Возникновение Москвы. Часть 2. Город кондотьеров
1
Истоки Москвы находились на Юге. Москву основали «южане». Но кто эти южане, откуда они взялись?
Из истории Смутного времени известно о важной роли города Путивля в организации походов в междуречье Волги и Оки Лжедмитрия I, Болотникова и Лжепетра. Кроме того, Лжедмитрий II искал там убежище после взятия Тулы Василием Шуйским и распада войска. Предлагаю потянуть за эту нить для того чтобы распутать московский клубок.
Первое, на что следует обратить внимание. Войско Лжедмитрия I, а затем Болотников прибыли в Путивль из Самбора. Самбор — город в Русском воеводстве Польши. Русское воеводство вместе с Малопольшей базовые регионы польского Юга.
В начале 17 века Польша разделена. Противостояние Севера и Юга привело к гражданской войне в Польше, известной под названием «рокош Зебжидовского». Первым польским королем являлся «южанин» из Трансильвании (Семиградья) Стефан Баторий. Следующим королем становится «северянин» Сигизмунд III из шведской династии Ваза. Все это подаётся в рамках истории единого государства, которым Польша в то время не являлась.
Валашско-русско-татарский и отчасти венгерский Юг Польши находился под влиянием Константинополя. По сути, это была окраина протооттоманской империи. На Юге получило распространение восточное христианство.
На Севере страны с конца 16 века возрастает влияние формирующегося в северной и центральной Европе протестантизма. Хотя религиозные отличия не входили в число основных причин конфликта Севера и Юга, но дифференциация по религиозному признаку уже наблюдалась. В этой связи следует обратить внимание на отсутствие католиков в начале 17 века на Юге и Севере Польши. Проникновение иисуизма (католицизма) в Польшу произошло позднее.
Все эти не совсем спекулятивные соображения были приведены мной для того, чтобы показать ошибочность взгляда на экспедиции Дмитрия (в официальной историографии Лжедмитрия I и Лжедмитрия II) на восток, как на вторжение исповедующих католицизм польских авантюристов.
В 1605 году в междуречье Волги и Оки прибыло наемное войско, сформированное в Русском воеводстве. В его состав по большей части вошли люди, которые называли себя русскими и принадлежали к восточной христианской церкви.
Давайте постараемся углубить понимание того, что происходило на Юге Польши перед тем, как в Самборе произошло формирование наемного войска для похода на восток во главе с человеком по имени Дмитрий.
В 1580 году коронный канцлер и великий гетман Ян Замойский, правая рука короля Стефана Батория, основал на Холмской земле в Червоной Руси город-крепость Замостье (Zamość). Строительство нового города велось на основе предварительно разработанного плана. Внутри крепостных укреплений, окружавших Замостье находился замок/кремль/детинец.
Если полистать цифровую копию Civitates orbis terrarum (Атлас городов земного мира), выходивший в Кельне с 1572 по 1618 годы (всего вышло 6 томов), то в нем можно обнаружить интересный нюанс. Сразу за страницами, которые содержат описание и городской план Замостья, следуют страницы с описанием и городским планом Москвы. Латинские заголовки двух соседних разделов при их сопоставлении выглядят довольно забавно.
NOVUM ZAMOSCIUM MOSCOVIA
Второй заголовок сдвинут для лучшего понимания нюанса, о котором идет речь. При использовании русифицированной формы названия Замостье или даже польского названия Zamosc близость к Москве (на польском Moskwa) теряется. А вот пламя латыни позволяет выявить на цифровом пергаменте скрытую и потому неожиданную близость двух названий. Пока не стану развивать тему происхождения названия Москвы, но к ней мы еще обязательно вернемся.
Планы Замостья и Москвы нашли себе место в последнем шестом томе кельнского Атласа, выход которого датируется 1618 годом. Однако можно с уверенностью сказать, оба плана не соответствуют тому, что могло быть в первой четверти 17 века. Не говоря уже о более ранних периодах. В Атласе находятся планы Замостья и Москвы, которые в первом приближении следует датировать не ранее, чем второй половиной 17 века.

Сделанный насчет датировки планов вывод в случае Замостья вытекает из присутствия на его плане католической церкви (см. объект G). Превращение Польши в католическую страну началось во второй четверти 17 века после появления здесь иезуитских коллегиумов и в целом завершилось ближе к концу 17 века. Католический храм в Замостье в лучшем случае могли построить после окончания 30-летней войны, то есть не раньше 50-х годов 17 века.
Небезынтересно, что в старом городе до сих пор сохранились улицы Армянская, Греческая и Базилианская. Они и есть религиозная история Замостья. Первоначально в городе существовали церковные приходы — греко-православный и армянский. Затем к работе с местным населением подключились бородатые католики-базилиане. Деятельность ордена василиан способствовала переходу в католичество православного населения Речи Посполитой.

Хочу обратить внимание читателей на фигуру Яна Замойского, чей союз с королем Стефаном Баторием проливает свет на союз Михаила Романова и Дмитрия Пожарского (вновь знакомое греческое имя Димитрий).
Выходец из Малопольши Ян Замойский был представителем польского Юга и ближайшим сподвижником секея Батория. Люди до сих пор гадают, кто такие секеи. А все просто. Секеи — это тюрки-кочевники, платившие в Венгерском королевстве налог быками.

Помимо фламандской гравюры известен портрет Яна Замойского, выставленный на обозрение в галерее Уффици.

На портрете, выставленном в Уффици, как и на фламандской гравюре, изображен человек с европейскими чертами лица. Его можно принять за коренного жителя Червоной Руси (Русского воеводства), на это указывает характерный для Галиции тип лица с удлиненным носом. Однако подобными чертами лица вполне мог обладать человек, происходивший из другого европейского региона (по официальной версии матерью Замойского была Анна Гербурт, род которой происходил из Нижней Саксонии).
Не столь важно, выходцем какого европейского региона являлся Ян Замойский. Важно другое. Тюрок Баторий (Батыр) и европеец Замойский заключили военно-политический союз, в результате чего возник дуумвират, который управлял на территории Польши даже еще не государством, а рыхлым протогосударством.
Союз Минина и Пожарского прекрасный и возвышенный миф. Но все же это миф, созданный в 19 веке и олицетворяющий единство всех сословий русского общества в годину тяжелых испытаний. Заключить военно-политический союз в реальных условиях начала 17 века могли представитель тюркской военной аристократии Михаил Романов и европейский кондотьер Пожарский, владевший вотчиной с говорящим названием Ландех.
Возникновение подобных военно-политических союзов, сперва на юге Польши, а затем в междуречье Волги и Оки было продиктовано конфигурацией сил. Тюркская аристократия стояла во главе боеспособных отрядов кочевников, что заставляло европейцев в ходе своей деятельности на славянских землях заключать с ней союзы.
Помимо ботинок Стефана Батория можно вспомнить ещё одни жёлтые ботинки на ногах Симеона Бекбулатовича, находившегося на службе Нидерландско-персидской торговой компании в конце 16 века. Такие союзы являлись «стандартным решением» для южной или русской части Польши, а также для междуречья Волги и Оки. Одна страна.
Следует обратить внимание, что в Швеции был свой Пожарский. Это Якоб Делагарди (Jakob de la Gardie), родившийся в Ревеле в семье француза из Окситании Понтуса Делагарди.
Польша, Швеция и России в конце 16 — начале 17 веков это «украины», колониальные окраины Европы, в которых протекали похожие процессы. Каждая из этих украин столкнулась с противостоянием Севера и Юга. Причем до определенного момента Юг Швеции являлся Севером Польши. А Юг Польши и Юг России составляли одно целое.

Однако вернемся к Атласу городов земного мира. На плане Москвы, который спрятан под цифровой обложкой Civitates orbis terrarum, показан большой город. В начале 10-х годов 17 века вся Москва помещалась на небольшом участке в месте слияния двух рек. Если присмотреться, то можно обнаружить на плане Москвы деревянные стены Кремля вдоль реки Неглинной. Это говорит о том, что план имел под собой реальную основу. Однако таких размеров, как показано на плане, город достиг ближе к концу 17 века (и вплоть до этого времени часть крепостной стены Кремля оставалась деревянной).
Правда, существует шведский план Москвы 1750 года, на котором показан Кремль в окружении бастионов. Интересный вопрос, когда были воздвигнуты бастионы? Ведь строительство ростовской крепости бастионного типа датируется началом тридцатых годов 17 века. В Ростове возводят бастионы, а в Москве нет? Где тогда находилась столица царства? Простите, зарапортовался.

В 1597 году в Русском воеводстве подобно Замостью был спланирован, а затем построен укрепленный город Жолква (Żółkiew). Инициировал строительство Жолквы Станислав Жолкевский, входивший в ближайшее окружение Яна Замойского.
Строительство городов-крепостей Замостье и Жолква показывает, в конце 16 века в Червоной Руси (Русском воеводстве) была отработана технология создания поселений в зоне фронтира, где существовала угроза нападения сухопутных пиратов — тюркских кочевников и протоказаков. Читатели могли заметить, надпись на картуше в левом нижнем углу плана Замостья из Атласа городов земного мира начинается словами «ZAMOSCIUM. Noua Poloniae ciuitas». В переводе на русский это означает «ЗАМОСТЬЕ. Город в Новой Польше».
Червоная Русь была Новопольшей, представляющей собой во второй половине 16 века слабо заселенную окраину Малопольши. Иногда Русское воеводство относят к Малой Польше, что в общем неверно. В состав Малой Польши входили три воеводства: Краковское, Сандомирское и Люблинское. Русские земли на восточной окраине Польши в 16-17 веках были примерно тем же самым, чем являлась в 18 веке Новороссия в Российской империи. Фронтир.
Благодаря речному пути Припять — Днепр — Десна (а также тому, что существовал волок между речными системами Западного Буга и Припяти) фронтир относительно быстро продвигался на восток, где со временем появились города-крепости. По всей видимости, Путивль был крупным и хорошо укрепленным фортом на Сейме, что повлияло на выбор его в качестве исходного пункта для военных экспедиций, следовавших по направлению к междуречью Волги и Оки. Однако еще до того, как в начале 17 века из Путивля стали уходить на северо-восток отряды наемников, «южане» из Русского воеводства перепрыгнули с днепровской речной системы на волжскую и принялись продвигаться на север. Чему существуют прямые и потому неопровержимые доказательства. О них пойдет речь в третьем параграфе.
Продолжение следует