Энциклопедия Древнего города…

В "Псковской энциклопедии" ты узнаешь о городе Пскове всё..., не выходя из дома.
В "Псковской энциклопедии" ты узнаешь о городе Пскове всё..., не выходя из дома.
Перед вами размышление о роли фотографии как искусства, исследующего не только внешний мир, но и внутреннюю реальность самого фотографа. Автор делится личным опытом, начиная с раннего увлечения фотографией, и подчеркивает, как этот интерес стал средством самовыражения и самопознания. Работа обращается к концепту «перевода» реальности в эмоциональные образы, а также обсуждает связь между зрением и знанием в контексте искусства. Текст освещает важность выборов, которые фотограф делает, фиксируя мимолетные моменты, и раскрывает, как каждый снимок является не просто документом, а выражением уникальной интерпретации действительности. Через призму возможных миров автор показывает, как каждый кадр может быть многозначным и воспринимается по-разному в зависимости от контекста и восприятия.
Эссе начинается с личной истории автора, который впервые увлекся фотографией в детстве, а затем осознает значение этого увлечения в своей жизни. Автор погружается в спонтанные воспоминания, связанные с фотографиями, исследуя, как любительское увлечение стало формой ведения визуального дневника.
Далее рассматриваются концепции восприятия и передачи эмоций через фотографию, подчеркивая, что взгляд фотографа создает уникальный контекст для изображаемых объектов. Автор проводит параллели с живописью, рассматривая, как различные художественные техники влияют на восприятие и интерпретацию.
Эссе также затрагивает влияние культурного контекста на понимание искусства, подчеркивая, что зрение предшествует знаниям и формирует наше восприятие мира. Автор указывает, что каждая фотография фиксирует определенный момент, обрамляя его в уникальную визуальную историю, которая может быть понята по-разному в зависимости от личного опыта зрителя.
В заключение, эссе утверждает, что фотография является не только документом реальности, но и мощным средством самовыражения, способным передать эмоциональные и смысловые глубины, создавая диалог между фотографом и зрителем.
Знойное Оренбургское лето 1961 года. На фотографии я, Шурка Андреев (слева) и брат мой, Калька Андреев, он моложе меня на год. Да, мы с братом сегодня счастливы. Мы увидели дядю Васю в элегантном военном мундире. Момент впечатался в памяти на всю жизнь. Он стал поворотным в моём мироощущении. Да, сегодня мне уже 73 года, но в душе то по прежнему остаюсь тем же зачарованным мальчиком. «С возрастом все чаще вспоминается детство и не потому, что оно светлее. Просто впереди была целая жизнь». Валентина Захарова
Увлечение фотографией началось с приезда дяди Васи на побывку из рядов Советской Армии летом 1961 года. Он привёз с собой фотоаппарат и фотографировал всех на лево и на право. Именно в этот момент был зачарован чудом в его руках. В те далёкие времена мало, кто из односельчан даже помышлял о подобном занятии. Все жили бедно, живых денег колхозники не видели. Да и не до развлечений было тогда. Однако я уже был не единожды знаком с процессом фотографирования. Но здесь был не только пример но и подробный рассказ о процессе работы над фотографическим процессом. Попросил маму купить мне такой же фотоаппарат. Ответ мамы на мою просьбу стал уроком на всю жизнь: «Вот заработай деньги и покупай на них что хочешь, только не забывай маме иногда помогать…» После этого разговора, я никогда не просил у неё денег.
Этим же летом на уборке колхозного сена и на окучивания картофеля на колхозных полях заработал вожделенные деньги и купил самый дешевый плёночный фотоаппарат «Смена». Этот фотоаппарат до сих пор хранится у меня, как память о детском увлечении. Это было только начало долгого пути к своей цели. Все заработанные деньги шли только на развитие увлечения. Мы жили в глухой деревне, где был только продуктовый магазин. За промышленными товарами все ездили в районный центр, за 20 км. от нас. Да и в райцентре часто отсутствовали принадлежности для фотодела.
В те далёкие времена фотоиндустрии, как таковой не было. Все процессы делались в ручную в том числе: проявка отснятой фотопленки и фотографий, закрепление изображения и много ещё чего. Для работы с фотографией требовалась целая домашняя лаборатория и набор всяких химикатов. Увлечение было не только дорогое, но и очень хлопотное. Мне удалось преодолеть все трудности в течении двух лет упорного труда. Сегодня даже удивляюсь своей настойчивости настойчивости. У меня появился фотобачок для проявки и закрепления плёнки, набор фотохимикатов и фотобумаги, фотоувеличитель и много других приспособлений. Самое главное — научился процессу фотографирования.
Современный фотолюбитель хмыкнет: «Подумаешь, невидаль какая…?» Да фотолюбителей стало очень много. Но 95 процентов из них умеют только нажимать кнопку диафрагмы. Практически всё делается автоматически. Фототворчество стало совсем дефицитным явлением. Кругом наблюдаю погоню за сиюминутной модой дебилов от искусства. А может быть я безнадёжно устарел? Зачем взрослому человеку творческое увлечение? Возможно это творческое увлечение есть способ заполнить душевную пустоту…
Мобилография — разновидность фотографического искусства, при котором в качестве инструмента используются электронные приборы со встроенной цифровой фотокамерой, первоначально не предназначенные для профессиональной фотосъёмки, такие как мобильные телефоны, карманные персональные компьютеры, компасы, бинокли, зажигалки и тому подобное.Понятие «мобилографии» было введено российским художником Дмитрием Резваном, в 2004 году основавшим Всемирное общество мобилографов, поставившее перед собой задачу популяризации мобилографии в мире.
Главный критерий оценки в мобилографии — эмоциональность изображения. При этом неважны критерии качества и разрешения снимка. Жизнь взрослого человека порой оказывается нагруженной рутиной, обязательствами и постоянными заботами. Я это почувствовал на собственном опыте, когда, работая в Псковской областной администрации, вдруг осознал, что потерял своё творчество. Годы прошли, а вместе с ними ушла радость самовыражения. Но именно в этот момент я открыл для себя мобилографию — мир фотографии на смартфон, который помог мне вернуть утраченное.
Перемены начались, когда я стал осмыслять свою карьеру. Работа в администрации стала изнурительной, и мне захотелось попробовать себя в чем-то новом. Я начал исследовать возможности онлайн-обучения и наткнулся на курс по мобилографии. Мне стало интересно: действительно ли возможно сделать великолепные снимки с помощью простого смартфона? Я долго сомневался, ведь в моем восприятии профессиональная фотография и простое мобильное фото были двух разных миров. Но все же я решил рискнуть.
Вооружившись инструкциями и советами, я открыл для себя волшебство фотографии. Мой старый смартфон оказался более способным, чем я думал, и это стало для меня откровением. Я вновь почувствовал волнение и азарт исследования. Я начал выходить из дома, прогуливаться по городу, открывая для себя его уединенные уголки и детали, которые раньше не замечал.
Оживленный дух творчества напомнил мне о детских ощущениях. Теперь я часто гулял и искал интересные места для съемок: старые здания, проезжающие мимо машины, необычные детали природы. С каждой такой вылазкой внутри меня заполнялась пустота, которая, как оказалось, годами накапливалась под грузом повседневных забот. Я вновь начал ценить момент и то, что меня окружает, замечая красоту в простых вещах.
Мобилография стала для меня настоящим открытием. Она не только наполнила мою жизнь новыми красками, но и научила меня замедляться. Благодаря съемке я научился ценить каждую мелочь, находиться «здесь и сейчас», а не размышлять о прошлом или волноваться о будущем. Фотография позволила мне пересмотреть знакомые места, которые я любил, но не замечал. Даже квартира стала выглядеть иначе — я увидел её в новом свете.
Я уверен, что каждому человеку нужно творчество в жизни. Оно помогает отдохнуть от рутины, найти новые впечатления и заполнить каждый день интересом и смыслом. Моя жизнь после знакомства с мобилографией кардинально изменилась: это стало не просто хобби, а важнейшей частью моего существования, которая вдохновляет меня каждый день. Я научился не только делать красивые снимки, но и раскрыл в себе творческий потенциал.
Теперь, когда я смотрю на мир через объектив камеры, то вижу его такой, каким он есть — привлекательным и уникальным. Я люблю открывать новые ракурсы и создавать композиции, играя с цветами и светом. И каждая прогулка становится для меня не только возможностью сделать снимок, но и шансом насладиться жизнью в её полном объёме. Мобилография напомнила мне, что творчество — это не просто хобби, а способ жить полноценной и осознанной жизнью.
Фотоувеличитель в виде чемоданчика хранится как реликвия
Проекционный аппарат, предназначенный для оптической фотопечати. Устройство создаёт действительное изображение негатива на фотобумаге или позитивной листовой фотоплёнке при помощи искусственного источника света. Спроецированное изображение чаще всего увеличено по сравнению с оригиналом, но может быть и уменьшенным, или совпадать с ним по размерам. Фотоувеличители могут иметь горизонтальную или вертикальную конструкцию, но наибольшее распространение получили аппараты с вертикальным расположением оптической оси. При этом достигается наибольшая компактность и удобство использования.
ФЭД-2 — советский малоформатный дальномерный фотоаппарат, выпускавшийся с 1955 по 1970 год тоже хранится как память о былых временах
Первая самостоятельная разработка Харьковского производственного машиностроительного объединения «ФЭД». Главным отличием модели «ФЭД-2» от своего предшественника «ФЭД» стало совмещение видоискателя и дальномера, получивших общий окуляр, позволивший проводить фокусировку и кадрирование одновременно. Кроме того, до 67 мм возросла номинальная база дальномера, а задняя стенка алюминиевого литого корпуса стала съёмной, значительно облегчив зарядку.
Смена-2 Советский фотоаппарат. Хранится в личном архиве.
Советский малоформатный шкальный фотоаппарат. Модификация первой послевоенной «Смены». Основное отличие — наличие автоспуска и синхроконтакта. Производился с 1955 по 1962 год ГОМЗ и с 1958 год по 1961 год Минским заводом ММЗ.
Сначала я просто складывал проявленные пленки в ящик, наслаждаясь самим процессом фотографирования. Детских фотографий сохранилось очень мало. Учиться фотоделу было не у кого в селе. Народ жил в те времена очень бедно, да и времени на посторонние дела не было. Учился на своих же ошибках, методом тыка. Возможно именно благодаря скудным и ограниченным ресурсам, научился наблюдать и анализировать деревенскую жизнь. Перед уходом в Советскую армию в 1972 году, уже стал понимать и воспринимать картину мира. К этому времени уже стал признанным односельчанами фотографом.
Фотографировал всё подряд: одинокую берёзу у дорого на против нашего дома, одноклассников, бабушек и дедушку, наш дом. Все фотографии до армейского периода остались у Вали, сестры моей в Оренбурге. А вот негативы того периода не сохранились. Это был период обучения процессу фотографирования. Осваивал фотоискусство методом тыка. Учебников у меня не было, не было также доступа к современным фотоальбомам. Два года службы в армии, был перерыв в практике фотодела. И только с 1972 года началась активная фаза увлечения фотоделом. Я был любителем и даже не помышлял о возможном заработке на этом деле. Хотя…, практика была бы полезна…
Со временем в моем сознании начали формироваться образы будущих сюжетов. Будучи студентом, я заметил, что часто ищу новые ракурсы для своих фотосюжетов, внимательно вглядываясь в окружающий мир. Именно в студенческие годы фотография стала осознанным видом деятельности для меня. Хотя попыток сделать фотографию своим ремеслом никогда не было. Именно в это время приобрёл, престижную в то время, модель фотоаппарата ФЭД-2. Судя по старым фотографиям, я квалифицированно уже владел фотоискусством. Это было временем творческого всплеска.
В марте 2010 года наконец приступил к разбору фотопленок, снятых с 1972 года. И тут я открыл для себя свою же жизнь. Было ощущение, что попал в утерянный мир своей жизни. В открывшемся мире едва узнал и себя, и людей, с которыми пересекался на жизненном пути. Даже земляки и родные люди показались чужими и не знакомыми людьми. Понадобился целый год, чтобы освоить утерянный мир. С нова стал слышать голоса из прошлого, ощущать терпкий запах сирени, услышал шелест степной ковыли, ощутил воздух детства. Прежний мир снова ожил, этот мир теперь со мной.
До сегодняшнего дня погружаюсь в мимолетные события своего прошлого. Ностальгии нет, но есть подпитка той энергией, которая витала в воздухе и в нашем роду через голоса, запахи, ощущения — все то, что, казалось, ускользнуло со временем. Да, мне по жизни не хватало этой энергии. Долго имел ощущение, что потерял свои родовые корни.
ппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппп
Обдумывая силу своего детского увлечения, я осознал, что многие годы занимался «светозаписью» своей жизни, ведя фото-дневник, даже не осознавая этого. Сегодня я стремлюсь заново увидеть свою реальность. Меня мучит вопрос: кто я на самом деле? Является ли моё увлечение творчеством? Что для меня значит фотография сейчас? Я хочу не только увидеть, но и почувствовать свою реальность, совершая внутреннее путешествие.
Фотография предоставляет уникальную возможность воспринимать мир через призму моего авторского взгляда. Важно понять, как «перевести» реальность в эмоциональное и поэтическое пространство, определяя тем самым творческий подход фотографа. Подобно стихам, в которых каждое слово открывает новые значения, фотографии могут варьироваться от простого документирования до глубокого эмоционального высказывания.
Сравнение фотографии с различными формами текстов — от деловой документации до художественной прозы — показывает, что искусство передачи эмоций имеет множество уровней понимания. Как сказал Борис Пастернак, «сады, пруды, ограды» становятся носителями «человеческих страстей». Эта идея «перевода» объектов в эмоциональную плоскость лежит в основе работы фотографа, который, как и живописец, сталкивается с необходимостью наделить статические объекты глубоким содержанием.
Сложность «перевода» в фотографии заключается в высокой точности, с которой камера фиксирует мир, что может затруднять выявление эмоционального посыла. Однако, как показали работы мастеров, таких как Анри Картье-Брессон, важно не только само событие, но и точка зрения, с которой оно представлено. В этом аспекте фотограф становится интерпретатором реальности, передающим свои чувства и переживания через запечатленные моменты.
Возвращаясь к традициям изобразительного искусства, мы замечаем, что как живописцы, так и фотографы опираются на основные художественные элементы: линии, фактуры, цвета. Линия, как символ внутреннего движения, помогает выразить эмоциональные аспекты изображения. Например, динамичные линии природы — деревья, ветви — становятся носителями энергии, которая передается зрителю через визуальные образы.
Фотографы, такие как Алексей Андреев и Михаил Фриман, демонстрируют, как внутренние силы, заключенные в линиях и формах, создают напряжение и вызывают чувства у зрителя. Их работы служат полем для исследования, в котором композицией, геометрией кадра и взаимодействием различных элементов рождаются новые значимые образы.
Таким образом, фотография выступает не только как средство документирования, но и как выразительное искусство, способное передавать глубокие истины. Каждое изображение становится диалогом между фотографом и миром, где каждый штрих, цвет и форма, наряду с выбранной композицией, создают целую историю, полную чувств и переживаний. В этом мире реальность обретает поэтичность, становясь способом взаимопонимания с тем, кто оказывается перед объективом.
Важно отметить, что зрение первично по отношению к речи. Оно формирует наше восприятие мира. Существует тонкая грань между тем, что мы наблюдаем, и тем, что знаем. Например, каждый вечер мы видим, как Солнце заходит за горизонт, и понимаем, что это результат вращения Земли. Однако наблюдение остается отдельным опытом, который не всегда совпадает с нашим пониманием.
Отношение между зрением и знанием меняется в зависимости от культурных и исторических контекстов. В Средние века образ огня имел полностью иное значение, чем сегодня, отражая тогдашние представления о мире.
Когда человек влюблён, его восприятие любимого человека насыщается моментами, недоступными языковым описаниям. Это первоначальное восприятие превосходит механическое реагирование на стимулы: мы видим не просто объекты, но взаимодействия между ними и нами. Каждое восприятие — это выбор, что именно мы хотим увидеть, и это отражается в нашем понимании.
При осознании своей видимости мы начинаем воспринимать взаимосвязь: если я вижу холм, значит, и я становлюсь видимым для того, кто находится на нём. Эта взаимная видимость имеет большую глубину, чем просто диалог. Мы стремимся искренне понять, как другие видят мир, однако каждое изображение является результатом уникального восприятия автора.
Каждое изображение — это зафиксированное видение. Оно изолирует момент из бесконечного потока времени и пространства, переводя его в универсальную для зрителя форму. Это видение формирует восприятие каждого, так как то, как мы воспринимаем изображения, зависит от нашего собственного опыта.
С развитием искусства стало очевидно, что изображения фиксируют моменты прошлого и отражают точки зрения художника на реальность. Это осознание стало важным с начала эпохи Возрождения, когда искусство начало восприниматься как свидетельство переживаний и восприятия человека. Искусство стало средством, с помощью которого определенные группы обосновывали свои привилегии, что искажает наше понимание истории.
Летний дождь. Мужчина прячется под навесом, его галстук перекинут через плечо после пробежки под сиднейским ливнем. Секрет этого снимка в чувствительности Парка к свету это даёт глазу отдохнуть, глядя на сверкающие дождевые капли в центре кадра.
Заброшенное сельское кладбище. Здесь уже давно нет свежих захоронений. Правнучка внимательно вглядывается в надгробную фотографию про деда. Она родилась и живёт в г. Оренбурге. Это кладбище и могила пра деда для неё открытие. О чём она думает в этот миг? Может она думает о быстротечности времени…
Размышление о бренности бытия. Здесь похоронены все предки по линии отца. Меня ведь ждёт тот же путь в вечность… Это было в 2008 году. Он уйдёт к праотцам в ноябре 2013 года. А жизнь продолжается…
Таким образом, способность видеть и осмысливать произведения искусства становится актуальной проблемой политической и социальной идентичности. Без понимания своего места в истории человек становится менее свободным в своих выборах. Искусство в современном обществе уже не просто защита уникальности, а создание новых возможностей для взаимодействия с культурным наследием, чтобы каждый мог найти свой голос в традициях.
В заключение, фотография как жанр изобразительного искусства сталкивается с задачей «перевода» фактической реальности в насыщенные эмоциональные образы. Этот процесс, схожий с живописью, помогает фотографам выражать свои чувства и восприятия. Объекты фотографии и живописи становятся носителями смыслов, подверженных изменениям в зависимости от контекста.
Эксперименты с освещением и окружением показывают, что одна и та же модель может открываться по-разному в зависимости от восприятия фотографа и условий съемки. Фотографы создают «возможные миры», где их интерпретация объектов становится реальностью.
Таким образом, смысл зафиксированного фотографического кадра не статичен; он возникает из игры автора с окружающим миром. Каждое изображение требует не только мастерства, но и умения выразить момент, скрытый в мире. Фотография, будучи искусством, обладающим глубиной и многообразием интерпретаций, предоставляет уникальную возможность понять и почувствовать окружающий мир.
«История — свидетельница времен», — считал Цицерон. Но скептики говорят и так: история — это то, чего никогда не было, а пишут о ней те, кто этого никогда не видел. Пожалуй, в этом споре мнений только исторический факт может быть доказательством происшедшего. Судьбы, явления, события — взгляд сквозь время глазами историков наших дней. История, какой мы ее помним, и история с точки зрения тех, кто знает все ее детали. Неизвестные штрихи и забытые подробности минувшего, актуальные проблемы дня сегодняшнего и их исторические корни — темы историко-публицистической программы «Власть факта».
Ведущий — Михаил Ремизов, публицист, кандидат философских наук. Смотри видео:youtu.be/2d1e3RfT2og? si=pQCCflXnDeLwweGl
В 2000 году программа получила диплом Всероссийского конкурса на лучшую телевизионную программу, подготовленную к 55-летию Победы. Проект удостоен специального диплома «За пристальный взгляд в историю» на IV Всероссийском телефестивале научно-образовательных и просветительских программ «Разум. XXI век» 2007 года. В 2018 году проект стал лауреатом Первого всероссийского конкурса «Иран в медиапространстве России» и удостоен почетного приза за сюжет «Итоги исламской революции». Ведущими передачи в разные годы были Владимир Рыжков, Наталья Басовская, Андрей Виноградов, Илья Бер, Сергей Кудряшов, Сергей Медведев.
Заканчивая свое размышление о фотографии как искусстве самовыражения и передачи смысла, я понимаю, что каждая сделанная мною фотография — это нечто большее, чем просто застывший момент времени. Это история, это эмоция, это часть меня, которую я передаю другим. В каждый кадр я вкладываю свою душу, свои переживания и свои мысли, надеясь, что зритель сможет увидеть и почувствовать то, что чувствую я.
Фотография — это язык без слов, который позволяет нам делиться нашим внутренним миром и восприятием окружающей действительности. Она открывает двери к бесконечным интерпретациям и диалогам, позволяя каждому зрителю находить в изображении что-то свое. И именно это разнообразие взглядов делает искусство фотографии таким уникальным и мощным.
С каждым новым снимком я учусь видеть мир по-новому, замечая детали, которые ранее ускользали от моего внимания. Благодаря покупке камеры и экспериментам с композициями я поняла, насколько важно научиться останавливаться и вникать в происходящее вокруг. Фотография научила меня понимать не только мир, но и саму себя.
Я надеюсь, что этот философский подход к фотографии вдохновит и вас на поиски собственных смыслов, которые скрываются в каждом кадре. Пусть ваш взгляд через объектив станет окошком в ваш внутренний мир и проводником в мир других людей. Возможно, именно в этом и заключается истинная магия фотографии — в способности соединять сердца и умы, преодолевая языковые и культурные барьеры.
В этом уникальном процессе творчества я нашла не только форму самовыражения, но и путь к глубинному пониманию жизни. И, быть может, именно это понимание станет наилучшей наградой за все усилия. Каждый снимок — это новая глава в нашей истории, и я с нетерпением ожидаю, какие истории еще предстоит рассказать.
История посвящена политической судьбе Михаила Савельевича Гавунаса — фигуры, оставившей значительный след в истории Псковской области конца XX и начала XXI веков. Работа не только погружает в мир высоких политических интриг и маневров, но и исследует сложные моральные и этические вопросы, возникающие на пересечении власти и ответственности.
Михаил Савельевич Гавунас принял на себя роль теневого политического кукловода при губернаторе Евгении Эдуардовиче Михайлове. Эта спорная личность оставила яркий след в истории региона. С момента его ухода из активной политики прошло 15 лет, но его имя, продолжает вызывать дискуссии в обществе. Я стал свидетелем бурных событий начала XXI века, и эта повесть посвящена как фигурантам событий того времени, так и духу времени. События происходили в период губернаторства Михайлова Евгения Эдуардовича, Кузнецова Михаила Варфоломеевича и Турчака Андрея Анатольевича.
Сразу после моего прихода заместителем комитета потребительского рынка области Василий Сирко председатель комитета, бывший секретарь райкома КПСС, покинул свой пост Он оставил свой пост с резким комментарием: «… с такими дураками, работать невозможно…». На первой встрече с Гавунас М.С., куратором комитета, в ультимативной форме и без апелляционной было заявлено: «… лицензий на продажу алкоголя больше не выдавать, а выданные лицензии — отозвать…». Это стало началом передела алкогольного рынка и игры в монополию …
Анализируя личность Михаила Гавунаса, можно отметить его решительность, целеустремлённость и способность к манипуляциям. Он умел контролировать людей и адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам, зачастую применяя спорные методы для достижения своих целей. Несмотря на сложный характер, что приводило к множеству конфликтов, Гавунас проявлял удивительную работоспособность.
Его личные качества позволили ему в короткий срок стать «теневым лидером», способным управлять процессами в Псковской области, оставаясь в тени. Однако его непредсказуемый стиль общения мог приводить к недоразумениям и неэффективным коммуникациям, что в конечном итоге отразилось на его политической карьере.
Контроль над бизнесом: В конце 1990-х и начале 2000-х годов Гавунас ассоциировался с теневым управлением, особенно в сфере алкогольного рынка Псковской области. Его связи с бизнесом позволяли ему манипулировать местными предприятиями, создавая впечатление о его всесилии и влиянии.
За кулисами власти: На посту заместителя главы администрации Псковской области Гавунас занимал ключевую позицию, позволяя ему координировать действия других властных структур, оставаясь в тени. Это делало его уникальным игроком в псковской политике, действовавшим не через открытые инициативы, а через скрытые маневры.
Обострение конфликтов: У Гавунаса были противники, которые обвиняли его в участии в конкурентной борьбе с использованием рейдерских методов. Это создало атмосферу страха и уважения к его личности, позволяя ему контролировать политические и экономические процессы на региональном уровне.
Лоббирование интересов: Он умело объединял усилия местных и федеральных властей, влияя на принятие решений, касающихся экономики и развития региона. Его роль в лоббировании интересов местного бизнеса через связи в федеральных структурах подтверждает его уникальность как игрока на политической арене.
Напряженные отношения с правоохранительными органами: Политические интриги вокруг Гавунаса, включая уголовные дела и обвинения в коррупции, показывают, как он использовал свои связи для минимизации последствий своих действий, продолжая манипулировать политической ситуацией.
Михаил Гавунас — персонаж, чей уникальный опыт и подходы к политике сформировали тернистый путь псковской демократии 1990-х и 2000-х годов. Его целеустремленность, манипулятивные навыки и способность влиять на процессы, оставаясь за кулисами власти, делают его фигурой, вызывающей как уважение, так и страх. Гавунас стал символом переходного периода, когда личные амбиции пересекались с общественными интересами, создавая сложный и многослойный пейзаж политической жизни региона.
В Псковской энциклопедии 2007 года сказано: «Гавунас М. С. (26 сентября 1968) — общественный деятель, предприниматель. Родился в г. Нальчике, Кабардино-Балканская АССР. Трудовую деятельность начал в 1986 году в г. Москве. Окончил Академию народного хозяйства и Санкт-Петербургский юридический институт прокуратуры РФ. В 1996 году назначен заместителем Главы Администрации Псковской области — руководителем представительства Администрации области при правительстве РФ. В 2001 году избран председателем совета директоров ЗАО „Евро-Керамика“. В марте 2002 г. избран заместителем председателя областного Собрания депутатов».
Передо мной предстал элегантный и интеллигентный человек среднего возраста с короткими тёмными волосами, слегка тронутыми сединой, и голубыми глазами, излучающими уверенность и силу. Его лицо имело четкие черты, а нос был прямым и немного заостренным. Он всегда был одет в строгий тёмный костюм из качественной ткани, подчеркивающей его физическую форму и стиль. Энергия и уверенность в себе делали его готовым к любым вызовам.
Обладая выдающейся целеустремленностью, он достигал крупных целей, несмотря на возникающие препятствия. Например, в своей работе на посту замглавы администрации Псковской области он проявил настойчивость в реализации стратегий, направленных на развитие местной экономики, включая алкогольный рынок. В этом процессе была и моя роль, поскольку я занимался регулированием потребительского рынка области.
Он был искусным мастером манипуляции, что позволяло ему управлять большими группами людей и создавать сети влияния. Его личные качества способствовали эффективному использованию возможностей, предоставляемых ему как официальному лицу и в бизнесе. Он находил общий язык с разными группами интересов, включая бизнес-круги и политические партии. Например, ему удалось приватизировать «Псковпищепром», наладив производство и реализацию алкогольной продукции.
Его эмоциональные реакции в общении создавали мощный эффект как среди коллег, так и конкурентов. Он умел привлекать внимание к своим идеям, что делало его как сторонником, так и противником в политических играх. Люди уважали его, боялись и ненавидели. Лично для меня он стал примером эффективного управленца и порядочного человека, который никогда не предавал нужных ему людей.
Не могу утверждать, что наши отношения всегда были ровными и благостными. Мне не раз приходилось жестко отстаивать свои позиции, что раздражало его самолюбие. Он мог неделями игнорировать меня как подчиненного. Трижды в процессе совместной работы он «выводил» мою должность за штат, а потом восстанавливал. Например, в 2002 году я пробыл за штатом полгода. Лишь после ухода Гавунаса в областное собрание мне предложили возглавить комитет по лицензированию отдельных видов деятельности Псковской области.
Меня задержали 26 декабря 1997 года в 17:30 у подъезда дома по адресу Бастионная, дом 13а. Затем последовал допрос и обыск в квартире, продолжавшийся с 22:00 до 3:00. Доблестные сотрудники правоохранительных органов перевернули все выдвижные ящики, книги валялись на полу. Жена Светлана Михайловна была в шоке… Затем выяснилось, что аналогичные мероприятия они провели и на моем рабочем месте.
«Что вы ищете? Я отдам все добровольно…»
«Что надо, то и ищем…»
Кажется, был применен психологический метод устрашения. В результате обыска изъяли лишь записную книжку и черновики моих деловых записей.
Утром следующего дня меня доставили на допрос к прокурору, мужчине среднего возраста с помятой рожей после пьянки и с резким перегаром. Он разговаривал не со мной, а со стенками своего кабинета:
«За что задержали?
Не могу знать, еще не сказали…
Раз задержали, значит, так надо…»
Сложилось впечатление, что прокурор пришёл только для соблюдения формальностей.
На следующий день меня привезли на допрос к полковнику с выразительным презрением на лице. В его глазах я уже был преступником.
«Ты нам не нужен, сдай своего начальника Гавунаса, и мы сразу выпустим тебя. В противном случае — лет на десять посадим…»
«Да хоть на двадцать, а можете сразу расстрелять меня!»
На этом наш диалог закончился не начавшись.
Через три дня меня выпустили из обезьянника с подпиской о невыезде. Это стало началом уголовного преследования, которое длилось три года. Я был шокирован тем, как работали наши правоохранительные органы. Много слышал о защитничках прав, но испытать это на своей шкуре — совершенно другое.
В 1996 году, после прихода к власти в Псковской области членов ЛДПР во главе с Евгением Михайловым, был объявлен курс на восстановление экономики региона, который предполагал поддержку алкогольной отрасли. Михаил Гавунас, будучи тогда вице-губернатором и председателем комитета по экономической политике, взял этот вопрос под личный контроль.
Тогда было создано ГУП «Псковалко», занимающееся оптовой реализацией алкоголя, и ЗАО «Псковпищепром», которое стало производителем. Эти структуры начали получать дотации из бюджета на удешевление производства, что практически лишало шансов остальных игроков на рынке. В новых условиях завод виноградных вин «Герман» и другие оптовые компании не смогли продолжить своё существование. Некоторые, как «Герман», ушли со скандалом, другие исчезли тихо, но все стали жертвами новой экономики.
ГУП «Псковалко» превратилось в одного из ведущих налогоплательщиков региона, опережая даже учреждения образования и здравоохранения. К 2003 году у «Псковалко» остался только один серьезный конкурент — «Агроспиртпром», находившийся в Невеле. Однако их сотрудничество сопровождалось задержками платежей и требованием низких отпускных цен, что ставило предприятие на грань выживания.
Настроения на рынке накалялись. Предприниматели осознавали, что такая ситуация фактически приводила к монополизации. Например, цены на алкоголь в Пскове оказались значительно выше, чем в соседних регионах. Давление на бизнес возрастало, и у него не было объединительных интересов. Проблемы того времени показывали, как политическая игра определяет судьбы клиентов и продавцов, превращая их в заложников долгосрочной борьбы за влияние на рынке.
Одновременно были выдвинуты обвинения Гавунасу М.С., связанные с махинациями во время приватизации ЗАО «Псковпищепром». Около 10 лет спустя, в 2021 году, его дело стало объектом пристального внимания, затянувшись на многие годы и претерпев множество процессуальных нюансов и изменений. Беспокойство среди граждан вызывало не только содержание дел, но и его затянутость.
Ожидается, что дело Гавунаса может быть возвращено в суд для нового рассмотрения, поскольку потерпевший — администрация Псковской области — не может определить объем своих претензий. Сама администрация уже выражает недовольство тем, что за всю работу следствия и судебных разбирательств не удалось прийти к единому выводу о его culpability или innocence.
Простые граждане часто стали задаваться вопросом, что не так в этом уголовном деле. Возможно это дело затягивается умышлено? Слишком много функционеров прокуратуры, милиции и высшей власти по уши замараны этим делом. Принцип, не выносить сор из избы, сегодня работает много изощрённее, чем в советское время. И потом, кому надо ворошить что было, да прошло. Так можно пересажать пол России…
Основными фигурантами передела алкогольного рынка стали Гавунас от администрации области и Щадрин Сергей Фёдорович от МВД региона. Оба преследовали исключительно личные интересы, далёкие от забот о людях и государстве. Например, до 1996 года работники милиции крышевали торговцев алкоголя. От этой деятельности многие правоохранители имели большой куш. После монополизации рынка алкоголя источник притока бабок иссяк. Поток денег переместился в карман Гавунаса М. С. Денежный ручеёк потёк из бюджета через ЗАО «ПсковПищепром»
Более 20 лет отработал в сфере розничной торговли и общественного питания в г. Пскове. Многих торговцев знал и они мне доверяли свои беды. Например, после начала игры в монополию, Гавунас дал установку органам милиции тотально проверить продавцов алкоголя с целью лишения их лицензии. Ко мне за советом обратилось 15 торговцев за консультацией и советом. Я им объяснил, что если ко мне придёт предписание я обязан принять меры. Порекомендовал договариваться с тем, кто написал предписание. Обратная связь пришла незамедлительно — подполковник Пупкин свои протоколы переписал за 50000р, каждый.
В тот же день у Гавунаса, в моём присутствии, подполковник Пупкин браво отчитался о проверках и нарушителях и посетовал, что предприниматели стали умные, и стараются не нарушать алкогольное законодательство. Но мы и дальше будем ужесточать контроль за лицензиатами. Через три месяца канал поступления от крышевания иссяк. Именно в этот момент, то есть 26 декабря 1997 года милиция сфабриковала уголовное дело на председателя комитета, который выдавал и аннулировал лицензии на розничную продажу алкоголя.
Основанием считать, что дело сфабриковано являются методы выявления пострадавших предпринимателей от моих действий. Уже в ходе дознания, встречался с десятком предпринимателей, которые поведали процесс сбора заявлений и просили прощения, что вынуждены были меня оговорить. Всем предпринимателям предъявили менты ультиматум или пиши под диктовку заявление на Андреева, или мы закроем твой бизнес и посадим тебя. Да, таких примеров было много, а по сему предприниматели боялись связываться с ментами.
По воле всевышнего оказался в гуще схем, криминальных связей, двойных стандартов властей всех уровней, подстав, манипуляции много ещё какой чернухи. То, что происходило в советское время это только цветочки. Я увидел звериный оскол рождающейся демократии. Мои прежние представления о людях и власть предержащих рушились. Вера в информацию газет и телевидение исчезла. Я находился в глубокой растерянности. Моя картина мира, которую получил в глухой деревне, разрушилась до основания.
Например, из уголовного дела исчезло 5 или 6 документов, которые, как мне казалось, оправдывали мои действия. Через 5 минут после окончания допроса без адвоката, поступал вызов явиться к Гавунасу. У него на столе уже лежал протокол допроса и он наблюдал по видео полную картину следственных действий. Понял, что нахожусь под пристальным вниманием. А где тайна следствия?… Только много позже узнал, что Гавунас подсовывал мне поддельные документы, вынуждая принимать незаконные решения.
Представления о хвалёной Ельнинская демократия тоже были разрушены в одночасье 16 июня 1996 года, на избирательном участке. Пришел отдать голос за Ельцина за 15 минут до закрытия избирательного участка. Подошел к столу и подал свой паспорт, миловидная член избирательной комиссии нашла меня в списке избирателей и заявила: «А Вы уже проголосовали…». Я был в шоке, но быстро сориентировался: «Да я просто хотел узнать, проголосовали ли сын и жена…», «Да, они тоже проголосовали, вот их подписи…» В это время жена была в г. Сочи, а сын учился в Петербурге. Шум поднимать не стал…
Много приобретенных иллюзий исчезли бесследно. Осознал свои ошибки и понял, что пора снова идти учиться. В 1998 году поступил учиться в Ленинградскую академию государственной службы на юридическое отделение. В течении уголовного преследования, за три года, получил высшее юридическое образование и прошел хорошую практику. Теперь точно знаю, что Гавунас банально меня использовал в тёмную для решения своих шкурных интересов. Полученная профессия кормила меня еще 20 лет, но это уже другая история.
Общественность Псковской области в последние несколько лет находилась в состоянии своеобразного политического сонного состояния, даже не осознавая масштабности происходящих изменений. На фоне этих процессов встает вопрос: кому же это все необходимо? Обсуждая прошедший год правления Михаила Кузнецова, важно отметить, что политическая зрелость общества все еще находится в процессе формирования.
Анализ изменений в власти и их влияния на регион, который представил журнал «Псковская губерния» в статье «Открытый перелом», освещает ключевые моменты первого года правления нового губернатора. Автор материала, Максим Андреев, акцентирует внимание на значимых событиях и прогнозах, однако его анализ порой вызывает критические замечания.
Первый год правления Кузнецова демонстрирует перемены, но подзаголовок статьи указывает на предвзятое отношение автора к «искривлениям» предыдущего режима. Историческая память общества затрудняет конструктивный анализ, многие все еще не готовы переосмысливать опыт правления Евгения Михайлова. Да, у последнего были недостатки, но их природа и степень неоднозначны, и не всегда зависели от субъективных решений.
Максим Андреев замечает, что имидж Пскова, сформировавшийся за восемь лет под руководством Михайлова, не был однозначным. Однако следует учитывать, что губернаторы в России всегда находятся под пристальным контролем надзорных органов. Местные управленцы также сталкивались с реальными проблемами, но их нельзя сводить к оппозиционной деятельности.
В частности, утверждение о том, что с приходом Кузнецова исчезла оппозиция, является упрощением. На самом деле, подъем нового губернатора совпал с отменой прямых выборов губернаторов, что обострило ситуацию для любых оппозиционных движений. Актуальные проблемы нарастают, и отсутствие конструктивного диалога между властью и обществом лишь усугубляет ситуацию.
Андреев поднимает вопрос о «переделе собственности», утверждая, что политика Михайлова привела к этому процессу. Однако факты говорят о другом: многие предприятия стали успешными налогоплательщиками, и ситуация в промышленности не так страшна, как может показаться на первый взгляд. Проблемы с банкротством и с переходами в частную собственность стали следствием более глубоких экономических процессов, нежели результатом прямых действий администрации.
Такой подход, как в статье, требует переосмыслений. Политический анализ не может ограничиваться лишь упреками и ярлыками: важно понимать контекст и нюансы происходящего. Разделение власти и необходимость учитывать мнение общества остаются важными аспектами для будущего развития региона.
Произведенный анализ, конечно, выносит некоторые критические замечания по поводу управления Кузнецова, но важно помнить, что реальная оценка будет дана лишь спустя время. Положительные или отрицательные тенденции в социально-экономической ситуации региона могут быть результатом широкой палитры факторов, включая внешние экономические условия. Необходимо извлечь уроки из прошлых ошибок и двигаться вперед, чтобы избежать репетиций неудач и построить восходящий сценарий для Псковской области.
Политическая карьера Михаила Гавунаса завершилась столь же стремительно, как и началась. 21 мая прокуратура Псковской области представила в областное Собрание депутатов документы, подтверждающие его двойное гражданство — российское и израильское. Этот факт стал настоящим шоком для коллег и избирателей. Две паспорта — один из которых был получен Гавунаса ещё в 2003 году — означали, что он мог стать обвиняемым по уголовной статье за подделку документов, поскольку ранее он предоставил справку, подтверждающую отсутствие у него израильского гражданства, которая теперь оказалась фальшивкой.
Несмотря на нарастающее давление со стороны правоохранительных органов, Гавунас продолжал настаивать на своей невиновности. На сессии областного Собрания 26 апреля прокурор области Тимур Кебеков не смог представить неопровержимые доказательства. Гавунас, воспользовавшись ситуацией, перешел в контрнаступление и обвинил прокуратуру в фальсификации, показав запись своего разговора с переводчиком, тем самым пытаясь дискредитировать собранные против него доказательства.
Михаил Гавунас был фигурой, известной на псковской политической арене с 1996 года, когда он стал заместителем губернатора Евгения Михайлова. Благодаря маневренности и способности адаптироваться к изменению власти, он стал известен как «серый кардинал» региона, записав своё имя в историю как одного из самых состоятельных бизнесменов. Однако его успех не обошелся без противоречий и конфликтов.
За годы его служения в областном Собрании он стал участником нескольких заметных политических баталий и конфликтов, что лишь усилило его репутацию безжалостного игрока. Но с 2006 года его влияние начало угасать. Гавунас продолжал баллотироваться в Собрание по спискам «Единой России», однако его политическая активность теперь вращалась вокруг укрытия собственного двойного гражданства.
Когда прокуратура представила неопровержимые доказательства его обмана, реакция избирателей и коллег выразила шок и недоумение. В результате единороссы единогласно решили лишить Гавунаса депутатского мандата, а партийные структуры исключили его из рядов «Единой России». Гавунас, отсутствовавший на ключевых заседаниях, не оставил никому шанса оправдать его действия.
Отношения Гавунаса с губернатором Андреем Турчаком также подверглись резкой критике. Губернатор, отреагировавший на скандал, признал, что доверял Гавунасу и был глубоко разочарован его поступками. Конфликт между ними отразил внутренние проблемы в региональной политике, где вопросы морали и репутации вышли на первый план.
Закат карьеры Гавунаса стал важным шагом в политике Андрея Турчака, который стремится очистить регион от репутационных рисков. Это знаковое событие олицетворяет переход к новой эре в псковской политике, постепенно отходящей от «диких» 90-х и открывающей пространство для новых игроков и более прозрачных практик.
В настоящее время Михаил Гавунас проживает в Израиле, где получил статус репатрианта и активно участвует в политических обсуждениях через новые медиа. Несмотря на удалённость, он продолжает вносить свой вклад в общественно-политические дискуссии через личный Telegram-канал и участие в прямых эфирах. Возвращение Гавунаса в псковскую политику не увенчалось успехом, но его имя по-прежнему держится в центре общественного обсуждения.
История Михаила Савельевича Гавунаса — это яркий пример сложной и запутанной политической драмы, развернувшейся на фоне стремительных изменений в России конца XX и начала XXI века. Его путь от поступательного восхождения к резкому падению олицетворяет целую эпоху, когда амбиции, манипуляции и неформальные связи определяли политический ландшафт региона.
Гавунас, играя роль теневого кукловода, стал символом переходного периода, когда личные интересы зачастую ставились выше общественных. Его история — это не просто биография человека, а отражение того, как власть может обрастать тенями, как можно терять моральные ориентиры, накапливая влияние и богатство. Время, когда одни использовали связи и хитроумие для достижения своих целей, а другие становились жертвами этих интриг, стало уроком для будущих поколений.
Несмотря на все противоречия, Михаил Гавунас остаётся фигурой, вызывающей интерес и дискуссии, даже спустя годы после своего ухода из политики. Его имя продолжает всплывать в разговорах о том времени, когда региональные лидеры испытывали на прочность новые правила игры. Его опыт служит напоминанием о том, как важно сохранять баланс между личными амбициями и общественным долгом, а также о ценности прозрачности и подотчетности в политике.
Мир политической игры исключителен и порой опасен; он полон неожиданных поворотов и уроков, которые мы должны извлекать. Гавунас стал частью этой многослойной истории, показывая, что каждый шаг в политической арене, каждое решение и каждое действие имеют последствия, которые могут определять не только судьбы отдельных личностей, но и будущее целых регионов.
Таким образом, история Гавунаса напоминает о необходимости регулярного самопроверки и осознания ответственности тех, кто стоит у руля власти. Сложные и часто неопределённые границы между добром и злом, честью и манипуляцией, будут оставаться темой для обсуждения и анализа, пока мы стремимся к более открытому и честному обществу.
Михаил Гавунас давно покинул страну и обосновался в Израиле, управляя оттуда своими активами в России. Псковское агентство информации
Завершилось рассмотрение дело Михаила Гавунаса, несколько лет занимавшего руководящие должности в Псковском регионе. Десятки томов уголовного дела, годы расследования — и вот решение вынесено. «АиФ-Псков» вспомнил подробности истории.
Наивысшего влияния Михаил Гавунас в конце 1990-х — начале 2000-х. Именно в этот временный период он создавал свою бизнес-империю, будучи у «руля» региона, имея возможность принимать многие решения. Следственным органам потребовалось несколько лет, чтобы собрать все доказательство по делу «серого кардинала» — так называли Гавунаса в те годы в области. В нем множество томов, в которых помимо самого Гавунаса значатся имена его партнеров по бизнесу: Василия Солопова и Льва Саляева.Гавунас обвинялся в мошенничестве. Используя служебное положение, он получил права на чужое имущество, что привело к хищению более миллиарда рублей у государства. Речь идет о предприятиях ГУП «Псковалко» и ЗАО «Псковпищепром», которые занимались производством алкоголя.
Изначально 51% акций ЗАО «Псковпищепром» принадлежало «Псковалко». За два года эта доля доросла до 75%. Каким образом? Был инициирован выпуск дополнительных эмиссионных ценных бумаг. Это позволило Гавунасу фиктивно увеличить уставной капитал ЗАО и уменьшить долю ГУП, получив контроль над имущественным комплексом через владение контрольным пакетом акций.
Руководящие должности обоих предприятий на тот момент — с подачи и под «прикрытием» Михаил Гавунаса — занимал Василий Салопов. К слову сказать, в отношение него тоже заведено уголовное дело. При его участии доля собственности в «Псковпищепроме» переходила от ГУП «Псковалко» к частным компаниям, аффилированными с Гавунасом.
Третье лицо в этой истории — Лев Саляев. Он в период с 2001 по 2005 годы приобрел в Санкт-Петербурге документы и печати нескольких компаний: ООО «Мегамарт», ООО «БестФильмКолор», ООО «Омега», ООО «Фонтеко», ООО «СтройИмпекс» и ООО «Прогресс-Центр». Эти компании не вели финансовую и хозяйственную деятельность, а только служили инструментом для передачи государственного имущества в частные руки.
К концу 2005 года уставной капитал ЗАО «Псковпищепром» увеличился на 14 900 000 акций, общая номинальная стоимость которых составила более 1,6 млрд рублей. На тот момент доля ГУП «Псковалко» составляла уже всего около 4%, тогда как доля ООО «Евро-Керамика» достигла 63%, а ООО «Мегамарт» — почти 33%. Эти компании и получили право на прибыль от деятельности «Псковпищепрома» и активы предприятия.
О жизни и деятельности матери и учителя — Елены Марковны Андреевой (Тарлавиной). Речь пойдёт о её характере, увлечениях, влиянии на мою жизнь и о времени, в котором она жила. Она оставила глубокий след как в моей судьбе, так и в судьбах моих односельчан. Для меня образы мамы и учительницы неразрывно связаны, и они навсегда останутся в моём сердце.
Моя мама родилась в мае 1922 года в селе Добринка Оренбургской области. Она была третьей из семерых детей в многодетной крестьянской семье, что в ту пору считалось нормой. Мама, её младший брат и три сестры из четырёх получили педагогическое образование и выбрали путь учительства. Увы, старшие братья Егор и Кузьма погибли на фронтах Великой Отечественной войны.
Семья, в которой росла мама, заметно отличалась от многих других деревенских семей. Её отец — мой дедушка — происходил из зажиточной крестьянской семьи. Он рассказывал, что в доме деда Юхи до революции проживало 19 человек, а сам дед владел обширными землями и большим количеством скота, пользовался уважением среди односельчан.
Дедушка Марк, дослужившись до унтер-офицера царской армии, занял высокую социальную позицию средь своих земляков. Он организовал борьбу с оспой в деревне, активно участвовал в строительстве колхоза и более 30 лет возглавлял его. На пенсию ушёл с должности председателя в 50 лет.
Бабушка Акулина была домохозяйкой и не принимала участия в общественной жизни села. Она была неграмотной и читала только по слогам, а её жизнь крепилась на глубокой вере в Бога. В отличие от дедушки, который относился к религии скептически и часто подтрунивал над бабушкиным увлечением библейскими историями, она проводила свободное время в молитвах.
Таким образом, мама была выходцем из семьи сельской интеллигенции. Дедушка Марк смог обеспечить своих детей образованием и предопределил их жизненный путь. Здесь жизненный пример сыграл решающую роль. В моём лице мама продолжила семейные традиции, и я безмерно ценю её за привитое мне стремление учиться и двигаться вперёд. Это помогло мне вырваться из трясины безнадёжной деревенской жизни.
Мама была не только источником моей жизни, но и учителем, наставником, защитником и другом. Её материнская любовь и забота сформировали мою личность и заложили основы моего характера и мировоззрения. Я попытаюсь ответить на вопросы: «Какой была моя мама? Чем она жила и дорожила? Почему она остаётся моим духовным собеседником? Какие времена выпали на её долю?»
С первых дней жизни мама была для меня источником тепла и поддержки. Она оберегала меня от суровых реалий и помогала открыть двери в бесконечный мир знаний. Даже сегодня мама остаётся верным спутником, глядя на нас с заботой и любовью, несмотря на все наши ошибки и заблуждения.
В детстве она казалась всемогущей: «Мама знает всё!» — ловко предсказывая наши желания и страхи. Но с взрослением, полные уверенности, мы начинали сомневаться в её мудрости. «Она не понимает», «Как можно не знать того, что знаю я?» — с лёгкой иронией говорили мы, ощущая себя взрослыми. Но время — мудрый учитель. С годами мы начинаем осознавать, сколько сил она вложила в наше воспитание, и как крепка та невидимая связь, связывающая нас даже на расстоянии.
В мае 1972 года, когда я только что вернулся из армии, маме исполнилось 50 лет. В этот момент она предстаёт передо мной как сильная и уверенная личность. Ранее я не обращал внимания на её внешний вид, но теперь заметил, что мама выделяется среди односельчан не только внешне, но и духовно.
Она была среднего роста, с крепким телосложением (среди учеников её звали «бочка»). Её шершавая энергия и внешний вид рассказывали о её жизненной стойкости. Чёрные, густые волосы, аккуратно уложенные, подчеркивали её молодость духа и жизнелюбие. Маша была очень похожа на своего отца — дедушку Марка.
Как учительница в восьмилетней школе в национальном селении, мама олицетворяла заботливого профессионала, с теплотой передающего знания своим ученикам. Она преподавала русский язык и литературу детям, плохо владеющим русским. Среди учителей 20 века она была единственной русской по национальности, хотя и не говорила по-мордовски, прекрасно понимая язык своих односельчан.
На поприще учителя мама работала с конца 40-х годов. В начале 50-х она вышла замуж за Андрея Васильевича Андреева — местного жителя, мордвина по национальности. Благодаря своему педагогическому опыту она стала авторитетом как для детей, так и для родителей и коллег. Из детства помню, как к маме часто приходили советоваться и просто поговорить бывшие ученики и учителя.
Став вдовой в 1955 году, мама с достоинством сохранила память о муже — ветеране войны. Эта утрата сделала её жизнь богатой и многослойной, привив стойкость и мудрость, а также чувство ответственности за троих детей, которых она в одиночку растила, заботясь также о престарелых родителях. Мама могла быть строгой, но всегда оставалась справедливой, передавая нам жизненные навыки и ценности.
Её одежда была практичной и скромной, отражая трудолюбие и уважение к своему положению. Она предпочитала носить удобные платья в пастельных тонах, подчеркивающие её нежный характер.
По её взгляду на фотографиях можно было уловить решимость и тепло, а в её действиях — заботу о будущем детей и любовь к профессии, которая стала частью её жизни. Времена нельзя выбрать; в них мы рождаемся, живём и умираем. Они живут в повестях и чёрно-белых фотографиях, сохранившихся в музеях.
Во взгляде мамы нет ни вопроса, ни упрека. Её взгляд из прошлого тревожит мою память, зажигая в душах бесконечное количество огней. Временами они ускользают, оставляя каждый человек со своей внутренней войной.
Мы могли общаться с мамой лишь по выходным, когда она была свободна от работы. Она много читала и была замечательной рассказчицей. Я помню, как её пересказ романа Гюго «Человек, который смеётся» оставил неизгладимый след в моей памяти, побудив меня позже прочитать все его произведения. Прекрасными были совместные походы в лес за грибами и трапезы.
С конца 60-х годов мама, бабушка Акулина, дедушка Марк и мы, трое детей, жили в доме с двумя комнатами. В главной комнате было шесть окон, а кухня служила не только для готовки, но и отапливала дом. Тесноты в доме я не чувствовал, никто не мешал друг другу.
Кухня управлялась бабушкой и сестрой Валей. Там находилась большая печь, на которой готовили и пекли хлеб. Для отопления использовали печь и голландку, которые закрывались плотной ширмой. Это позволило поддерживать гигиенические процедуры в секрете.
Приём пищи всегда определялся дедушкой по строгому графику — перекусы были недопустимы. Трапезу начинал дедушка, и те, кто осмеливался поесть раньше, могли получить удар деревянной ложкой. Я сам не раз страдал от этой экзекуции.
Дедушка всегда был главой дома, и никто не смел ослушаться его правил. На кухне царил порядок и чистота. Мы всегда разувались на пороге и заходили в чистый дом, наполненный уютом и запахами свежей пищи.
Зимой небольшой уголок кухни занимали телята и ягнята, и они не мешали общему уюту. Мы, дети, играли с ними, и они не боялись нашего присутствия.
В памяти осталась атмосфера деревянного дома — зимние морозы, треск стен, поддерживающий уют. Топить печь приходилось несколько раз в день, и для этого мы использовали брикет, выделяемый колхозом.
Каждый из нас, в том числе и дети, имел свои обязанности по ведению домашнего хозяйства. Мы вместе ухаживали за огородом, животными, строили и ремонтировали. Мама не занималась домашними делами, что создавало семейный комфорт и безопасность.
Мы жили у края Жопки, части села Юртаево. Мама каждый день ходила в школу, находившуюся в километре от дома. Дорога пролегала мимо сельского кладбища, но она никогда не жаловалась, наслаждаясь прогулками.
В 70-х годах Жопка выглядела как умирающее село, утопая в запустении. Фундаменты старых строений напоминали о жизни. Я не пережил того времени, но помню, как после хрущёвских реформ разрушение села усилилось. Сегодня от него не осталось ничего.
В те времена мама была уважаемым учителем. Она учила детей не формально, а с душой и энтузиазмом. К ней приходили за советом, делясь личными проблемами. Односельчане считали её ведуньей, способной предсказать будущее.
Она умела быстро наладить контакт, была прекрасной рассказчицей и владела гадальными картами, что усиливало доверие к ней. Я наблюдал, как люди приходили к матери с различными проблемами, уходя вдохновлёнными её решением. Мама была не только учителем, но и психологом.
Теперь, глядя на фильмы 60-80-х годов, такие как «Доживем до понедельника» и «Большая перемена», я вижу, как общество уважало учителей. Они были представлены как образцы нравственности, на которых молодежь могла равняться.
Но с изменением времени отношение к профессии учителя изменилось. В начале 90-х годов мама покинула родное село и переехала в Оренбург, оставляя позади закрывшуюся школу, исчезнувший магазин и утраченные связи.
Когда я посетил её в Оренбурге, она сильно изменилась. Исчезли черты её интеллигентного характера, и она казалась потерянной. Мамина жизнь превратилась в тень прежнего бытия.
К сожалению, отношение к учителям стало пренебрежительным. Учитель стал изгоем в руках тех, кто не понимал и не ценил знание. Я помню, как в 2006 году на выпускном собрании учителя выглядели бледно и невыразительно, и я не увидел ни капли уважения от учеников.
Образ учителя постперестроечного времени отражён в фильмах, таких как «Все умрут, а я останусь» и «Школа». Учителя потеряли свою значимость, их стали воспринимать как людей, запутавшихся в жизни. Нынешние дети и их родители не доверяют и не уважают педагогов.
Роман А. Иванова «Географ глобус пропил» демонстрирует изображение учителя как человека без авторитета и влияния, который идёт в школу лишь потому, что больше некуда. Это напряжение между ним и учениками подчеркивает неопределённость и трагедию профессии сегодня.
Время, в котором жила моя мама, оставило глубокий след в её судьбе и судьбе её студентов. Она была не только учителем, но и опорой для всех, кто её знал. С каждым годом я всё больше осознаю, насколько ценной была её материнская любовь и педагогическая мудрость. Важно помнить о ней и уважать тех, кто избрал путь учителя, ведь это та профессия, которая требует не только знаний, но и всего сердца, самой души.
Портретный очерк «Мама и её время» — это не просто рассказ о жизни одной женщины, а глубокая рефлексия о наследии, любви и преданности. Елена Марковна Андреева — яркий пример того, как личность может воздействовать на судьбы и сердца окружающих. Она олицетворяет целую эпоху — время, когда учительство было не просто профессией, но призванием, ответственностью и высшей формой служения обществу.
Воспоминания о матери становятся для автора неким компасом, указывающим путь в сложные времена и напоминая о важности обучения, единства и личной ответственности. Наполняя строки теплом и заботой, он приглашает читателя задуматься о собственных корнях, воспоминаниях и людях, которые оставили неизгладимый след в их жизни.
Жизнь Елены Марковны наполнена значимостью и смыслом, и её история относится ко всем нам, напоминая о важности любви, о том, как знание может стать ключом к будущему, и о том, как, воспитывая новое поколение, мы формируем мир вокруг себя. Этот очерк служит не только памятником выдающейся личности, но и призывом к уважению и пониманию, к тому, чтобы не забывать о тех, кто делился wisdom и поддержкой, открывая двери в мир знаний.
Пусть память о Елене Марковне живёт в сердцах будущих поколений, вдохновляя их стремиться к знаниям и добру. Учитель — это тот, кто не просто передаёт знания, но и формирует характер, открывает горизонты и помогает найти свой путь. Пусть её мудрость и материнская любовь продолжат сиять как звезды, освещая путь многим, кто ищет ответ на важные вопросы жизни.
В дневнике Достоевский раскрывает своё видение картины мира. Рассмотрим ключевые темы, такие как духовность, свобода и мораль, а также влияние страдания на человеческую природу. Исследуя экзистенциалистские идеи Достоевского, мы обратим внимание на его подход к искусству и психологии, параллельно анализируя социальные отношения, которые формируют личность.
Эссе станет попыткой понять, как творчество этого великого писателя продолжает вызывать резонирование в современной жизни и какие актуальные вопросы он ставит перед нами сегодня. Творчество Федора Михайловича Достоевского — это не просто собрание произведений, а глубокое философское исследование человеческой натуры, пронизывающее ее самые скрытые уголки и лабиринты. Достоевский, он же великий русский писатель и мыслитель, ставит три ключевые идеи, которые проходят сквозь все его произведения: личность как высшую ценность, страдание как неотъемлемую часть существования и Бога как высшую этическую сущность.
По своему миропониманию Достоевский близок к славянофилам; его восприятие жизни обращает внимание на духовную пустоту и нравственную нищету тех, кто отвергает Бога и уклоняется от духовных истин. В своих работах он неизменно акцентирует внимание на иррациональности человеческой природы, на том, что доводы разума, основанные на утилитаризме, не способны объяснить сложность человеческого поведения. Человек действует не только в соответствии с логическими выкладками, а руководствуется внутренними побуждениями, зачастую противоречащими его разуму и интересам.
Достоевский, начиная с ранних произведений, таких как «Записки из подполья», открывает тему антиномии — конфликт между высшими идеалами и низменными инстинктами человека. Он размышляет о том, что если бы все решалось лишь по принципу выгоды, мир был бы устроен иначе. Вместо этого Достоевский описывает ситуацию, когда даже в условиях благоразумия и порядка появляется человек, желающий разрушить эту гармонию «просто так», ради самого факта разрушения, что, в конечном итоге, ведет к хаосу и безумию.
В «Преступлении и наказании» Достоевский с поразительной глубиной показывает, как глубокие внутренние переживания, противоречия и страдания формируют личность. По его мнению, страдание в жизни является частью не только индивидуального пути, но и важной составляющей исторического и культурного контекста. Человек, отмечает Достоевский, не способен полностью познать себя без столкновения с болью и страданиями. Он развивает эту мысль в «Братьях Карамазовых», выделяя вопросы о справедливости Бога и страдании детей, ставя перед читателем философские и моральные дилеммы, которые остаются актуальными и по сей день.
Одной из ключевых тем в творчестве Достоевского является идея Бога, как высшего эталона нравственности. Писатель остро осознает, что, отвергая традиционные ценности и божественные заповеди, человечество рискует скатиться в бездну аморализма, где царит абсолютная свобода — свобода, свободная от Бога. Он предупреждает о том, что именно в этой безнравственности «все дозволено» — концепция, которая способна привести к разрушению и неразберихе.
Философская мысль Достоевского остается живой и важной для понимания нашего времени. Его глубокие размышления о страдании, добре и зле, о Боге и человеке — это не просто литературное наследие, это фонды человеческой философии, которые требуют постоянного осмысленного обсуждения. В каждом произведении, от «Идиота» до «Бесов», Достоевский пробуждает читателя к размышлениям о литературе, жизни и морали, подчеркивая, что интеллект и чувства должны работать в единстве, чтобы ведать истину: красота, как и страдание, — это неотъемлемая часть человеческого существования, и только в этом сложном взаимодействии возможно постижение ценности жизни.
Таким образом, литература Достоевского полна философских исканий и определения места человека в мире, знак его времени и одновременно вечная истина, которая должна вдохновлять на поиски глубинного смысла в существовании. В этом заключается его величие как писателя и мыслителя, который стал символом русской литературы и философии, открывшей мир своим читателям.
Знаете ли вы, что слово «эссе» звучит как заклинание, благодаря которому у вас появляется возможность блеснуть своей индивидуальностью, даже если ваши мысли в тот момент подобны клубку проволоки? Да, именно так! Это волшебное слово пришло к нам из французского языка и напоминает о старом добром латинском «exagium», что на простом русском означает «взвешивание». Итак, давайте взвесим: что же такое эссе на самом деле?
Эссе — это не просто набор слов, это своего рода литературное произведение, которое многие воспринимают как приветственный куплет, а другие — как испытание на прочность. Обычно оно небольшое и написано в произвольной форме — как стильный шлягер, где мелодия совпадает с личными впечатлениями и размышлениями автора. Даже если ваш шедевр не претендует на звание «Научная работа года», это не играет роли. Главное — это ваша точка зрения и, конечно же, искренность.
Как подметил Л. П. Крысин, эссе — это что-то вроде литературного свидания, где автор пытается произвести впечатление, при этом не забывая о том, что его читатель, скорее всего, готов услышать нечто более живое, чем скучные цифры и факты. В этом плане «Большой энциклопедический словарь» отлично передал суть: эссе — это индивидуальная позиция с легким налетом парадокса, словно ваше утреннее кофе с капелькой кардамона.
Но как же писать это эссе, не сбив ягодицы о резкие углы эссеистической структуры? Сначала определяем тему — словно выбираем цвет для новой картины. Тема должна быть конкретной, подчеркивая вашу уникальную точку зрения. Чем конкретнее, тем лучше! Обсуждая вопрос, не бойтесь показывать свои эмоции. В эссе эмоциональность — это ваш козырь.
При создании эссе не забудьте о кольцевой структуре, которую можно сравнить с колечком для ключей: сначала вводите в курс дела, потом излагаете свои идеи с аргументами и, наконец, подводите итоги. Тут важно иметь в запасе два аргумента на каждый тезис, чтобы не перегрузить читателя и не стать жертвой своего же повествования.
Но, самое главное, не забывайте, что эссе — это ода вашей личной истории. Вам следует рассказывать такие вещи, которые и сами бы хотели услышать. Не стесняйтесь быть честным, иногда даже то, что вы считаете слабостью, можно изящно преподнести как урок общения в трудной ситуации.
С различных сторон к эссе можно подойти, как к мокрому полотну: нарисовать философские размышления, исторические факты или даже изобразить сюрреалистичный коллаж. Причем отсутствие жестких структур позволяет вам быть игривым и экспериментировать. Это как лотерея, где вы можете выбрать любой билет, и каждый раз это будет что-то новое и удивительное.
Однако, не забывайте об одном правиле: «Не перегружайте эссе лишними словами». Упрощайте предложения, искренне смеясь над длинными фразами, которые иногда звучат, как выговор во время марафона. Ведь, в конце концов, ваше эссе должно читаться легко и оставлять у читателя легкую улыбку, словно после теплого весеннего дождя.
Так что пишите, творите, смешите, но помните, что ваше эссе — это не просто набор букв, а возможность представить миру нечто уникальное, радостное и, возможно, даже немного забавное. Творите с уверенностью и жизнерадостностью, и ваше эссе станет не просто текстом, а настоящим литературным приключением!
В данной статье я делюсь личным опытом ведения дневника — практики, которая стала для меня не только способом высказать свои чувства, но и путём к самопознанию. С 10-15 лет я записывал свои переживания, скрывая от посторонних глаз свою внутреннюю жизнь. Сегодня, на пороге 50 лет, я осознаю, что открытие своего «истинного мира» может оказать освежающее влияние на моё существование, убирая страхи и сомнения.
Я расскажу, как дневниковые записи могут помочь вам разобраться в себе, развить креативность и улучшить эмоциональное состояние. Вы научитесь решать проблемы и ставить цели, начав свой путь к самосовершенствованию. Дневники как литературный жанр представляют собой интимные размышления, отражающие глубину человеческой души. Я привожу яркие примеры великих дневников, таких как «Дневник Анны Франк» и «Дневник писателя» Достоевского, и делюсь своими размышлениями о значении доверия и поддержки в жизни.
Обсуждая свой опыт, я предлагаю 40 вопросов, которые помогут вам с тем, как начать вести дневник и освоить этот жанр. Моя цель — вдохновить вас на открытие нового мира внутри себя и поделиться своими мыслями о том, как писать дневники и почему это так важно. Присоединяйтесь к этому увлекательному пути самопознания и обретите вдохновение для своёй собственной истории.
Я веду дневник с 10-15 лет, чтобы выговориться и услышать себя. Старался прятать свои откровения от чужих глаз, но теперь понимаю, что мои усилия были тщетны. В 50 лет я задаю себе вопрос: «Что произойдет, если все увидят мой истинный мир?» И, вдруг осознав, понимаю, что мне станет легче жить, исчезнут многие страхи и сомнения.
Я готов помочь вам открыть мир своих мыслей и чувств через дневниковые записи! Предоставлю инструмент, который поможет разобраться в себе, развить креативность и улучшить эмоциональное состояние. Записывая переживания, вы учитесь решать проблемы и ставить цели. Начните путь к самопознанию и самосовершенствованию уже сегодня! Возможно, мой опыт вдохновит вас на ведение собственного дневника.
Как и вы, уважаемые читатели, я искал ответы на жизненные вопросы в книгах. Читал много и разных авторов. В итоге в мою голову пришла идея написать книгу, и я стал вести дневниковые записи о реальных событиях. Хотя книгу я так и не написал, мечта детства привела меня к возможности увидеть и описать детали своей картины мира. Я вдруг осознал, что вижу мир вокруг совсем иначе, чем мой сосед. Каждый из нас является творцом своей картины мира.
Дневники как литературный жанр — это интимные записки и размышления авторов, открывающие их внутренний мир. В них запечатлены мимолетные чувства, переживания, события и мысли, отражающие личные и социальные аспекты жизни. Яркие примеры дневникового жанра включают:
В «Дневнике писателя» Достоевский представляет уникальный литературный и философский обзор мира. Эта книга — не просто запечатленные мысли одного из величайших писателей, но и глубокий анализ нравственных, социальных и психологических вопросов его эпохи. С 1876 по 1877 год Достоевский записывал идеи о религии, свободе воли, природе человека и политических тревогах России, что обострило уже и так сложные моральные дилеммы.
«Дневник писателя» стал моей настольной книгой, потому что каждая страница — это источник вдохновения и глубины. Я нахожу в ней созвучие своим переживаниям и размышлениям о жизни, которые остаются актуальными и сегодня. Читая Достоевского, я понимаю, насколько тонко он ощущает человеческую природу, что помогает мне прояснить собственные мысли и чувства.
Эти размышления о существовании, борьбе между добром и злом, судьбе и святости заставляют остановиться и задуматься. «Дневник писателя» — это не только интеллектуальное путешествие, но и моральное ориентирование, делающее его настоящей настольной книгой для каждого, кто ищет ответ на важные вопросы жизни. Откройте для себя мир Достоевского и позвольте его мыслям поддерживать вас в повседневной жизни.
Для меня это о доверии и поддержке. О том, как важно иметь рядом человека, которому можно рассказать, пусть не все, но хотя бы многое. Рассказать всё не получится никому — стыдно. А вдруг не примут? Не поймут, что я не идеален, что у меня есть комплексы и страхи? Кроме того, то, чем мы восхищаемся и радуемся, может вызывать совершенно противоположные чувства у другого человека. За жизнь я написал более 60-ти тетрадей дневниковых записей и очень редко перечитываю свои творения. Совсем недавно решил освежить свои впечатления:
Основная проблема, с которой я столкнулся, когда начинал вести дневник, заключалась в том, что я не знал, о чем писать. Я буквально зависал при виде чистого листа и ручки на столе. Думаю, это чувство знакомо и вам, дорогие читатели. Мне, например, помогли вопросы к самому себе, и я уверен, что они помогут и вам. Вот 40 вопросов, способных помочь вам освоить литературный жанр «Дневник» и успешно вести свои записи:
Вы можете задавать себе и множество других вопросов. Главное — будьте честны перед собой. Чтобы пообщаться со мной и получить мотивацию и советы, присоединяйтесь к моей группе «Путевые заметки» на телеграм. Жду вас также в чате
Лекция журналиста, литератора и основателя проекта «Полка» Юрия Сапрыкина освещает, как изменялся жанр дневника от античности до наших дней. Это был долгий путь от подведения итогов жизни к интимному разговору с самим собой.
Как дневники похожи на послание в бутылке завтрашнему себе? О чем мы пишем, когда говорим о себе? Кроме того, важным аспектом является то, как дневники и мемуары могут помочь нам, и почему сотни молодых людей, которые бросились искать несчастного кота на железнодорожных путях, вселяют надежду, что не все потеряно.
На лекции рассматриваются следующие моменты технологии ведения дневников: о чем мы пишем в дневниках? Художественный вымысел или честное повествование о том, что было? Отбор и компоновка частей записей при создании произведения. Влияние возраста автора и эпохи, в которой он живет, на дневники. Восприятие автором собственных мотивов спустя время. Откуда начинается жанр дневника: исповедь Аврелия Августина, протестантские общины, русские масоны. Дневник как интимная вещь — предвестие романтизма. Читатель и автор интимного дневника: послание в будущее.
В завершение нашего путешествия по страницам личного дневника, важно напомнить, что этот жанр — не просто запись мыслей и чувств, но и инструмент глубокого самопознания и осмысления жизненного опыта. Каждый написанный нами слово — это шаг к пониманию самих себя и окружающего мира, отражение нашей внутренней правды.
Дневник становится свидетелем наших перемен, помогает освободиться от страха и сомнений, и служит источником вдохновения в моменты кризиса. Это интимное пространство, где можно смело выражать свою индивидуальность, исследовать свои ценности и мечты.
В конечном итоге, ведение дневника может стать ключом к личностному росту, открыв новые горизонты и возможности для саморазвития. Пусть каждая запись напоминает вам о том, насколько важны ваши мысли и чувства, и как они могут повлиять на вашу жизнь и жизнь окружающих.
Записывайте, размышляйте, исследуйте — и пусть ваш дневник станет отражением вашей уникальной истории.
Используйте ссылку в приложениях для аудио-подкастов или RSS-каналов, таких как Apple Podcasts, Castbox, Overcast, Feedly и другие.
Копировать ссылку