Заветы в Послании к евреям
В отношении завета, посредником которого был Иисус, Послание к евреям учит следующему:
- Иисус — его поручитель (7:22).
- Это лучший завет (7:22; 8:6).
- Иисус — его Ходатай (8:6; 9:15; 12:24).
- Он утвержден на лучших обетованиях (8:6).
- Это второй завет (8:7; 10:9).
- Это новый завет (8:8, 13; 9:15; 12:24).
- Это не такой завет, который Бог заключил с Израилем, когда вывел их из Египта (8:9).
- Для его освящения была необходима смерть, включая пролитие крови (9:16, 18).
- Он стал действительным и вступил в силу, когда умер Тот, кто составил его (9:17).
- Он был милостив и прощал грехи (8:12; 10:17).
- Кровь этого завета освящает нас (10:29; см. также Мф. 26:28; Mк. 14:24; Лк. 22:20; 1 Кор. 11:25).
- Христиане приступают к этому завету, а не к тому, что пришел с Синая (12:18-24).
- Это вечный завет (13:20). Возможно, имеется в виду тот вечный завет, о котором предвозвещал Бог (Иер. 32:40; Иез. 16:60; 37:26).
Относительно завета, переданного через Моисея, Послание к евреям говорит следующее:
- Новый, второй, завет лучше этого (7:22; 8:6).
- Обетования второго лучше обетовании первого (8:6).
- Он называется первым заветом (8:7, 13; 9:1, 15, 18; 10:9).
- Новый завет показал его ветхость (8:13).
- Когда было написано Послание к евреям, он обветшал и был близок к уничтожению (8:13).
- Смерть Иисуса простила совершенные при нем грехи (9:15).
- Он был утвержден кровью животных (9:18-21).
- Он был отменен, чтобы новый завет мог вступить в силу (10:9).
Новый, второй и лучший, завет, посредником которого был Иисус, заменил собой старый, первый завет, переданный Моисеем. Тот первый завет больше недействителен. “[Он] отменяет первое, чтобы постановить второе” (Евр. 10:9).
В некоторых версиях Библии Евр. 10:9 переводится таким образом, будто были отменены только жертвы: “И этим Бог отменяет первый порядок принесения жертв и утверждает новый порядок” (Современный Перевод).
Ограничение “первого” только жертвами не имеет оправдания, поскольку “первый” идет после Евр. 8, где говорится о первом завете и связанных с ним жертвах (8:7, 13; 9:1, 15, 18). Цель Послания к евреям — показать, что переданное нам Иисусом гораздо лучше закона и завета, которые Бог дал Израилю (1:1, 2; 3:3-6; 7:19, 22; 8:6).
Мы, христиане, приступили не к горе Синай, пылающей огнем, где звучали трубные звуки, когда передавались десять заповедей (Исх. 19:18; Евр. 12:18, 19). Мы приступили к горе Сион, небесному Иерусалиму, и к Иисусу, Ходатаю нового завета (Евр. 12:22-24).
Евр. 12:18-24 перекликается с двумя аллегорическими заветами Павла в Гал. 4:24-26 — одному с горы Синай, пылавшей огнем (указание на десять заповедей), и другому, новому завету Христа, представленному в виде небесного Иерусалима. Оба отрывка учат, что христиане — дети не того завета, что был передан с горы Синай, а Божьи дети по вере, открытой через Иисуса.
Во 2 Кор. 3:6-14 Павел пишет, что начертанное на камнях было “преходящим” (ст. 7, 11, 13). Нам не нужно приходить к тому, что было возвещено с Синая; мы должны прийти к Иисусу и покориться Ему (Еф. 5:24), Ходатаю Нового Завета (Евр. 12:24). Первый завет упразднен; мы служим при втором завете — завете, который передал нам Иисус.
0 комментариев