logo
0
читателей
Арабески  Блог на разные темы, которые близки автору
О проекте Просмотр Уровни подписки Фильтры Статистика Обновления проекта Поделиться Метки
Все проекты
О проекте
Блог содержит размышления, заметки и художественные образы на разные темы, которые заинтересовали странствующий ум автора.
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Единоразовый платёж

Безвозмездное пожертвование без возможности возврата. Этот взнос не предоставляет доступ к закрытому контенту.

Помочь проекту
У проекта в настоящий момент нет открытых подписок
Фильтры
Статистика
Обновления проекта
Контакты
Поделиться
Читать: 10+ мин
logo Арабески

О неизбежной победе цифровых денег, или несколько слов о виртономике

Подобно ‎тому‏ ‎как ‎товарная ‎форма ‎денег ‎господствовала‏ ‎в ‎ранний‏ ‎период‏ ‎экономического ‎развития, ‎а‏ ‎кредитная ‎форма‏ ‎денег ‎— ‎в ‎период‏ ‎развитого‏ ‎капитализма, ‎новая‏ ‎форма ‎денег‏ ‎— ‎виртуальная, ‎или ‎цифровая, ‎будет‏ ‎определяться‏ ‎и ‎новым‏ ‎экономическом ‎укладом.

Но‏ ‎что ‎будет ‎это ‎за ‎уклад,‏ ‎и‏ ‎какие‏ ‎события ‎приведут‏ ‎к ‎победе‏ ‎цифровых ‎денег‏ ‎над‏ ‎господствующими ‎до‏ ‎сих ‎пор ‎кредитными ‎деньгами? ‎Представляется,‏ ‎что ‎постепенно‏ ‎виртуальная‏ ‎экономика, ‎или ‎виртономика,‏ ‎начнет ‎преобладать‏ ‎над ‎традиционной ‎экономикой: ‎большая‏ ‎часть‏ ‎сферы ‎услуг‏ ‎(в ‎том‏ ‎числе ‎государственные ‎услуги, ‎образование, ‎консультации,‏ ‎медицина,‏ ‎развлечения ‎и‏ ‎т. ‎д.)‏ ‎станет ‎цифровой. ‎И ‎это ‎будет‏ ‎выражаться‏ ‎не‏ ‎просто ‎в‏ ‎предоставлении ‎этих‏ ‎услуг ‎через‏ ‎цифровые‏ ‎каналы ‎связи,‏ ‎но ‎и ‎в ‎том, ‎что‏ ‎сами ‎эти‏ ‎услуги‏ ‎будут ‎максимально ‎цифровизированы,‏ ‎с ‎практически‏ ‎полным ‎вытеснением ‎человеческого ‎участия‏ ‎в‏ ‎их ‎производстве‏ ‎и ‎предоставлении.‏ ‎И ‎даже ‎многие ‎товары ‎станут‏ ‎цифровыми:‏ ‎книги, ‎картины,‏ ‎предметы ‎интерьера,‏ ‎парфюм ‎и ‎т. ‎д. ‎Все,‏ ‎что‏ ‎требует‏ ‎только ‎восприятия‏ ‎органами ‎зрения,‏ ‎обоняния, ‎слуха,‏ ‎вкуса‏ ‎(без ‎необходимости‏ ‎употребления ‎внутрь) ‎и ‎даже ‎осязания‏ ‎(если ‎это‏ ‎только‏ ‎про ‎ощущения), ‎будет‏ ‎предоставляться ‎цифровыми‏ ‎технологиями.

Приведу ‎пространную ‎цитату из ‎книги‏ ‎«Ководство»‏ ‎А. ‎А.‏ ‎Лебедева:

«Основное ‎направление‏ ‎деятельности ‎человечества ‎последние ‎полвека: ‎софтверизация.‏ ‎Абсолютно‏ ‎все, ‎что‏ ‎может ‎быть‏ ‎лишено ‎физической ‎оболочки ‎или ‎физического‏ ‎воплощения,‏ ‎будет‏ ‎софтверизовано, ‎то‏ ‎есть ‎превращено‏ ‎в ‎программу.‏ ‎Именно‏ ‎с ‎этой‏ ‎точки ‎зрения ‎нужно ‎смотреть ‎в‏ ‎будущее ‎и‏ ‎принимать‏ ‎решения ‎о ‎том,‏ ‎в ‎какие‏ ‎отрасли ‎есть ‎смысл ‎вкладывать‏ ‎силы‏ ‎и ‎деньги.

Возьмем‏ ‎музыку. ‎Еще‏ ‎сто ‎лет ‎назад, ‎если ‎мы‏ ‎хотели‏ ‎послушать ‎музыку,‏ ‎нам ‎нужно‏ ‎было ‎пойти ‎на ‎концерт ‎или‏ ‎сесть‏ ‎самим‏ ‎за ‎фортепьяно.‏ ‎Потом ‎появились‏ ‎восковые ‎барабаны,‏ ‎затем‏ ‎виниловые ‎пластинки,‏ ‎потом ‎кассеты, ‎их ‎сменили ‎компакт-диски,‏ ‎которые ‎сегодня‏ ‎никому‏ ‎не ‎нужны, ‎потому‏ ‎что ‎вся‏ ‎информация, ‎которую ‎они ‎содержали,‏ ‎теперь‏ ‎копируется ‎без‏ ‎специализированного ‎физического‏ ‎носителя. ‎У ‎нас ‎есть ‎компьютер‏ ‎или‏ ‎телефон, ‎которые‏ ‎умеют ‎быть‏ ‎одновременно ‎и ‎телефоном, ‎и ‎телевизором,‏ ‎и‏ ‎радиостанцией,‏ ‎и ‎пишущей‏ ‎машинкой. ‎Все‏ ‎эти ‎предметы‏ ‎в‏ ‎виде ‎отдельных‏ ‎объектов ‎вымерли, ‎потому ‎что ‎превратились‏ ‎в ‎программы.

Самый‏ ‎короткий‏ ‎жизненный ‎цикл ‎от‏ ‎отдельного ‎физического‏ ‎предмета ‎до ‎иконки ‎проделал‏ ‎пейджер‏ ‎— ‎отдельное‏ ‎устройство ‎превратилось‏ ‎в ‎смс ‎на ‎телефоне ‎буквально‏ ‎за‏ ‎пару ‎лет.

Чуть‏ ‎дольше ‎софтверизировался‏ ‎Айпод. ‎Изначально ‎это ‎было ‎устройство‏ ‎с‏ ‎крутящимся‏ ‎колесом. ‎Потом‏ ‎колесо ‎стало‏ ‎нарисованным ‎—‏ ‎движущиеся‏ ‎части ‎исчезли,‏ ‎звук ‎вращения ‎шел ‎из ‎динамика.‏ ‎Затем ‎он‏ ‎превратился‏ ‎в ‎метафору ‎колеса,‏ ‎а ‎потом‏ ‎в ‎иконку. ‎Сейчас ‎не‏ ‎осталось‏ ‎и ‎ее,‏ ‎это ‎теперь‏ ‎просто ‎программа ‎«Музыка».

Можно ‎с ‎легкостью‏ ‎предсказать‏ ‎будущее ‎большинства‏ ‎окружающих ‎нас‏ ‎вещей. ‎Как ‎в ‎свое ‎время‏ ‎«Фотошоп»‏ ‎убил‏ ‎сложные ‎и‏ ‎дорогие ‎автоматы‏ ‎для ‎цветоделения,‏ ‎как‏ ‎сайты ‎по‏ ‎продаже ‎авиабилетов ‎сделали ‎ненужными ‎авиакассы‏ ‎с ‎тетками,‏ ‎как‏ ‎принтеры ‎уволили ‎всех‏ ‎наборщиков, ‎так‏ ‎же ‎в ‎будущем ‎будут‏ ‎софтверизированы‏ ‎понятия ‎автомобиля,‏ ‎дома, ‎одежды‏ ‎и ‎работы.

В ‎будущем ‎мы ‎будем‏ ‎подходить‏ ‎к ‎автомату‏ ‎с ‎едой,‏ ‎где ‎заряжены ‎картриджи ‎«белки», ‎«жиры»‏ ‎и‏ ‎«углеводы».‏ ‎Автомат ‎будет‏ ‎считывать ‎наше‏ ‎желание ‎и‏ ‎готовить‏ ‎нужное ‎блюдо.‏ ‎Если ‎это ‎и ‎удивит ‎кого-то‏ ‎сегодня, ‎то‏ ‎не‏ ‎больше, ‎чем ‎люди‏ ‎средневековья ‎удивились‏ ‎бы ‎тому, ‎что ‎мы‏ ‎зимой‏ ‎в ‎магазине‏ ‎покупаем ‎клубнику.

Полностью‏ ‎превратятся ‎в ‎программы ‎телефонные ‎станции,‏ ‎счетчики‏ ‎воды ‎и‏ ‎электричества, ‎книги,‏ ‎плакаты, ‎рекламные ‎щиты, ‎афиши, ‎вывески,‏ ‎фасады‏ ‎зданий,‏ ‎дорожная ‎разметка,‏ ‎дорожные ‎знаки,‏ ‎светофоры, ‎объявления,‏ ‎указатели,‏ ‎документы, ‎любые‏ ‎кнопки, ‎что ‎мы ‎еще ‎забыли?».

Почему‏ ‎я ‎считаю,‏ ‎что‏ ‎кредитные ‎деньги ‎будут‏ ‎вытеснены ‎цифровыми‏ ‎деньгами? ‎По ‎той ‎же‏ ‎причине,‏ ‎по ‎которой‏ ‎золото ‎было‏ ‎вытеснено ‎в ‎свое ‎время ‎кредитными‏ ‎деньгами.‏ ‎У ‎трех‏ ‎форм ‎денег разные‏ ‎природы ‎(хотя ‎суть ‎одна), ‎и‏ ‎эти‏ ‎различия‏ ‎неизбежно ‎приводят‏ ‎к ‎конфликту‏ ‎между ‎ними‏ ‎в‏ ‎борьбе ‎за‏ ‎господствующее ‎положение ‎в ‎экономике. ‎Когда‏ ‎виртономика ‎окончательно‏ ‎победит,‏ ‎то ‎рано ‎или‏ ‎поздно ‎произойдет‏ ‎кризис, ‎течение ‎которого ‎будет‏ ‎усугублять‏ ‎как ‎раз‏ ‎кредитная ‎форма‏ ‎денег, ‎а ‎цифровая ‎форма ‎поможет‏ ‎из‏ ‎кризиса ‎выйти‏ ‎и ‎с‏ ‎этого ‎времени ‎займет ‎первое ‎место‏ ‎в‏ ‎выполнении‏ ‎денежной ‎роли‏ ‎в ‎обслуживании‏ ‎экономики.

Почему ‎произошел‏ ‎отказ‏ ‎от ‎золотого‏ ‎стандарта? ‎Потому ‎что ‎привязка ‎кредитных‏ ‎денег ‎к‏ ‎золоту‏ ‎мешала ‎выйти ‎из‏ ‎затяжного ‎мирового‏ ‎экономического ‎кризиса, ‎о ‎котором‏ ‎человечество‏ ‎помнит ‎по‏ ‎его ‎североамериканской‏ ‎версии ‎под ‎названием ‎«Великая ‎депрессия».‏ ‎Во‏ ‎времена ‎развитого‏ ‎капитализма ‎экономические‏ ‎кризисы ‎становятся ‎регулярными ‎и ‎происходят‏ ‎с‏ ‎определенной‏ ‎цикличностью. ‎Во‏ ‎время ‎каждого‏ ‎такого ‎кризиса‏ ‎происходит‏ ‎«кредитное ‎сжатие»,‏ ‎когда ‎должники ‎не ‎могут ‎больше‏ ‎платить ‎по‏ ‎своим‏ ‎долгам, ‎а ‎банки‏ ‎не ‎могут‏ ‎выдавать ‎новые ‎кредиты, ‎в‏ ‎результате‏ ‎чего ‎объемы‏ ‎кредитов ‎резко‏ ‎падают ‎(много ‎долгов ‎списывается ‎в‏ ‎убыток‏ ‎из-за ‎банкротств‏ ‎и ‎не‏ ‎замещается ‎новыми ‎кредитами). ‎А ‎при‏ ‎развитом‏ ‎капитализме,‏ ‎когда ‎в‏ ‎экономические ‎отношения‏ ‎вовлечена ‎большая‏ ‎часть‏ ‎граждан, ‎и‏ ‎когда ‎кредит ‎становится ‎«кровью» ‎экономики,‏ ‎переносящей ‎живительный‏ ‎капитал‏ ‎к ‎каждой ‎производительной‏ ‎клетке ‎народного‏ ‎хозяйства, ‎кредитное ‎сжатие ‎вообще‏ ‎становится‏ ‎смертельным. ‎И‏ ‎все ‎это‏ ‎осложняется ‎еще ‎и ‎денежным ‎кризисом:‏ ‎если‏ ‎кризис ‎нельзя‏ ‎остановить ‎из-за‏ ‎ограничений ‎золотого ‎стандарта ‎так ‎называемым‏ ‎«печатанием»‏ ‎новых‏ ‎денег ‎со‏ ‎стороны ‎центральных‏ ‎банков ‎для‏ ‎замещения‏ ‎денежной ‎базой‏ ‎сдувающегося ‎шарика ‎денежной ‎массы, ‎создаваемой‏ ‎коммерческими ‎банками,‏ ‎то‏ ‎последняя ‎сужается, ‎как‏ ‎шагреневая ‎кожа,‏ ‎развивается ‎дефляционная ‎спираль ‎с‏ ‎понижением‏ ‎цен, ‎дальнейшим‏ ‎разорением ‎компаний,‏ ‎массовыми ‎увольнениями, ‎и ‎так ‎далее‏ ‎повторными‏ ‎витками ‎вниз‏ ‎по ‎кимберлитовой‏ ‎трубке ‎экономического ‎ада. ‎Чтобы ‎этого‏ ‎избежать,‏ ‎центральные‏ ‎банки ‎отказались‏ ‎от ‎привязки‏ ‎кредитных ‎денег‏ ‎к‏ ‎золоту ‎и‏ ‎стали ‎управлять ‎денежной ‎массой ‎через‏ ‎регулирование ‎ключевых‏ ‎процентных‏ ‎ставок, ‎банковских ‎нормативов‏ ‎и ‎покупку-продажу‏ ‎государственных ‎облигаций. ‎Мир ‎вступил‏ ‎в‏ ‎эпоху ‎инфляции,‏ ‎но ‎такова‏ ‎была ‎цена ‎за ‎недопущение ‎повторение‏ ‎ужасов‏ ‎Великой ‎депрессии.‏ ‎Иными ‎словами,‏ ‎именно ‎в ‎ту ‎эпоху ‎в‏ ‎воздух‏ ‎полетели‏ ‎как ‎вертолеты‏ ‎Сикорского, ‎так‏ ‎и ‎денежные‏ ‎вертолеты‏ ‎(после ‎кризиса‏ ‎2008-го ‎года ‎я ‎бы ‎их‏ ‎назвал ‎«бенечками»).

Итак,‏ ‎золото‏ ‎нельзя ‎«напечатать», ‎а‏ ‎кредитные ‎деньги‏ ‎— ‎можно, ‎потому ‎что‏ ‎у‏ ‎них ‎разная‏ ‎природа. ‎Когда‏ ‎их ‎«привязывают» ‎друг ‎к ‎другу,‏ ‎то‏ ‎это ‎искусственное‏ ‎сожительство ‎в‏ ‎конце ‎концов ‎с ‎треском ‎лопается.‏ ‎Разведенные‏ ‎стороны‏ ‎потом ‎десятилетиями‏ ‎клянут ‎друг‏ ‎друга, ‎но‏ ‎продолжают‏ ‎сосуществовать ‎уже‏ ‎по ‎определенным ‎рынком ‎правилам. ‎Думаю,‏ ‎все ‎точно‏ ‎так‏ ‎же ‎повторится ‎и‏ ‎во ‎взаимоотношениях‏ ‎между ‎современными ‎валютами ‎(кредитными‏ ‎деньгами)‏ ‎и ‎развивающимися‏ ‎цифровыми ‎деньгами.‏ ‎Кстати, ‎в ‎России ‎цифровой ‎рубль‏ ‎уже‏ ‎привязан ‎к‏ ‎безналичному/бумажному ‎рублю‏ ‎в ‎соотношении ‎1 ‎к ‎1,‏ ‎но‏ ‎возможно‏ ‎ли ‎соединить‏ ‎ужа ‎с‏ ‎ежом, ‎покажет‏ ‎время.

Кстати,‏ ‎а ‎в‏ ‎чем ‎отличие ‎безналичной ‎валюты ‎от‏ ‎цифровой? ‎Ведь‏ ‎обе‏ ‎представляют ‎собой ‎записи‏ ‎в ‎электронном‏ ‎виде. ‎Но ‎дело ‎не‏ ‎в‏ ‎материальном ‎или‏ ‎нематериальном ‎носителе.‏ ‎К ‎примеру, ‎нельзя ‎сравнивать ‎бумажные‏ ‎деньги‏ ‎во ‎времена‏ ‎золотого ‎стандарта‏ ‎и ‎современные ‎наличные ‎деньги: ‎носитель‏ ‎один‏ ‎и‏ ‎тот ‎же,‏ ‎а ‎форма‏ ‎разная. ‎Так‏ ‎же‏ ‎и ‎цифровые‏ ‎деньги: ‎они ‎не ‎создаются ‎из‏ ‎кредитных ‎отношений,‏ ‎вот‏ ‎в ‎чем ‎их‏ ‎ключевая ‎особенность‏ ‎и ‎отличие ‎от ‎привычных‏ ‎нам‏ ‎безналичных ‎денег.‏ ‎И ‎именно‏ ‎здесь ‎и ‎кроется ‎их ‎будущий‏ ‎конфликт‏ ‎с ‎кредитными‏ ‎деньгами. ‎Не‏ ‎хочу ‎предсказывать, ‎как ‎он ‎произойдет,‏ ‎просто‏ ‎пофантазирую.‏ ‎То, ‎что‏ ‎кредитные ‎деньги‏ ‎находятся ‎в‏ ‎серьезном‏ ‎кризисе, ‎очевидно‏ ‎всем, ‎и ‎похоронит ‎их ‎как‏ ‎господствующую ‎форму‏ ‎именно‏ ‎их ‎собственная ‎природа:‏ ‎в ‎борьбе‏ ‎кредитных ‎денег ‎победил ‎доллар‏ ‎США‏ ‎и ‎стоящие‏ ‎за ‎ним‏ ‎казначейские ‎облигации ‎США, ‎т. ‎е.‏ ‎долг‏ ‎правительства ‎США.‏ ‎Это ‎и‏ ‎есть ‎главная ‎уязвимость ‎современных ‎денег:‏ ‎их‏ ‎эволюция‏ ‎неизбежно, ‎как‏ ‎это ‎постоянно‏ ‎случается ‎в‏ ‎истории‏ ‎денег, ‎привела‏ ‎к ‎полной ‎и ‎безоговорочной ‎победе‏ ‎одного ‎представителя‏ ‎из‏ ‎мира ‎кредитных ‎денег‏ ‎(так ‎золото‏ ‎и ‎серебро ‎в ‎свое‏ ‎время‏ ‎победили ‎всех‏ ‎остальных ‎претендентов‏ ‎на ‎царский ‎престол ‎товарной ‎формы‏ ‎денег),‏ ‎но ‎кредит‏ ‎держится ‎на‏ ‎доверии, ‎на ‎возможности ‎должника ‎оплатить‏ ‎свои‏ ‎долги.‏ ‎А ‎в‏ ‎случае ‎США,‏ ‎как ‎все‏ ‎уже‏ ‎видят, ‎ни‏ ‎о ‎доверии, ‎ни ‎о ‎способности‏ ‎оплатить ‎свои‏ ‎долги,‏ ‎говорить ‎уже ‎не‏ ‎приходится. ‎Заморозка‏ ‎российских ‎валютных ‎резервов, ‎безудержный‏ ‎рост‏ ‎американского ‎государственного‏ ‎долга ‎приближают‏ ‎закат ‎доллара ‎как ‎мировой ‎резервной‏ ‎валюты,‏ ‎а ‎вместе‏ ‎с ‎ним‏ ‎— ‎и ‎самих ‎кредитных ‎денег‏ ‎как‏ ‎основной‏ ‎формы ‎денег‏ ‎в ‎экономике.

Но‏ ‎все ‎же‏ ‎не‏ ‎утрата ‎доверия‏ ‎станет ‎причиной ‎победы ‎цифровых ‎денег,‏ ‎это ‎будут‏ ‎лишь‏ ‎способствующие ‎условия, ‎фон.‏ ‎Кстати, ‎доверие‏ ‎— ‎очень ‎важная ‎составляющая‏ ‎денег.‏ ‎В ‎случае‏ ‎с ‎товарными‏ ‎деньгами ‎мы ‎никому ‎не ‎доверяем‏ ‎и‏ ‎требуем, ‎чтобы‏ ‎эквивалент ‎стоимости‏ ‎имел ‎физическое ‎воплощение ‎и ‎максимально‏ ‎бы‏ ‎соответствовал‏ ‎этой ‎роли.‏ ‎В ‎случае‏ ‎с ‎кредитными‏ ‎деньгами‏ ‎мы ‎доверяем‏ ‎правительству ‎(в ‎конечном ‎итоге) ‎и‏ ‎регулируемым ‎им‏ ‎банковской,‏ ‎бюджетной ‎и ‎денежно-кредитной‏ ‎системам. ‎В‏ ‎случае ‎с ‎цифровыми ‎деньгами‏ ‎мы‏ ‎доверяем ‎распределенной‏ ‎системе ‎записи‏ ‎и ‎хранения ‎всех ‎операций ‎(но,‏ ‎конечно,‏ ‎правительства ‎и‏ ‎сюда ‎залезут‏ ‎для ‎«повышения ‎безопасности, ‎доверия» ‎и‏ ‎т.‏ ‎д.‏ ‎и ‎т.‏ ‎п.). ‎Появление‏ ‎последней ‎наряду‏ ‎с‏ ‎виртуализацией ‎экономики‏ ‎и ‎станет ‎определяющим ‎фактором ‎в‏ ‎победе ‎цифровых‏ ‎денег.‏ ‎Они ‎сейчас ‎с‏ ‎успехом ‎проходят‏ ‎«утиный ‎тест» ‎(«если ‎это‏ ‎выглядит‏ ‎как ‎утка,‏ ‎плавает ‎как‏ ‎утка ‎и ‎крякает ‎как ‎утка,‏ ‎то‏ ‎это, ‎вероятно,‏ ‎и ‎есть‏ ‎утка») ‎на ‎выполнение ‎функций ‎денег,‏ ‎так‏ ‎что‏ ‎ждем ‎дальнейшего‏ ‎развития ‎событий.‏ ‎И ‎вот‏ ‎уже‏ ‎вроде ‎как‏ ‎наблюдается ‎противоречие: ‎с ‎одной ‎стороны,‏ ‎надо ‎ограничивать‏ ‎предложение‏ ‎кредитных ‎денег ‎в‏ ‎экономике ‎(что‏ ‎сейчас ‎и ‎пытаются ‎делать‏ ‎мировые‏ ‎центробанки ‎через‏ ‎повышение ‎процентных‏ ‎ставок), ‎а ‎с ‎другой ‎стороны‏ ‎у‏ ‎нас ‎растущая‏ ‎виртономика ‎с‏ ‎ее ‎относительной ‎безграничностью ‎и ‎бесконечной‏ ‎масштабируемостью,‏ ‎и‏ ‎для ‎нее‏ ‎требуется ‎больше‏ ‎цифровых ‎денег.‏ ‎В‏ ‎традиционной ‎экономике‏ ‎цены ‎надо ‎сдерживать ‎от ‎роста‏ ‎(инфляции), ‎а‏ ‎в‏ ‎виртономике ‎— ‎от‏ ‎падения ‎(дефляции).‏ ‎Обе ‎части ‎экономики ‎взаимосвязаны,‏ ‎капиталы‏ ‎перетекают ‎из‏ ‎одной ‎в‏ ‎другую, ‎деньги ‎(во ‎всех ‎формах)‏ ‎обслуживают‏ ‎и ‎ту,‏ ‎и ‎другую.‏ ‎Возможно, ‎где-то ‎здесь ‎и ‎возникнет‏ ‎взрывное‏ ‎напряжение.

Кредитные‏ ‎деньги, ‎конечно,‏ ‎тоже ‎останутся,‏ ‎но ‎они‏ ‎будут‏ ‎применяться ‎для‏ ‎ограниченных ‎целей ‎(подобно ‎золоту ‎в‏ ‎наши ‎дни).‏ ‎Практические‏ ‎выводы ‎из ‎этих‏ ‎предпосылок: ‎банкам‏ ‎нужно ‎думать ‎о ‎том,‏ ‎как‏ ‎выжить ‎в‏ ‎грядущую ‎эру‏ ‎цифровых ‎денег, ‎а ‎золото ‎станет‏ ‎еще‏ ‎более ‎ценным‏ ‎(добыча ‎и‏ ‎так ‎не ‎поспевает за ‎ростом ‎традиционной‏ ‎экономики,‏ ‎а‏ ‎про ‎виртуальную‏ ‎что ‎и‏ ‎говорить).

Читать: 2+ мин
logo Арабески

Бизнес-идеи #2, или о чужебесии

Одна ‎из‏ ‎проблем ‎русского ‎общества ‎— ‎это‏ ‎повальное ‎чужебесие.‏ ‎Все‏ ‎что ‎угодно, ‎лишь‏ ‎бы ‎не‏ ‎родное. ‎Англомания, ‎японофилия, ‎италолюбие,‏ ‎бали-гоа-зм,‏ ‎уехать-в-париж-и-умереть. ‎Иногда‏ ‎хочется ‎пожелать‏ ‎— ‎езжайте ‎и ‎умрите, ‎наконец,‏ ‎—‏ ‎но, ‎боюсь,‏ ‎тогда ‎вымрет‏ ‎вся ‎страна. ‎Зараза ‎эта ‎живучая,‏ ‎пережила‏ ‎уже‏ ‎не ‎одно‏ ‎столетие. ‎Тут‏ ‎наскоком ‎проблему‏ ‎не‏ ‎решить. ‎Но,‏ ‎может ‎быть, ‎лучше ‎на ‎ней‏ ‎заработать? ‎Только‏ ‎не‏ ‎так, ‎как ‎обычно,‏ ‎то ‎есть‏ ‎с ‎печатанием ‎британского ‎флага‏ ‎на‏ ‎подушках ‎и‏ ‎трусах ‎(ходовой‏ ‎товар, ‎но ‎уже ‎низкомаржинальный), ‎а‏ ‎на‏ ‎продвижении ‎нашего‏ ‎стиля. ‎Только‏ ‎я ‎говорю ‎не ‎про ‎серп‏ ‎и‏ ‎молот‏ ‎на ‎розовой‏ ‎шапке-ушанке ‎(еще‏ ‎один ‎копеечный‏ ‎продукт,‏ ‎только ‎для‏ ‎воспитанных ‎на ‎«клюкве» ‎иностранных ‎туристов),‏ ‎а ‎про‏ ‎безжалостную‏ ‎капиталистическую ‎эксплуатацию ‎тех‏ ‎же ‎чувств,‏ ‎что ‎влекут ‎наших ‎людей‏ ‎к‏ ‎чужому.

А ‎люди‏ ‎хотят ‎выделиться,‏ ‎прикоснуться ‎к ‎элитарному, ‎почувствовать ‎себя‏ ‎избранными.‏ ‎Так ‎предоставьте‏ ‎им ‎это‏ ‎через ‎русский ‎имперский ‎стиль. ‎Пусть‏ ‎они‏ ‎себя‏ ‎почувствуют ‎не‏ ‎потомками ‎рабочих‏ ‎и ‎крестьян,‏ ‎а‏ ‎родовитой ‎элиты.‏ ‎Упоминание ‎об ‎Англии ‎вызывает ‎у‏ ‎нас ‎образ‏ ‎джентльмена,‏ ‎о ‎Японии ‎—‏ ‎самурая, ‎о‏ ‎Франции ‎— ‎мушкетера. ‎А‏ ‎наша‏ ‎страна ‎вызывает‏ ‎ассоциации, ‎в‏ ‎которых ‎медведь ‎с ‎гармошкой, ‎крестьянин‏ ‎с‏ ‎балалайкой, ‎очкарик-интеллигент,‏ ‎дворянин-идиот ‎и‏ ‎купцы ‎с ‎цыганами ‎пьяными ‎тянут‏ ‎вверх‏ ‎по‏ ‎течению ‎Волги‏ ‎баржу ‎под‏ ‎названием ‎«Россия»‏ ‎и‏ ‎ждут ‎не‏ ‎дождутся, ‎когда ‎же ‎придет ‎Карл‏ ‎Маркс ‎с‏ ‎Илоном‏ ‎Маском, ‎чтобы ‎освободить‏ ‎их, ‎усадить‏ ‎на ‎электрический ‎звездолет ‎и‏ ‎увезти‏ ‎на ‎красную‏ ‎планету, ‎идеже‏ ‎несть ‎болезнь, ‎ни ‎печаль, ‎ни‏ ‎воздыхание.‏ ‎Периодически, ‎кстати,‏ ‎«мечты ‎сбываются»,‏ ‎и ‎с ‎земли ‎нас ‎всех‏ ‎массово‏ ‎и‏ ‎отвозят, ‎только,‏ ‎боюсь, ‎в‏ ‎противоположном ‎направлении.‏ ‎На‏ ‎Украине ‎сейчас‏ ‎разыгрывается ‎примерно ‎тот ‎же ‎сюжет.

Но‏ ‎я ‎увлекся.‏ ‎Так‏ ‎вот, ‎нужны ‎клубы,‏ ‎рестораны, ‎магазины,‏ ‎частные ‎интерьеры, ‎товары ‎и‏ ‎услуги‏ ‎с ‎налетом‏ ‎«имперскости». ‎Зачатки,‏ ‎конечно, ‎есть, ‎но ‎это ‎все‏ ‎несистемно‏ ‎и ‎забито‏ ‎как ‎бы‏ ‎в ‎нишу ‎«музеи ‎и ‎дворцы‏ ‎Санкт-Петербурга».‏ ‎А‏ ‎ведь ‎сколько‏ ‎материала! ‎Бери‏ ‎бесплатно ‎и‏ ‎используй,‏ ‎зарабатывай ‎деньги‏ ‎да ‎еще ‎гордись ‎собой, ‎что‏ ‎таким ‎образом‏ ‎помогаешь‏ ‎исцелиться ‎нашему ‎народу‏ ‎от ‎поразившей‏ ‎его ‎одержимости ‎всем ‎заграничным.

Читать: 1+ мин
logo Арабески

Бизнес-идеи #1

Кофе ‎по-домашнему

Кофеен‏ ‎стало ‎много, ‎и ‎все ‎они‏ ‎предлагают ‎стандартный‏ ‎набор‏ ‎из ‎"американо", ‎"капучино",‏ ‎"латте" ‎и‏ ‎т.д. ‎В ‎ресторанах ‎та‏ ‎же‏ ‎беда, ‎хотя,‏ ‎казалось ‎бы,‏ ‎здесь ‎клиент ‎может ‎и ‎подождать,‏ ‎когда‏ ‎ему ‎приготовят‏ ‎что-то ‎более‏ ‎годное, ‎чем ‎фаст-дринк. ‎Чтобы ‎иметь‏ ‎конкурентное‏ ‎преимущество,‏ ‎надо ‎отличаться.‏ ‎Почему ‎бы‏ ‎не ‎предлагать‏ ‎еще‏ ‎и ‎кофе,‏ ‎сваренный ‎в ‎турке ‎(на ‎огне,‏ ‎песке) ‎с‏ ‎густыми‏ ‎сливками ‎или ‎специями?‏ ‎В ‎Москве‏ ‎что-то ‎подобное ‎можно ‎найти,‏ ‎но‏ ‎очень ‎уж‏ ‎редко. ‎Вот‏ ‎я ‎люблю ‎дома ‎сварить ‎кофе‏ ‎в‏ ‎турке ‎и‏ ‎добавить ‎жирные‏ ‎сливки: ‎просто ‎и ‎очень ‎вкусно,‏ ‎но‏ ‎нигде‏ ‎таким ‎кофе‏ ‎я ‎не‏ ‎могу ‎угоститься‏ ‎в‏ ‎Москве. ‎Это‏ ‎очень ‎странно.


Защита ‎брюк ‎от ‎весенней‏ ‎и ‎осенней‏ ‎грязи.

Грязь‏ ‎весной ‎и ‎осенью‏ ‎на ‎городских‏ ‎тротуарах ‎в ‎нашей ‎средней‏ ‎полосе,‏ ‎которая ‎вмиг‏ ‎забрызгивает ‎брюки‏ ‎при ‎ходьбе, ‎- ‎это ‎какая-то‏ ‎вечная‏ ‎проблема, ‎почти‏ ‎достопримечательность, ‎как‏ ‎миргородская ‎лужа ‎у ‎Гоголя. ‎Кто‏ ‎решит‏ ‎эту‏ ‎проблему, ‎озолотится.‏ ‎Но ‎решение‏ ‎должно ‎быть‏ ‎удобным:‏ ‎калоши, ‎бахилы‏ ‎до ‎колен ‎и ‎тому ‎подобные‏ ‎изобретения ‎здесь‏ ‎не‏ ‎подходят. ‎Нужно ‎что-то‏ ‎дешевое, ‎одноразовое,‏ ‎универсальное, ‎едва ‎заметное, ‎легко‏ ‎и‏ ‎быстро ‎надеваемое‏ ‎и ‎снимаемое.‏ ‎Может ‎быть, ‎какие-то ‎устраиваемые ‎сзади‏ ‎на‏ ‎обуви ‎брызговики‏ ‎с ‎щетинками?‏ ‎В ‎США ‎есть ‎компания ‎3M,‏ ‎которая‏ ‎как‏ ‎раз ‎специализируется‏ ‎на ‎изобретениях‏ ‎для ‎массового‏ ‎использования‏ ‎(клейкая ‎лента‏ ‎скотч, ‎блокноты ‎Post-it ‎и ‎т.д.)‏ ‎и ‎потом‏ ‎десятилетиями‏ ‎на ‎их ‎производстве‏ ‎зарабатывает. ‎Инновации‏ ‎- ‎это ‎необязательно ‎какие-нибудь‏ ‎ИТ-технологии,‏ ‎они ‎могут‏ ‎быть ‎и‏ ‎в ‎решении ‎самых ‎простых, ‎повседневных‏ ‎бытовых‏ ‎проблем. ‎

Читать: 2+ мин
logo Арабески

О покупательной силе золота

Когда ‎рассуждают‏ ‎о ‎динамике ‎номинальной ‎цены ‎на‏ ‎золото, ‎выраженной‏ ‎в‏ ‎той ‎или ‎иной‏ ‎валюте, ‎упускают‏ ‎из ‎вида ‎гораздо ‎более‏ ‎важный‏ ‎показатель ‎-‏ ‎покупательную ‎способность‏ ‎золота. ‎

В ‎отношении ‎последней ‎"золотые‏ ‎жуки"‏ ‎часто ‎находятся‏ ‎в ‎плену‏ ‎мифа ‎о ‎том, ‎что ‎на‏ ‎длительной‏ ‎временной‏ ‎дистанции ‎покупательная‏ ‎способность ‎золота‏ ‎не ‎меняется:‏ ‎мол,‏ ‎если ‎100‏ ‎лет ‎назад ‎сшитый ‎частным ‎портным‏ ‎хороший ‎костюм‏ ‎стоил‏ ‎1 ‎тройскую ‎унцию‏ ‎золота, ‎то‏ ‎и ‎сейчас ‎в ‎денежном‏ ‎выражении‏ ‎примерно ‎столько‏ ‎же ‎за‏ ‎такой ‎же ‎костюм ‎придется ‎отдать.‏ ‎

Миф‏ ‎этот ‎вреден‏ ‎по ‎двум‏ ‎причинам:

1) Он ‎мистифицирует ‎золото, ‎как ‎будто‏ ‎бы‏ ‎в‏ ‎мире ‎существуют‏ ‎некие ‎"вечные"‏ ‎пропорции ‎между‏ ‎всеми‏ ‎товарами ‎/‏ ‎услугами ‎и ‎количеством ‎золотого ‎металла,‏ ‎на ‎которое‏ ‎их‏ ‎можно ‎обменять. ‎По-моему,‏ ‎это ‎полная‏ ‎чушь. ‎Цена ‎на ‎любой‏ ‎товар/услугу‏ ‎определяется ‎спросом‏ ‎и ‎предложением,‏ ‎а ‎на ‎ее ‎выражение ‎в‏ ‎единицах‏ ‎выбранных ‎денег‏ ‎влияют ‎еще‏ ‎и ‎денежные ‎факторы ‎(например, ‎количество‏ ‎денег‏ ‎в‏ ‎обращении). ‎Если‏ ‎при ‎прочих‏ ‎равных ‎условиях‏ ‎спрос‏ ‎упадет ‎на‏ ‎костюмы ‎вдвое, ‎либо ‎предложение ‎костюмов‏ ‎увеличится ‎вдвое,‏ ‎либо‏ ‎золота ‎станет ‎вдвое‏ ‎меньше, ‎то‏ ‎цены ‎(даже ‎выраженные ‎в‏ ‎золоте)‏ ‎упадут. ‎Например,‏ ‎после ‎открытия‏ ‎Колумбом ‎Америки ‎из-за ‎притока ‎колоссального‏ ‎количества‏ ‎золота ‎в‏ ‎Европу ‎в‏ ‎ней ‎наблюдался ‎рост ‎цен ‎(редкое‏ ‎явление‏ ‎-‏ ‎инфляция ‎в‏ ‎золоте), ‎то‏ ‎есть ‎падение‏ ‎покупательной‏ ‎способности ‎золота.‏ ‎

2) Он ‎не ‎позволяет ‎увидеть ‎существенный‏ ‎(в ‎несколько‏ ‎раз)‏ ‎рост ‎покупательной ‎способности‏ ‎золота ‎за‏ ‎последние ‎120 ‎лет, ‎а‏ ‎также‏ ‎причины ‎этого‏ ‎явления. ‎А‏ ‎причины ‎эти ‎следующие: ‎несмотря ‎на‏ ‎то,‏ ‎что ‎основная‏ ‎часть ‎добытого‏ ‎за ‎всю ‎человеческую ‎историю ‎золота‏ ‎была‏ ‎извлечена‏ ‎из ‎недр‏ ‎земли ‎как‏ ‎раз ‎в‏ ‎указанный‏ ‎временной ‎период‏ ‎(благодаря ‎развитию ‎технологий ‎горной ‎добычи),‏ ‎темпы ‎прироста‏ ‎мирового‏ ‎золотого ‎"запаса" ‎все‏ ‎равно ‎не‏ ‎поспевали ‎за ‎ростом ‎мировой‏ ‎экономики.‏ ‎То ‎есть‏ ‎хранение ‎золота‏ ‎не ‎только ‎позволяет ‎сохранить ‎покупательную‏ ‎способность‏ ‎денег ‎(т.е.‏ ‎"сберечь" ‎деньги),‏ ‎но ‎и ‎увеличить ‎ее ‎со‏ ‎временем‏ ‎(т.е.‏ ‎"приумножить" ‎деньги).‏ ‎Но ‎и‏ ‎эту ‎тенденцию‏ ‎не‏ ‎надо ‎мистифицировать,‏ ‎она ‎может ‎измениться: ‎например, ‎найдут‏ ‎какой-то ‎прорывной‏ ‎способ‏ ‎добычи ‎/ ‎новые‏ ‎гигантские ‎месторождения‏ ‎/ ‎обрушится ‎на ‎землю‏ ‎метеоритный‏ ‎дождь ‎массой‏ ‎в ‎сотни‏ ‎тысяч ‎тонн ‎желтого ‎металла ‎и‏ ‎т.д.‏ ‎

Читать: 3+ мин
logo Арабески

Девушки – лучшие подруги бриллиантов

Когда ‎я‏ ‎встречаюсь ‎с ‎опасениями ‎в ‎отношении‏ ‎будущего ‎рынка‏ ‎бриллиантов‏ ‎в ‎связи ‎с‏ ‎ростом ‎производства‏ ‎искусственных ‎(синтетических) ‎алмазов, ‎мне‏ ‎вспоминается‏ ‎одна ‎сцена‏ ‎из ‎фильма‏ ‎Ридли ‎Скотта ‎«Дом ‎Gucci». ‎В‏ ‎ней‏ ‎Альдо ‎Гуччи,‏ ‎которого ‎играет‏ ‎Аль ‎Пачино, ‎следующим ‎образом ‎рассуждает‏ ‎на‏ ‎тему‏ ‎угрозы ‎бизнесу‏ ‎дома ‎Gucci‏ ‎со ‎стороны‏ ‎наводнивших‏ ‎рынок ‎дешевых‏ ‎и ‎некачественных ‎подделок: ‎«Все ‎эти‏ ‎вещи ‎не‏ ‎подделки,‏ ‎а ‎реплики... ‎Качество‏ ‎– ‎только‏ ‎для ‎богатых. ‎Если ‎обыкновенная‏ ‎домохозяйка‏ ‎хочет ‎тихо‏ ‎жить ‎с‏ ‎некой ‎иллюзией, ‎что ‎она ‎является‏ ‎клиенткой‏ ‎Gucci, ‎почему‏ ‎не ‎позволить‏ ‎ей?». ‎То ‎есть ‎герой ‎имеет‏ ‎ввиду‏ ‎(хотя,‏ ‎вероятно, ‎реальный‏ ‎Альдо ‎Гуччи‏ ‎так ‎и‏ ‎не‏ ‎думал), ‎что‏ ‎подделки ‎никакой ‎угрозы ‎для ‎Gucci‏ ‎не ‎представляют:‏ ‎это‏ ‎совершенно ‎другой ‎рынок,‏ ‎так ‎как‏ ‎бедные ‎и ‎так ‎не‏ ‎могут‏ ‎купить ‎их‏ ‎продукцию, ‎и‏ ‎если ‎им ‎нужна ‎иллюзия ‎обладания‏ ‎престижной‏ ‎вещью, ‎пусть‏ ‎тешат ‎себя‏ ‎ею. ‎

Представляется, ‎что ‎та ‎же‏ ‎логика‏ ‎применима‏ ‎и ‎к‏ ‎рынкам ‎природных‏ ‎и ‎искусственных‏ ‎алмазов.‏ ‎В ‎отношении‏ ‎крупных, ‎уникальных ‎бриллиантов ‎тут ‎и‏ ‎рассуждать ‎особо‏ ‎нечего‏ ‎– ‎аналогия ‎прямая.‏ ‎Но ‎и‏ ‎в ‎отношении ‎массового ‎сегмента‏ ‎она‏ ‎так ‎же‏ ‎работает: ‎это‏ ‎разные ‎рынки, ‎так ‎как ‎любой‏ ‎природный‏ ‎бриллиант ‎–‏ ‎уникален, ‎добыт‏ ‎из ‎недр ‎земли, ‎а ‎его‏ ‎искусственный‏ ‎близнец‏ ‎таким ‎благородным‏ ‎происхождением ‎похвастаться‏ ‎не ‎может.‏ ‎Алмаз‏ ‎«из ‎пробирки»‏ ‎– ‎это ‎незаконнорожденный, ‎«ублюдок», ‎и‏ ‎на ‎него‏ ‎не‏ ‎могут ‎распространяться ‎«привилегии»,‏ ‎которыми ‎наделили‏ ‎люди ‎камни ‎природного ‎происхождения.‏ ‎Синтетические‏ ‎бриллианты ‎имеют‏ ‎свою ‎нишу,‏ ‎своего ‎потребителя, ‎но ‎это ‎рынок‏ ‎дешевой‏ ‎бижутерии. ‎И‏ ‎в ‎этом‏ ‎смысле ‎не ‎только ‎бриллианты ‎–‏ ‎лучшие‏ ‎друзья‏ ‎девушек, ‎но‏ ‎и ‎наоборот,‏ ‎потому ‎что‏ ‎они‏ ‎хотят ‎обладать‏ ‎настоящей ‎ценностью, ‎а ‎не ‎ее‏ ‎дешевой ‎репликой.

Поэтому‏ ‎чтобы‏ ‎как ‎можно ‎скорее‏ ‎развести ‎эти‏ ‎рынки ‎и ‎приучить ‎потребителей‏ ‎тоже‏ ‎их ‎хорошо‏ ‎различать, ‎крупнейшим‏ ‎игрокам ‎рынка ‎природных ‎алмазов ‎нужно‏ ‎возглавить‏ ‎и ‎ускорить‏ ‎процесс ‎продвижения‏ ‎искусственных ‎алмазов, ‎обеспечить ‎их ‎перепроизводство‏ ‎и‏ ‎тем‏ ‎самым ‎обвалить‏ ‎цены ‎на‏ ‎них ‎до‏ ‎уровня‏ ‎стекляшек. ‎Кажется,‏ ‎именно ‎в ‎этом ‎направлении ‎все‏ ‎и ‎движется,‏ ‎но,‏ ‎конечно, ‎процесс ‎адаптации‏ ‎производителей ‎и‏ ‎потребителей ‎к ‎выделению ‎и‏ ‎очерчиванию‏ ‎границ ‎новой‏ ‎рыночной ‎ниши‏ ‎для ‎синтетических ‎алмазов ‎еще ‎займет‏ ‎какое-то‏ ‎время. ‎Потребителям‏ ‎в ‎этой‏ ‎ситуации ‎стоило ‎бы ‎воздержаться ‎от‏ ‎переплаты‏ ‎за‏ ‎искусственные ‎бриллианты,‏ ‎а ‎инвесторам‏ ‎в ‎природные‏ ‎камни‏ ‎и ‎акции‏ ‎их ‎добытчиков, ‎возможно, ‎набраться ‎терпения.‏ ‎

Все ‎вышесказанное,‏ ‎конечно,‏ ‎только ‎рассуждения, ‎но‏ ‎как ‎бы‏ ‎в ‎итоге ‎не ‎повторилась‏ ‎ситуация‏ ‎с ‎золотом,‏ ‎которое ‎мейнстримные‏ ‎мировые ‎финансовые ‎издания ‎когда-то ‎дружно‏ ‎хоронили‏ ‎(в ‎Financial‏ ‎Times ‎в‏ ‎конце ‎90-х ‎годов ‎прошлого ‎столетия‏ ‎даже‏ ‎вышла‏ ‎статья ‎под‏ ‎заголовком ‎«Смерть‏ ‎золота»), ‎а‏ ‎теперь‏ ‎оно ‎готовится‏ ‎похоронить ‎тех, ‎кто ‎им ‎долго‏ ‎пренебрегал. ‎И‏ ‎с‏ ‎нефтью ‎то ‎же‏ ‎самое ‎может‏ ‎произойти. ‎Помнится, ‎еще ‎на‏ ‎школьном‏ ‎уроке ‎географии‏ ‎нам ‎приводили‏ ‎слова ‎Дмитрия ‎Ивановича ‎Менделеева ‎о‏ ‎том,‏ ‎что ‎«сжигать‏ ‎нефть ‎все‏ ‎равно ‎что ‎топить ‎печку ‎ассигнациями».‏ ‎Отказ‏ ‎от‏ ‎нефти ‎как‏ ‎от ‎топлива‏ ‎можно ‎только‏ ‎приветствовать:‏ ‎это ‎и‏ ‎взаправду ‎во ‎благо ‎человечеству, ‎только‏ ‎не ‎в‏ ‎смысле‏ ‎«зеленой» ‎неоколониальной ‎повестки,‏ ‎а ‎в‏ ‎смысле, ‎что ‎такой ‎ценный‏ ‎источник‏ ‎различных ‎веществ‏ ‎и ‎материалов‏ ‎будет ‎использоваться ‎более ‎продуктивно. ‎Так‏ ‎что‏ ‎даже ‎если‏ ‎планы ‎по‏ ‎отказу ‎от ‎нефти ‎в ‎итоге‏ ‎реализуются‏ ‎(и‏ ‎когда ‎это‏ ‎еще ‎будет?),‏ ‎ее ‎использование‏ ‎будет‏ ‎продолжаться. ‎

Читать: 1+ мин
logo Арабески

О природе денег

Подобно ‎воде‏ ‎деньги ‎имеют ‎разные ‎агрегатные ‎состояния:‏ ‎

  1. Товарная ‎форма:‏ ‎в‏ ‎ней ‎базисом ‎выступает‏ ‎материальный ‎товар,‏ ‎используемый ‎в ‎роли ‎денег‏ ‎–‏ ‎это ‎золото/серебро‏ ‎и ‎их‏ ‎суррогаты ‎либо ‎несовершенные ‎предшественники ‎(такие‏ ‎как‏ ‎меха, ‎скот,‏ ‎зерно, ‎сигареты‏ ‎в ‎лагерях ‎и ‎т.д.).
  2. Кредитная ‎форма:‏ ‎в‏ ‎ней‏ ‎базисом ‎выступает‏ ‎кредит ‎под‏ ‎создание ‎товаров‏ ‎и‏ ‎услуг, ‎используемый‏ ‎в ‎роли ‎денег ‎– ‎это‏ ‎современные ‎валюты,‏ ‎выпускаемые‏ ‎центробанками ‎и ‎частными‏ ‎банками, ‎государственные‏ ‎облигации ‎и ‎их ‎суррогаты/несовершенные‏ ‎предшественники‏ ‎(такие ‎как‏ ‎векселя, ‎облигации‏ ‎частных ‎лиц ‎и ‎компаний ‎и‏ ‎т.д.).
  3. Виртуальная‏ ‎форма ‎(новая‏ ‎форма ‎денег?):‏ ‎в ‎ней ‎базисом ‎выступает ‎виртуальный‏ ‎(цифровой)‏ ‎товар,‏ ‎используемый ‎в‏ ‎роли ‎денег‏ ‎– ‎это‏ ‎цифровые‏ ‎валюты ‎и‏ ‎их ‎суррогаты/несовершенные ‎предшественники ‎(такие ‎как‏ ‎биткойны ‎и‏ ‎т.д.).‏ ‎

В ‎какую ‎форму‏ ‎перейдет ‎вода,‏ ‎зависит ‎от ‎окружающих ‎условий.‏ ‎С‏ ‎деньгами ‎аналогично:‏ ‎пока ‎есть‏ ‎доверие, ‎могут ‎существовать ‎кредитные ‎и‏ ‎виртуальные‏ ‎деньги, ‎а‏ ‎когда ‎доверия‏ ‎нет ‎(во ‎времена ‎войн ‎и‏ ‎экономических‏ ‎кризисов),‏ ‎то ‎деньги‏ ‎«отвердевают» ‎в‏ ‎товарной ‎форме.‏ ‎Кредитные‏ ‎деньги ‎–‏ ‎от ‎слова ‎«кредо», ‎т.е. ‎«верить»,‏ ‎а ‎золото‏ ‎никому‏ ‎не ‎доверяет ‎–‏ ‎ни ‎частным‏ ‎лицам ‎и ‎компаниям, ‎ни‏ ‎государствам,‏ ‎ни ‎ИТ-технологиям.

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048