logo
513
подписчиков
Норин  Евгений Норин. Историк-любитель, профессиональный болтун
Публикации Уровни подписки Контакты О проекте Фильтры Метки Статистика Поделиться
О проекте
Журналист, пишу на исторические и околовоенные темы, сюда складываю архив своих текстов.
Я пишу довольно объемные материалы. Обычный журнальный материал — это тысяч 5-10 знаков, у меня 10 тысяч — это скорее нижняя граница. Но — занимательность фирма гарантирует. Публикации даю примерно каждые три дня.
Имейте, так сказать, фан.
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Единоразовый платёж

Безвозмездное пожертвование без возможности возврата. Этот взнос не предоставляет доступ к закрытому контенту.

Помочь проекту
На кофе 500 ₽ месяц 5 100 ₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Норин
Доступны сообщения

Базовая подписка, доступны все материалы

Оформить подписку
На кофе с печенькою 1 000 ₽ месяц 10 200 ₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Норин
Доступны сообщения

То же самое, что "Кофе", только для тех, кому не жалко тысячу в месяц.

Оформить подписку
Загул и кутеж 5 000 ₽ месяц
Доступны сообщения

На этом уровне можно, например, целенаправленно заказывать мне тексты

Оформить подписку
Купать коней в шампанском 10 000 ₽ месяц
Доступны сообщения

Можно заказывать посты, предлагать встречи, разговаривать разговоры тет-а-тет - в общем, если вы готовы столько платить, значит, или я вам очень мил, или вам от меня чего-то нужно. Пишите, обговорим.

Оформить подписку
Фильтры
Статистика
513 подписчиков
Обновления проекта
Метки
Читать: 8+ мин
logo Норин

Секс, ГРУ и тайны Вестминстера

Доступно подписчикам уровня
«На кофе»
Подписаться за 500₽ в месяц

Однажды министр обороны Британии познакомился с девушкой и пошел "показывать ей дворец". Девушка была не промах, и дворец ей показывал кроме министра еще и офицер ГРУ СССР...

Читать: 44+ мин
logo Норин

Капитан Флинт паровой эпохи. Рейдер «Эмден»

Доступно подписчикам уровня
«На кофе»
Подписаться за 500₽ в месяц

Читать: 15+ мин
logo Норин

Чеченский поход Белой гвардии

Доступно подписчикам уровня
«На кофе»
Подписаться за 500₽ в месяц

В 1919 году Белая гвардия проводила операцию в Чечне. Операция оказалась сама по себе нетривиальной, а еще в ней участвовал военврач Михаил Булгаков

Читать: 23+ мин
logo Норин

Альберт Бирштадт и его монументальные пейзажи

Альберт ‎Бирштадт‏ ‎родился ‎в ‎прусском ‎Золингене ‎в‏ ‎1830 ‎году,‏ ‎но‏ ‎жизнь ‎прожил ‎в‏ ‎США: ‎родители‏ ‎эмигрировали, ‎когда ‎он ‎был‏ ‎младенцем.‏ ‎Родители ‎его‏ ‎были ‎простецкими,‏ ‎папа ‎бондарь, ‎но ‎и ‎он,‏ ‎и‏ ‎его ‎братья‏ ‎пошли ‎по‏ ‎совершенно ‎другой ‎стезе. ‎Старшие ‎братья‏ ‎ушли‏ ‎в‏ ‎нарождающуюся ‎фотографию.‏ ‎Благодаря ‎этому,‏ ‎кстати, ‎Альберт‏ ‎уже‏ ‎в ‎преклонном‏ ‎возрасте ‎стал ‎героем ‎чуть ‎ли‏ ‎не ‎первой‏ ‎в‏ ‎мире ‎сохранившейся ‎цветной‏ ‎портретной ‎фотографии.

…вот‏ ‎этой. ‎А ‎когда ‎был‏ ‎моложе,‏ ‎выглядел ‎вот‏ ‎так:


Ну ‎вот,‏ ‎в ‎отличие ‎от ‎братьев, ‎Альберт‏ ‎пошел‏ ‎по ‎более‏ ‎традиционному ‎пути‏ ‎и ‎сначала ‎рисовал ‎карандашом, ‎а‏ ‎в‏ ‎21‏ ‎год ‎начал‏ ‎писать ‎маслом.‏ ‎Для ‎постановки‏ ‎навыков‏ ‎он ‎вернулся‏ ‎в ‎Германию ‎и ‎учился ‎в‏ ‎Дюссельдорфе ‎до‏ ‎1857‏ ‎года. ‎В ‎27‏ ‎он ‎вернулся‏ ‎в ‎Америку ‎и ‎начал‏ ‎преподавать‏ ‎рисование, ‎а‏ ‎параллельно ‎писал‏ ‎пейзажи. ‎Он ‎принадлежал ‎к ‎Школе‏ ‎реки‏ ‎Гудзон. ‎Его‏ ‎главной ‎темой‏ ‎были ‎американские ‎пейзажи. ‎Изредка ‎он‏ ‎отвлекался‏ ‎на‏ ‎другие ‎темы‏ ‎— ‎скажем,‏ ‎в ‎1863‏ ‎его‏ ‎призвали ‎в‏ ‎федеральную ‎армию, ‎и ‎написал ‎картину‏ ‎«Партизанская ‎война».‏ ‎Но‏ ‎вообще, ‎главное ‎дело‏ ‎в ‎жизни‏ ‎у ‎него ‎— ‎это‏ ‎романтизированные,‏ ‎размашистые, ‎огромные‏ ‎пейзажи ‎США.‏ ‎Он ‎путешествовал ‎по ‎Европе, ‎и‏ ‎много‏ ‎писал ‎—‏ ‎более ‎500‏ ‎картин ‎за ‎жизнь. ‎Женился ‎он‏ ‎на‏ ‎вдове‏ ‎приятеля, ‎хорошенькой‏ ‎Розали ‎Ладлоу.

В‏ ‎общем-то, ‎его‏ ‎биография‏ ‎была ‎хорошей‏ ‎биографией ‎художника, ‎какой ‎должна ‎быть.‏ ‎Путешествовал ‎по‏ ‎Америке‏ ‎и ‎Европе, ‎писал‏ ‎картины, ‎ругался‏ ‎с ‎критиками, ‎которые ‎бурчали,‏ ‎что‏ ‎пейзажи ‎у‏ ‎него ‎«театральные».‏ ‎Но ‎под ‎конец ‎жизни ‎его‏ ‎карьера‏ ‎и ‎вообще‏ ‎дела ‎пошли‏ ‎на ‎спад. ‎В ‎1882 ‎году‏ ‎сгорел‏ ‎его‏ ‎особняк ‎вместе‏ ‎с ‎частью‏ ‎картин, ‎позже‏ ‎от‏ ‎туберкулеза ‎умерла‏ ‎жена ‎(детей, ‎как ‎я ‎понимаю,‏ ‎не ‎было).‏ ‎И‏ ‎наконец, ‎он ‎заметно‏ ‎пережил ‎собственную‏ ‎популярность, ‎и ‎под ‎конец‏ ‎жизни‏ ‎пробавлялся ‎не‏ ‎очень ‎хорошими‏ ‎копиями ‎своих ‎же ‎работ.

Но ‎пейзажи‏ ‎он‏ ‎оставил ‎отличные.‏ ‎А ‎что‏ ‎«театральные», ‎так ‎это ‎стиль, ‎а‏ ‎не‏ ‎проблема.

КРОСИВОЕ

Читать: 22+ мин
logo Норин

Колхоз Господень

Доступно подписчикам уровня
«На кофе»
Подписаться за 500₽ в месяц

Человечество много раз пыталось воплотить в жизнь разнообразные утопии. Чаще всего в ходе строительства лучший мир обращался в свою противоположность. Однако случались и удачи. В XVII–XVIII веках в сельве Парагвая развивалось необычное явление: индейцы-гуарани строили идеальное общество под присмотром иезуитов.

Читать: 6+ мин
logo Норин

Никто кроме нас! Десантные бобры штата Айдахо

Доступно подписчикам уровня
«На кофе»
Подписаться за 500₽ в месяц

В 1950 году над штатом Айдахо расцвели белые купола. Десантники спрыгнули с двухсотметровой высоты, и тут же начали строительство инженерных сооружений. Нюанс: это были бобры!

Читать: 26+ мин
logo Норин

Художник Ярошенко


Николай ‎Ярошенко‏ ‎сыграл ‎в ‎русской ‎живописи ‎просто‏ ‎колоссальную ‎роль.‏ ‎Он‏ ‎был ‎одним ‎из‏ ‎ключевых ‎людей‏ ‎в ‎движении ‎передвижников. ‎И‏ ‎кроме‏ ‎того ‎—‏ ‎автором ‎серии‏ ‎великолепных ‎«социальных» ‎портретов, ‎человеком, ‎в‏ ‎огромной‏ ‎степени ‎создавшим‏ ‎весь ‎визуальный‏ ‎стиль ‎поздней ‎Российской ‎империи. ‎Вы‏ ‎со‏ ‎стопроцентной‏ ‎вероятностью ‎видели‏ ‎«Студента», ‎которым‏ ‎обожают ‎иллюстрировать‏ ‎«Преступление‏ ‎и ‎наказание»,‏ ‎«Курсистку», ‎«Кочегара». ‎Но ‎у ‎Ярошенко‏ ‎вообще ‎масса‏ ‎примечательных‏ ‎картин.

Он ‎вообще ‎не‏ ‎то ‎чтоб‏ ‎должен ‎был ‎стать ‎художником.‏ ‎Он‏ ‎родился ‎в‏ ‎1846 ‎году.‏ ‎Папа ‎его ‎был ‎военный, ‎и‏ ‎хотел,‏ ‎чтобы ‎сын‏ ‎тоже ‎им‏ ‎стал. ‎Так ‎что ‎в ‎9‏ ‎лет‏ ‎Николай‏ ‎поступил ‎в‏ ‎кадетский ‎корпус.‏ ‎Папа ‎не‏ ‎поощрял‏ ‎занятия ‎рисованием,‏ ‎но ‎считал, ‎что ‎ничего ‎страшного‏ ‎от ‎них‏ ‎не‏ ‎случится.

В ‎родной ‎Полтаве‏ ‎Ярошенко ‎познакомился‏ ‎с ‎Иваном ‎Зайцевым, ‎который‏ ‎в‏ ‎кадетском ‎корпусе‏ ‎преподавал ‎рисование‏ ‎(фотография ‎была ‎еще ‎экзотикой, ‎и‏ ‎способность‏ ‎что-то ‎зарисовать‏ ‎была ‎для‏ ‎будущего ‎офицера ‎очень ‎полезным ‎качеством).‏ ‎Зайцев‏ ‎сам‏ ‎личность ‎очень‏ ‎примечательная. ‎Крепостной,‏ ‎который ‎сумел‏ ‎выйти‏ ‎в ‎люди‏ ‎исключительно ‎благодаря ‎собственному ‎таланту ‎и‏ ‎упорству. ‎Он‏ ‎был‏ ‎глубоко ‎второстепенным ‎художником‏ ‎сам, ‎но‏ ‎в ‎становлении ‎Ярошенко ‎сыграл‏ ‎ключевую‏ ‎роль.

Зайцев ‎был‏ ‎первым ‎преподавателем‏ ‎живописи ‎у ‎Ярошенко. ‎Военную ‎карьеру‏ ‎он‏ ‎не ‎оставил,‏ ‎и ‎вскоре‏ ‎перевелся ‎в ‎Первый ‎кадетский ‎корпус‏ ‎в‏ ‎Петербурге.‏ ‎Выпустившись ‎оттуда,‏ ‎он ‎продолжил‏ ‎военное ‎обучение,‏ ‎и‏ ‎служил ‎артиллеристом‏ ‎как ‎таковым ‎всего ‎два ‎года,‏ ‎а ‎там‏ ‎уж,‏ ‎после ‎училищ ‎и‏ ‎Михайловской ‎академии,‏ ‎перешел ‎в ‎военпром ‎и‏ ‎работал‏ ‎на ‎руководящих‏ ‎должностях ‎на‏ ‎Санкт-Петербургском ‎патронном ‎заводе, ‎пока ‎не‏ ‎вышел‏ ‎в ‎отставку.‏ ‎Служил ‎он‏ ‎совершенно ‎незаметно, ‎и ‎судя ‎по‏ ‎всему,‏ ‎был‏ ‎офицером ‎добросовестным,‏ ‎но ‎службой‏ ‎не ‎горел,‏ ‎никак‏ ‎в ‎этом‏ ‎качестве ‎не ‎запомнился ‎ни ‎в‏ ‎хорошем, ‎ни,‏ ‎слава‏ ‎Богу, ‎в ‎дурном‏ ‎ключе. ‎Его‏ ‎страсть ‎и ‎дело ‎жизни‏ ‎начинались‏ ‎за ‎пределами‏ ‎службы.

Все ‎это‏ ‎время ‎он ‎продолжал ‎рисовать ‎и‏ ‎одновременно‏ ‎с ‎кадетским‏ ‎корпусом, ‎артиллерийским‏ ‎училищем ‎и ‎академией ‎постоянно ‎набивал‏ ‎руку‏ ‎как‏ ‎художник. ‎Он‏ ‎занимался ‎в‏ ‎вечерних ‎классах‏ ‎рисовальной‏ ‎школы ‎Общества‏ ‎поощрения ‎художников. ‎Там ‎он ‎был‏ ‎почти ‎незаметным,‏ ‎и‏ ‎называли ‎его ‎буквально‏ ‎«артиллерийский ‎офицер».‏ ‎Но. ‎Учителем ‎его ‎там‏ ‎был‏ ‎Крамской. ‎Кроме‏ ‎того, ‎он‏ ‎работал ‎в ‎мастерской ‎Адриана ‎Волкова.‏ ‎Фамилию‏ ‎вы ‎могли‏ ‎не ‎слышать,‏ ‎но ‎с ‎высокой ‎долей ‎вероятности‏ ‎видели‏ ‎картину‏ ‎«Последний ‎выстрел‏ ‎Пушкина», ‎вот,‏ ‎это ‎Волков.

В‏ ‎1875‏ ‎году ‎Ярошенко‏ ‎уже ‎считал ‎себя ‎готовым ‎дебютировать‏ ‎как ‎художник.‏ ‎Человек‏ ‎уже ‎был ‎не‏ ‎юный, ‎и‏ ‎имел ‎основательную ‎подготовку. ‎А‏ ‎еще‏ ‎он ‎уже‏ ‎хорошо ‎понимал,‏ ‎что ‎именно ‎хочет ‎писать.

Он ‎не‏ ‎был‏ ‎каким-то ‎радикалом,‏ ‎революционером, ‎но‏ ‎в ‎его ‎работах ‎самый ‎очевидный‏ ‎и‏ ‎частый‏ ‎мотив ‎—‏ ‎социальный. ‎Тут‏ ‎на ‎него,‏ ‎конечно,‏ ‎повлиял ‎Крамской.‏ ‎Крамской ‎к ‎тому ‎моменту ‎имел‏ ‎за ‎спиной‏ ‎«Бунт‏ ‎Четырнадцати» ‎11 ‎лет‏ ‎назад, ‎когда‏ ‎группа ‎художников, ‎рассорившихся ‎с‏ ‎Академией,‏ ‎ушла ‎в‏ ‎свободное ‎плавание‏ ‎в ‎качестве ‎«Артели ‎художников». ‎Три‏ ‎года‏ ‎назад ‎было‏ ‎создано ‎«Товарищество‏ ‎передвижных ‎художественных ‎выставок». ‎Ярошенко ‎общался‏ ‎с‏ ‎людьми,‏ ‎которые ‎с‏ ‎академической ‎живописью‏ ‎имели ‎отношения‏ ‎сложные,‏ ‎хотя ‎их‏ ‎мастерство ‎никто ‎не ‎мог ‎оспорить.

Так‏ ‎что ‎первая‏ ‎картина‏ ‎Ярошенко ‎— ‎это‏ ‎социальная ‎драма‏ ‎в ‎живописи ‎«Невский ‎проспект‏ ‎ночью».

До‏ ‎нас ‎она‏ ‎в ‎нормальном‏ ‎виде ‎не ‎дошла, ‎«спасибо» ‎нацистам,‏ ‎пропала‏ ‎в ‎Великую‏ ‎Отечественную. ‎Но,‏ ‎в ‎общем, ‎две ‎сжавшиеся ‎продрогшие‏ ‎женщины‏ ‎в‏ ‎углу ‎—‏ ‎это ‎они‏ ‎на ‎панели.‏ ‎Картина‏ ‎не ‎стала‏ ‎прям ‎шумной, ‎кто-то ‎из ‎критиков‏ ‎даже ‎острил‏ ‎про‏ ‎«врачебно-полицейский» ‎жанр ‎живописи,‏ ‎но ‎была‏ ‎замечена.

Вскоре ‎Ярошенко ‎женился ‎на‏ ‎Марии‏ ‎Невротиной, ‎бестужевке,‏ ‎сходных ‎с‏ ‎его ‎собственными ‎социально-прогрессистских ‎убеждений.

Молодые ‎поехали‏ ‎на‏ ‎Кавказ, ‎и‏ ‎здесь ‎Ярошенко‏ ‎написал ‎несколько ‎отличных ‎пейзажей.

…но ‎все-таки‏ ‎лучшим,‏ ‎что‏ ‎написал ‎Ярошенко,‏ ‎стали ‎его‏ ‎портреты. ‎Моментом‏ ‎триумфа‏ ‎у ‎него‏ ‎была ‎шестая ‎передвижная ‎выставка ‎1878‏ ‎года. ‎И‏ ‎туда‏ ‎с ‎двух ‎ног‏ ‎зашел ‎«Кочегар»:

Мощный,‏ ‎выразительный ‎рабочий ‎с ‎внимательным‏ ‎взглядом‏ ‎сделал ‎автора‏ ‎знаменитым. ‎Его‏ ‎по-всякому ‎интерпретировали, ‎вплоть ‎до ‎оборота‏ ‎«картина‏ ‎жаления», ‎но‏ ‎вообще, ‎до‏ ‎сих ‎пор ‎промышленный ‎рабочий ‎(а‏ ‎не‏ ‎крестьянин)‏ ‎в ‎русскую‏ ‎живопись ‎обычно‏ ‎не ‎проникал,‏ ‎а‏ ‎тут ‎прямо‏ ‎залетел, ‎и ‎как ‎ни ‎крути‏ ‎и ‎как‏ ‎ни‏ ‎интерпретируй, ‎вышло ‎ударно.

Ну,‏ ‎а ‎дальше‏ ‎пошло-поехало. ‎Начнем ‎с ‎пары‏ ‎самых‏ ‎известных ‎кроме‏ ‎«Кочегара» ‎картин‏ ‎— ‎«Студент» ‎и ‎«Курсистка».

«Курсистка» ‎в‏ ‎двух‏ ‎вариантах, ‎более‏ ‎темный ‎сейчас‏ ‎в ‎Калуге, ‎более ‎светлый ‎в‏ ‎Киеве.‏ ‎Был‏ ‎еще ‎предположительно‏ ‎третий ‎вариант,‏ ‎но ‎его‏ ‎раскритиковал‏ ‎Крамской, ‎и‏ ‎Ярошенко ‎его ‎истребил; ‎Крамской, ‎как‏ ‎утверждают, ‎счел,‏ ‎что‏ ‎в ‎первоначальной ‎версии‏ ‎курсистка ‎вызывает‏ ‎скорее ‎жалость, ‎а ‎она‏ ‎тут‏ ‎должна ‎быть‏ ‎именно ‎полной‏ ‎внутреннего ‎огня ‎и ‎твердости ‎современной‏ ‎девушкой.‏ ‎В ‎тот‏ ‎момент ‎это‏ ‎была ‎картина ‎очень ‎смелая, ‎прямо‏ ‎сенсационная.‏ ‎Бестужевские‏ ‎женские ‎курсы‏ ‎открылись ‎только‏ ‎недавно, ‎девушка,‏ ‎получающая‏ ‎нормальное ‎образование,‏ ‎была ‎чем-то ‎не ‎совсем ‎обычным.‏ ‎Наиболее ‎жесткие‏ ‎критики‏ ‎ее ‎вообще ‎честили,‏ ‎дескать, ‎злобная‏ ‎и ‎безобразная, ‎«с ‎могильным‏ ‎холодом‏ ‎в ‎сердце»,‏ ‎о ‎как.‏ ‎Но ‎публика ‎была ‎в ‎восторге.

Кстати,‏ ‎у‏ ‎«Курсистки» ‎есть‏ ‎вполне ‎четкий‏ ‎прототип: ‎Анна ‎Черткова.

Девушка ‎была ‎толстовка,‏ ‎вегетарианка,‏ ‎в‏ ‎общем, ‎активистка.‏ ‎Мясоедов ‎ее‏ ‎тоже ‎писал‏ ‎и,‏ ‎как ‎видите,‏ ‎предпочел ‎сделать ‎более ‎мягкой:

Вообще, ‎эту‏ ‎семью ‎художники‏ ‎любили,‏ ‎мужа ‎ее ‎писал‏ ‎Крамской, ‎например.


«Студентом»‏ ‎регулярно, ‎как ‎я ‎уже‏ ‎сказал,‏ ‎иллюстрируют ‎«Преступление‏ ‎и ‎наказание»,‏ ‎и ‎тут ‎цепляла ‎почти ‎угрожающая‏ ‎недосказанность.‏ ‎Смотрит ‎он‏ ‎очень ‎внимательно‏ ‎и ‎не ‎очень ‎добро, ‎юноша‏ ‎бедный,‏ ‎но‏ ‎с ‎тем‏ ‎же ‎самым‏ ‎внутренним ‎огнем‏ ‎и‏ ‎неясно, ‎что‏ ‎у ‎него ‎там ‎за ‎пазухой,‏ ‎где ‎рука.‏ ‎И‏ ‎тут ‎многие ‎хотели‏ ‎бы ‎дорисовать‏ ‎бомбу ‎или ‎топор.




Все ‎это‏ ‎было‏ ‎в ‎пределах‏ ‎дозволенного, ‎но‏ ‎еще ‎у ‎Ярошенко ‎было ‎несколько‏ ‎картин‏ ‎уже ‎прямо‏ ‎щекотливо-политических:

«Голова ‎заключенного»‏ ‎по ‎мне ‎так ‎просто ‎шедевральна,‏ ‎и‏ ‎хотя‏ ‎это ‎этюд,‏ ‎по-моему, ‎она‏ ‎имеет ‎самостоятельную‏ ‎художественную‏ ‎ценность ‎как‏ ‎нормальная ‎картина.


А ‎дальше ‎был ‎процесс‏ ‎Веры ‎Засулич,‏ ‎террористки,‏ ‎стрелявшей ‎в ‎высокопоставленного‏ ‎чиновника. ‎Ярошенко‏ ‎начал ‎картину ‎«У ‎Литовского‏ ‎замка»,‏ ‎на ‎которой‏ ‎девушка ‎стоит‏ ‎перед ‎тюрьмой, ‎где ‎держали ‎Веру‏ ‎Засулич:



А‏ ‎вот ‎набросок‏ ‎к ‎еще‏ ‎одной ‎картине…

…и ‎сама ‎картина ‎«Террористка»:

Если‏ ‎честно,‏ ‎у‏ ‎меня ‎эта‏ ‎мрачная ‎баба‏ ‎не ‎вызывает‏ ‎особого‏ ‎сочувствия. ‎Но‏ ‎«У ‎Литовского ‎замка» ‎вызвала ‎небольшую‏ ‎бурю. ‎По‏ ‎совпадению,‏ ‎ее ‎выставили ‎прямо‏ ‎в ‎день‏ ‎убийства ‎Александра ‎II. ‎Ярошенко‏ ‎пришлось‏ ‎провести ‎некоторое‏ ‎время ‎под‏ ‎домашним ‎арестом, ‎а ‎дознание ‎вел‏ ‎лично‏ ‎министр ‎внутренних‏ ‎дел ‎Михаил‏ ‎Лорис-Меликов. ‎«У ‎Литовского ‎замка» ‎сгинула,‏ ‎но‏ ‎вот‏ ‎«Террористка» ‎по‏ ‎эскизам ‎сохранилась.


Вот,‏ ‎кстати, ‎еще‏ ‎один‏ ‎автопортрет, ‎и‏ ‎тут ‎Ярошенко ‎тоже ‎пожестче, ‎чем‏ ‎был:


Но ‎—‏ ‎не‏ ‎только ‎острым ‎прославился‏ ‎Ярошенко. ‎Вот,‏ ‎например: ‎«Проводил» ‎и ‎«В‏ ‎теплых‏ ‎краях». ‎Отец‏ ‎провожает ‎больную‏ ‎чахоткой ‎девушку, ‎а ‎дальше ‎она‏ ‎на‏ ‎излечении. ‎Кстати,‏ ‎больная ‎девушка‏ ‎списана ‎опять ‎с ‎Чертковой.


А ‎вот‏ ‎просто‏ ‎серия‏ ‎разнообразных ‎российских‏ ‎типов.



Ну, ‎и‏ ‎россыпью:


«Причины ‎неизвестны»:‏ ‎нормально‏ ‎картина ‎не‏ ‎сохранилась, ‎изображена ‎покончившая ‎с ‎собой‏ ‎девушка.






Ну, ‎и‏ ‎наконец,‏ ‎портреты ‎у ‎Ярошенко‏ ‎были ‎не‏ ‎только ‎социальные, ‎а ‎и‏ ‎вполне‏ ‎себе ‎живых‏ ‎людей:







Последние ‎годы‏ ‎Ярошенко ‎были ‎сильно ‎омрачены ‎расколом‏ ‎среди‏ ‎передвижников. ‎Многие‏ ‎из ‎них‏ ‎сами ‎вошли ‎в ‎состав ‎академии,‏ ‎которой‏ ‎прежде‏ ‎противостояли, ‎уже‏ ‎не ‎как‏ ‎бунтари, ‎а‏ ‎как‏ ‎мэтры. ‎Ярошенко‏ ‎страшно ‎бился ‎за ‎независимый ‎характер‏ ‎передвижников, ‎и‏ ‎рассматривал‏ ‎уход ‎назад ‎в‏ ‎академию ‎как‏ ‎предательство. ‎Из-за ‎этого ‎он‏ ‎насмерть‏ ‎расплевался ‎с‏ ‎Куинджи, ‎отношения‏ ‎с ‎которым ‎прежде ‎были ‎великолепными.‏ ‎Это‏ ‎был ‎человек,‏ ‎переживший ‎свое‏ ‎время.

Последняя ‎картина ‎отдавала ‎какой-то ‎мелкой‏ ‎местью.‏ ‎Она‏ ‎была ‎написана‏ ‎на ‎неожиданную‏ ‎для ‎Ярошенко‏ ‎религиозную‏ ‎тему, ‎а‏ ‎в ‎роли ‎фарисеев ‎и ‎Иуды‏ ‎в ‎черновом‏ ‎варианте‏ ‎выступали… ‎покинувшие ‎товарищество‏ ‎передвижников ‎художники‏ ‎и ‎Куинджи. ‎Ярошенко ‎не‏ ‎собирался‏ ‎использовать ‎лица‏ ‎художников ‎в‏ ‎финальной ‎версии ‎картины. ‎Но ‎подробности‏ ‎уже‏ ‎не ‎будут‏ ‎известны: ‎сама‏ ‎картина, ‎как ‎и ‎часть ‎других,‏ ‎погибла‏ ‎в‏ ‎41-м ‎вместе‏ ‎с ‎эскизами.‏ ‎Так ‎что‏ ‎у‏ ‎нас ‎тут‏ ‎сохранившийся ‎эскиз, ‎где ‎никого ‎не‏ ‎угадаешь.

А ‎скончался‏ ‎Ярошенко‏ ‎неожиданно, ‎в ‎52‏ ‎года, ‎в‏ ‎1898 ‎году ‎во ‎время‏ ‎работы.‏ ‎Инфаркт. ‎Остается‏ ‎сожалеть, ‎что‏ ‎этот ‎человек ‎под ‎конец ‎жизни‏ ‎был‏ ‎лишен ‎душевного‏ ‎покоя. ‎Но‏ ‎вот ‎в ‎историю ‎русской ‎живописи‏ ‎он‏ ‎себя‏ ‎вписал ‎намертво.

Читать: 9+ мин
logo Норин

Бенгальские тигры для римских императоров. Как Рим торговал с Индией и Вьетнамом

Доступно подписчикам уровня
«На кофе»
Подписаться за 500₽ в месяц

Торговые связи Древнего Рима шли намного дальше, чем можно подумать. Римляне вели устойчивую торговлю с Индией, а эпизодически забирались вообще в Восточную Азию.

Читать: 17+ мин
logo Норин

Копья негуса. О чем поется в «Абиссинских песнях»

Доступно подписчикам уровня
«На кофе»
Подписаться за 500₽ в месяц

Эфиопия - страна, вдохновившая Гумилева, а еще - давшая колонизаторам свирепый бой за свою свободу.

Читать: 16+ мин
logo Норин

Остап Бендер Красной армии. Жизнь и похождения Николая Павленко

Доступно подписчикам уровня
«На кофе»
Подписаться за 500₽ в месяц

Николай Павленко был хитроумным типом, настоящим Остапом Бендером Красной армии. Он прямо во время войны создал частную строительную фирму, и в течение десятилетия водил государство за нос...

Читать: 18+ мин
logo Норин

Ронины СССР. Рижский ОМОН

Доступно подписчикам уровня
«На кофе»
Подписаться за 500₽ в месяц

Рижский ОМОН стал легендарной частью Советского Союза. На весь огромный СССР в 1991 году нашлось буквально несколько сот человек, готовых сопротивляться его распаду, и Рижский ОМОН стал самой организованной такой силой.

Читать: 21+ мин
logo Норин

На реках Вавилонских. Часть 5, штурм Багдада

Доступно подписчикам уровня
«На кофе»
Подписаться за 500₽ в месяц

Штурм Багдада в 2003 году должен был обернуться кровавой баней... Но нет

Читать: 16+ мин
logo Норин

Злые горы. Охота на Руслана Гелаева

Доступно подписчикам уровня
«На кофе»
Подписаться за 500₽ в месяц

Руслан Гелаев был одним из злых гениев России. Этот человек годами воевал, шел по трупам, а его уничтожение ознаменовало конец целого этапа войны в Чечне.

Читать: 19+ мин
logo Норин

Крепкий орешек. Оборона Глухова от поляков

Доступно подписчикам уровня
«На кофе»
Подписаться за 500₽ в месяц

Победа в кампании 1664 года не относится к широко известным успехам русского оружия. Однако это был один из важнейших успехов русской армии за все время ее существования. Было погашено крупнейшее польское контрнаступление в войне за Украину, и в великой русско-польской дуэли XVII века наступил перелом.

Читать: 22+ мин
logo Норин

Человек, поймавший за пятку Гитлера. Михаил Потапов и его армия в припятских болотах

Доступно подписчикам уровня
«На кофе»
Подписаться за 500₽ в месяц

Михаил Потапов не вошел в историю как покоритель Берлина, Вены или Праги. Но во главе своей армии он заставил говорить о себе Гитлера, и подложил настоящий гвоздь в ботинок вермахту.

Читать: 16+ мин
logo Норин

На реках вавилонских. Часть 4. Битва за города

Доступно подписчикам уровня
«На кофе»
Подписаться за 500₽ в месяц

Разгром американской ремонтной роты в Эн-Насирии замылил тот простой факт, что американцы получили мост через Евфрат и аэродром западнее города. Армада двинулась в глубину Ирака - впрочем, не все шло гладко.

Читать: 6+ мин
logo Норин

Елизавета Баварская. Императрица-несчастье

Доступно подписчикам уровня
«На кофе»
Подписаться за 500₽ в месяц

Читать: 21+ мин
logo Норин

Злой романтик. Как Звиад Гамсахурдия разрушил Грузию

Доступно подписчикам уровня
«На кофе»
Подписаться за 500₽ в месяц

Звиад Гамсахурдия стал первым президентом независимой Грузии и человеком, который ее разрушил

Читать: 24+ мин
logo Норин

Черная смерть. Пандемия, разрушившая Европу

Доступно подписчикам уровня
«На кофе»
Подписаться за 500₽ в месяц

В XIV веке на Европу обрушилась самая разрушительная эпидемия в ее истории. Она оставила горы трупов, но на разоренных землях зарождалась новая жизнь.

Читать: 14+ мин
logo Норин

Важное к 9 мая. Инструменты диванного историка

В ‎последние‏ ‎несколько ‎лет ‎для ‎людей, ‎интересующихся‏ ‎темой ‎Отечественной‏ ‎—‏ ‎и ‎не ‎только‏ ‎ею, ‎кстати‏ ‎— ‎наступил ‎просто-таки ‎золотой‏ ‎век.‏ ‎В ‎частности,‏ ‎появилось ‎несколько‏ ‎колоссальных ‎по ‎объему ‎баз ‎данных,‏ ‎которые‏ ‎сильно ‎облегчают‏ ‎работу ‎и‏ ‎позволяют ‎уточнять ‎мелкие ‎детали, ‎а‏ ‎то‏ ‎и‏ ‎не ‎вставая‏ ‎с ‎дивана‏ ‎проделывать ‎такую‏ ‎работу,‏ ‎которая ‎раньше‏ ‎требовала ‎поездок ‎в ‎другие ‎города,‏ ‎переписки ‎с‏ ‎официальными‏ ‎органами ‎и ‎тому‏ ‎подобных ‎вещей.‏ ‎Итак.

ОБД ‎«Мемориал» ‎https://obd-memorial.ru/

Начнем ‎с‏ ‎базы‏ ‎данных ‎по‏ ‎погибшим ‎солдатам‏ ‎и ‎офицерам. ‎Содержит ‎десятки ‎миллионов‏ ‎записей‏ ‎— ‎на‏ ‎многих ‎людей‏ ‎приходится ‎по ‎несколько, ‎скажем, ‎на‏ ‎двух‏ ‎моих‏ ‎погибших ‎прадедов‏ ‎их ‎приходится‏ ‎ровно ‎восемнадцать‏ ‎штук‏ ‎(документы ‎военкомата,‏ ‎печатные ‎книги ‎памяти, ‎документы ‎воинских‏ ‎частей ‎и‏ ‎пр.).‏ ‎База ‎не ‎абсолютно‏ ‎полна, ‎но‏ ‎подавляющее ‎большинство ‎погибших ‎в‏ ‎нее‏ ‎внесено, ‎и‏ ‎часто ‎проблемы‏ ‎объясняются ‎несовершенством ‎и ‎неполнотой ‎первичных‏ ‎данных.‏ ‎Что ‎там‏ ‎есть. ‎Есть‏ ‎документы, ‎посвященные, ‎собственно, ‎гибели ‎бойца.‏ ‎Это‏ ‎документы‏ ‎воинских ‎частей,‏ ‎госпиталей, ‎книги‏ ‎памяти ‎—‏ ‎со‏ ‎сканами ‎первичных‏ ‎бумаг. ‎Что ‎можно ‎узнать. ‎Дату‏ ‎и ‎место‏ ‎смерти.‏ ‎Последнее ‎место ‎службы,‏ ‎звание ‎и‏ ‎должность. ‎Место ‎первичного ‎захоронения.‏ ‎Причину‏ ‎«выбытия» ‎(убит,‏ ‎умер ‎от‏ ‎ран, ‎без ‎вести, ‎болезнь, ‎плен…),‏ ‎когда‏ ‎и ‎откуда‏ ‎призван. ‎Интерфейс‏ ‎прост ‎как ‎три ‎копейки, ‎в‏ ‎общем-то,‏ ‎он‏ ‎включает ‎просто‏ ‎строку ‎поиска‏ ‎— ‎ФИО‏ ‎и‏ ‎дополнительные ‎сведения.‏ ‎Есть ‎расширенный ‎поиск, ‎и ‎там‏ ‎можно ‎поставить‏ ‎галочки‏ ‎во ‎всех ‎незаполненных‏ ‎полях, ‎тогда‏ ‎может ‎выдать ‎какие-то ‎дополнительные‏ ‎документы,‏ ‎типа ‎протоколов‏ ‎эксгумации.

«Память ‎народа»:‏ ‎https://pamyat-naroda.ru/

Если ‎говорить ‎именно ‎об ‎инструментах‏ ‎историка,‏ ‎то ‎это,‏ ‎пожалуй, ‎наиболее‏ ‎значимый ‎ресурс. ‎Самое ‎ценное, ‎что‏ ‎тут‏ ‎есть‏ ‎— ‎это‏ ‎огромный, ‎поистине‏ ‎циклопический ‎массив‏ ‎первичных‏ ‎документов ‎воинских‏ ‎частей.

Раздел ‎«Герои ‎войны» в ‎основе ‎своей‏ ‎дублирует ‎данные‏ ‎ОБД‏ ‎и ‎«Подвига ‎народа»‏ ‎(см. ‎ниже).‏ ‎Тут ‎сведения ‎о ‎человеке‏ ‎представлены‏ ‎в ‎сводном‏ ‎виде, ‎т.‏ ‎е., ‎и ‎данные ‎о ‎награждениях,‏ ‎и‏ ‎о ‎гибели,‏ ‎и ‎о‏ ‎захоронении. ‎Плюс ‎(иногда) ‎есть ‎возможность‏ ‎отследить‏ ‎его‏ ‎боевой ‎путь‏ ‎с ‎привязкой‏ ‎к ‎карте.‏ ‎И‏ ‎(чаще ‎всего)‏ ‎— ‎определить ‎захоронение. ‎Специальные ‎ссылки‏ ‎ведут ‎на‏ ‎страницы‏ ‎конкретных ‎захоронений. ‎К‏ ‎примеру, ‎мой‏ ‎прадед ‎похоронен ‎западнее ‎Чернигова‏ ‎в‏ ‎деревне ‎Ковпыта‏ ‎в ‎братской‏ ‎могиле. ‎Согласно ‎данным ‎«Памяти ‎народа»,‏ ‎над‏ ‎захоронением ‎шефствует‏ ‎местная ‎средняя‏ ‎школа, ‎есть ‎мемориальный ‎комплекс ‎с‏ ‎железобетонным‏ ‎солдатом,‏ ‎состояние ‎хорошее.

Собственно,‏ ‎переходим ‎к‏ ‎этому ‎разделу.‏ ‎Захоронения‏ ‎с ‎привязкой‏ ‎к ‎карте ‎и ‎краткой ‎справочной‏ ‎информацией. ‎Где‏ ‎точно‏ ‎находится, ‎что ‎за‏ ‎тип ‎захоронения,‏ ‎кто ‎шефствует, ‎в ‎каком‏ ‎состоянии,‏ ‎сколько ‎народу‏ ‎похоронено, ‎плюс‏ ‎скан ‎учетной ‎карточки.

«Боевые ‎операции» — все ‎в‏ ‎названии.‏ ‎Слева ‎у‏ ‎нас ‎—‏ ‎список ‎операций. ‎Ткнул ‎в ‎нужную‏ ‎—‏ ‎сервис‏ ‎тебе ‎выкатывает‏ ‎карту, ‎отдельно‏ ‎— ‎общую‏ ‎схему‏ ‎из ‎архива.‏ ‎Плюс ‎— ‎список ‎воинских ‎частей‏ ‎с ‎командирами.‏ ‎Причем,‏ ‎ткнув ‎по ‎в/ч,‏ ‎можно ‎получить‏ ‎о ‎ней ‎всяческие ‎подробности‏ ‎—‏ ‎в ‎частности,‏ ‎более ‎мелкие‏ ‎формирования ‎в ‎ее ‎составе. ‎Здесь‏ ‎же,‏ ‎на ‎страничке‏ ‎операции ‎—‏ ‎список ‎Героев ‎Советского ‎Союза ‎за‏ ‎это‏ ‎сражение,‏ ‎и ‎наконец‏ ‎— ‎журналы‏ ‎боевых ‎действий‏ ‎частей,‏ ‎участвовавших ‎в‏ ‎перформансе ‎за ‎соответствующий ‎период. ‎К‏ ‎карте ‎прикручен‏ ‎таймлайн,‏ ‎можно ‎посмотреть ‎схематично,‏ ‎как ‎развивались‏ ‎события. ‎Таймлайн ‎не ‎абсолютно‏ ‎подробный,‏ ‎не ‎день‏ ‎за ‎днем,‏ ‎но ‎общее ‎представление ‎составить ‎можно.


«Воинские‏ ‎части».‏ ‎Первое, ‎что‏ ‎ты ‎видишь‏ ‎— ‎это ‎строка ‎поиска. ‎Поиск‏ ‎понимает‏ ‎и‏ ‎полное ‎наименование‏ ‎(«10 ‎гвардейский‏ ‎танковый ‎корпус»,‏ ‎к‏ ‎примеру), ‎и‏ ‎сокращенное ‎(10 ‎гв ‎тк). ‎Однако‏ ‎поиск ‎немножко‏ ‎дурак‏ ‎все ‎равно, ‎и‏ ‎наращиваний ‎не‏ ‎понимает. ‎То ‎есть, ‎«137‏ ‎стрелковая‏ ‎дивизия» ‎—‏ ‎это ‎он‏ ‎поймет, ‎а ‎вот ‎«137-я ‎стрелковая‏ ‎дивизия»‏ ‎— ‎нет.‏ ‎Что ‎тут‏ ‎есть ‎хорошего. ‎Тебе ‎выпадает ‎карточка‏ ‎с‏ ‎тем,‏ ‎что ‎на‏ ‎эту ‎часть‏ ‎есть. ‎Вышестоящие‏ ‎объединения‏ ‎(дивизия ‎—‏ ‎в ‎какой ‎корпус ‎входила, ‎корпус‏ ‎— ‎в‏ ‎какую‏ ‎армию ‎и ‎т.‏ ‎д.), ‎подчиненные‏ ‎(танковый ‎корпус ‎— ‎из‏ ‎каких‏ ‎бригад ‎состоял),‏ ‎командиры, ‎начальники‏ ‎штабов. ‎Список, ‎кстати, ‎может ‎быть‏ ‎неполным.‏ ‎К ‎примеру,‏ ‎тот ‎же‏ ‎10 ‎гв. ‎тк ‎— ‎в‏ ‎качестве‏ ‎подчиненных‏ ‎частей ‎указаны‏ ‎все ‎три‏ ‎танковые ‎бригады,‏ ‎а‏ ‎вот ‎мотострелковая‏ ‎бригада ‎отсутствует, ‎хотя ‎она ‎там‏ ‎была. ‎Но‏ ‎вообще‏ ‎— ‎очень ‎полезно‏ ‎бывает. ‎Можно‏ ‎ткнуть ‎на ‎командира, ‎тебе‏ ‎распишут,‏ ‎чем ‎и‏ ‎когда ‎еще‏ ‎он ‎командовал. ‎Плюс, ‎наконец, ‎в‏ ‎этом‏ ‎же ‎разделе‏ ‎содержатся ‎журналы‏ ‎боевых ‎действий ‎конкретных ‎частей. ‎ЖБД‏ ‎—‏ ‎это‏ ‎для ‎воинской‏ ‎части ‎базовый‏ ‎документ, ‎боевая‏ ‎хроника‏ ‎день ‎за‏ ‎днем. ‎Их ‎составляли ‎для ‎работы,‏ ‎а ‎не‏ ‎для‏ ‎публичной ‎демонстрации, ‎поэтому‏ ‎по ‎крайней‏ ‎мере, ‎они ‎отражают, ‎как‏ ‎видели‏ ‎ситуацию ‎советские‏ ‎штабные ‎офицеры‏ ‎на ‎месте. ‎Правда, ‎тут ‎есть‏ ‎свои‏ ‎проблемы ‎—‏ ‎во-первых, ‎многое‏ ‎зависит ‎от ‎уровня ‎делопроизводства ‎в‏ ‎части.‏ ‎Кто-то‏ ‎пишет ‎ЖБД‏ ‎на ‎отшибись‏ ‎химическим ‎карандашом.‏ ‎Кто-то‏ ‎наоборот, ‎очень‏ ‎подробно ‎и ‎на ‎пишущей ‎машинке.‏ ‎Я ‎от‏ ‎себя‏ ‎могу ‎только ‎лишний‏ ‎раз ‎поблагодарить‏ ‎т. ‎т. ‎старшего ‎лейтенанта‏ ‎Штепу‏ ‎и ‎майора‏ ‎Макшакова, ‎которые‏ ‎вели ‎документацию ‎у ‎моих ‎земляков‏ ‎из‏ ‎62-й ‎гв.‏ ‎танковой ‎бригады‏ ‎— ‎пишмаш, ‎все ‎очень ‎подробно,‏ ‎одно‏ ‎удовольствие‏ ‎читать. ‎А‏ ‎часто ‎ЖБД‏ ‎отсутствует ‎по‏ ‎объективной‏ ‎причине ‎—‏ ‎документы ‎сгорели ‎или ‎пропали ‎в‏ ‎окружении. ‎Особенно‏ ‎это‏ ‎характерно, ‎понятно, ‎для‏ ‎1941 ‎года.‏ ‎«О ‎частях, ‎бывших ‎в‏ ‎районе‏ ‎Могилева, ‎сведений‏ ‎нет» ‎(цитата).‏ ‎Вот ‎тебе ‎и ‎весь ‎сказ.‏ ‎В‏ ‎1944 ‎году‏ ‎и ‎штабная‏ ‎культура ‎повысилась, ‎и ‎терять ‎документы‏ ‎в‏ ‎боях‏ ‎стали ‎намного‏ ‎реже. ‎Поэтому‏ ‎доки ‎даже‏ ‎43-го‏ ‎и ‎в‏ ‎сравнении ‎с ‎ними ‎конца ‎войны‏ ‎— ‎это‏ ‎часто‏ ‎небо ‎и ‎земля.

Наконец,‏ ‎«Документы ‎частей». Здесь‏ ‎тоже ‎ЖБД, ‎но ‎не‏ ‎только‏ ‎они. ‎В‏ ‎строку ‎поиска‏ ‎вбиваем ‎то, ‎что ‎хотим ‎получить.‏ ‎К‏ ‎примеру, ‎«137‏ ‎сд». ‎Тут‏ ‎же ‎на ‎нас ‎обрушивается ‎огромный‏ ‎вал‏ ‎документов‏ ‎без ‎структуры‏ ‎и ‎общей‏ ‎схемы. ‎Чтобы‏ ‎он‏ ‎нас ‎под‏ ‎собою ‎не ‎погреб, ‎мы ‎нажимаем‏ ‎«уточнить». ‎Обратите‏ ‎внимание,‏ ‎кстати, ‎там ‎есть‏ ‎галочка, ‎(не)‏ ‎учитывать ‎при ‎уточненном ‎поиске‏ ‎основную‏ ‎поисковую ‎строку.‏ ‎Вот ‎в‏ ‎уточнение ‎вбиваем ‎все, ‎что ‎нам‏ ‎нужно.‏ ‎Допустим, ‎мы‏ ‎знаем, ‎что‏ ‎137-я ‎стрелковая ‎воевала ‎в ‎Восточной‏ ‎Пруссии,‏ ‎и‏ ‎хотим ‎найти‏ ‎сведения ‎именно‏ ‎о ‎том,‏ ‎как‏ ‎она ‎геройствовала‏ ‎в ‎этих ‎краях. ‎Что ‎мы‏ ‎делаем. ‎В‏ ‎графе‏ ‎«дата» ‎ставим ‎ограничения‏ ‎— ‎скажем,‏ ‎начало ‎— ‎с ‎10‏ ‎января‏ ‎1945, ‎а‏ ‎окончание ‎—‏ ‎ну, ‎допустим, ‎20 ‎мая ‎того‏ ‎же‏ ‎года. ‎Уже‏ ‎получше ‎—‏ ‎нам ‎выдает ‎документы ‎за ‎конкретное‏ ‎время.‏ ‎Но‏ ‎мы ‎можем‏ ‎и ‎сильнее‏ ‎конкретизировать ‎запрос,‏ ‎и‏ ‎получить ‎целенаправленно‏ ‎оперативные ‎сводки, ‎планы, ‎рапорты, ‎приказы,‏ ‎разведсводки… ‎Справа‏ ‎у‏ ‎нас ‎есть ‎специальная‏ ‎менюшка, ‎и‏ ‎расставляя ‎в ‎ней ‎галочки,‏ ‎мы‏ ‎можем ‎получить‏ ‎тот ‎набор‏ ‎документов, ‎которого ‎ждем. ‎Иногда, ‎к‏ ‎примеру,‏ ‎отчеты ‎о‏ ‎боевых ‎действиях‏ ‎даже ‎подробнее ‎журналов. ‎Скажем, ‎у‏ ‎6-й‏ ‎армии‏ ‎роскошный ‎о‏ ‎двух ‎сотнях‏ ‎страниц ‎отчет‏ ‎о‏ ‎штурме ‎Бреслау‏ ‎в ‎45-м ‎году, ‎с ‎фотографиями‏ ‎и ‎множеством‏ ‎статистических‏ ‎данных. ‎Чтобы ‎его‏ ‎отыскать, ‎мы‏ ‎вбиваем ‎в ‎поиск ‎«6‏ ‎А»,‏ ‎ограничиваем ‎диапазон‏ ‎поиска ‎1945‏ ‎годом ‎— ‎и ‎справа ‎оставляем‏ ‎галочку‏ ‎только ‎напротив‏ ‎раздела ‎«отчеты‏ ‎о ‎боевых ‎действиях». ‎Кстати, ‎поисковик‏ ‎иногда‏ ‎тупит,‏ ‎но ‎чаще‏ ‎он ‎включает‏ ‎дурака ‎с‏ ‎инициативой,‏ ‎и ‎начинает‏ ‎подсовывать ‎документы, ‎которые ‎кажутся ‎ему‏ ‎похожими ‎на‏ ‎наш‏ ‎запрос. ‎Скажем, ‎нужен‏ ‎тебе ‎5-й‏ ‎гв. ‎мк, ‎так ‎он,‏ ‎зараза,‏ ‎по ‎мере‏ ‎мотания ‎вниз‏ ‎начинает ‎тебе ‎заодно ‎подсовывать, ‎скажем,‏ ‎5-й‏ ‎гв. ‎тк,‏ ‎то ‎есть,‏ ‎не ‎механизированный ‎корпус, ‎а ‎танковый.‏ ‎А‏ ‎это‏ ‎две ‎большие‏ ‎разницы.


«Подвиг ‎народа»:‏ ‎http://podvignaroda.ru/

А ‎это‏ ‎база‏ ‎данных ‎по‏ ‎награждениям. ‎Она ‎очень ‎неполна, ‎много‏ ‎лакун, ‎особенно‏ ‎это‏ ‎касается ‎самых ‎массовых‏ ‎наград, ‎но‏ ‎тем ‎не ‎менее, ‎почерпнуть‏ ‎там‏ ‎можно ‎многое.‏ ‎Во-первых, ‎это‏ ‎подвиги ‎в ‎том ‎виде, ‎в‏ ‎каком‏ ‎их ‎оценивали‏ ‎там ‎и‏ ‎тогда. ‎Это ‎существенно ‎— ‎многие‏ ‎офицеры‏ ‎и‏ ‎солдаты ‎позднее‏ ‎рассказывали ‎удивительные‏ ‎истории ‎взамен‏ ‎тех,‏ ‎что ‎нашли‏ ‎отражение ‎в ‎документах, ‎но ‎видимо,‏ ‎им ‎самим‏ ‎казались‏ ‎недостаточно ‎поэтичными. ‎Во-вторых,‏ ‎в ‎наградных‏ ‎документах ‎отражается ‎воинская ‎часть,‏ ‎звание‏ ‎и ‎должность,‏ ‎в ‎которой‏ ‎служил ‎конкретный ‎герой, ‎что ‎бывает‏ ‎нелишне‏ ‎для ‎уточнения‏ ‎некоторых ‎деталей‏ ‎биографии. ‎Скажем, ‎мне ‎попадались ‎люди,‏ ‎уверенные,‏ ‎что‏ ‎их ‎предок‏ ‎служил ‎в‏ ‎штрафном ‎батальоне‏ ‎(что‏ ‎оказывалось ‎неправдой)‏ ‎или ‎стыдились, ‎что ‎их ‎родственник‏ ‎служил ‎в‏ ‎заградотряде‏ ‎и ‎получил ‎награду‏ ‎за ‎расстрел‏ ‎людей ‎(на ‎практике ‎выяснилось,‏ ‎что‏ ‎боец ‎и‏ ‎правда ‎служил‏ ‎в ‎заграде, ‎но ‎медаль ‎получил‏ ‎за‏ ‎хорошую ‎стрельбу‏ ‎в ‎прорвавшихся‏ ‎немцев). ‎Вообще, ‎зачастую ‎в ‎наградных‏ ‎листах‏ ‎содержится‏ ‎довольно ‎обширный‏ ‎кусок ‎биографии.‏ ‎Многие ‎награждались‏ ‎по‏ ‎совокупности ‎заслуг,‏ ‎и ‎в ‎наградных ‎оказывается ‎отражено‏ ‎множество ‎эпизодов.

Интерфейс‏ ‎несложный.‏ ‎Заходишь ‎по ‎ссылке,‏ ‎щелкаешь ‎«Люди‏ ‎и ‎награждения». ‎Вводишь ‎все‏ ‎сведения,‏ ‎какие ‎у‏ ‎тебя ‎есть‏ ‎— ‎ФИО, ‎звание, ‎год ‎рождения.‏ ‎Со‏ ‎званием ‎осторожнее,‏ ‎может ‎быть,‏ ‎что ‎человек ‎награжден, ‎будучи ‎лейтенантом,‏ ‎а‏ ‎ты‏ ‎про ‎своего‏ ‎родича ‎помнишь,‏ ‎что ‎он‏ ‎капитан.‏ ‎Поэтому, ‎кстати,‏ ‎есть ‎смысл ‎начать ‎только ‎с‏ ‎фамилии-имени-отчества, ‎а‏ ‎дальше‏ ‎уже ‎по ‎мере‏ ‎надобности ‎уточнять.‏ ‎Иногда ‎люди ‎не ‎совсем‏ ‎точно‏ ‎знают, ‎где,‏ ‎например, ‎прадед‏ ‎призывался, ‎а ‎иногда ‎наоборот, ‎что-то‏ ‎напутано‏ ‎в ‎самих‏ ‎документах.

Если ‎надо‏ ‎уточнить ‎— ‎тычешь ‎в ‎«расширенный‏ ‎поиск».‏ ‎Есть,‏ ‎так ‎сказать,‏ ‎«еще ‎более‏ ‎расширенный» ‎поиск,‏ ‎но‏ ‎он ‎нужен‏ ‎обычно, ‎если ‎у ‎тебя ‎на‏ ‎руках ‎есть,‏ ‎например,‏ ‎часть ‎архивной ‎легенды,‏ ‎номер ‎документа,‏ ‎место ‎рождения, ‎призыва ‎и‏ ‎т.‏ ‎п. ‎данные.‏ ‎Но ‎тоже‏ ‎может ‎пригодиться. ‎Есть ‎вариант ‎—‏ ‎в‏ ‎главном ‎меню‏ ‎искать ‎через‏ ‎документы, ‎собственно, ‎для ‎этого ‎нужно‏ ‎нажать‏ ‎«документы»‏ ‎и ‎отыскивать‏ ‎уже ‎по‏ ‎их ‎номерам.‏ ‎В‏ ‎главном ‎меню‏ ‎есть ‎еще ‎кнопка ‎«География ‎войны»,‏ ‎но ‎там‏ ‎не‏ ‎особо ‎чего ‎можно‏ ‎почерпнуть, ‎и‏ ‎«Память ‎народа» ‎в ‎этом‏ ‎смысле‏ ‎намного ‎практичнее.

Конкретно‏ ‎чаще ‎всего‏ ‎нас ‎интересуют ‎наградные ‎листы, ‎все‏ ‎интересное‏ ‎обычно ‎в‏ ‎них. ‎Ну,‏ ‎и ‎другие ‎документы ‎что-то ‎могут‏ ‎сказать.

«Я‏ ‎помню» — https://iremember.ru/

Проект‏ ‎Артема ‎Драбкина,‏ ‎наиболее ‎полное‏ ‎на ‎данный‏ ‎момент‏ ‎собрание ‎ветеранских‏ ‎воспоминаний ‎в ‎рунете. ‎Тысячи ‎где-то‏ ‎полторы ‎интервью‏ ‎в‏ ‎общей ‎сложности. ‎Некоторые‏ ‎очень ‎лаконичные,‏ ‎но ‎есть ‎очень ‎подробные‏ ‎и‏ ‎невероятно ‎драматичные.‏ ‎Когда ‎читаешь,‏ ‎ком ‎к ‎горлу ‎не ‎то‏ ‎что‏ ‎подступает, ‎он‏ ‎там ‎непрерывно,‏ ‎пушкой ‎не ‎вышибешь, ‎а ‎иногда‏ ‎попадаются‏ ‎люди‏ ‎с ‎таким‏ ‎даром ‎рассказчика,‏ ‎что ‎просто‏ ‎забываешь,‏ ‎что ‎твоя‏ ‎остановка ‎полчаса ‎назад ‎была. ‎Сортировка‏ ‎есть ‎по‏ ‎двум‏ ‎основным ‎параметрам ‎—‏ ‎род ‎войск‏ ‎(отдельной ‎строкой ‎— ‎гражданские)‏ ‎и‏ ‎сражения/кампании. ‎Штрафники,‏ ‎кстати, ‎почему-то‏ ‎в ‎разделе ‎«сражения». ‎Можно ‎просто‏ ‎вбить‏ ‎в ‎поиск‏ ‎интересующее ‎—‏ ‎допустим, ‎«Варшава» ‎и ‎слева ‎уточнить,‏ ‎что‏ ‎ищешь‏ ‎категорию ‎«Воспоминания».‏ ‎Правда, ‎выдать‏ ‎может ‎что-нибудь‏ ‎вроде‏ ‎«в ‎эшелоне‏ ‎я ‎проехал ‎через ‎Варшаву…» ‎и‏ ‎все, ‎но‏ ‎может‏ ‎найтись ‎и ‎что-то‏ ‎куда ‎более‏ ‎подробное. ‎От ‎«Айремембер» ‎отпочковался‏ ‎еще‏ ‎один ‎ресурс:‏ ‎https://frontstory.ru/ — там ‎истории‏ ‎солдат ‎других ‎стран, ‎в ‎основном‏ ‎со‏ ‎стороны ‎противника.‏ ‎Главным ‎образом,‏ ‎конечно, ‎немцы, ‎но ‎есть ‎и,‏ ‎например,‏ ‎десяток‏ ‎участников ‎УПА,‏ ‎и ‎румыны,‏ ‎и ‎финны,‏ ‎и‏ ‎прочие. ‎Этот‏ ‎ресурс ‎намного ‎менее ‎подробный, ‎чем‏ ‎основной, ‎но‏ ‎и‏ ‎там ‎есть, ‎что‏ ‎почитать.

Фотоархивы ‎— https://russiainphoto.ru и‏ ‎http://waralbum.ru/

Рашнфото ‎— ‎это ‎здоровенный,‏ ‎состоящий‏ ‎в ‎данный‏ ‎момент ‎из‏ ‎120+ ‎тысяч ‎фотографий, ‎архив ‎из‏ ‎государственных‏ ‎фондов ‎и‏ ‎частных ‎коллекций‏ ‎с ‎1840 ‎по ‎1999 ‎год.‏ ‎Навигация‏ ‎очевидная‏ ‎— ‎выбираешь‏ ‎справа ‎тег,‏ ‎затем ‎ползунками‏ ‎уточняешь‏ ‎нужный ‎период.‏ ‎Фотографии ‎— ‎от ‎общеизвестных ‎до‏ ‎уникальных, ‎тут‏ ‎уж‏ ‎как ‎повезет ‎и‏ ‎как ‎искать‏ ‎будешь. ‎«Варалбум» ‎— ‎самое‏ ‎подробное‏ ‎собрание ‎именно‏ ‎по ‎Второй‏ ‎мировой ‎войне, ‎включая ‎Великую ‎Отечественную.‏ ‎«Альбом»‏ ‎обычно ‎весьма‏ ‎аккуратен ‎в‏ ‎том, ‎что ‎касается ‎атрибуции ‎фотографий,‏ ‎а‏ ‎это,‏ ‎как ‎хорошо‏ ‎известно ‎всякому,‏ ‎беда-печаль-огорчение: ‎сплошь‏ ‎и‏ ‎рядом ‎или‏ ‎изображение ‎Т-34-85 ‎подпишут ‎как ‎фото‏ ‎1941 ‎года,‏ ‎а‏ ‎в ‎худшем ‎случае‏ ‎девочки-дизайнеры ‎(мальчики,‏ ‎само ‎собой, ‎тоже) ‎пихают‏ ‎фото‏ ‎эсэсовцев ‎на‏ ‎поздравительные ‎плакаты‏ ‎к ‎9 ‎мая. ‎Вот ‎чтобы‏ ‎такой‏ ‎пердимонокль ‎случался‏ ‎пореже, ‎waralbum‏ ‎— ‎самое ‎то.


Фото ‎на ‎карте‏ ‎мира — pastvu.com

Сотни‏ ‎тысяч‏ ‎(именно ‎так)‏ ‎фотографий ‎того,‏ ‎как ‎та‏ ‎или‏ ‎иная ‎локация‏ ‎выглядела ‎раньше. ‎Это ‎буквально ‎карта‏ ‎мира ‎с‏ ‎расставленными‏ ‎на ‎ней ‎фотками.‏ ‎Здесь ‎для‏ ‎примера ‎— ‎фотография ‎набережной‏ ‎Камы‏ ‎в ‎Перми.‏ ‎Справа ‎—‏ ‎то, ‎как ‎это ‎выглядит ‎в‏ ‎приближении.‏ ‎Кстати, ‎указаны‏ ‎еще ‎и‏ ‎направления ‎съемки.



«Архивы ‎России» — http://sovdoc.rusarchives.ru/#main

Документы ‎советской ‎эпохи.‏ ‎Самое‏ ‎очевидное‏ ‎ценное ‎—‏ ‎раздел ‎«Документальные‏ ‎комплексы». ‎Содержит‏ ‎сканы‏ ‎разнообразных, ‎как‏ ‎легко ‎догадаться, ‎документов ‎эпохи, ‎разделенные‏ ‎по ‎темам.‏ ‎Если‏ ‎говорить ‎конкретно ‎о‏ ‎Великой ‎Отечественной,‏ ‎то ‎там ‎наиболее ‎значительное‏ ‎место‏ ‎занимают ‎материалы‏ ‎ГКО, ‎Государственного‏ ‎комитета ‎обороны, ‎то ‎бишь, ‎высшего‏ ‎командования.

Ну,‏ ‎и ‎наконец,‏ ‎«Прожито» — http://prozhito.org/

Это ‎собрание‏ ‎личных ‎дневников. ‎В ‎настоящий ‎момент‏ ‎—‏ ‎около‏ ‎3,5 ‎тысяч‏ ‎дневников ‎разных‏ ‎людей, ‎касающихся‏ ‎всего‏ ‎ХХ ‎века.‏ ‎Там ‎несколько ‎кривой ‎и ‎контринтуитивный‏ ‎поиск, ‎но‏ ‎все‏ ‎компенсируется, ‎извините ‎за‏ ‎выражение, ‎контентом‏ ‎— ‎несколько ‎тысяч ‎живых‏ ‎людей,‏ ‎и ‎многие‏ ‎весьма ‎недурно‏ ‎владеют ‎словом. ‎В ‎общем, ‎берите‏ ‎и‏ ‎пользуйтесь.



Показать еще

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048