Мы исследуем, как стереотипы о новых богатых людях, зачастую ассоциируемые с криминалом, формировались в народном сознании. Особое внимание уделяется культурным аспектам, включая примеры юмора, карикатуры и анекдотов, которые иллюстрируют отношение общества к этому классу. Как «новые русские» влияют на современные представления о бизнесе, нормах и ценностях? Погрузитесь в анализ социального феномена, который до сих пор вызывает много споров и дискуссий.
История жизни и творчества
15 мая 2015 года я снова встретил своего земляка. Несмотря на разницу в возрасте, мы быстро нашли общий язык. Я сразу признал в нем родную душу, и за это время мы стали близкими. Наша последняя встреча состоялась возле выставочного зала Союза художников.
14 января 2020 года он ушел из жизни. Мы провожали псковского художника-карикатуриста, члена Союза художников России Владимира Андроновича Кузнецова, которому было 81 год. Прощание с покойным прошло 16 января в церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Торгу.
Владимир Кузнецов был членом Союза художников России и работал как художник-график в жанре политической карикатуры и плаката. Его творческий путь в сатире продолжался более 50 лет, а известность он приобрел в 80-е годы. Художник активно участвовал в выставках и конкурсах как в России, так и за пределами страны, его работы публиковались в различных изданиях, в том числе в известном советском журнале «Крокодил».
Он стал обладателем медали и диплома международного конкурса «Сатира в борьбе за мир», учрежденного Союзом художников России и Академией художеств. Награду Владимиру Кузнецову вручал знаменитый датский художник Херлуф Бидструп.
Херлуф Бидструп был широко известен благодаря публикациям в социалистических изданиях Восточной Европы, что стало его единственным шансом выжить и прокормить семью. Его карикатуры до сих пор активно размешают в социальных сетях с комментарием: «Жизненно». Из-за популярности Бидструпа в СССР многие до сих пор считают его работы советскими.
В 80-е годы Кузнецов работал художником-карикатуристом в редакции газеты «Псковская правда», а также в «Молодом ленинце». Он был ведущим юмористической рубрики на ГТРК Псков и разрабатывал логотипы для различных предприятий, включая псковский Горводоканал. Кроме того, Кузнецов возглавлял Художественный фонд России по Псковской области.
В его послужном списке — дипломы за участие в международных выставках и публикации в различных периодических изданиях, включая журнал «Крокодил», тираж которого достигал шести миллионов экземпляров. Он также прошел стажировку в этом журнале. Владимир Кузнецов принимал участие в выставках в Болгарии, Франции, Германии, Японии и Турции.
22 июля в выставочном зале Псковского отделения Союза художников России на ул. Ленина, 1 состоялась выставка работ Владимира Кузнецова, приуроченная к его 70-летнему юбилею и 50-летию творческой деятельности. Посетителем той выставки был и ваш покорный слуга.
С поздравительными словами выступила начальник комитета по культуре администрации города Пскова Феодосия Тесленко. Она отметила, что этот день важен не только для юбиляра, но и для культурной жизни города. «Владимира Кузнецова не надо представлять, он хорошо известен. Его творчество востребовано обществом», — сказала Тесленко, добавив, что Кузнецов — «тонкий и деликатный психолог».
Заместитель председателя Государственного комитета Псковской области по культуре Наталья Сергеева отметила, что работы Кузнецова — это его личный взгляд на жителей Пскова, добрый взгляд художника. Она пожелала ему творческого долголетия и вручила керамическую статуэтку княгини Ольги, отметив, что хранительницей Владимира является его супруга Ольга. Интересно, что окружают Кузнецова Ольги: так зовут и его жену, и сестру, и дочку.
«Карикатура — это призвание, форма мышления, с которой нужно родиться. От художника-карикатуриста требуется не только обострённое восприятие, но и особое сатирическое мышление, умение быстро находить убедительные сюжетные решения и интересные пластические образы, смешные интерпретации фактов, удачные гиперболы и остроумные ходы. В. Кузнецов владел всеми этими качествами в совершенстве. Его сатирический стиль — это продолжение традиций сатирической графики», — отметила в ходе выставки О. Владимирова.
Нежданная встреча
Вчера я заглянул в магазин «Черномор» на ул. Металлистов, напротив выставочного зала «Вера». Я давно знаком с Сергеем Владимировичем, хозяином магазина, который часто радует меня интересными находками. На этот раз он предложил мне альбом под названием «Выставка, которая не состоялась: сатира, дружеские шаржи, юмор». Именно здесь состоялась нежданная встреча с земляком и его творчеством.
Я увидел свою жизнь глазами художника-карикатуриста. Понимали ли мы, что происходит? В общем-то, да. В это время я работал в Псковском горисполкоме, где около 80% сотрудников имели высшее образование. Мы много обсуждали политику, и все понимали, что рыночная экономика вызовет безработицу, но каждый надеялся, что он, будучи образованным и умелым, не останется без работы.
Занимаясь вопросами торговли, я осознавал, что система распределения благ прогнила. Те, кто пережил трудные годы перестройки, поймут, увидев карикатуры на нашу жизнь того времени. Мы все надеялись, что рыночные цены наполнят полки магазинов, отсечет кого-то от товаров, а наш жизненный уровень будет достаточным для решения всех потребностей. Но реальность оказалась иной: много кто из «демократов» мыслит лишь о себе, а мы лишь развесили уши.
Размышляя о перестройке в СССР и её последствиях, нельзя не отметить, насколько сложным и многогранным был этот процесс, часто воспринимаемый однобоко. В 1991 году народ, якобы осуществляя «демократический выбор», оказался в ситуации, когда истинные причины и реалии этого выбора оставались вне поля зрения.
Советское общество, обладая высоким уровнем образования и политической вовлеченности, стало местом, где многие стремились обсуждать и осмысливать политику, но были лишены возможности реализовать свои идеи. Уверенность в завтрашнем дне позволяла этим людям сосредоточиться на самосовершенствовании, однако, в конечном счете, они осознали, что бюрократия стала доминирующим классом, удаляющимся от коммунистических идеалов.
Как возникло такое расслоение? Проблема заключалась в том, что новое общество, находясь на этапе буржуазного индустриального роста, не сумело обеспечить свою духовную и политическую целостность. Возможные выходы из этой ситуации могли включать радикальное переосмысление коммунизма и движение к постиндустриальному обществу или свержение старой бюрократии и переход к буржуазному правлению. Однако на деле «демократический выбор» не оказался настоящим.
Непрерывные события тех лет напоминали контролируемую «революцию сверху» больше, чем искреннее стремление народа к свободе. То, что начиналось как ностальгия по правам и свободам, быстро перехватили новые лидеры, направившие недовольство в русло, выгодное существующей власти.
К сожалению, на фоне старых идеалов произошла переориентация, и вместо настоящей социально-экономической революции состоялось лишь совпадение интересов бюрократов. Общественное сознание, разогретое до предела, оказалось легкой мишенью для манипуляций, что позволило избежать реальных изменений.
Сегодня мы можем сожалеть о том, что вместо прогресса и глубокой социальной ответственности стали свидетелями абстрактной борьбы за власть. Картину нашего прошлого вновь выставляют на показ, чтобы ослепить общество различными эталонами «хорошей жизни». Настоящая смысловая работа, способная помочь лучше понять историю и себя, вновь оказывается на обочине.
Историческая память, которой нам так не хватает, должна стать не просто ремеслом, но и основой для формирования осознанного и ответственного общества. Возвращение к глубоким вопросам о том, кто мы и откуда, могло бы помочь выстраивать не только личные, но и общественные смыслы, создавая будущее, в котором нет места отстраненности и безразличию. Нам следует начать новую эру, полную надежды и стремления к великому, а не мелочному.
Принимая во внимание современные вызовы, с которыми сталкивается общество, необходимо подумать о том, как мы можем переосмыслить свою историю и использовать ее для создания более справедливого и устойчивого будущего. Одним из ключевых моментов в этом процессе становится необходимость сохранения исторической памяти как важнейшего инструмента индивидуального и коллективного самосознания.
Историческая память, в отличие от простого знания истории, является нитью, связывающей нас с нашими предками и позволяющей понимать, как их действия и выбор формировали общество, в котором мы сегодня живем. Это не просто набор фактов и дат, а живое свидетельство, придающее смысл нашим настоящим действиям и решениям. Важно научиться использовать этот опыт для создания диалога внутри общества, стимулируя не только анализ ошибок прошлого, но и достижений.
Во многих случаях исторические события воспринимают как мрачные страницы, а мы должны учиться черпать вдохновение в рассказах о том, как общество преодолевало трудности, как конструктивный диалог приводил к переменам и прогрессу. Эти примеры могут показать, что даже в тяжёлые времена существует потенциал для преобразований и самосовершенствования.
Недостаток критического мышления в отношении истории и отрыв от прошлого нередко ведут к тому, что общества повторяют одни и те же ошибки. Поэтому важным является сохранение открытости к изучению и обсуждению не только тех событий, которые вписываются в общепринятые каноны, но и тех, которые могут вызывать споры и дискуссии. Эти обсуждения необходимы для формирования более глубокой и многосторонней картины исторического опыта.
Важно, чтобы образование стало не просто передачей знаний о прошлом, а воспитанием активных граждан, готовых к критическому осмыслению приоритетов своего общества. Опираясь на реальные примеры сопротивления, солидарности и взаимной поддержки, мы можем вдохновить новое поколение на смелые шаги к изменениям.
В обществе и культуре должен возникнуть запрос на открытые платформы для обсуждения и переосмысления исторических событий, где разные точки зрения могли бы сосуществовать и обогащать друг друга. Это не только задача для историков или педагогов, но и вызов для каждого из нас, кто хочет видеть своё общество цивилизованным и прогрессивным.
Наконец, пришло время возродить интерес к истории как к инструменту изменения. Понимание исторических контекстов и уроков, извлеченных из них, должно занимать ключевую позицию в формировании нашей идентичности и направлении будущих усилий. Уверен, что на этом пути мы сможем найти новый смысл, в конечном счете, построить общество, которое будет по-настоящему отражать наши идеалы и стремления.
Новые русские
Советский Союз был страной, где выделяться было невозможно, как в обществе, так и в различных сферах жизни. Это касалось не только известных людей или руководителей партии и страны, но и владельцев крупных предприятий, кооперативов, и всех, кто был ответственен за распределение товаров.
И вот, иностранцы стали видеть совершенно других русских. Они начали скупать всё, не заботясь о качестве товаров и не торгуясь. Дорогие машины, элитные особняки, брендовая одежда — главное было приобрести, не обращая внимания на их реальную ценность или полезность. Эти новые русские отличались от предыдущих туристов, и именно тогда возник термин «новый русский».
Вот парочка анекдотов, помогающих понять отношение народа к новым русским:
Встречаются два новых русских. Один говорит другому: «Слышал, ты купил себе 600-й Мерседес? А я всё ещё на 300-м». «Погоди, — отвечает второй, — так это ведь тоже 600-й!» «Нет, это 300-й, у меня просто маленький участок, там больше трехсотых машин не поместится».
Или такой: Новый русский заезжает на автосервис, заказывает полный тюнинг: спойлеры, турбина, глушитель погромче и чтобы «ляляка была». Мастер, приняв заказ, не знает, что такое «ляляка». Подходит к опытному мастеру, тот говорит: «Ты просто четыре дырки в руле просверли!» «Зачем?» — «Увидишь». Мастер сверлит. Новый русский забирает свою машину, лезет в кабину, просовывает пальцы в дырки и начинает крутить их: «Ляля! Ляля!»
Как видно, в народе не испытывали симпатии к этому классу. Многие ассоциировали новых русских с бандитами, хотя это были разные группы. Все было так, что почти весь бизнес совершался через криминальные схемы, но криминалом занимались одни, а бизнесом другие. Так что не стоит путать новых русских с бандитами.
В заключение, рассмотрение образа «новых русских» позволяет глубже понять сложную динамику социокультурных изменений, происходивших в России в постсоветский период. Этот уникальный класс наглядно демонстрирует конфликт между традиционными ценностями и новыми экономическими реальностями. Исследование стереотипов и предвзятостей, связанных с «новыми русскими», отражает не только их влияние на бизнес, но и на различные аспекты общественной жизни, включая юмор и культурные нормы.
Несмотря на негативные ассоциации с криминальной составляющей, важно отметить, что «новые русские» выступают не только как объект критики, но и как катализатор изменений в обществе. Они олицетворяют амбициозность и стремление к успеху, а также вызовы, с которыми сталкивается общество в процессе трансформации.
Таким образом, понимание и анализ феномена «новых русских» являются важными шагами к осознанию современных социально-экономических условий в России, а также к формированию более взвешенного взгляда на этот многогранный аспект жизни страны.
В "Псковской энциклопедии" ты узнаешь о городе Пскове всё..., не выходя из дома.
Новая теория плазмопиролиза, и не только
Лекция в автобусе, экспедиция Псков
Лекция Лиды Соловьевой в автобусе
Один из самых крупных и известных в России мужских монастырей с многовековой историей.
Название монастыря связано с находящимися в нём пещерами, называемыми «Богом зданными» (то есть созданными Богом).
Монастырь был основан в 1473 году преподобным Ионой в холме из песчаника.
Игумен монастыря — архиепископ Печерский Матфей (Копылов).
Монастырь ни разу за свою историю не закрывался
В пещерах снимать нельзя.
Псков. Неожиданное открытие на берегу Великой
3 декабря 2011
https://ru.wikipedia.org/wiki/Псков
В древний город Псков съездить удалось в свободный день между концертами Изморози в Великом Новгороде и Минске. Вечером транзитом через станцию Дно уехал в Брест, где тоже не играл.
"До Пскова 4 часа на бусе. На вокзале есть табличка про отречение Николая II. Я смотрел на рельсы и вокзал, пытаясь представить обстановку здесь почти 100 лет назад... На осмотр Пскова и Кремля отвел себе четыре часа. По Октябрьскому проспекту прошел мимо гостиницы Октябрь, стадиона Машиностроитель и церкви Василия Великого на Горке к Псковскому Крому и набережной реки Великая. 3 декабря, а снега еще нет!
Пройдя Кром изнутри, обошел его также со стороны речки Пскова. Несколько отличных видов прилагаются."
По ссылке
https://claptop76.livejournal.com/23849.html
можно прочитать рассказ о приключенческом проезде по Румынии без миронмобиля, увидеть кадры фотосессии October sun и вспомнить о моем графике того времени.
Через 11 лет настало время вернуться - 15 июля 2022 года играли с группой Aura концерт на даче состоятельного местного жителя в пригороде. Для того состава группы концерт оказался последним. Утром до отъезда я пробежался по знакомым и заметно похорошевшим местам.