2K20: подводим итоги. Часть первая
Думается, в последние недели уходящего года будет разумно подвести хотя бы предварительные итоги его последнего месяца.
Обзор экономических новостей ФРГ — 12/24
📌 Обзор важнейших экономических новостей Германии за двенадцатую неделю 2024: 💡 Производители солнечных батарей просят о помощи 💡 Содержание биодизеля до 100% 💡 Проблемы Deutsche Bahn и немецких портов 💡 Яичный кризис и в Германии 💡 Снижение цен на жильё 💡
Обзор экономических новостей ФРГ — 11/24
📌 Обзор важнейших экономических новостей Германии за одиннадцатую неделю 2024: 💡Деиндустриализация ФРГ продолжается 💡 Автопром теряет свой рынок 💡 Рост доходов оружейников 💡 Банкротства 💡 Кризис медицинских учреждений 💡 Спад темпов строительства 💡
Обзор экономических новостей ФРГ — 10/24
📌 Обзор важнейших экономических новостей Германии за десятую неделю 2024: 💡 Планы по переходу на электромобили рушатся 💡 Hellofresh теряет капитализацию 💡 Дёнер-кебаб дорожает 💡 Строительные мастера ищут другую работу 💡 Химический концерн Evonik заявил о сокращениях 💡
Парадоксальная ситуация в немецкой экономике
Как так? — недоумевает журналист государственного немецкого СМИ Макс Боровски. Министр экономики называет ситуацию «драматически плохой», в то время как многие люди вообще ничего такого не замечают и живут, как жили раньше.
Инфляция снижается, зарплаты растут. Как-то это не похоже на развитие кризиса?
Зарплаты
А ведь действительно, если смотреть на факты, всё выглядит неплохо. Зарплаты за год выросли по статистике аж на 7%.
Но есть нюансы!
Во-первых, речь о брутто зарплатах. А, как известно, в Германии прогрессивная шкала налогообложения. Чем выше доход, тем большая часть от него уходит на налог.
А, во-вторых, ну что за детский развод? Ведь понятно, что надо считать не номинальный доход, а с учётом инфляции. И тут уже никакого парадокса нет.
В период со второго квартала 2020 по второй квартал 2023 было всего 2 периода, когда зафиксирован реальный рост доходов. Всё остальное время зарплаты за инфляцией не успевали.
В 2023 год начался также падением на 2,4% и затем, благодаря снижающейся инфляции, пошёл медленный рост в 0,1%, 0,6% и 1,8%. Суммарно же за год баланс примерно нулевой.
Другими словами, да, в прошлом году удалось остановить падение реальных зарплат немцев, продолжавшееся в последние 2 года. Получит ли этот тренд развитие? Судя по новостям, вряд ли. Инфляция притормозила, но и индекс экономической активности продолжает понижаться. Так и в дефляцию можно свалиться, только экономике это не на руку.
Германия обогнала Японию по ВВП
Следующий тезис журналиста: Германия вышла на третье место по номинальному ВВП, обогнав Японию.
И снова детский развод. Да, в четвёртом квартале 2023 номинальный ВВП Японии показал значительную просадку, в итоге сделав за год -0,4%. В то время как у Германии ВВП упал «всего» на 0,3%.
То есть, это Япония обогнала Германию на повороте к рецессии, а не Германия вышла вперёд.
Впрочем, номинальный показатель по ВВП считается в долларах, поэтому сильно зависит от курса валюты. Курс йены относительно доллара в основном падал, в то время, как курс евро к доллару был более-менее стабильным. Это сам герр Боровский чуть ниже и отмечает.
Но у меня к нему даже другой вопрос: какая разница, выше Японии Германия или ниже? В таком показателе, как номинальный ВВП, можно соревноваться только с самим собой прошлогодним, а место в мире население действительно никак не колышет. Зачем вообще упоминать это, как позитивный показатель?
Стоимость электричества для производителей
Далее в статье выдвигается, похоже, ключевой тезис, призванный указать на то, что всё становится нормально. А именно, что цены на электричество в новых контрактах для индустрии стали ниже, чем в докризисное время, то есть, чем в 2021 году.
И снова какое-то детское передёргивание. Ведь чётко видно, что, во-первых, цена на электричество начала расти ещё в 2021 году, когда никакого СВО ещё не было.
А во-вторых, ведь совершенно понятно, за счёт чего так хорошо выглядит график: из столбика на 2024 убрали EEG-Umlage (сбор на развитие энергетики) и Stromsteuer (прямой налог на потребление электричества). Только благодаря этому достигли уровня 2020.
Но одновременно это означает, что государство не получит эти деньги в бюджет. А ведь ранее в стоимость электричества закладывался суммарный сбор от 30 до 50% цены!
То есть, государство пошло на экстраординарные меры, чтобы поддержать промышленность, лишившись примерно 6,6 миллиардов евро. И не то чтобы это прям сильно много. Но в нынешней ситуации для немецкого бюджета это потеря.
Ну и к тому же, это цена на февраль. Она не высечена в камне. За год ещё всё может измениться в любую сторону. Сейчас заявлять, что всё, кризис преодолён — на мой скромный взгляд, несколько опрометчиво.
Проблемы немецкой экономики
Дальше журналист переходит на перечисление кризисных явлений в экономике Германии. Это и снижение количества новостроек, и уменьшение количественных показателей выпуска машин.
Ради объективности, замечу, что статья завершается всё-таки в минорной тональности: действительно чёткий показатель кризиса — это снижение немецкого экспорта. Внешний торговый оборот Германии в январе 2024 вырос по отношению к декабрю, но проблема в том, что общий баланс падал на протяжении всего 2023 года. Немцы импортируют и экспортируют всё меньше. Особенно если речь о «штуках», а не о «долларах».
Немецкая промышленность проигрывает конкуренцию в ключевых для себя областях. Продукты химического производства составляют около 11% внешнего товарооборота. Автомобили и запчасти — 10%. Машиностроение — 7%. Во всех этих областях индустрии сейчас вводится жёсткий режим экономии, так как количество заказов падает.
Поэтому, да, в целом обычные работяги всё ещё не ощущают никаких тяжёлых последствий экономического кризиса. А фермеры бастуют, скорее, на будущее, так как ясно видят свои перспективы.
Но объективно, я бы скорее прислушался к мнению немецкого министра Хабека. Если убрать всю накрошенную журналистом шелуху, то позитивных новостей очень мало.
Однако, совершенно не понятно, за счёт чего у министра строится прогноз по росту ВВП в 0,2% на 2024 год. Кроме упавших цен на энергоносители, все остальные негативные факторы продолжают действовать. И парадокса тут никакого нет.
Обзор экономических новостей ФРГ — 9/24
📌 Обзор важнейших экономических новостей Германии за девятую неделю 2024: 💡 Инфляция в Германии снижается за счёт уменьшения стоимости электроэнергии 💡 Однако, эксперты говорят о серьёзных проблемах немецкой энергетики 💡 Производитель погрузчиков Kion в плюсе 💡 А производители деталей для машин и стекольщики банкротятся 💡
Обзор экономических новостей ФРГ — 8/24
📌 Обзор важнейших экономических новостей Германии за восьмую неделю 2024: 💡Сговор радикалов не подтверждается💡Прогноз роста корректируется💡Принятие закона о шансах на рост переносится💡Русский газ продолжает закупаться 💡 Индустрия сокращает персонал 💡 ФРГ теряет деньги
Обзор экономических новостей ФРГ — 7/24
📌 Обзор важнейших экономических новостей Германии за седьмую неделю 2024: 💡 Сокращения 💡 Банкротства 💡 Запрет на ввоз VW в США 💡 Кризис в строительстве жилья 💡 Но ведомство канцлера обещает прекращение рецессии.
Пусть валят — мнение немецкого экономиста об уходе промышленников из Германии
Немецкий экономист Райнт Гропп в интервью обсуждает проблемы промышленности Германии. На мой взгляд, это отличное отображение дискурса, которым руководствуется медийный мейнстрим. Дело даже не в том, что там вещает передовой немецкий экономист. Интересно, как преподносится ситуация. Перевёл интервью и, конечно, не удержался от нескольких комментариев по тезисам профессора Гроппа.
Как Россия потеряла своё будущее
Да! Ни много, ни мало, статья в немецком СМИ озаглавлена примерно так. Речь о продаже амстердамским Яндексом своей российской части.
Такое образцовое "ну, вот и всё" ещё надо поискать!
Что же произошло? Аркадий Волож построил действительно передовую российскую IT-компанию. Спору нет. Но, вот досадно, головной офис он решил сделать в Амстердаме. Ну, по классике: зачем оставлять прибыль в России, если можно на Запад выводить и там на бирже акциями торговать.
С 2022 года такая схема стала невозможной. Волож с ноября 2022 заявлял о желании продать российскую часть бизнеса. Даже Кудрина под это дело подвязал. Сначала вроде всё шло к сделке, и господин Волож тихенько сидел, ждал.
Но в прошлом году не срослось. Волож уехал в Израиль и начал оттуда кидаться какашками в сторону РФ. Ужас-ужас, нет войне, в общем, ахеджакнул от души.
Оказалось, это "образцовый" российский либеральный олигарх, для которого вывод денег из России — нечто само собой разумеющееся. Как иначе? Иначе никак.
Но Яндекс слишком уж системообразующее предприятие для России, чтобы оставлять его в лапках западно-ориентированных неблагодарных личностей. В статье Яндекс показывается как "российский Google", но на самом деле, для России эта компания значит гораздо больше, чем Google для США. Это же не только поисковик и бесплатный мейл. Через гугл ни такси не вызвать, ни еду не заказать.
В конце концов, в Яндексе можно без проблем искать порнографию, что делает его для миллионов пользователей просто незаменимым!
Поэтому господина Воложа поставили перед фактом: продавай, а то хуже будет. В итоге продал, почти за полтриллиона рублей.
Теперь Яндекс будет зарегистрирован в Калининградской области, владеть им будут нынешние российско-ориентированные менеджеры, примерно все "продуктовые" сервисы останутся в России.
Амстердамская "матка" обязуется сменить название и оставляет за собой только область перспективных технологий: ИИ, беспилотные автомобили и прочие исследовательские проекты. При этом, продавец теряет право на параллельную разработку и продвижение любых похожих сервисов.
В общем, Западу достались перспективные в будущем "вершки", а России — баблоносные "корешки". Можно, конечно, поспорить, кто выигравшая сторона в этой сделке. Немцы, вот, решили, что Россия попрощалась с будущим. Ах и ох...
На те деньги, что зарабатывает Яндекс в России, можно прекрасно проинвестировать вообще любые проекты. Беспилотные комбайны и трамваи в России есть, благодаря Ольге Усковой. ИИ развивает, например, Сбер. В общем, ничего фатального.
В конце в статье заламываются руки по поводу потери для России гениального предпринимателя. Блин, окститесь!
Волож и не был российским предпринимателем, как выясняется. Если капитал уходил из России в Амстердам, а теперь этот кран перекрыли и деньги Яндекса теперь будут оставаться в России, то, я считаю, мы по-любому в плюсе, сколько бы это ни стоило.
А Волож присоединился к "уехавшим" Ходорковскому, Чичваркину, Тинькову и прочим любителям лизать пятки Западу. Остаётся только поднять руку вверх, резко опустить и произнести тёплые пожелания счастливо оставаться.
А что касается немецких СМИ... Не, я понимаю, надо же что-то писать, когда своя промышленность из страны валит.
💰📈 Догнать и перегнать Японию: российская экономика скоро выйдет на 4-ое место
Россия обгонит Японию по величине экономики уже в ближайшее врем. Напомню, что Германию мы уже перегнали и вышли на 5-ое место в мире. Из-за всего этого планы Запада по уничтожению России меняются. Если в 2022 Запад собирался порвать нашу экономику в клочья, то теперь они ждут, что российская экономика будет страдать из-за «стремительного роста».
Обзор экономических новостей ФРГ — 6/24
Новости экономики в немецких СМИ
🏭Двадцать заводов в месяц! Промышленность России растёт как на дрожжах
Всего в ноябре 2023 года в России открыты 20 новых производств с затратами на строительство в каждое более 100 млн рублей, в том числе 4 крупных с инвестициями более 1 млрд рублей в каждое.
Побывал на стройке нового фармзавода
Я увидел как идет строительство этого предприятия, и что там производится уже сейчас. Я побывал в чистых помещениях, в лаборатории, и даже попал в технические помещения, где установлено оборудование для вентиляции, кондиционирования, очистки воздуха, водоподготовки и т. д.
Бесплатный сыр не только в мышеловке
Мы традиционно думаем, что бесплатный сыр только в мышеловке. Но реальный опыт первопроходцев убедительно доказал высокую эффективность такого подхода при минимальных затратах
Постичь Кайдзен
Мы сами с усами! Или какая польза от Кайдзен
1.3 Эффекты мероприятий по брендингу
В зависимости от стадии развития компании, брендинговые эффекты на B2B-рынках можно поделить на следующие типы: сбытовые, управленческие, стратегические. Как правило, на стадии роста компании заинтересованы в повышении финансовой устойчивости, их руководители хотят привлечь больше новых клиентов, чтобы поступающих ресурсов хватало на развитие. Те организации, которые уже достигли стадии...
1.2 Кто такие «скрытые чемпионы»?
Когда мы говорим о промышленном брендинге, то факт, что о вас что-то слышал потенциальный покупатель, не решает ничего.
Часть 1. Для тех, кто задумался о брендинге впервые
«Брендинг — это соединение хорошей стратегии и сильного дизайна».
Марти Нормайер
Бо́льшая часть книг о брендинге начинается с объяснений, что такое «бренд». Значения этого понятия меняются от книги к книге, так как специалисты используют определения в зависимости от контекста обсуждения. И хотя каждое из определений содержательно правильно, за десятки лет предприниматели, маркетологи и консультанты не пришли к согласию, как однозначно трактовать этот термин.
У меня нет цели создать определение, претендующее на однозначность, с которым вы согласитесь и будете жить долго и счастливо. Цель этой главы — рассказать о системном взгляде на деятельность, которой я посвятил свою жизнь. Мы не будем обсуждать объект «бренд», а поговорим о процессе — «брендинге», так как, по моему глубокому убеждению, невозможно разработать бренд, словно это проект, который имеет начало и конец. Мы поговорим о процессе брендинга, системной и постоянной деятельности, рассчитанной на повышение устойчивости бизнеса.
1.1 Что такое «брендинг» на промышленном рынке
В 2015 году меня пригласили на встречу в компанию, разрабатывающую программное обеспечение для диспетчеризации и контроля технологических процессов в реальном времени. К тому времени компания уже работала на рынке около семи лет, но результаты не устраивали владельца. Как ему казалось, проблема заключалась в несоответствии образа компании и ее возможностей. Поэтому он обратился в агентство, чтобы провести ребрендинг.
Отчасти он был прав. У компании отсутствовали стандарты фирменного стиля, коммерческие предложения и презентации имели проблемы с логикой подачи информации и выглядели неряшливо, внешние коммуникации производили удручающее впечатление. Но главная проблема заключалась в другом. Поговорив с руководителями и специалистами, я выяснил, что среди них нет единого понимания — кто их покупатели и какой продукт они предлагают. Их генеральный, коммерческий и сотрудники отдела продаж вели переговоры с покупателями и предлагали совершенно разные по сути продукты. Кто-то говорил об эффектах для развития бизнеса покупателя, кто-то делал упор на отраслевой опыт, а кто-то погружался в техническую специфику ПО.
На отчетной встрече они пришли к честному и обескураживающему выводу: «Мы не знаем, что́ мы делаем как продукт». Это помогло понять, на чем необходимо сфокусироваться для решения проблем, поэтому следующим шагом стали поездки и встречи с их клиентами. Я должен был разобраться на месте, какие требования и ожидания предъявляют заказчики к эксплуатации и обслуживанию ПО и чем одни заказчики отличаются от других. Собранная информация помогла нам понять: по каким признакам следует сегментировать покупателей, чтобы сосредоточиться на «своих», не растрачивая ресурсы на всех подряд; какие функции продукта стоит подчеркивать в коммерческих предложениях, на выставках или сайте компании; какое позиционирование будет убедительным для покупателей. Мы выделили ключевые выгоды (ценности) покупателей, определили принципы презентации предложений (стратегию коммуникации) в различных каналах (сайт, выставки, обучающие семинары в YouTube). Но главным результатом этой работы стали не позиционирование или презентации в PPT. Самые важные изменения произошли с людьми. Руководители и ключевые специалисты договорились друг с другом — какой продукт и для кого они делают. (Такой результат зачастую является ключевым при брендинге компаний, которые работают на рынках сложных B2B-продуктов.) Каждое предприятие, с которым работает эта ИТ-компания, обладает уникальной конфигурацией — состояние технологической базы, количество и уровень подготовки сотрудников, особенности ведения деятельности и производства продукции. Программные решения приходится адаптировать к требованиям мебельной фабрики, производителя тротуарной плитки или мясоперерабатывающего комбината. Одинаковых решений нет даже для предприятий, работающих в одной отрасли.
* * *
Даже если вы занимаетесь производством «биржевых» товаров (например, цементных смесей, химических компонентов, зерна), а не программно-аппаратными комплексами, на финальный результат влияет много факторов: география, уровень сервиса, логистика, условия поставок и т. п. Каждый покупатель обладает своими особенностями, которые требуют от поставщика настройки или доработки «готового» решения. Такой продукт называется «товарно-сервисный пакет».
Качество рыночной деятельности компании зависит от согласованности мнений и представлений сотрудников о том, какой «товарно-сервисный пакет» они делают и кто их целевые клиенты. Согласованность мнений порождает прямые изменения в процессах управления. Руководители всех уровней формируют для своих подчиненных цели и установки, направленные на лучшее удовлетворение потребностей «своих» клиентов. Время и ресурсы отделов продаж направляются на заключение сделок со «своими» покупателями — прибыльными и развивающими продукты компании. Генеральный директор участвует только в тех мероприятиях, на которых присутствуют «свои» покупатели и т. д.
Брендинг промышленной компании — это повседневная целенаправленная деятельность по обеспечению установленного уровня качества товаров и услуг и формированию деловой репутации, основанной на подтвержденных выгодах и ценностях для заинтересованных лиц, влияющих на успешность предприятия. Этими лицами могут быть сотрудники, дилеры, дистрибьюторы, инвесторы, покупатели, представители власти и регуляторов, семьи сотрудников и жители зон влияния компании, руководители и студенты учебных учреждений, представители СМИ и т. д.
В отличие от потребительских рынков, где упаковка не персонифицирована, за каждым логотипом промышленной компании стоят конкретные люди. Поэтому наибольший вклад в формирование брендов на промышленных рынках вносит не реклама (имиджевые эффекты, возникающие на основании внешних проявлений), а реальное взаимодействие руководителей и представителей компаний, то есть репутация. И хотя визуальные коммуникации важны везде, их роль тоже различна. На потребительском рынке — сформировать первоначальную привлекательность (и потом поддерживать ее рекламой), а на промышленном — закрепить первое впечатление от непосредственного контакта.
1.1.1 «Не-брендинг»
Когда я добрался до этой главы, пришлось пару дней хорошенько подумать над тем, что мы подразумеваем, когда говорим «брендинг». Чтобы обсуждать ту или иную деятельность, необходимо однозначно понимать терминологию. Раз есть процесс «брендинг», значит должно быть состояние, когда он отсутствует — «не-брендинг».
Большинство руководителей компаний заинтересовано в стабильном потоке заказов, квалифицированных сотрудниках и хорошей деловой репутации на рынке. Мероприятия, которые предпринимаются для этого, могут быть системными и управляемыми, а могут представлять собой набор случайных активностей, вызванных ситуативными факторами.
Посмотрим, например, на подготовку к отраслевой выставке. Если компания находится в состоянии «не-брендинг», то процесс представляет собой сумму подвигов наиболее активных сотрудников. Генеральный директор собирает совещания, на которых происходят мозговые штурмы — что и как нужно говорить, чтобы объяснить покупателям потенциальные выгоды. Сотрудники отдела продаж требуют новые буклеты и листовки от людей, которым не повезло заниматься печатной продукцией. Тут же обнаруживается, что нет каталогов товаров, а если есть, то они представляют собой технические справочники, безынтересные тем, кто собирается потратить деньги. Разработка выставочного стенда становится полем сражения между «дешевле», «быстрее» и «качественнее», а заканчивается вздохом «и так сойдет». Выставка проходит под девизом «тут нет наших клиентов» и на следующий год бюджет на нее не выделяется.
«Не-брендинг» — это отсутствие системных мероприятий, направленных на обеспечение устойчивости бизнеса в будущем. Например, директор предприятия может иметь хорошие связи с администрацией города, которые обеспечивают стабильный приток заказов. Компания годами производит продукцию, которую приобретают по распоряжению, а не потому, что она обладает какими-то преимуществами. Отделы продаж превращаются в отделы отгрузок. Руководители теряют квалификацию и вместо управления и развития занимаются наблюдением и контролем. Новостей нет, выставок нет, никто ничем не интересуется, только продукция движется: отгрузка — доставка, отгрузка — доставка… Через несколько лет администрация города меняется, заказы уходят другому подрядчику, и компания сталкивается с агрессивными конкурентами. Склады заполняются продукцией, денежный поток слабеет, а постоянные расходы никуда не деваются. Люди, которые могли бы решить подобные проблемы, давно ушли в другие компании. Судьба таких предприятий — тихо исчезнуть или стать частью более успешных игроков.
Однако состояние «не-брендинг» не обязательно должно иметь негативный подтекст и может быть вызвано разными причинами. Скажем, нет конкуренции. Компания ведет добычу минерала на единственном в стране месторождении. Цементный завод поставляет свою продукцию для определенного объекта строительства. Предприятие производит компоненты для военной техники. Нет потребности в росте. Пять магазинов достаточно, а двести пять не нужны. Спрос на продукцию выше, чем возможности производства — успеть бы текущих клиентов обслужить, а не новых привлечь. В этих ситуациях нет необходимости заниматься брендингом, так как решение несуществующих проблем еще никому не приносило пользы.
Итак, «не-брендинг» — состояние компании, в котором деятельность по обеспечению установленного уровня качества товаров и услуг и формированию деловой репутации отсутствует (за ненадобностью), либо ведется нерегулярно и бессистемно.
Stay tuned!
В Москве стартовало серийное производство автомобилей "Москвич"
Продажи нового городского кроссовера "Москвич 3", серийное производство которого было запущено на заводе "Москвич" в среду, начнутся в Москве уже в декабре (предзаказ). Первые поставки клиентам планируются на март 2023 года. Данная модель является копией китайской машины JAC JS6
В дальнейшем в планах увеличение модельного ряда и производство собственных разработок