Какие секреты хранит саккарский Серапеум
![](/images/projects/824/824/cm/3n/4j//34715j6e5f.jpg)
Серапеум поражает не только весом и размером каменных «коробок», каждая из которых в высоту почти 3 метра с учетом крышки...
Тайна захоронения в храме Надписей
![](/images/projects/824/824/on/p5/kg//346ha147a2.jpg)
Коридор вёл вниз, почти к самому основанию храма — к древней усыпальнице с саркофагом.
Следы потерянной истории: мальтийский гипогей
![](/images/projects/824/824/9l/2t/lk//346h9h79d8.jpg)
Древний архитектурный памятник расположен вблизи города Паола и представляет собой комплекс трехуровневых пещерных сооружений...
Кориканча: золотой храм нового бога
Храм Кориканча (в переводе с языка кечуа «Золотой храм»), расположенный в центре современного города Куско, является одним из ярчайших свидетельств повторного использования людьми более древних построек под свои нужды. Официальная дата постройки базальтового храма неизвестна. Однако считается, что сооружение было выстроено в честь инкского бога солнца Инти (о чём свидетельствует предыдущее название храма — Интиканча или храм Солнца), и являлось одной из важнейших ритуальных построек империи Инков. Будучи, буквально, набитым доверху драгоценными металлами, храм Кориканча был разграблен после вторжения в столицу империи конкистадоров.
![](/project/824/post/11725/image/18874/imagesprojects824824iif40k346h9dg376.webp?1647199009339)
В 1650 году после сильного землетрясения, дополнительно повредившего инкскую святыню, над храмом Кориканча был построен католический собор Санто-Доминго, указывающий в том числе на победу миссионеров над невежественными верованиями аборигенов Перу.
![](/project/824/post/11725/image/18875/imagesprojects8248243civ6l346h9dic2g.webp?1647199028855)
Сохранившаяся высококачественная базальтовая конструкция в основании храма указывает на то, что изначально храм представлял собой, так называемую, божественную постройку, относимую индейцами к делу рук бога солнца Инти, а позже используемую ими в качестве храма для поклонения. Собственно, ничего не изменилось и столетия спустя, когда нетривиальную для испанцев постройку решено было использовать точно таким же образом, водрузив над ней храм новой европейской веры. А главенство над неизвестными конкистадорам технологиями строительства, что были использованы при создании базальтового храма, привносило новоявленным хозяевам долины Куско дополнительную веру в свои силы. Это поддерживало и без того воинственные настроения испанской короны в отношении диковинных племён далёких берегов Южной Америки.
![](/project/824/post/11725/image/18876/imagesprojects82482477779q346h9e18hf.webp?1647199051590)
При этом даже невооружённым взглядом можно заметить разницу в технологиях как испанских при возведении Санто-Доминго, так и инкских, которые разительно отличаются от базальтовой кладки. Что указывает на более примитивный уровень строительного мастерства индейцев по сравнению с теми, кому изначально принадлежала Кориканча. Впрочем, подобное встречается в регионе Куско, буквально, на каждом шагу. И если внимательный исследователь будет осматривать индейские руины, то велик шанс наткнуться на более ранний архитектурный слой представителей совсем иной культуры, которых индейцы считали богами, и на руинах которой они строили свои храмы и поселения.
![](/project/824/post/11725/image/18877/imagesprojects824824302ddg346h9e454f.webp?1647199074052)
Вход в Кориканчу открыт для туристов. И несмотря на проведенные реставрационные работы, можно увидеть немало интересных следов, оставленных на базальтовых стенах золотого храма.
![](/project/824/post/11725/image/18878/imagesprojects8248245n83a8346h9e5782.webp?1647199082921)
Пример Кориканчи заставляет задуматься о бесконечной череде изменений, о неумолимом ходе времени и безжалостной иерархии эпох, когда новые боги сменяют старых, даже если являются лишь фантомами прообразов реальных персонажей. Как знать, быть может, совсем по историческим меркам скоро, над стенами Храма Христа Спасителя, Ватикана или мечети Аль-Харам будет воздвигнут новый храм, восхваляющий силу и величие новых пророков и новых божеств, знаменуя рождение эры новых надежд и противостояний, а заодно забывая о тех далёких временах, когда названные боги сами воздвигали свои постройки, бросающие вызов тысячелетиям. (С. Дешевой)
Автор фото: Павел Кормаков
Тайны плато Наска
Недалеко от побережья Тихого океана раскинули свои засушливые владения плато Наска и чуть менее известное плато Пальпа. Это пустынная территория, являющаяся фактически границей между перуанскими костой и сьеррой. И вряд ли было бы это место таким популярным среди туристов всего мира, даже не смотря на торчащие то тут, то там, а иногда и просто лежащие на поверхности прекрасно сохранившиеся останки представителей различных культур, обитавших здесь столетия назад, если бы над Плато Наска в 1939 году не пролетел американский археолог Пол Косок.
![](/project/824/post/11716/image/18869/imagesprojects824824oja9ur346h9997c8.webp?1647198315002)
Колибри
С тех самых пор, вот уже почти 80 лет никому так и не удалось открытий тайну происхождения тысяч линий и фигур, которыми исполосована поверхность этих мест. Справедливости ради, первым, кто упомянул о здешних линиях, был испанский священник Педро Сьеса де Леон ещё во второй половине XVI столетия. Однако тогда, когда до появления авиации оставалось ещё более трёх сотен лет, он и представить себе не мог весь масштаб узоров и фигур плато Наска.
![](/project/824/post/11716/image/18870/imagesprojects824824v2d431346h99bfih.webp?1647198334324)
Особенность геоглифов этого места в том, что на площади примерно в 500 квадратных километров уместилось порядка 14000 известных на данный момент рисунков, полос, узоров, геометрических фигур. При этом каждый год находят всё новые, уже едва различимые из-за неосторожного вмешательства человека геоглифы. И если о рисунках (их порядка 30) широкой публике известно, то о других геометрических фигурах обычно знают лишь те, кто интересуется древней историей данного региона. А интересоваться есть чем. Некоторые линии достигают 8 и более километров в длину (при ширине до 200 метров), при этом будучи фактически идеально ровными по всей длине. Но и это ещё не всё.
![](/project/824/post/11716/image/18871/imagesprojects824824s4coqc346h99dei5.webp?1647198349915)
Дело в том, что нередко линии проходят по сложному рельефу, то есть, спускаются в овраги и поднимаются на холмы, будто игнорируя естественные препятствия, при этом абсолютно не теряя в точности и симметричности! Невероятным кажется ещё и то, что все рисунки и линии полностью можно увидеть лишь с высоты птичьего полёта, при полном отсутствии на всей территории естественных возвышений, за исключением уже упомянутых холмов, высота которых не позволяет видеть величественную картину под ногами. Зачастую же, как упоминалось выше, многие холмы также «разрисованы»
![](/project/824/post/11716/image/18872/imagesprojects824824xxmjtg346h99f1ff.webp?1647198360667)
Кит
Все линии и рисунки выполнены по одной технологии: с поверхности снималось от 10 до 30 сантиметров песочно-галечного грунта, обнажая более светлый слой. По причине того, что весь этот регион является одним из самых засушливых в мире при практически полном отсутствии осадков, любой оставленный на земле след может сохраняться веками, если не больше.
![](/project/824/post/11716/image/18873/imagesprojects824824idvtmo346h99ha7c.webp?1647198380105)
Однако и здесь кроется ещё одна загадка: при кажущейся простоте нанесения изображений, отсутствуют следы проведения работ; не только разметочных колышков и деревянных свай (небольшое количество которых всё-таки было найдено), которыми по мнению современных историков делали разметку культуры наска и паракас, чьим рукам и приписывается это грандиозное полотно, но и следы самих строителей, которые при колоссальных масштабах работ просто не могли не наследить. Удивительно ещё и то, что современные геодезические методы не способны выдержать погрешность в 0,1 градуса при нанесении прямых линий длинной в несколько километров, к тому же, по сложному рельефу, а древние “художники” этого добиться смогли.
![](/project/824/post/11716/image/18868/imagesprojects824824mmv9a3346h993d82.webp?1647198269327)
Паук
Некоторые люди посвятили изучению линий и рисунков плато Наска всю жизнь. Одним из таких исследователей была немецкий археолог Мария Райхе — именно она, начав изучать насканские фигуры в 1941 году, спустя 6 лет, первой сумела сфотографировать рисунки с воздуха. Но до сих пор, даже после нескольких аэрофотосъёмок, точной карты линий на плато Наска и Пальпа не существует. Как не существует и ответов на вопросы: кто, когда, как, а главное, зачем оставил столько удивительных следов своего пребывания на южном побережье современного Перу. (С. Дешевой)
![](/project/824/post/11716/image/18863/imagesprojects824824y7397g346h98d4h1.webp?1647198188167)
![](/project/824/post/11716/image/18864/imagesprojects824824wh37ws346h98ei9a.webp?1647198199526)
Кондор
![](/project/824/post/11716/image/18865/imagesprojects82482475mtm5346h98i9ab.webp?1647198227790)
![](/project/824/post/11716/image/18866/imagesprojects824824jhgzsb346h98jha7.webp?1647198238962)
“Дерево” и “Руки”
![](/project/824/post/11716/image/18867/imagesprojects824824c77xn8346h991d23.webp?1647198253212)
Обезьяна
Автор фото: Павел Кормаков
Найдено кладбище Длинноголовых
![](/images/projects/571/571/n2/72/9h/374cjjbehd.jpg)
Исследователи обнаружили в труднодоступной пещере огромное кладбище Длинноголовых.
Удивительные археологические артефакты
![](/images/projects/571/571/zv/3m/w8/3740i1g0ig.jpg)
Удивительные археологические артефакты
Найдены древние руины
![](/images/projects/571/571/vc/oc/ta/373ggic26f.jpg)
Изучая карту Google Maps, исследователи обнаружили странное место, которое могло содержать древние постройки. Выехав на место, они действительно обнаружили руины каких-то сооружений. Используя методику 3D-сканирования, исследователи создали трёхмерную модель своей находки.
Что нашли в пустыне?
![](/images/projects/571/571/eu/0v/8k/37231j8a5i.jpg)
Что нашли в пустыне?
Топ-12. Находки археологов. Часть 09
![](/images/projects/571/571/oq/9b/tt/371hc9004b.jpg)
Топ-12. Находки археологов. Часть 09
Топ-12. Открытия археологов. Часть 08
![](/images/projects/571/571/l9/06/sh/370b04gcb8.jpg)
Топ-12. Открытия археологов. Часть 08
Топ-12. Артефакты археологов. Часть 07
![](/images/projects/571/571/rd/np/ok/370b01afh6.jpg)
Топ-12. Артефакты археологов. Часть 07
Топ-12. Загадки археологов. Часть 06
![](/images/projects/571/571/4f/4t/2d/370aji6j42.jpg)
Топ-12. Загадки археологов. Часть 06
Топ-12. Находки археологов. Часть 05
![](/images/projects/571/571/sg/8l/i4/370ajd747d.jpg)
Топ-12. Находки археологов. Часть 05
Топ-12. Открытия археологов. Часть 04
![](/images/projects/571/571/vm/7m/2i/370aj984c2.jpg)
Топ-12. Открытия археологов. Часть 04
Топ-12. Артефакты археологов. Часть 03
![](/images/projects/571/571/jc/uu/4h/370ad8iadc.jpg)
Топ-12. Артефакты археологов. Часть 03
Топ-12. Достижения археологов. Часть 02
![](/images/projects/571/571/ye/sy/n2/3706fcf0g0.jpg)
Топ-12. Достижения археологов. Часть 02
Топ-12. Загадки археологов. Часть 01
![](/images/projects/571/571/ty/t9/t4/3701ac5fa3.jpg)
Топ-12. Загадки археологов. Часть 01
Неизвестная история с Николаем Субботиным
![](/images/projects/571/571/gc/d6/rj/36j7da1f53.jpg)
Весной 2018 года мне предложили стать четвёртым ведущим на Рен-ТВ, дополнив Игоря Прокопенко, Анну Чапман и Олега Шишкина. Был придуман новый экшн-сериал, который должен был идти в эфире под названием "Неизвестная история с Николаем Субботиным".
Древние мегалиты Новой Зеландии
![](/images/projects/571/571/a6/f4/ss/36j4d1d8e0.jpg)
Подробный обзор древних мегалитических объектов неизвестных цивилизаций на территории Новой Зеландии.