logo Однако

Кем быть (1): о качествах самоопределения России в карабахском эпизоде переглобализации [Андрей СОРОКИН]

В ‎ночь‏ ‎с ‎9 ‎на ‎10 ‎ноября‏ ‎Россия ‎стремительно‏ ‎и,‏ ‎признаться, ‎внезапно ‎остановила‏ ‎войну ‎в‏ ‎Карабахе. ‎Без ‎лишних ‎политесов‏ ‎настучала‏ ‎по ‎головам‏ ‎всем ‎участникам‏ ‎и ‎посторонним ‎турецким ‎партнёрам, ‎ввела‏ ‎войска‏ ‎в ‎зону‏ ‎конфликта, ‎объявила‏ ‎правила ‎предстоящих ‎переговоров ‎и ‎гарантировала‏ ‎их‏ ‎своей‏ ‎военной ‎силой.‏ ‎И ‎заодно‏ ‎недвусмысленно ‎обозначила‏ ‎своё‏ ‎присутствие ‎в‏ ‎сфере ‎своих ‎национальных ‎интересов ‎–‏ ‎в ‎мягком‏ ‎и‏ ‎горячем ‎закавказском ‎подбрюшье.‏ ‎

Иными ‎словами,‏ ‎в ‎текущем ‎моменте ‎Россия‏ ‎нашла‏ ‎ответ ‎на‏ ‎конкретные ‎и‏ ‎ожидаемые ‎вызовы ‎на ‎конкретном ‎направлении.

Случайно‏ ‎совпало,‏ ‎что ‎это‏ ‎событие ‎–‏ ‎удачный ‎повод ‎предметно ‎продолжить ‎разговор‏ ‎о‏ ‎самоопределении‏ ‎России, начатый ‎вчера‏ ‎Семёном ‎Ураловым. И‏ ‎применительно ‎к‏ ‎нашей‏ ‎миссии ‎в‏ ‎Евразии, ‎и ‎применительно ‎к ‎нашей‏ ‎миссии ‎в‏ ‎текущей‏ ‎переглобализации, и ‎применительно ‎к‏ ‎тому, ‎как‏ ‎и ‎кем ‎мы ‎себя‏ ‎вообще‏ ‎осознаём.

***

Русская ‎душа‏ ‎настолько ‎по-достоевски‏ ‎«склонна ‎к ‎всемирной ‎отзывчивости ‎и‏ ‎всепримирению»,‏ ‎насколько ‎безгранична,‏ ‎как ‎и‏ ‎сама ‎Россия. ‎По ‎праву ‎этим‏ ‎гордится,‏ ‎но,‏ ‎бывает, ‎теряется‏ ‎на ‎этих‏ ‎просторах ‎бескрайней‏ ‎всепримиримой‏ ‎отзывчивости.

В ‎оперативной‏ ‎политической ‎реальности ‎это ‎вот ‎как‏ ‎выражается. ‎Мы‏ ‎с‏ ‎трепетным ‎вниманием ‎следим‏ ‎за ‎сомнениями,‏ ‎интересами, ‎выгодами, ‎многовекторными ‎загулами‏ ‎на‏ ‎сторону, ‎майданами,‏ ‎национальными ‎достоинствами‏ ‎наших ‎соседей ‎по ‎постсоветскому ‎пространству.‏ ‎Мы‏ ‎считаем ‎выгоды,‏ ‎тяжёлые ‎геополитические‏ ‎и ‎мультикультурные ‎обстоятельства ‎наших ‎европейских‏ ‎партнёров,‏ ‎входим‏ ‎в ‎их‏ ‎положение. ‎Мы‏ ‎следим ‎за‏ ‎выборами‏ ‎в ‎США‏ ‎и ‎гадаем, ‎как ‎теперь ‎быть‏ ‎– ‎в‏ ‎зависимости‏ ‎от ‎исхода ‎их‏ ‎внутренней ‎смуты.

Всё‏ ‎это ‎занимательно. ‎Но ‎так‏ ‎происходит‏ ‎подмена ‎собственной‏ ‎суверенной ‎повестки‏ ‎подстройкой ‎под ‎текущую ‎внешнюю. ‎Ах,‏ ‎кто‏ ‎чего ‎хочет,‏ ‎кто ‎про‏ ‎нас ‎чего ‎скажет, ‎кто ‎как‏ ‎себя‏ ‎поведёт,‏ ‎– ‎вот‏ ‎всё ‎такое.

А‏ ‎мы-то ‎сами‏ ‎кто‏ ‎и ‎чего‏ ‎хотим?

На ‎самом ‎деле ‎во ‎всей‏ ‎этой ‎многогранной‏ ‎красоте‏ ‎российское ‎самоопределение ‎объективно‏ ‎присутствует. ‎Более‏ ‎того: ‎именно ‎с ‎самоопределением‏ ‎Российской‏ ‎Федерации ‎и‏ ‎происходит ‎сейчас‏ ‎самое ‎интересное. ‎Но ‎субъективно ‎оно‏ ‎не‏ ‎то ‎чтобы‏ ‎отторгается ‎–‏ ‎скорее, ‎замыливается ‎и ‎в ‎народном‏ ‎понимании,‏ ‎и‏ ‎в ‎политической‏ ‎практике ‎правящего‏ ‎класса. ‎

Чисто‏ ‎психологическая‏ ‎сложность ‎вот‏ ‎в ‎чём: ‎за ‎30 ‎постсоветских‏ ‎лет ‎самоопределение‏ ‎России‏ ‎как ‎государства ‎действительно‏ ‎очень ‎сильно‏ ‎трансформировалось, ‎оно ‎не ‎вполне‏ ‎совпадает‏ ‎с ‎интуитивным‏ ‎представлениями ‎о‏ ‎нём ‎и ‎ожиданиями ‎от ‎него.‏ ‎И‏ ‎ещё ‎оно‏ ‎внутренне ‎противоречиво‏ ‎– ‎по ‎крайней ‎мере, ‎не‏ ‎гармонизировано‏ ‎ни‏ ‎в ‎доктринах,‏ ‎ни ‎в‏ ‎идеологии, ‎ни‏ ‎в‏ ‎пропаганде, ‎ни‏ ‎в ‎политических ‎практиках.

И ‎карабахский ‎прецедент‏ ‎буквально ‎в‏ ‎прямом‏ ‎эфире ‎показывает ‎свойства‏ ‎и ‎противоречия‏ ‎этого ‎российского ‎самоопределения. ‎

***

Первое,‏ ‎что‏ ‎надо ‎понимать,‏ ‎но ‎что‏ ‎отказываются ‎принимать ‎эмоции: ‎Россия ‎сегодня‏ ‎–‏ ‎не ‎СССР.‏ ‎

Мы-то ‎привыкли,‏ ‎что ‎Российская ‎империя/СССР ‎– ‎это‏ ‎и‏ ‎есть‏ ‎Россия. ‎Именно‏ ‎эту ‎сущность‏ ‎мы ‎и‏ ‎называем‏ ‎«исторической ‎Россией».‏ ‎И ‎это ‎справедливо. ‎Это ‎историческое‏ ‎прошлое ‎было‏ ‎настолько‏ ‎продолжительным ‎и ‎настолько‏ ‎ярким, ‎что‏ ‎качество ‎России ‎как ‎Союза‏ ‎мы‏ ‎по ‎инерции‏ ‎переносим ‎и‏ ‎на ‎РФ.

Но ‎теперь ‎это ‎не‏ ‎так.

Сегодняшняя‏ ‎РФ ‎–‏ ‎не ‎историческая‏ ‎Россия. ‎И ‎не ‎только ‎по‏ ‎географическим‏ ‎границам‏ ‎(это ‎как‏ ‎раз ‎формальность‏ ‎и ‎на‏ ‎самом‏ ‎деле ‎и‏ ‎вообще ‎не ‎константа). ‎Сегодняшняя ‎РФ‏ ‎– ‎принципиальна‏ ‎другая‏ ‎сущность: ‎это ‎суверенное‏ ‎национальное ‎буржуазное‏ ‎государство ‎(все ‎слова ‎ключевые).‏ ‎В‏ ‎тех ‎границах,‏ ‎какие ‎достались‏ ‎от ‎РСФСРного ‎осколка ‎России. ‎Таковой‏ ‎сущностью‏ ‎Российская ‎Федерация‏ ‎себя ‎провозгласила‏ ‎в ‎1991 ‎году, ‎политически ‎и‏ ‎территориально‏ ‎выйдя‏ ‎из ‎состава‏ ‎исторической ‎России.‏ ‎И ‎с‏ ‎тех‏ ‎пор ‎эту‏ ‎свою ‎декларацию ‎честно ‎и ‎последовательно‏ ‎исполняет. ‎

Но‏ ‎качественно‏ ‎Российская ‎Федерация ‎отказалась‏ ‎от ‎свойств‏ ‎и ‎миссии ‎«исторической ‎России».

В‏ ‎чём‏ ‎отличие?

В ‎прежние‏ ‎столетия ‎–‏ ‎в ‎«собирании ‎русских ‎земель», ‎в‏ ‎имперском‏ ‎и ‎союзном‏ ‎строительстве ‎–‏ ‎Великороссия ‎была ‎интегрирующей ‎сущностью. ‎Она‏ ‎генерировала‏ ‎наднациональные‏ ‎ценности, ‎культуру‏ ‎и ‎смыслы‏ ‎государственности ‎и‏ ‎социально-экономического‏ ‎уклада, ‎распространяла‏ ‎их ‎по ‎мере ‎расширения ‎своих‏ ‎границ ‎на‏ ‎новые‏ ‎земли. ‎Не ‎отрицая‏ ‎самобытности ‎присоединённых‏ ‎народов, ‎не ‎унифицируя ‎их‏ ‎–‏ ‎но ‎поощряя‏ ‎их ‎государственное‏ ‎развитие, а ‎подчас ‎и ‎обеспечивая ‎его‏ ‎своими‏ ‎силами

На ‎следующем‏ ‎шаге ‎в‏ ‎этом ‎качестве ‎Россия ‎выступила ‎в‏ ‎ХХ‏ ‎веке‏ ‎во ‎всемирно-историческом,‏ ‎так ‎сказать,‏ ‎масштабе ‎–‏ ‎как‏ ‎носитель ‎суверенного‏ ‎наднационального ‎проекта ‎цивилизационного ‎масштаба

Сейчас ‎не‏ ‎так. ‎

***

В‏ ‎нынешней‏ ‎евразийской ‎интеграции ‎Россия‏ ‎участвует ‎в‏ ‎том ‎же ‎равноправном ‎статусе,‏ ‎что‏ ‎и ‎другие‏ ‎суверенные ‎национальные‏ ‎государства-субъекты ‎интеграции. ‎Разница ‎с ‎Белоруссией,‏ ‎Казахстаном‏ ‎или ‎Арменией‏ ‎– ‎только‏ ‎в ‎количественных ‎показателях: ‎территория, ‎население,‏ ‎природные‏ ‎ресурсы,‏ ‎объём ‎экономики,‏ ‎военный ‎потенциал…‏ ‎Да, ‎Россия‏ ‎–‏ ‎самая ‎мощная‏ ‎страна ‎региона. ‎Но ‎не ‎более‏ ‎того.

Именно ‎в‏ ‎таком‏ ‎качестве ‎Российская ‎Федерация‏ ‎выступила ‎сегодня‏ ‎в ‎карабахском ‎кризисе: ‎обеспечивая‏ ‎свои‏ ‎национальные ‎интересы,‏ ‎не ‎гнушаясь‏ ‎при ‎этом ‎дипломатическим ‎давлением ‎и‏ ‎грубой‏ ‎военной ‎силой.‏ ‎И ‎да,‏ ‎учитывая ‎гешефты ‎национального ‎капитала, ‎у‏ ‎которого‏ ‎встречаются‏ ‎в ‎том‏ ‎числе ‎бакинские‏ ‎и ‎ереванские‏ ‎корни.‏ ‎И ‎лишь‏ ‎остаточно ‎соизмеряя ‎свои ‎интересы ‎с‏ ‎интересами ‎армянских‏ ‎и‏ ‎азербайджанских ‎партнёров. ‎Потому‏ ‎что ‎они‏ ‎России ‎братья, ‎– ‎но‏ ‎мы‏ ‎друг ‎другу‏ ‎иностранцы, а ‎не‏ ‎единая ‎сущность, ‎не ‎«уникальная ‎историческая‏ ‎общность».

Москва‏ ‎ничего ‎не‏ ‎сделала ‎вместо‏ ‎суверенных ‎государств ‎Армении ‎и ‎Азербайджана.‏ ‎Не‏ ‎воюет‏ ‎за ‎Карабах‏ ‎вместо ‎Еревана.‏ ‎И ‎даже‏ ‎признаёт‏ ‎за ‎Баку‏ ‎суверенное ‎право ‎выстраивать ‎свои ‎вассальные‏ ‎и ‎неравноправные‏ ‎отношения‏ ‎с ‎Анкарой. ‎Мол,‏ ‎это ‎печальная,‏ ‎но ‎объективная ‎данность: ‎делайте‏ ‎что‏ ‎хотите, ‎но‏ ‎вот ‎до‏ ‎этого ‎предела, ‎обозначенного ‎российским ‎военным‏ ‎присутствием‏ ‎в ‎регионе.‏ ‎Что ‎делать‏ ‎будем? ‎Конкурировать ‎будем. ‎Ведь ‎национальное‏ ‎государство‏ ‎не‏ ‎несёт ‎партнёрам‏ ‎свет ‎цивилизации,‏ ‎оно ‎просто‏ ‎делит‏ ‎с ‎нимигешефты.

Точно‏ ‎так ‎же ‎Москва ‎не ‎разруливает‏ ‎политический ‎кризис‏ ‎в‏ ‎Белоруссии ‎вместо ‎её‏ ‎законных ‎властей.‏ ‎Помогает ‎соразмерно ‎букве ‎и‏ ‎духу‏ ‎союзнических ‎добрососедских‏ ‎отношений ‎и‏ ‎чисто ‎эстетически, ‎потому ‎что ‎вообще‏ ‎одобряет‏ ‎суверенную ‎дееспособную‏ ‎государственность, – но ‎со‏ ‎стороны. ‎Не ‎как ‎начальник, ‎а‏ ‎как‏ ‎партнёр,‏ ‎пусть ‎и‏ ‎более ‎сильный.‏ ‎

Точно ‎так‏ ‎же‏ ‎Москва ‎не‏ ‎наводит ‎порядок ‎в ‎вечно ‎бузящей‏ ‎Киргизии ‎вместо‏ ‎её‏ ‎непослушного ‎народа ‎и‏ ‎непутёвых ‎властей.‏ ‎Всего ‎лишь ‎принуждает ‎к‏ ‎вменяемости, регулируя‏ ‎финансовые ‎потоки.

Точно‏ ‎так ‎же‏ ‎Москва ‎уже ‎седьмой ‎год ‎не‏ ‎восстанавливает‏ ‎своим ‎вмешательством‏ ‎здравый ‎смысл‏ ‎вместо ‎братского ‎украинского ‎народа ‎в‏ ‎его‏ ‎самостийной‏ ‎державе. ‎А‏ ‎Крым ‎и‏ ‎Донбасс ‎–‏ ‎это‏ ‎исключительно ‎от‏ ‎собственных ‎национальных ‎интересов, ‎причём ‎тоже‏ ‎в ‎разной‏ ‎градации‏ ‎(одних ‎присоединили ‎к‏ ‎РФ, ‎других‏ ‎просто ‎поддерживают ‎и ‎принимают‏ ‎в‏ ‎гражданство ‎в‏ ‎массовом, ‎но‏ ‎индивидуальном ‎порядке).

Впрочем, ‎это ‎тоже ‎продолжение‏ ‎исторической‏ ‎миссии ‎России‏ ‎как ‎интегратора:‏ ‎побуждение ‎союзников ‎к ‎самостоятельности ‎и‏ ‎суверенности‏ ‎на‏ ‎следующем ‎уровне‏ ‎союзного ‎строительства.‏ ‎Просто ‎к‏ ‎этому‏ ‎формату ‎интеграции‏ ‎мы ‎не ‎привыкли ‎– ‎ни‏ ‎бывшие ‎союзные‏ ‎республики,‏ ‎ни ‎толком ‎сама‏ ‎Россия. ‎Не‏ ‎было ‎такого ‎исторического ‎опыта.‏ ‎

***

Я‏ ‎не ‎знаю,‏ ‎хорошо ‎это‏ ‎или ‎плохо. ‎Заметьте: ‎я ‎избегаю‏ ‎оценок‏ ‎и ‎обобщений‏ ‎прикладного ‎геополитического‏ ‎характера, ‎говорю ‎только ‎о ‎самоопределении.‏ ‎Но‏ ‎именно‏ ‎такая ‎модель‏ ‎поведения ‎органична‏ ‎для ‎национального‏ ‎государства.‏ ‎

Просто ‎она‏ ‎эмоционально ‎непривычна. ‎Обратите ‎внимание: ‎в‏ ‎1991 ‎году‏ ‎РСФСР‏ ‎оказалась ‎единственным ‎осколком‏ ‎исторической ‎России,‏ ‎который ‎не ‎имел ‎ни‏ ‎исторического‏ ‎опыта, ‎ни‏ ‎даже ‎советских‏ ‎декоративных ‎признаков ‎национальной ‎государственности. ‎Собственно,‏ ‎РСФСР‏ ‎вообще ‎в‏ ‎этих ‎границах‏ ‎сколотилась ‎по ‎какому-то ‎остаточному ‎принципу‏ ‎–‏ ‎из‏ ‎тех ‎территорий,‏ ‎которые ‎не‏ ‎достались ‎союзным‏ ‎республикам.‏ ‎И ‎до‏ ‎поры ‎до ‎времени ‎это ‎вообще‏ ‎никого ‎не‏ ‎смущало:‏ ‎потому ‎что ‎Россия‏ ‎= ‎СССР,‏ ‎союзная ‎государственность ‎и ‎есть‏ ‎российская.‏ ‎Кто ‎же‏ ‎мог ‎подумать,‏ ‎что ‎эвона ‎как ‎оно ‎обескураживающе‏ ‎обернётся.‏ ‎

И ‎именно‏ ‎национальную ‎государственность‏ ‎с ‎тех ‎пор ‎и ‎строит‏ ‎Россия.‏ ‎Как‏ ‎для ‎себя‏ ‎– ‎так‏ ‎очень ‎даже‏ ‎успешно,‏ ‎лучше ‎многих‏ ‎прочих, ‎которые ‎более ‎опытны. ‎

Но‏ ‎историко-культурная ‎идентичность-то‏ ‎всё‏ ‎равно ‎никакая ‎не‏ ‎национальная, ‎а‏ ‎имперская/советская. ‎Она ‎веками ‎складывалась.‏ ‎И‏ ‎никакой ‎другой‏ ‎идентичности ‎у‏ ‎великороссов ‎отродясь ‎не ‎бывало. ‎Её‏ ‎не‏ ‎отменишь ‎«декларацией‏ ‎о ‎суверенитете».‏ ‎По ‎этому ‎грубому ‎шву ‎и‏ ‎проходят‏ ‎все‏ ‎внутренние ‎несуразицы‏ ‎и ‎путаницы‏ ‎одного ‎с‏ ‎другим:‏ ‎начиная ‎от‏ ‎вопроса, ‎что ‎это ‎вообще ‎за‏ ‎национальность ‎такая‏ ‎«русские»‏ ‎или ‎«россияне», ‎и‏ ‎заканчивая ‎вопросом,‏ ‎насколько ‎могут ‎быть ‎бесконечны‏ ‎границы‏ ‎национального ‎государства.‏ ‎Ведь ‎как‏ ‎осколок ‎исторической ‎России ‎РФ ‎унаследовала‏ ‎и‏ ‎её ‎имперское/союзное‏ ‎этнокультурное ‎многообразие.‏ ‎Где ‎сама ‎по ‎себе ‎«титульная‏ ‎нация»‏ ‎—‏ ‎по ‎определению‏ ‎не ‎этнос,‏ ‎а ‎народ как‏ ‎наднациональная‏ ‎государствообразующая ‎общность.‏ ‎

В ‎этой ‎парадигме ‎нет, ‎например,‏ ‎консенсусного ‎ответа‏ ‎даже‏ ‎на ‎простенький ‎вопрос‏ ‎«что ‎нам‏ ‎Донбасс?» ‎– ‎такого ‎ответа,‏ ‎который‏ ‎был ‎бы‏ ‎общим ‎для‏ ‎советско-союзной, ‎национально-государственной, ‎буржуазно-торгашеской, ‎хищническо-империалистической ‎идентичностей.

А‏ ‎ведь‏ ‎это ‎всё‏ ‎и ‎куча‏ ‎всякого ‎другого ‎либо ‎задекларировано, ‎либо‏ ‎явочным‏ ‎порядком‏ ‎имеется ‎в‏ ‎российском ‎самоопределении.

Собственно,‏ ‎вызов ‎самоопределения‏ ‎–‏ ‎как ‎раз,‏ ‎вы ‎будете ‎смеяться, ‎именно ‎в‏ ‎самоопределении. ‎В‏ ‎ревизии‏ ‎и ‎оптимизации ‎столь‏ ‎пёстрого ‎набора‏ ‎качеств, ‎побуждений ‎и ‎поползновений.‏ ‎Это‏ ‎вопрос ‎не‏ ‎инструментария ‎«как»,‏ ‎это ‎вопрос ‎субъектности ‎и ‎целеполагания‏ ‎«кто»‏ ‎и ‎«зачем».

***

А‏ ‎на ‎мировой‏ ‎арене ‎вызовы ‎переглобализации ‎с ‎ещё‏ ‎большей‏ ‎настойчивостью‏ ‎принуждают ‎Россию‏ ‎к ‎самоопределению‏ ‎– ‎вплоть‏ ‎до‏ ‎возвращения ‎к‏ ‎опытам ‎собственного ‎цивилизационного ‎проекта.

Об ‎этой‏ ‎составляющей ‎поговорим‏ ‎во‏ ‎второй ‎части рассуждений. ‎


***

Другие‏ ‎заметки ‎из‏ ‎цикла ‎о ‎самоопределении ‎России:

Равнение‏ ‎на‏ ‎Байдена: ‎реванш‏ ‎«глубинного ‎государства»‏ ‎в ‎США ‎принуждает ‎Россию ‎к‏ ‎самоопределению‏ ‎[Семён ‎УРАЛОВ]

Кем‏ ‎быть ‎(2):‏ ‎о ‎самоопределении ‎в ‎глобальном ‎проекте‏ ‎«цивилизации‏ ‎по-русски»‏ ‎[Андрей ‎СОРОКИН]

От‏ ‎ненависти ‎к‏ ‎конкуренции: ‎миропорядок‏ ‎для‏ ‎Закавказья ‎как‏ ‎экспортная ‎модель ‎русского ‎глобального ‎проекта‏ ‎[Семён ‎УРАЛОВ]

Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048