к тому моменту имел за спиной «Бунт Четырнадцати» 11 лет назад, когда группа художников, рассорившихся с Академией, ушла в свободное плавание в качестве «Артели художников». Три года назад было создано «Товарищество передвижных художественных выставок». Ярошенко общался с людьми, которые с академической живописью имели отношения сложные, хотя их мастерство никто не мог оспорить.
Так что первая картина Ярошенко — это социальная драма в живописи «Невский проспект ночью».
До нас она в нормальном виде не дошла, «спасибо» нацистам, пропала в Великую Отечественную. Но, в общем, две сжавшиеся продрогшие женщины в углу — это они на панели. Картина не стала прям шумной, кто-то из критиков даже острил про «врачебно-полицейский» жанр живописи, но была замечена.
Вскоре Ярошенко женился на Марии Невротиной, бестужевке, сходных с его собственными социально-прогрессистских убеждений.
Молодые поехали на Кавказ, и здесь Ярошенко написал несколько отличных пейзажей.
…но все-таки лучшим, что написал Ярошенко, стали его портреты. Моментом триумфа у него была шестая передвижная выставка 1878 года. И туда с двух ног зашел «Кочегар»:
Мощный, выразительный рабочий с внимательным взглядом сделал автора знаменитым. Его по-всякому интерпретировали, вплоть до оборота «картина жаления», но вообще, до сих пор промышленный рабочий (а не крестьянин) в русскую живопись обычно не проникал, а тут прямо залетел, и как ни крути и как ни интерпретируй, вышло ударно.
Ну, а дальше пошло-поехало. Начнем с пары самых известных кроме «Кочегара» картин — «Студент» и «Курсистка».
«Курсистка» в двух вариантах, более темный сейчас в Калуге, более светлый в Киеве. Был еще предположительно третий вариант, но его раскритиковал Крамской, и Ярошенко его истребил; Крамской, как утверждают, счел, что в первоначальной версии курсистка вызывает скорее жалость, а она тут должна быть именно полной внутреннего огня и твердости современной девушкой. В тот момент это была картина очень смелая, прямо сенсационная. Бестужевские женские курсы открылись только недавно, девушка, получающая нормальное образование, была чем-то не совсем обычным. Наиболее жесткие критики ее вообще честили, дескать, злобная и безобразная, «с могильным холодом в сердце», о как. Но публика была в восторге.
Кстати, у «Курсистки» есть вполне четкий прототип: Анна Черткова.
Девушка была толстовка, вегетарианка, в общем, активистка. Мясоедов ее тоже писал и, как видите, предпочел сделать более мягкой:
Вообще, эту семью художники любили, мужа ее писал Крамской, например.
«Студентом» регулярно, как я уже сказал, иллюстрируют «Преступление и наказание», и тут цепляла почти угрожающая недосказанность. Смотрит он очень внимательно и не очень добро, юноша бедный, но с тем же самым внутренним огнем и неясно, что у него там за пазухой, где рука. И тут многие хотели бы дорисовать бомбу или топор.
Все это было в пределах дозволенного, но еще у Ярошенко было несколько картин уже прямо щекотливо-политических:
«Голова заключенного» по мне так просто шедевральна, и хотя это этюд, по-моему, она имеет самостоятельную художественную ценность как нормальная картина.
А дальше был процесс Веры Засулич, террористки, стрелявшей в высокопоставленного чиновника. Ярошенко начал картину «У Литовского замка», на которой девушка стоит перед тюрьмой, где держали Веру Засулич:
А вот набросок к еще одной картине…
…и сама картина «Террористка»:
Если честно, у меня эта мрачная баба не вызывает особого сочувствия. Но «У Литовского замка» вызвала небольшую бурю. По совпадению, ее выставили прямо в день убийства Александра II. Ярошенко пришлось провести некоторое время под домашним арестом, а дознание вел лично министр внутренних дел Михаил Лорис-Меликов. «У Литовского замка» сгинула, но вот «Террористка» по эскизам сохранилась.
Вот, кстати, еще один автопортрет, и тут Ярошенко тоже пожестче, чем был:
Но — не только острым прославился Ярошенко. Вот, например: «Проводил» и «В теплых краях». Отец провожает больную чахоткой девушку, а дальше она на излечении. Кстати, больная девушка списана опять с Чертковой.
А вот просто серия разнообразных российских типов.
Ну, и россыпью:
«Причины неизвестны»: нормально картина не сохранилась, изображена покончившая с собой девушка.
Ну, и наконец, портреты у Ярошенко были не только социальные, а и вполне себе живых людей:
Последние годы Ярошенко были сильно омрачены расколом среди передвижников. Многие из них сами вошли в состав академии, которой прежде противостояли, уже не как бунтари, а как мэтры. Ярошенко страшно бился за независимый характер передвижников, и рассматривал уход назад в академию как предательство. Из-за этого он насмерть расплевался с Куинджи, отношения с которым прежде были великолепными. Это был человек, переживший свое время.
Последняя картина отдавала какой-то мелкой местью. Она была написана на неожиданную для Ярошенко религиозную тему, а в роли фарисеев и Иуды в черновом варианте выступали… покинувшие товарищество передвижников художники и Куинджи. Ярошенко не собирался использовать лица художников в финальной версии картины. Но подробности уже не будут известны: сама картина, как и часть других, погибла в 41-м вместе с эскизами. Так что у нас тут сохранившийся эскиз, где никого не угадаешь.
А скончался Ярошенко неожиданно, в 52 года, в 1898 году во время работы. Инфаркт. Остается сожалеть, что этот человек под конец жизни был лишен душевного покоя. Но вот в историю русской живописи он себя вписал намертво.
Торговые связи Древнего Рима шли намного дальше, чем можно подумать. Римляне вели устойчивую торговлю с Индией, а эпизодически забирались вообще в Восточную Азию.
Эфиопия - страна, вдохновившая Гумилева, а еще - давшая колонизаторам свирепый бой за свою свободу.
Николай Павленко был хитроумным типом, настоящим Остапом Бендером Красной армии. Он прямо во время войны создал частную строительную фирму, и в течение десятилетия водил государство за нос...
Рижский ОМОН стал легендарной частью Советского Союза. На весь огромный СССР в 1991 году нашлось буквально несколько сот человек, готовых сопротивляться его распаду, и Рижский ОМОН стал самой организованной такой силой.
Штурм Багдада в 2003 году должен был обернуться кровавой баней... Но нет
Руслан Гелаев был одним из злых гениев России. Этот человек годами воевал, шел по трупам, а его уничтожение ознаменовало конец целого этапа войны в Чечне.
Победа в кампании 1664 года не относится к широко известным успехам русского оружия. Однако это был один из важнейших успехов русской армии за все время ее существования. Было погашено крупнейшее польское контрнаступление в войне за Украину, и в великой русско-польской дуэли XVII века наступил перелом.
Михаил Потапов не вошел в историю как покоритель Берлина, Вены или Праги. Но во главе своей армии он заставил говорить о себе Гитлера, и подложил настоящий гвоздь в ботинок вермахту.
Разгром американской ремонтной роты в Эн-Насирии замылил тот простой факт, что американцы получили мост через Евфрат и аэродром западнее города. Армада двинулась в глубину Ирака - впрочем, не все шло гладко.
Звиад Гамсахурдия стал первым президентом независимой Грузии и человеком, который ее разрушил
В XIV веке на Европу обрушилась самая разрушительная эпидемия в ее истории. Она оставила горы трупов, но на разоренных землях зарождалась новая жизнь.
В последние несколько лет для людей, интересующихся темой Отечественной — и не только ею, кстати — наступил просто-таки золотой век. В частности, появилось несколько колоссальных по объему баз данных, которые сильно облегчают работу и позволяют уточнять мелкие детали, а то и не вставая с дивана проделывать такую работу, которая раньше требовала поездок в другие города, переписки с официальными органами и тому подобных вещей. Итак.
ОБД «Мемориал» https://obd-memorial.ru/
Начнем с базы данных по погибшим солдатам и офицерам. Содержит десятки миллионов записей — на многих людей приходится по несколько, скажем, на двух моих погибших прадедов их приходится ровно восемнадцать штук (документы военкомата, печатные книги памяти, документы воинских частей и пр.). База не абсолютно полна, но подавляющее большинство погибших в нее внесено, и часто проблемы объясняются несовершенством и неполнотой первичных данных. Что там есть. Есть документы, посвященные, собственно, гибели бойца. Это документы воинских частей, госпиталей, книги памяти — со сканами первичных бумаг. Что можно узнать. Дату и место смерти. Последнее место службы, звание и должность. Место первичного захоронения. Причину «выбытия» (убит, умер от ран, без вести, болезнь, плен…), когда и откуда призван. Интерфейс прост как три копейки, в общем-то, он включает просто строку поиска — ФИО и дополнительные сведения. Есть расширенный поиск, и там можно поставить галочки во всех незаполненных полях, тогда может выдать какие-то дополнительные документы, типа протоколов эксгумации.
«Память народа»: https://pamyat-naroda.ru/
Если говорить именно об инструментах историка, то это, пожалуй, наиболее значимый ресурс. Самое ценное, что тут есть — это огромный, поистине циклопический массив первичных документов воинских частей.
Раздел «Герои войны» в основе своей дублирует данные ОБД и «Подвига народа» (см. ниже). Тут сведения о человеке представлены в сводном виде, т. е., и данные о награждениях, и о гибели, и о захоронении. Плюс (иногда) есть возможность отследить его боевой путь с привязкой к карте. И (чаще всего) — определить захоронение. Специальные ссылки ведут на страницы конкретных захоронений. К примеру, мой прадед похоронен западнее Чернигова в деревне Ковпыта в братской могиле. Согласно данным «Памяти народа», над захоронением шефствует местная средняя школа, есть мемориальный комплекс с железобетонным солдатом, состояние хорошее.
Собственно, переходим к этому разделу. Захоронения с привязкой к карте и краткой справочной информацией. Где точно находится, что за тип захоронения, кто шефствует, в каком состоянии, сколько народу похоронено, плюс скан учетной карточки.
«Боевые операции» — все в названии. Слева у нас — список операций. Ткнул в нужную — сервис тебе выкатывает карту, отдельно — общую схему из архива. Плюс — список воинских частей с командирами. Причем, ткнув по в/ч, можно получить о ней всяческие подробности — в частности, более мелкие формирования в ее составе. Здесь же, на страничке операции — список Героев Советского Союза за это сражение, и наконец — журналы боевых действий частей, участвовавших в перформансе за соответствующий период. К карте прикручен таймлайн, можно посмотреть схематично, как развивались события. Таймлайн не абсолютно подробный, не день за днем, но общее представление составить можно.
«Воинские части». Первое, что ты видишь — это строка поиска. Поиск понимает и полное наименование («10 гвардейский танковый корпус», к примеру), и сокращенное (10 гв тк). Однако поиск немножко дурак все равно, и наращиваний не понимает. То есть, «137 стрелковая дивизия» — это он поймет, а вот «137-я стрелковая дивизия» — нет. Что тут есть хорошего. Тебе выпадает карточка с тем, что на эту часть есть. Вышестоящие объединения (дивизия — в какой корпус входила, корпус — в какую армию и т. д.), подчиненные (танковый корпус — из каких бригад состоял), командиры, начальники штабов. Список, кстати, может быть неполным. К примеру, тот же 10 гв. тк — в качестве подчиненных частей указаны все три танковые бригады, а вот мотострелковая бригада отсутствует, хотя она там была. Но вообще — очень полезно бывает. Можно ткнуть на командира, тебе распишут, чем и когда еще он командовал. Плюс, наконец, в этом же разделе содержатся журналы боевых действий конкретных частей. ЖБД — это для воинской части базовый документ, боевая хроника день за днем. Их составляли для работы, а не для публичной демонстрации, поэтому по крайней мере, они отражают, как видели ситуацию советские штабные офицеры на месте. Правда, тут есть свои проблемы — во-первых, многое зависит от уровня делопроизводства в части. Кто-то пишет ЖБД на отшибись химическим карандашом. Кто-то наоборот, очень подробно и на пишущей машинке. Я от себя могу только лишний раз поблагодарить т. т. старшего лейтенанта Штепу и майора Макшакова, которые вели документацию у моих земляков из 62-й гв. танковой бригады — пишмаш, все очень подробно, одно удовольствие читать. А часто ЖБД отсутствует по объективной причине — документы сгорели или пропали в окружении. Особенно это характерно, понятно, для 1941 года. «О частях, бывших в районе Могилева, сведений нет» (цитата). Вот тебе и весь сказ. В 1944 году и штабная культура повысилась, и терять документы в боях стали намного реже. Поэтому доки даже 43-го и в сравнении с ними конца войны — это часто небо и земля.
Наконец, «Документы частей». Здесь тоже ЖБД, но не только они. В строку поиска вбиваем то, что хотим получить. К примеру, «137 сд». Тут же на нас обрушивается огромный вал документов без структуры и общей схемы. Чтобы он нас под собою не погреб, мы нажимаем «уточнить». Обратите внимание, кстати, там есть галочка, (не) учитывать при уточненном поиске основную поисковую строку. Вот в уточнение вбиваем все, что нам нужно. Допустим, мы знаем, что 137-я стрелковая воевала в Восточной Пруссии, и хотим найти сведения именно о том, как она геройствовала в этих краях. Что мы делаем. В графе «дата» ставим ограничения — скажем, начало — с 10 января 1945, а окончание — ну, допустим, 20 мая того же года. Уже получше — нам выдает документы за конкретное время. Но мы можем и сильнее конкретизировать запрос, и получить целенаправленно оперативные сводки, планы, рапорты, приказы, разведсводки… Справа у нас есть специальная менюшка, и расставляя в ней галочки, мы можем получить тот набор документов, которого ждем. Иногда, к примеру, отчеты о боевых действиях даже подробнее журналов. Скажем, у 6-й армии роскошный о двух сотнях страниц отчет о штурме Бреслау в 45-м году, с фотографиями и множеством статистических данных. Чтобы его отыскать, мы вбиваем в поиск «6 А», ограничиваем диапазон поиска 1945 годом — и справа оставляем галочку только напротив раздела «отчеты о боевых действиях». Кстати, поисковик иногда тупит, но чаще он включает дурака с инициативой, и начинает подсовывать документы, которые кажутся ему похожими на наш запрос. Скажем, нужен тебе 5-й гв. мк, так он, зараза, по мере мотания вниз начинает тебе заодно подсовывать, скажем, 5-й гв. тк, то есть, не механизированный корпус, а танковый. А это две большие разницы.
«Подвиг народа»: http://podvignaroda.ru/
А это база данных по награждениям. Она очень неполна, много лакун, особенно это касается самых массовых наград, но тем не менее, почерпнуть там можно многое. Во-первых, это подвиги в том виде, в каком их оценивали там и тогда. Это существенно — многие офицеры и солдаты позднее рассказывали удивительные истории взамен тех, что нашли отражение в документах, но видимо, им самим казались недостаточно поэтичными. Во-вторых, в наградных документах отражается воинская часть, звание и должность, в которой служил конкретный герой, что бывает нелишне для уточнения некоторых деталей биографии. Скажем, мне попадались люди, уверенные, что их предок служил в штрафном батальоне (что оказывалось неправдой) или стыдились, что их родственник служил в заградотряде и получил награду за расстрел людей (на практике выяснилось, что боец и правда служил в заграде, но медаль получил за хорошую стрельбу в прорвавшихся немцев). Вообще, зачастую в наградных листах содержится довольно обширный кусок биографии. Многие награждались по совокупности заслуг, и в наградных оказывается отражено множество эпизодов.
Интерфейс несложный. Заходишь по ссылке, щелкаешь «Люди и награждения». Вводишь все сведения, какие у тебя есть — ФИО, звание, год рождения. Со званием осторожнее, может быть, что человек награжден, будучи лейтенантом, а ты про своего родича помнишь, что он капитан. Поэтому, кстати, есть смысл начать только с фамилии-имени-отчества, а дальше уже по мере надобности уточнять. Иногда люди не совсем точно знают, где, например, прадед призывался, а иногда наоборот, что-то напутано в самих документах.
Если надо уточнить — тычешь в «расширенный поиск». Есть, так сказать, «еще более расширенный» поиск, но он нужен обычно, если у тебя на руках есть, например, часть архивной легенды, номер документа, место рождения, призыва и т. п. данные. Но тоже может пригодиться. Есть вариант — в главном меню искать через документы, собственно, для этого нужно нажать «документы» и отыскивать уже по их номерам. В главном меню есть еще кнопка «География войны», но там не особо чего можно почерпнуть, и «Память народа» в этом смысле намного практичнее.
Конкретно чаще всего нас интересуют наградные листы, все интересное обычно в них. Ну, и другие документы что-то могут сказать.
«Я помню» — https://iremember.ru/
Проект Артема Драбкина, наиболее полное на данный момент собрание ветеранских воспоминаний в рунете. Тысячи где-то полторы интервью в общей сложности. Некоторые очень лаконичные, но есть очень подробные и невероятно драматичные. Когда читаешь, ком к горлу не то что подступает, он там непрерывно, пушкой не вышибешь, а иногда попадаются люди с таким даром рассказчика, что просто забываешь, что твоя остановка полчаса назад была. Сортировка есть по двум основным параметрам — род войск (отдельной строкой — гражданские) и сражения/кампании. Штрафники, кстати, почему-то в разделе «сражения». Можно просто вбить в поиск интересующее — допустим, «Варшава» и слева уточнить, что ищешь категорию «Воспоминания». Правда, выдать может что-нибудь вроде «в эшелоне я проехал через Варшаву…» и все, но может найтись и что-то куда более подробное. От «Айремембер» отпочковался еще один ресурс: https://frontstory.ru/ — там истории солдат других стран, в основном со стороны противника. Главным образом, конечно, немцы, но есть и, например, десяток участников УПА, и румыны, и финны, и прочие. Этот ресурс намного менее подробный, чем основной, но и там есть, что почитать.
Фотоархивы — https://russiainphoto.ru и http://waralbum.ru/
Рашнфото — это здоровенный, состоящий в данный момент из 120+ тысяч фотографий, архив из государственных фондов и частных коллекций с 1840 по 1999 год. Навигация очевидная — выбираешь справа тег, затем ползунками уточняешь нужный период. Фотографии — от общеизвестных до уникальных, тут уж как повезет и как искать будешь. «Варалбум» — самое подробное собрание именно по Второй мировой войне, включая Великую Отечественную. «Альбом» обычно весьма аккуратен в том, что касается атрибуции фотографий, а это, как хорошо известно всякому, беда-печаль-огорчение: сплошь и рядом или изображение Т-34-85 подпишут как фото 1941 года, а в худшем случае девочки-дизайнеры (мальчики, само собой, тоже) пихают фото эсэсовцев на поздравительные плакаты к 9 мая. Вот чтобы такой пердимонокль случался пореже, waralbum — самое то.
Фото на карте мира — pastvu.com
Сотни тысяч (именно так) фотографий того, как та или иная локация выглядела раньше. Это буквально карта мира с расставленными на ней фотками. Здесь для примера — фотография набережной Камы в Перми. Справа — то, как это выглядит в приближении. Кстати, указаны еще и направления съемки.
«Архивы России» — http://sovdoc.rusarchives.ru/#main
Документы советской эпохи. Самое очевидное ценное — раздел «Документальные комплексы». Содержит сканы разнообразных, как легко догадаться, документов эпохи, разделенные по темам. Если говорить конкретно о Великой Отечественной, то там наиболее значительное место занимают материалы ГКО, Государственного комитета обороны, то бишь, высшего командования.
Ну, и наконец, «Прожито» — http://prozhito.org/
Это собрание личных дневников. В настоящий момент — около 3,5 тысяч дневников разных людей, касающихся всего ХХ века. Там несколько кривой и контринтуитивный поиск, но все компенсируется, извините за выражение, контентом — несколько тысяч живых людей, и многие весьма недурно владеют словом. В общем, берите и пользуйтесь.