Фильм «Последняя крепость: Хаджибей» на русском языке
Этот фильм не планировался (естественно) к прокату в России, поэтому нам пришлось сделать свой собственный перевод.
«Последние цари»: мини-сериал, 1 сезон, 6 эпизодов, 4 часа 30 минут. Производство Netflix, 2019 г.
Скорее всего вы видели этот знаменитый кадр, облетевший весь интернет. На Красной площади гордо стоит мавзолей Ленина под заголовком «1905 год». Владимир Ильич в это время ещё конечно же жив, здоров и проводит время в Швейцарии, а посередине Красной площади возвышается памятник гражданину Минину и князю Пожарскому. Но об этом не догадываются исторические консультанты сериала «Последние цари».
Этот проект, вышедший на экраны в 2019 году, стал настоящим анти-рекордсменом по количеству как киноляпов, так и грубых подтасовок фактов. Вы без труда найдёте в интернете статьи с подборками самых идиотских ошибок авторов сериала, и мы не станем все их повторно разбирать. Однако нас заинтересовал вопрос: как же такое могло случиться? Почему с одной стороны кто-то произвёл настолько некачественный кинопродукт, а с другой стороны кто-то такой некачественный продукт принял и профинансировал? Ошибка ли это, халтура или хитрый умысел? Вот что действительно интересно проанализировать.
А ведь сериал для Netflix произвела американско-британская компания Nutopia, которая не первый год занимается съёмкой именно документального исторического кино. В качестве своей цели компания декларирует «поиск нового жанра телевидения — «megadoc», который сочетает в себе традиции эпического кинематографа и драматургии с первоклассной документалистикой». В кино-рубрикаторах «Последние цари» относят к понятию «докудрама» – современному популярному жанру игрового кино, делающему упор на воспроизведение исторических событий силами драматических актёров. Важнейшим признаком докудрамы является то, что сюжет должен опираться на реальные исторические факты и документы, а не на выдумки сценаристов.
Но увы, громкие декларации и красивые слова «мегадок» и «докудрама» на поверку лишь сбивают зрителя с толку – историческая фактура исковеркана авторами «Последних царей» как в кривом зеркале. К чему нужны бесконечные костюмы, дворцы и сотни статистов, если всё это перечеркивается неопрятно лживым содержанием?
Хотя для многих посмотревших этот сериал именно он и окажется единственной «правдой». На основании такой «вымышленной правды» зрители и будут формировать свое представление о России, её истории и её правителях. В антиутопии Джорджа Оруэлла было сказано:
«И если все принимают ложь, навязанную партией, если во всех документах одна и та же песня, тогда эта ложь поселяется в истории и становится правдой».
И ещё:
«Кто управляет прошлым, тот управляет будущим».
Оруэлл пытался в своих антиутопиях изобразить ужасное тоталитарное коммунистическое общество будущего. Он сильно удивился бы, узнав насколько точно предсказал законы развития медиа-капитализма западного образца во главе с Netflix, Facebook и YouTube.
И вот, в угоду современной политической конъюнктуре, Российскую империю в сериале представляют абсолютной автократией. Зрителю показывают, что царь единолично контролирует всё государственное управление: от религии до рядовых экономических вопросов. Но ведь это невозможно даже просто с позиции логики – один человек физически не мог бы этого делать. В России существовал весьма разветвлённый управленческий аппарат. Высшим государственным учреждением страны был Государственный совет. Из десяти департаментов состоял Сенат. Делами православной церкви руководил Синод. Определяющую роль в управлении страной играли министерства, а координационным органом над ними был Совет министров. За годы правления Николая II появился также и избираемый парламент – Государственная Дума.
Авторы сериала каждой деталью желают подчеркнуть закрытость, изолированность далёкой холодной страны от всего мира (на самом деле нет). А значит и все привычные монархиям процедуры в России должны происходить, по мнению авторов, закрыто и неприветливо. Так, коронацию Николая II представляют камерным событием, происходящим за закрытыми дверями. Хотя так же, как и во всём мире, в России это был абсолютно публичный ритуал. Да не просто публичный – это была ни с чем не сопоставимая череда массовых мероприятий! Одной только охраны было задействовано 82 батальона, 36 эскадронов, 9 сотен и 28 батарей! На коронацию съехались тысячи именитых гостей: вся европейская элита; журналисты, фотографы и художники со всего мира; представители Востока, Ватикана, англиканской церкви, восточных патриархий.
«Пришлось принять целую армию свит наехавших принцев»,
– запишет Николай II в своём дневнике. Авторам сериала не мешало бы опираться не только на измышления странных «консультантов», но и на документы. А ведь на коронации императора Николая II была впервые в истории (!) осуществлена репортажная документальная съёмка, для чего на мероприятии присутствовал французский журналист и оператор Камилл Серф. Его репортаж продолжительностью около двух минут стал настоящим хитом кинопроката того времени; его и сейчас можно без труда найти в сети. Но в сериале Мария Федоровна надевает корону на голову Аликс и произносит бессмысленное «Ты одна из нас». Что невозможно себе представить ни при каких обстоятельствах, так как только сам царь, как носитель самодержавной власти, мог короновать свою супругу, царицу.
И так далее, и тому подобное. Проект «Последние цари» совсем не похож на правдоподобную документалистику – гораздо больше он напоминает авторское художественное произведение. Так кто же его авторы, которые вводят нас в заблуждение?
Начнём с режиссёров, ведь по сути для любого кинопроекта это основные творцы. Адриан МакДауэлл – снимал короткометражное авторское кино, детективные и подростковые сериалы, шоу о «Формуле-1» и даже музыкальный клип. То есть всё что угодно, кроме исторической документалистики. Второй режиссёр Гарет Танли – снял эпизод для документального сериала о паранормальных явлениях «True Horror», ужасы «Creeped Out» и «Cold Call», а также триллер «Упырь». Тоже отличный послужной список. То есть для съёмок якобы документального фильма о гибели могущественной европейской династии режиссёров выбирали как угодно, но точно не за знакомство с материалом.
Ладно; допустим, что Nutopia ограничила ответственность режиссёров лишь контролем за уровнем драматизма, соответствием сценарию и подбором актёров. И что за фактчекинг в сериале отвечают специально привлечённые консультанты. Так кто же они? На первый взгляд кажется, что уважаемые люди, учёные, знатоки русской истории… или нет? Давайте познакомимся с ними поближе.
Дуглас Смит — американский исследователь и писатель. Считается авторитетным специалистом по истории России, так как знает русский язык и написал шесть книг. Эксперт чего-то про русский национализм. Ближе к распаду СССР занимался культурными проектами в американской дипломатической миссии в Советском Союзе и работал аналитиком на «Радио Свобода» – то есть разваливал нашу страну идеологически. В принципе, на Брайтон Бич много таких же «экспертов», которые знают русский язык, пожили в СССР и недолюбливали его. Но ладно, у Дугласа Смита хотя бы есть работы про Распутина и русское дворянство.
Доктор Марина Александрова из Техасского университета. Родилась в России, в Саратове – что, увы, никак не обеспечило ей знания истории родной страны. Изучает Марина русские революционные движения, культуру эпохи модерна и авангард. Как написано на сайте университета, сейчас она ведет авторский курс «Цари и мистики», который «исследует неправославные духовные практики и необычных исповедников российских правителей от Ивана Грозного до Николая II». То есть, вроде как, и учёная степень имеется… но звучит всё это как анонс к новому сезону «Битвы Экстрасенсов».
Ещё один «эксперт» – Саймон Себаг-Монтефиоре вообще даже не историк, а просто писатель-энтузиаст какой-то. Стоит взглянуть на его библиографию и многое становится понятно. «Екатерина Великая и Потёмкин: имперская история любви» и «Сталин: двор красного монарха» – да это же простая популяризация исторических пасквилей! Например, Сталин охарактеризован им как «молодой террорист, грабитель банков, поэт и любовник» (кстати, за это автор сразу же получил британскую премию «Лучшая историческая книга 2004 года»). Что ж, участие такого «непредвзятого консультанта по России» многое происходящее в сериале объясняет.
Например, этот чудо-«эксперт» манипулирует эмоциональными понятиями и круглыми, взятыми из ниоткуда числами. Не моргнув глазом Себаг-Монтефиоре сообщает:
«При подавлении революции Николай проявляет себя как по-настоящему кровавый и безжалостный правитель. Погибает, по разным оценкам, до 15 000 человек!»
Минуточку, с каких это пор непредвзятый эксперт уполномочен развешивать субъективные ярлыки «кровавый» и «безжалостный»? Это же банальная манипуляция зрителем. Разве вы где-нибудь видели мирное подавление революций? Да и о количестве жертв тоже очень удобная оговорка: «по разным оценкам». То есть берём, например, официальную оценку в 10 000 человек, добавляем свою в 20 000, и получаем 15 000 «по разным оценкам». Тяп-ляп – и готово.
Кстати, сразу после этого комментария в сериале следуют документальные кадры якобы расправы над участниками революции 1905 года. На самом же деле на кадрах хроники запечатлен расстрел латышских коммунистов белогвардейцами в 1919 году. После кадров хроники зрителю ещё демонстрируют фотографию царских репрессий. И тут тоже «мимо тазика» – на самом деле на фото красноармейцы, повешенные белогвардейцами во время гражданской войны и иностранной интервенции 1918-1921 гг. Интересно, подал ли в суд Себаг-Монтефиоре на авторов сериала за подтасовку исторической фактуры вслед за его комментарием? Мы думаем, что если не подал – значит, его всё устраивает.
Дальше – больше. В другом фрагменте господин Монтефиоре выдаёт желаемое за действительное:
«Ленинское видение власти рабочих предполагало физическое уничтожение царской семьи и самого императора-самодержца. Ленин согласен в случае подхода белых дать разрешение уральским боевикам на физическое уничтожение всех членов семьи».
И где же задокументировано такое ленинское видение? Владимир Ильич оставил нам в наследие десятки тысяч страниц текста, но нигде не расписывался в необходимости физического устранения царской семьи. Похоже, господин «эксперт» просто выдумал это утверждение о Ленине.
Крест на себе как на эксперте Себаг-Монтефиоре ставит утверждением: «Весьма удивительно, что у этой революции нет руководителей». Что это за революция, у которой нет руководителей? Прям цветная революция по-американски: недовольный народ поднялся и сам сверг ненавистный режим. Знаем-знаем как это делается. У любой революции есть интересант, который в меру возможностей реализует задуманный сценарий. То, что господину Монтефиоре руководители русской революции неизвестны – не означает, что их не было. А означает лишь, что мнение господина Монтефиоре стоит не дороже мнения любого посетителя Макдоналдса.
Далее идет доктор Филиппа Хетерингтон. Вот цитата с её страницы на сайте университета:
«Я преподаю современную евразийскую историю в Школе славянских и восточноевропейских исследований Университетского колледжа Лондона, где я исследую и преподаю культурную, социальную и правовую историю императорской России и раннего Советского Союза в глобальном и транснациональном контексте. В более широком смысле моя работа исследует пересечения истории международного права с биополитикой и феминистской теорией, особенно в контексте империи и при социализме».
Биополитика и феминистская теория? Это вообще наука? За что она получила звание доктора? В «Википедии» есть описание термина «биополитика». Например, цитата: «В исследованиях политики на основе постструктурализма и постмодернизма биополитика используется для анализа и разоблачения власти». Почитайте, чем занимаются люди под видом научной деятельности, там прямо смешно.
Не удивительно, что при такой каше в голове госпожа Хетерингтон совершает, вероятно, самую грубую ошибку в сериале, называя Думу «избранным правительством». Более того, в 5 эпизоде мы слышим даже о каком-то «президенте Думы». Напомним, что в царской России Государственная Дума была органом законодательной власти с целым рядом ограничений, и то не сразу (сначала – всего лишь законосовещательным учреждением). И Думу возглавлял председатель, а никакой не президент.
В другом фрагменте доктор Хетерингтон называет Николая II «представителем Бога на земле». Такой пассаж, видимо, понятен западному зрителю (по аналогии с папой римским), но в корне искажает действительную роль русского самодержца. Во время церемонии венчания на царство свершалось второе в жизни вступающего на царство монарха таинство миропомазания. Оно символизировало его царскую миссию, уподобляя её по ответственности и сложности священству. Царь назывался «помазанником Божьим», то есть его дело было благословлено высшими силами. Называть русского царя «представителем Бога на земле» – это как называть отличника представителем учителя. Но вероятно с точки зрения биополитики и феминистской теории разницы нет.
Но, конечно, ключевой «эксперт» сериала – доктор Пабло де Ореллана. Преподает на кафедре военных исследований. В биографической справке описан как «междисциплинарный ученый, изучающий дипломатию, национализм и взаимосвязь между искусством и конфликтом». Никаких научных работ о России у него нет. Но вещает он как настоящий знаток русской истории.
Например, когда речь заходит про руководителя расстрела царской семьи Юровского. Что нам говорит де Ореллана об этом человеке?
«Доверие к царю в войсках окончательно рухнуло. Яков Юровский – один из военных, которому предстоит сыграть серьезную роль в истории семьи Романовых. Он санитар на передовой».
Это чистейшее враньё. Юровский ни дня не был на фронте и служил фельдшером по месту жительства. Он в своей автобиографии сам пишет, чёрным по белому : «Февральская революция застала меня в Екатеринбурге». Но для драматизма авторам необходимо показать, что Юровский не простой убийца, а часть переживающей трагедию армии.
Они же так хотят показать, что в русской армии всё плохо. Что ещё в 1915 году Николай II Первую мировую войну якобы проиграл с разгромным счетом. Что к началу 1916 года «целые батальоны уходят в тыл», солдаты не подчиняются командирам, армия требует мира… понятно, да? Ни одна другая армия мира не требует, а вот именно в России – потребовала? Чистейшая ложь. С момента вступления императора Николая II в должность верховного главнокомандующего в 1915 году ход войны резко изменился и никаких стратегических поражений наша армия больше не несла. Было остановлено наступление германских войск, установлено абсолютное господство русского флота на Чёрном море, разгромлены турецкие силы и взят Эрзерум, реализован Брусиловский прорыв и так далее. Бывший во время войны сперва Морским министром, а после и Военным министром Великобритании У. Черчилль, располагавший всеми агентурными данными, категорически утверждал, что Россия стояла у самого порога победы. С этой же точкой зрения впоследствии соглашался и Адольф Гитлер. Германия пала в 1918 году уже даже без участия России в войне, а при участии – пала бы много раньше. На весну 1917 года было намечено всеобщее наступление. Уже прорабатывались сценарии торжественных парадов в Берлине, Вене и Константинополе…
Но вернёмся к «дну в мире экспертов по истории», многоуважаемому господину де Ореллане. Когда он произносит «великий князь Николаша», это не вызывает ничего, кроме желания прикрыть лицо от стыда. Настолько же нелепо было бы называть Александра Македонского «Великим Саньком», и это уж точно никак не соответствует статусу документалистики. «Николашей» великого князя Николая Николаевича называли исключительно в семейных кругах, и такое семейное прозвище никак не могло упоминаться в сочетании с его официальным титулом.
Рассказывая о кровавом воскресенье, де Ореллана упоминает каких-то детей, сидящих на ветвях деревьев, по которым стреляют, и о последовавшей за этими событиями кровавой резне. Жуткая картина!, но рождена она исключительно больной фантазией де Орелланы – фактов, подтверждающих это, не существует. Но, пожалуй, самая дикая цитата де Ореллана:
«Это чудовищное злодеяние, люди видят изрешеченного пулями ребенка, висящего, как на кресте, на решетке Зимнего дворца!»
До такого кровавого фарса не додумались даже режиссёры фильма «Зомбиленд»!
Невежество сценаристов и псевдо-экспертов поражает на каждом шагу:
Но, к счастью, всё тайное рано или поздно становится явным. На сайте Лондонского королевского колледжа Пабло де Ореллана без всяких стеснений в одном из интервью объясняет, как он попал в «Последние цари»:
«Помимо того, что я заядлый любитель документальных фильмов, у меня также есть некоторые связи с этой индустрией через друзей. Мой друг был продюсером этого проекта и изначально пригласил меня дать комментарий о национализме. Но по ходу работы над сериалом я всё больше вовлекался как эксперт по истории в самом широком смысле».
И здесь же сам де Ореллана откровенно даёт объяснение примитивному уровню подачи информации в сериале:
«Последние цари… фокусируется на том, чтобы вести повествование в настолько доступном формате, насколько это только возможно. Это был основной приоритет, установленный Netflix-ом в ходе переговоров с Nutopia… Это объясняет многие производственные решения, от включения утрированных игровых эпизодов до изложения истории на уровне средней школы… Это история в изложении для школьников, донесённая до максимально широкой аудитории… Проект должен был стать максимально доступным, что не только делает излишней подробную аналитику, но и подталкивает к выбору в пользу упрощения, как при обучении детей».
Воспринять этот материал за чистую монету может только очень недалёкий зритель. «Кинопоиск» зря в своей рецензии пишет, что «историки подробно разбирают действия самого Николая II и его министров и объясняют, к каким последствиям они привели». Нет в «Последних царях» ни историков, ни подробного разбора, ни причинно-следственных связей. Есть лишь желание взять и всё упростить. До уровня Шарикова.
Которому, в принципе, и мавзолей в 1905 году ничем не плох.
Вы можете посмотреть выпуск нашего видеоблога, посвящённый сериалу «Последние цари».
«Смерть Сталина»: художественный фильм, комедия, 1 час 47 минут. Производство Gaumont, 2017 г.
Этот французско-британско-бельгийский фильм снят в 2017 году как бы вы думали, по мотивам чего? По мотивам исторических событий? По мотивам чьих-нибудь воспоминаний? Не угадали: по мотивам «графического романа», а проще говоря – комикса. Так и называется комикс: «Смерть Сталина», издан во Франции ещё в 2010 году. Вы думали, они там только про Астериксов и Обеликсов рисуют? Как бы не так.
То ли в виде классических книг исторический материал местная публика воспринимать уже разучилась. То ли специально выбрали максимально простой формат, чтобы любому, даже неграмотному человеку рассказать о Советском Союзе в правильном демократическом свете.
В одной из рецензий на Кинопоиске сказано: «фильм является лишь адаптацией французского графического романа-сатиры, что уже снимает с него ответственность за очернение исторических фактов». Позвольте, но где же логика? Если авторы фильма использовали документальные источники, но переврали и исказили их, то ответственность на них лежит. А если точно такое же самое они снимут, сославшись на комикс – это, якобы, снимает с них ответственность?
А ведь и комикс, и снятая по нему кинолента представляют собой практически эталонный сборник всех заплесневелых лживых штампов, которыми уже много лет на Западе принято рисовать СССР:
Самое удивительное в этом фильме то, что он классифицирован как комедия. Во-первых, в христианской традиции любая смерть, как бы не относиться к покойнику – уж точно не повод смеяться. А во-вторых, у авторов фильма удивительно плохое чувство юмора. Сложно представить себе, что именно в этом фильме может заставить улыбаться образованного человека. Неужели в современном киноискусстве смех должны вызывать только невероятные кривляния и сапожная матерщина? Ведь больше никакой юмористической фактуры в фильме нет. Даже на банановой кожуре никто не поскальзывается.
Впрочем, есть один слой, который для западного зрителя может быть смешон, но при этом непонятен зрителю российскому. Вероятно, западным обывателям приятно смеяться над образами высших государственных деятелей СССР, низведённых до уровня третьесортных клоунов. Ведь это так весело! – представить себе, что этой огромной и страшной страной, которой они много десятилетий боялись, оказывается управляли клинические идиоты!
Очевидно, что фильм однозначно рассчитан только на западную аудиторию. И, кстати, есть большой плюс в том, что картина никак не пытается заигрывать с русскоязычным зрителем – за счёт этого авторы лишены необходимости учитывать контексты восприятия в России и соблюдать хоть какие-нибудь рамки приличий. Любая возможность обмазать нашу страну дерьмом и показать в самом неприглядном виде пущена в ход. Но не торопитесь принимать происходящее в кадре за чистую монету. Авторы не просто ошибаются в отражении исторических событий – они многократно и злонамеренно искажают реальность.
Единственная русскоговорящая актриса, которая снялась в этой лже-исторической чернухе – украинка Ольга Куриленко.
«Сценарий был очень смешным, и я, конечно же, захотела получить роль в этом фильме»,
– говорит она в одном из интервью. Ну-ну, что же такого смешного ей предстояло сыграть? В свои 37 лет Куриленко играет пианистку Марию Юдину, которой в хронологии картины должно быть 54 года. В начале фильма товарищ Сталин просит прислать ему запись 23-его концерта Моцарта в исполнении Юдиной, который он слышит по радио. Но запись не велась, и поэтому оркестр под прицелами НКВД вынужден исполнять произведение ещё раз специально для записи.
Сталин действительно хорошо разбирался и высоко ценил классическую музыку – об этом есть многочисленные свидетельства современников. Однако достоверность эпизода про запись пластинки «специально для товарища Сталина» крайне сомнительна. Начать с того, что по своей продолжительности 23-ий концерт Моцарта никак не мог уложиться на одну пластинку – их должно было быть минимум три. Да и вообще, выпуск концерта в одном экземпляре абсурден: если сам Сталин так ему благоволил и раз уж запись была сделана – почему же концерт позднее не выпустили большим тиражом?
Вообще эта история с записью пластинки известна только из книги «Свидетельство» музыковеда Соломона Волкова. Книга эта представляет собой мемуары Дмитрия Шостаковича, якобы надиктованные им Волкову. Вышла книга в разгар холодной войны, в 1979 году, в США на английском языке. На русском никогда не издавалась. Вдова и друзья композитора отвергают подлинность книги. Оригинальные записи Волкова – утеряны и никогда не были доступны для научного исследования. Такая вот ненадёжная книженция. А ни один другой документальный источник истории с записью пластинки не фиксирует.
Но даже от этой сомнительной книжки Волкова авторы фильма ушли чрезвычайно далеко. В фильме Мария Юдина отказывается повторно играть для тирана, который убил её отца и брата (хотя только что играла). И соглашается алчная тварь только выторговав у директора радиокомитета 20 000 рублей. А когда пластинка готова – самовольно вкладывает в неё для Сталина записку вызывающего содержания (совершенно не боясь последствий).
Если же поверить книге Соломона Волкова, эпизод с записью концерта произошёл в 1943 году – а не в 1953, как в фильме. По книге, прослушав запись, Сталин отправил талантливой пианистке конверт с 20 000 рублей. Юдина пожертвовала эти деньги своей церкви, о чём и сообщила Сталину в обратном письме, поблагодарив и прибавив, что будет молиться за него. Также стоит отметить, что отец Марии Юдиной, известный советский врач, ученик Склифосовского и Герой Труда, умер своей смертью в 79 лет. А оба её брата, Лев и Борис Юдины, скончались существенно позже момента действия фильма – в 1964 и 1986 годах. Наконец, одна из учениц Марии Юдиной свидетельствовала, что та не была диссиденткой, ничего не провозглашала и никаких писем протеста не писала.
Неизменной авторы фильма сохранили только сумму – 20 000 рублей. Так, значит, вот что имеется в виду, когда пишут оговорку «фильм основан на реальных событиях»?
Собственно, весь фильм далее поставлен в точно такой же манере: персонажи вроде бы реальные, события вроде бы исторические, но ложь и подтасовка фактов – абсолютно в каждой детали.
Мавзолей – без надписи «Ленин и Сталин» (забыли?).
Жуков – генералиссимус (ну здесь-то зачем наврали?!).
«Волжская тюрьма» в Сибири (географию тоже не учили).
НКВД расстреливает людские толпы, прорывающиеся проститься с телом Сталина (на самом деле нет, естественно).
Золотой императорский двуглавый орёл на здании Исторического музея (но нет, его демонтировали летом 1935 г.).
И, конечно, лексикон советской управленческой элиты на уровне IQ паршивенького ковбойского ранчо: «Вы все поцелуйте мой советский зад» и «Сегодня Берия получит двухметровое распятие себе в жопу!»
Все искажения перечислить просто не представляется возможным. Но если взглянуть на картину «по гамбургскому счёту», то какие основные стереотипы она пытается отпечатать в голове у поверхностного зрителя?
И это, пожалуй, единственное, в чём кинолента действительно недалека от истины. Конечно всё происходило не так, как в фильме. Берия не оказался на месте трагедии первым, не мог выкрасть и сжечь никакие бумаги. Члены ЦК не таскали тело вождя по даче. Никакая Лидия Тимашук для поиска врачей не привлекалась. Консилиум у тела Сталина проводили не отловленные по городу чмошники, а высочайшие медики страны: министр здравоохранения, главный терапевт Министерства здравоохранения, члены Академии медицинских наук, заслуженные профессора. Но действительно спасти умирающего не было уже никакой возможности, поскольку драгоценное время было упущено. И члены ЦК действительно не были чересчур расторопны в этой критической ситуации – это отмечают практически все исследователи смерти Иосифа Виссарионовича.
Так ли это? Конечно, в стране и в партии были ключевые лидеры, как и в любом другом обществе. Однако если из всей управленческой элиты США восьмидесятых годов ХХ века мы знаем только Рональда Рейгана – это же не повод считать, что вообще все решения в стране принимал лично он один?
На протяжении всего фильма фигурируют только семь государственных чиновников: Маленков, Молотов, Берия, Каганович, Микоян, Хрущёв, Булганин. Именно всемером они сразу после смерти Сталина проводят какое-то странное собрание в узком помещении, подозрительно напоминающем прощальный зал крематория. При этом внутри (!) зала стоят два охранника, а над дверью за ними гордо зияет незадекорированная постановщиками табличка с надписью «Exit».
На самом же деле руководящим органом КПСС в начале 1953 года был Президиум ЦК КПСС, который состоял из 25 (!) членов и ещё 11 кандидатов в члены. Кроме того, существовали и другие структуры: Совет Министров и Президиум Верховного Совета СССР. 5 марта, ещё за час до окончательной смерти Сталина, было проведено совместное заседание всех эти структур, на котором присутствовало не семь, а 233 человека. Председательствует на этом мероприятии Хрущёв, а не Маленков. Булганин, кстати, не присутствует, поскольку именно он дежурит в этот момент у постели умирающего. А генеральным секретарём партии Маленкова не избирали, поскольку этой должности в КПСС тогда просто не было!
Авторы картины вообще удивительно плохо подготовились по части знакомства со структурой управления Советского Союза. Скорее же всего – не готовились вовсе, а лишь заглянули в википедию. Но не в тот раздел, и не за тот год! Даже должности главных героев высших руководителей СССР – и те переврали (за исключением одного только Хрущёва – случайность ли это?).
Молотов представлен министром иностранных дел, хотя к 1953 году уже четыре года как эту должность занимает Андрей Вышинский. Молотов вновь возглавит МИД уже только после смерти Сталина.
Маленков называет себя «и.о. генсека», то есть и.о. отсутствующей должности. В титрах его должность приводится как «зам.Сталина» – такое, понятно, в трудовой книжке не напишешь. Сталин был председателем совета министров, и действительно существовал институт заместителей председателя совета министров. Но вообще-то их было более десяти, и не только Маленков, но и все остальные герои фильма (кроме Хрущёва) также были заместителями пред.совмина. А правом подписи за Сталина обладали три человека – помимо Маленкова ещё Берия и Булганин.
Булганина в титрах называют министром обороны, хотя он станет им станет только 15 марта. На момент смерти Сталина Булганин – первый заместитель председателя Совета Министров СССР, то есть первый заместитель Сталина – по должности старше Маленкова, который просто заместитель.
Кагановича представляют «Председателем гос.комитета по вопросам труда и зарплаты». Каганович такой комитет действительно возглавлял… вот только комитет был образован лишь спустя два года после событий фильма, в мае 1955 года. На момент действия фильма Лазарь Моисеевич был ещё одним заместителем председателя Совета Министров СССР.
А Микоян указан авторами картины как министр торговли – снова мимо тазика. Он был министром внешней торговли СССР до марта 1949 года, а министром торговли стал позже, с августа 1953 года. На момент действий фильма Микоян всего лишь ещё один из заместителей Сталина в Совете Министров. Уже четыре года как не министр.
Но небольшой нюанс состоит в том, что НКВД уже 7 лет как не существовало вовсе – ещё в 1946 он был преобразован в МВД. Берия же оставил свой пост в НКВД ещё в 1945 году, сосредоточившись на работе в Специальном Комитете над советским атомным проектом. Бывшим НКВД, а теперь МВД руководил Сергей Круглов. А альтернативной силовой структурой, Министерством Государственной Безопасности (МГБ) – Семён Игнатьев, с которым у Берии были «нелады». Да, конечно Берия оставался одной из самых значимых фигур в высшем советском руководстве; однако формально он был всего лишь одним из членов Президиума ЦК КПСС. И, кстати, маршалом. А ещё – почётным гражданином Советского Союза. Такого звания в истории удостоились всего двое: Лаврентий Берия и Игорь Курчатов.
И лучшей иллюстрацией этого авторы фильма представляют убийство, казалось бы, всемогущего Берии всего через пару часов после похорон Сталина. Но даже у самого доверчивого зрителя наверняка вызовет вопросы расстрел на заднем дворе Кремля, сжигание тела и развеивание пепла по ветру. Эту дичь даже комментировать излишне.
Лаврентий Павлович Берия и правда был арестован на заседании Президиума ЦК, и Жуков действительно лично участвовал в аресте. Однако произошло это спустя 112 дней после смерти Сталина. А за эти три с половиной месяца Берия, как один из лидеров партии и правительства, успел инициировать поистине колоссальные реформы. Любопытно то, что скорее всего вы о них ничего не слышали. А ведь Берия:
Смерть Лаврентия Берии овеяна мифами. По официальным данным следствие длилось полгода, а дело его рассматривал специальный орган Верховного суда под председательством маршала Конева. Но некоторые исследователи и журналисты утверждают, что Берия был убит в день ареста. Неопровержимых доказательств эта версия не имеет, но именно она, как наиболее эффектная, принята авторами фильма как истина в конечной инстанции.
Да уж. Нашим западным «партнёрам» нет дела до тонкостей истории нашего государства. Они просто рисуют ту картинку, которую нужно показать своему зрителю. Журналист Тим Льюис в журнале Observer так отозвался о «Смерти Сталина»:
«С неожиданной исторической достоверностью изображена некрасивая борьба за власть, которая последовала за кончиной советского деспота».
Вот всегда у них так, главное – не сделать достоверно, а сказать о том, что сделано достоверно. Ну, и Сталина не забыть деспотом назвать.
А что же Армандо Иянуччи, режиссёр этой эпической киноленты? Цитата:
«Всё, подходящее под определение «крайне странно, но всё-таки правда», рассматривалось для включения в фильм. Я думал разместить титры «Это правдивая история…», но потом подумал: нет, просто смотрите всё как есть, и будет классно, если впоследствии вы выясните, что по большей части это правда».
Отрадно слышать это от человека, в чьей творческой группе не оказалось ни одного консультанта по истории. Ни одного! – титры идут в конце фильма 7 минут 12 секунд, в них указаны сотни человек: дрессировщики животных, водители, стажёры. Но консультанта по истории – ни одного. Видимо, единственный исторический источник, который может воспринять Ияннуччи – это злосчастный французский комикс. И эти люди искренне считают себя просвещённой Европой?
Товарищ Сталин во время войны однажды сказал: «Я знаю, что после моей смерти на мою могилу нанесут кучу мусора. Но ветер истории безжалостно развеет её!» Мы полагаем, что он имел в виду именно фильм «Смерть Сталина». И нам кажется, что ветру истории мы сегодня немного помогли.
Вы можете посмотреть выпуск нашего видеоблога, посвящённый картине «Смерть Сталина».
«Екатерина Великая»: мини-сериал, 1 сезон, 4 эпизода, 3 часа 55 минут. Производство HBO, 2019 г .
На волне успеха чернушного сериала «Чернобыль» в 2019 году HBO вновь решил запустить свои лапы в закрома русской истории. На сей раз их выбор пал на Екатерину 2. В принципе-то понятно, фигура для западного мира знаковая: бывшая немка-лютеранка 34 года на престоле гигантской православной империи.
Однако хорошее историческое кино у HBO не получилось. Плохое историческое кино тоже не получилось: вышел неуклюжий псевдо-исторический пасквиль для тех, кто Россию от Малайзии на карте мира не отличит. Примечательно, что снимали русские пейзажи в Латвии, которая сегодня ничего русского на дух не переносит. Но при этом очень гордится своим архитектурным памятником – Руентальским дворцом, который построил придворный архитектор русского двора на русские же деньги. Именно в этом замке продакшн-студии HBO и снимали чернушную фальшивку о Российской Империи. Удивительный исторический цинизм.
Сериал имеет выдающийся кастинг. Авторам советского фильма про мушкетеров ставят в вину, что Д'Артаньян в исполнении Боярского уже зрелый мужчина, хотя должен быть наивным юнцом. Но это цветочки по сравнению с 73-летней Хелен Миррен, которая играет 33-летнюю Екатерину 2. На экране проходят десятилетия, а главная героиня как была старушкой, так и остаётся – никто ничего не заметил. Любопытно, что ничего не заметила и дирекция фестиваля «Золотой Глобус», номинировав Миррен за это возрастное перевоплощение на лучшую актрису мини-сериала или ТВ-фильма.
Напомним читателю, что Хелен Миррен – урождённая Елена Васильевна Миронова, русская по отцовской линии. Возможно, этим объясняется её такое жаркое стремление сыграть русскую императрицу даже не смотря на очевиднейший возрастной диссонанс. Ладно, можно принять во внимание, что Хелен Миррен ещё и продюсер картины – проб, очевидно, не проходила. Но вот Григория Потемкина, которому в хронологии сериала должно быть 26 лет, играет Джейсон Кларк, которому, на минуточку, 52 года (это, к слову, тот самый Джон Коннор из «Терминатора»). А Ричард Роксбург в свои 60 играет 30-летнего Григория Орлова. Такие решения по кастингу со всей очевидностью констатируют, что историческая достоверность авторов никоим образом не заботила.
Не заботит их и достоверность географическая. Единственное, что средний западный обыватель точно знает о России – то, что она огромная. Поэтому в титрах можно встретить, к примеру, «Северная Россия». Хотя мы не делимся на северные и южные части, как скажем США. Или другой пример места действия: «Санкт-Петербург. Шлиссельбургская крепость». Шлиссельбург и сейчас-то отдельный город в Ленинградской области. А в то время от Петербурга его отделял минимум день пути верхом.
Ещё пример: путешествие Екатерины в Крым показано как сплав вниз по течению Днепра в сторону моря. Сразу после выхода из устья реки процессия почему-то оказывается на Севастопольском рейде – географию, очевидно, учили по глобусу Украины. К тому же хорошо известно, что из Херсона в Перекоп и далее до Севастополя Екатерина передвигалась по суше. Было это в мае 1787 года, а вовсе не зимой, как показывает нам HBO.
Весь сериал плотно усеян подобными ляпами. Как и водится в исторических фильмах про Россию, консультантов позвать забыли. Или позвали каких-то проходимцев. Форма солдат, дамские наряды и в целом костюмы мало что имеют общего с реальной одеждой того времени. С менталитетом и нюансами быта – ещё хуже. К примеру, Екатерина в фильме обращается к президенту коллегии иностранных дел не иначе, как «министр Панин». В реальности было бы «граф Панин» или просто «Никита Иванович», никаких министерств в Российской Империи до Александра Первого не было. Однако для упрощения восприятия западным зрителем на Екатерининскую Россию калькой перенесены типичные западные манеры.
При встрече Екатерина почему-то называет Потёмкина лейтенантом, хотя звание такое существовало тогда исключительно на флоте и никак неприменимо к героям фильма.
Или вот: во время доклада Алексея Орлова все присутствующие в зале стучат по столу в знак одобрения. Эта выдумка авторов сериала призвана уподобить манеры в русском высшем обществе какому-то пиратскому сброду. Конечно же и в армии, и при дворе существовали правила поведения, которые строго соблюдались.
«Екатерина Великая от HBO так неангажированно показывает русскую историю, что сериалу прощаешь всю клюкву»,
пишет одно из онлайн-изданий. Нет уж, извините! – мы и клюкву простить не можем, и неангажированности совершенно не наблюдаем. Всё ровно наоборот: на лицо типичный предвзятый анти-русский подход к изображению нашей страны. Авторы западного сериала не забывают подчёркивать совершенную культурную несамодостаточность русских и глубокое заискивание перед «великой западной культурой». Чего стоит эпизод, когда Потёмкин, стоя на берегу Севастопольской бухты, говорит, что на улицах этого города будет звучать великий Моцарт. Ну да, вполне возможно, что к моменту, когда Потёмкин был в Крыму, про Моцарта он уже знал. Правда, немного в другом контексте. Русский посол в Австрии Андрей Разумовский писал Потёмкину о том, что в Вене есть молодой талантливый музыкант Моцарт, который находится в крайне тяжёлом финансовом положении, еле сводит концы с концами и готов переехать в Россию, если получит поддержку. Так что это ещё вопрос, кто перед кем заискивал в XVIII веке
Екатерина подаётся в сериале именно как светоч прогрессивной западной мысли, к несчастью попавший в дремучее русское болото. Самый яркий пример – что-де просвещённая, либеральных корней императрица изо всех сил хотела отменить, наконец уже, крепостное право в России. Хотела-хотела, но злые тёмные русские все как один этому очень нелиберально противились. А Екатерина с делами замоталась и как-то забыла отменить. Сложнейший национально-исторический процесс низведён в сериале до уровня голосования на Евровидении: это хочу, то не хочу. Ну так, чтоб попроще.
Здесь важно отметить, что именно в эпоху правления Екатерины 2 крепостное право в России достигает своего апогея несправедливости. Ранее, в Петровскую эпоху, «крепостными» были фактически вообще все люди в России, включая дворянство. Ведь дворяне обязаны были служить, а крестьяне служили дворянам для того, чтобы те могли спокойно выполнять свои функции. Но после того, как муж Екатерины 2 Пётр III издал свой «Манифест о вольности дворянской», крепостное право по сути лишилось своей моральной основы. Раз теперь дворянам служить уже было не обязательно, то возникает резонный вопрос: на каком основании они владеют крепостными крестьянами? Получился дисбаланс: ключевую обязанность дворянам отменили, а ключевое право – сохранили. А «Жалованная грамота дворянству», которая была дана Екатериной 2, ещё больше усугубила эту несправедливость. К тому же при Екатерине были массовые раздачи государственных крестьян в частную собственность, число крепостных крестьян очень сильно росло. По мере дробления дворянских имений между многочисленными отпрысками на каждого дворянина приходилось всё меньше и меньше крестьян. В то же время финансовые запросы европеизированного дворянства постоянно росли… Так что увы, не смотря на возвышенную переписку с гуманистом Вольтером, положение крепостных крестьян при Екатерине 2 сильно ухудшилось.
Теперь давайте посмотрим, кто окружает Екатерину в сериале. Ведь в жизни Екатерина собрала вокруг себя блистательную плеяду выдающихся политических деятелей, деятелей культуры и искусства. Ей была присуща способность находить достаточно одарённых во всех отношениях людей, особенно – на раннем этапе своего правления. Изначально это были молодые, амбициозные люди, у которых не было, как сейчас говорят, «глубокого бэкграунда». Многие из тех, кто участвовал в перевороте Екатерины 2, позже вошли в ближний круг императрицы. Понятно, что в таком деле, как дворцовый переворот, активное участие принимают действительно достаточно незаурядные, одарённые личности. Например, самый известный из фаворитов Екатерины Григорий Потёмкин – как-раз один из непосредственных участников переворота.
Но увы, вместо исторически правдоподобных персонажей в сериале мы видим сплошных экзальтированных героев комиксов. К примеру, заговорщик Василий Мирович. Хочет освободить из заточения свергнутого императора Иоанна Антоновича. В лучших традициях голливудского кино Мирович прямо среди бела дня вербует себе подельников среди офицеров и солдат. Но почему солдаты и офицеры не схватят его? И почему императрица ничего не делает, хотя и знает, что Мирович сеет смуту? Кстати, в реальной жизни нет никаких подтверждений тому, что Екатерина и Мирович вообще встречались. Скорее всего, императрица даже не знала, как Мирович выглядит, до момента суда над ним.
А в нашем «шедевре» от HBO далее Мирович штурмует крепость Шлиссельбург. Штурмует так эффектно, что любой полководец позавидует – стремительным броском с артиллерийской поддержкой. Однако на самом деле подпоручик Мирович служил в карауле Шлиссельбургской крепости. То есть должен был бы участвовать в отражении штурма, если бы таковой был. Разумеется, никакой битвы за крепость не было и в помине: Мирович, пользуясь своим офицерским званием, просто поодиночке вызывал солдат из своего караула и предлагал им принять участие в заговоре. Но в HBO решили, что для пламенного борца с русским самодержавием такая фактура мелковата.
Как же в сериале показан Григорий Потёмкин? Герой многих войн, патриот, высочайший государственный деятель. В сериале есть сцена, когда князь наблюдает за тем, как бунтовщик Пугачёв поносит по чём свет императрицу. И что же Потёмкин делает потом? – молча разворачивается и уезжает. Мы даже не о том, что Григорий Александрович Потёмкин вряд ли когда-либо встречался с Пугачёвым – ведь руководителем комиссий по расследованию пугачёвского бунта был не он, а его троюродный брат, Павел Сергеевич Потёмкин. Но просто подумайте – именно так должен был бы поступить офицер? К тому же и не просто офицер: к моменту восстания Пугачёва он уже генерал, своим положением во многом обязанный именно Екатерине. Ведь в начале своей карьеры светлейший князь Таврический служил всего лишь вахмистром конной гвардии. Потом императрица собственноручно произвела его в подпоручики. В сериале же граф Орлов напоминает Екатерине: «Помните этого юношу, лейтенанта Потемкина?» Юношу! Лейтенанта! Консультанты-проходимцы снова всё спутали с Д’Артаньяном, лейтенантом королевских мушкетёров. Пожалуй, это главное, что нужно понять об уровне компетентности авторов этого фильма.
«Сериал Екатерина Великая – для людей, которые интересуются культурой и историей».
Ни много, ни мало – именно так написано в одной из рецензий на IMDB. К великому сожалению, это совершенно не соответствует действительности. Ни настоящей русской культуры, ни настоящей русской истории в этом сериале не увидеть. Это просто очень плохое псевдо-исторические кино про псевдо-Россию. С глупостями, ошибками, откровенной ложью и развесистой клюквой в угоду сегодняшней конъюнктуре.
Вы можете посмотреть выпуск нашего видеоблога, посвящённый сериалу «Екатерина Великая».
Ещё Владимир Ильич Ленин называл важнейшим из искусств кино. Современный обыватель любит ходить на премьеры и по вечерам смотреть сериалы. Киноиндустрия научилась делать впечатляющие проекты. Но увы! — пока глаза наслаждаются картинкой, мозг не успевает анализировать смыслы.
Увидев что-либо в фильме, «снятом на основе реальных событий», мы начинаем считать это чистой правдой. Хотя чаще всего исторические факты нагло фальсифицируют. Иногда ради повышения драматизма, а иногда и в угоду политической повестке.
Случайно ли русских в западных фильмах показывают угрюмыми дураками? Случайно ли плохие ливийцы появились в кино во время правления Муаммара Каддафи? Случайно ли Netflix и HBO выделяют миллионы долларов на исторические проекты? Нет-нет, такие «случайности» — не случайны.
Мы запускаем видеоблог об исторических фейках в современных фильмах и сериалах!
Первый выпуск посвящён мини-сериалу «Последние цари» (The Last Czars, Netflix, 2019). Этот кино-проект представляет зрителю исковерканную трактовку истории России начала XX века. Революция и события Первой мировой войны, фигура императора Николая II, его отречение от престола и гибель династии Романовых — всё искажено до неузнаваемости. Сериал стал настоящим анти-рекордсменом по числу подтасовок фактов и откровенной лжи.
Кто и зачем сделал такую грубую работу? Ошибка ли это, халтура или хитрый умысел? Кто авторы фильма и кто его исторические (якобы) консультанты? Ответы вы найдёте в этом видео:
Смотреть выпуск «Последние цари» на YouTube, Смотреть выпуск «Последние цари» во ВКонтакте, Смотреть выпуск «Последние цари» на RuTube.
Страница выпуска «Последние цари» на нашем сайте: https://vizivayteistorika.ru/video-poslednie-tsari/