Царь Ниневии
«Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле» (Иона 3:6).
Как понимать фразу «царь Ниневии» в Иона 3:6?
Некоторые критики выражение «царь Ниневии» цитируют как свидетельство того, что книга была написана позже кем-то, кто не понимал, что в Ниневии не было царя или что в дни Ионы ассирийский царь не правил из Ниневии. Однако есть и другие объяснения этого выражения, заслуживающие большего доверия.
1. Возможное объяснение, которого придерживается Фергюсон, — что выражение «царь Ниневии» относится к правителю, или градоначальнику, Ниневии и что «Ниневия» включала в себя не только город, но и провинцию, в которой она находилась. Он приводит доказательство, что еврейское слово, переведённое как «царь» (мелек), как и соответствующие слова в ассирийском и арамейском языках, применялось не только по отношению к «царю» ассирийской империи, но также и к управляющим провинциями. Если именно таково значение выражения «царь Ниневии» в книге Ионы, тогда не Ассирия как таковая, а город Ниневия был объектом Божьего гнева, а затем Божьей милости.
2. Возможно также, что «царь Ниневии» — это всё равно, что «царь Ассирии». Правда, если второй титул широко используется в Ветхом Завете (см. 4 Цар. 18—20), то первый встречается только в Иона 3:6. Однако в исторических книгах о царе страны нередко говорится как о царе её столицы. Например, «царя израильского» библейские авторы часто называли «царём самарийским» (3 Цар. 21:1; 4 Цар. 1:3).
С этим объяснением есть одна проблема — это то, что в то время, когда Иона, как предполагается, проповедовал в Ниневии, она, очевидно, не была столицей ассирийской империи.
Кроме того, можно привести тот довод, что в книге Ионы ничего не сказано об Ассирии или об ассирийской империи и не ведётся речь ни о каком насилии и притеснении за пределами Ниневии (3:8). Божье постановление касалось только Ниневии, а не всей Ассирии.
Однако даже если в дни Ионы Ниневия и не была столицей Ассирии, ассирийский царь всё равно мог время от времени использовать её в качестве своей резиденции. Фергюсон утверждает, что «в первой половине VIII века до н.э. Ниневия была одним из трёх царских городов». Если это так, тогда возможно, что ассирийский царь каждый год какое-то время проводил в Ниневии.
Если «царь Ниневии» это всё же «царь Ассирии», тогда, скорее всего, Бог определил разрушить Ниневию за грехи, в которых были виновны все ассирийцы в целом. [Один возможный царь Ассирии во время служения Ионы — Ашшурдан III (771–754 гг. до н. э.). Его правление совпадало с правлением иудейского царя Иеровоама II (793–753 гг. до н.э.)]. Если объектом Божьего гнева была Ассирия, тогда почему Бог собирался разрушить одну только Ниневию? Не исключено, что разрушение Ниневии Бог намеревался использовать в качестве наглядного примера для остальной Ассирии. Раскаяние Ниневии и последующее спасение жителей города могло также преподать урок не только язычникам, но и иудеям. Хотя в книге Ионы грехи Ниневии не называются, контекст данной истории — а также контекст всей книги Ионы — предполагает, что грехами Ниневии были грехи Ассирии. Это те самые грехи, за которые позже Наум осудил Ниневию и народ Ассирии.
0 комментариев