Дух Божий

В Быт. 1:2 говорится, что при Сотворении Руах Элохим, “Дух Божий”, летал над водой. Давайте изучим значение слов Руах Элохим как ипостась Божества.
В Быт. 1:2 говорится, что при Сотворении Руах Элохим, “Дух Божий”, летал над водой. Давайте изучим значение слов Руах Элохим как ипостась Божества.
Размышляя над той истиной, что Бог является их Спасителем и Искупителем, люди, наверное, спрашивали: «Тогда почему мы должны идти в плен?» Отчуждение от Бога наступит из-за прегрешений Иудеи, но это не будет для неё окончательным приговором. Бог уже наделил Раба Господня силой для уверенного осуществления Своей миссии.
Вавилонских богов Вила и Нево нужно было носить, как нош, а Бог Сам носил остаток дома Израилева. Бог задаёт вопрос, подчёркивая Свою уникальность по сравнению с языческими истуканами. Бог действует на благо Своему народу, давая им спасение.
«Жизнь стоит того, чтобы жить, люди стоят того, чтобы их любить, а Бог стоит того, чтобы Ему доверять» (Д-р Клэренс Форсберг).
Заявление в 44:24–28 о том, что Кир будет Божьим орудием избавления, дополнено и расширено в 45:1–7. Как Господь может использовать языческого царя для осуществления Своих планов? Остальные стихи главы дают ответ на этот вопрос. Пророк напоминает народу о высшей власти Бога над Израилем и другими народами. Как Творец мира и Создатель Израиля, Он может осуществить всё, что замыслил. Его слово имеет силу.
Все истины в Чис. 31 можно связать с одной самой важной темой в Библии: с личностью Бога! Какой Он, Бог?
• Он отождествляет Себя со Своим народом.
• Он наказывает грех. Никто не может безнаказанно враждовать с Богом и Его народом.
• Он всевластен, и иногда мы не понимаем Его путей; но даже тогда мы должны верить в Него и повиноваться Ему.
• Он свят; никто нечистый не может приступать к Нему. Стремясь к очищению, мы должны делать это так, как Он установил Своим законом.
• Он милостив и благ, достоин всего, что мы можем сделать для Него или дать Ему.
А как вы представляете себе Бога? Он соответствует или противоречит изложенному выше взгляду? Это важный вопрос, потому что как мы представляем себе Бога, так мы и ведем себя пред Ним. А наше поведение, в свою очередь, определит нашу судьбу в вечности.
Тема главы 40 — всевластие Бога. Его несравненное слово вечно. Ряд вопросов о Божьих созидательных деяниях демонстрирует Его уникальность. Исаия указывает на глупость тех, кто делает идола, а потом поклоняется своему произведению. Затем он опять подчёркивает, что Бог — Господь всего творения и Его мир подвластен Ему.
Хотя никто из людей никогда не видел Бога, мы знаем, какой Он. Его свойства проявляются в том, как Он работает со Своим народом. Сталкиваясь с Его безграничной мощью и силой, избранные Божии иногда называли Его именами, отражающими Его великие свойства.
«Дети! Вы от Бога и победили их, ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1 Ин. 4:4).
Иоанн заверяет своих читателей: «Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире». Библия последовательно учит тому, что Бог одновременно и всеблагой, и всесильный. Поскольку христианин понимает, какой есть Бог, он верит в конечную победу добра над злом. Всесильный Бог просто не может допустить, чтобы было иначе. На этих двух положениях о том, что Бог является всеблагим и всесильным, основывается мировоззрение христианина.
Скептики и неверующие утверждают, что прагматическое исследование положения дел означает, что Бог не может быть одновременно всесильным и всеблагим. Существующее в мире зло, страдания невинных, несправедливость по отношению к беззащитным, означает, что либо Бог не всесильный, либо Он не всеблагой. Если бы Он был и первым, и вторым, говорят сомневающиеся, этот мир был бы лучше. Возможно, Бог сделал со вселенной все, что мог, или, возможно, Он установил моральный порядок мира в его нынешнем состоянии, потому что хотел поэкспериментировать или развлечься. В любом случае, как заявляют скептики, если этот мир является результатом Божьего акта творения, Он не может быть и всеблагим, и всесильным. Иногда сомневающиеся задают непростые вопросы. Христиане не могут их просто игнорировать, без опасности для себя.
Под давлением этих вопросов некоторые верующие прибегают к испытанному аргументу о неограниченной власти Бога, к которой Его доброта и справедливость имеют смутное отношение. Теология Реформации, которую обычно называют кальвинизмом, твердо держится положения о всемогуществе Бога. Представляющие ее богословы утверждают, что Бог еще перед началом творения предопределил, кто спасется, а кто погибнет. По Своей неограниченной благодати Он призывает к Себе спасенных и чудесным образом дает им веру. Он спасает и осуждает согласно Своей всемогущей и неоспоримой воле. Добродетель или зло тех, кого Он избрал, не имеют никакого отношения к их мыслям или делам. Все согрешили. Всякий грех заслуживает осуждения. Никакие человеческие заслуги не определяют Его выбор. По их мнению, 1 Ин. 4:4 подчеркивает безграничное господство Бога.
Те, кто отрицают взгляды кальвинистов, также утверждают, что Бог всесилен. Однако они настаивают, что могущество Бога не является единственной причиной установленного Им морального порядка. Творец дал людям свободу самим выбирать между добром и злом. Если всемогущий Бог хотел создать существ, которым предоставлена свобода выбора между добром и злом, тогда Его всемогущество логически подразумевает, что Он это сделал. Кальвинисты утверждают, что неограниченная власть Бога и свобода выбора человека не противоречат друг другу. Их оппоненты отмечают, что вера в то, что Бог предопределил тех, кто спасется еще до их рождения, нивелирует саму возможность какой-либо свободы выбора. Утверждения о свободной воле человека и божественном предопределении логически несовместимы между собой, поскольку одно исключает другое. Это все равно что говорить о квадратуре круга.
Когда Иоанн написал: «Тот, кто в вас, сильнее того, кто в мире», он говорил о том, что добро сильнее зла. Верующему не нужно бояться, что, однажды поддавшись нечестивому желанию, он навсегда отдалится от Бога. Божья благодать прощения во Христе означает, что возможность прощения существует всегда. Подобно тому, как человек выбирает зло, он может сделать другой выбор и покаяться. Те, кто отказываются каяться, кто упорствуют в грехе и делают его своим образом жизни, сами способствуют своему осуждению. Пока христианин осознанно делает свой выбор в пользу Того, кто живет в нем, ему не нужно бояться, что грех одолеет его. «Если ходим во свете», говорит Иоанн, «кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1 Ин. 1:7).
«Если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может» (2 Тим. 2:13).
Слова о том, что Бог «пребывает верен» обычно толкуются как слова ободрения. В меняющемся, непостоянном мире, Бог остается непоколебимым как скала. Даже тогда, когда мы не держим свое слово, Он верен Своему. Хотя мы можем отдалиться от Него, Он не отдаляется от нас. Мы всегда можем вернуться к Нему в покаянии и с молитвой (см Лк. 15: 18). Он надежный; Он заслуживает доверия; Он неизменный и непоколебимый; Он верный. «Истина Его из рода в род» (Пс. 99:5). К сожалению, некоторые люди доходят до крайностей в своих рассуждениях: «Даже, если мы неверны, это не имеет значения; Бог спасет нас в любом случае». Они убеждают: «Наши действия не имеют далеко идущих последствий. Бог всегда приведет в порядок наши дела». Библия ясно дает понять, что это не так.
Познание Бога будет вечно занимать наши умы. Конечно, мы не можем надеяться на исчерпывающее изучение предмета. Бог непостижим для смертного человека. Нет, Он не утаивает Себя от человека. Он жаждет, чтобы человек познал Его, и открывает Себя ему. Мы не способны постичь Бога не потому, что Он не хочет открывать Себя, а потому, что наши возможности ограничены.
«Под конец же царствования их, когда отступники исполнят меру беззаконий своих, восстанет царь — наглый и искусный в коварстве; и укрепится сила его, хотя и не его силой, и он будет производить удивительные опустошения, и преуспевать и действовать, и губить сильных и народ святых; и при уме его и коварство будет иметь успех в руке его, и сердцем своим он превознесется, и среди мира погубит многих, и против Владыки владык восстанет, но будет сокрушен — не рукою» (Дан. 8:23-25).
Бог способен достигнуть Своей цели, используя для этого как самых разных, так и всех людей.
Он может достигнуть Своей цели, используя тех, кто восстает против Него. Именно это Он сделал с фараоном, который хвастливо произнес: «Кто такой Господь, чтобы я послушался голоса Его…?» (Исх. 5:2). В Новом Завете Бог использовал Понтия Пилата, который велел распять Иисуса.
Бог может использовать даже тех, кто колеблется. Некоторых людей можно назвать почти неверующими в том смысле, что они не верят, что Бог исполнит то, что сказал. Моисей не хотел выводить свой народ из Египта; Иеремия не хотел быть пророком. Теперь мы называем этих людей героями веры, но, когда Бог призвал их, их вера не была ни великой, ни заслуживающей внимания.
Бог может использовать тех, кто имеет слабости и грехи; иными словами, обычных людей. Библейские герои были не более, чем люди. На самом деле они были самыми обычными людьми, но Бог дал им силу сделать то, что нужно Ему. Иаков отмечал, что Илия «был человеком, подобным нам» (Иак. 5:17). Авраам, Исаак, Иаков и Иосиф все были виновны в том, что обманывали; Давид был воином; Петр был несдержанным и вспыльчивым. Тем не менее Бог всем им дал силу исполнить Его волю.
Бог может использовать тех, кого мы меньше всего ожидаем увидеть в этой роли. Самуил не ожидал, что из всех сыновей Иессея Бог изберет Давида. Казалось, что апостолы ничем не выделялись из остальных людей. Даже Иисус не обладал какой-то выдающейся внешностью, чтобы привлекать к Себе людей (Ис. 53:2).
Вероятно, Даниила сильно изумил тот факт, что Бог позволит такому человеку как Антиох Епифан (царь, о котором говорится в Дан. 8:23-25) получить власть над Божьим народом. Однако Бог сделал это, чтобы исполнить Свой замысел.
“Как Бог допускает, чтобы страдали невинные?” — законный вопрос, но ответить на него нелегко. Обычно он возникает, когда человек читает такой отрывок, как Втор. 20:16, 17, где Бог повелевает Своему народу: “...не оставляй в живых ни одной души, но предай их заклятию...” Этот вопрос можно задать и в связи с Втор. 7:1-3 или Иис. Н. 6:21. Когда человек видит такие повеления и их исполнение, он начинает недоумевать. Зная, что Бог благ и все, что Он делает, правильно (см. Пс. 99:5; 118:68; Ис. 6:3), верующий в Библию может искренне спросить: “Как любящий Бог может повелеть такое побоище?” Вот несколько истин, которые следует принять во внимание при изучении этой темы.
(1) Бог есть Бог и потому имеет право поступать с людьми так, как диктует Его безграничная мудрость. Божьи пути и мысли превосходнее наших. Он смотрит на ситуации не так, как человек.
(2) Бог давал этим людям сотни лет для покаяния, но они не воспользовались своими возможностями. Бог сказал Аврааму, что он не сможет иметь землю ханаанскую, “ибо мера беззаконий аммореев доселе еще не наполнилась” (Быт. 15:16). Их греховность еще не достигла такой степени, чтобы были основания для их гибели.
(3) Божья правота и правосудие ничего не значат, если беззаконие не наказывается. Эти Божьи свойства являются основанием Его престола (Пс. 88:15; 96:2). Израильтяне всегда были упрямым народом (см. Втор. 9:4-6). Божья благость видна в тех сотнях лет, которые Он дал им для покаяния, а правосудие проявляется в том, что постоянное отвержение ими Его благодати в конце концов привело к наказанию. Как Бог может требовать праведности, если неправедность не влечет за собой никаких последствий? (см. Исх. 34:6, 7).
(4) Гибель неправедных помогает сохранить нравственность большинства. Наказание нечестивых народов было важным уроком для израильтян (Втор. 8:20; 20:17, 18) и является примером для нас (1 Кор. 10:5, 6, 11, 12). Бог не терпит греха. Он расквитается за то, что “заслужил” грешник (Рим. 6:23).
(5) Смерть детей — одно из следствий свободного нравственного выбора человека. Когда один грешит, это часто пагубно сказывается на других. Многие умерли из-за греха Ахана (Иис. Н. 7:5, 20, 24, 25). Целое поколение сорок лет провело в пустыне по вине грехов их отцов (Чис. 14:33; см. Исх. 34:7; Чис. 14:18). Последствия, которые они испытали, не имели ничего общего с их собственным спасением в вечности. Суд над ними должен был проходить на основании собственной жизни каждого из них (см. 2 Кор. 5:10; Отк. 20:12, 13).
(6) Гибель детей была благословением, а не проклятьем. Когда мы смотрим на гибель невинных с точки зрения временного, физического бытия, она кажется трагичной. Но если на это посмотреть с точки зрения вечности, то детям лучше было умереть. Не имея греха и ни в чем не повинные, они проведут вечность с Богом (Мф. 18:1-4; Иез. 18:20). Если бы они выросли, то, скорее всего, стали бы нечестивыми, как и их родители (вспомните сына Иеровоама; 3 Цар. 14:12, 13).
Даже принимая во внимание вышесказанное, мы все равно можем не знать всех причин тех или иных действий Бога. Мы должны научиться доверять словам Иисуса: наш Отец Небесный совершен (Мф. 5:48). Мы должны также выучить библейские истины, изложенные в Рим. 12:19; Евр. 10:30, 31 (см. Втор. 32:35; Рим. 11:22; 2 Пет. 3:9, 15).
То, как человек понимает Бога, определяет его взгляды на мир и его действия по отношению к другим людям. Те, кто не верит в Бога, мало будут ценить человеческую жизнь или такие понятия, как человеколюбие, милосердие и доброта. Но даже верующие могут не знать, кто такой Бог и каков Он. Это было проверено историей. Очень важно, чтобы мы познали природу Бога такой, какой она описана в богодухновенной Библии.
Располагаясь среди псалмов, восхваляющих Яхве как Властелина, эта прекрасная песня предлагает новый взгляд на святость Бога.
Чтобы Бог мог сделаться центром нашего поклонения, мы должны понимать Бога. Как можно поклоняться кому-то, когда не знаешь, кто Он и что делает? Павел сказал афинянам, что они поклоняются идолу неведомого бога. Они поклонялись слепо, потому что не знали истинного Бога. Чтобы поклоняться, надо Его знать.
После того как Иов претерпел боль, насмешки и критику, его мольба о встрече с Богом, наконец, была услышана. Прервав Свое молчание, Господь ответил Своему рабу из неистовой бури (Иов. 38:1-3).
Вместо того, чтобы объяснить Иову причины его страданий, Бог обрушил на него вопрос за вопросом. Он сделал это для того, чтобы научить Иова доверять Ему. И сегодня Божий народ нуждается в напоминании, что Бог возвышается над Своим творением. Обстоятельства нашей жизни часто напоминают паззл. А поскольку перед нами нет целой картины в качестве руководства, мы не можем сложить вместе все детали этого паззла. Когда спустя время мы оглядываемся назад, мы иногда видим в этих обстоятельствах действие Божьего провидения. Однако многие ситуации и события нашей жизни остаются для нас непонятными или даже бессмысленными. И нам остается только уповать на Бога, который все может обратить нам на благо (Рим. 8:28).
Ироничные вопросы Бога в Иов. 38:4-38 вращаются вокруг сотворения земли и устройства природы. Эти стихи, в которых рассказывается о могуществе и власти Бога, можно условно разделить на девять категорий. Каждая содержит богатые метафоры, описывающие удивительные дела Бога. Он — Создатель, Защитник и Правитель мира.
Сотворение земли Богом описывается, как создание архитектурного шедевра. Он заложил фундамент и провел все необходимые замеры. Он положил краеугольный камень и основания стен.
Создание морей изображается, как рождение ребенка из чрева матери. Море окутано темными облаками, как младенец повивальными пеленами. Власть Бога над морями проявляется в том, что Он установил для них пределы, за которые они не могут выйти. Это, как если бы Он повесил дверь на крепких навесах и запер их на замок.
В лучах восходящего солнца земля и все на ней постепенно обретает контур и цвет, становясь различимой для глаз, как узоры на глине после оттиска печатью. В ярком свете становятся явными злодеяния беззаконных, которым Бог выносит обвинительный приговор.
Как морские глубины, так и бездны земли повинуются власти Бога. Царство мертвых сравнивается в этих стихах с городом, войти в который можно через ворота. Хотя раньше Иов много говорил о преисподней, он никогда не бывал в ней и его знания были абстрактными.
Созданные Богом свет и тьма в этом отрывке сравниваются с людьми, живущими в своих домах. Каждое утро свет выходит из своего жилища, чтобы освещать землю, а вечером возвращается домой. Затем наступает очередь тьмы, которая господствует до утра. И свет, и тьма повинуются Богу.
Снег и град рассматриваются в этих стихах как оружие из Божьего арсенала, приберегаемое на время войны. Во времена Ветхого завет Бога использовал погоду, чтобы помочь Своему народу во время сражений. Он посылал снег и град, а однажды велел солнцу остановиться, чтобы спасти Израиль.
Дождь изображается как поток воды, движущийся по установленным протокам с небес, чтобы напитать живительной влагой пересохшую и страдающую от жажды землю. Бог насыщает такие места водой, тем самым проявляя Свою любовь и заботу ко всем живым существам, которые там обитают. Бог посылает на землю воду и в других ее состояниях: в виде росы, инея и льда.
Звезды и созвездия (Плеяды, Орион, Большая и Малая Медведицы) повинуются Богу, подчиняясь законам, какие Он для них установил. Только Он один имеет власть связывать, развязывать, вводить и выводить их. Эти созвездия подобны домашнему питомцу на поводке, который во всем слушает своего хозяина.
Бог управляет облаками, повелевая им проливаться дождем. Когда такое происходит, создается впечатление, словно небесные сосуды проливают свою влагу над землей.
Вопросы Бога привели Иова в смятение и смиренное молчание; он осознал свою ограниченную природу смертного человека (Иов. 38:21). Ранее Иов говорил о том, чего не мог понять (Иов. 38:2). Вопросы, которые задавал Иову Бог, показали ему и всем нам, как велик и могуществен Господь и как слабы мы. Поэтому нам остается лишь довериться нашему любящему и верному Творцу, чтобы исполнить Его волю и прославить Его в наших жизнях.
Апостол Иоанн говорит, что “Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы”. Вдохновенный автор утверждает, что Бог - разумное Существо. Он - не какой-нибудь огонек, Он - Свет. Вся природа Его - Свет. Это божественная сущность со стороны разума. Свет - не просто Божий атрибут, Его свойство; это Сам Бог. Иаков говорит, что Бог есть “Отец светов”, а Павел заявляет, что Бог обитает в свете.
Меня поражает, как могут либеральные теологи, читая евангельские повествования о жизни Христа, утверждать, что Иисус никогда не говорил о Себе как о Сыне Божьем, никогда не заявлял о Своей божественной природе. Религиозные вожди в дни Иисуса без труда поняли смысл Его слов.
Несовершенство человечества было описано таким образом: “Мы вроде крошечных младенцев, которые учатся ходить и могут стоять, только держась за руку, или вроде тех, кто учится плавать и тонет, как только остается один. Так и мы, если Бог не поддерживает нас, теряемся, и, в конце концов, погибаем”. Мы должны понимать, как это понимал Павел, что перед лицом нашей крайней слабости Божьи возможности безграничны.