В последние годы технологии искусственного интеллекта (ИИ) развиваются стремительными темпами, проникая практически во все сферы нашей жизни. Но что насчет космоса? Могли бы ИИ взять на себя управление межзвездными кораблями, такими как знаменитые звездолеты из вселенной «Звездных войн»? Давайте попробуем разобраться в этом вопросе, опираясь на знания о текущих достижениях в области ИИ и примеры из легендарной киноэпопеи Джорджа Лукаса.
Как работает ИИ сегодня?
Искусственный интеллект уже давно используется в самых разных областях, начиная от медицины и заканчивая автопилотируемыми автомобилями. Современные алгоритмы способны анализировать огромные объемы данных, распознавать объекты, предсказывать события и даже принимать решения на основе накопленных знаний. Однако большинство этих систем работают в рамках узких задач и требуют постоянного контроля со стороны человека.
Возможности ИИ в управлении звездолетом
Представьте себе звездолет, подобный «Тысячелетнему соколу» Хана Соло. Чтобы успешно управлять таким кораблем, ИИ должен обладать целым рядом функций:
1. Навигация: Определение маршрута через гиперпространство, избегание астероидных полей и других опасностей.
2. Управление двигателями: Контроль над работой двигателей, включая переход к световой скорости и обратно.
3. Обслуживание и ремонт: Диагностика неисправностей и выполнение ремонтных работ.
4. Коммуникации: Поддержка связи с другими кораблями и базами.
5. Боевая поддержка: Управление оборонительными системами и оружием.
Каждая из этих задач требует высокой степени точности и надежности, а также способности быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.
Примеры из «Звездных войн»
Во вселенной «Звездных войн» мы можем найти несколько примеров использования ИИ в космических кораблях. Один из наиболее известных — R2-D2, верный спутник Люка Скайуокера. Этот дроид способен выполнять широкий спектр задач, включая навигацию, диагностику и даже взлом компьютерных систем противника. Другой пример — C-3PO, который специализируется на коммуникациях и переводе языков.
Однако ни один из них не управлял звездолетом полностью самостоятельно. Это говорит о том, что даже в вымышленном мире «Звездных войн» полная автоматизация управления космическими кораблями остается сложной задачей.
Ограничения и вызовы
Несмотря на впечатляющие успехи в развитии ИИ, существует ряд ограничений, которые мешают созданию полностью автономного звездолета:
1. Этические вопросы: Как будет приниматься решение об уничтожении вражеского корабля или спасении экипажа в случае аварии?
2. Безопасность: Какие меры предосторожности нужно принять, чтобы предотвратить ошибки и сбои в работе ИИ?
3. Законодательство: Какие законы и регуляции должны регулировать использование ИИ в космосе?
Эти вопросы требуют тщательного рассмотрения и обсуждения перед тем, как доверить управление звездолетом искусственному интеллекту.
Заключение
На данный момент искусственный интеллект еще не готов к тому, чтобы полностью заменить человека в управлении звездолетом. Однако с развитием технологий и решением этических и технических проблем будущее может принести нам новые удивительные возможности. Кто знает, может быть, однажды наши потомки будут путешествовать по галактике под управлением умного и надежного ИИ?
Спрашивали - отвечаем
Поступил вопрос:
По каким конкретным параметрам расхода (часовым, средним и суточным) водоканал обязан выдавать технические условия на подключение и по каким параметрам официально рассчитывать диаметр труб водоснабжения на хозпитье.
Тут, как и во многом в нашей отрасли, одно дело, что написано в нормативке, другое дело - что происходит на практике.
Именно ОБЯЗАН водоканал выдавать ТУ на основании обращения в котором указана "максимальная необходимая мощность" (п. 13 Постановление Правительства РФ от 30.11.2021 N 2130). Параметры мощности указываются согласно форме, приведённой в Приложении 1, ПП РФ № 2130:
Кроме указания расчётных параметров (максимальные секундные, часовые и суточные расходы на хозбыт, пожарку, канализацию) больше ничего прикладывать не требуется (кроме договора на проектирования в некоторых случаях - п. 11 ПП 2130, если ТУ получает проектировщик по договору и/или З на П). Об этом прямо сказано в п. 15 ПП 2130:
15. Перечень сведений и документов, предусмотренных пунктами 13 и 14 настоящих Правил, является исчерпывающим. Исполнитель не вправе для выдачи технических условий требовать от лиц, указанных в пунктах 9 и 11 настоящих Правил, иных сведений и документов, не указанных в пунктах 13 и 14 настоящих Правил.
Диаметр труб заявитель также указывать не обязан. Это, как раз, дело Водоканала посмотреть на предоставленные расходы, на свои диаметры и напоры в них и выдать в ТУ диаметры и напоры, которые они могут дать. Об этом говорится в том же ПП 2130:
17. В технических условиях должны быть указаны:
б) информация о возможной точке (точках) присоединения (адрес или описание местоположения точки или номер колодца или камеры);
в) информация о максимальной мощности (нагрузке) в возможных точках присоединения, в пределах которой исполнитель обязуется обеспечить возможность подключения подключаемого объекта;
На практике, Водоканал может требовать указать и приложить к обращению всё что угодно:
- расчёт расходов по СП 30, подписанный ГИПом с печатью проектной организации (не результаты расчёта, как положено, а полностью расчёт с формулами);
- выписку СРО проектной организации;
- диаметры трубопроводов, которые требуются для объекта;
- что ещё сможет придумать Водоканал.
При этом то, что Водоканал "не вправе для выдачи технических условий требовать от лиц, указанных в пунктах 9 и 11 настоящих Правил, иных сведений и документов, не указанных в пунктах 13 и 14 настоящих Правил", никого, обычно, не волнует.
Ну а диаметр рассчитывается, а точнее, подбирается, по таблицам для гидравлического расчёта трубопроводов. Исходными данными являются расчётный расход и расчётный напор, скорость движения жидкости и материал труб. Дальше, по соответствующим таблицам (или можно самому по формулам) подбирается конкретный диаметр. Это в общем, понятное дело, что там есть нюансы типа проверки потерь напора по длине, соблюдения требований к нормативной скорости движения жидкости и т.д.
Я бы рекомендовал узнавать у местного водоканала что конкретно им надо предоставить и предоставлять это, а не то, что требуется по законодательству)) К сожалению, мы (проектировщики) обычно находимся в условиях давления сроков и пытаться доказать Водоканалу необоснованность их требований времени нет.
Кроме указанного ПП РФ 2130 могут быть ещё какие-то местные постановления (их можно разок тоже освоить для общего развития), но они, в любом случае, не должны противоречить федеральным нормам.
Такие дела.
_____________
О том, что под дренажем в СП 30.13330.2020 и разледе ИОС3 по ПП РФ 87 имеется ввиду не то же самое, что в СП 250.1325800.2016, то есть, не дренаж подземных вод, а другой дренаж. Это просто совпадающие названия, а не одно и тоже.
Наше мнение об авторах нормативной документации сугубо личное, оценочное, субъективное и неправильное.
_____________
О том, что согласно ПП РФ №87 16.02.2008 проектировщикам ВК не нужно проектировать внутренний пожарный водопровод и определять расходы на внутреннее и наружное пожаротушение без задания от пожарника и/или дополнительной оплаты.
Мы знаем и ценим и хороших пожарников, просто нам встречалось много некачественных, поэтому мы так нервничаем. Хорошие пожарники, не обижайтесь, мы знаем, что вы есть!
Наше мнение об авторах нормативной документации сугубо личное, оценочное, субъективное и неправильное.
_____________
Попытка понять чем отличаются пожарные резервуары и ёмкости по новому СП 8.13130.2020 (спойлер: мне кажется, практически ничем).
Мы знаем и ценим и хороших пожарников, просто нам встречалось много некачественных, поэтому мы так нервничаем. Хорошие пожарники, не обижайтесь, мы знаем, что вы есть!
Наше мнение об авторах нормативной документации сугубо личное, оценочное, субъективное и неправильное.
_____________
Рассказываем что нужно писать в разделе "Пояснительная записка" по пунктам.
* В ролике неправильно называю приказ по оформлению документов в электронном виде, имел ввиду вот этот - Приказ Минстроя России от 10.12.2019 N 793/пр
* Про раздел ЭЭ говорю что на всё кроме жилья писать "не требуется". Это не правильно. Нужно писать "отсутствует методика определения класса энергоэффективности".
00:00:00 - вступление
00:04:49 - ПЗ, пункт 10 а) (по ПП РФ №87 от 16.02.2008 в ред. на 01.09.2022)
00:05:53 - пункт 10 б)
00:18:36 - пункт 10 в)
00:20:07 - пункт 10 г)
00:22:48 - пункт 10 д)
00:25:53 - пункт 10 е)
00:29:25 - пункт 10 ж)
00:33:08 - пункт 10 з)
00:35:11 - пункт 10 и)
00:38:13 - пункт 10 к)
00:39:11 - пункт 10 л)
00:40:02 - пункт 10 м)
00:45:43 - пункт 10 н)
00:46:17 - пункт 10 о)
00:48:17 - пункт 10 п)
00:54:05 - пункт 10 р)
01:01:10 - пункт 10 с)
01:01:41 - пункт 10 т)
01:05:50 - пункт 10 у)
01:09:17 - пункт 10 ф)
01:12:02 - пункт 10 х)
01:14:31 - пункт 10 ц)
01:20:17 - пункт 10 ч)
01:22:33 - пункт 10 ш)
01:54:05 - пункт 11
01:26:51 - заключение
_____________
Телеграм канал - https://t.me/bulpro
Подкасты - https://bulpro.mave.digital
Сайт - http://bulpro.ru/
А вот и продолжение короткой новости о том, что Мишустин собрался отменить обязательные нормы. Мы её недавно обсуждали в числе ещё нескольких интересных новостей.
С 1 сентября 2022 г. вступает в силу Постановление Правительства РФ от 20 мая 2022 года N 914 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2021 г. N 815" (815 это обязательный перечень).
Это постановление исключает бОльшую часть СП из списка обязательных. Сначала хотел переписать исключаемые, но это почти все, так что привожу только те, которые остаются в обязательном перечне (привожу только сами нормы, они также отдельными пунктами в обязательном списке):
1. ГОСТ 27751-2014 "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения"
11. СП 20.13330.2016 "СНиП 2.01.07-85* Нагрузки и воздействия"
17. СП 28.13330.2017 "СНиП 2.03.11-85 Защита строительных конструкций от коррозии"
38. СП 59.13330.2020 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".
67. СП 131.13330.2020 "СНиП 23-01-99* Строительная климатология".
И всё! Не могу понять зачем это делается, как выбрали эти 4 СП и зачем, вообще, их оставили, вместо того, чтобы просто убрать обязательный перечень.
Теперь получается странная картина. С одной стороны, то, что есть в добровольном перечне можно нарушать, используя вместо этого другие нормы, расчёты, наблюдения и исследования, с другой стороны, эксперт не обязан принимать все эти другие нормы, наблюдения и исследования. То есть добровольные нормы пока так и остаются добровольно-принудительными.