logo
159
читателей
Норин  Евгений Норин. Историк-любитель, профессиональный болтун
Публикации Уровни подписки Контакты О проекте Фильтры Статистика Обновления проекта Поделиться Метки
О проекте
Журналист, пишу на исторические и околовоенные темы, сюда складываю архив своих текстов.
Я пишу довольно объемные материалы. Обычный журнальный материал — это тысяч 5-10 знаков, у меня 10 тысяч — это скорее нижняя граница. Но — занимательность фирма гарантирует. Публикации даю примерно каждые три дня.
Имейте, так сказать, фан.
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Единоразовый платёж

Безвозмездное пожертвование без возможности возврата. Этот взнос не предоставляет доступ к закрытому контенту.

Помочь проекту
На кофе 500 ₽ месяц 5 100 ₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Норин
Доступны сообщения

Базовая подписка, доступны все материалы

Оформить подписку
На кофе с печенькою 1 000 ₽ месяц 10 200 ₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Норин
Доступны сообщения

То же самое, что "Кофе", только для тех, кому не жалко тысячу в месяц.

Оформить подписку
Загул и кутеж 5 000 ₽ месяц
Доступны сообщения

На этом уровне можно, например, целенаправленно заказывать мне тексты

Оформить подписку
Купать коней в шампанском 10 000 ₽ месяц
Доступны сообщения

Можно заказывать посты, предлагать встречи, разговаривать разговоры тет-а-тет - в общем, если вы готовы столько платить, значит, или я вам очень мил, или вам от меня чего-то нужно. Пишите, обговорим.

Оформить подписку
Фильтры
Статистика
159 подписчиков
Обновления проекта
Метки
Читать: 1+ мин
logo Норин

Гильгамеш и Иштар

Книжковое.В ‎«Гильгамеше»‏ ‎есть ‎классный ‎кусок. ‎К ‎главному‏ ‎герою, ‎собственно,‏ ‎Гильгамешу,‏ ‎является ‎лично ‎богиня‏ ‎Иштар. ‎И‏ ‎говорит, ‎дескать, ‎женись ‎на‏ ‎мне,‏ ‎всяко ‎одарю.‏ ‎Не ‎женюсь,‏ ‎отвечает ‎Гильгамеш, ‎потому ‎что ‎ты‏ ‎/скверная‏ ‎женщина/ ‎и‏ ‎вообще ‎приносишь‏ ‎одни ‎несчастья. ‎О ‎как, ‎одно‏ ‎из‏ ‎самых‏ ‎первых ‎литературных‏ ‎произведений ‎вообще‏ ‎в ‎природе‏ ‎—‏ ‎и ‎оно‏ ‎о ‎том, ‎как ‎у ‎человека‏ ‎оказался ‎достаточно‏ ‎крепкий‏ ‎стержень, ‎чтобы ‎божество‏ ‎послать. ‎Иштар‏ ‎на ‎него ‎натравила ‎специального‏ ‎быка,‏ ‎но ‎наш‏ ‎герой, ‎естественно,‏ ‎и ‎его ‎заломал.На ‎картинке ‎Гильгамеш‏ ‎оплакивает‏ ‎Энкиду. ‎Это‏ ‎его ‎друг,‏ ‎человек-жывотное. ‎Гильгамеш ‎его ‎приручил, ‎подложив‏ ‎блудницу.‏ ‎Всегда‏ ‎у ‎них‏ ‎так. ‎Они‏ ‎вдвоем ‎много‏ ‎всякого‏ ‎сделали, ‎но‏ ‎в ‎процессе ‎вражды ‎с ‎богами‏ ‎небожители ‎все-таки‏ ‎зверика‏ ‎затравили.


Читать: 7+ мин
logo Норин

Кондорсе. Разговор Диогена с Аристиппом

Диоген. Ты ‎живешь‏ ‎при ‎дворе ‎царском, ‎а ‎называешься‏ ‎философом?

 Аристипп. Философ ‎должен‏ ‎жить‏ ‎там, ‎где ‎он‏ ‎всего ‎нужнее‏ ‎людям.

Диоген. Аристипп ‎хочет ‎быть ‎льстецом‏ ‎тирана‏ ‎сиракузского?

Аристипп. И ‎спасителем‏ ‎невинных ‎или‏ ‎неосторожных. ‎Лесть ‎и ‎ложь ‎не‏ ‎суть‏ ‎преступления, ‎как‏ ‎скоро ‎они‏ ‎полезны ‎людям.

Диоген. Чтобы ‎спасти ‎их, ‎ты‏ ‎целуешь‏ ‎ноги‏ ‎у ‎Дионисия.

Аристипп. Какая‏ ‎нужда, ‎если‏ ‎слух ‎у‏ ‎него‏ ‎в ‎ногах?

Диоген. Философу‏ ‎Пифагоровой ‎школы, ‎которая ‎всегда ‎была‏ ‎ужасом ‎тиранов,‏ ‎надлежало‏ ‎бы ‎возбудить ‎в‏ ‎гражданах ‎любовь‏ ‎к ‎отечеству; ‎надлежало ‎бы‏ ‎влиять‏ ‎силу ‎и‏ ‎мужество ‎в‏ ‎сердца ‎слабые, ‎которые ‎умеют ‎только‏ ‎трепетать‏ ‎и ‎ненавидеть.‏ ‎Если ‎бы‏ ‎судьба ‎привела ‎Диогена ‎в ‎Сиракузы,‏ ‎то‏ ‎он‏ ‎не ‎стал‏ ‎бы ‎смешить‏ ‎подлого ‎тирана:‏ ‎Диоген‏ ‎сказал ‎бы‏ ‎ему ‎прямо ‎в ‎глаза: ‎«ты‏ ‎варвар, ‎ты‏ ‎гнусный‏ ‎сластолюбец ‎и ‎сочиняешь‏ ‎мерзкие ‎стихи!»‏ ‎Дионисий ‎считает ‎себя ‎богом:‏ ‎я‏ ‎доказал ‎бы‏ ‎ему, ‎что‏ ‎он ‎не ‎может ‎назваться ‎и‏ ‎человеком.

Аристипп. Дионисий,‏ ‎властелин ‎народа‏ ‎безоружного, ‎окружен‏ ‎победителями ‎Африки ‎и ‎славой ‎побед‏ ‎его:‏ ‎он‏ ‎умрет ‎тираном.‏ ‎На ‎что‏ ‎досаждать ‎ему?‏ ‎Разве‏ ‎для ‎того,‏ ‎чтобы ‎показать ‎смелость ‎и ‎умножить‏ ‎его ‎злодеяния‏ ‎моей‏ ‎казнью? ‎Гораздо ‎лучше‏ ‎уменьшать ‎или‏ ‎предупреждать ‎их. ‎Я ‎дерзаю‏ ‎гневить‏ ‎его, ‎когда‏ ‎надобно ‎оказать‏ ‎услугу ‎несчастным. ‎Не ‎боюсь ‎смерти,‏ ‎но‏ ‎люблю ‎жизнь;‏ ‎не ‎хочу‏ ‎пожертвовать ‎ею ‎тщеславию, ‎но ‎рад‏ ‎умереть‏ ‎для‏ ‎истинного ‎блага‏ ‎людей.

Диоген. Скажи ‎лучше,‏ ‎что ‎ты,‏ ‎привыкнув‏ ‎к ‎сластолюбию,‏ ‎страшишься ‎бедности ‎более, ‎нежели ‎и‏ ‎самой ‎смерти.

Аристипп. Удовольствие‏ ‎не‏ ‎порабощает ‎меня. ‎В‏ ‎твоей ‎душе,‏ ‎твердой ‎и ‎пламенной, ‎сластолюбие‏ ‎могло‏ ‎бы ‎превратиться‏ ‎в ‎исступление;‏ ‎она ‎заменяет ‎тебе ‎все, ‎и‏ ‎делает‏ ‎тебя ‎ко‏ ‎всему ‎способным.‏ ‎Напротив ‎того ‎моя ‎душа, ‎умеренная‏ ‎и‏ ‎мягкая,‏ ‎наслаждается ‎роскошью,‏ ‎и ‎может‏ ‎обойтись ‎без‏ ‎роскоши;‏ ‎я ‎не‏ ‎так ‎глуп, ‎чтобы ‎презирать ‎ее,‏ ‎и ‎не‏ ‎так‏ ‎страстен, ‎чтобы ‎ее‏ ‎бояться. ‎Веселясь‏ ‎на ‎шумных ‎празднествах ‎пышного‏ ‎Дионисия,‏ ‎одним ‎моим‏ ‎присутствием ‎не‏ ‎допускаю ‎его ‎до ‎развратных ‎излишеств.

Царедворцы,‏ ‎которых‏ ‎ни ‎законы,‏ ‎ни ‎природа‏ ‎остановить ‎не ‎могут, ‎боятся, ‎чтобы‏ ‎Аристипп‏ ‎не‏ ‎назвал ‎их‏ ‎грубыми ‎во‏ ‎вкусе ‎забав.‏ ‎Пользуюсь‏ ‎минутами, ‎когда‏ ‎удовольствие, ‎размягчив ‎душу ‎Дионисия, ‎усыпляет‏ ‎в ‎нем‏ ‎подозрительность,‏ ‎и ‎стараюсь ‎возбудить‏ ‎в ‎тиране‏ ‎не ‎чувство ‎справедливости ‎(для‏ ‎таких‏ ‎людей ‎уже‏ ‎нет ‎ее),‏ ‎но ‎жалость, ‎которая ‎никогда ‎совершенно‏ ‎не‏ ‎истребляется. ‎Зная,‏ ‎что ‎он‏ ‎не ‎может ‎делать ‎добро ‎по‏ ‎любви‏ ‎к‏ ‎добру, ‎или‏ ‎по ‎системе,‏ ‎хочу, ‎чтобы‏ ‎он‏ ‎делал ‎его‏ ‎из ‎прихоти. ‎Однажды ‎привели ‎к‏ ‎нему ‎трех‏ ‎молодых‏ ‎невольниц, ‎похищенных ‎морскими‏ ‎разбойниками; ‎они‏ ‎плакали. ‎Тиран ‎в ‎пресыщении‏ ‎своем‏ ‎не ‎видал‏ ‎ни ‎красоты,‏ ‎ни ‎слез ‎их. ‎Я ‎похвалил‏ ‎новую‏ ‎его ‎трагедию.‏ ‎Аристипп! ‎сказал‏ ‎он: ‎возьми ‎одну ‎из ‎невольниц.‏ ‎Беру‏ ‎всех‏ ‎трех, ‎отвечал‏ ‎я: ‎Парису‏ ‎худо ‎было‏ ‎за‏ ‎то, ‎что‏ ‎он ‎выбрал. ‎— ‎Он ‎засмеялся:‏ ‎а ‎я‏ ‎на‏ ‎другой ‎день ‎отослал‏ ‎невольниц ‎к‏ ‎их ‎родителям.

Диоген. Таким ‎образом ‎смешиваясь‏ ‎с‏ ‎толпой ‎подлых‏ ‎льстецов, ‎остроумный‏ ‎Аристипп ‎берет ‎на ‎себя ‎должность‏ ‎успокаивать‏ ‎тирана ‎в‏ ‎угрызениях ‎совести‏ ‎его! ‎Видя ‎тебя ‎в ‎своих‏ ‎чертогах,‏ ‎он‏ ‎менее ‎страшится‏ ‎ненависти ‎и‏ ‎презрения. ‎Чем‏ ‎более‏ ‎имеешь ‎ума‏ ‎и ‎славы, ‎чем ‎более ‎можешь‏ ‎извинять ‎его,‏ ‎тем‏ ‎в ‎глазах ‎моих‏ ‎ты ‎виновнее.‏ ‎Напрасно ‎думаешь ‎предупреждать ‎его‏ ‎злодеяния,‏ ‎утверждая ‎его‏ ‎в ‎пороках.

Аристипп. Я‏ ‎хитрой ‎лестью ‎истребляю ‎зло, ‎производимое‏ ‎грубой‏ ‎лестью ‎рабов‏ ‎его. ‎Они‏ ‎славят ‎Дионисиево ‎могущество ‎и ‎ужас,‏ ‎вселяемый‏ ‎в‏ ‎сердца ‎самовластием‏ ‎его; ‎говорят‏ ‎ему ‎о‏ ‎злых‏ ‎людях, ‎о‏ ‎заговорщиках, ‎обезоруженных ‎его ‎предвидением ‎и‏ ‎строгим ‎правосудием.‏ ‎Тогда‏ ‎он ‎ярится ‎как‏ ‎лев, ‎и‏ ‎вымышляет ‎новые ‎предосторожности, ‎новые‏ ‎средства‏ ‎находить ‎и‏ ‎казнить ‎виновных;‏ ‎тогда ‎фурии ‎волнуют ‎его ‎сердце.‏ ‎Будучи‏ ‎один ‎свободен‏ ‎при ‎дворе‏ ‎его, ‎имею ‎то ‎счастье, ‎что‏ ‎Дионисий‏ ‎во‏ ‎мне ‎одном‏ ‎не ‎полагает‏ ‎опасных ‎для‏ ‎него‏ ‎умыслов; ‎он‏ ‎открывает ‎мне ‎злобу ‎и ‎страхи‏ ‎свои. ‎«Государь!»‏ ‎отвечаю‏ ‎ему: ‎«все ‎такие‏ ‎предосторожности ‎заставляют‏ ‎думать ‎сиракузцев, ‎что ‎ты‏ ‎считаешь‏ ‎— ‎и‏ ‎следственно ‎имеешь‏ ‎причину ‎считать ‎себя ‎— ‎их‏ ‎неприятелем.‏ ‎Бойся ‎умножить‏ ‎сии ‎предосторожности,‏ ‎чтобы ‎смелый ‎человек ‎не ‎вменил‏ ‎себе‏ ‎в‏ ‎честь ‎и‏ ‎славу ‎обмануть‏ ‎тебя. ‎Не‏ ‎стража,‏ ‎но ‎имя‏ ‎твое ‎есть ‎для ‎тебя ‎защита.‏ ‎Дионисий ‎почтен,‏ ‎ибо‏ ‎он ‎наказал ‎врагов‏ ‎Сицилии, ‎любит‏ ‎искусства ‎и ‎сделал ‎Сиракузы‏ ‎вторыми‏ ‎Афинами: ‎вот‏ ‎основание ‎твоей‏ ‎безопасности!» ‎— ‎Дионисий, ‎успокоенный ‎моими‏ ‎словами,‏ ‎призывает ‎к‏ ‎себе ‎людей‏ ‎просвещенных ‎и ‎добродетельных, ‎и ‎смягчается‏ ‎в‏ ‎их‏ ‎обществе. ‎Он‏ ‎досадует, ‎что‏ ‎карфагенцы ‎владеют‏ ‎еще‏ ‎некоторыми ‎городами‏ ‎в ‎Сицилии, ‎вымышляет ‎способы ‎выгнать‏ ‎их, ‎и‏ ‎оставляет‏ ‎Сиракузы ‎в ‎покое.

«Тебя‏ ‎ненавидят ‎(говорю‏ ‎ему ‎в ‎другое ‎время),‏ ‎ненавидят‏ ‎за ‎то,‏ ‎что ‎отечество‏ ‎угнетено ‎тобой; ‎граждане, ‎лишенные ‎свободы,‏ ‎пылают‏ ‎местью: ‎истреби‏ ‎же ‎тиранские‏ ‎законы, ‎которые ‎были ‎стыдом ‎и‏ ‎несчастьем‏ ‎Сиракуз‏ ‎во ‎время‏ ‎их ‎мнимой‏ ‎вольности; ‎дай‏ ‎законы‏ ‎кроткие, ‎спасительные‏ ‎для ‎бедных ‎и ‎для ‎самых‏ ‎рабов; ‎щедротами‏ ‎своими‏ ‎принудь ‎граждан ‎благословлять‏ ‎тебя, ‎и‏ ‎жизнь ‎твоя ‎будет ‎спокойна‏ ‎среди‏ ‎друзей ‎признательных;‏ ‎и ‎Греция,‏ ‎удивленная ‎твоими ‎талантами ‎и ‎победами,‏ ‎включит‏ ‎тебя ‎в‏ ‎число ‎своих‏ ‎героев ‎и ‎мудрецов.» ‎— ‎Таким‏ ‎образом‏ ‎пользою‏ ‎его ‎и‏ ‎славою ‎обуздываю‏ ‎природную ‎в‏ ‎нем‏ ‎свирепость, ‎и‏ ‎тиран ‎дает ‎счастливые, ‎мудрые ‎законы.

Диоген. Но‏ ‎Демарат ‎и‏ ‎Агатокл,‏ ‎им ‎изгнанные, ‎разглашают,‏ ‎что ‎ты‏ ‎ругался ‎над ‎их ‎несчастьем,‏ ‎и‏ ‎Греция ‎может‏ ‎считать ‎Аристиппа‏ ‎подлым ‎царедворцем.

 Аристипп. Когда ‎Дионисий ‎выгнал ‎сих‏ ‎второстепенных‏ ‎тиранов, ‎которые‏ ‎вместе ‎с‏ ‎ним ‎утесняли ‎сиракузцев, ‎тогда ‎весь‏ ‎двор,‏ ‎прославляя‏ ‎царя, ‎говорил,‏ ‎что ‎он‏ ‎праведно ‎наказал‏ ‎их‏ ‎дерзость. ‎Враги‏ ‎же ‎его ‎кричали, ‎что ‎он‏ ‎лучшими ‎гражданами‏ ‎пожертвовал‏ ‎мести ‎своей. ‎Я‏ ‎отвечал ‎и‏ ‎тем ‎и ‎другим: ‎«если‏ ‎бы‏ ‎изгнанные ‎не‏ ‎были ‎его‏ ‎врагами, ‎то ‎ему ‎надлежало ‎бы‏ ‎наказать‏ ‎их ‎гораздо‏ ‎строже. ‎Вспомните‏ ‎несчастного ‎странника, ‎принесенного ‎в ‎жертву‏ ‎богам‏ ‎суеверной‏ ‎и ‎лютой‏ ‎их ‎политикой:‏ ‎Дионисий ‎хотел‏ ‎отомстить‏ ‎тиранам ‎за‏ ‎его ‎убиение, ‎а ‎не ‎за‏ ‎собственные ‎сады.»‏ ‎—‏ ‎Может ‎ли ‎Диоген‏ ‎хорошо ‎мыслить‏ ‎о ‎Демарате?

Диоген. Я ‎презираю ‎глупцов‏ ‎и‏ ‎ненавижу ‎жестоких;‏ ‎но ‎еще‏ ‎более ‎ненавижу ‎Дионисия, ‎ибо ‎он‏ ‎иметь‏ ‎более ‎власти.‏ ‎Если ‎душа‏ ‎твоя ‎благородна, ‎то ‎зачем ‎ползаешь‏ ‎при‏ ‎дворе‏ ‎тирана, ‎где,‏ ‎среди ‎общих‏ ‎бедствий, ‎можешь‏ ‎только‏ ‎остановить ‎некоторое‏ ‎частное ‎зло? ‎Живи ‎в ‎Греции;‏ ‎образуй ‎людей‏ ‎своим‏ ‎наставлением, ‎возвышай ‎их‏ ‎сердце ‎своим‏ ‎примером. ‎Ты ‎будешь ‎полезнее,‏ ‎не‏ ‎унижая ‎себя.

Аристипп. Всякий‏ ‎просвещенный ‎человек‏ ‎может ‎делать ‎добро ‎в ‎свободном‏ ‎городе;‏ ‎один ‎Аристипп‏ ‎может ‎быть‏ ‎полезен ‎в ‎Сиракузах. ‎Позволь ‎мне‏ ‎там‏ ‎остаться.‏ ‎Лучше, ‎если‏ ‎бы ‎Сицилия‏ ‎была ‎управляема‏ ‎мудрыми‏ ‎законами; ‎но‏ ‎когда ‎это ‎лучшее ‎невозможно, ‎то,‏ ‎не ‎жалуясь‏ ‎на‏ ‎судьбу, ‎будем ‎благотворить‏ ‎по ‎возможности.

Диоген. Не‏ ‎больно ‎ли ‎видеть ‎всегда‏ ‎тирана‏ ‎и ‎жить‏ ‎с ‎рабами?

Аристипп. Я‏ ‎приехал ‎отдохнуть ‎в ‎Грецию ‎—‏ ‎взглянуть‏ ‎на ‎свободных‏ ‎людей, ‎и‏ ‎поговорить ‎с ‎Диогеном.

Диоген. Если ‎бы ‎ты‏ ‎умел‏ ‎жить‏ ‎по-моему, ‎то‏ ‎не ‎поселился‏ ‎бы ‎во‏ ‎дворце‏ ‎сиракузском.

Аристипп. Если ‎бы‏ ‎ты ‎умел ‎жить ‎с ‎людьми,‏ ‎то ‎не‏ ‎залез‏ ‎бы ‎в ‎бочку.‏ ‎За ‎мое‏ ‎веселое ‎добродушие ‎прости ‎мне‏ ‎ветреные‏ ‎мои ‎удовольствия;‏ ‎а ‎я‏ ‎за ‎твердость ‎души ‎твоей ‎прощаю‏ ‎тебе‏ ‎жестокую ‎твою‏ ‎гордость.

Диоген. Аристипп ‎согласится‏ ‎ли ‎нынешний ‎день ‎обедать ‎с‏ ‎Диогеном,‏ ‎есть‏ ‎сухой ‎хлеб‏ ‎и ‎пить‏ ‎воду ‎ключевую?

 Аристипп. С‏ ‎радостью.‏ ‎Несмотря ‎на‏ ‎мое ‎сластолюбие, ‎я ‎предпочитаю ‎острые‏ ‎слова ‎твои‏ ‎славнейшим‏ ‎сиракузским ‎винам.

Читать: 5+ мин
logo Норин

Перевод. При помощи лазерного картографирования обнаружены города Амазонии, построенные 2500 лет назад

Кварталы, ‎фермы‏ ‎и ‎дороги ‎оказались ‎на ‎1000‏ ‎лет ‎старше‏ ‎открытых‏ ‎ранее

ОРИГИНАЛЛиззи ‎Уэйд, ‎«Сайенс»

Когда-то‏ ‎археологи ‎считали,‏ ‎что ‎древние ‎тропические ‎леса‏ ‎Амазонки‏ ‎были ‎негостеприимным‏ ‎местом, ‎где‏ ‎обитали ‎малочисленные ‎группы ‎охотников ‎и‏ ‎собирателей.‏ ‎Но ‎остатки‏ ‎огромных ‎земляных‏ ‎сооружений, ‎пирамид ‎и ‎дорог ‎из‏ ‎Боливии‏ ‎в‏ ‎Бразилию, ‎обнаруженные‏ ‎за ‎последние‏ ‎два ‎десятилетия,‏ ‎убедительно‏ ‎доказывают, ‎что‏ ‎Амазонка ‎была ‎домом ‎для ‎больших‏ ‎и ‎сложных‏ ‎обществ‏ ‎задолго ‎до ‎прибытия‏ ‎европейских ‎колонизаторов.‏ ‎Теперь ‎есть ‎свидетельства ‎того,‏ ‎что‏ ‎другое ‎человеческое‏ ‎общество ‎—‏ ‎самое ‎древнее, ‎обнаруженное ‎на ‎сегодняшний‏ ‎день‏ ‎— ‎оставило‏ ‎свой ‎след‏ ‎в ‎регионе: ‎густая ‎сеть ‎взаимосвязанных‏ ‎городов,‏ ‎теперь‏ ‎скрытая ‎под‏ ‎лесом ‎в‏ ‎долине ‎Упано‏ ‎в‏ ‎Эквадоре, ‎была‏ ‎обнаружена ‎с ‎помощью ‎технологии ‎лазерного‏ ‎картографирования ‎(лазерная,‏ ‎или‏ ‎лидарная ‎съемка). ‎Поселениям,‏ ‎описанным ‎сегодня‏ ‎в ‎журнале ‎Science, ‎не‏ ‎менее‏ ‎2500 ‎лет,‏ ‎и ‎они‏ ‎более ‎чем ‎на ‎1000 ‎лет‏ ‎старше‏ ‎любого ‎другого‏ ‎известного ‎сложного‏ ‎амазонского ‎общества.

Лидар, ‎который ‎позволяет ‎исследователям‏ ‎видеть‏ ‎сквозь‏ ‎лесной ‎покров‏ ‎и ‎реконструировать‏ ‎древние ‎места‏ ‎под‏ ‎ним, ‎совершает‏ ‎революцию ‎в ‎нашем ‎понимании ‎Амазонки‏ ‎доколумбовых ‎времен, — говорит‏ ‎Карла‏ ‎Хаймес ‎Бетанкур, ‎археолог‏ ‎из ‎Боннского‏ ‎университета, ‎не ‎принимавшая ‎участия‏ ‎в‏ ‎данных ‎исследованиях.‏ ‎Обнаружение ‎такой‏ ‎древней ‎городской ‎сети ‎в ‎долине‏ ‎Упано‏ ‎подчеркивает ‎долгое‏ ‎время ‎остававшееся‏ ‎непризнанным ‎разнообразие ‎древних ‎культур ‎Амазонии,‏ ‎которое‏ ‎археологи‏ ‎только ‎начинают‏ ‎реконструировать.

Стивен ‎Ростейн,‏ ‎археолог ‎из‏ ‎CNRS‏ ‎(Centre ‎National‏ ‎de ‎la ‎Recherche ‎Scientifique), ‎Национального‏ ‎центра ‎научных‏ ‎исследований‏ ‎Франции, ‎начал ‎раскопки‏ ‎в ‎долине‏ ‎Упано ‎почти ‎30 ‎лет‏ ‎назад.‏ ‎Его ‎команда‏ ‎сосредоточилась ‎на‏ ‎двух ‎крупных ‎поселениях, ‎называемых ‎Сангай‏ ‎и‏ ‎Киламопе, ‎и‏ ‎обнаружила ‎курганы,‏ ‎расположенные ‎вокруг ‎центральных ‎площадей, ‎керамику,‏ ‎украшенную‏ ‎краской‏ ‎и ‎вырезанными‏ ‎линиями, ‎а‏ ‎также ‎большие‏ ‎кувшины,‏ ‎в ‎которых‏ ‎хранились ‎остатки ‎традиционного ‎кукурузного ‎пива‏ ‎чича. ‎Радиоуглеродный‏ ‎анализ‏ ‎показал, ‎что ‎стоянки‏ ‎Упано ‎были‏ ‎заселены ‎примерно ‎с ‎500‏ ‎г.‏ ‎до ‎н.‏ ‎э. ‎по‏ ‎300–600 ‎гг. ‎н. ‎э. ‎«Я‏ ‎знал,‏ ‎что ‎у‏ ‎нас ‎было‏ ‎много ‎курганов, ‎много ‎сооружений», ‎—‏ ‎говорит‏ ‎Ростейн.‏ ‎«Но ‎у‏ ‎меня ‎не‏ ‎было ‎полного‏ ‎представления‏ ‎о ‎регионе».

Ситуация‏ ‎изменилась, ‎когда ‎Национальный ‎институт ‎культурного‏ ‎наследия ‎Эквадора‏ ‎профинансировал‏ ‎лидарную ‎съемку ‎долины‏ ‎в ‎2015‏ ‎году. ‎Специально ‎оборудованные ‎самолеты‏ ‎направляли‏ ‎лазерные ‎импульсы‏ ‎в ‎лес‏ ‎и ‎измеряли ‎их ‎обратный ‎путь,‏ ‎выявляя‏ ‎топографические ‎особенности,‏ ‎которые ‎иначе‏ ‎были ‎бы ‎невидимы ‎под ‎деревьями.

Данные‏ ‎лидарной‏ ‎съемки‏ ‎позволили ‎Ростейну‏ ‎и ‎его‏ ‎сотрудникам ‎увидеть‏ ‎связи‏ ‎между ‎поселениями,‏ ‎а ‎также ‎обнаружить ‎множество ‎других.‏ ‎«Каждый ‎день‏ ‎был‏ ‎как ‎Рождество ‎с‏ ‎новым ‎подарком»,‏ ‎— ‎говорит ‎Ростейн. ‎Команда‏ ‎выявила‏ ‎пять ‎крупных‏ ‎поселений ‎и‏ ‎10 ‎помельче ‎на ‎площади ‎300‏ ‎квадратных‏ ‎километров ‎в‏ ‎долине ‎Упано,‏ ‎каждое ‎из ‎которых ‎плотно ‎застроено‏ ‎жилыми‏ ‎и‏ ‎церемониальными ‎постройками.‏ ‎Города ‎перемежаются‏ ‎прямоугольными ‎сельскохозяйственными‏ ‎полями‏ ‎и ‎окружены‏ ‎террасами ‎на ‎склонах ‎холмов, ‎где‏ ‎люди ‎выращивали‏ ‎сельскохозяйственные‏ ‎культуры, ‎в ‎том‏ ‎числе ‎кукурузу,‏ ‎маниок ‎и ‎сладкий ‎картофель,‏ ‎найденные‏ ‎во ‎время‏ ‎прошлых ‎раскопок.‏ ‎Широкие ‎прямые ‎дороги ‎соединяли ‎города‏ ‎друг‏ ‎с ‎другом,‏ ‎а ‎улицы‏ ‎пролегали ‎между ‎домами ‎и ‎кварталами‏ ‎внутри‏ ‎каждого‏ ‎поселения. ‎«Мы‏ ‎говорим ‎об‏ ‎урбанизме», ‎—‏ ‎говорит‏ ‎соавтор ‎Фернандо‏ ‎Мехия, ‎археолог ‎Папского ‎католического ‎университета‏ ‎Эквадора.

Хотя ‎исследователи‏ ‎еще‏ ‎не ‎знают, ‎сколько‏ ‎людей ‎проживало‏ ‎в ‎долине ‎Упано, ‎поселения‏ ‎были‏ ‎большими: ‎например,‏ ‎основная ‎территория‏ ‎Киламопе ‎занимает ‎площадь, ‎сравнимую ‎по‏ ‎размерам‏ ‎с ‎усеянным‏ ‎пирамидами ‎плато‏ ‎Гиза ‎в ‎Египте ‎или ‎главной‏ ‎улицей.‏ ‎Теотиуакан‏ ‎в ‎Мексике.‏ ‎По ‎словам‏ ‎авторов, ‎степень‏ ‎изменения‏ ‎ландшафта ‎Упано‏ ‎может ‎соперничать ‎с ‎«городами-садами» ‎классических‏ ‎майя. ‎И‏ ‎то,‏ ‎что ‎было ‎обнаружено‏ ‎до ‎сих‏ ‎пор, ‎«является ‎лишь ‎верхушкой‏ ‎айсберга»‏ ‎того, ‎что‏ ‎можно ‎было‏ ‎найти ‎в ‎эквадорской ‎Амазонии, ‎говорит‏ ‎Мехия.

Сеть‏ ‎дорог, ‎соединяющих‏ ‎поселения ‎Упано,‏ ‎позволяет ‎предположить, ‎что ‎все ‎они‏ ‎существовали‏ ‎в‏ ‎одно ‎и‏ ‎то ‎же‏ ‎время. ‎Они‏ ‎на‏ ‎тысячу ‎лет‏ ‎старше ‎других ‎сложных ‎амазонских ‎обществ,‏ ‎включая ‎Льянос-де-Мохос,‏ ‎недавно‏ ‎обнаруженную ‎древнюю ‎городскую‏ ‎систему ‎в‏ ‎Боливии. ‎По ‎словам ‎Ростена,‏ ‎города‏ ‎в ‎долине‏ ‎Упано ‎расположены‏ ‎более ‎плотно ‎и ‎лучше ‎взаимосвязаны,‏ ‎чем‏ ‎города ‎в‏ ‎Льянос-де-Мохос. ‎«Мы‏ ‎говорим ‎„Амазония“, ‎но ‎нам ‎следует‏ ‎говорить‏ ‎„АмазониИ“,‏ ‎чтобы ‎отразить‏ ‎древнее ‎культурное‏ ‎разнообразие ‎региона»,‏ ‎—‏ ‎говорит ‎он.

Однако‏ ‎детали ‎каждой ‎культуры ‎все ‎еще‏ ‎остаются ‎в‏ ‎процессе‏ ‎исследования. ‎Люди ‎как‏ ‎в ‎долине‏ ‎Упано, ‎так ‎и ‎в‏ ‎Льянос-де-Мохос‏ ‎были ‎фермерами,‏ ‎которые ‎строили‏ ‎дороги, ‎каналы ‎и ‎большие ‎гражданские‏ ‎или‏ ‎церемониальные ‎здания.‏ ‎Но ‎«мы‏ ‎только ‎начинаем ‎понимать, ‎как ‎функционировали‏ ‎эти‏ ‎города»,‏ ‎в ‎том‏ ‎числе, ‎сколько‏ ‎людей ‎в‏ ‎них‏ ‎жило, ‎с‏ ‎кем ‎они ‎торговали ‎и ‎как‏ ‎ими ‎управляли,‏ ‎говорит‏ ‎Хаймес ‎Бетанкур, ‎изучающий‏ ‎Льянос-де-Мохос.

Поэтому ‎еще‏ ‎слишком ‎рано ‎сравнивать ‎города‏ ‎Упано‏ ‎с ‎такими‏ ‎обществами, ‎как‏ ‎классические ‎майя ‎и ‎Теотиуакан, ‎которые‏ ‎были‏ ‎«гораздо ‎более‏ ‎сложными ‎и‏ ‎обширными», ‎говорит ‎Томас ‎Гаррисон, ‎археолог‏ ‎и‏ ‎географ‏ ‎из ‎Техасского‏ ‎университета ‎в‏ ‎Остине, ‎специализирующийся‏ ‎на‏ ‎лидарной ‎съемке‏ ‎и ‎не ‎участвовавший ‎в ‎работе.‏ ‎Тем ‎не‏ ‎менее,‏ ‎говорит ‎он: ‎«Удивительно,‏ ‎что ‎мы‏ ‎все ‎еще ‎можем ‎делать‏ ‎подобные‏ ‎открытия ‎на‏ ‎нашей ‎планете‏ ‎и ‎находить ‎новые ‎сложные ‎культуры‏ ‎в‏ ‎21 ‎веке».

Читать: 1+ мин
logo Норин

Так поборали ахейцы-мужи кудреглавых троянцев

Литературное. ‎Все-таки‏ ‎не ‎могу ‎не ‎заметить, ‎что‏ ‎Гомер ‎сладкогласый,‏ ‎описывая,‏ ‎как ‎поборали ‎ахейцы-мужи‏ ‎кудреглавых ‎троянцев,‏ ‎уж ‎очень ‎асимметричен ‎в‏ ‎описании‏ ‎подвигов. ‎Вот‏ ‎как ‎описывается‏ ‎у ‎него ‎победа ‎Аякса:

«И ‎расселся‏ ‎шелом‏ ‎густогривый ‎под‏ ‎медяным ‎жалом,

Быв‏ ‎поражен ‎и ‎огромным ‎копьем, ‎и‏ ‎рукою‏ ‎могучей.

Мозг‏ ‎по ‎Аякса‏ ‎копью ‎побежал‏ ‎из ‎главы‏ ‎раздробленной,

Смешанный‏ ‎с ‎кровью:‏ ‎исчезла ‎могучесть…»

и ‎т. ‎д., ‎там‏ ‎еще ‎продолжение.‏ ‎И‏ ‎так ‎почти ‎про‏ ‎каждого ‎троянского‏ ‎героя, ‎это ‎по ‎большей‏ ‎части‏ ‎вообще ‎не‏ ‎поэма, ‎а‏ ‎как ‎будто ‎выдержки ‎из ‎обвинительного‏ ‎заключения:‏ ‎после ‎совместного‏ ‎распития ‎спиртных‏ ‎напитков ‎гражданин ‎Агамемнон ‎гражданину ‎Ликону‏ ‎в‏ ‎выю‏ ‎весь ‎меч‏ ‎погрузил ‎и,‏ ‎оставшись ‎на‏ ‎коже‏ ‎единой, ‎набок‏ ‎повисла ‎глава.

Но ‎при ‎этом ‎иногда‏ ‎Гомер ‎все‏ ‎же‏ ‎вспоминает, ‎что ‎нельзя‏ ‎оставить ‎троянцев‏ ‎совсем ‎без ‎побед, ‎а‏ ‎то‏ ‎что ‎это‏ ‎такое, ‎избиение‏ ‎младенцев, ‎а ‎что ‎подвига ‎в‏ ‎победе‏ ‎над ‎младенцами.‏ ‎И ‎тут‏ ‎он ‎быстренько-быстренько, ‎чтобы ‎Гектор ‎и‏ ‎ко‏ ‎хоть‏ ‎кого-нибудь ‎убили,‏ ‎но ‎аудитория‏ ‎не ‎слишком‏ ‎огорчилась:‏ ‎Гектор ‎пышнопоножный‏ ‎нагнал ‎и ‎завалил ‎(условно): ‎Лоха,‏ ‎Архилоха, ‎Эврилоха,‏ ‎Гипполоха,‏ ‎Агалоха ‎и ‎Ставракиса.‏ ‎А ‎теперь‏ ‎вернемся ‎к ‎подвигам, ‎допустим,‏ ‎Менелая,‏ ‎и ‎вот‏ ‎тот ‎замечательно‏ ‎управился ‎с ‎неким ‎Пизандром:

Сей ‎поражает‏ ‎по‏ ‎выпуке ‎шлема,‏ ‎косматого ‎гривой,

Около‏ ‎самого ‎гребня, ‎а ‎тот ‎наступавшего‏ ‎по‏ ‎лбу

В‏ ‎верх ‎переносицы:‏ ‎хряснула ‎кость,‏ ‎и ‎глаза‏ ‎у‏ ‎Пизандра,

Выскочив, ‎подле‏ ‎него ‎на ‎кровавую ‎землю ‎упали;

Сам‏ ‎опрокинулся ‎он;‏ ‎и,‏ ‎пятой ‎наступивши ‎на‏ ‎перси,

Броню ‎срывал‏ ‎и, ‎гордясь, ‎восклицал ‎Менелай‏ ‎победитель…

Какая‏ ‎чудесная ‎все‏ ‎же ‎книжица.

На‏ ‎картинке ‎Аякс ‎(но ‎не ‎Теламонид,‏ ‎а‏ ‎другой ‎Аякс,‏ ‎их ‎двое‏ ‎и ‎они ‎ходили ‎парой) ‎представляет‏ ‎трофей.


Читать: 1+ мин
logo Норин

Квиринальский боксер

Недавно ‎тут‏ ‎был ‎материал ‎про ‎бронзовых ‎парней‏ ‎из ‎Риаче, а‏ ‎сегодня‏ ‎— ‎Квиринальский ‎боксер.‏ ‎Он ‎же‏ ‎отдыхающий ‎боксер, ‎он ‎же‏ ‎кулачный‏ ‎боец. ‎Раскопали‏ ‎его ‎в‏ ‎Риме ‎в ‎1885 ‎году, ‎на‏ ‎склоне‏ ‎Квиринальского ‎холма,‏ ‎откуда ‎и‏ ‎название. ‎Но ‎создан ‎он ‎в‏ ‎I‏ ‎в.‏ ‎до ‎н.‏ ‎э. ‎На‏ ‎статуе, ‎кстати,‏ ‎есть‏ ‎«автограф», ‎откуда‏ ‎мы ‎знаем, ‎что ‎изваял ‎бойца‏ ‎Аполлоний, ‎сын‏ ‎Нестора‏ ‎из ‎Афин.


Первоначально ‎у‏ ‎бойца ‎были‏ ‎инкрустированы ‎медью ‎губы, ‎а‏ ‎также‏ ‎боевые ‎повреждения‏ ‎— ‎шрамы,‏ ‎потеки ‎крови ‎и ‎т. ‎д.


Читать: 5+ мин
logo Норин

Бронзовые воины из Риаче

Одна ‎из‏ ‎самых ‎впечатляющих ‎находок ‎всех ‎времен‏ ‎— ‎две‏ ‎бронзовых‏ ‎фигуры, ‎найденные ‎в‏ ‎1972 ‎году‏ ‎в ‎море ‎близ ‎коммуны‏ ‎Риаче‏ ‎в ‎Италии‏ ‎— ‎у‏ ‎пляжа ‎Риаче-Марина. ‎Это ‎самый ‎носок‏ ‎итальянского‏ ‎«сапога», ‎южное‏ ‎побережье.

Началось ‎все‏ ‎с ‎того, ‎что ‎молодой ‎дайвер‏ ‎Стефано‏ ‎Мариоттини‏ ‎нырял ‎себе‏ ‎в ‎паре‏ ‎сот ‎метров‏ ‎от‏ ‎берега, ‎и‏ ‎в ‎какой-то ‎момент ‎обнаружил ‎торчащую‏ ‎из ‎песка‏ ‎руку.‏ ‎Сначала ‎он ‎подумал,‏ ‎что ‎нашел‏ ‎труп, ‎но ‎рука ‎оказалась‏ ‎бронзовой.‏ ‎Приехали ‎карабинеры‏ ‎с ‎водолазами,‏ ‎и ‎в ‎итоге ‎со ‎дна‏ ‎морского‏ ‎извлекли ‎две‏ ‎бронзовые ‎статуи.‏ ‎Обе ‎они ‎представляли ‎обнаженных ‎древнегреческих‏ ‎воинов‏ ‎—‏ ‎правда, ‎копья‏ ‎и ‎щиты‏ ‎при ‎них‏ ‎не‏ ‎сохранились.

Очистка ‎обеих‏ ‎статуй ‎стало ‎еще ‎тем ‎делом‏ ‎— ‎статуи‏ ‎с‏ ‎веичайшими ‎рудами ‎реставрировали‏ ‎несколько ‎лет.‏ ‎Плюс ‎рентгенография ‎(статуи ‎оказались‏ ‎полыми).‏ ‎Вообще, ‎пока‏ ‎работали ‎над‏ ‎статуями, ‎выяснилось ‎много ‎любопытных ‎деталей.‏ ‎Например,‏ ‎у ‎«Статуи‏ ‎Б» ‎руки‏ ‎были ‎сделаны ‎из ‎сплава, ‎отличавшегося‏ ‎от‏ ‎основного‏ ‎материала ‎—‏ ‎видимо, ‎когда-то‏ ‎их ‎уже‏ ‎чинили.‏ ‎Вообще, ‎обе‏ ‎скульптуры ‎были ‎сделаны ‎чрезвычайно ‎искусно,‏ ‎и ‎из‏ ‎разнообразных‏ ‎материалов: ‎из ‎серебра‏ ‎были ‎сделаны‏ ‎зубы ‎одной ‎из ‎статуй‏ ‎и‏ ‎ресницы(!) ‎обеих,‏ ‎слоновая ‎кость‏ ‎и ‎известняк ‎пошли ‎на ‎глаза,‏ ‎губы‏ ‎и ‎соски‏ ‎— ‎медные.

По‏ ‎поводу ‎авторов ‎двух ‎скульптур ‎того,‏ ‎кто‏ ‎именно‏ ‎изображен, ‎а‏ ‎также ‎где‏ ‎они ‎штатно‏ ‎стояли,‏ ‎существует ‎целый‏ ‎комплекс ‎гипотез. ‎В ‎общем, ‎предполагается,‏ ‎что ‎это‏ ‎V‏ ‎в. ‎до ‎н.‏ ‎э. ‎А‏ ‎дальше ‎начинаются ‎нюансы. ‎Есть‏ ‎точка‏ ‎зрения, ‎что‏ ‎скульптор ‎—‏ ‎прославленный ‎Фидий, ‎есть ‎— ‎что‏ ‎это‏ ‎какой-то ‎мастер‏ ‎Великой ‎Греции,‏ ‎за ‎пределами ‎собственно ‎основного ‎полуострова.‏ ‎Возможно,‏ ‎вообще‏ ‎статуи ‎разные‏ ‎люди ‎создали.‏ ‎Кто ‎подразумевается‏ ‎—‏ ‎тоже ‎вопрос.‏ ‎Статую ‎А ‎(без ‎шлема) ‎рассматривают,‏ ‎в ‎частности,‏ ‎как‏ ‎Тидея ‎(один ‎из‏ ‎героев ‎легенды‏ ‎«Семеро ‎против ‎Фив», ‎(«Ярясь,‏ ‎как‏ ‎в ‎зной‏ ‎дракон, ‎шумит,‏ ‎вопит ‎Тидей», ‎он, ‎кстати, ‎отец‏ ‎Диомеда,‏ ‎героя ‎Троянской‏ ‎войны), второго ‎считают,‏ ‎возможно, ‎Этеоклом ‎(также ‎сын ‎Эдипа,‏ ‎ключевой‏ ‎герой‏ ‎«Семерых ‎против‏ ‎Фив»). ‎Есть‏ ‎мнение, ‎что‏ ‎это‏ ‎великие ‎спортсмены‏ ‎своего ‎времени. ‎Чаще ‎всего ‎называют‏ ‎конкретно ‎—‏ ‎победителей‏ ‎спецдисциплины, ‎бега ‎в‏ ‎воинском ‎снаряжении.‏ ‎Также ‎есть ‎предположение, ‎что‏ ‎А‏ ‎— ‎это‏ ‎Аякс ‎Оилид‏ ‎— ‎не ‎хотелось ‎бы, ‎честно‏ ‎говоря,‏ ‎в ‎это‏ ‎верить, ‎потому‏ ‎что ‎тот ‎Аякс ‎— ‎сукин‏ ‎сын,‏ ‎ссильничавший‏ ‎Кассандру, ‎и‏ ‎вообще ‎скотина.‏ ‎Еще ‎есть‏ ‎предположение,‏ ‎что ‎обе‏ ‎статуи ‎изображают ‎одного ‎человека, ‎и‏ ‎это ‎боксер‏ ‎по‏ ‎имени ‎Евтимос. ‎В‏ ‎общем, ‎по‏ ‎совокупности ‎признаков, ‎чаще ‎всего‏ ‎предполагают,‏ ‎что ‎это‏ ‎герои ‎«Семерых‏ ‎против ‎Фив».

Есть ‎еще ‎вопрос, ‎какие‏ ‎детали‏ ‎скульптур ‎утрачены.‏ ‎Там ‎явно‏ ‎было ‎какое-то ‎оружие, ‎а ‎у‏ ‎одного‏ ‎—‏ ‎возможно, ‎головной‏ ‎убор.

Как ‎они‏ ‎оказались ‎в‏ ‎воде‏ ‎— ‎тоже‏ ‎одни ‎боги ‎знают. ‎Есть ‎версия,‏ ‎что ‎это‏ ‎трофеи‏ ‎римлян, ‎которые ‎везли‏ ‎в ‎Италию‏ ‎награбленное ‎в ‎Греции, ‎и‏ ‎сбросили‏ ‎в ‎воду‏ ‎во ‎время‏ ‎бури ‎(или ‎статуи ‎смыло). ‎Но‏ ‎это‏ ‎всё ‎вилами‏ ‎по ‎морской‏ ‎воде.

В ‎итоге ‎мы ‎имеем ‎очень‏ ‎мало‏ ‎достоверных‏ ‎фактов. ‎Из‏ ‎достоверного ‎у‏ ‎нас ‎—‏ ‎шедевр‏ ‎греческой ‎скульптуры,‏ ‎а ‎больше ‎мы ‎не ‎знаем‏ ‎толком ‎ничего.‏ ‎Будем‏ ‎радоваться ‎и ‎тому,‏ ‎что ‎есть.


Читать: 2+ мин
logo Норин

Голова императора под лестницей

В ‎1910‏ ‎году ‎археологическая ‎экспедиция ‎Джона ‎Гарстанга‏ ‎раскапывала ‎Мероэ‏ ‎—‏ ‎город ‎древнего ‎царства‏ ‎Куш ‎на‏ ‎территории ‎нынешнего ‎Судана, ‎километров‏ ‎200‏ ‎на ‎северо-восток‏ ‎от ‎Хартума.‏ ‎В ‎один ‎прекрасный ‎момент ‎под‏ ‎древней‏ ‎храмовой ‎лестницей‏ ‎обнаружилась ‎отлично‏ ‎выполненная ‎бронзовая ‎голова ‎римского ‎императора‏ ‎Августа.‏ ‎Бронзовая‏ ‎императорская ‎башка‏ ‎была ‎отломана‏ ‎от ‎остальной‏ ‎статуи,‏ ‎но ‎в‏ ‎остальном ‎находилась ‎в ‎прекрасном ‎состоянии.


При‏ ‎всех ‎обширных‏ ‎связях‏ ‎Рима, ‎это ‎все-таки‏ ‎далековато ‎для‏ ‎такой ‎статуи. ‎Однако ‎«голова‏ ‎из‏ ‎Мероэ» ‎существует‏ ‎не ‎в‏ ‎вакууме, ‎и ‎у ‎нее ‎имеется‏ ‎вполне‏ ‎внятный ‎контекст.


В‏ ‎25-22 ‎до‏ ‎н. ‎э. ‎у ‎Кушского ‎царства‏ ‎случился‏ ‎короткий,‏ ‎но ‎энергичный‏ ‎конфликт ‎с‏ ‎Римом. ‎Римские‏ ‎авторы‏ ‎довольно ‎скупы‏ ‎на ‎подробности, ‎чего ‎он ‎начался,‏ ‎но ‎факт‏ ‎тот,‏ ‎что ‎кушцы ‎напали‏ ‎на ‎римский‏ ‎Египет ‎в ‎момент, ‎когда‏ ‎у‏ ‎римлян ‎шел‏ ‎очередной ‎виток‏ ‎борьбы ‎с ‎Парфией ‎— ‎государством,‏ ‎которое‏ ‎сумело ‎отбить‏ ‎римский ‎«дранг‏ ‎нах ‎остен» ‎и ‎долго ‎держало‏ ‎ситуацию‏ ‎в‏ ‎состоянии ‎равновесия.‏ ‎Так ‎что‏ ‎кушцы ‎разорили‏ ‎несколько‏ ‎городков, ‎и‏ ‎в ‎частности, ‎уволокли ‎некое ‎количество‏ ‎статуй. ‎Есть‏ ‎гипотеза,‏ ‎что ‎Август ‎под‏ ‎лестницей ‎оказался‏ ‎вполне ‎целенаправленно, ‎чтоб ‎кушцы‏ ‎его‏ ‎ногами ‎топтали.‏ ‎Командовала ‎кушцами,‏ ‎кстати, ‎кандака ‎(царица) ‎Аманирена ‎—‏ ‎тоже‏ ‎дама ‎колоритная,‏ ‎одноглазая ‎амазонка.‏ ‎Вскоре ‎ей ‎предстояло ‎всерьез ‎скрестить‏ ‎оружие‏ ‎с‏ ‎римлянами. ‎Префект‏ ‎римского ‎Египта‏ ‎Гай ‎Петроний‏ ‎явился‏ ‎с ‎10+‏ ‎тысячами ‎бойцов, ‎в ‎виде ‎ответной‏ ‎любезности ‎спалил‏ ‎несколько‏ ‎городов ‎и ‎крепостей‏ ‎и ‎разбил‏ ‎кушцев ‎в ‎полевом ‎сражении.‏ ‎Однако‏ ‎Октавиан ‎Август‏ ‎не ‎был‏ ‎склонен ‎дожимать ‎до ‎финала: ‎все-таки‏ ‎Кушское‏ ‎царство ‎было‏ ‎уж ‎очень‏ ‎далеко ‎даже ‎по ‎меркам ‎Рима,‏ ‎и‏ ‎вдобавок,‏ ‎не ‎очень‏ ‎богато, ‎добыча‏ ‎просто ‎не‏ ‎стоила‏ ‎усилий ‎по‏ ‎своей ‎поимке. ‎Такой ‎геморрой ‎на‏ ‎краю ‎света‏ ‎в‏ ‎контексте ‎противостояния ‎с‏ ‎Парфией ‎императору‏ ‎не ‎требовался. ‎В ‎республиканскую‏ ‎эпоху‏ ‎римляне, ‎может,‏ ‎и ‎додавили‏ ‎бы ‎негров ‎до ‎кровавой ‎каши‏ ‎чисто‏ ‎из ‎принципа,‏ ‎но ‎времена‏ ‎изменились. ‎Так ‎что ‎кушцы ‎отделались,‏ ‎в‏ ‎общем,‏ ‎легким ‎испугом‏ ‎— ‎буферной‏ ‎зоной, ‎выкроенной‏ ‎из‏ ‎их ‎северных‏ ‎территорий. ‎Ну, ‎а ‎бронзовая ‎голова‏ ‎Октавиана ‎Августа‏ ‎осталась‏ ‎в ‎Мероэ ‎в‏ ‎качестве ‎трофея.‏ ‎В ‎конце ‎концов, ‎«в‏ ‎мое‏ ‎отсутствие ‎вы‏ ‎меня ‎можете‏ ‎хоть ‎резать».


Читать: 17+ мин
logo Норин

Тир. Главная осада Александра Македонского

Доступно подписчикам уровня
«На кофе»
Подписаться за 500₽ в месяц

Александр Македонский прошел необозримую Персидскую империю из конца в конец – иногда кажется, что у него вообще не было серьезных преград. В действительности, великому завоевателю случалось спотыкаться.

Читать: 14+ мин
logo Норин

Купи слона! Как древнегреческие египтяне добрались до Эфиопии

Доступно подписчикам уровня
«На кофе»
Подписаться за 500₽ в месяц

Купи слона! Как древнегреческие египтяне добрались до Эфиопии

Читать: 1+ мин
logo Норин

Как важно читать до конца

«…Заговор ‎включал‏ ‎в ‎себя ‎гадания, ‎во ‎время‏ ‎которых ‎Феодор‏ ‎и‏ ‎его ‎друзья ‎хотели‏ ‎узнать ‎имя‏ ‎следующего ‎императора. ‎В ‎результате‏ ‎появились‏ ‎буквы ‎Ф-Е-О-Д,‏ ‎но ‎здесь‏ ‎заговоршики ‎прекратили ‎вопрошание ‎и ‎открыли‏ ‎бутылку‏ ‎фалернского. ‎Если‏ ‎бы ‎они‏ ‎продолжили, ‎то ‎избавились ‎бы ‎от‏ ‎ложных‏ ‎надежд‏ ‎и ‎мучительной‏ ‎смерти, ‎поскольку‏ ‎преемником ‎Валента‏ ‎стал‏ ‎Феодосий» — Питер ‎Хизер,‏ ‎«Падение ‎Римской ‎империи»


Читать: 36+ мин
logo Норин

Беспечный воин. Пирр Эпирский и его победы

Доступно подписчикам уровня
«На кофе»
Подписаться за 500₽ в месяц

Беспечный воин. Пирр Эпирский и его победы

Читать: 48+ мин
logo Норин

Анабасис. Десять тысяч греков против Персидской империи

Доступно подписчикам уровня
«На кофе»
Подписаться за 500₽ в месяц

Анабасис. Десять тысяч греков против Персидской империи

Читать: 4+ мин
logo Норин

Человек-лев. Самая древняя в мире скульптура

В ‎1939‏ ‎году ‎немецкие ‎археологи ‎вели ‎раскопки‏ ‎пещеры ‎Холенштайн-Штадель‏ ‎в‏ ‎горном ‎массиве ‎Швабский‏ ‎Альб. ‎Это‏ ‎небольшой ‎хребет ‎к ‎юго-западу‏ ‎от‏ ‎Штутгарта ‎и‏ ‎северо-западу ‎от‏ ‎Ульма. ‎Короче, ‎юго-запад ‎Германии. ‎Курировал‏ ‎раскопки‏ ‎Роберт ‎Ветцель,‏ ‎который ‎с‏ ‎1936 ‎года ‎занимался ‎палеонтологией ‎в‏ ‎Тюбингене.‏ ‎Непосредственно‏ ‎работами ‎на‏ ‎месте ‎занимался‏ ‎Отто ‎Фельцинг.‏ ‎Фельцинг‏ ‎с ‎20-х‏ ‎годов ‎копал ‎каменный ‎век ‎вместе‏ ‎со ‎своим‏ ‎отцом,‏ ‎а ‎потом ‎и‏ ‎самостоятельно.

Пещера ‎была‏ ‎вполне ‎себе ‎перспективной: ‎нашли‏ ‎кости‏ ‎первобытных ‎людей‏ ‎и ‎животных,‏ ‎откопали ‎захороненные ‎отдельно ‎головы ‎[такой‏ ‎обряд‏ ‎был, ‎головы‏ ‎отдельно ‎хоронили]‏ ‎возрастом ‎в ‎8 ‎тысяч ‎лет.‏ ‎Короче‏ ‎говоря,‏ ‎все ‎шло‏ ‎превосходно, ‎когда‏ ‎Фельцингу ‎пришла‏ ‎повестка.‏ ‎Буквально ‎под‏ ‎занавес ‎он ‎задокументировал ‎около ‎200‏ ‎фрагментов ‎мамонтовой‏ ‎кости,‏ ‎которые ‎нашли ‎на‏ ‎раскопе.

Обломки ‎мамонтового‏ ‎бивня ‎были ‎найдены ‎в‏ ‎глубине‏ ‎пещеры, ‎в‏ ‎темной ‎части,‏ ‎тщательно ‎спрятанными. ‎Рядом ‎имелись ‎тайник‏ ‎с‏ ‎оленьими ‎рогами‏ ‎и ‎перфорированные‏ ‎зубы ‎песца.

На ‎дворе ‎стояло ‎25‏ ‎августа‏ ‎1939‏ ‎года. ‎Фельцинг‏ ‎тщательно ‎задокументировал‏ ‎находки, ‎упаковал‏ ‎костяные‏ ‎фрагменты ‎отдельно‏ ‎от ‎прочих ‎находок ‎и ‎уехал‏ ‎навстречу ‎Польше‏ ‎и‏ ‎иным ‎приключениям.

По ‎итогам‏ ‎Второй ‎мировой‏ ‎обоим ‎ученым ‎стало ‎немного‏ ‎не‏ ‎до ‎пещеры.‏ ‎Ветцель ‎всю‏ ‎войну ‎и ‎несколько ‎лет ‎до‏ ‎яростно‏ ‎зиговал, ‎и,‏ ‎как ‎штурмбаннфюрера‏ ‎СС, ‎главу ‎местной ‎Асссоциации ‎нацистских‏ ‎преподавателей‏ ‎и‏ ‎партайгеноссе ‎НСДАП‏ ‎с ‎1933‏ ‎года, ‎его‏ ‎отстранили‏ ‎от ‎преподавания‏ ‎и ‎прочая, ‎и ‎прочая. ‎До‏ ‎1953 ‎года‏ ‎его‏ ‎обратно ‎в ‎науку‏ ‎не ‎брали,‏ ‎а ‎сам ‎он ‎писал‏ ‎письма‏ ‎о ‎том,‏ ‎каким ‎он‏ ‎был ‎тайным ‎оппозиционером.

Фельцинг ‎так ‎усердно‏ ‎зигу‏ ‎не ‎метал,‏ ‎но ‎во‏ ‎время ‎войны ‎он ‎попал ‎в‏ ‎плен‏ ‎и‏ ‎по ‎возвращении‏ ‎работал ‎шахтером,‏ ‎школьным ‎учителем,‏ ‎в‏ ‎общем, ‎тоже‏ ‎пролетал ‎мимо ‎пещеры. ‎Снова ‎покопать‏ ‎этим ‎двоим‏ ‎удалось‏ ‎только ‎в ‎1960‏ ‎году. ‎Ветцель‏ ‎в ‎1962 ‎умер.

А ‎в‏ ‎1969‏ ‎году ‎специалист‏ ‎по ‎палеолиту‏ ‎Иоахим ‎Хан ‎во ‎время ‎инвентаризации‏ ‎обнаружил‏ ‎эти ‎бивни‏ ‎мамонта ‎и‏ ‎постарался ‎реконструировать ‎то, ‎деталями ‎чего‏ ‎они‏ ‎были.‏ ‎В ‎его‏ ‎руках ‎имелось‏ ‎260 ‎фрагментов,‏ ‎и‏ ‎примерно ‎200‏ ‎он ‎смог ‎собрать ‎почти ‎полную‏ ‎скульптуру ‎—‏ ‎гибрид‏ ‎человека ‎и ‎пещерного‏ ‎льва.

Дальше ‎находили‏ ‎небольшие ‎фрагменты ‎Человека-Льва, ‎потом‏ ‎под‏ ‎началом ‎профессора‏ ‎Элизабет ‎Шмид‏ ‎пересобирали ‎его ‎в ‎реставрационной ‎мастерской‏ ‎Вюртембергского‏ ‎музея, ‎а‏ ‎в ‎2010–2012‏ ‎годах ‎под ‎раскопом ‎1939 ‎года‏ ‎нашлись‏ ‎дополнительные‏ ‎детали ‎шеи‏ ‎и ‎спины‏ ‎статуэтки.

Что ‎получилось.‏ ‎Статуэтка‏ ‎Человека-Льва ‎возрастом‏ ‎41-35 ‎тысяч ‎лет, ‎примерно ‎31‏ ‎см ‎высотой.‏ ‎Самая‏ ‎древняя ‎скульптура ‎в‏ ‎мире. ‎Он‏ ‎улыбается.

Вырезан ‎наш ‎лева ‎из‏ ‎бивня‏ ‎мамонта ‎при‏ ‎помощи ‎кремневого‏ ‎ножа. ‎Реставрированная ‎фигурка ‎все ‎равно‏ ‎оказалась‏ ‎очень ‎хрупкой,‏ ‎так ‎что‏ ‎на ‎выставки ‎ездят ‎копии.

Полного ‎понимания,‏ ‎что‏ ‎это‏ ‎такое, ‎у‏ ‎нас ‎до‏ ‎сих ‎пор‏ ‎нет.‏ ‎Божество? ‎Изображение‏ ‎шамана ‎в ‎образе ‎льва? ‎Какую‏ ‎функцию ‎он‏ ‎играл,‏ ‎для ‎каких ‎ритуалов‏ ‎был ‎нужен‏ ‎и ‎нужен ‎ли ‎он‏ ‎был‏ ‎для ‎ритуалов?‏ ‎Лев ‎это‏ ‎вообще ‎или ‎львица?

В ‎общем, ‎загадок‏ ‎тут‏ ‎много, ‎по‏ ‎большей ‎части‏ ‎они, ‎видимо, ‎принципиально ‎неразрешимы. ‎Но‏ ‎кое-что‏ ‎мы‏ ‎можем ‎точно‏ ‎сказать. ‎40‏ ‎тысяч ‎лет‏ ‎назад‏ ‎люди ‎создали‏ ‎первую ‎известную ‎нам ‎скульптуру.

И ‎это‏ ‎был ‎котик.

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048