2K20: подводим итоги. Часть первая

Думается, в последние недели уходящего года будет разумно подвести хотя бы предварительные итоги его последнего месяца.
Думается, в последние недели уходящего года будет разумно подвести хотя бы предварительные итоги его последнего месяца.
Великие державы, стратегическая автономия, глобальное управление
Проект-2025 для Европы, ущербность ЕС, сценарии радикального переустройства
В марте официальные лица Европейского союза, Франции, Соединенного королевства и других стран Европы в своих заявлениях очень часто говорили о «грядущей войне с Россией». Этот нарратив позволил им отыграть несколько очков во внутриполитическом спектакле, в то время как попытки Брюсселя консолидировать вокруг подготовки к войне все страны-члены ЕС не увенчались особым успехом, если не считать позиции Польши или бывших советских республик Прибалтики.
Но воинственная риторика и запугивание «российской угрозой» в первую очередь играют на руку военной промышленности Евросоюза, прежде всего французской. Она преобразует «угрозы» в обоснование программ закупок вооружения.
В 2024 финансовые показатели ключевых игроков европейской военной промышленности показали рост прибыли. Так, французская самолетостроительная компания Dassault Aviation увеличила свою чистую прибыль на 19,2% (€1,1 млрд), а маржа составила 17%. Оборот французского производителя военной электроники Thales увеличился на 8,3% (€20,6 млрд) при чистой прибыли €507 млн.
В настоящее время Dassault выпускает три истребителя Rafale в месяц. Фирма планирует увеличить этот показатель до четырех-пяти единиц в месяц к 2030.
Что характерно, ключевые контракты в очереди заказов французской компании – от азиатских стран. Это 26 Rafale для ВМС Индии и 80 этих истребителей в версии F4 (возможен переход на F5) в интересах ОАЭ. Dassault также ведет переговоры с Саудовской Аравией.
Вместе с тем фирма испытывает проблемы с долгим циклом подготовки кадров и расширения цепочки поставок. В лучшем случае их устранение может занять два-три года.
Thales же имеет рекордный портфель заказов на сумму €39 млрд. В 2025 в приоритетах корпорации увеличение в три раза производства радиолокационных станций с активной фазированной антенной решеткой RBE2 Mk 4.1 для оснащения Rafale, а также увеличение в четыре раза выпуска ракетного оружия.
Что касается рыночной динамики, то на фоне планов ЕС увеличить военные расходы до €800 млрд наблюдается рост акций европейских военно-промышленных корпораций: британской BAE Systems, итальянской Leonardo и немецкой Rheinmetall.
Также, приостановка американской военной помощи Украине усилила спрос на европейское вооружение.
Как уже упоминалось, Европейская комиссия планирует увеличить военные затраты до €800 млрд. Из них €150 млрд пойдут на кредитование перевооружения. При этом в своей риторике Брюссель фактически поддерживает идеи президента Франции Эмманюэля Макрона о «независимости от США», включая разговоры о ядерном арсенале ЕС. Эти две очень неустойчивые тенденции лежат в основе так называемой «европейской стратегической автономии».
В ФРГ председатель проатлантистской партии Христианско-демократический союз (ХДС) и, вероятно, будущий канцлер страны Фридрих Мерц предлагает создать «европейский ядерный зонтик» и отменить «долговой тормоз» для финансирования военных расходов. Еще более радикально атлантистская леволиберальная партия Союз 90/Зеленые поддерживает увеличение военных затрат. Таким образом, Мерц, ХДС и немецкие «зеленые» вторят позициям Брюсселя.
В этот якобы «оборонительный» контекст вписывается инициатива, которая выходит за рамки Евросоюза и имеет очевидный наступательный характер – формирование «коалиции желающих» для отправки войск на Украину под видом «миротворческого контингента». Эта идея принадлежит Франции и Соединенному королевству, которое уже не входит в ЕС.
Если «ядерный зонтик» США в настоящее время фактически не имеет альтернатив для Европы, а угроза официального англо-французского военного вмешательства в специальную военную операцию больше похожа на попытку попасть за стол переговоров между РФ и США, то увеличение военных расходов – вполне реальная стратегическая инициатива, основанная на коммерческом интересе европейской военной промышленности.
Если взять в расчет ключевые рынки Thales с ее рекордным портфелем заказов, то рост продаж корпорации наблюдается только во Франции (что неизбежно) и Соединенном королевстве. Основной же рост заказов фирмы – на 9,6% - наблюдается на азиатском рынке. Это такие покупатели, как Индия, Индонезия, Саудовская Аравия и ОАЭ.
Такие тенденции будут и у других крупных европейских производителей продукции военного назначения (ПВН). Их зоны роста – Индо-Тихоокеанский регион и Ближний Восток.
Усиление спроса на европейское вооружение на фоне сокращения американской военной помощи Украине также имеет свои пределы. В 2024 у той же Thales на украинский рынок приходилось менее 1% от всех заказов.
Однако в III.2025 Thales Air Defence – североирландское подразделение французской корпорации – получило контракт на поставку Киеву 5 тыс. многоцелевых ракет Martlet. Сделка стоимостью £1,6 млрд стала коммерческим успехом ольстерского филиала Thales.
У производителей боевых машин и боеприпасов показатель поставок ПВН на Украине может быть на порядок выше, но не является ключевым в портфеле заказов.
Хотя выход США из НАТО представляется маловероятным, в ЕС прорабатывают военно-технические угрозы, связанные с возможной сменой военно-политических ориентиров Вашингтона. Так, применение американских истребителей F-35 может стать для европейских стран очень рискованным.
В этом контексте одним из ключевых вопросов является альтернатива авиационному носителю ядерного оружия (ЯО), тем более, если в гипотетическом сценарии Евросоюз станет обладателем такого вооружения. Здесь выбор падает на французские истребители Rafale в модификации носителя ЯО.
В III.2025 Франция запустила третий и последний военно-разведывательный спутник серии CSO (Composante Spatiale Optique). Эти космические аппараты входят в европейскую программу спутниковой разведки MUSIS (MUltinational Space-based Imaging System for Surveillance, Reconnaissance and Observation) под эгидой военного агентства ЕС EDA (European Defence Agency).
Эта программа, как ожидается, обеспечит частичную независимость европейских стран от США в области видовой разведки из космоса. MUSIS – переходная программа на пути к более широкому проекту. Его реализация - в коммерческих интересах французских корпораций Thales и Airbus.
Кроме того, Thales инвестирует в разработку и производство систем киберзащиты для Rafale и наземных радиолокационных станций истребителя. Фирма стремится позиционировать самолет как авиационный комплекс, обладающий «кибериммунитетом».
Видео: запуск ракеты-носителя со спутником CSO-3
Военные расходы ЕС растут и будут расти, но основная часть ПВН европейских производителей экспортируется в Азию. К тому же, военная промышленность стран Европы подвержена серьезным рискам -задержкам в производстве из-за нехватки кадров и мощностей, а также возможным последствиям «торговой войны» с США.
Ранними признаками реальной подготовки Евросоюза к «стратегической автономии» и полномасштабной войне с Россией станут: скоординированность инвестиций стран-участниц в военные разработки и производство, ускорение темпов модернизации производственных процессов военно-промышленных предприятий и заявленная на доктринальном уровне политическая воля к «стратегической автономии».
Это объявление может прозвучать на саммите НАТО в Гааге в VI.2025. В такой автономии Франция и ее авиационно-космические военные разработки будут играть определяющую роль.
За основу китайских реформ была взята Новая экономическая политика (НЭП), существовавшая недолгое время в СССР, и которую начали реализовывать при Ленине. Но смерть Ленина, и отсутствие политэкономической грамотности у Сталинского окружения, а также неумение и нежелание в угоду идеологическим штампам управлять новым разношерстным российским обществом, привело только к плановому вектору развития Советской России. У которого масса плюсов, но есть и минусы, если идеология правящей партии, порождает только бюрократов, думающих, что владеют законами экономики.
Карл Маркс «разжевал» для всего мира как устроен мир капитала и создается прибавочная стоимость. Русская революция 1917 года попыталась отделить капитал, а прежде всего капиталистов, от российского народа, пока Владимир Ленин не понял, что не отделять надо, а совмещать. То есть встраивать политэкономику частной собственности в плановое государственное регулирование, в результате чего появился НЭП, а спустя десятки лет и «китайское экономическое чудо». Обидно за Россию, это даже не то слово, которое хочется произнести!
Китайские пятилетние планы (Пятилетки) являются основным инструментом социально-экономического планирования в Китае. Они охватывают ключевые аспекты развития страны, включая экономический рост, промышленность, сельское хозяйство, науку и технологии, экологию, социальное обеспечение и другие сферы. Каждый план устанавливает целевые показатели, которые затем отслеживаются и анализируются по итогам выполнения. Что также важно, в рамках общего мировоззрения Китая.
Ниже приведена обобщенная информация о ключевых показателях пятилетних планов Китая — информативно, начиная с 5 — го после смерти Мао Цзэдуна, и подробно с процентом выполняемости, начиная с 11-го пятилетнего плана (2006–2010) и до 14-го пятилетнего плана (2021–2025). Процент выполнения плановых показателей может варьироваться в зависимости от конкретного индикатора и внешних факторов (например, экономических кризисов, пандемий и т. д.).
Под руководством председателя Коммунистической партии Мао Цзэдуна Китайская Народная Республика была создана в 1949 году после затяжной гражданской войны с националистическим китайским правительством Чан Кайши. При Мао экономика Китая была централизованно спланирована и направлялась государством, которое устанавливало производственные цели, определяло цены и контролировало ресурсы. После смерти Мао Цзэдуна Китай провел масштабные реформы.
Китай, самая густонаселенная страна в мире, выгодно отличался дешевой рабочей силой в почти миллиард человек, которая способствовала привлечению международных инвестиций и стимулировала значительный экономический рост страны на протяжении десятилетий. Тысячи американских и других иностранных компаний — AT & T, Adidas, Coca-Cola Foods, Caterpillar, Ford Motors, магазины Family Dollar, FedEx, Kraft Foods, Mattel, Nikon, Trader Joe’s, Victoria’s Secret, Xerox и многие, многие другие — владеют собственностью или заводами в Китае, извлекая выгоду из более низкой стоимости производства продуктов.
Правда, это международное конкурентное преимущество со временем изменилось. Экономический рост привел к росту заработной платы в Китае. А в связи с быстро стареющим населением и долгосрочными последствиями его политики в отношении одного ребенка, осуществляемой на национальном уровне в 80-е и последующие годы, рост и экономическое преимущество знаменитой большой и доступной рабочей силы в Китае, продолжит уменьшаться.
Китайская диаспора или помощь из-за рубежа
Из-за огромного населения Китая, численность китайцев, живущих за границей, также удивительно большая. Только в Соединенных Штатах проживает около 4 миллионов китайских граждан.
Миллионы китайцев, проживающих за границей, многие из которых покинули Китай для реализации своих экономических возможностей, отправляли денежные переводы, оцениваемые в 64 миллиарда долларов, к примеру в 2017 году. Китайская экономика помимо финансовой помощи от своих граждан, получила еще большую выгоду, так как возвращаясь они привнесли свой опыт, накопленный в основном в западных странах.
5. Пятый пятилетний план (1976-1980)
После смерти Мао Цзэдуна в 1976 году в экономике Китая начались серьезные преобразования. При китайском лидере Дэн Сяопине страна децентрализовала свое управление в экономике и предоставила промышленности большую автономию в плане определения производственных целей. Фермерам также было разрешено повысить контроль над своими предприятиями. Реформы Дэна распространились и на политическую и социальную сферу Китая и включали в себя противоречивую политику Китая в отношении одного ребенка, направленную на контроль рождаемости в стране.
6. Шестой пятилетний план (1981–1985 годы)
Шестой пятилетний план Китая направлен на консолидацию выгод от реформирования китайской экономики, начавшегося в рамках предыдущей пятилетней инициативы. Сельскохозяйственные реформы в течение предыдущего пятилетнего плана дали результаты к 1981 году. Инициативы по реформированию помогли укрепить торговые и культурные связи Китая с Западом, и иностранные компании начали инвестировать в китайские предприятия. Объем экспорта Китая в 1984 году вырос до 10-го по величине показателя в мире по сравнению с 28-м местом четырьмя годами ранее.
7. Седьмой пятилетний план (1986-1990)
Китай продолжил курс реформ. Нация продолжала поддерживать государственные предприятия и предоставила им больше ответственности в определении целей производства и рентабельности. Экономика допустила больше свободного рынка, а ее регулирование в нормах и правилах было уменьшено. Пекин тогда планировал увеличивать экспорт на 8% ежегодно, что в последующем имело колоссальные последствия для американских и европейских компаний.
8. Восьмой пятилетний план (1991-1995)
Экономика Китая ко времени его восьмой пятилетки в 1991 году уже стремительно росла. Предприняты изменения в финансовой системе, которые включали децентрализацию налогов и добавление налога на добавленную стоимость. Китай отделил финансирование в государственной политике от коммерческого финансирования. Китай также открыл больше городов для посещения иностранцами и создал больше зон экономического развития. КНР в 1994 году начала строительство своей огромной плотины «Три ущелья», крупнейшим в мире гидроэнергетическим проектом. Плотина была в основном построена к 2006 году.
9. Девятый пятилетний план (1996-2000)
Экономика Китая продолжала уверенно расти в течение девятой пятилетки, увеличившись в годовом исчислении на 8,3%. Государственные предприятия были преобразованы в корпорации, и многие из них зарегистрировались в качестве публичных компаний на фондовых рынках внутри страны и за ее пределами. Рыночная система продолжала развиваться с расширением предложения капитала и совершенствованием технологий. Экспорт вырос на 67% за пятилетний период с 1995 года до 249,2 млрд долларов. ВВП Китая по паритету покупательной способности в конце его девятой пятилетки к 2000 году, составил 4,5 триллиона долларов.
10. Десятый пятилетний план (2001-2005)
В центре внимания десятой пятилетки Китая было развитие информационной индустрии страны. Во время заседания 15-го Центрального комитета Коммунистической партии участники заседания заявили, что так называемая информатизация имеет решающее значение для содействия экономическому прогрессу, модернизации и национальной безопасности, поскольку Китай вступил в 21-й век. В 2005 году ВВП Китая по паритету покупательной способности уже составил 8,88 трлн. долларов.
11. Одиннадцатый пятилетний план (2006-2010)
Одиннадцатый пятилетний план Китая был нацелен на расширение внутреннего потребления как способа сбалансировать экономику, которая поддерживалась инвестициями и экспортом. Цель КНР состояла в том, чтобы поднять доход, повысить внутреннее потребление и уровень жизни людей. Китай также намеревался изменить свою модель роста во внешней торговли на товары более высокого качества, чем просто объем торговли ширпотребом. В документе о пятилетнем плане Ма Кай, председатель Национальной комиссии по развитию и реформам, признал слабость сельскохозяйственного сектора и сферы услуг в экономике и сказал, что эти области необходимо обновить. К концу пятилетнего периода, в 2010 году, ВВП Китая составил 10,09 трлн. долларов.
12. Двенадцатый пятилетний план (2011–2015 годы)
Главные цели 12-го пятилетнего плана Китая заключались в том, чтобы экономика росла с темпами 7% в год, создавала 45 миллионов рабочих мест в городах, ограничивала безработицу до уровня ниже 5% и поддерживала стабильные цены. Перестройка экономики должна продолжаться за счет увеличения внутреннего потребления и увеличения доли сектора услуг в ВВП. Страна также планировала увеличить финансирование научных исследований и разработок до 2,2% ВВП. Быстрый экономический рост в этот период привел к тому, что ВВП (паритет покупательной способности) составил 21,14 трлн долларов, что более чем вдвое превышает показатель 2010 года.
13. Тринадцатый пятилетний план (2016–2020 годы)
13-й пятилетний план направлен на то, чтобы перенести экономический акцент на инновации и его роль в экономике Китая с обычного роста, вызванного накоплением капитала. Страна стремится лучше интегрировать городское и сельское развитие и обеспечить равный доступ к базовым услугам и улучшить качество здравоохранения. Китай также планирует более эффективно использовать ресурсы и перейти к экономике с низким уровнем выбросов углерода, используя более возобновляемые источники энергии. Другие приоритеты включают укрепление финансовой системы страны, привлечение иностранных инвестиций и поощрение китайских компаний к международной конкуренции.
14. Четырнадцатый пятилетний план (2020–2025 годы)
Основные выводы:
1. Экономический рост: Китай стабильно превышал целевые показатели роста ВВП в 11-м и 12-м планах, но в 13-м и 14-м планах темпы роста замедлились из-за внутренних и внешних вызовов (торговые войны, пандемия COVID-19).
2. Урбанизация: Китай успешно выполняет и перевыполняет планы по урбанизации, что способствует развитию внутреннего рынка.
3. Экология: Китай активно работает над снижением энергоемкости и выбросов, но в 14-м плане выполнение этих показателей отстает из-за роста промышленного производства.
4. Социальные показатели: Создание рабочих мест традиционно перевыполняется, что связано с развитием сферы услуг и высоких технологий.
Китай с более чем 3000-летней историей является одной из древнейших цивилизаций мира. Китай был уже мировой экономической сверхдержавой в период между 1100 и началом 1800-х годов. После завоевания европейскими колонизаторами и последующего экономического спада в 19 веке, современный Китай полностью возвратил себе роль доминирующей экономической державы.
Почему даже СВО не может сдвинуть с мертвой точки импортозамещение в РФ? Даём субъективную оценку этому процессу глазами очевидца и исполнителя. Заместили материалы, да и то не на 100%, а вот по оборудованию и сложным технологиям всё печально.
📌 Обзор экономических новостей Германии за двадцать третью неделю 2024: 💡 Бизнес негодует 💡 Показатели производства снижаются 💡 Электромобили не продаются 💡 Энергетика зеленеет 💡 Безработица растёт 💡 Ещё и наводнения 💡
📌 Обзор экономических новостей Германии за двадцать вторую неделю 2024: 💡 IFO-индекс (почти) не упал 💡 Инфляция выросла 💡 Зарплаты тоже 💡 VW развивается за пределами Германии 💡 Количество нуждающихся в уходе растёт сильнее, чем прогнозировалось 💡
📌 Обзор экономических новостей Германии за двадцать первую неделю 2024: 💡 Растёт индекс деловой активности, но не тот 💡 Промышленники тревожатся 💡 Фермеры ожидают падение доходов 💡 Доходы ресторанов снизились 💡 Газоснабжение ЕС в безопасности и без России 💡 Строительство электромагистрали с Великобританией 💡 В строительной сфере всё не так плохо 💡
📌 Обзор экономических новостей Германии за девятнадцатую неделю 2024: 💡 Проблемы у Хабека 💡 Спад заказов в электроиндустрии 💡 Рост количества банкротств 💡 Десятки тысяч свободных мест для Ausbildung 💡 Кризис новостроек 💡
📌 Обзор экономических новостей Германии за 18-ую неделю 2024: 💡 Германия не в рецессии 💡 С энергетикой всё сложно 💡 Проектов с участием иностранных инвесторов меньше 💡 В строительной сфере угроза забастовок 💡 У Daimler всё не так уж плохо 💡 У мелких ремесленников — не хорошо 💡 Шарите в минусе 💡 Безработица растёт 💡 Немцы ленятся работать полный рабочий день 💡 Rheinmetall радуется барышам 💡
📌 Обзор важнейших экономических новостей Германии за семнадцатую неделю 2024: 💡 Растёт доля энергии из возобновляемых источников 💡 Немецкие промышленники страдают, но не все 💡 Рост безработицы и нехватка персонала 💡 Розничная торговля увядает 💡
📌 Обзор важнейших экономических новостей Германии за пятнадцатую неделю 2024: 💡 Проблемы с оплатой инфраструктуры 💡 Снижение инфляции 💡 Подорожание интернета 💡 Возможное подорожание мяса 💡 Падение экспорта 💡 Китай виновен 💡 Рост числа банкротств 💡 Но есть и хорошие новости
📌 Обзор важнейших экономических новостей Германии за четырнадцатую неделю 2024: 💡
📌 Обзор важнейших экономических новостей Германии за тринадцатую неделю 2024: 💡
📌 Обзор важнейших экономических новостей Германии за двенадцатую неделю 2024: 💡 Производители солнечных батарей просят о помощи 💡 Содержание биодизеля до 100% 💡 Проблемы Deutsche Bahn и немецких портов 💡 Яичный кризис и в Германии 💡 Снижение цен на жильё 💡
📌 Обзор важнейших экономических новостей Германии за одиннадцатую неделю 2024: 💡Деиндустриализация ФРГ продолжается 💡 Автопром теряет свой рынок 💡 Рост доходов оружейников 💡 Банкротства 💡 Кризис медицинских учреждений 💡 Спад темпов строительства 💡
📌 Обзор важнейших экономических новостей Германии за десятую неделю 2024: 💡 Планы по переходу на электромобили рушатся 💡 Hellofresh теряет капитализацию 💡 Дёнер-кебаб дорожает 💡 Строительные мастера ищут другую работу 💡 Химический концерн Evonik заявил о сокращениях 💡
Как так? — недоумевает журналист государственного немецкого СМИ Макс Боровски. Министр экономики называет ситуацию «драматически плохой», в то время как многие люди вообще ничего такого не замечают и живут, как жили раньше.
Инфляция снижается, зарплаты растут. Как-то это не похоже на развитие кризиса?
А ведь действительно, если смотреть на факты, всё выглядит неплохо. Зарплаты за год выросли по статистике аж на 7%.
Но есть нюансы!
Во-первых, речь о брутто зарплатах. А, как известно, в Германии прогрессивная шкала налогообложения. Чем выше доход, тем большая часть от него уходит на налог.
А, во-вторых, ну что за детский развод? Ведь понятно, что надо считать не номинальный доход, а с учётом инфляции. И тут уже никакого парадокса нет.
В период со второго квартала 2020 по второй квартал 2023 было всего 2 периода, когда зафиксирован реальный рост доходов. Всё остальное время зарплаты за инфляцией не успевали.
В 2023 год начался также падением на 2,4% и затем, благодаря снижающейся инфляции, пошёл медленный рост в 0,1%, 0,6% и 1,8%. Суммарно же за год баланс примерно нулевой.
Другими словами, да, в прошлом году удалось остановить падение реальных зарплат немцев, продолжавшееся в последние 2 года. Получит ли этот тренд развитие? Судя по новостям, вряд ли. Инфляция притормозила, но и индекс экономической активности продолжает понижаться. Так и в дефляцию можно свалиться, только экономике это не на руку.
Следующий тезис журналиста: Германия вышла на третье место по номинальному ВВП, обогнав Японию.
И снова детский развод. Да, в четвёртом квартале 2023 номинальный ВВП Японии показал значительную просадку, в итоге сделав за год -0,4%. В то время как у Германии ВВП упал «всего» на 0,3%.
То есть, это Япония обогнала Германию на повороте к рецессии, а не Германия вышла вперёд.
Впрочем, номинальный показатель по ВВП считается в долларах, поэтому сильно зависит от курса валюты. Курс йены относительно доллара в основном падал, в то время, как курс евро к доллару был более-менее стабильным. Это сам герр Боровский чуть ниже и отмечает.
Но у меня к нему даже другой вопрос: какая разница, выше Японии Германия или ниже? В таком показателе, как номинальный ВВП, можно соревноваться только с самим собой прошлогодним, а место в мире население действительно никак не колышет. Зачем вообще упоминать это, как позитивный показатель?
Далее в статье выдвигается, похоже, ключевой тезис, призванный указать на то, что всё становится нормально. А именно, что цены на электричество в новых контрактах для индустрии стали ниже, чем в докризисное время, то есть, чем в 2021 году.
И снова какое-то детское передёргивание. Ведь чётко видно, что, во-первых, цена на электричество начала расти ещё в 2021 году, когда никакого СВО ещё не было.
А во-вторых, ведь совершенно понятно, за счёт чего так хорошо выглядит график: из столбика на 2024 убрали EEG-Umlage (сбор на развитие энергетики) и Stromsteuer (прямой налог на потребление электричества). Только благодаря этому достигли уровня 2020.
Но одновременно это означает, что государство не получит эти деньги в бюджет. А ведь ранее в стоимость электричества закладывался суммарный сбор от 30 до 50% цены!
То есть, государство пошло на экстраординарные меры, чтобы поддержать промышленность, лишившись примерно 6,6 миллиардов евро. И не то чтобы это прям сильно много. Но в нынешней ситуации для немецкого бюджета это потеря.
Ну и к тому же, это цена на февраль. Она не высечена в камне. За год ещё всё может измениться в любую сторону. Сейчас заявлять, что всё, кризис преодолён — на мой скромный взгляд, несколько опрометчиво.
Дальше журналист переходит на перечисление кризисных явлений в экономике Германии. Это и снижение количества новостроек, и уменьшение количественных показателей выпуска машин.
Ради объективности, замечу, что статья завершается всё-таки в минорной тональности: действительно чёткий показатель кризиса — это снижение немецкого экспорта. Внешний торговый оборот Германии в январе 2024 вырос по отношению к декабрю, но проблема в том, что общий баланс падал на протяжении всего 2023 года. Немцы импортируют и экспортируют всё меньше. Особенно если речь о «штуках», а не о «долларах».
Немецкая промышленность проигрывает конкуренцию в ключевых для себя областях. Продукты химического производства составляют около 11% внешнего товарооборота. Автомобили и запчасти — 10%. Машиностроение — 7%. Во всех этих областях индустрии сейчас вводится жёсткий режим экономии, так как количество заказов падает.
Поэтому, да, в целом обычные работяги всё ещё не ощущают никаких тяжёлых последствий экономического кризиса. А фермеры бастуют, скорее, на будущее, так как ясно видят свои перспективы.
Но объективно, я бы скорее прислушался к мнению немецкого министра Хабека. Если убрать всю накрошенную журналистом шелуху, то позитивных новостей очень мало.
Однако, совершенно не понятно, за счёт чего у министра строится прогноз по росту ВВП в 0,2% на 2024 год. Кроме упавших цен на энергоносители, все остальные негативные факторы продолжают действовать. И парадокса тут никакого нет.
📌 Обзор важнейших экономических новостей Германии за девятую неделю 2024: 💡 Инфляция в Германии снижается за счёт уменьшения стоимости электроэнергии 💡 Однако, эксперты говорят о серьёзных проблемах немецкой энергетики 💡 Производитель погрузчиков Kion в плюсе 💡 А производители деталей для машин и стекольщики банкротятся 💡