Часть 2. Город кондотьеров (8 параграф)

Все что вы хотели узнать о Москве изначальной. Чем была Москва в начале своего существования, происхождение названия, почему Москва находится там, где она находится, вероятное время возникновения Москвы. Приятного чтения!
Часть 2. Город кондотьеров (7 параграф)

В 7-м параграфе разбирается принцип работы "волшебных очков", позволяющих понять, что могло происходить в Смутное время
Часть 2. Город кондотьеров (6 параграф)
6
У человека, известного нам под фамилией Болотникова, яркая биография. «Московская хроника. 1584 — 1613», автором которой считается «бродячий ландскнехт» Конрад Буссов, сообщает об Иване Исаевиче Болотникове следующее.
Этот Болотников по рождению был московит, в юности был захвачен в Диком поле татарами, с которыми московитам ежегодно приходится воевать, и продан в Турцию, где он был прикован на галерах и несколько лет был принужден выполнять тяжелую и грубую работу, пока, наконец, его не освободили немецкие корабли, одолевшие турок на море, и не отвезли в Венецию, откуда он направился через Германию в Польшу, чтобы разузнать там про удивительные перемены, которые произошли на его родине в его отсутствие.
Далее в Московской хронике Буссова говорится о встрече Ивана Болотникова с мнимым Дмитрием в Польше. Интересно, что к этому моменту Лжедмитрий I уже убит, в Московской хронике подробно описано, как это происходило. А Лжедмитрий II ещё не объявился. Следовательно, прибывший из Венеции (через Германию) Болотников встретился с промежуточным Дмитрием-самозванцем. И хотя в хронике Буссова не раскрывается, кем на самом деле был «промежуточный», согласно официальной версии в Самборе у Болотникова произошла встреча с бежавшим из Москвы Михаилом Молчановым, любимцем Лжедмитрия I. Считается, именно Молчанов, похитивший царскую печать, исполнял обязанности самозваного царя Дмитрия в промежутке между убийством Лжедмитрия I и появлением Лжедмитрия II.
Получив в Самборе от «промежуточного» Дмитрия письмо к князю Шаховскому и 30 (иудиных) дукатов Болотников направился в Путивль. Здесь он стал во главе 12 тысячи ратников. С этим войском Болотников прибыл, как указано в хронике Буссова, к Истоме Пашкову под Москву, которую он вскоре осадил и даже добился бы сдачи города, если бы этому не помешало несогласие, начавшееся между обоими воеводами.
Что на это сказать? Слишком кучеряво… чтобы быть абсолютной ложью. Если бы сведения о Болотникове от начала до конца являлись выдумкой, они мало чем отличались бы от сведений о примкнувшем к «восстанию» Илейке Коровине, еще одном самозванце.
Казачий самозванец Илейка Коровин, известный в качестве Лжепетра, с точки зрения придумавших его историков это правильный Болотников. Сотрудничество Лжепетра с Болотниковым служит доказательством того, что они люди одного плана и являются выдвиженцами из гущи народной. В рамках историографической легенды союз Лжепетра и Болотникова, как и союз Минина и Пожарского не в последнюю очередь появился с целью скрыть, что реально существовавшие (в отличие от выдуманных Коровина и Минина) Иван Болотников и Дмитрий Пожарский являлись кондотьерами.
Ранее говорилось, что наиболее логичным выглядит предположение о греческом или смешанном славяно-греческом происхождении Дмитрия (см. 5 параграф). Это в свою очередь даёт основания предположить, что Дмитрий был связан с Константинополем. Часть своей жизни Болотников провел в средиземноморском регионе, включая Константинополь. При этом в хронике Буссова сказано, что Болотникова после освобождения из турецкого плена доставил в Венецию немецкий корабль.
Константинополь — Венеция — Германия — Польша (Русское воеводство). По этому пути прошла «заявка» из Русского воеводства, в конечном итоге превратившись в condotta, договор с кондотьером Болотниковым. В Истории шведско-московитской войны Видекинда фамилия Болотникова передается как Polutnisius.

Предводитель восставших Иван Исаевич Болотников является с повинной перед царём Василием Шуйским (Из книги «История России в картинах» В. А. Золотова, С.-Петербург, 1866 г.?).
На картинке у Болотникова темные вьющиеся волосы и нос с горбинкой, что внешне сближает его с образом итальянского кондотьера. В этом исследовании кондотьерами названы военачальники, которые не были итальянцами. Но condottiero это прежде всего итальянец. Интересно, почему художник придал Болотникову именно такую внешность? Если не итальянца так грека. Видимо кто-то подсказал художнику, что предводитель «восстания» мог быть родом с греческих территорий турецкой империи или из венецианских владений.

Статуя кондотьера Бартоломео Коллеони в Венеции работы Андреа дель Верроккьо. По официальной версии Болотников прибыл в Польшу из Венеции, где был накоплен большой опыт использования наемников.

Голова статуи кондотьера Бартоломео Коллеони. Для сходства (на уровне типажа) с Болотниковым на картинке скульптурному изображению Коллеони не хватает бороды, которая могла отсутствовать у реального Болотникова.
Ошибочно полагать, что наемное войско Болотникова осаждало Москву. Известно, что в 1606 году ряд городов Верхневолжья — Зубцов, Волок, Старица — перешли на сторону Болотникова. При этом начинаются самые настоящие танцы с бубном, когда речь заходит о нападении на Тверь в ноябре 1606 года.
Неясно, кто совершил нападение на Тверь. Люди мнутся. Возможно напали поляки, но Гришку Отрепьева убили в Москве еще в мае. Власть перешла к Василию Шуйскому. Как и по всей России поляков должны были выставить из Твери.
Возможно это было новое нападение польских интервентов? Не сходится. В конце 1606 года оставалось еще как минимум полгода до начала интриги тушинского вора, не говоря уже о том, что вторжение войск Сигизмунда III произошло в 1609 году.
Тогда это могли быть «болотниковцы», они ведь захватили ряд верхневолжских городов. Точно они. Вроде бы все так, но как раз в ноябре войско Болотникова осаждало Москву и дела там шли не очень хорошо. Учитывая сложившееся положение маловероятно, чтобы Болотников выделил силы для штурма хорошо укрепленной Твери. В начале декабря войско Болотникова, не сумев взять Москву, откатилось в Калугу.
В общем, перед нами зияющая брешь, которую сложно чем-то прикрыть. Эта брешь того же рода, что и освобождение «вологодским ополчением» в 1609 году Романова, Ярославля и Костромы при полном равнодушии к судьбам Ростова и Москвы.
Здесь мы повторно вплотную подошли к вопросу, ответ на который превращает события Смуты в легко читаемые страницы открытой книги. Процитирую начало 3 параграфа.
Хорошо, Московского царства не было, когда кондотьер Дмитрий во главе войска наемников отправился на восток, — согласится иной читатель и тут же задаст уточняющий вопрос. — В таком случае какую цель преследовала эта экспедиция?
Исчерпывающий ответ на этот важный вопрос в настоящем исследовании до сего момента не последовал. В 3 параграфе оставив без ответа «вопрос читателя» исследование отклонилось в сторону. Автор переключился на рассмотрение религиозной ситуации на польском Юге, а вместе с ней в фокусе его внимания оказались этническая и религиозная принадлежность Imrerator Moschovite Demetrius. Произошло это по той причине, что продавшийся католикам Гришка Отрепьев и тайно читающий Талмуд тушинский вор, как и прежде, занимают центральное место в историографической легенде Смутного времени. Отражения Деметрия в кривых зеркалах, расставленных историками с уклоном в литературу, не только искажают его реальный образ до неузнаваемости, но и мешают увидеть, чем являлась Москва в начале 17 века. Все взаимосвязано.
Представители академической науки не хотят замечать, что в условиях гиперинформации анализ историографических легенд перешёл на качественно другой уровень. Игнорировать происходящие изменения помогают непроницаемая для зрения повязка на глазах и звукоизоляционный шлем на голове.
В моих словах нет полемического преувеличения. В антинаучном герметизме академических историков можно легко убедиться на следующем примере. В 3 и 4 параграфах была затронута тема вызванной противостоянием Севера и Юга гражданской войны в Польше (1606–1607 годы). Конечно, это было сделано не просто так.
Рокош (польск. бунт) Жебржидовского произошел в промежутке между гибелью Лжедмитрия I и появлением Лжедмитрия II. Польский историк Ярема Мацишевский (Jarema Maciszewski) приводит данные, что собравшись на съезд в августе 1606 г. (Лжедмитрий погиб в мае) рокошане (т.е. южане) всерьёз ожидали появления царя Дмитрия и обсуждали планы его возведения на польский трон.
Рокошане потерпели поражение от северян Сигизмунда III в битве под Гузовым в июле 1607 года. Сентябрь того же года стал началом активных действий Лжедмитрия II, чье происхождение остаётся до конца невыясненным. Согласитесь, уже только перечисленные факты (кроме них есть другие) позволяют предположить, что Лжедмитрий I и Лжедмитрий II один и тот же человек. Его отсутствие в Москве с мая 1606 г. (убийство) по июнь 1608 г. (тушинский лагерь) можно объяснить участием в гражданской войне (рокоше) в Польше. Пускай в результате научной полемики будет доказано обратное, но ведь никто даже «рот не раскрывает». И только рефреном звучит монотонный бубнеж «ничего не вижу, ничего не слышу».
Приведу ещё один пример, проливающий свет на причины академического герметизма. В вещах Лжедмитрия II дважды находили тайно хранимый Талмуд. А что мог представлять собой «талмуд» в реалиях конца 16-го и самого начала 17-го веков? На ум приходит «подшивка журналов Огонек» (по выражению Галковского) на иврите, которая легла в основу Библии. Одним из руководителей рокоша являлся воевода краковский, у которого была странная для католика фамилия Жебржидовский (сейчас принято писать Зебжидовский).
Полякам пришлось выдумать и похоронить в Вавельской усыпальнице рядом с королями католического епископа Андрея Зебжидовского, умершего в 1560 году. Сделано это было для того, чтобы снять с обладавшего «еврейской» фамилией краковского воеводы подозрение в том, что он не являлся католиком, а возможно и не был поляком. Однако если потянуть за эту ниточку, а также за ряд других (социнианство, ересь жидовствующих, «нищие» в Нидерландах), то можно выяснить много интересного.

Анджей Зебжидовский, епископ краковский. Чтобы и тени сомнения не было в правильном происхождении воеводы краковского Николая Зебжидовского! Само собой, гравюра на дереве 19 века.
Среди этого интересного будет не только вывод, что Юг Польши (Малопольша и Русское воеводство) был православным, но и ответ на вопрос, что собой представляло восточное христианство, проникшее в Малопольшу из Трансильвании (был такой родившийся в Трансильвании польский король Стефан Баторий) и в Русское воеводство из Валахии (первая церковь в Львове была построена на деньги валашских господарей, среди которых были представители рода Могил).
Если вовремя не остановиться, то можно прийти к выводам уровня Джемини-7, если вы понимаете о чем я. Люди изучают древнерусскую иконопись, проводят выставки, выпускают подарочные издания, а в восточном христианстве, по всей видимости, существовал запрет на изображения. И когда он был отменен, а также в результате чего, тема отдельного исследования.
Как вы понимаете, на протяжении трёх параграфов (с 3 по 5) не было никакого отклонения от темы исследования. Напротив, многое прояснилось и потому приблизило понимание Москвы изначальной. Москве было суждено стать столицей Русского государства, и произошло это, в том числе или даже во многом потому, что город связан общей историей с являющимся колыбелью русского мира валашско-русско-татарским и отчасти венгерским Югом Польши (Русское воеводство, Малопольша и восточная Валахия, совр. Молдавия).
Ну что же, все объяснения даны, пора ответить на «вопрос читателя» из 3 параграфа.
Какие цели преследовали организованные в Польше в начале 17 века экспедиции (Деметрия, Яна Сапеги) на восток?
Никаких других целей, кроме одной цели взять под свой контроль торговлю, которую вели на Волге (включая торговлю с Персией) и русском Севере нидерландско-армянская и немецко-балтийские компании, не было и не могло быть. Само собой контроль торговли предполагал контроль над волжскими полисами. Также, при условии, что на это хватит сил экспедиционных войск, планировалось установить контроль над Новгородом и городами в бассейне Северной Двины (как показывает ход событий, сил не хватило).
Подтверждением сказанному служит тот факт, что при Алексее Михайловиче контроль волжского торгового пути оставался едва ли не основным вопросом внутренней и международной политики Московского царства (см. посольство Конрада Кленка). А снятие шведской блокировки с выхода в Балтийское время неоднократно становилось предметом переговоров Тишайшего царя с западными дипломатами.
Теперь вы понимаете для чего понадобилась первая часть исследования «Колониальная карта России 16 века». В 12 параграфах первой части дано подробное объяснение, что собою представляла Россия накануне т. н. Смутного времени.
В следующем параграфе покажу на конкретном примере, как работают «волшебные очки» ©.
В заключение 6-го параграфа хочу сказать, что в этом исследовании мы не просто вышли на финишную прямую, а уже отчетливо видна лента на финише. Следующая статья очевидно станет последней в рамках исследования. Возможно она будет включать два больших параграфа, но ставлю перед собой цель сделать ее заключительной.
На сегодня, исследование уже включает 18 параграфов. Прибавьте к ним еще один или два параграфа, которые войдут в заключительную статью. На мой взгляд это очень много по меркам нашего времени, когда ценится умение выхватить суть объекта и тут же переключиться на следующий раздражитель. К тому же в очереди давно стоят другие темы не менее интересные, чем возникновение Москвы. После публикации последней статьи московского цикла проведу опрос, в котором предложу читателям на выбор несколько тем для следующего исследования.
Основное внимание в заключительной статье планируется уделить трем вариантам возникновения Москвы. Надо отметить, все они являются близкими другу другу и отличаются только рядом деталей. По-своему это важные детали, но все же в мои цели входит показать, что Москва возникла в определенное время и в ходе определенного процесса. Постараюсь максимально аргументировать свою точку зрения. Соответственно читатели смогут узнать, чем собственно являлась Москва на заре своего существования.
Своеобразной вишенкой на торте станет объяснение, как появилось название Москва. Не сочтите за самонадеянность, но после этого объяснения в общем не должно остаться вопросов, связанных с происхождением названия. Представлю неопровержимые улики 😊
Эта статья размещена в открытом доступе, следующая будет доступна подписчикам. Подписаться вы можете на бусти или на спонср ру. Кстати, на спонср ру до сих пор нет ни одного подписчика.
Ошибка. Давно не заглядывал на спонср ру. Появился первый подписчик. Как там говорится, реальность развивается…
Продолжение следует
Часть 2. Город кондотьеров (5 параграф)

Ересь "жидовствующих", религиозная и этническая принадлежность первого московского царя Деметрия, ландскнехты Болотникова
Часть 2. Город кондотьеров (3 и 4 параграфы)

Нищие духом, социнианство как маскировка православной Польши, что скрывается за смертью Лжедмитрия I и появлением Лжедмитрия II
Часть 2. Город кондотьеров (2 параграф)

Кто основал форты на Сейме, почему первоначально Орел назывался Арул и как связаны Перемышль, Калуга и Коломна с Русским воеводством
Возникновение Москвы. Часть 2. Город кондотьеров

Технология освоения фронтира, как необходимое условие для пробуждения истоков Москвы.
Часть 1. Колониальная карта России 16 века (Приложение 1)
Во второй половине 16 века немецкие торговые компании добрались до Невы и Ладожского озера. Вблизи устья небольшой реки, впадающей в Ладожское озеро с южной стороны (западнее Волхова), появилось поселение Лаба. Как известно, Лаба славянское название Эльбы. Поселение с подобным названием недвусмысленно указывает на то, откуда прибыли люди его основавшие. А также что это были за люди Это были немцы со славянскими чертами, которые привыкли иметь дело со славянами.
Сегодня на месте Лабы расположена деревня Лаврово. С помощью европейских и отечественных карт 17-19 веков можно чуть ли не пошагово отследить как происходило превращение Лабы в Лаврово.
А теперь давайте представим, что кроме европейских карт 17 века и отечественных карт первой половины 19 века никаких других карт с Лабой и Лаврово не сохранилось. При этом в Писцовой книге Водской пятины 1500 года упоминается деревня Лаврово на речке Лавуе. Несомненно, представители академической школы однозначно сочли бы название Laba за ошибку картографов. На европейских картах 17 века хватает ошибок в названиях, поэтому, учитывая сведения в Писцовой книге 1500 г., любое другое объяснение кроме как ошибка картографов они бы с легкостью объявили псевдоисторическими домыслами.
Однако Лаба оказалась основанной в том районе, где картографические работы, начиная с конца 17 века, проводились постоянно. Хорошо известна шведская карта провинции Ингерманландии 1678 года. Также известна во многом с ней совпадающая Карта бывших губерний Иван-Города, Яма, Капорья и Нэтеборга, показывающая разделение и состояние оного края в 1676 году (издана в России в 1827 году). На протяжении всего 18 века район Ладожского озера неоднократно наносился на планы и карты.
Можно выделить три блока картографических источников, которые содержат сведения о населенных пунктах в устье реки Лава (Лавуя), впадающей в Ладожское озеро.
1) Европейские карты России и Швеции 17-18 веков.
2) Детальная шведская карта Ингерманландии 1678 года с уточнениями, нашедшими отражение на варианте 1704 года.
3) Российские планы и карты 18-19 веков.
Отследив по картам изменения, которые произошли с названием поселения в устье реки Лава на протяжении двух веков, можно понять, каким образом Рибена Слабин, РомаНова и Кастром сменили свои первоначальные названия на привычные для нас Рыбная Слобода, Романов и Кострома.

Одной из первых европейских карт на которой можно отыскать Лабу является карта француза Николя Сансона «Карелия, Ингрия или Ингерманландия» (La Carélie, et l’Ingrie; ou Ingermenland / par le Sr Sanson, Париж, 1666). Примечательно, что на этой карте в устье Невы отсутствует шведская крепость Ниеншанц и расположенный рядом с ней город Ниен (Нева). План строительства крепости Ниеншанц был утвержден в 1652 году, соответственно крепость была построена позднее. Это говорит о том, что на карте Сансона Ингерманландия показана такой, какой она была в первой половине, а то и в первой трети 17 века.
Для шведов было принципиально важно взять под свой контроль балтийско-волжский путь, что они сделали построив «задвижку» Нотебург на острове в истоке реки Невы. Ниеншанц был построен позднее Нотебурга, когда шведы достигли определенных успехов в освоении районов, прилегающих к Неве. И все же шведские успехи в деле освоения отдаленных районов Ингерманландии носили ограниченный характер, что в дальнейшем позволило основать русско-голландскую колонию Питербурх, а затем не дать Швеции вернуть себе контроль над устьем Невы.

Поселение Лаба на южной стороне Ладожского озера можно обнаружить на европейских картах, которые выходили вплоть до конца 18 (!) века. В 1706 году в Париже была напечатана карта Московии Гийома Делиля. В ее полном названии угадывается поставленный голос церемониймейстера, возвещающего о появлении на придворном празднике уважаемого человека.
Карта Московии, составленная Гийомом Делилем Первым географом Короля для Его Превосходительства Монсиньора Андрея Артамоновича Матвеева, министра Его Величества Императора России.

Карта Гийома Делиля 1706 года пользуется популярностью среди сторонников конспирологической теории захвата Петром I древнего города на Неве. На карте Делиля Петербург находится на острове в Финском заливе. Возле него имеется надпись ville batie par le czar. В переводе отечественного Яндекс-переводчика — город захваченный царем. В отличие от Яндекса-правдоруба Google, Bing, Deepl скрывают от русских людей правду и переводят надпись на французской карте — город построенный царем.
Сбор картографических данных в 17 веке было делом непростым и растянутым во времени. Скорее всего, к моменту издания Делилем карты Московии, часть имевшихся у него сведений, успела потерять актуальность. Однако это было обычным делом для того времени. Картографы отдавали себе отчет в том, что выпускают карты, которые далеко не во всем соответствуют реальному положению вещей.
К тому же далеко не все сведения заставляли картографов браться за внесение изменений на трудоемких в изготовлении шаблонах, с которых делались оттиски. Одно дело Петербург и совсем другое Лаба.
В 1780 году продолжатели дела Гийома Делиля (умер в 1726 году) издали его карту Московии. На карте, выпущенной в конце 18 века, в отличие от карты начала века, Петербург показан там, где ему следует быть, в устье Невы. Возле столицы Российской Империи отсутствует уточняющая надпись город захваченный/ построенный царем. При этом Лаба с карты никуда не исчезла. А это, повторюсь, конец 18 века.
Почему название Лаба должно было исчезнуть с карты Московии Делиля 1780 года? К этому времени поселение в устье реки Лавуя, впадающей в Ладожское озеро, больше ста лет носило другое название. На Генеральной карте Ингерманландии 1704 года, которая является уточненным вариантом карты 1678 года, не месте поселения Лаба показан населенный пункт Lava hof. Вспомнили Петергоф? А здесь Лавахоф.
Поместье с таким названием (хоф в названии указывает, что это мыза, или по-другому поместье) расположено на левом шведском берегу реки, впадающей в Ладожское озеро. На противоположном русском берегу (по реке проходила граница) находятся церковь и деревня с традиционным русским названием Lavabÿ.
Как видим, на шведской карте 1678 года отсутствует Лаба, но обозначены сразу два населенных пункта с похожими на Лабу названиями. Шведская мыза Лавахоф и русская деревня Лавабю. Из чего можно сделать вывод, что не позднее последней четверти 17 века название Лаба уже не существовало. И то, что оно еще долгое время присутствовало на европейских картах, является издержками процесса сбора и внесения информации на карты того времени. Зато для историков эти «издержки» являются ценными источниками информации, чем-то вроде машины времени второго уровня (машиной времени первого уровня являются сами карты 17 века).
Что происходило дальше с топонимами Лавахоф и Лавабю? На «Географическом чертеже Ижорской земли» Адриана Шхонебека 1705 года на шведской стороне реки обозначена мыза Лава, а на русской — деревня Лавнда.

На плане Ладожского канала 1735 года, изданном немцем Иоганном Элиасом Гриммелем, показана только Лава, расположенная на правом берегу реки с таким же названием.

Перечислю в хронологической последовательности другие картографические источники.
Карта Ладожского озера (1765) — Лава
Карта Санкт-Петербургской губернии (1800) — Лава
Специальная карта Западной части России Шуберта (1826-1840) — на правом берегу реки Лава деревня Лаврова, на левом берегу село Лава.
Если бы на протяжении 17 и 18 веков на Верхней Волге с такой же регулярностью, как это делалось на северо-западе России, производилась топографическая съемка, то нам не пришлось бы сегодня удивляться тому, что когда-то на месте Рыбной слободы находилась Рибена Слабин (чем по большому счету Рибена Слабин отличается от исконно русских названий Лавабю и Лавнда?). Как и тому, что на левом берегу реки Castrom-ка вплоть до последней трети 18 века (с этим, правда, можно поспорить), когда Екатерина II приступила к осуществлению масштабной градостроительной программы, не было никакой Костромы. Зато на правом берегу Кастромки, где расположен Ипатьевский монастырь, находился город, название которого менялось с течением времени. В точности как это происходило на протяжении двух веков с деревней Лаврово.
Часть 1. Колониальная карта России (12 параграф)

В погоне за прибылью западноевропейские купцы основали русские города и создали протогосударства на Волхове и Верхней Волге.
Часть 1. Колониальная карта России 16 века (10 и 11 параграфы)

Что связывало Михаила Романова с Борисом Годуновым, где находился костромской кремль и почему персидские армяне стали партнерами голландцев
Часть 1. Колониальная карта России 16 века (9 параграф)

Немецко-славянская колонизация Волги во второй половине 16 века. Восстание Степана Разина - зеркальное отражение Смуты начала 17 века.
Часть 1. Колониальная карта России 16 века (8 параграф)

Загадочная Riebena Slabin на Волге, следы Эльбы (Лабы) на Ладоге и почему Новый город на левом берегу Волхова стал Великим Новгородом
Часть 1. Колониальная карта России 16 века (6 и 7 параграфы)

Голландские следы на Волге, корни поповских и беспоповских согласий древлеправославия, почему погиб царевич Дмитрий, а Уар не погиб.
Часть 1. Колониальная карта России 16 века (4 и 5 параграфы)

Особенности голландской колонизации Верхней Волги в условиях отсутствия беспрепятственного сообщения с Белым морем
Возникновение Москвы. Часть 1. Колониальная карта России 16 века (1, 2 и 3 параграфы)
1
Когда упоминают русскую Америку, то в первую очередь на ум приходит Аляска, затем Форт-Росс. Тот, кто специально интересовался темой или прочитал соответствующую статью в Википедии, припомнит Алеутские острова, архипелаг Александра и Елизаветинскую крепость. Но дело в том, что гораздо раньше конца 18 века, когда началось освоение русскими Аляски, существовала другая русская Америка.
Находилась эта русская Америка в Европе. У нее было свое «восточное побережье» (аналог восточного побережья Северной Америки, где была основана колония Новые Нидерланды). Мурманский берег, дельта Северной Двины и земли вдоль берегов этой северной реки, таким было «восточное побережье» на русском Севере, где и возникли во второй половине 16 века первые Новые Нидерланды. Путь по Двине привел колонистов из Нидерландов в основанную немецко-славянскими «ганзейцами» Вологду. Из нее открывался путь на Верхнюю Волгу. Проникнув в район Волги колонисты из Нидерландов запустили ряд процессов, что обусловило возникновение здесь протогосударства, сыгравшего важную роль в становлении государственности на русских землях.
Корабли из Нидерландов стали наведываться с коммерческими целями в Мункефьорд (датское название Печенгской губы) и Колу в 60-х годах 16 века. По сведениям Яна Велувенкампа регулярные посещения Двинской губы начались во второй половине 70-х годов 16 века. Голландский трехмачтовый корабль Halve Maen, т. е. Полумесяц (интересное название!), достиг Манхэттена в 1609 году. Произошло это на пятьдесят лет позже появления на Мурманском побережье судна, принадлежащего торговой компании из Антверпена.

Добравшись до Волги голландцы основали на ее берегах два форта, Roma Nova и Castrom. Не стоит удивляться тому, что основанные на Волге укрепленные поселения получили названия с античным привкусом.
В 1574 году штатгальтер Голландии и Зеландии Виллем Оранский даровал гезам, отбившим Лейден, здание испанской церкви для создания университета. Постоянным членом попечительского совета университета на протяжении тридцати лет был некто Янус Дауса. Когда в осажденном Лейдене начался голод Дауса принял на себя командование вооруженным отрядом (зондер-командой?) и не позволил горожанам сдать город испанцам. Сами понимаете, что это был за Берия.
Так вот Дауса на радостях, что морские нищие выбили из окрестностей Лейдена испанцев, в 1575 году написал НА ЛАТЫНИ поэму Nova Poemata (Новая поэзия), где описал осаду Лейдена и основание университета. Он также составил филологические комментарии к поэзии древнеримских авторов, таких как Гораций, Плавт, Катулл. Главным достижением Даусы в области историографии стал труд «Анналы», изданный в поэтической форме по официальной версии в 1599 году и затем переизданный в 1601 году под названием «Анналы Батавии и Голландии» в виде прозаического текста. Аналогия с «Анналами» Тацита, что называется, налицо.

Нидерланды в 16 веке в значительной степени жили в античном сеттинге. Конечно, это касалось интеллектуальной жизни людей, получивших образование. Но экспедицию, в ходе которой на Волге были основаны Roma Nova и Castrom, вряд ли могли возглавить люди хотя бы не закончившие муниципальную латинскую школу. В таких школах преподавался закон Божий и применялись телесные наказания, вместе с тем основным предметом обучения являлся латинский язык и учеников знакомили с античной культурой. Поэтому, не вижу причин удивляться тому, что голландские форты на Волге имели названия, связанные с античностью.
В дальнейшем по мере развития протестантизма и превращения его в молот против католицизма связь с античностью в Соединенных Штатах оказалась размытой. На первый план вышла ветхозаветная экзегетика. Вследствие чего вырос интерес протестантских идеологов к иудаизму, а также интерес к исламу (по всей видимости из-за того, что еще в 17 веке ислам сохранял многие черты авраамической проторелигии). Но античность никуда не пропала, хотя и перестала в протестантской части Европы занимать ведущее положение на идеологическом поле.
И вот еще о чем следует сказать. Античный сеттинг, если не исключает полностью, то снижает до минимума вероятность ошибки картографов 17 века. Roma Nova и Castrom на европейских картах не были результатом искажения русских названий городов Романов и Кострома. Напротив, привычные нам имена двух русских городов на Волге произошли от названий поселений, основанных европейскими колонистами.
2
Крайний север Норвегии, находившейся под властью Датского короля, привлек внимание предпринимателей из Брабанта возможностью «подняться» на рыбной торговле. Но чтобы обойти ограничения, вызванные торговыми привилегиями Бергена и Тронхейма Антверпенской компании пришлось перенести свою деятельность на территорию, которую датчане в то время слабо контролировали. Таким образом в 60-е годы 16 века появилась брабантская фактория в Коле.
Датчане полностью контролировали Варангефьорд, частично Мункефьорд (Печенгскую губу) и практически не контролировали Колафьорд (Кольский залив), чем и воспользовалась Антверпенская компания. На месте Колы была стоянка поморов, занимающихся в зависимости от сезона рыбным промыслом и охотой на «морского зверя». Стоянка насчитывала три двора. Когда осенью 1565 года нидерландский парусник вошел в Кольский залив поморы кинулись врассыпную и долгое время прятались в лесу, наблюдая за пришельцами. Понятно, что нечто подобное происходило через полвека в северной Америке.
В 1574 году в Коле уже имелось 44 двора (по другим сведениям, 33 двора). Каждый дом включал жилой двор и хозяйственные постройки. Стоянка поморов, занимающихся рыбным промыслом и охотой на «морского зверя», менее чем за 10 лет превратилась в процветающий торговый полис. В середине 70-х годов Мурманский берег посетили от 10 до 15 голландских судов, причем, Кола была, как правило, главной целью их рейса. Торговля приобрела такой масштаб, что это стало категорически не устраивать Данию. В 1578 году король Дании Фредерик II в письме Виллему Оранскому сообщил о своем запрете голландским судам совершать торговые рейсы в Малмус (Колу). Само собой, рейсы на Мурманское побережье продолжились, что имело свои последствия.
Пример Колы делает понятным механизм возникновения если не всех, то большинства городов на русском Севере. С точки зрения своего возникновения Великий Новгород мало чем отличался от Колы.
В ходе колонизации Балтийского побережья немцы прошли Финский залив и двигаясь по Неве достигли Ладоги. Затем поднялись по Волхову до озера Ильмень. На входе в озеро со стороны Балтийского моря, возможно на месте рыбацкого поселения как и в случае Колы, была основана немецкая фактория. Со временем за счет притяжения местного населения фактория расширилась и стала городом со славяно-балтийским населением и европейским (преимущественно немецким, но не только) нобилитетом. Nova Gorod.
Если говорить о Новгороде, важно понимать. Василий Шуйский был новгородским, а не московским «царем». Этим объясняется его союз с Швецией. Но это я забегаю вперед.

Ниже полное изображение Кольского залива из книги Геррита Де Веера, являвшегося спутником Виллема Баренца в его двух путешествиях. Во время последнего путешествия Баренца (1596 — 1597) арктические льды вынудили его команду покинуть корабль и провести зиму на Новой Земле (Nova Zembla).
Помните родину Кинбота, Зембла, в набоковском романе Бледное пламя? И тут не обошлось без голландцев 🙂. В связи с этим позволю себе небольшой литературоведческий оффтоп.
«В. Набоков считал, что его прадед, Николай Александрович Набоков, принимал участие в картографической экспедиции на Новую Землю. В его честь даже названа река на острове» (Окс М. В. Полилингвизм в романе В. Набокова «Бледный огонь»).
Следует отдельно отметить. Первое издание книги Геррита Де Веера вышло в 1598 году. Существует, по крайней мере, одно серьезное основание считать, что этого не могло быть. Книга не только была напечатана позже, но и сами записки Де Веера написаны значительно позже 1597 года. Было ли само путешествие Баренца в конце 17 века вопрос открытый.

3
Следующим этапом голландской колонизации русской Америки стало освоение дельты Северной Двины. Изначально якорные стоянки голландских кораблей в устье Двины находились максимально близко к морю. Понятно почему. Море было союзником (ср. Санкт-Петербург).
Однако ситуация изменилась после того, как датский и норвежский король Фредерик II принял ряд мер. О его запрете пользоваться морским путем вдоль Нордкапа (письмо к Виллему Оранскому) было сказано раньше. В начале 80-х годов 16 века Фредерик II снял свой запрет и ввел новое правило. Суда, проходящие мимо Нордкапа, должны были предъявить датский пропуск, который стоил немалых денег. А чтобы воспрепятствовать возникновению желания забить на датского короля голландский х… корабли датчан начали регулярно патрулировать морской путь, проходящий мимо Нордкапа, вплоть до устья Двины.
В результате принятых Данией мер открытое море стало представлять угрозу для тех голландских кораблей, чьи владельцы продолжали заниматься коммерческой деятельностью, не желая платить в датскую казну за приобретение пропуска.
Согласно голландским источникам в 1582 году шкипер из Хорна Клаас Янсз, стараясь избежать нападения датских кораблей, увел свое судно с якорной стоянки в Пудожемском устье в более безопасное место в глубине Двинской губы (на удалении 35 км от моря). Место оказалось удачным, вслед за кораблем Янсза здесь стали бросать якоря другие голландские суда.
Таким было начало порта Архангел. Через некоторое время (обычно называют 1584 или 1585 гг.) на том месте в устье Двины, куда шкипер Янсз первым из голландских мореплавателей привел свой корабль, были сооружены пристань, склады и для защиты подступов к гавани крепость, вооруженная бронзовыми пушками.

Клаас Янсз имя отца и настоящее имя Николаса Висхера, знаменитого картографа и гравера из Амстердама, основавшего издательский дом Пискатор. Говорится, что отец Висхера был корабельным плотником (сейчас существование такого человека поставлено под сомнение).
Соблазнительно предположить, что шкипер Клаас Янсз из Хорна, обнаруживший место, где позже появится Архангельск, был отцом Николаса Висхера, издавшего так называемую Библию Пискатора. Хотя, следует признать, такое предположение вряд ли соответствует истине.
Процитирую Википедию.
Наиболее известное издание Висхера: Библия Пискатора (лат. Theatrum Biblicum, 1650). Пять сотен резцовых гравюр на меди этого издания были изготовлены по рисункам фламандских и голландских мастеров предшествующего поколения.
Это издание было необычайно популярно именно из-за своих иллюстраций, которые служили в качестве иконографических источников для многих живописцев, гравёров, художников-декораторов, в том числе и русских стенописцев Костромы, Ярославля и Москвы. В Москву «Библию Пискатора» привозили голландские торговцы. Уже в 1653 году она была знакома русским художникам. Сотни образов, почерпнутых изографами из Библии Пискатора, украсили стены храмов по всей центральной России, от Московского Кремля до Троицкого монастыря, — везде, где работали художники верхневолжского круга.
Добавлю к этому.
В 2019 году в Третьяковской галерее состоялась масштабная выставка «Библия Пискатора — настольная книга русских иконописцев», где были показаны произведения иконописи и прикладного искусства (серебро, резная кость), созданные с опорой на гравюры этого увража. (Акимов С. С. Рецензия на научный каталог «Theatrum Biblicum. Библия Пискатора 1643 года из собрания Государственной Третьяковской галереи»).
Кострома, Ярославль, верхневолжский круг, русская иконопись. Голландская Русь!
Пора и нам оставить северные широты и отправиться в путь по Северной Двине на Верхнюю Волгу. Прежде осенив себя крестным знамением пред Святой Троицей.


Продолжение следует