logo
idEoteka
logo
0
читателей
idEoteka  
Публикации Уровни подписки Контакты О проекте Фильтры Метки Статистика Контакты Поделиться
О проекте
Закончив кафедру режиссуры Театральной академии в Петербурге, я почти не работал по своей профессии. Обстоятельства сразу кинули меня в то, что можно назвать "мета-режиссурой". Объяснить это можно примерно так: я не создаю отдельные спектакли и не снимаю фильмы. Но я запускаю процессы или пространства, где остальные творцы могут реализовывать свои творческие амбиции.
Профессия эта настолько странная и непонятная, по крайней мере для меня, что я до сих пор, а прошло уже двадцать пять лет таких занятий, никак не могу сформулировать ее точное определение.
Точнее, все время получается какие-то близкие попадания в определениях, но никогда не случается абсолютной идентификации. Часто это порождает проблемы.
Если, открывая концертную площадку, я еще могу определить себя, как программного директора, то, например, занимаясь виртуальным контентом на новой онлайн-платформе, я до конца не могу назвать свою должность. И, кажется, никто не может. Поэтому, когда я пытаюсь найти себе новую работу в той же сфере IT, я просто не понимаю, на какие разделы рекмрутингового сайта мне нажимать.
Этот блог, таким образом, я посвящаю творческой и деловой самоидентификации, а заодно и размышлениям на тему креативности и ее природы.
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Все по 300 300 ₽ месяц 2 880 ₽ год
(-20%)
При подписке на год для вас действует 20% скидка. 20% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте idEoteka
Доступны сообщения

Ваша поддержка никогда не будет лишней для меня. Я, разумеется, буду писать здесь в любом случае. Но насколько приятнее это делать, чувствуя доказанную рублем потребность в твоих материалах

Оформить подписку
Все по 500 500 ₽ месяц 4 800 ₽ год
(-20%)
При подписке на год для вас действует 20% скидка. 20% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте idEoteka
Доступны сообщения

Это просто еще более горячая ваша поддержка. И соответственно еще больший энтузиазм в деле создания контента.

Оформить подписку
Все по 1000 1 000 ₽ месяц 9 600 ₽ год
(-20%)
При подписке на год для вас действует 20% скидка. 20% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте idEoteka
Доступны сообщения

За такой вклад в дело моего блога я буду придумывать специальные материалы, доступ к которым будет только у вас

Оформить подписку
Все по 5000 5 000 ₽ месяц 48 000 ₽ год
(-20%)
При подписке на год для вас действует 20% скидка. 20% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте idEoteka
Доступны сообщения

Готов общаться с вами и подключать к своим проектам, в том объеме, который вас самим покажется нужным и интересным. Все предпосылки для творческой и продуктивной коммуникации.

Оформить подписку
Фильтры
Статистика
Обновления проекта
Читать: 5+ мин
logo idEoteka

Кейс: "Нарисуйся в Эрарте"

В ‎этом‏ ‎канале, ‎помимо ‎теоретических ‎рассуждений ‎и‏ ‎рассказов ‎о‏ ‎новых‏ ‎идеях, ‎я ‎буду‏ ‎регулярно ‎публиковать‏ ‎практическую ‎информацию. ‎В ‎том‏ ‎числе,‏ ‎реальные ‎кейсы,‏ ‎связанные ‎с‏ ‎придумыванием ‎и ‎реализацией ‎того ‎или‏ ‎иного‏ ‎проекта.

Один ‎из‏ ‎них ‎связан‏ ‎с ‎музеем ‎современного ‎искусства ‎Эрарта,‏ ‎в‏ ‎котором‏ ‎я ‎работал‏ ‎с ‎момента‏ ‎его ‎открытия‏ ‎в‏ ‎2010 ‎году‏ ‎до ‎закрытия ‎проекта ‎Эрарта ‎Сцена‏ ‎в ‎2018.

Об‏ ‎Эрарта‏ ‎Сцене ‎я ‎обязательно‏ ‎расскажу ‎позже,‏ ‎а ‎пока ‎речь ‎идет‏ ‎о‏ ‎конкретной ‎творческой‏ ‎задаче, ‎которую‏ ‎мы ‎должны ‎были ‎решать ‎в‏ ‎2011‏ ‎году.


Итак, ‎в‏ ‎сентябре ‎2011‏ ‎года ‎музею ‎предстояло ‎отпраздновать ‎свой‏ ‎первый‏ ‎год‏ ‎работы. ‎Вспоминая‏ ‎о ‎том,‏ ‎как ‎мы‏ ‎устроили‏ ‎открытие ‎музея,‏ ‎а ‎тогда ‎мы ‎сделали ‎бесплатный‏ ‎вход ‎для‏ ‎всех‏ ‎желающих, ‎и ‎в‏ ‎пятиэтажном ‎здании‏ ‎Эрарта, ‎на ‎8000 ‎квадратных‏ ‎метрах,‏ ‎было ‎не‏ ‎протолкнуться ‎от‏ ‎людей, ‎мы ‎хотели ‎повторить ‎нечто‏ ‎подобное.‏ ‎Но ‎были‏ ‎определенные ‎условия,‏ ‎которые ‎надо ‎было ‎как-то ‎выполнить.

Итак,‏ ‎задача‏ ‎-‏ ‎сделать ‎шумный‏ ‎праздник ‎и‏ ‎дать ‎возможность‏ ‎людям,‏ ‎в ‎память‏ ‎об ‎открытии, ‎попасть ‎в ‎музей‏ ‎бесплатно. ‎Это‏ ‎претендовало‏ ‎и ‎на ‎хорошую‏ ‎традицию, ‎и‏ ‎имело ‎смысл ‎с ‎точки‏ ‎зрения‏ ‎маркетинга. ‎Так‏ ‎как ‎музей‏ ‎был ‎еще ‎не ‎очень ‎известен‏ ‎в‏ ‎городе, ‎подобная‏ ‎бесплатная ‎для‏ ‎посетителей ‎акция, ‎давала ‎нам ‎возможность‏ ‎получить‏ ‎большую‏ ‎партию ‎лояльной‏ ‎аудитории.

Но ‎кроме‏ ‎задачи, ‎как‏ ‎водится,‏ ‎было ‎и‏ ‎условие. ‎Точнее ‎казавшееся ‎невыполнимым ‎обременение.‏ ‎Владельцы ‎музея‏ ‎хотели‏ ‎одновременно ‎двух ‎противоречащих‏ ‎друг ‎другу‏ ‎вещей: ‎сделать ‎свободный ‎вход,‏ ‎но‏ ‎при ‎этом‏ ‎показать ‎как‏ ‎можно ‎меньше ‎экспозиции ‎музея. ‎Требование‏ ‎понятное,‏ ‎ведь ‎все‏ ‎эти ‎люди,‏ ‎посмотрев ‎бесплатно ‎на ‎коллекцию, ‎решили‏ ‎бы,‏ ‎что‏ ‎на ‎ближайшие‏ ‎несколько ‎лет‏ ‎их ‎программа‏ ‎по‏ ‎посещению ‎Эрарты‏ ‎выполнена.

И ‎вот ‎нам ‎предстояло ‎каким-то‏ ‎дзен-буддистким ‎озарением,‏ ‎мысленным‏ ‎скачком ‎и ‎парадоксальным‏ ‎вывертом ‎решить‏ ‎эту ‎задачу.

И ‎тут ‎я‏ ‎позволю‏ ‎себе ‎опять‏ ‎немного ‎теории‏ ‎:

а) ‎не ‎бойтесь ‎доводить ‎абсурдные‏ ‎на‏ ‎первый ‎взгляд‏ ‎задачи ‎до‏ ‎окончательного ‎абсурда. ‎Ищите ‎точку ‎напряжения‏ ‎и‏ ‎повышайте‏ ‎давление ‎бессмысленности‏ ‎до ‎максимума.

б)‏ ‎не ‎стесняйтесь‏ ‎при‏ ‎обсуждении ‎-‏ ‎с ‎коллегами ‎или ‎даже ‎с‏ ‎самим ‎собой‏ ‎-‏ ‎вбрасывать ‎самые ‎дурацкие‏ ‎и ‎бредовые‏ ‎идеи. ‎Это ‎основа ‎любого‏ ‎качественного‏ ‎брейнсторма ‎-‏ ‎отключить ‎тормоза‏ ‎и ‎главное ‎врожденный ‎страх ‎быть‏ ‎непонятым‏ ‎и ‎высмеянным.‏ ‎Самый ‎большой‏ ‎бред ‎в ‎итоге ‎может ‎оказаться‏ ‎гениальным‏ ‎озарением.‏ ‎Или, ‎как‏ ‎минимум, ‎даст‏ ‎направление ‎мысли‏ ‎для‏ ‎ваших ‎коллег‏ ‎в ‎какую-то ‎совершенно ‎непредсказуемую ‎сторону.

Итак,‏ ‎мы ‎сели‏ ‎за‏ ‎большой ‎переговорный ‎стол‏ ‎в ‎специально‏ ‎отведенной ‎для ‎совещаний ‎комнате.‏ ‎Как‏ ‎сейчас ‎помню,‏ ‎вид ‎из‏ ‎окна ‎на ‎ДК ‎Кирова, ‎желтые‏ ‎кресла‏ ‎с ‎высоченными‏ ‎спинками ‎(на‏ ‎колесиках, ‎что ‎очень ‎удобно ‎для‏ ‎размышления)‏ ‎и‏ ‎картины ‎с‏ ‎черепами ‎по‏ ‎стенам.

И ‎коллективно‏ ‎понимая,‏ ‎что ‎задача‏ ‎нам ‎предстоит ‎практически ‎нереальная, ‎мы‏ ‎просто ‎расслабились,‏ ‎отпустили‏ ‎себя ‎и ‎стали‏ ‎нести ‎полный‏ ‎бред. ‎Хотя ‎в ‎этом‏ ‎бреду‏ ‎прослеживался ‎определённый‏ ‎системный ‎вектор.

Итак,‏ ‎если ‎мы ‎должны ‎сделать ‎бесплатный‏ ‎вход‏ ‎для ‎всех,‏ ‎но ‎при‏ ‎этом ‎не ‎показать ‎этим ‎всем‏ ‎наши‏ ‎картины,‏ ‎что ‎просится‏ ‎в ‎первую‏ ‎очередь? ‎Дать‏ ‎самый‏ ‎очевидный ‎ответ‏ ‎мешали ‎внутренние ‎блоки, ‎именно ‎поэтому‏ ‎мы ‎пришли‏ ‎к‏ ‎нему ‎через ‎два‏ ‎часа ‎жарких‏ ‎обсуждений. ‎Между ‎тем, ‎именно‏ ‎он‏ ‎и ‎стал‏ ‎отправной ‎точкой‏ ‎для ‎нашей ‎идеи. ‎Итак, ‎ответ‏ ‎простейший:‏ ‎чтобы ‎не‏ ‎показать ‎толпе‏ ‎гостей ‎картины, ‎их ‎просто ‎надо‏ ‎снять.

Бред?‏ ‎Полнейший.‏ ‎Музей ‎без‏ ‎самого ‎содержания‏ ‎музея. ‎Но‏ ‎интуитивно‏ ‎мы ‎почувствовали,‏ ‎как ‎"драйвит" ‎нас ‎сама ‎скандальность‏ ‎этой ‎идеи.

Не‏ ‎побоявшись‏ ‎взять ‎это ‎предложение‏ ‎за ‎отправную‏ ‎точку, ‎мы ‎пошли ‎раскручивать‏ ‎идею‏ ‎дальше.

Если ‎гости‏ ‎приходят ‎в‏ ‎музей, ‎но ‎в ‎музее ‎на‏ ‎стенах‏ ‎ничего ‎не‏ ‎висит, ‎то‏ ‎что ‎им ‎делать ‎здесь? ‎Ответ:‏ ‎если‏ ‎это‏ ‎музей, ‎и‏ ‎в ‎нем‏ ‎есть ‎пустые‏ ‎стены‏ ‎для ‎картин,‏ ‎значит, ‎мы ‎можем ‎дать ‎людям‏ ‎возможность ‎повесить‏ ‎на‏ ‎них ‎собственные ‎картины.‏ ‎И ‎таким‏ ‎образом, ‎любой ‎желающий, ‎используя‏ ‎"большую‏ ‎рамку" ‎Эрарты,‏ ‎ее ‎контекст,‏ ‎превращается ‎в ‎художника, ‎чьим ‎работы‏ ‎выставлялись‏ ‎в ‎самом‏ ‎настоящем ‎музее.‏ ‎И ‎в ‎данном ‎случае ‎вообще‏ ‎не‏ ‎важно,‏ ‎что ‎работы‏ ‎эти ‎провисят‏ ‎в ‎экспозиции‏ ‎всего‏ ‎лишь ‎пару‏ ‎часов. ‎

Отлично. ‎Как ‎в ‎любом‏ ‎озарении, ‎которое‏ ‎похоже‏ ‎на ‎удачное, ‎тут‏ ‎же ‎к‏ ‎идее ‎приклеиваются ‎и ‎идеологические‏ ‎и‏ ‎маркетинговые ‎обоснования.‏ ‎Мы ‎вспоминаем‏ ‎фразу ‎Йозефа ‎Бойса ‎"В ‎каждом‏ ‎из‏ ‎нас ‎живет‏ ‎художник", ‎которая‏ ‎к ‎тому ‎же ‎является ‎негласным‏ ‎девизом‏ ‎Эрарты.‏ ‎Обоснование ‎получено,‏ ‎и ‎оно‏ ‎в ‎свою‏ ‎очередь‏ ‎дает ‎нам‏ ‎следующий ‎креативный ‎импульс. ‎Рассуждаем ‎так:‏ ‎далеко ‎не‏ ‎каждый‏ ‎сможет ‎или ‎захочет‏ ‎принести ‎в‏ ‎Эрарту ‎свою ‎картину. ‎А‏ ‎у‏ ‎многих ‎таких‏ ‎картин ‎попросту‏ ‎нет. ‎Соответственно, ‎мы ‎должны ‎дать‏ ‎всем‏ ‎желающим ‎возможность‏ ‎нарисовать ‎эту‏ ‎картину ‎прямо ‎в ‎Эрарте.

И ‎эта‏ ‎идея‏ ‎очевидно‏ ‎хороша, ‎потому‏ ‎что ‎таким‏ ‎образом ‎мы‏ ‎решаем‏ ‎сразу ‎две‏ ‎задачи ‎- ‎и ‎оправдываем ‎снятие‏ ‎работ ‎и‏ ‎придумываем‏ ‎по ‎сути ‎всю‏ ‎основную ‎программу‏ ‎праздника. ‎И ‎действительно, ‎зачем‏ ‎нам‏ ‎приглашать ‎каких-то‏ ‎артистов, ‎чтобы‏ ‎они ‎разведали ‎толпу, ‎если ‎сама‏ ‎толпа,‏ ‎следуя ‎проверенным‏ ‎законам ‎Тома‏ ‎Сойера, ‎будет ‎увлечена ‎собственным ‎творчеством.‏ ‎То‏ ‎есть‏ ‎сделает ‎себе‏ ‎праздник ‎сама.

Бюджет‏ ‎проекта ‎оказался‏ ‎небольшим‏ ‎- ‎закупка‏ ‎картона, ‎красок, ‎фартуков, ‎крепежа. ‎Ну,‏ ‎и ‎все‏ ‎равно‏ ‎немного ‎развлекательной ‎программы‏ ‎для ‎подогрева.‏ ‎И ‎вот ‎проект ‎готов.‏ ‎По-моему‏ ‎гениально ‎исходящий‏ ‎из ‎самой‏ ‎задачи.


Да, ‎оставалось ‎еще ‎придумать ‎яркое‏ ‎название.‏ ‎Еще ‎два‏ ‎часа ‎коллективного‏ ‎бессознательного ‎бреда ‎и ‎появилось ‎искомое.‏ ‎Ход‏ ‎мысли‏ ‎таков ‎-‏ ‎мы ‎зовем‏ ‎рисовать; ‎мы‏ ‎хотим,‏ ‎чтобы ‎вы‏ ‎изрисовались ‎вволю ‎. ‎Словосочетание ‎"хоть‏ ‎изрисуйся" ‎превратилось‏ ‎в‏ ‎похожее ‎"НАРИСУЙСЯ". ‎А‏ ‎оно, ‎как‏ ‎любое ‎удачное ‎название, ‎принесло‏ ‎с‏ ‎собой ‎еще‏ ‎один, ‎очень‏ ‎полезный ‎нам ‎смысл, ‎нарисоваться ‎-‏ ‎это‏ ‎значит ‎прийти‏ ‎куда-либо.

Таким ‎образом,‏ ‎объявив ‎проект ‎"Нарисуйся ‎в ‎Эрарте!"‏ ‎мы‏ ‎сразу‏ ‎объяснили, ‎что‏ ‎ждет ‎наших‏ ‎гостей ‎и‏ ‎недвусмысленно‏ ‎потребовали ‎от‏ ‎всех, ‎чтобы ‎они ‎обязательно ‎к‏ ‎нам ‎пришли.


Бинго!

Читать: 1+ мин
logo Арабески

Живопись


Читать: 1+ мин
logo Арабески

Живопись


Читать: 1+ мин
logo Арабески

Живопись


Читать: 1+ мин
logo Арабески

Живопись


Читать: 1+ мин
logo Арабески

Живопись


Читать: 1+ мин
logo Арабески

Живопись


Читать: 8+ мин
logo Раскраска белого

Разгадка четырехсотлетней загадки

Почти ‎четырехсотлетней,‏ ‎374 ‎года ‎прошло. ‎Наконец ‎я‏ ‎подошла ‎к‏ ‎тому,‏ ‎к ‎чему ‎подводят‏ ‎мои ‎предыдущие‏ ‎статьи. ‎Хотя ‎можно ‎было‏ ‎и‏ ‎без ‎них‏ ‎сразу ‎сказать‏ ‎по ‎сути ‎вопроса.

Люди ‎смотрят ‎на‏ ‎идеальное‏ ‎тело ‎шедевра‏ ‎классической ‎живописи‏ ‎и ‎как ‎правило ‎многие ‎замечают,‏ ‎что‏ ‎в‏ ‎картине ‎что-то‏ ‎чему-то ‎не‏ ‎соответствует. ‎Чаще‏ ‎всего‏ ‎говорят, ‎что‏ ‎какое-то ‎не ‎то ‎лицо. ‎Приставим‏ ‎к ‎идеальной‏ ‎фигуре‏ ‎другое ‎лицо, ‎например,‏ ‎самой ‎красивой‏ ‎женщины ‎в ‎мире, ‎Джины‏ ‎Лоллобриджиды.‏ ‎Но ‎даже‏ ‎если ‎вставить‏ ‎в ‎зеркало ‎Фотошопом ‎вместо ‎того,‏ ‎что‏ ‎есть, ‎лицо‏ ‎Лоллобриджиды, ‎то‏ ‎опять ‎будет ‎не ‎то. ‎Дело‏ ‎не‏ ‎в‏ ‎том, ‎что‏ ‎тело ‎Венеры‏ ‎с ‎лицом‏ ‎Святой‏ ‎Девы ‎ощущается‏ ‎как ‎полный ‎оксюморон, ‎на ‎что‏ ‎я ‎и‏ ‎обращала‏ ‎внимание ‎в ‎предыдущей‏ ‎статье. ‎Хотя‏ ‎и ‎в ‎этом ‎тоже.

Я‏ ‎давно‏ ‎еще ‎подумала‏ ‎в ‎связи‏ ‎с ‎этой ‎картиной, ‎ну ‎конечно,‏ ‎законы‏ ‎Френеля ‎ведь‏ ‎еще ‎не‏ ‎открыты, ‎так ‎что ‎в ‎зеркале‏ ‎можно‏ ‎было‏ ‎отразить ‎не‏ ‎то, ‎что‏ ‎есть, ‎а‏ ‎то,‏ ‎что ‎хочется.‏ ‎Однако ‎потом ‎нашла, ‎что ‎в‏ ‎Голландии ‎Снеллиус‏ ‎уже‏ ‎сформулировал ‎законы ‎отражения‏ ‎в ‎1621‏ ‎году. ‎И ‎король, ‎и‏ ‎Веласкес‏ ‎разносторонне ‎образованы,‏ ‎вполне ‎возможно,‏ ‎что ‎они ‎были ‎в ‎курсе‏ ‎этого‏ ‎открытия. ‎Да‏ ‎что ‎там‏ ‎голландец, ‎еще ‎Клавдий ‎Птолемей ‎из‏ ‎Александрии‏ ‎занимался‏ ‎этой ‎темой‏ ‎во ‎втором‏ ‎веке. ‎Но‏ ‎до‏ ‎Френеля ‎ученые‏ ‎по ‎оптике ‎в ‎основном ‎были‏ ‎заняты ‎углами‏ ‎преломления,‏ ‎а ‎не ‎отражения,‏ ‎хотя ‎углы‏ ‎отражения ‎может ‎быть ‎для‏ ‎них‏ ‎просто ‎лежали‏ ‎на ‎поверхности‏ ‎без ‎всяких ‎косинусов, ‎угол ‎падения‏ ‎равен‏ ‎углу ‎отражения,‏ ‎лежат ‎оба‏ ‎в ‎одной ‎плоскости. ‎Чудесный ‎закон,‏ ‎очень‏ ‎легкий.‏ ‎Но ‎применить‏ ‎его ‎не‏ ‎так ‎уж‏ ‎легко‏ ‎в ‎воображаемом‏ ‎объеме. ‎Тем ‎более, ‎что ‎траектория‏ ‎взгляда ‎к‏ ‎правой‏ ‎стороне ‎рамы ‎зеркала‏ ‎сливается ‎с‏ ‎центральной ‎линией, ‎но ‎это‏ ‎я‏ ‎уже ‎забегаю‏ ‎вперед.

Сначала ‎я‏ ‎напомню, ‎что ‎взгляд ‎художника ‎во‏ ‎время‏ ‎работы ‎неизбежно‏ ‎идет ‎по‏ ‎центру, ‎так ‎что ‎можно ‎прикинуть‏ ‎его‏ ‎проекцию‏ ‎из ‎центральной‏ ‎точки ‎нижнего‏ ‎края ‎подрамника.

Почему.‏ ‎Потому‏ ‎что ‎во‏ ‎время ‎работы ‎взгляд ‎рассредоточен, ‎расфокусирован,‏ ‎но ‎направление‏ ‎по‏ ‎центру ‎есть. ‎Один‏ ‎из ‎первых‏ ‎учителей ‎моих ‎Илья ‎Аронович‏ ‎Фирер‏ ‎наставлял: ‎смотри‏ ‎расслабленными ‎глазами,‏ ‎чтобы ‎держать ‎в ‎голове ‎всю‏ ‎картину‏ ‎в ‎целом‏ ‎боковым ‎зрением.‏ ‎И ‎он ‎прав, ‎как ‎только‏ ‎взгляд‏ ‎фокусируется,‏ ‎кончается ‎живопись,‏ ‎начинается ‎раскраска.‏ ‎Это ‎не‏ ‎касается‏ ‎отделки ‎деталей,‏ ‎это ‎просто ‎неизбежный ‎прием ‎особенно‏ ‎в ‎этюдном‏ ‎и‏ ‎в ‎импрессионистическом ‎стиле,‏ ‎а ‎также‏ ‎помогает ‎чувствовать ‎композицию. ‎Я‏ ‎даже‏ ‎могу ‎сказать,‏ ‎что ‎классический‏ ‎рисунок ‎получится ‎лучше, ‎если ‎не‏ ‎фокусировать‏ ‎взгляд, ‎но‏ ‎это ‎уже‏ ‎к ‎делу ‎не ‎относится. ‎Но‏ ‎для‏ ‎нехудожников‏ ‎надо ‎заметить,‏ ‎что ‎все‏ ‎это ‎справедливо‏ ‎только‏ ‎для ‎тех,‏ ‎кто ‎пишет ‎с ‎натуры. ‎Веласкес‏ ‎даже ‎не‏ ‎делал‏ ‎контурных ‎набросков, ‎он‏ ‎писал ‎объем‏ ‎сразу ‎кистью ‎и ‎цветом.

Если‏ ‎в‏ ‎картине ‎находится‏ ‎зеркало, ‎к‏ ‎любой ‎точке ‎зеркала ‎можно ‎провести‏ ‎проекцию‏ ‎взгляда ‎из‏ ‎нижнего ‎центра.‏ ‎Это ‎основной ‎постулат ‎моего ‎доказательства‏ ‎и‏ ‎главное,‏ ‎что ‎есть‏ ‎результат. ‎Только‏ ‎надо ‎соблюсти‏ ‎условие‏ ‎отражения, ‎нужен‏ ‎перпендикуляр ‎к ‎этой ‎точке, ‎в‏ ‎одной ‎плоскости‏ ‎с‏ ‎падающим ‎взглядом ‎и‏ ‎отраженным. ‎И‏ ‎тогда ‎мы ‎увидим ‎точку,‏ ‎которая‏ ‎должна ‎отражаться‏ ‎в ‎зеркале.‏ ‎Хотя, ‎конечно, ‎луч ‎в ‎глаз‏ ‎идет‏ ‎обратным ‎путем.

Посмотрим,‏ ‎что ‎отражается‏ ‎в ‎зеркале ‎по ‎моему ‎методу‏ ‎исходящего‏ ‎луча‏ ‎зрения ‎из‏ ‎нижнего ‎центра.‏ ‎Что ‎отражено‏ ‎там‏ ‎на ‎самом‏ ‎деле ‎по ‎законам ‎природы. ‎То‏ ‎есть ‎взгляд,‏ ‎конечно,‏ ‎висит ‎в ‎воздухе‏ ‎по ‎центру,‏ ‎но ‎мы ‎можем ‎воспользоваться‏ ‎проекцией‏ ‎этого ‎взгляда.‏ ‎К ‎точке‏ ‎падения ‎взгляда, ‎то ‎есть ‎к‏ ‎точке,‏ ‎которая ‎нас‏ ‎интересует ‎в‏ ‎зеркале, ‎надо ‎провести ‎перпендикуляр. ‎Придется‏ ‎воспользоваться‏ ‎диметрической‏ ‎проекцией, ‎она‏ ‎ближе ‎к‏ ‎направлению ‎линии‏ ‎рамы.‏ ‎Можно ‎еще‏ ‎взять ‎изометрическую ‎или ‎аксонометрическую ‎проекцию:

Вспомогательные‏ ‎линии ‎я‏ ‎провожу‏ ‎голубым. ‎Это ‎вертикальная‏ ‎линия ‎центра‏ ‎(провожу ‎в ‎Пейнт ‎по‏ ‎сеточке,‏ ‎точно) ‎и‏ ‎подчеркивающая ‎линия‏ ‎вдоль ‎рамы ‎зеркала, ‎чтобы ‎вдоль‏ ‎нее‏ ‎точнее ‎шла‏ ‎грань ‎куба.

Далее‏ ‎по ‎грани ‎куба ‎чертим ‎линию‏ ‎голубым‏ ‎перпендикуляра‏ ‎и ‎параллельный‏ ‎этой ‎линии‏ ‎перпендикуляр, ‎исходящий‏ ‎из‏ ‎шеи ‎отражения,‏ ‎проводим ‎к ‎этому ‎перпендикуляру ‎в‏ ‎точке ‎шеи‏ ‎близко‏ ‎к ‎линии ‎рамы‏ ‎луч ‎зрения‏ ‎и ‎отражаем ‎этот ‎луч‏ ‎под‏ ‎тем ‎же‏ ‎углом. ‎Луч‏ ‎зрения ‎я ‎провожу ‎желтым.

Мы ‎видим,‏ ‎что‏ ‎вместо ‎шеи‏ ‎отражается ‎точка‏ ‎на ‎бедре. ‎Проводя ‎аналогичный ‎луч‏ ‎от‏ ‎правого‏ ‎края ‎рамы,‏ ‎(луч ‎зрения‏ ‎сливается ‎с‏ ‎центральной‏ ‎линией), ‎получим‏ ‎вторую ‎точку. ‎Получилось, ‎что ‎в‏ ‎зеркале ‎отражается‏ ‎не‏ ‎лицо, ‎а ‎часть‏ ‎тела ‎от‏ ‎предплечья ‎до ‎бедра.

Тогда ‎в‏ ‎какое‏ ‎место ‎картины‏ ‎нужно ‎поставить‏ ‎зеркало, ‎чтобы ‎там ‎отразилось ‎лицо‏ ‎и‏ ‎его ‎увидел‏ ‎бы ‎смотрящий‏ ‎на ‎картину? ‎Это ‎у ‎меня‏ ‎получилось‏ ‎методом‏ ‎многих ‎проб‏ ‎и ‎ошибок,‏ ‎то ‎есть‏ ‎методом‏ ‎тыка, ‎но‏ ‎получилось. ‎Передвигаю ‎в ‎Фотошопе:

Конечно, ‎надо‏ ‎доказать, ‎что‏ ‎это‏ ‎так. ‎Но ‎проверить‏ ‎мы ‎можем‏ ‎только ‎точку ‎на ‎щеке‏ ‎или‏ ‎скуле. ‎Да,‏ ‎наконец ‎получилось,‏ ‎точка ‎на ‎щеке ‎соответствует ‎отражению‏ ‎щеки‏ ‎в ‎зеркале.

Примерно‏ ‎в ‎этом‏ ‎месте ‎должно ‎располагаться ‎зеркало, ‎чтобы‏ ‎отражение‏ ‎соответствовало‏ ‎законам ‎физики‏ ‎и ‎ощущалось‏ ‎бы ‎как‏ ‎естественное.‏ ‎Найденное ‎местоположение‏ ‎как ‎раз ‎то, ‎где ‎будет‏ ‎отражаться ‎лицо,‏ ‎видимое‏ ‎художником, ‎и, ‎соответственно,‏ ‎зрителем ‎картины.

Инквизиция,‏ ‎как ‎любая ‎цензура, ‎давала‏ ‎возможность‏ ‎иносказания, ‎эзопова‏ ‎языка, ‎что‏ ‎почти ‎никогда ‎не ‎портит, ‎а‏ ‎только‏ ‎добавляет ‎специй‏ ‎в ‎произведение,‏ ‎будь ‎то ‎средневековый ‎сатирический ‎трактат‏ ‎или‏ ‎нелегальная‏ ‎литература ‎советской‏ ‎эпохи.

А ‎мы‏ ‎как ‎себе‏ ‎представляли?‏ ‎Художник ‎написал‏ ‎для ‎себя ‎картину ‎и ‎только‏ ‎он ‎ее‏ ‎смотрел,‏ ‎скрывая ‎где-то ‎от‏ ‎всех? ‎Такое‏ ‎невозможно ‎во ‎дворце, ‎это‏ ‎же‏ ‎общежитие. ‎Только‏ ‎король ‎мог‏ ‎своей ‎властью ‎санкционировать ‎мероприятие ‎этого‏ ‎изображения‏ ‎и ‎только‏ ‎король ‎мог‏ ‎создать ‎условия ‎ограничения ‎доступа ‎волевым‏ ‎путем.‏ ‎И‏ ‎по ‎всем‏ ‎этим ‎соображениям‏ ‎я ‎предполагаю‏ ‎или‏ ‎заказ ‎короля,‏ ‎или ‎совместная ‎короля ‎с ‎художником‏ ‎идея ‎создания‏ ‎картины.‏ ‎Если ‎можно ‎геометрически‏ ‎определить, ‎что‏ ‎на ‎самом ‎деле ‎было‏ ‎отражено‏ ‎в ‎зеркале,‏ ‎возникает ‎вопрос,‏ ‎зачем ‎художник ‎так ‎сделал. ‎Объяснение‏ ‎напрашивается‏ ‎самое ‎простое,‏ ‎он ‎создал‏ ‎страницу ‎«журнала ‎для ‎мужчин» ‎для‏ ‎короля. У‏ ‎меня‏ ‎даже ‎немного‏ ‎сомнение, ‎сам‏ ‎ли ‎он‏ ‎писал‏ ‎лицо ‎в‏ ‎зеркале ‎или ‎оно ‎записано ‎после‏ ‎смерти ‎художника.‏ ‎Было‏ ‎ли ‎записано ‎то,‏ ‎что ‎отражалось,‏ ‎это ‎лишь ‎рентген ‎проверить‏ ‎может.‏ ‎Но ‎рентген‏ ‎не ‎увидит,‏ ‎если ‎настоящее ‎содержимое ‎зеркала ‎было‏ ‎смыто‏ ‎в ‎течение‏ ‎нескольких ‎ближайших‏ ‎лет, ‎и ‎тогда ‎еще ‎записано.‏ ‎Филипп‏ ‎4‏ ‎пережил ‎Веласкеса‏ ‎на ‎5‏ ‎лет, ‎он‏ ‎мог‏ ‎приказать ‎запись‏ ‎зеркала, ‎если ‎художник ‎этого ‎не‏ ‎сделал. ‎Король‏ ‎и‏ ‎сам ‎немного ‎рисовал,‏ ‎так ‎что‏ ‎размытость ‎и ‎некоторую ‎неумелость‏ ‎лица‏ ‎в ‎зеркале‏ ‎можно ‎и‏ ‎отнести ‎и ‎на ‎живописный ‎опыт‏ ‎короля.

А‏ ‎повторить, ‎даже‏ ‎после ‎того,‏ ‎как ‎мы ‎открыли ‎тайну ‎зеркала,‏ ‎совсем‏ ‎не‏ ‎лишнее, ‎что‏ ‎художник ‎Веласкес‏ ‎— ‎художник‏ ‎истины.

Читать: 1+ мин
logo Арабески

Живопись


Читать: 7+ мин
logo Раскраска белого

Мадонны в зеркало не смотрят

Доступно подписчикам уровня
«Бронза»
Подписаться за 500₽ в месяц

Кадр из фильма "Очарованный король" повторяет своей мизансценой картину Веласкеса "Венера с зеркалом" . Так получилось в живописи, что языческие богини красивее и привлекательнее кротких, депрессивных мадонн. Несмотря на то, что натурщица чаще всего была одна и та же.

Читать: 1+ мин
logo Арабески

Живопись


Читать: 8+ мин
logo Раскраска белого

Вдохновение фигурой «песочные часы»

Доступно подписчикам уровня
«Бронза»
Подписаться за 500₽ в месяц

Такое впечатление, что искусствоведы боятся испанской инквизиции больше, чем сам художник и король Испании. Кровожадность испанской инквизиции скорее всего ненамного превышала аналогичное качество итальянской. Здесь скорее ведущая роль у менталитета народа, поскольку не инквизиция же писала сама себе доносы, а бдительная общественность.

Читать: 1+ мин
logo Арабески

Живопись


Читать: 1+ мин
logo Арабески

Живопись


Читать: 6+ мин
logo Раскраска белого

Тайная коллекция дедушки Филиппа

Доступно подписчикам уровня
«Бронза»
Подписаться за 500₽ в месяц

Заняв самое престижное место среди художников Мадрида в 1528 году и пользуясь дружеским расположением самого короля, надо полагать, что Веласкес мог ознакомиться с творениями великих мастеров, скрытыми для остальных еще в 1623 году.

Читать: 1+ мин
logo Арабески

Живопись


Читать: 1+ мин
logo Арабески

Живопись


Читать: 1+ мин
logo Арабески

Живопись


Смотреть: 2 час 35+ мин
logo Мастер-классы по живописи!

Деревушка на закате. Как нарисовать композицию 🎨АКРИЛ! Мастер-класс в реальном времени

Доступно подписчикам уровня
«Розы»
Подписаться за 1 300₽ в месяц

Смотреть: 1 час 52+ мин
logo Мастер-классы по живописи!

Закат зимой. Как нарисовать композицию 🎨АКРИЛ! Мастер-класс в реальном времени

Доступно подписчикам уровня
«Пионы»
Подписаться за 500₽ в месяц

Показать еще

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048