Этот вечный "Вечный зов". Как сбылись пророчества Лахновского?

Заявление в 44:24–28 о том, что Кир будет Божьим орудием избавления, дополнено и расширено в 45:1–7. Как Господь может использовать языческого царя для осуществления Своих планов? Остальные стихи главы дают ответ на этот вопрос. Пророк напоминает народу о высшей власти Бога над Израилем и другими народами. Как Творец мира и Создатель Израиля, Он может осуществить всё, что замыслил. Его слово имеет силу.
В предыдущей главе Господь объявил о разрушении Вавилона и грехах Израиля. В главе 44 Он заверяет своего раба Иакова, что изольёт на народ благословения, как когда-то в прошлом. Он напоминает им, что Он их единственный Царь и Искупитель. Затем следует Его едкая критика идолопоклонства и даётся обещание прощения и искупления покаявшимся. Завершается глава сообщением о том, что Кир избавит Божий народ.
Глава 42 содержит первую из четырёх так называемых «песен о рабе». Учёные досконально изучили эти стихи, чтобы определить, кто этот «раб». Мы увидим, что в разных песнях это не один раб, а разные, и Раб над всеми рабами — это Господь Иисус Христос.
Весть о болезни и исцелении царя Езекии дошла до Вавилона, и к нему прибыли посланники. На этот раз царь повёл себя неумно. Возгордившись, Езекия перестал здраво рассуждать и показал Вавилону всю силу Иудеи.
Даже в такой трудной ситуации, как эта, мы должны молиться с верой в Божью силу. Бог всемогущ и может справиться с любой трудностью, с какой бы мы ни столкнулись. Для Него нет ничего слишком сложного.
В главах 36 и 37 записана история верности царя Езекии и спасения Богом Иерусалима от рук Ассирии.
Эдом, или Идумея, непримиримый враг Иудеи, выделен в главе 34 как образ всех народов, которые были враждебны Богу и Его народу. Эдом вошёл в библейское повествование в лице Исава, брата Иакова. Как враждовали между собой эти сыновья Исаака, так враждовали между собой и их потомки. В результате Эдом вместе с другими врагами Иудеи должен будет принять осуждение.
Историческим фоном этой главы, по-видимому, было вторжение Сеннахирима в Иудею в 701 г. до н.э. Подробности вероломства царя Ассирии приведены в 4 Цар. 18; 19 и Ис. 36; 37. Несмотря на то, что дань была выплачена, Сеннахирим разрушил многие города Иудеи. У него было твёрдое намерение разрушить Иерусалим. Езекия уповал на Бога и молился о спасении, которое было даровано.
Здесь, как мы видели и в других местах, Исаия вслед за бедствиями, предречёнными в предыдущей главе, предсказывает славное будущее. Мессианский смысл гл. 32 очевиден.
Глава 31 в краткой форме повторяет структуру главы 30. Неверным возвещается горе, за чем следует призыв к упованию и покаянию.
Суд — непрерывная тема на протяжении данной части пророчества Исаии. В главе 30 противопоставляются неверие людей и верность Бога.
Историческим фоном этих стихов, похоже, является осада Иерусалима Сеннахиримом в 701 году до н.э. Более подробно об этом пишется в главах 37 и 38. Однако Исаия не называет Ассирию, а Сиону и Иерусалиму даёт символическое название «Ариил».
После падения северного царства, Израиля, в 722 г. до н.э. Иудея всё больше склонялась к союзу с Египтом. В главах 28—33 Исаия, как и веком позже Иеремия, показывает безрассудство заключённых без воли Бога союзов с Египтом. Ситуация оставалась той же: руководители не полагались на Бога. Большинство учёных сходятся во мнении, что дела, о которых здесь идёт речь, относятся к периоду царствования Езекии.
Глава 27 с её интригующей терминологией описывает наказание зла и восстановление истинного поклонения Богу Его народом. В противоположность более буквальным и конкретным судам в главах 13—23, пророк говорит об общем суде и духовном возрождении.
Как ранее в пророчестве Исаии за судом над мировой державой и установлением Божьего царства следовала хвалебная песня, так и глава 25 тоже представляет собой гимн. Она состоит из двух частей и восхваляет Господа за Его победу над силами, враждебными Его народу. Этот гимн является ответом на заявление о разрушении города в главе 24.
В этой части своего пророчества Исаия вначале говорит о Божьем суде над всей землёй. Божья праведность делала суд неизбежным.
Здесь это пророчество о Тире помещено, скорее всего, для того, чтобы «заключить в скобки» всю эту серию пророчеств. Как Вавилон на востоке, так Тир на западе представлял собой квинтэссенцию всего, что мир считал важным. Гордость обоих привела их к падению. Не только Исаия, но и другие пророки тоже предрекали падение Тира.
Глава 22 содержит три пророчества — или, возможно, три части одного пророчества. Первое из них — самое длинное. Оно касается Иерусалима. За ним следует осуждение Севны за равнодушие к кризису в городе. И последнее говорит о передаче власти Елиакиму.
В этих пророчествах мы видим вековечную истину, что Бог обнаружит и накажет грех. Бог не наказывает ни один народ без причины.