Ещё теги
на уровень «Промо уровень», а после этого дополнительно оплатить доступ к архиву
Тонкий слой цивилизации, или руины Древнего Египта на берегах Невы
Когда едешь на машине из центра Петербурга по направлению в Петергоф, Царское Село, Гатчину или Павловск, то по мере движения к окраинам города невольно отмечаешь архитектурную деградацию. Как будто в какой-то момент здесь поселилось иное племя, не только не состоящее в родстве с населявшими когда-то этот город жителями, но даже неспособное хотя бы воспринять увиденное, пропустить через свою культурную матрицу и воплотить переосмысленное в новом виде.
И тут на ум приходит сравнение с Египтом. Была когда-то древняя цивилизация, которая оставила после себя величественные сооружения — пирамиды, храмы, статуи. Потом этой цивилизации не стало, с веками ее земли освоили иные народы, так что подавляющее большинство населения современного Египта не имеет никакого отношения к древним египтянам. И этот контраст между останками исчезнувшей цивилизации и нынешней культурной действительностью бросается в глаза явно не в пользу последней. В этом смысле современные египтяне по отношению к культурному наследию древних египтян являются такими же туристами, что и приехавшие охотники за достопримечательностями из других стран.
Но в нашем случае, получается, все еще хуже. Вроде бы тот же народ, язык, культура. И вдруг невероятный провал с резким переходом от модерна к коробкам в ближневосточном стиле. А потом какие-нибудь археологи в далеком будущем будут гадать, отчего же произошел такой упадок. Цивилизация — это тонкий культурный слой на теле народа, как почва в тундре. Нарушить — легко, восстановить — очень трудно. Весь этот «праздный» класс, который уничтожила революция, создается обществом на протяжении долгих столетий для выполнения ряда важнейших функций, одна из которых — выполнение культурной миссии в самом широком смысле этого слова. И мы убили этот класс в то самое время, когда он выполнял эту миссию достойно, на взлете, освобождаясь от пут ученичества и комплекса неполноценности перед Западом. Вот сколько уже воды утекло со времен госплана, но «культура» строительства и жизни в коробках не умирает. Видимо, ждать каких-то существенных перемен надо будет, когда минует хотя бы лет сорок по исходе из Египта…
Бизнес-идеи #2, или о чужебесии
Одна из проблем русского общества — это повальное чужебесие. Все что угодно, лишь бы не родное. Англомания, японофилия, италолюбие, бали-гоа-зм, уехать-в-париж-и-умереть. Иногда хочется пожелать — езжайте и умрите, наконец, — но, боюсь, тогда вымрет вся страна. Зараза эта живучая, пережила уже не одно столетие. Тут наскоком проблему не решить. Но, может быть, лучше на ней заработать? Только не так, как обычно, то есть с печатанием британского флага на подушках и трусах (ходовой товар, но уже низкомаржинальный), а на продвижении нашего стиля. Только я говорю не про серп и молот на розовой шапке-ушанке (еще один копеечный продукт, только для воспитанных на «клюкве» иностранных туристов), а про безжалостную капиталистическую эксплуатацию тех же чувств, что влекут наших людей к чужому.
А люди хотят выделиться, прикоснуться к элитарному, почувствовать себя избранными. Так предоставьте им это через русский имперский стиль. Пусть они себя почувствуют не потомками рабочих и крестьян, а родовитой элиты. Упоминание об Англии вызывает у нас образ джентльмена, о Японии — самурая, о Франции — мушкетера. А наша страна вызывает ассоциации, в которых медведь с гармошкой, крестьянин с балалайкой, очкарик-интеллигент, дворянин-идиот и купцы с цыганами пьяными тянут вверх по течению Волги баржу под названием «Россия» и ждут не дождутся, когда же придет Карл Маркс с Илоном Маском, чтобы освободить их, усадить на электрический звездолет и увезти на красную планету, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание. Периодически, кстати, «мечты сбываются», и с земли нас всех массово и отвозят, только, боюсь, в противоположном направлении. На Украине сейчас разыгрывается примерно тот же сюжет.
Но я увлекся. Так вот, нужны клубы, рестораны, магазины, частные интерьеры, товары и услуги с налетом «имперскости». Зачатки, конечно, есть, но это все несистемно и забито как бы в нишу «музеи и дворцы Санкт-Петербурга». А ведь сколько материала! Бери бесплатно и используй, зарабатывай деньги да еще гордись собой, что таким образом помогаешь исцелиться нашему народу от поразившей его одержимости всем заграничным.
Революция как социально-политическая болезнь, которая не смогла и не может убить монархию в России
У Льва Александровича Тихомирова в его фундаментальном труде «Монархическая государственность» отмечается, что в России монархическая идея выразилась в самом чистом виде, как она и понимается в православном учении, — в форме самодержавия: царь — помазанник Божий, чья власть ограничена только его ответственностью перед Богом. В императорском Риме и даже в Византии все равно сохранялось «республиканское» восприятие монарха, будто бы верховная власть в конечном итоге принадлежит народу. Не то с русским пониманием природы власти. Мы ее понимаем как власть от Бога. И в этом смысле монархия в 1917-м году не пала, в России по-прежнему сохраняется монархическое правление, потому что можно как угодно переименовывать институты власти, народную психику так легко не переделаешь. Поэтому довольно иронично наблюдать, как одними из самых рьяных монархистов в современной России выступают… сталинисты. Им просто запретили почитать монархию, а в пантеоне советских вождей они могут выбрать только единственную фигуру, которая заменяет им всех русских царей.
А наш нынешний глава государства? На последних выборах народ вновь проголосовал за него, но, честно говоря, как-то даже неловко сказать так: «голосовал». За царей не голосуют. Царей призывают. Царям присягают. Вот на выборах люди это и сделали: заявили своими голосами, что не относят себя к «революционерам», что подтверждают свои верноподданнические чувства, что не противятся воле Божьей. Вот тебе и все «выборы». По форме «слизали» с Запада, а по содержанию все совсем другое. И никто внятно об этом не говорит. Мы сами себя не знаем и описываем себя на чужом языке, чужими понятиями, которые не понимаем, и оттого знания и описания эти так далеки от действительности. Для русского человека «выборы» главы государства без Божьей воли — это что-то поддельное, не настоящее. А раз нам навязали западную систему выборов, то неосознанно, чтобы легитимизировать власть, признать ее подлинной, русский человек начинает искать ее подтверждение Божественным определением (хотя ставший традиционным неформальный молебен после церемонии вступления в должность президента уже символически заменяет венчание на царство). Так вот, находит ли народ это подтверждение или нет, сознается ли себе в таком поиске или нет, но уж если правитель «взошел» на трон, то меньшее, что от него теперь ждут, так это замену его на следующих выборах другим. Это для нас немыслимо — противиться воле Божьей: как уж ты там пришел к власти, не знаем (да мы и не верим в эти выборы), но теперь уж, голубчик, раз Бог тебя поставил на это место, то трудись до смерти, «тяжела шапка Мономаха»! И что же: Ленин, Сталин, Брежнев правили до смерти, Хрущева и Горбачева «ушли» в ходе «дворцовых» переворотов, Ельцин сам править уже не мог и де факто назначил преемником Путина (вообще история с «преемниками» — это римско-византийская монархическая традиция). «Временщиков» в этой цепи правления не упоминаем, но назначение преемником Медведева опять же было очень характерно. Вот и получается: Россия — это монархическая страна, и глупо это отрицать.
И еще один вывод-гипотеза: на самом деле нет и не может быть никаких в подлинном смысле слова «революций». То есть революции, конечно же, случаются, и они приносят кровь, страдания, бедствия, плохо заживляемые раны и долголетние шрамы странам и их несчастным народам, но это лишь болезни в душе и теле народном, и никакая революция не сделает из бабушки дедушку. Этапы революции в России: сначала свергли все и всех, прокляли и растоптали все прошлое, выдумали какой-то «передовой» социалистический способ производства, а потом последовательно (и начали это делать еще в самый расцвет советской власти!) стали возвращаться к нормальной жизни. 1991 год — это просто еще один из кризисов протекания той болезни, но уже, как ни странно, выздоравливающего человека. В диагнозе ошиблись мы, ошибся и Запад. Мы сами себя уже успели в мыслях похоронить, похоронил нас и Запад. Меня раньше смущала мистика августовского путча 1991-го года: ведь разваливалась Россия в ее советской форме, а путчисты, которые вроде бы боролись против развала страны, проиграли. Но ведь то были дни празднования Преображения Господня. А что же это за преображение страны ценой ее саморазрушения и прихода к власти всякой плесени во главе с партийным «расстригой» — алкоголиком? И только сейчас можно сказать: да, слава Богу, что именно так все и случилось. Потому что путчисты — это (идейно) те самые люди, которые и довели страну до такого состояния, за ними не могло быть будущего. А территории… Границы России — это всего лишь временные рубежи, которые изменяются согласно активной воле государства и обстоятельствам… Ах, да, главное, — и Божьему промыслу.
Правда без любви есть ложь
Давно я уже заприметил: бывает, говорит человек правду, а все равно что лжет. Но то было лишь смутное чувство, которое я долгое время не мог себе объяснить. А потом у кого-то из святых отцов прочитал о смысле заповеди о неосуждении ближнего. Когда мы судим кого-то, то дерзаем себя ставить в положение верховного судьи, а им может быть только Бог. Только Он выносит определение, зная всего человека, его явные и тайные дела и помышления. И Он дает человеку время, отведенное земною жизнью, на то, чтобы перейти в мир иной в образе и подобии Божьем, а не образиною. Да взять хотя бы историю с разбойником на кресте. И люди, и суд земной его осудили как разбойника, а он первым оказался в раю. Осудить человека как "разбойника", даже если он и вправду разбойничал, - это все равно что сказать ему: ты, вся суть твоя - зло, ты злодей по нутру. А это есть ложь. Человек, может быть, и тысячу раз согрешил, но грех не является его сутью, человек может образумиться и покаяться. Осуждать - это творить диавольское дело, убеждать человека в том, что он погиб, ему не измениться и не спастись, что таким он всегда был и таким останется, остается лишь только удавиться или еще большее зло творить.
Вот и получается: вроде правду говоришь, обличая поступки другого, а выходит зачастую так, что лжешь на него, потому что осуждаешь, приклеиваешь ярлык и ставишь в своей душе на полочку с ядовитыми склянками. Так что же теперь - вообще молчать, и детей не воспитывать, и зло не обличать, лишь бы не осудить кого? Нет, но если обличать, то с любовью. А без любви любая сказанная истина есть ложь, да и не исправишь ты никого без любви, потому что сердце виновного не чувствует правды в таком обличении и остается глухим к нему.
Кстати, именно поэтому так противно слушать "оппозиционеров" нынешних времен и прошлых. Вроде иной раз и правду говорит, а ведь лжет, потому что ненавидит и Россию, и русских. Не для того дурное в нас и нашей общественной жизни обличает, чтобы лучше стало, а для того, чтобы ввести в уныние, разжечь ненависть, задушить завистью и нашими же руками сжечь наш дом. Не пора ли нам поумнеть?
Обратная перспектива Рока
Говорят, что время является проекцией вечности: в надвременном горнем мире идей царит постоянство, и только их несовершенное воплощение в материальном мире создает постоянное движение – круговое ли, приближающееся или отдаляющееся от совершенства – ту самую изменчивость, которую мы и называем временем. Так истинные пророки видят будущее: они не гадают, не прогнозируют, но заглядывают открытым им для этого внутренним взором в вечность, в которой времени нет, и где совершилось все бывшее и предстоящее в нашем привычном земном измерении. Там начало равно концу. Это как в идее «дерева» заключены сразу все этапы его развития во времени – и младенческий побег, и юный саженец, и зрелое растение, и ветхий великан.
В свете вышесказанного многое проясняется, если может быть объяснено обратной логикой, когда причины происходящего ищутся не в начале, а в конце:
• В житиях святых нередко встречаются случаи, когда уже в младенчестве они совершали удивительные поступки, например, отказывались от молока матери по постным дням. Еще понятно, когда добродетели и аскетические подвиги мы находим у искушенных старцев, но как понять их наличие у детей – будущих святых? Не дискредитируется ли такими примерами сама идея святости (а святость – это призвание абсолютно каждого христианина): мол, куда уж нам до святых, если они такими рождаются? А если допустить, что проявляемые в раннем возрасте признаки будущей святости – это как бы залог, знак будущих подвигов? То есть не потому стал святым, что с детства проявлял признаки святости, а ровно наоборот: потому что в будущем стал таким великим святым, он уже в детстве отражал свет грядущего.
• А, может быть, иррациональное в истории тем же объясняется? Может быть, потому украинские «западенцы» так истово ненавидели русских даже в те исторические времена, когда у них и надуманных поводов к тому не было, что в будущем их ждет (и не настигает ли уже?) ужасная участь? Или иррациональные начала цивилизаций: например, правильно сказать, что не египетская цивилизация создала пирамиды, а строительство пирамид создало египетскую цивилизацию . Иррациональный ответ на климатические невзгоды (многолетнюю засуху) в виде строительства гигантских усыпальниц привел в конце концов к созданию одной из величайших мировых цивилизаций древности.
• И в жизни человека разве не так же? В фильме «Знаки» М. Найта Шьямалана эта мысль очень четко проводится: разные странности, невзгоды, недуги в жизни героев объяснились лишь в будущем, именно будущее стало их подлинной «причиной». Не являются ли всякие необычные повороты наших биографий такими «знаками» будущего?
• А вот как другими словами о том же рассказывает в своем недавнем интервью философ Александр Гельевич Дугин: «У Аристотели и Гегеля… цель – это всегда начало. Вроде бы начало считается стартом, а цель – это финиш. А вот Аристотель говорит, что цель – это тот исток, откуда мы исходим. Цель – это возвращение к началу: начало и есть наша цель, то есть надо вернуться к истоку. Цель не впереди и не сзади, цель где-то в вечности. И вот поиск точки вечности, откуда исходим мы во время и куда мы возвращаемся, – это очень глубокое представление о цели. Мы живем ради возвращения, но это возвращение не к тому, что было, а к тому, что будет».
• Или см. рассуждение отца Павла Флоренского в «Иконостасе» о таинственном феномене логичности сновидений, предшествующих внезапно происходящим в реальности и пробуждающим от сна событиям: «… в сновидении время бежит, и ускоренно бежит, навстречу настоящему, против движения времени бодрственного сознания. Оно вывернуто через себя, и, значит, вместе с ним вывернуты и все его конкретные образы. А это значит, что мы перешли в область мнимого пространства. Тогда то же самое явление, которое воспринимается отсюда – из области действительного пространства – как действительное, оттуда – из области мнимого пространства – само зрится мнимым, т. е., прежде всего, протекающим в телеологическом времени, как цель, как предмет стремлений. И напротив, то, что есть цель при созерцании отсюда и, по нашей недооценке целей, представляется нам хотя и заветным, но лишенным энергии, – идеалом, – оттуда же, при другом сознании, постигается как живая энергия, формующая действительность, как творческая форма жизни. Таково вообще внутреннее время органической жизни, направляемое в своем течении от следствий к причинам-целям. Но это время обычно тускло доходит до сознания».