Ночная Прага

В этих уроках вы узнаете, как писать обобщенно, правильно раскладывать тона по плоскостям, использовать обычный картон вместо холста.
Историю Иова знаете, который на картине изображён? Библейский сюжет.
Это поучительная история про то, как Бог и Сатана заключили пари. Просто так, без всякого смысла. Жил в стране Уц праведный муж по имени Иов, у него было десять детей, жена, три сына и семь дочерей, много животных в стадах, и все дела его процветали. Дети все были умными, красивыми и удачливыми, и они часто собирались вместе семейным кругом и пировали.
«Слава Богу за всё», — говорил Иов, и приносил ягнёнка на алтарь всесожжения. Т.е. приносил жертву Богу за всё, что все дела идут хорошо.
Сатана беседовал с Богом (а это был падший ангел, в прошлом — любимый ученик Господа, так сказать), — и указал на Иова. «Вот, смотри, он благодарит тебя за всё, но у него всё хорошо. А благодарил бы он тебя, если бы у него не было ничего?».
Бог подумал и согласился, мол, давай посмотрим.
Сюжет поучителен тем, что люди не ведают причины своих несчастий и скорбей, нам не дано их знать.
Книгу Иова читают в церквях православных каждую Страстную неделю, накануне Пасхи, т. е. праздника светлого Христова Воскресения. Она собственно про воскресение человека после тяжелейших испытаний.
Дальше у Иова было так. Сначала разрушили его дом. Потом пал весь его скот — быки, верблюды, овцы — считай, он разорился. Иов продолжал говорить «Слава Богу за всё».
Тогда умерли все 10 его детей. Иов и тогда славил Бога.
Тогда Сатана поразил его проказой. Есть очень много картин на сюжет «Иов на гноище», т. е. из самого богатого гражданина города он стал реально нищим и самым больным, ибо от прокажённого все отворачивались.
1825 Гравюра с медного листа (резцовая гравюра на меди).
Лист из альбома «История старого и нового завета» — «HISTOIRE du VIEUX et du NOUVEAU TESTAMENT» 1825 год.
автор Maitre de Sacy — Sieur de ROYAUMONT.
размер листа примерно 16.5-18.5 см., размер оттиска примерно 14.5-10.5 см.
Бумага Верже.Обратная сторона текст.
Но самый популярный сюжетный поворот этой книги связан с друзьями Иова и с его женой.
На средневековой картинке выше как раз друзья. Известны их имена, они пришли Иову сказать, мол, подумай, не виноват ли ты сам в чём-то, за что Бог тебя наказывает.
Мол, не может быть так, что такие несчастья сыплются на человека просто так.
В наше время текст друзей озвучивают комментаторы в Интернете, библейское «сама виновата» живёт и процветает.
Илья Репин писал, на эту тему дипломную работу- его картина называется Иов и его друзья, вот она:
Илья Ефимович Репин Иов и его друзья
Дата создания: 1869
Техника: Масло
Материал: Холст
Размер: 133×199
В Библии: Иов. 2:11–13
Оригинал: Государственный Русский музей Санкт-Петербург
Жена на полотне тоже имеется) Кстати, она автор оригинальной идеи «автор, убей себя об стену», т. е. предложения покончить жизнь самоубийством по причине очевидной бессмысленности и вреда окружающим от такого существования.
Жена советовала так: хватит говорить «Слава Богу за всё», похули уже Бога, прокляни и пусть он убьёт тебя на месте за это, чем так мучиться. Это к идее библейской, что жена мужу ещё те советы может подавать)
Ну, финал истории таков. Иов отчаялся. И воззвал к Богу — прям так и сказал: Боже, ты есть или нет на этом свете? И Бог явился ему в виде облака (на картине Репина тоже есть) и говорил с ним, как с равным (то есть с ангелом и прочими). Шутил, кстати, разговор этот в книге Иова тоже записан. Иов успокоился, и пришёл к выводу, раз Бог есть, значит, Слава Богу за всё.
Сатана проиграл пари, и Бог воздал Иову за его духовную стойкость.
Воздаяние Иова мы и видим на полотне Лоран де ля Ира (де ла Гира, де ла Хайра, смотря как переводить с французского).
Во-первых, каждому жителю города Бог велел принести Иову по золотому кольцу и по кесите серебра (считается, что это — пластинка серебра с нарисованной на ней овцой. Но вполне могло быть, что это слиток серебра весом с овцу, т. е. около 70 кг. Так, в Древней Греции тяжёлый серебряный талант весил 67,2 кг.
Кстати, «не зарывать талант в землю», т. е. не держать деньги вне оборота, предписывает другая известная библейская история, с нетривиальным выводом Ибо каждому имеющему дано будет, и будет у него изобилие, а у неимущего будет взято и то, что он имеет (Мф 25:14–30).
В более позднее время Аттический талант веса составлял около 25,8 килограмма. Аттический талант серебра равнялся стоимости девяти человеко-лет квалифицированной работы, согласно известным ставкам заработной платы в 377 году до н. э. Девять годовых зарплат, в пересчёте на трудовые доходы).
Именно принесение крупного денежного эквивалента кеситы (таланта?) на развалинах дома Иова и происходит на картине де ля Ира.
Воздаяние Иова, картина авторства Лорана де ля Ира, 1648 года
Хранится в музее в США
https://chrysler.emuseum.com/objects/27314
Job Restored To Prosperity
Artist Laurant de La Hyre (French, 1606-1656)
Culture French
Date 1648
Medium Oil on canvas
Dimensions Overall: 51 ¾ x 39 ¾ in. (131.4×101 cm)
Overall, Frame: 58 ½ x 46 ½ in. (148.6×118.1 cm)
Inscribed Signed and dated lower left: «L. De La Hire, in. & F.1648».
Credit Line Gift of Walter P. Chrysler, Jr.
Object number71.512
Not on view
Иов изображён в римской тоге, ибо классицизм и барокко 1648 год создания картины.
Иову вернули здоровье, дом, стад он получил вдвое больше тех, что были по количеству.
Детей вернули те же 10 (ну логично, души ждали и вот воплотились), семь сыновей и три дочери. И в историю древнего мира Иов вошёл тем, что первым разделил наследство поровну между сыновьями и дочерьми, раньше женщины не получали ничего, Иов из земли Уц создал прецедент.
«Тогда пришли к нему все братья его и все сестры его и все прежние знакомые его, и ели с ним хлеб в доме его, и тужили с ним, и утешали его за все зло, которое Господь навел на него, и дали ему каждый по кесите и по золотому кольцу (Иов 42, 11).
И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние: у него было четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов и тысяча ослиц. И было у него семь сыновей и три дочери. И нарек он имя первой Емима, имя второй — Кассия, а имя третьей — Керенгаппух. И не было на всей земле таких прекрасных женщин, как дочери Иова, и дал им отец их наследство между братьями их (Иов 42, 12–15).
После того Иов жил сто сорок лет, и видел сыновей своих и сыновей сыновних до четвертого рода; и умер Иов в старости, насыщенный днями».
Это если словами первоисточника финал излагать ❤️
Ну, а за сто кесит можно было купить усадьбу (Иов под Шхемом как раз за такую сумму купил землю, где легко помещались все его тысячные стада. Семь тыщ овечек, три тысячи верблюдов, потысячи волов и ослиц, знаете ли, надо где-то пасти). Так что не копейку-денежку воздали Иову все ближние его, а собрали по родне-знакомым вполне приличную страховую выплату. Родоплеменной строй, он такой.
Кес’ита (Рим.42:11) — денежная единица, род монеты (плитка серебра с изображением овцы). The kesitah is an ancient Biblical form of monetary measurement that the value or weight of is no longer known.The word appears in Genesis 33:19 and Joshua 24:32 where Jacob paid 100 kesitahs for land near Shechem. After God restored his fortunes, Job received a kesitah from each of his relatives and acquaintances. (Job 42:11).
А в вашей жизни был опыт не-трудовых доходов как «воздаяния за горе и скорби прошлых лет»?
Впервые опубликовано в сообществе «Работа психолога» в Живом Журнале, где я владелец сообщества rabota-psy.livejournal.com/2156498.html
Почти четырехсотлетней, 374 года прошло. Наконец я подошла к тому, к чему подводят мои предыдущие статьи. Хотя можно было и без них сразу сказать по сути вопроса.
Люди смотрят на идеальное тело шедевра классической живописи и как правило многие замечают, что в картине что-то чему-то не соответствует. Чаще всего говорят, что какое-то не то лицо. Приставим к идеальной фигуре другое лицо, например, самой красивой женщины в мире, Джины Лоллобриджиды. Но даже если вставить в зеркало Фотошопом вместо того, что есть, лицо Лоллобриджиды, то опять будет не то. Дело не в том, что тело Венеры с лицом Святой Девы ощущается как полный оксюморон, на что я и обращала внимание в предыдущей статье. Хотя и в этом тоже.
Я давно еще подумала в связи с этой картиной, ну конечно, законы Френеля ведь еще не открыты, так что в зеркале можно было отразить не то, что есть, а то, что хочется. Однако потом нашла, что в Голландии Снеллиус уже сформулировал законы отражения в 1621 году. И король, и Веласкес разносторонне образованы, вполне возможно, что они были в курсе этого открытия. Да что там голландец, еще Клавдий Птолемей из Александрии занимался этой темой во втором веке. Но до Френеля ученые по оптике в основном были заняты углами преломления, а не отражения, хотя углы отражения может быть для них просто лежали на поверхности без всяких косинусов, угол падения равен углу отражения, лежат оба в одной плоскости. Чудесный закон, очень легкий. Но применить его не так уж легко в воображаемом объеме. Тем более, что траектория взгляда к правой стороне рамы зеркала сливается с центральной линией, но это я уже забегаю вперед.
Сначала я напомню, что взгляд художника во время работы неизбежно идет по центру, так что можно прикинуть его проекцию из центральной точки нижнего края подрамника.
Почему. Потому что во время работы взгляд рассредоточен, расфокусирован, но направление по центру есть. Один из первых учителей моих Илья Аронович Фирер наставлял: смотри расслабленными глазами, чтобы держать в голове всю картину в целом боковым зрением. И он прав, как только взгляд фокусируется, кончается живопись, начинается раскраска. Это не касается отделки деталей, это просто неизбежный прием особенно в этюдном и в импрессионистическом стиле, а также помогает чувствовать композицию. Я даже могу сказать, что классический рисунок получится лучше, если не фокусировать взгляд, но это уже к делу не относится. Но для нехудожников надо заметить, что все это справедливо только для тех, кто пишет с натуры. Веласкес даже не делал контурных набросков, он писал объем сразу кистью и цветом.
Если в картине находится зеркало, к любой точке зеркала можно провести проекцию взгляда из нижнего центра. Это основной постулат моего доказательства и главное, что есть результат. Только надо соблюсти условие отражения, нужен перпендикуляр к этой точке, в одной плоскости с падающим взглядом и отраженным. И тогда мы увидим точку, которая должна отражаться в зеркале. Хотя, конечно, луч в глаз идет обратным путем.
Посмотрим, что отражается в зеркале по моему методу исходящего луча зрения из нижнего центра. Что отражено там на самом деле по законам природы. То есть взгляд, конечно, висит в воздухе по центру, но мы можем воспользоваться проекцией этого взгляда. К точке падения взгляда, то есть к точке, которая нас интересует в зеркале, надо провести перпендикуляр. Придется воспользоваться диметрической проекцией, она ближе к направлению линии рамы. Можно еще взять изометрическую или аксонометрическую проекцию:
Вспомогательные линии я провожу голубым. Это вертикальная линия центра (провожу в Пейнт по сеточке, точно) и подчеркивающая линия вдоль рамы зеркала, чтобы вдоль нее точнее шла грань куба.
Далее по грани куба чертим линию голубым перпендикуляра и параллельный этой линии перпендикуляр, исходящий из шеи отражения, проводим к этому перпендикуляру в точке шеи близко к линии рамы луч зрения и отражаем этот луч под тем же углом. Луч зрения я провожу желтым.
Мы видим, что вместо шеи отражается точка на бедре. Проводя аналогичный луч от правого края рамы, (луч зрения сливается с центральной линией), получим вторую точку. Получилось, что в зеркале отражается не лицо, а часть тела от предплечья до бедра.
Тогда в какое место картины нужно поставить зеркало, чтобы там отразилось лицо и его увидел бы смотрящий на картину? Это у меня получилось методом многих проб и ошибок, то есть методом тыка, но получилось. Передвигаю в Фотошопе:
Конечно, надо доказать, что это так. Но проверить мы можем только точку на щеке или скуле. Да, наконец получилось, точка на щеке соответствует отражению щеки в зеркале.
Примерно в этом месте должно располагаться зеркало, чтобы отражение соответствовало законам физики и ощущалось бы как естественное. Найденное местоположение как раз то, где будет отражаться лицо, видимое художником, и, соответственно, зрителем картины.
Инквизиция, как любая цензура, давала возможность иносказания, эзопова языка, что почти никогда не портит, а только добавляет специй в произведение, будь то средневековый сатирический трактат или нелегальная литература советской эпохи.
А мы как себе представляли? Художник написал для себя картину и только он ее смотрел, скрывая где-то от всех? Такое невозможно во дворце, это же общежитие. Только король мог своей властью санкционировать мероприятие этого изображения и только король мог создать условия ограничения доступа волевым путем. И по всем этим соображениям я предполагаю или заказ короля, или совместная короля с художником идея создания картины. Если можно геометрически определить, что на самом деле было отражено в зеркале, возникает вопрос, зачем художник так сделал. Объяснение напрашивается самое простое, он создал страницу «журнала для мужчин» для короля. У меня даже немного сомнение, сам ли он писал лицо в зеркале или оно записано после смерти художника. Было ли записано то, что отражалось, это лишь рентген проверить может. Но рентген не увидит, если настоящее содержимое зеркала было смыто в течение нескольких ближайших лет, и тогда еще записано. Филипп 4 пережил Веласкеса на 5 лет, он мог приказать запись зеркала, если художник этого не сделал. Король и сам немного рисовал, так что размытость и некоторую неумелость лица в зеркале можно и отнести и на живописный опыт короля.
А повторить, даже после того, как мы открыли тайну зеркала, совсем не лишнее, что художник Веласкес — художник истины.