Подчинение по партийно-религиозной линии (продолжение)

Что происходило на борту королевской яхты "Британия", которая в 1994 году была пришвартована на Английской набережной в Петербурге.
Что происходило на борту королевской яхты "Британия", которая в 1994 году была пришвартована на Английской набережной в Петербурге.
В нулевые годы 21 века на фоне наметившегося демонтажа мифа об отречении царя были приняты меры, чтобы связь царя и Распутина оставалась неразрывной.
Обратил внимание, несколько читателей на бусти не продлили платную подписку. Причина этого очевидна. Давно не было новых публикаций. Однако работа над новым материалом мной ведется.
В ближайшие дни планирую опубликовать первую статью цикла Убийство Николая II в феврале 1917 года. Она станет своего рода введением или, скажем так, подводкой к основной части исследования. В вводной статье постараюсь раскрыть, почему с конца нулевых и до конца десятых годов 21 века темы отречения и убийства царской семьи находились в фокусе общественного внимания, а затем их убрали в ящик.
Рассмотрим, какие были цели Няш-мяш, Петра Мультатули и его куратора генерала СВР Леонида Решетникова, когда в десятых годах они «оседлали» тему. А также коснемся фигуры загадочного Андрея Разумова, который провел экспертизу манифеста об отречении в 2008 году (была опубликована статья с результатами экспертизы). Человек исчез (повторно) в 2018 году вместе с тремя сыновьями и найти какие-либо сведения об их дальнейшей судьбе не получается.
А ведь на многое, о чем пишет Петр Мультатули в своих книгах (или не совсем своих?), первым обратил внимание именно Андрей Разумов. А был ли вообще такой человек? Вот и подумаем в первой статье цикла над этим тоже.
Приношу извинения за возникшую задержку с публикацией новых материалов. Пусть медленно, но исследование неумолимо продвигается вперед. Хотя, без всякого сомнения, мне как и читателям хотелось, чтобы это происходило гораздо быстрее.
Знакомство с темами и опрос
Все что вы хотели узнать о Москве изначальной. Чем была Москва в начале своего существования, происхождение названия, почему Москва находится там, где она находится, вероятное время возникновения Москвы. Приятного чтения!
В 7-м параграфе разбирается принцип работы "волшебных очков", позволяющих понять, что могло происходить в Смутное время
7
У человека, известного нам под фамилией Болотникова, яркая биография. «Московская хроника. 1584 — 1613», автором которой считается «бродячий ландскнехт» Конрад Буссов, сообщает об Иване Исаевиче Болотникове следующее.
Этот Болотников по рождению был московит, в юности был захвачен в Диком поле татарами, с которыми московитам ежегодно приходится воевать, и продан в Турцию, где он был прикован на галерах и несколько лет был принужден выполнять тяжелую и грубую работу, пока, наконец, его не освободили немецкие корабли, одолевшие турок на море, и не отвезли в Венецию, откуда он направился через Германию в Польшу, чтобы разузнать там про удивительные перемены, которые произошли на его родине в его отсутствие.
Далее в «Московской хронике» Буссова говорится о встрече Ивана Болотникова с мнимым Дмитрием в Польше. Интересно, что к этому моменту Лжедмитрий I уже убит, в «Московской хронике» подробно описано, как это происходило. А Лжедмитрий II ещё не объявился. Следовательно, прибывший из Венеции (через Германию) Болотников встретился с промежуточным Дмитрием-самозванцем. И хотя в хронике Буссова не раскрывается, кем на самом деле был «промежуточный», согласно официальной версии в Самборе у Болотникова произошла встреча с бежавшим из Москвы Михаилом Молчановым, любимцем Лжедмитрия I. Считается, именно Молчанов, похитивший царскую печать, исполнял обязанности самозваного царя Дмитрия в промежутке между убийством Лжедмитрия I и появлением Лжедмитрия II.
Получив в Самборе от «промежуточного» Дмитрия письмо к князю Шаховскому и 30 (иудиных) дукатов Болотников направился в Путивль. Здесь он стал во главе 12 тысячи ратников. С этим войском Болотников прибыл, как указано в хронике Буссова, «к Истоме Пашкову под Москву, которую он вскоре осадил и даже добился бы сдачи города, если бы этому не помешало несогласие, начавшееся между обоими воеводами».
Что на это сказать? Слишком кучеряво… чтобы быть абсолютной ложью. Если бы сведения о Болотникове от начала до конца являлись выдумкой, они мало чем отличались бы от сведений о примкнувшем к «восстанию» Илейке Коровине, еще одном самозванце.
Казачий самозванец Илейка Коровин, известный в качестве Лжепетра, с точки зрения придумавших его историков это правильный Болотников. Сотрудничество Лжепетра с Болотниковым служит доказательством того, что они люди одного плана и являются выдвиженцами из гущи народной. В рамках историографической легенды союз Лжепетра и Болотникова, как и союз Минина и Пожарского не в последнюю очередь появился с целью скрыть, что реально существовавшие (в отличие от выдуманных Коровина и Минина) Иван Болотников и Дмитрий Пожарский являлись кондотьерами.
Ранее говорилось, что наиболее логичным выглядит предположение о греческом или смешанном славяно-греческом происхождении Дмитрия (см. шестой параграф). Это в свою очередь даёт основания предположить, что Дмитрий был связан с Константинополем. Часть своей жизни Болотников провел в средиземноморском регионе, включая Константинополь. При этом в хронике Буссова сказано, что Болотникова после освобождения из турецкого плена доставил в Венецию немецкий корабль.
Константинополь — Венеция — Германия — Польша (Русское воеводство). По этому пути прошла «заявка» из Русского воеводства, в конечном итоге превратившись в condotta, договор с кондотьером Болотниковым. В Истории шведско-московитской войны Видекинда фамилия Болотникова передается как Polutnisius.
Предводитель восставших Иван Исаевич Болотников является с повинной перед царём Василием Шуйским (Из книги «История России в картинах» В. А. Золотова, С.-Петербург, 1866 г.?).
На картинке у Болотникова темные вьющиеся волосы и нос с горбинкой, что внешне сближает его с образом итальянского кондотьера. В этом исследовании кондотьерами названы военачальники, которые не были итальянцами. Но condottiero это прежде всего итальянец. Интересно, почему художник придал Болотникову именно такую внешность? Если не итальянца так грека. Видимо кто-то подсказал художнику, что предводитель «восстания» мог быть родом с греческих территорий турецкой империи или из венецианских владений.
Статуя кондотьера Бартоломео Коллеони в Венеции работы Андреа дель Верроккьо. По официальной версии Болотников прибыл в Польшу из Венеции, где был накоплен большой опыт использования наемников.
Голова статуи кондотьера Бартоломео Коллеони. Для сходства (на уровне типажа) с Болотниковым на картинке скульптурному изображению Коллеони не хватает бороды, которая могла отсутствовать у реального Болотникова.
Ошибочно полагать, что наемное войско Болотникова осаждало Москву. Известно, что в 1606 году ряд городов Верхневолжья — Зубцов, Волок, Старица — перешли на сторону Болотникова. При этом начинаются самые настоящие танцы с бубном, когда речь заходит о нападении на Тверь в ноябре 1606 года.
Неясно, кто совершил нападение на Тверь. Люди мнутся. Возможно напали поляки, но Гришку Отрепьева убили в Москве еще в мае. Власть перешла к Василию Шуйскому. Как и по всей России поляков должны были выставить из Твери.
Возможно это было новое нападение польских интервентов? Не сходится. В конце 1606 года оставалось еще как минимум полгода до начала интриги тушинского вора, не говоря уже о том, что вторжение войск Сигизмунда III произошло в 1609 году.
Тогда это могли быть «болотниковцы», они ведь захватили ряд верхневолжских городов. Точно они. Вроде бы все так, но как раз в ноябре войско Болотникова осаждало Москву и дела там шли не очень хорошо. Учитывая сложившееся положение маловероятно, чтобы Болотников выделил силы для штурма хорошо укрепленной Твери. В начале декабря войско Болотникова, не сумев взять Москву, откатилось в Калугу.
В общем, перед нами зияющая брешь, которую сложно чем-то прикрыть. Эта брешь того же рода, что и освобождение «вологодским ополчением» в 1609 году Романова, Ярославля и Костромы при полном равнодушии к судьбам Ростова и Москвы.
Здесь мы повторно вплотную подошли к вопросу, ответ на который превращает события Смуты в легко читаемые страницы открытой книги. Процитирую «вопрос читателя», открывающий четвертый параграф.
— Хорошо, вы утверждаете, что Московского царства не было, когда кондотьер Дмитрий во главе войска наемников отправился на восток, — скажет иной читатель и задаст уточняющий вопрос. — В таком случае, какую цель преследовала его экспедиция?
Исчерпывающий ответ на этот важный вопрос в настоящем исследовании до сего момента не последовал. В четвертом параграфе оставив без ответа «вопрос читателя» исследование отклонилось в сторону. Автор переключился на рассмотрение религиозной ситуации на польском Юге, а вместе с ней в фокусе его внимания оказались этническая и религиозная принадлежность Demetrius Imrerator Moschoviae. Произошло это по той причине, что продавшийся католикам Гришка Отрепьев и тайно читающий Талмуд тушинский вор, как и прежде, занимают центральное место в историографической легенде Смутного времени. Отражения Деметрия в кривых зеркалах, расставленных историками с уклоном в литературу, не только искажают его образ до неузнаваемости, но и мешают увидеть, чем являлась Москва в начале 17 века. Все взаимосвязано.
Представители академической науки не хотят замечать, что в условиях гиперинформации анализ историографических легенд перешёл на качественно другой уровень. В двух параграфах, пятом и шестом, была затронута тема вызванной противостоянием Севера и Юга гражданской войны в Польше (1606–1607 годы). Безусловно, это было сделано не просто так.
Рокош (польск. бунт) Жебржидовского произошел в промежутке между гибелью Лжедмитрия I и появлением Лжедмитрия II. Польский историк Ярема Мацишевский (Jarema Maciszewski) приводит данные, что собравшиеся на съезд в августе 1606 г. (Лжедмитрий погиб в мае) рокошане (т.е. южане) всерьёз ожидали появления царя Дмитрия и обсуждали планы его возведения на польский трон.
Рокошане потерпели поражение от северян Сигизмунда III в битве под Гузовым в июле 1607 года. Сентябрь того же года стал началом активных действий Лжедмитрия II, чье происхождение остаётся до конца невыясненным. Согласитесь, уже только перечисленные факты (кроме них есть другие) позволяют предположить, что Лжедмитрий I и Лжедмитрий II один и тот же человек. Его отсутствие в Москве с мая 1606 г. (убийство) по июнь 1608 г. (тушинский лагерь) можно объяснить участием в гражданской войне (рокоше) в Польше. Пускай в результате научной полемики будет доказано обратное, но ведь никто даже голову не думает повернуть в эту сторону.
Приведу ещё один пример, проливающий свет на причины академического герметизма. В вещах Лжедмитрия II дважды находили тайно хранимый Талмуд. А что мог представлять собой «талмуд» в реалиях конца 16-го и самого начала 17-го веков? На ум приходит «подшивка журналов Огонек» (по выражению Д. Галковского) на иврите, которая легла в основу Библии. Одним из руководителей рокоша являлся воевода краковский, у которого была странная для католика фамилия Жебржидовский (сейчас принято писать Зебжидовский).
Полякам пришлось выдумать и похоронить в Вавельской усыпальнице рядом с королями католического епископа Андрея Зебжидовского, умершего в 1560 году. Сделано это было для того, чтобы снять с обладавшего «еврейской» фамилией краковского воеводы подозрение в том, что он не являлся католиком, а возможно и не был поляком. Однако если потянуть за эту нить, а также за ряд других (социнианство, ересь «жидовствующих», «нищие» в Нидерландах), то можно выяснить много интересного и неожиданного.
Анджей Зебжидовский, епископ краковский. Чтобы и тени сомнения не было в правильном происхождении воеводы краковского Николая Зебжидовского! Само собой, гравюра на дереве 19 века.
Восточное христианство проникло в Трансильванию, Малопольшу и Русское воеводство из Валахии. Первая, не только православная, а вообще первая городская церковь в Львове была построена на деньги валашских господарей, среди которых были представители рода Могил (Мовилэ). Но это далеко не все. Непредвзятое исследование может привести к выводам уровня Джемини-7, если вы понимаете, о чем я. Люди изучают древнерусскую иконопись, проводят выставки, выпускают каталоги и подарочные издания, а в восточном христианстве, по всей видимости, существовал запрет на изображения живых существ. И когда он был отменен, а также в результате чего, вопрос открытый.
В трех предыдущих параграфах не было отклонения от темы исследования. Напротив, как мне кажется, благодаря мнимому отклонению удалось многое прояснить и тем самым приблизить понимание Москвы изначальной.
Москве было суждено стать столицей Русского государства. Произошло это, в том числе или даже во многом из-за того, что Москва на начальном этапе своего существования имела тесную связь с колыбелью русского мира — валашско-русско-татарским и отчасти венгерским Югом Польши (Русское воеводство, Малопольша и восточная Валахия, совр. Молдавия).
Теперь уж точно не осталось причин тянуть с ответом на «вопрос читателя».
Какие цели преследовали организованные в Польше в начале 17 века экспедиции (Деметрия, Яна Сапеги) на восток?
У всех экспедиций была одна главная цель. Взять под свой контроль, а затем отжать бизнес у нидерландско-персидской компании. Дополнительно планировалось получать дань с купцов, представлявших интересы немецко-балтийских компаний.
Для этого было необходимо установить контроль над волжскими полисами и при первой возможности попробовать дотянуться до Новгорода и Вологды.
Ответ на «вопрос читателя» выполняет роль волшебных очков. С их помощью можно понять, что происходило в междуречье Волги и Оки в Смутное время. Давайте убедимся в этом.
В следующем параграфе покажу на конкретном примере, как работают «волшебные очки» ©.
В заключение 7-го параграфа хочу сказать, что в этом исследовании мы не просто вышли на финишную прямую, а уже отчетливо видна лента на финише. Следующая статья очевидно станет последней в рамках исследования. Возможно она будет включать два больших параграфа, но ставлю перед собой цель сделать ее заключительной.
На сегодня, исследование уже включает 19 параграфов. Прибавьте к ним еще один или два параграфа, которые войдут в заключительную статью. На мой взгляд это очень много по меркам нашего времени, когда ценится умение выхватить суть объекта и тут же переключиться на следующий раздражитель. К тому же в очереди давно стоят другие темы не менее интересные, чем возникновение Москвы. После завершения московского цикла запланирован опрос для того, чтобы на основе читательских предпочтений определить тему следующего исследования.
Основное внимание в заключительной статье планируется уделить трем вариантам возникновения Москвы. Надо отметить, все они являются близкими другу другу и отличаются только рядом деталей. По-своему это важные детали, но все же в мои цели входит показать, что Москва возникла в определенное время и в ходе определенного процесса. Постараюсь максимально аргументировать свою точку зрения. Соответственно читатели смогут узнать, чем собственно являлась Москва на заре своего существования.
Своеобразной вишенкой на торте станет объяснение, как появилось название Москва. Не сочтите за самонадеянность, но после этого объяснения в общем не должно остаться вопросов, связанных с происхождением названия. Представлю неопровержимые улики 😊
Эта статья размещена в открытом доступе, следующая будет доступна подписчикам. Подписаться вы можете на бусти или на спонср ру. Кстати, на спонср ру до сих пор нет ни одного подписчика.
Ошибка. Давно не заглядывал на спонср ру. Появился первый подписчик. Как там говорится, реальность развивается…
Продолжение следует
Ересь "жидовствующих", религиозная и этническая принадлежность первого московского царя Деметрия, ландскнехты Болотникова
Нищие духом, социнианство как маскировка православной Польши, что скрывается за смертью Лжедмитрия I и появлением Лжедмитрия II
Кто основал форты на Сейме, почему первоначально Орел назывался Арул и как связаны Перемышль, Калуга и Коломна с Русским воеводством
1
Истоки Москвы находились на Юге. Москву основали «южане». Но кто эти южане, откуда они взялись?
Из истории Смутного времени известно о важной роли города Путивля в организации походов в междуречье Волги и Оки Лжедмитрия I, Болотникова и Лжепетра. Кроме того, Лжедмитрий II искал там убежище после взятия Тулы Василием Шуйским и распада войска. Предлагаю потянуть за эту нить для того чтобы распутать московский клубок.
Первое, на что следует обратить внимание. Войско Лжедмитрия I, а затем Болотников прибыли в Путивль из Самбора. Самбор — город в Русском воеводстве Польши. Русское воеводство вместе с Малопольшей базовые регионы польского Юга.
В начале 17 века Польша разделена. Противостояние Севера и Юга привело к гражданской войне в Польше, известной под названием «рокош Зебжидовского». Первым польским королем являлся «южанин» из Трансильвании (Семиградья) Стефан Баторий. Следующим королем становится «северянин» Сигизмунд III из шведской династии Ваза. Все это подаётся в рамках истории единого государства, которым Польша в то время не являлась.
Валашско-русско-татарский и отчасти венгерский Юг Польши находился под влиянием Константинополя. По сути, это была окраина протооттоманской империи. На Юге получило распространение восточное христианство.
На Севере страны с конца 16 века возрастает влияние формирующегося в северной и центральной Европе протестантизма. Хотя религиозные отличия не входили в число основных причин конфликта Севера и Юга, но дифференциация по религиозному признаку уже наблюдалась. В этой связи следует обратить внимание на отсутствие католиков в начале 17 века на Юге и Севере Польши. Проникновение иисуизма (католицизма) в Польшу произошло позднее.
Все эти не совсем спекулятивные соображения были приведены мной для того, чтобы показать ошибочность взгляда на экспедиции Дмитрия (в официальной историографии Лжедмитрия I и Лжедмитрия II) на восток, как на вторжение исповедующих католицизм польских авантюристов.
В 1605 году в междуречье Волги и Оки прибыло наемное войско, сформированное в Русском воеводстве. В его состав по большей части вошли люди, которые называли себя русскими и принадлежали к восточной христианской церкви.
Давайте постараемся углубить понимание того, что происходило на Юге Польши перед тем, как в Самборе произошло формирование наемного войска для похода на восток во главе с человеком по имени Дмитрий.
В 1580 году коронный канцлер и великий гетман Ян Замойский, правая рука короля Стефана Батория, основал на Холмской земле в Червоной Руси город-крепость Замостье (Zamość). Строительство нового города велось на основе предварительно разработанного плана. Внутри крепостных укреплений, окружавших Замостье находился замок/кремль/детинец.
Если полистать цифровую копию Civitates orbis terrarum (Атлас городов земного мира), выходивший в Кельне с 1572 по 1618 годы (всего вышло 6 томов), то в нем можно обнаружить интересный нюанс. Сразу за страницами, которые содержат описание и городской план Замостья, следуют страницы с описанием и городским планом Москвы. Латинские заголовки двух соседних разделов при их сопоставлении выглядят довольно забавно.
NOVUM ZAMOSCIUM MOSCOVIA
Второй заголовок сдвинут для лучшего понимания нюанса, о котором идет речь. При использовании русифицированной формы названия Замостье или даже польского названия Zamosc близость к Москве (на польском Moskwa) теряется. А вот пламя латыни позволяет выявить на цифровом пергаменте скрытую и потому неожиданную близость двух названий. Пока не стану развивать тему происхождения названия Москвы, но к ней мы еще обязательно вернемся.
Планы Замостья и Москвы нашли себе место в последнем шестом томе кельнского Атласа, выход которого датируется 1618 годом. Однако можно с уверенностью сказать, оба плана не соответствуют тому, что могло быть в первой четверти 17 века. Не говоря уже о более ранних периодах. В Атласе находятся планы Замостья и Москвы, которые в первом приближении следует датировать не ранее, чем второй половиной 17 века.
Сделанный насчет датировки планов вывод в случае Замостья вытекает из присутствия на его плане католической церкви (см. объект G). Превращение Польши в католическую страну началось во второй четверти 17 века после появления здесь иезуитских коллегиумов и в целом завершилось ближе к концу 17 века. Католический храм в Замостье в лучшем случае могли построить после окончания 30-летней войны, то есть не раньше 50-х годов 17 века.
Небезынтересно, что в старом городе до сих пор сохранились улицы Армянская, Греческая и Базилианская. Они и есть религиозная история Замостья. Первоначально в городе существовали церковные приходы — греко-православный и армянский. Затем к работе с местным населением подключились бородатые католики-базилиане. Деятельность ордена василиан способствовала переходу в католичество православного населения Речи Посполитой.
Хочу обратить внимание читателей на фигуру Яна Замойского, чей союз с королем Стефаном Баторием проливает свет на союз Михаила Романова и Дмитрия Пожарского (вновь знакомое греческое имя Димитрий).
Выходец из Малопольши Ян Замойский был представителем польского Юга и ближайшим сподвижником секея Батория. Люди до сих пор гадают, кто такие секеи. А все просто. Секеи — это тюрки-кочевники, платившие в Венгерском королевстве налог быками.
Помимо фламандской гравюры известен портрет Яна Замойского, выставленный на обозрение в галерее Уффици.
На портрете, выставленном в Уффици, как и на фламандской гравюре, изображен человек с европейскими чертами лица. Его можно принять за коренного жителя Червоной Руси (Русского воеводства), на это указывает характерный для Галиции тип лица с удлиненным носом. Однако подобными чертами лица вполне мог обладать человек, происходивший из другого европейского региона (по официальной версии матерью Замойского была Анна Гербурт, род которой происходил из Нижней Саксонии).
Не столь важно, выходцем какого европейского региона являлся Ян Замойский. Важно другое. Тюрок Баторий (Батыр) и европеец Замойский заключили военно-политический союз, в результате чего возник дуумвират, который управлял на территории Польши даже еще не государством, а рыхлым протогосударством.
Союз Минина и Пожарского прекрасный и возвышенный миф. Но все же это миф, созданный в 19 веке и олицетворяющий единство всех сословий русского общества в годину тяжелых испытаний. Заключить военно-политический союз в реальных условиях начала 17 века могли представитель тюркской военной аристократии Михаил Романов и европейский кондотьер Пожарский, владевший вотчиной с говорящим названием Ландех.
Возникновение подобных военно-политических союзов, сперва на юге Польши, а затем в междуречье Волги и Оки было продиктовано конфигурацией сил. Тюркская аристократия стояла во главе боеспособных отрядов кочевников, что заставляло европейцев в ходе своей деятельности на славянских землях заключать с ней союзы.
Помимо ботинок Стефана Батория можно вспомнить ещё одни жёлтые ботинки на ногах Симеона Бекбулатовича, находившегося на службе Нидерландско-персидской торговой компании в конце 16 века. Такие союзы являлись «стандартным решением» для южной или русской части Польши, а также для междуречья Волги и Оки. Одна страна.
Следует обратить внимание, что в Швеции был свой Пожарский. Это Якоб Делагарди (Jakob de la Gardie), родившийся в Ревеле в семье француза из Окситании Понтуса Делагарди.
Польша, Швеция и России в конце 16 — начале 17 веков это «украины», колониальные окраины Европы, в которых протекали похожие процессы. Каждая из этих украин столкнулась с противостоянием Севера и Юга. Причем до определенного момента Юг Швеции являлся Севером Польши. А Юг Польши и Юг России составляли одно целое.
Однако вернемся к Атласу городов земного мира. На плане Москвы, который спрятан под цифровой обложкой Civitates orbis terrarum, показан большой город. В начале 10-х годов 17 века вся Москва помещалась на небольшом участке в месте слияния двух рек. Если присмотреться, то можно обнаружить на плане Москвы деревянные стены Кремля вдоль реки Неглинной. Это говорит о том, что план имел под собой реальную основу. Однако таких размеров, как показано на плане, город достиг ближе к концу 17 века (и вплоть до этого времени часть крепостной стены Кремля оставалась деревянной).
Правда, существует шведский план Москвы 1750 года, на котором показан Кремль в окружении бастионов. Интересный вопрос, когда были воздвигнуты бастионы? Ведь строительство ростовской крепости бастионного типа датируется началом тридцатых годов 17 века. В Ростове возводят бастионы, а в Москве нет? Где тогда находилась столица царства? Простите, зарапортовался.
В 1597 году в Русском воеводстве подобно Замостью был спланирован, а затем построен укрепленный город Жолква (Żółkiew). Инициировал строительство Жолквы Станислав Жолкевский, входивший в ближайшее окружение Яна Замойского.
Строительство городов-крепостей Замостье и Жолква показывает, в конце 16 века в Червоной Руси (Русском воеводстве) была отработана технология создания поселений в зоне фронтира, где существовала угроза нападения сухопутных пиратов — тюркских кочевников и протоказаков. Читатели могли заметить, надпись на картуше в левом нижнем углу плана Замостья из Атласа городов земного мира начинается словами «ZAMOSCIUM. Noua Poloniae ciuitas». В переводе на русский это означает «ЗАМОСТЬЕ. Город в Новой Польше».
Червоная Русь была Новопольшей, представляющей собой во второй половине 16 века слабо заселенную окраину Малопольши. Иногда Русское воеводство относят к Малой Польше, что в общем неверно. В состав Малой Польши входили три воеводства: Краковское, Сандомирское и Люблинское. Русские земли на восточной окраине Польши в 16-17 веках были примерно тем же самым, чем являлась в 18 веке Новороссия в Российской империи. Фронтир.
Благодаря речному пути Припять — Днепр — Десна (а также тому, что существовал волок между речными системами Западного Буга и Припяти) фронтир относительно быстро продвигался на восток, где со временем появились города-крепости. По всей видимости, Путивль был крупным и хорошо укрепленным фортом на Сейме, что повлияло на выбор его в качестве исходного пункта для военных экспедиций, следовавших по направлению к междуречью Волги и Оки. Однако еще до того, как в начале 17 века из Путивля стали уходить на северо-восток отряды наемников, «южане» из Русского воеводства перепрыгнули с днепровской речной системы на волжскую и принялись продвигаться на север. Чему существуют прямые и потому неопровержимые доказательства. О них пойдет речь в третьем параграфе.
Продолжение следует
Во второй половине 16 века немецкие торговые компании добрались до Невы и Ладожского озера. Вблизи устья небольшой реки, впадающей в Ладожское озеро с южной стороны (западнее Волхова), появилось поселение Лаба. Как известно, Лаба славянское название Эльбы. Поселение с подобным названием указывает, откуда могли прибыть люди его основавшие. Вероятнее всего, послеление Лаба вблизи Ладожского моря основали немцы со славянскими чертами из Мекленбурга или Голштинии.
Сегодня на месте Лабы расположена деревня Лаврово. С помощью европейских и отечественных карт 17-19 веков можно чуть ли не пошагово отследить как происходило превращение Лабы в Лаврово.
Но прежде предлагаю читателям представить ситуацию, когда кроме европейских карт 17 века и отечественных карт первой половины 19 века другие карты, на которых обозначены Лаба и Лаврово, не сохранились. В тоже время в Писцовой книге Водской пятины 1500 года упоминается деревня Лаврово на речке Лавуе. В предложенной ситуации, с большой вероятностью представители академической школы отнесли бы название Laba к числу ошибок, допущенных картографами. На европейских картах 17 века хватает ошибок, поэтому, учитывая сведения в Писцовой книге 1500 г., другое объяснение помимо ошибки было бы сочтено псевдоисторическими домыслами.
Однако нам повезло. И соответственно не повезло официальным историкам. Лаба оказалась основанной в том районе, где картографические работы, начиная с конца 17 века проводились регулярно.
Хорошо известна шведская карта провинции Ингерманландии 1678 года. Также известна во многом с ней совпадающая Карта бывших губерний Иван-Города, Яма, Капорья и Нэтеборга, показывающая разделение и состояние оного края в 1676 году (издана в России в 1827 году). На протяжении всего 18 века район Ладожского озера неоднократно наносился на планы и карты.
Можно выделить три блока картографических источников, которые содержат сведения о населенных пунктах в устье реки Лава (Лавуя), впадающей в Ладожское озеро.
1) Европейские карты России и Швеции 17-18 веков.
2) Детальная шведская карта Ингерманландии 1678 года с уточнениями, нашедшими отражение на варианте 1704 года.
3) Российские планы и карты 18-19 веков.
Отследив по картам изменения, которые произошли с названием поселения в устье реки Лава на протяжении двух веков, можно понять, каким образом Рибена Слабин, РомаНова и Кастром сменили свои первоначальные названия на привычные для нас Рыбная Слобода, Романов и Кострома.
Одной из первых европейских карт на которой можно отыскать Лабу является карта француза Николя Сансона «Карелия, Ингрия или Ингерманландия» (La Carélie, et l’Ingrie; ou Ingermenland / par le Sr Sanson, Париж, 1666). Примечательно, что на этой карте в устье Невы отсутствует шведская крепость Ниеншанц и расположенный рядом с ней город Ниен (Нева). План строительства крепости Ниеншанц был утвержден в 1652 году, соответственно крепость была построена позднее. Это говорит о том, что на карте Сансона Ингерманландия показана такой, какой она была в первой половине, а то и в первой трети 17 века.
Для шведов было принципиально важно взять под свой контроль балтийско-волжский путь, что они сделали построив «задвижку» Нотебург на острове в истоке реки Невы. Ниеншанц был построен позднее Нотебурга, когда шведы достигли определенных успехов в освоении районов, прилегающих к Неве. И все же шведские успехи в деле освоения отдаленных районов Ингерманландии носили ограниченный характер, что в дальнейшем позволило основать русско-голландскую колонию Питербурх, а затем не дать Швеции вернуть себе контроль над устьем Невы.
Поселение Лаба на южной стороне Ладожского озера можно обнаружить на европейских картах, которые выходили вплоть до конца 18 (!) века. В 1706 году в Париже была напечатана карта Московии Гийома Делиля. В ее полном названии угадывается поставленный голос церемониймейстера, возвещающего о появлении на придворном празднике уважаемого человека.
Карта Московии, составленная Гийомом Делилем Первым географом Короля для Его Превосходительства Монсиньора Андрея Артамоновича Матвеева, министра Его Величества Императора России.
Карта Гийома Делиля 1706 года пользуется популярностью среди сторонников конспирологической теории захвата Петром I древнего города на Неве. На карте Делиля Петербург находится на острове в Финском заливе. Возле него имеется надпись ville batie par le czar. В переводе отечественного Яндекс-переводчика — город захваченный царем. В отличие от Яндекса-правдоруба Google, Bing, Deepl скрывают от русских людей правду и переводят надпись на французской карте — город построенный царем.
Сбор картографических данных в 17 веке было делом непростым и растянутым во времени. Скорее всего, к моменту издания Делилем карты Московии, часть имевшихся у него сведений, успела потерять актуальность. Однако это было обычным делом для того времени. Картографы отдавали себе отчет в том, что выпускают карты, которые далеко не во всем соответствуют реальному положению вещей.
К тому же далеко не все сведения заставляли картографов браться за внесение изменений на трудоемких в изготовлении шаблонах, с которых делались оттиски. Одно дело Петербург и совсем другое Лаба.
В 1780 году продолжатели дела Гийома Делиля (умер в 1726 году) издали его карту Московии. На карте, выпущенной в конце 18 века, в отличие от карты начала века, Петербург показан там, где ему следует быть, в устье Невы. Возле столицы Российской Империи отсутствует уточняющая надпись город захваченный/ построенный царем. При этом Лаба с карты никуда не исчезла. А это, повторюсь, конец 18 века.
Почему название Лаба должно было исчезнуть с карты Московии Делиля 1780 года? К этому времени поселение в устье реки Лавуя, впадающей в Ладожское озеро, больше ста лет носило другое название. На Генеральной карте Ингерманландии 1704 года, которая является уточненным вариантом карты 1678 года, не месте поселения Лаба показан населенный пункт Lava hof. Вспомнили Петергоф? А здесь Лавахоф.
Поместье с таким названием (хоф в названии указывает, что это мыза, или по-другому поместье) расположено на левом шведском берегу реки, впадающей в Ладожское озеро. На противоположном русском берегу (по реке проходила граница) находятся церковь и деревня с традиционным русским названием Lavabÿ.
Как видим, на шведской карте 1678 года отсутствует Лаба, но обозначены сразу два населенных пункта с похожими на Лабу названиями. Шведская мыза Лавахоф и русская деревня Лавабю. Из чего можно сделать вывод, что не позднее последней четверти 17 века название Лаба уже не существовало. И то, что оно еще долгое время присутствовало на европейских картах, является издержками процесса сбора и внесения информации на карты того времени. Зато для историков эти «издержки» являются ценными источниками информации, чем-то вроде машины времени второго уровня (машиной времени первого уровня являются сами карты 17 века).
Что происходило дальше с топонимами Лавахоф и Лавабю? На «Географическом чертеже Ижорской земли» Адриана Шхонебека 1705 года на шведской стороне реки обозначена мыза Лава, а на русской — деревня Лавнда.
На плане Ладожского канала 1735 года, изданном немцем Иоганном Элиасом Гриммелем, показана только Лава, расположенная на правом берегу реки с таким же названием.
Перечислю в хронологической последовательности другие картографические источники.
Карта Ладожского озера (1765) — Лава
Карта Санкт-Петербургской губернии (1800) — Лава
Специальная карта Западной части России Шуберта (1826-1840) — на правом берегу реки Лава деревня Лаврова, на левом берегу село Лава.
Если бы на протяжении 17 и 18 веков на Верхней Волге с такой же регулярностью, как это делалось на северо-западе России, производилась топографическая съемка, то нам не пришлось бы сегодня удивляться тому, что когда-то на месте Рыбной слободы находилась Рибена Слабин (чем по большому счету Рибена Слабин отличается от исконно русских названий Лавабю и Лавнда?). Как и тому, что на левом берегу реки Castrom-ка вплоть до последней трети 18 века (с этим, правда, можно поспорить), когда Екатерина II приступила к осуществлению масштабной градостроительной программы, не было никакой Костромы. Зато на правом берегу Кастромки, где расположен Ипатьевский монастырь, находился город, название которого менялось с течением времени. В точности как это происходило на протяжении двух веков с деревней Лаврово.
В погоне за прибылью западноевропейские купцы основали русские города и создали протогосударства на Волхове и Верхней Волге.
Что связывало Михаила Романова с Борисом Годуновым, где находился костромской кремль и почему персидские армяне стали партнерами голландцев
Рассмотрены следы, оставленные немецко-славянской полисной колонизацией Верхней Волги во второй половине 16 века.
Загадочная Riebena Slabin на Волге, следы Эльбы (Лабы) на Ладоге и почему Новый город на левом берегу Волхова стал Великим Новгородом
Голландские следы на Волге, корни поповских и беспоповских согласий древлеправославия, почему погиб царевич Дмитрий, а Уар не погиб.
Особенности голландской колонизации Верхней Волги в условиях отсутствия беспрепятственного сообщения с Белым морем
1
Когда упоминают русскую Америку, то в первую очередь на ум приходит Аляска, затем Форт-Росс. Тот, кто специально интересовался темой или прочитал соответствующую статью в Википедии, припомнит Алеутские острова, архипелаг Александра и Елизаветинскую крепость. Но дело в том, что гораздо раньше конца 18 века, когда началось освоение русскими Аляски, существовала другая русская Америка.
Находилась эта русская Америка в Европе. У нее было свое «восточное побережье» (аналог восточного побережья Северной Америки, где была основана колония Новые Нидерланды). Мурманский берег, дельта Северной Двины и земли вдоль берегов этой северной реки — таким было «восточное побережье» на русском Севере. Здесь во второй половине 16 века возникли первые Новые Нидерланды.
Путь по Двине привел колонистов из Нидерландов в основанную немецко-славянскими «ганзейцами» Вологду. Из нее открывался путь на Верхнюю Волгу. Проникнув в район Волги колонисты из Нидерландов запустили ряд процессов, сыгравших важную роль в становлении государственных институтов на русских землях.
Корабли из Нидерландов стали наведываться с коммерческими целями в Мункефьорд (датское название Печенгской губы) и Колу в 60-х годах 16 века. По сведениям Яна Велувенкампа регулярные посещения Двинской губы начались во второй половине 70-х годов 16 века. Голландский трехмачтовый корабль Halve Maen, т. е. Полумесяц (интересное название!), достиг Манхэттена в 1609 году. Произошло это на пятьдесят лет позже появления на Мурманском побережье судна, принадлежащего торговой компании из Антверпена.
Добравшись до Волги голландцы основали на ее берегах два форта, Roma Nova и Castrom. Не стоит удивляться тому, что основанные на Волге укрепленные поселения получили названия с античным привкусом.
В 1574 году штатгальтер Голландии и Зеландии Виллем Оранский даровал гезам, отбившим Лейден, здание испанской церкви для создания университета. Постоянным членом попечительского совета университета на протяжении тридцати лет был некто Янус Дауса. Когда в осажденном Лейдене начался голод Дауса принял на себя командование вооруженным отрядом (зондер-командой?) и не позволил горожанам сдать город испанцам. Сами понимаете, что это был за Берия.
Так вот Дауса на радостях, что морские нищие выбили из окрестностей Лейдена испанцев, в 1575 году написал НА ЛАТЫНИ поэму Nova Poemata (Новая поэзия), где описал осаду Лейдена и основание университета. Он также составил филологические комментарии к поэзии древнеримских авторов, таких как Гораций, Плавт, Катулл. Главным достижением Даусы в области историографии считается труд «Анналы». По официальной версии «Анналы» были впервые изданы в поэтической форме в 1599 году. Затем труд Даусы был переиздан в 1601 году под названием «Анналы Батавии и Голландии», но уже в виде прозаического текста. Аналогия с «Анналами» Тацита говорит сама за себя.
Нидерланды в 16 веке в значительной степени жили в античном сеттинге. Конечно, это касалось интеллектуальной жизни людей, получивших образование. Но экспедицию, в ходе которой на Волге были основаны Roma Nova и Castrom, вряд ли могли возглавить люди хотя бы не закончившие муниципальную латинскую школу. В таких школах преподавался закон Божий и применялись телесные наказания, вместе с тем основным предметом обучения являлся латинский язык и учеников знакомили с античной культурой. Поэтому, не вижу причин удивляться тому, что голландские форты на Волге имели названия, связанные с античностью.
В дальнейшем по мере развития протестантизма и превращения его в молот против католицизма связь с античностью в Соединенных Штатах оказалась размытой. На первый план вышла ветхозаветная экзегетика. Вследствие чего вырос интерес протестантских идеологов к иудаизму, а также интерес к исламу (по всей видимости из-за того, что еще в 17 веке ислам сохранял многие черты авраамической проторелигии). Но античность никуда не пропала, хотя и перестала в протестантской части Европы занимать ведущее положение на идеологическом поле.
И вот еще о чем следует сказать. Античный сеттинг, если не исключает полностью, то снижает до минимума вероятность ошибки картографов 17 века. Roma Nova и Castrom на европейских картах не были результатом искажения русских названий городов Романов и Кострома. Напротив, привычные нам имена двух русских городов на Волге произошли от названий поселений, основанных европейскими колонистами.
2
Крайний север Норвегии, находившейся под властью Датского короля, привлек внимание предпринимателей из Брабанта возможностью «подняться» на рыбной торговле. Но чтобы обойти ограничения, вызванные торговыми привилегиями Бергена и Тронхейма Антверпенской компании пришлось перенести свою деятельность на территорию, которую датчане в то время слабо контролировали. Таким образом в 60-е годы 16 века появилась брабантская фактория в Коле.
Датчане полностью контролировали Варангефьорд, частично Мункефьорд (Печенгскую губу) и практически не контролировали Колафьорд (Кольский залив), чем и воспользовалась Антверпенская компания. На месте Колы была стоянка поморов, занимающихся в зависимости от сезона рыбным промыслом и охотой на «морского зверя». Стоянка насчитывала три двора. Когда осенью 1565 года нидерландский парусник вошел в Кольский залив поморы кинулись врассыпную и долгое время прятались в лесу, наблюдая за пришельцами. Понятно, что нечто подобное происходило через полвека в северной Америке.
В 1574 году в Коле уже имелось 44 двора (по другим сведениям, 33 двора). Каждый дом включал жилой двор и хозяйственные постройки. Стоянка поморов, занимающихся рыбным промыслом и охотой на «морского зверя», менее чем за 10 лет превратилась в процветающий торговый полис. В середине 70-х годов Мурманский берег посетили от 10 до 15 голландских судов, причем, Кола была, как правило, главной целью их рейса. Торговля приобрела такой масштаб, что это стало категорически не устраивать Данию. В 1578 году король Дании Фредерик II в письме Виллему Оранскому сообщил о своем запрете голландским судам совершать торговые рейсы в Малмус (Колу). Само собой, рейсы на Мурманское побережье продолжились, что имело свои последствия.
Пример Колы делает понятным механизм возникновения если не всех, то большинства городов на русском Севере. С точки зрения своего возникновения Великий Новгород мало чем отличался от Колы.
В ходе колонизации Балтийского побережья немцы прошли через Финский залив и двигаясь по Неве достигли Ладожского озера. Оттуда поднялись по Волхову к озеру Ильмень. Вблизи места слияния Волхова с озером, возможно, как и в случае Малмуса-Колы, на месте рыбацкого поселения была основана немецкая фактория. Со временем за счет притяжения местного населения фактория расширилась и стала городом со славяно-балтийским населением и европейским (преимущественно немецким, но не только) нобилитетом. Naugard.
Если говорить о Новгороде, важно понимать. Шуйский правил в Новгороде, а московским «царем» он почему-то стал при содействии шведских наемников, отбив Москву у Дмитрия из Русского воеводства. Но это я забегаю вперед. Дмитрий из Русского воеводства и Шуйский из Новгорода предстанут перед читателями во второй части исследования.
Ниже полное изображение Кольского залива из книги Геррита Де Веера, являвшегося спутником Виллема Баренца в его двух путешествиях. Во время последнего путешествия Баренца (1596 — 1597) арктические льды вынудили его команду покинуть корабль и провести зиму на Новой Земле (Nova Zembla).
Помните родину Кинбота, Зембла, в набоковском романе Бледное пламя? И тут не обошлось без голландцев 🙂. В связи с этим позволю себе небольшой литературоведческий оффтоп.
«В. Набоков считал, что его прадед, Николай Александрович Набоков, принимал участие в картографической экспедиции на Новую Землю. В его честь даже названа река на острове» (Окс М. В. Полилингвизм в романе В. Набокова «Бледный огонь»).
Следует отдельно отметить. Первое издание книги Геррита Де Веера вышло в 1598 году. Существует, по крайней мере, одно серьезное основание считать, что этого не могло быть. Книга не только была напечатана позже, но и сами записки Де Веера написаны значительно позже 1597 года. Было ли само путешествие Баренца в конце 17 века вопрос открытый.
3
Следующим этапом голландской колонизации русской Америки стало освоение дельты Северной Двины. Изначально якорные стоянки голландских кораблей в устье Двины находились максимально близко к морю. Понятно почему. Море было союзником (ср. Санкт-Петербург).
Однако ситуация изменилась после того, как датский и норвежский король Фредерик II принял ряд мер. О его запрете пользоваться морским путем вдоль Нордкапа (письмо к Виллему Оранскому) было сказано раньше. В начале 80-х годов 16 века Фредерик II снял свой запрет и ввел новое правило. Суда, проходящие мимо Нордкапа, должны были предъявить датский пропуск, который стоил немалых денег. А чтобы воспрепятствовать возникновению желания забить на датского короля голландский х… корабли датчан начали регулярно патрулировать морской путь, проходящий мимо Нордкапа, вплоть до устья Двины.
В результате принятых Данией мер открытое море стало представлять угрозу для тех голландских кораблей, чьи владельцы продолжали заниматься коммерческой деятельностью, не желая платить в датскую казну за приобретение пропуска.
Согласно голландским источникам в 1582 году шкипер из Хорна Клаас Янсз, стараясь избежать нападения датских кораблей, увел свое судно с якорной стоянки в Пудожемском устье в более безопасное место в глубине Двинской губы (на удалении 35 км от моря). Место оказалось удачным, вслед за кораблем Янсза здесь стали бросать якоря другие голландские суда.
Таким было начало порта Архангел. Через некоторое время (обычно называют 1584 или 1585 гг.) на том месте в устье Двины, куда шкипер Янсз первым из голландских мореплавателей привел свой корабль, были сооружены пристань, склады и для защиты подступов к гавани крепость, вооруженная бронзовыми пушками.
Клаас Янсз имя отца и настоящее имя Николаса Висхера, знаменитого картографа и гравера из Амстердама, основавшего издательский дом Пискатор. Говорится, что отец Висхера был корабельным плотником (сейчас существование такого человека поставлено под сомнение).
Соблазнительно предположить, что шкипер Клаас Янсз из Хорна, обнаруживший место, где позже появится Архангельск, был отцом Николаса Висхера, издавшего так называемую Библию Пискатора. Хотя, следует признать, такое предположение вряд ли соответствует истине.
Процитирую Википедию.
Наиболее известное издание Висхера: Библия Пискатора (лат. Theatrum Biblicum, 1650). Пять сотен резцовых гравюр на меди этого издания были изготовлены по рисункам фламандских и голландских мастеров предшествующего поколения.
Это издание было необычайно популярно именно из-за своих иллюстраций, которые служили в качестве иконографических источников для многих живописцев, гравёров, художников-декораторов, в том числе и русских стенописцев Костромы, Ярославля и Москвы. В Москву «Библию Пискатора» привозили голландские торговцы. Уже в 1653 году она была знакома русским художникам. Сотни образов, почерпнутых изографами из Библии Пискатора, украсили стены храмов по всей центральной России, от Московского Кремля до Троицкого монастыря, — везде, где работали художники верхневолжского круга.
Добавлю к этому.
В 2019 году в Третьяковской галерее состоялась масштабная выставка «Библия Пискатора — настольная книга русских иконописцев», где были показаны произведения иконописи и прикладного искусства (серебро, резная кость), созданные с опорой на гравюры этого увража. (Акимов С. С. Рецензия на научный каталог «Theatrum Biblicum. Библия Пискатора 1643 года из собрания Государственной Третьяковской галереи»).
Кострома, Ярославль, верхневолжский круг, русская иконопись. Голландская Русь!
Пора и нам оставить северные широты и отправиться в путь по Северной Двине на Верхнюю Волгу. Прежде осенив себя крестным знамением пред Святой Троицей.
Продолжение следует