logo
39
читателей
Лаборатория Перископа  Исследуем вместе с читателями транспортные смыслы прошлого и современности. Этот блог не про сиюминутные новости - он про историю транспорта, про искусство о транспорте и про реальную Россию без гламура и ругани.
О проекте Просмотр Уровни подписки Фильтры Статистика Обновления проекта Контакты Поделиться Метки
Все проекты
О проекте
Транспорт и его история обычно незаслуженно задвинуты в чулан, по сравнению с политикой и развлекательными текстами. Однако в поездках и полётах многие проводят весьма немало - и это отнюдь не "потерянное время", а часть нашей жизни. И она тоже заслуживает отражения. Здесь размещаются записки Сергея Сигачева по истории транспорта, а также очерки из его исследовательских поездок; дневниковые записи 1981-2002 гг. с пояснениями и комментариями для современного читателя, зарисовки из истории дальних поездов, рассказы о процессе обрыва транспортных связей бывших республик после распада СССР, книги о трансконтинентальных путешествиях автора и многое другое.
Без кликбейта, спешки, погони за сиюминутными новостями и маркетинга в любой его форме. Качественно, неспешно, аккуратно и последовательно. Приходите и располагайтесь в нашем вагоне, чай в подстаканнике тоже наливают!
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Единоразовый платёж

Если хотите просто поддержать проект, исследования и поездки автора

Помочь проекту
Плацкарт 400₽ месяц 4 320₽ год
(-10%)
При подписке на год для вас действует 10% скидка. 10% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Лаборатория Перископа

Плацкартное место дает право на чтение и комментирование постов.

Оформить подписку
Купе 700₽ месяц 6 720₽ год
(-20%)
При подписке на год для вас действует 20% скидка. 20% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Лаборатория Перископа

Купейная полочка. Чтение и комментирование постов и право на формирование отдельных тем для постов.

Оформить подписку
СВ 4 000₽ месяц 33 600₽ год
(-30%)
При подписке на год для вас действует 30% скидка. 30% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Лаборатория Перископа

Место в вагоне СВ. Если вы хотите поддерживать автора более масштабно и участвовать в финансировании его поездок. Дает право на бесплатные экземпляры книг автора с автографом, в случае их выхода из печати.

Оформить подписку
Фильтры
Статистика
39 подписчиков
Обновления проекта
Поделиться
Метки
железные дороги 80 архитектура 73 китай 42 Книга про Китай-1 42 Российская Империя 37 вокзалы 31 реалии торговли 27 Советский Союз 24 старинные расписания 23 Транссиб 22 идентичность 19 быт в поездах 17 Транссиб-2004 17 БАМ 16 память 13 20 лет назад 12 авиация 12 авто 12 питер 12 русское наследие 12 Москва 10 Пекин 10 модернизм 9 мосты 9 дневник Перископа 8 флот 8 еда и напитки 7 ленин 7 Петровский Завод 7 спальные районы 7 трамвай 7 кладбище 6 Новый Ургал 6 объявления от автора 6 советские реалии 6 хабаровск 6 1982 5 Далянь 5 коммунизм 5 модерн 5 Николаевская ж.д. 5 Порт-Артур 5 Ульяновск 5 хайтек 5 Харбин 5 Шанхай 5 Яньань 5 underground 4 Забайкалье 4 Мао Цзэдун 4 Дуссе-Алинь 3 Екатеринбург 3 Заветы Ильича 3 КВЖД 3 метро 3 Тяньцзинь 3 япония 3 ар-деко 2 БЖРК 2 Билимбай 2 Бурея 2 Варшаво-Венская ж.д. 2 ВСМ 2 Вторая Мировая 2 Иркутск 2 море 2 Нижний Тагил 2 Пермь 2 подводные лодки 2 поясное время 2 Рязань 2 советская торговля 2 Тольятти 2 фортификация 2 Франция 2 эстония 2 1939 1 1942 1 аэрофото 1 белоруссия 1 Великая Стена 1 Ганина Яма 1 германия 1 Гудок 1 Киров 1 Кунгур 1 Палдиски 1 Парк Тигров 1 Поросёнков Лог 1 Псков 1 русский кич 1 Северомуйск 1 таксимо 1 Таллин 1 Тарту 1 Тверь 1 текущее 1 Трансполярная дорога 1 Ту-114 1 Ту-144 1 украина 1 ха 1 Харп 1 храмы 1 Цзинань 1 Больше тегов
Читать: 19+ мин
logo Лаборатория Перископа

Тольятти. ВАЗ с окрестностями и советский модернизм 1970-х

Продолжаем ‎тольяттинско-самарский‏ ‎цикл. В ‎поездке ‎в ‎город ‎Тольятти‏ ‎главной ‎целью‏ ‎для‏ ‎нас ‎был ‎район‏ ‎ВАЗа ‎–‏ ‎Волжского ‎автомобильного ‎завода. ‎Того‏ ‎самого‏ ‎главного ‎советского‏ ‎завода, ‎который‏ ‎выпускал ‎большую ‎часть ‎легковых ‎авто‏ ‎для‏ ‎необъятных ‎просторов‏ ‎СССР ‎и‏ ‎стран ‎Варшавского ‎договора. ‎Находится ‎этот‏ ‎район‏ ‎в‏ ‎дальнем ‎конце‏ ‎Тольятти, ‎если‏ ‎ехать ‎от‏ ‎Самары,‏ ‎поэтому ‎добираться‏ ‎туда ‎довольно ‎долго. ‎

2. Когда ‎мы‏ ‎приехали ‎на‏ ‎станцию‏ ‎«Жигулёвское ‎море», ‎то‏ ‎сели ‎там‏ ‎на ‎маршрутку, ‎которая ‎ехала‏ ‎в‏ ‎Автозаводский ‎район.‏ ‎Маршрутки ‎в‏ ‎Тольятти ‎тесные ‎и ‎там ‎ничего‏ ‎не‏ ‎видно. ‎Ходит‏ ‎ещё ‎старьё,‏ ‎которое ‎в ‎Питере ‎ушло ‎в‏ ‎небытие‏ ‎ещё‏ ‎в ‎нулевые‏ ‎годы. ‎В‏ ‎общем, ‎ехали-ехали,‏ ‎больше‏ ‎часа! ‎Пробирались‏ ‎по ‎каким-то ‎бесконечным ‎улицам, ‎заворачивали‏ ‎в ‎проезды,‏ ‎везде‏ ‎всё ‎одинаковое ‎и‏ ‎типовое. ‎Мы‏ ‎боялись ‎проехать ‎свой ‎объект‏ ‎и‏ ‎раза ‎три‏ ‎спрашивали ‎у‏ ‎водителя ‎через ‎вырезанную ‎в ‎салоне‏ ‎дырочку,‏ ‎скоро ‎ли‏ ‎мы ‎приедем?‏ ‎И ‎все ‎три ‎раза ‎водитель‏ ‎невозмутимо‏ ‎отвечал,‏ ‎что ‎ехать‏ ‎ещё ‎далеко,‏ ‎сидите ‎спокойно.‏ ‎Под‏ ‎конец ‎мы‏ ‎уже ‎начали ‎нервничать, ‎потому ‎что‏ ‎на ‎Тольятти‏ ‎у‏ ‎нас ‎было ‎отпущено‏ ‎не ‎очень‏ ‎много ‎времени. ‎А ‎получилось‏ ‎так,‏ ‎что ‎маршрутка‏ ‎съела ‎1‏ ‎час ‎15 ‎минут ‎– ‎слишком‏ ‎много!‏ ‎

3. Наконец ‎в‏ ‎какой-то ‎момент‏ ‎водитель ‎оглянулся ‎и ‎объявил, ‎что‏ ‎мы‏ ‎подъезжаем.‏ ‎Я ‎заглянул‏ ‎вперёд ‎через‏ ‎слепое ‎окошко‏ ‎и‏ ‎увидел, ‎что‏ ‎мы ‎едем ‎по ‎широченному ‎шоссе,‏ ‎крапает ‎дождь,‏ ‎всё‏ ‎серо, ‎мрачно ‎и‏ ‎уныло. ‎Но‏ ‎ничего ‎не ‎поделаешь, ‎надо‏ ‎выходить,‏ ‎коли ‎собрались.‏ ‎

4. Вышли ‎недалеко‏ ‎от ‎заводоуправления ‎ВАЗа. ‎Пространства ‎тут,‏ ‎как‏ ‎и ‎везде‏ ‎в ‎Тольятти,‏ ‎реально ‎огромные. ‎На ‎карте ‎заводоуправление‏ ‎было‏ ‎показано‏ ‎небольшим ‎квадратиком,‏ ‎но ‎на‏ ‎месте ‎оказалось‏ ‎здоровенным‏ ‎комплексом. ‎

5. За‏ ‎ним ‎по ‎карте ‎располагался ‎циклопический‏ ‎корпус ‎№1‏ ‎длиной‏ ‎3100 ‎м, ‎но‏ ‎его ‎даже‏ ‎не ‎было ‎видно. ‎Во-первых,‏ ‎он‏ ‎находился ‎в‏ ‎глубину ‎примерно‏ ‎100 ‎м ‎от ‎заводоуправления, ‎а‏ ‎во-вторых,‏ ‎он ‎был‏ ‎совсем ‎низеньким,‏ ‎это ‎же ‎не ‎авиазавод! ‎Так‏ ‎что‏ ‎никакого‏ ‎особого ‎впечатления‏ ‎от ‎самого‏ ‎завода ‎не‏ ‎возникло,‏ ‎он ‎весь‏ ‎был ‎в ‎глубине ‎и ‎сравнительно‏ ‎невысокий. ‎Он‏ ‎не‏ ‎дымил, ‎не ‎был‏ ‎высотным, ‎и‏ ‎возникало ‎ощущение, ‎что ‎за‏ ‎административным‏ ‎зданием ‎просто‏ ‎какие-то ‎обширные‏ ‎совхозные ‎поля. ‎Ощущение, ‎конечно, ‎ложное,‏ ‎но‏ ‎чувство ‎было‏ ‎именно ‎такое.‏ ‎Впрочем, ‎теперь ‎давайте ‎подойдём ‎к‏ ‎импровизированной‏ ‎площади‏ ‎перед ‎входом‏ ‎в ‎кадры.‏ ‎

Часть ‎территории‏ ‎ВАЗА.‏ ‎Высотка ‎вдали‏ ‎- ‎мы ‎стоим ‎именно ‎так.‏ ‎За ‎ней‏ ‎-‏ ‎остальной ‎завод.

6. Центральным ‎объектом‏ ‎мини-площади ‎служит‏ ‎памятник-бюст ‎первому ‎директору ‎ВАЗа‏ ‎–‏ ‎Виктору ‎Николаевичу‏ ‎Полякову. ‎

7. А‏ ‎по ‎бокам ‎от ‎бюста ‎стоят‏ ‎металлические‏ ‎стенды ‎с‏ ‎историей ‎ВАЗа.‏ ‎Общий ‎вид ‎ВАЗовской ‎площади. ‎За‏ ‎обрезом‏ ‎здания‏ ‎(слева) ‎пространство‏ ‎кажется ‎пустым,‏ ‎но ‎на‏ ‎самом‏ ‎деле ‎в‏ ‎глубине ‎100 ‎м ‎находится ‎главный‏ ‎конвейер ‎ВАЗа.

8. На‏ ‎стендах‏ ‎можно ‎встретить ‎всякие‏ ‎курьёзные ‎факты.‏ ‎Вот, ‎например, ‎о ‎том,‏ ‎что‏ ‎автомобилем ‎столетия‏ ‎в ‎России‏ ‎был ‎признан ‎ВАЗ ‎2101 ‎по‏ ‎прозвищу‏ ‎«копейка».

9. Мы ‎попали‏ ‎сюда ‎аккурат‏ ‎в ‎год ‎пятидесятилетия ‎завода. ‎Стенд‏ ‎сообщает‏ ‎нам,‏ ‎что ‎история‏ ‎Лады ‎и‏ ‎ВАЗа ‎началась‏ ‎19‏ ‎апреля ‎1970‏ ‎года. ‎Но ‎на ‎массовое ‎производство‏ ‎вышли ‎в‏ ‎августе‏ ‎1970 ‎г. ‎Тогда‏ ‎же ‎начались‏ ‎и ‎продажи ‎первых ‎«Жигулей».‏ ‎

10. Посмотрим‏ ‎на ‎общий‏ ‎вид ‎заводоуправления.‏ ‎Оно ‎явно ‎обновлено ‎и ‎в‏ ‎советское‏ ‎время, ‎наверное,‏ ‎выглядело ‎иначе.‏ ‎

11. Начал ‎искать ‎советское ‎фото ‎и‏ ‎с‏ ‎удивлением‏ ‎обнаружил, ‎что‏ ‎"башню" ‎начали‏ ‎строить ‎ещё‏ ‎в‏ ‎начале ‎1980-х,‏ ‎но ‎до ‎конца ‎СССР... ‎так‏ ‎и ‎не‏ ‎достроили!‏ ‎Заканчивали ‎её ‎уже‏ ‎при ‎гендиректоре‏ ‎Каданникове, ‎аж ‎в ‎1996-м.‏ ‎Фото‏ ‎1991 ‎года.

12. Вообще,‏ ‎офисный ‎небоскрёб‏ ‎ВАЗа ‎– ‎хороший ‎ориентир ‎при‏ ‎походах‏ ‎в ‎этом‏ ‎районе. ‎

13. Дальше‏ ‎мы ‎сделали ‎попытку ‎пройти ‎по‏ ‎периметру‏ ‎территории‏ ‎по ‎широкому‏ ‎тротуару ‎вдоль‏ ‎Южного ‎шоссе.‏ ‎Сразу‏ ‎же ‎столкнулись‏ ‎с ‎интересным ‎феноменом: ‎по ‎обе‏ ‎стороны ‎от‏ ‎тротуара,‏ ‎как ‎со ‎стороны‏ ‎территории, ‎так‏ ‎и ‎со ‎стороны ‎шоссе,‏ ‎через‏ ‎определённые ‎промежутки‏ ‎стояли ‎вахтовые‏ ‎будки ‎с ‎охранниками, ‎так ‎что‏ ‎мы‏ ‎были ‎как‏ ‎бы ‎одинокими‏ ‎объектами ‎наблюдения. ‎Вроде ‎бы ‎мы‏ ‎ничего‏ ‎не‏ ‎нарушаем ‎и‏ ‎идём ‎по‏ ‎общедоступной ‎зоне,‏ ‎но‏ ‎за ‎нами‏ ‎внимательно ‎наблюдают ‎с ‎обеих ‎сторон‏ ‎этого ‎тротуара.‏ ‎

14. За‏ ‎периметром, ‎по ‎левую‏ ‎сторону, ‎был‏ ‎расположен ‎испытательный ‎трек ‎автомобилей‏ ‎ВАЗа,‏ ‎из ‎которого‏ ‎было ‎несколько‏ ‎закрытых ‎выездов ‎с ‎фирменной ‎эмблемой‏ ‎ВАЗа.‏ ‎

14а. ‎А‏ ‎вот ‎так‏ ‎выглядел ‎этот ‎трек ‎в ‎конце‏ ‎1970-х.

15. Дальше‏ ‎на‏ ‎восток ‎между‏ ‎тротуаром ‎и‏ ‎периметром ‎собственно‏ ‎ВАЗа‏ ‎было ‎посажено‏ ‎два ‎ряда ‎сплошных ‎зелёных ‎кустов,‏ ‎через ‎которые‏ ‎не‏ ‎было ‎видно ‎вообще‏ ‎ничего. ‎

16. Оглянемся‏ ‎назад: ‎вот ‎такие ‎будочки,‏ ‎как‏ ‎слева, ‎стояли‏ ‎через ‎определённые‏ ‎промежутки ‎по ‎этой ‎дороге. ‎Справа‏ ‎за‏ ‎забором ‎–‏ ‎территория ‎предприятия.‏ ‎За ‎нами ‎смотрят ‎:)

17. На ‎верхушке‏ ‎ВАЗовского‏ ‎небоскрёба‏ ‎– ‎громадная‏ ‎эмблема ‎«Лады»,‏ ‎видимая ‎издалека.‏ ‎

18. А‏ ‎вот ‎и‏ ‎полуприцеп ‎с ‎машинками ‎тяжко ‎ползёт.‏ ‎В ‎него‏ ‎влезло,‏ ‎кажется, ‎аж ‎восемь‏ ‎штук ‎сразу.‏ ‎

19. В ‎районе ‎главного ‎офиса‏ ‎ВАЗа‏ ‎Южное ‎шоссе‏ ‎делает ‎большой‏ ‎плавный ‎изгиб ‎с ‎круговой ‎развязкой.‏ ‎Светофоры‏ ‎расположены ‎очень‏ ‎далеко ‎друг‏ ‎от ‎друга. ‎Чтобы ‎обойти ‎всё‏ ‎это‏ ‎безобразие‏ ‎по ‎правилам,‏ ‎нужно ‎пройти‏ ‎километра ‎два,‏ ‎поэтому‏ ‎приходится ‎нарушать‏ ‎правила ‎и ‎последовательно ‎перебегать ‎эти‏ ‎широкие ‎автомобильные‏ ‎"каналы".‏ ‎

20. Следующая ‎наша ‎цель‏ ‎находится ‎на‏ ‎другой ‎стороне ‎Южного ‎шоссе. По‏ ‎карте‏ ‎вроде ‎близко,‏ ‎но ‎пробирались‏ ‎мы ‎туда ‎почти ‎полчаса, ‎через‏ ‎асфальтовые‏ ‎реки ‎и‏ ‎каналы. ‎И‏ ‎вот ‎подходим ‎к ‎корпоративному ‎университету‏ ‎ВАЗа,‏ ‎ранее‏ ‎– ‎учебному‏ ‎центру ‎и‏ ‎автомобильному ‎втузу.‏ ‎Территория‏ ‎опять ‎огромная‏ ‎и ‎просторная. ‎Вроде ‎бы ‎и‏ ‎за ‎газонами‏ ‎ухаживают,‏ ‎всё ‎посажено ‎аккуратно,‏ ‎но ‎над‏ ‎всем ‎этим ‎лежит ‎какая-то‏ ‎невидимая‏ ‎печать ‎запустения.‏ ‎Тихо, ‎никаких‏ ‎людей. ‎Впрочем, ‎мы ‎тут ‎были‏ ‎в‏ ‎субботу. ‎

21. Левое‏ ‎низкое ‎крыло‏ ‎занимает ‎музей ‎АвтоВАЗа. Он ‎был, ‎естественно,‏ ‎закрыт‏ ‎в‏ ‎связи ‎с‏ ‎коронавирусом. ‎

22. Музейное‏ ‎крыло ‎университета‏ ‎‒‏ ‎необъятной ‎длины.‏ ‎Здесь ‎всё ‎гигантское ‎и ‎везде‏ ‎надо ‎идти‏ ‎до‏ ‎соседних ‎зданий ‎сотни‏ ‎метров. ‎

23. Плитка,‏ ‎как ‎и ‎в ‎первых‏ ‎жилых‏ ‎микрорайонах, ‎явно‏ ‎лежит ‎ещё‏ ‎с ‎тех ‎времён, ‎с ‎1970-х.‏ ‎Есть‏ ‎в ‎ней‏ ‎что-то ‎такое‏ ‎античное, ‎древнесоветское. ‎Поневоле ‎думаешь ‎–‏ ‎может,‏ ‎это‏ ‎лет ‎через‏ ‎80 ‎будут‏ ‎наши ‎советские‏ ‎Термы‏ ‎Каракаллы?

24. А ‎вот‏ ‎Учебный ‎центр ‎ВАЗа остался ‎глубоко ‎советским,‏ ‎без ‎всякой‏ ‎новомодной‏ ‎стеклобетонной ‎цветной ‎модернизации.‏ ‎Поздравляю, ‎мы‏ ‎сейчас ‎стоим ‎прямо ‎в‏ ‎1975‏ ‎году!

25. Модернистский ‎вход‏ ‎по ‎моде‏ ‎полувековой ‎давности. ‎

26. Ну ‎что ‎ж,‏ ‎полюбуемся‏ ‎на ‎скромное‏ ‎обаяние ‎советского‏ ‎модернизма ‎и ‎идём ‎дальше.

27. Опять ‎нужно‏ ‎преодолеть‏ ‎циклопические‏ ‎пространства ‎автомобильных‏ ‎рек ‎Тольятти...

28. Через‏ ‎шоссе, ‎напротив‏ ‎заводоуправления,‏ ‎высится ‎ориентир‏ ‎автомобильного ‎храма. ‎Это ‎часовня ‎Михаила‏ ‎Архангела. ‎

29. Понятно,‏ ‎что‏ ‎в ‎советское ‎время‏ ‎этого ‎объекта‏ ‎не ‎было, ‎и ‎автомобильную‏ ‎часовню‏ ‎поставили ‎только‏ ‎в ‎1997‏ ‎г. ‎во ‎исполнение ‎решения ‎совета‏ ‎директоров‏ ‎АвтоВАЗа. ‎

30. Ещё‏ ‎один ‎циклопический‏ ‎объект ‎советского ‎модернизма ‎– ‎научно-технический‏ ‎центр‏ ‎ВАЗа. Причём‏ ‎с ‎этой‏ ‎стороны ‎мы‏ ‎видим ‎только‏ ‎лицевой‏ ‎фасад, ‎а‏ ‎само ‎здание ‎по ‎объёму ‎огромно‏ ‎и ‎простирается‏ ‎с‏ ‎тыла ‎ещё ‎на‏ ‎несколько ‎сот‏ ‎метров. ‎Но ‎туда ‎мы‏ ‎не‏ ‎пошли, ‎потому‏ ‎что ‎каждый‏ ‎прыжок ‎от ‎здания ‎к ‎зданию‏ ‎занимает‏ ‎минимум ‎15-20‏ ‎минут, ‎на‏ ‎этих ‎циклопических ‎нечеловеческих ‎пространствах. ‎

31. Идём‏ ‎дальше‏ ‎вдоль‏ ‎Южного ‎шоссе‏ ‎мимо ‎одной‏ ‎из ‎недействующих‏ ‎мертвых‏ ‎проходных. ‎

32. Ходим‏ ‎уже ‎в ‎этом ‎районе ‎больше‏ ‎часа, ‎но‏ ‎так‏ ‎и ‎не ‎отдалились‏ ‎от ‎ВАЗовского‏ ‎небоскрёба, ‎который ‎маячит ‎в‏ ‎перспективе.‏ ‎Асфальтово-газонные ‎пространства‏ ‎без ‎какой-либо‏ ‎застройки ‎здесь ‎реально ‎циклопические. ‎

33. Нашей‏ ‎следующей‏ ‎целью ‎был‏ ‎музей ‎имени‏ ‎К. ‎Г. ‎Сахарова. ‎Не ‎того‏ ‎Сахарова,‏ ‎который‏ ‎академик ‎и‏ ‎диссидент, ‎а‏ ‎совсем ‎другого‏ ‎Сахарова.‏ ‎Здесь ‎расположен‏ ‎столь ‎же ‎гигантский, ‎как ‎и‏ ‎сам ‎ВАЗ,‏ ‎музейный‏ ‎комплекс ‎с ‎натурными‏ ‎экспонатами. ‎Только‏ ‎вдоль ‎его ‎забора ‎до‏ ‎проходной‏ ‎мы ‎шли‏ ‎ещё ‎25‏ ‎минут, ‎уже ‎начиная ‎выбиваться ‎из‏ ‎сил.‏ ‎И ‎когда‏ ‎мы ‎подошли‏ ‎к ‎кассовому ‎павильону, ‎то ‎поняли‏ ‎–‏ ‎туда‏ ‎мы ‎не‏ ‎пойдём, ‎потому‏ ‎что ‎на‏ ‎такой‏ ‎циклопический ‎музей‏ ‎нужен ‎целый ‎день, ‎не ‎меньше.‏ ‎

34. Вот ‎мы‏ ‎заглянули‏ ‎через ‎один ‎из‏ ‎просветов ‎внутрь.‏ ‎Там, ‎на ‎территории, ‎был‏ ‎виден‏ ‎целый ‎железнодорожно-паровозный‏ ‎городок. ‎И‏ ‎это ‎- ‎только ‎небольшая ‎часть‏ ‎этого‏ ‎мега-музея!

35. Но, ‎конечно,‏ ‎самый ‎топовый‏ ‎экспонат ‎Тольяттинского ‎научно-технического ‎музея ‎–‏ ‎это‏ ‎подводная‏ ‎лодка ‎в‏ ‎степях ‎Жигулёвщины.‏ ‎На ‎этом,‏ ‎пожалуй,‏ ‎я ‎и‏ ‎остановлю ‎своё ‎повествование ‎:)

От ‎музея‏ ‎мы ‎стали‏ ‎бесплодно‏ ‎дожидаться ‎автобуса ‎или‏ ‎маршрутки. ‎Но‏ ‎бессмысленно. ‎Решили ‎вызвать ‎такси.‏ ‎Но‏ ‎и ‎это‏ ‎не ‎прокатило‏ ‎- ‎сюда ‎почему-то ‎неохотно ‎ехали.‏ ‎Опять‏ ‎пошли ‎назад,‏ ‎а ‎потом‏ ‎нашли ‎остановку ‎и ‎сели, ‎проехав‏ ‎до‏ ‎района‏ ‎Первых ‎Пятиэтажек‏ ‎Автограда. Впрочем, ‎про‏ ‎это ‎я‏ ‎уже‏ ‎рассказал ‎в‏ ‎предыдущей ‎серии, ‎так ‎что ‎дальше‏ ‎покажу ‎начальное‏ ‎Тольятти,‏ ‎самое ‎близкое ‎к‏ ‎Самаре.

Продолжение ‎поволжской‏ ‎серии ‎следует.

Читать: 17+ мин
logo Лаборатория Перископа

Тольятти. Первые пятиэтажки автограда

Доступно подписчикам уровня
«Плацкарт»
Подписаться за 400₽ в месяц

Тольятти. Первые пятиэтажки автограда (1970-73 гг.)

Читать: 5+ мин
Н
logo
Непутевые заметки на жизненном пути

Подводные камни при покупке нового авто

Пришла ‎пора‏ ‎менять ‎машину. ‎Цены ‎растут, ‎времена‏ ‎не ‎налаживаются.‏ ‎Сейчас‏ ‎или ‎никогда. ‎Старый‏ ‎свой ‎Акцент‏ ‎продал, ‎недостающую ‎сумму ‎взял‏ ‎у‏ ‎банка ‎в‏ ‎кредит, ‎осталось‏ ‎найти ‎и ‎купить ‎машину. ‎Мой‏ ‎безальтернативный‏ ‎выбор ‎новая‏ ‎Нива ‎Трэвел‏ ‎в ‎комплектации ‎комфорт. ‎Очутившись ‎в‏ ‎местном‏ ‎автосалоне‏ ‎Элвис, ‎я‏ ‎с ‎удивлением‏ ‎узнал, ‎что‏ ‎у‏ ‎ВАЗа ‎закончилась‏ ‎краска, ‎поэтому ‎все ‎Весты ‎и‏ ‎Гранты ‎черно-белые,‏ ‎а‏ ‎Трэвелы ‎томно-зеленого ‎цвета‏ ‎(Несси). ‎Такое‏ ‎положение ‎дел ‎обескуражило, ‎в‏ ‎наличии‏ ‎были ‎комфортная‏ ‎и ‎люксовая‏ ‎обе ‎грязно-зеленого ‎цвета ‎за ‎1‏ ‎154‏ ‎000 ‎и‏ ‎1 ‎254‏ ‎000 ‎рублей ‎соответственно. ‎Кроме ‎того,‏ ‎салон‏ ‎не‏ ‎предлагает ‎никаких‏ ‎подарков, ‎ништяков‏ ‎или ‎акций,‏ ‎что,‏ ‎несомненно, ‎навевает‏ ‎грусть. ‎Знакомые ‎посоветовали ‎обратиться ‎к‏ ‎перекупам ‎из‏ ‎Тольятти.‏ ‎Какой-то ‎блогер ‎с‏ ‎Ютьюба ‎(как‏ ‎называется ‎канал ‎не ‎помню)‏ ‎предложил‏ ‎темно-зеленый ‎Трэвел‏ ‎комфорт ‎за‏ ‎1 ‎160 ‎000 ‎рублей. ‎Другой‏ ‎товарищ‏ ‎Станислав ‎Х.‏ ‎предложил ‎черный‏ ‎цвет ‎за ‎1 ‎220 ‎000‏ ‎и‏ ‎уверял,‏ ‎что ‎в‏ ‎Тольятти ‎одна‏ ‎такая ‎и‏ ‎все‏ ‎на ‎неё‏ ‎охотятся. ‎В ‎общем, ‎как ‎я‏ ‎и ‎подозревал,‏ ‎один‏ ‎развод. ‎Было ‎решено‏ ‎отправиться ‎в‏ ‎Самару ‎за ‎260 ‎километров‏ ‎от‏ ‎дома ‎на‏ ‎поиски ‎более‏ ‎интересных ‎вариантов.

12.07.2023 в ‎5:30 ‎утра ‎сел‏ ‎в‏ ‎автобус ‎Балаково-Самара‏ ‎и ‎с‏ ‎этого ‎началась ‎история ‎приобретения ‎моей‏ ‎ласточки.‏ ‎Попросил‏ ‎остановить ‎на‏ ‎подъезде ‎к‏ ‎Самаре ‎напротив‏ ‎ТЦ‏ ‎Амбар ‎на‏ ‎Южном ‎шоссе. ‎Захожу ‎в ‎салон‏ ‎Самара-Авто ‎LADA‏ ‎(без‏ ‎всяких ‎причин, ‎просто‏ ‎это ‎первый‏ ‎салон ‎по ‎дороге) ‎и‏ ‎с‏ ‎ходу ‎говорю:‏ ‎«Дайте ‎мне‏ ‎белую ‎Ниву ‎Трэвел ‎в ‎комплектации‏ ‎комфорт!».‏ ‎Специалист ‎по‏ ‎продажам, ‎не‏ ‎моргнув ‎глазом ‎отвечает: ‎«Да ‎пожалуйста,‏ ‎вон‏ ‎одна‏ ‎у ‎вас‏ ‎за ‎спиной,‏ ‎другая ‎в‏ ‎боксе‏ ‎стоит, ‎выбирайте».‏ ‎Воодушевленный, ‎направляюсь ‎к ‎столу ‎отдела‏ ‎продаж, ‎заключаем‏ ‎предварительный‏ ‎договор ‎купли-продажи. ‎Для‏ ‎тех, ‎кто‏ ‎не ‎знает, ‎что ‎входит‏ ‎в‏ ‎комплектацию ‎комфорт:‏ ‎самое ‎главное‏ ‎кондиционер, ‎передние ‎стеклоподъемники, ‎обогрев ‎передних‏ ‎сидений‏ ‎и ‎зеркал,‏ ‎резиновые ‎коврики,‏ ‎дополнительная ‎защита ‎радиатора, ‎защита ‎картера‏ ‎двигателя,‏ ‎и‏ ‎всё ‎это‏ ‎удовольствие ‎за‏ ‎1 ‎160‏ ‎000‏ ‎рублей. ‎Я‏ ‎(по ‎собственной ‎воле!) ‎решил ‎заодно‏ ‎приобрести ‎антикоррозионную‏ ‎обработку‏ ‎за ‎16 ‎000‏ ‎и ‎установку‏ ‎музыки ‎за ‎5 ‎000‏ ‎рублей.‏ ‎Магнитолу ‎и‏ ‎динамики ‎купил‏ ‎в ‎ДНС ‎через ‎дорогу, ‎так‏ ‎как‏ ‎специалист ‎уверил‏ ‎в ‎скудности‏ ‎выбора ‎и ‎сомнительном ‎качестве ‎имеющейся‏ ‎в‏ ‎салоне‏ ‎музыки. ‎Поясню,‏ ‎в ‎этой‏ ‎комплектации ‎есть‏ ‎только‏ ‎аудиоподготовка ‎для‏ ‎установки ‎1-дин ‎магнитолы ‎и ‎двух‏ ‎13-см ‎динамиков‏ ‎в‏ ‎карты ‎передних ‎дверей.‏ ‎Выбрал ‎процессорную‏ ‎магнитолу ‎Пролоджи ‎и ‎широкополосные‏ ‎динамики‏ ‎Урал, ‎специалист‏ ‎в ‎последствии‏ ‎заметил, ‎что ‎штатная ‎система ‎так‏ ‎не‏ ‎поет. ‎Подписав‏ ‎все ‎бумаги‏ ‎и ‎оставив ‎всё ‎это ‎добро,‏ ‎я‏ ‎отправился‏ ‎к ‎родным‏ ‎ожидать ‎следующего‏ ‎дня, ‎когда‏ ‎смогу‏ ‎забрать ‎свою‏ ‎ласточку ‎и ‎умчать ‎домой.

13.07.2023 хожу ‎из‏ ‎угла ‎в‏ ‎угол,‏ ‎время ‎почти ‎12:00,‏ ‎раздается ‎звонок,‏ ‎я ‎с ‎трепетом ‎жму‏ ‎на‏ ‎зеленую ‎кнопку‏ ‎и ‎узнаю,‏ ‎что ‎на ‎машине ‎я ‎никуда‏ ‎не‏ ‎поеду ‎сегодня,‏ ‎а ‎также‏ ‎завтра ‎и ‎послезавтра. ‎Специалист ‎по‏ ‎продажам,‏ ‎с‏ ‎которым ‎мы‏ ‎общались ‎на‏ ‎кануне, ‎с‏ ‎сожалением‏ ‎сообщил, ‎что‏ ‎АвтоВАЗ ‎приостановил ‎продажу ‎партии ‎Трэвелов‏ ‎из-за ‎обнаруженного‏ ‎заводского‏ ‎брака ‎или ‎недоработки.‏ ‎Якобы ‎проблемы‏ ‎с ‎топливопроводом. ‎Как ‎в‏ ‎песне‏ ‎Ломового, ‎уголки‏ ‎моего ‎рта‏ ‎опускаются, ‎первая ‎мысль, ‎какие-то ‎хитрые‏ ‎махинации.‏ ‎Звоню ‎на‏ ‎горячую ‎линию‏ ‎АвтоВАЗа, ‎полчаса ‎жду ‎своей ‎очереди‏ ‎поговорить‏ ‎с‏ ‎оператором ‎и‏ ‎выясняю, ‎что‏ ‎действительно ‎завод‏ ‎заморозил‏ ‎всю ‎партию‏ ‎по ‎причине ‎выявленной ‎неисправности, ‎связанной‏ ‎с ‎безопасностью.‏ ‎На‏ ‎устранение ‎потребуется ‎несколько‏ ‎дней. ‎Что‏ ‎ж ‎ладно, ‎выдыхаю, ‎уже‏ ‎не‏ ‎такой ‎расстроенный,‏ ‎собираюсь ‎и‏ ‎еду ‎домой.

17.07.2023 звоню ‎в ‎автосалон, ‎обещанные‏ ‎несколько‏ ‎дней ‎прошли.‏ ‎Специалист ‎по‏ ‎продажам ‎ответил, ‎что ‎завод ‎только-только‏ ‎прислал‏ ‎методические‏ ‎указания ‎по‏ ‎устранению ‎неисправности,‏ ‎теперь ‎ждут‏ ‎запчасти.

19.07.2023 вечером‏ ‎поступает ‎звонок‏ ‎из ‎автосалона. ‎Специалист ‎радостно ‎сообщил,‏ ‎что ‎машина‏ ‎должна‏ ‎быть ‎готова ‎к‏ ‎23-му, ‎в‏ ‎том ‎числе ‎должны ‎снять‏ ‎все‏ ‎ограничения. ‎Я,‏ ‎не ‎разделяя‏ ‎его ‎радости, ‎попросил ‎позвонить, ‎когда‏ ‎машина‏ ‎железно ‎и‏ ‎безоговорочно ‎будет‏ ‎готова ‎покинуть ‎салон.

22.07.2023 вечером ‎звонит ‎сотрудник‏ ‎салона‏ ‎и‏ ‎с ‎облегчением‏ ‎говорит: ‎«Всё‏ ‎в ‎порядке,‏ ‎хоть‏ ‎завтра ‎можете‏ ‎забрать ‎машину». ‎Я, ‎окрыленный ‎бросаюсь‏ ‎искать ‎билеты‏ ‎до‏ ‎Самары. ‎Билетов ‎нет.‏ ‎На ‎Блаблакаре‏ ‎нашелся ‎попутчик, ‎как ‎оказалось‏ ‎непростой.‏ ‎

23.07.2023 рано ‎утром‏ ‎сажусь ‎на‏ ‎попутку. ‎Чувак ‎путешествует ‎на ‎желтом‏ ‎хиппи-мобиле‏ ‎с ‎кошкой‏ ‎по ‎кличке‏ ‎Лиза. ‎Он ‎следовал ‎из ‎Краснодара‏ ‎в‏ ‎Самару,‏ ‎затем ‎в‏ ‎Тверь ‎и‏ ‎Москву, ‎а‏ ‎потом‏ ‎куда ‎кривая‏ ‎выведет. ‎В ‎таком ‎обществе ‎дорога‏ ‎пролетела ‎незаметно.‏ ‎Выхожу‏ ‎всё ‎у ‎того‏ ‎же ‎Амбара,‏ ‎желаю ‎попутчику ‎удачи, ‎иду‏ ‎воодушевленный‏ ‎в ‎салон.‏ ‎Дальше ‎ничего‏ ‎особенного, ‎оформление, ‎страховка, ‎осмотр ‎машины‏ ‎заняли‏ ‎пару ‎часов.‏ ‎Цена ‎не‏ ‎изменилась. ‎Сел ‎за ‎руль, ‎с‏ ‎трепетом‏ ‎повернул‏ ‎ключ ‎зажигания‏ ‎(ключ, ‎кстати‏ ‎не ‎выкидной,‏ ‎закончились)‏ ‎и ‎отправился‏ ‎на ‎ближайшую ‎заправку, ‎в ‎баке‏ ‎то ‎бензина‏ ‎всего‏ ‎литра ‎три. ‎В‏ ‎семистах ‎метрах‏ ‎от ‎салона ‎оказалась ‎отличная‏ ‎заправка‏ ‎Тебойл, ‎хороший‏ ‎бензин, ‎полного‏ ‎бака ‎на ‎не ‎обкатанном ‎двигателе‏ ‎мне‏ ‎хватило ‎почти‏ ‎на ‎700‏ ‎км. ‎До ‎дома ‎добрался ‎уже‏ ‎без‏ ‎приключений.‏ ‎Вот ‎такой‏ ‎тернистый ‎путь‏ ‎я ‎прошел‏ ‎к‏ ‎новому ‎автомобилю.



Обновления проекта

Статистика

39 подписчиков

Метки

железные дороги 80 архитектура 73 китай 42 Книга про Китай-1 42 Российская Империя 37 вокзалы 31 реалии торговли 27 Советский Союз 24 старинные расписания 23 Транссиб 22 идентичность 19 быт в поездах 17 Транссиб-2004 17 БАМ 16 память 13 20 лет назад 12 авиация 12 авто 12 питер 12 русское наследие 12 Москва 10 Пекин 10 модернизм 9 мосты 9 дневник Перископа 8 флот 8 еда и напитки 7 ленин 7 Петровский Завод 7 спальные районы 7 трамвай 7 кладбище 6 Новый Ургал 6 объявления от автора 6 советские реалии 6 хабаровск 6 1982 5 Далянь 5 коммунизм 5 модерн 5 Николаевская ж.д. 5 Порт-Артур 5 Ульяновск 5 хайтек 5 Харбин 5 Шанхай 5 Яньань 5 underground 4 Забайкалье 4 Мао Цзэдун 4 Дуссе-Алинь 3 Екатеринбург 3 Заветы Ильича 3 КВЖД 3 метро 3 Тяньцзинь 3 япония 3 ар-деко 2 БЖРК 2 Билимбай 2 Бурея 2 Варшаво-Венская ж.д. 2 ВСМ 2 Вторая Мировая 2 Иркутск 2 море 2 Нижний Тагил 2 Пермь 2 подводные лодки 2 поясное время 2 Рязань 2 советская торговля 2 Тольятти 2 фортификация 2 Франция 2 эстония 2 1939 1 1942 1 аэрофото 1 белоруссия 1 Великая Стена 1 Ганина Яма 1 германия 1 Гудок 1 Киров 1 Кунгур 1 Палдиски 1 Парк Тигров 1 Поросёнков Лог 1 Псков 1 русский кич 1 Северомуйск 1 таксимо 1 Таллин 1 Тарту 1 Тверь 1 текущее 1 Трансполярная дорога 1 Ту-114 1 Ту-144 1 украина 1 ха 1 Харп 1 храмы 1 Цзинань 1 Больше тегов

Фильтры

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048