logo Prox Blog

ЗАПИСКИ-НА-ПОЛЯХ: Сталин и Наука. #1.upd.

[первая ‎итерация]

Сколько‏ ‎слежу ‎за ‎вопросом ‎столько ‎цирк‏ ‎и ‎продолжается.‏ ‎Может,‏ ‎конечно, ‎где-то ‎когда-то‏ ‎и ‎звучало‏ ‎взвешенное ‎спокойное ‎мнение, ‎но‏ ‎я‏ ‎его ‎не‏ ‎слышал, ‎не‏ ‎видел, ‎не ‎знаю.

Итак, ‎в ‎чем‏ ‎суть‏ ‎вопроса ‎и‏ ‎проблемы?

Вы ‎нигде‏ ‎не ‎найдете ‎в ‎трендах ‎и‏ ‎на‏ ‎широких‏ ‎экранах ‎простое‏ ‎научное ‎объяснение‏ ‎того, ‎как‏ ‎личность‏ ‎Сталина ‎той,‏ ‎которая ‎реализовывала ‎себя ‎в ‎КОНКРЕТНОМ‏ ‎периоде ‎исторического‏ ‎времени,‏ ‎и ‎можно ‎ли‏ ‎адекватно ‎ее,‏ ‎личность, ‎оценивать ‎и ‎результаты‏ ‎ее‏ ‎трудом, ‎и‏ ‎если ‎да,‏ ‎то ‎— ‎как?

1.

Каждый ‎из ‎нас‏ ‎рождается‏ ‎с ‎ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ‏ ‎особенностями ‎головного‏ ‎мозга. ‎Беру ‎только, ‎потому, ‎как‏ ‎только‏ ‎мозг‏ ‎тут ‎и‏ ‎будет ‎важен.‏ ‎В ‎основном.‏ ‎Просто‏ ‎упрощаю ‎модель‏ ‎и ‎картину.

Чтобы ‎стать ‎человеком ‎в‏ ‎привычном ‎нам‏ ‎смысле,‏ ‎в ‎обыденном, ‎индивид‏ ‎проходит ‎сквозь‏ ‎процесс ‎социализации. ‎И ‎проходит‏ ‎его‏ ‎всю ‎оставшуюся‏ ‎жизнь ‎до‏ ‎конца.

Этот ‎период ‎после ‎первичной-с ‎рождения‏ ‎—‏ ‎социализации ‎называют‏ ‎ре-социализацией.

Но ‎как‏ ‎с ‎точки ‎зрения ‎она ‎возможна?

Два‏ ‎фактора:‏ ‎неокортекс‏ ‎и ‎социум.

Неокортекс‏ ‎в ‎данном‏ ‎случае ‎выступает‏ ‎тем‏ ‎самым ‎материальным‏ ‎субстратом, ‎«на ‎который ‎„записывается“ ‎информация‏ ‎„поставляемая“ ‎со‏ ‎стороны‏ ‎социума ‎на ‎всех‏ ‎своих ‎социальных‏ ‎уровнях ‎и ‎всех ‎методологических‏ ‎уровней‏ ‎культуры ‎общества.

А‏ ‎откуда ‎берется‏ ‎информация ‎в ‎обществе, ‎которая ‎потом‏ ‎«прививается»‏ ‎индивидам ‎на‏ ‎пути ‎превращения‏ ‎в ‎личность, ‎в ‎социальном ‎смысле‏ ‎слова?

Отметим,‏ ‎что‏ ‎неокортекс ‎и‏ ‎социум ‎крайне‏ ‎и ‎весьма‏ ‎важны,‏ ‎так ‎именно‏ ‎благодаря ‎этим ‎двум ‎факторам ‎у‏ ‎нас ‎не‏ ‎бегают‏ ‎дети-Маугли ‎вокруг ‎или‏ ‎человекоподобные ‎существа,‏ ‎имеющие ‎проблемы ‎в ‎социальном‏ ‎общении‏ ‎и ‎в‏ ‎общении ‎вообще.

У‏ ‎социума, ‎точнее ‎у ‎культурных ‎особенностей‏ ‎социума‏ ‎существует ‎известные‏ ‎гуманитариям ‎закономерности,‏ ‎которые ‎по ‎времени ‎изменяются ‎в‏ ‎такой‏ ‎размерности‏ ‎как ‎«поколения»‏ ‎— ‎20/25‏ ‎лет, ‎обычно‏ ‎считается‏ ‎25, ‎так‏ ‎и ‎мы ‎поступим.

Так ‎вот, ‎к‏ ‎примеру, ‎личность,‏ ‎в‏ ‎процессе ‎первичной ‎социализации‏ ‎Сталина, ‎сформировалась‏ ‎у ‎него ‎к ‎17‏ ‎годам,‏ ‎пусть ‎будет‏ ‎так.

Это ‎значит,‏ ‎что ‎уже ‎к ‎периоду ‎полового‏ ‎созревания‏ ‎у ‎него‏ ‎ОКРУЖАЮЩИМ ‎его‏ ‎обществом ‎были ‎сформированы ‎определённые ‎представления‏ ‎о‏ ‎жизни,‏ ‎своем ‎месте‏ ‎в ‎нем‏ ‎и ‎культуре‏ ‎существования‏ ‎в ‎обществе‏ ‎и ‎мире.

Откуда ‎взялись ‎эти ‎представления?

Как‏ ‎минимум, ‎именно‏ ‎как‏ ‎минимум, ‎они ‎или‏ ‎взялись ‎одно‏ ‎поколение ‎назад, ‎либо ‎три,‏ ‎для‏ ‎той ‎эпохи,‏ ‎это ‎уточнение‏ ‎важно, ‎потому ‎как ‎ныне ‎имеются‏ ‎высокие‏ ‎гуманитарные ‎технологии‏ ‎и ‎сокращают‏ ‎ряд ‎сроков ‎в ‎поколениях ‎вдвое,‏ ‎точнее‏ ‎с‏ ‎25 ‎до‏ ‎10-15 ‎лет,‏ ‎но ‎об‏ ‎этом‏ ‎позже.

Дело ‎в‏ ‎том, ‎что ‎какое-либо ‎явление ‎фиксируется‏ ‎в ‎Культуре‏ ‎и‏ ‎может ‎стать ‎нормой‏ ‎в ‎рамках‏ ‎культуры ‎за ‎срок ‎одного‏ ‎поколения.

Явление‏ ‎становиться ‎ЧАСТЬЮ‏ ‎культуры ‎в‏ ‎период ‎трёх ‎— ‎3 ‎—‏ ‎поколений.

Таким‏ ‎образом, ‎без‏ ‎учета ‎явлений‏ ‎и ‎статуса ‎культуры ‎и ‎ее‏ ‎явлений-феноменов,‏ ‎русской‏ ‎и ‎грузинской,‏ ‎на ‎период‏ ‎времени ‎рождения‏ ‎Кобы,‏ ‎мы ‎имеем,‏ ‎что ‎ряд ‎явлений ‎сформировались ‎за‏ ‎25 ‎и‏ ‎75‏ ‎лет ‎до ‎его‏ ‎появления ‎на‏ ‎свет, ‎и ‎существовали ‎минимум‏ ‎еще‏ ‎лет ‎14.

Сталин‏ ‎родился ‎в‏ ‎1879 ‎годы.

Считаем: ‎факторы, ‎оказавшие ‎на‏ ‎него‏ ‎влияние ‎на‏ ‎формирование ‎его‏ ‎личности, ‎в ‎широком ‎социальном ‎смысле‏ ‎сформировались‏ ‎в‏ ‎период ‎с‏ ‎1804 ‎по‏ ‎1854 ‎года‏ ‎как‏ ‎минимум, ‎вплоть‏ ‎до ‎1893 ‎год. ‎И ‎дальше.

А‏ ‎что ‎вещает‏ ‎там‏ ‎Википедия, ‎так ‎себе,‏ ‎конечно ‎источник,‏ ‎но ‎что ‎уж, ‎на‏ ‎коленке‏ ‎пишу:

«Впоследствии ‎сам‏ ‎Сталин ‎вспоминал:‏ ‎„В ‎революционное ‎движение ‎я ‎вступил‏ ‎с‏ ‎15-летнего ‎возраста,‏ ‎когда ‎я‏ ‎связался ‎с ‎подпольными ‎группами ‎русских‏ ‎марксистов,‏ ‎проживавших‏ ‎тогда ‎в‏ ‎Закавказье. ‎Эти‏ ‎группы ‎имели‏ ‎на‏ ‎меня ‎большое‏ ‎влияние ‎и ‎привили ‎мне ‎вкус‏ ‎к ‎подпольной‏ ‎марксистской‏ ‎литературе“[27].

Теперь, ‎что ‎касается‏ ‎периода ‎Первой‏ ‎Мировой, ‎ВОСР, ‎Гражданской ‎войны‏ ‎и‏ ‎прочего.

В ‎психологии‏ ‎это ‎называется‏ ‎профессиональной ‎социализацией ‎и ‎ресоциализацией.

И ‎надо‏ ‎отметить‏ ‎об ‎окружении‏ ‎Кобы ‎в‏ ‎тот ‎период. ‎Кто ‎его ‎окружал?

Профессиональные‏ ‎революционеры.

Профессиональные.

Те‏ ‎самые,‏ ‎что ‎выбрали‏ ‎революционный ‎путь‏ ‎социальных ‎преобразований.

Которые‏ ‎хорошо‏ ‎знали ‎теорию,‏ ‎практику ‎и ‎технику ‎учения!

Это ‎вам‏ ‎не ‎шпана‏ ‎какая-то.‏ ‎Революционеры. ‎Профессионалы.

Сталин ‎вместе‏ ‎со ‎многими‏ ‎иными ‎устраивал ‎Эксы.

Люди ‎добывали‏ ‎деньги‏ ‎у ‎всех.‏ ‎Спонсировали ‎их‏ ‎многие. ‎И ‎староверы, ‎и ‎Морозов,‏ ‎и‏ ‎Шаляпин, ‎и‏ ‎Горький, ‎многие,‏ ‎многие, ‎многие ‎прочие.

Разговоры ‎они ‎вели‏ ‎о‏ ‎смысле‏ ‎жизни, ‎любви,‏ ‎женщинах ‎и‏ ‎революции. ‎Вру.

О‏ ‎Революции.‏ ‎Только ‎о‏ ‎Революции.

Немало ‎важным ‎фактором ‎того ‎времени‏ ‎был ‎феномен‏ ‎Коминтерна.

Как‏ ‎отлично ‎показал ‎Багаев‏ ‎А. ‎в‏ ‎своей ‎«Презумпции ‎лжи» ‎товарищи‏ ‎агенты‏ ‎Коминтерна ‎порой‏ ‎занимали ‎высокие‏ ‎должности ‎в ‎разведке ‎Британии, ‎а‏ ‎вот‏ ‎с ‎советскими‏ ‎агентами, ‎а‏ ‎они ‎хорошо ‎различали ‎одних ‎от‏ ‎других,‏ ‎они‏ ‎не ‎дружили,‏ ‎от ‎слова‏ ‎совсем, ‎как‏ ‎говорит‏ ‎молодежь.

Багаев ‎замечательно‏ ‎указал ‎и ‎на ‎то, ‎что‏ ‎«1984» ‎это‏ ‎про‏ ‎ангсоц, ‎наступление ‎которого‏ ‎отсрочил ‎СССР,‏ ‎точнее ‎сталинский ‎советский ‎коммунизм,‏ ‎как‏ ‎это ‎описывал‏ ‎Зиновьев ‎А.А,‏ ‎и ‎наступление ‎чего ‎мы ‎видим‏ ‎сейчас.

Так‏ ‎вот.

События ‎с‏ ‎20 ‎по‏ ‎конец ‎50х ‎годов ‎20 ‎века‏ ‎—‏ ‎это‏ ‎условия ‎непрекращающийся‏ ‎ни ‎на‏ ‎миг ‎борьбы‏ ‎различных‏ ‎группировок ‎начиная‏ ‎от ‎тех, ‎кто ‎остался ‎верен‏ ‎Коминтерну ‎внутри‏ ‎молодого‏ ‎советского ‎государства ‎до‏ ‎пройдох ‎и‏ ‎жуликов, ‎которые ‎проникли ‎внутрь‏ ‎государственной‏ ‎системы, ‎не‏ ‎надо ‎ни‏ ‎идеализировать, ‎ни ‎утрировать ‎реальность, ‎особенно‏ ‎того‏ ‎времени.

2.

На ‎протяжении‏ ‎своего ‎развития‏ ‎наука ‎выработала ‎систему ‎инструментов ‎познания:‏ ‎методы,‏ ‎методологии,‏ ‎системы ‎познания,‏ ‎которые ‎в‏ ‎своей ‎совокупности‏ ‎представляют‏ ‎Методологию ‎Научного‏ ‎Познания ‎(МНП), ‎которая, ‎в ‎свою‏ ‎очередь, ‎может‏ ‎быть‏ ‎представлена ‎графически ‎в‏ ‎виде ‎таблицы,‏ ‎но ‎не ‎только.

Высшим ‎методологическим‏ ‎уровнем‏ ‎является ‎—‏ ‎философский ‎уровень,‏ ‎далее, ‎по ‎степени ‎значимости ‎в‏ ‎иерархии‏ ‎методов ‎познания:‏ ‎системный ‎уровень,‏ ‎методологический, ‎методический ‎и, ‎наконец, ‎информационный,‏ ‎он‏ ‎же‏ ‎— ‎фактологический.

Процессы,‏ ‎протекающие ‎в‏ ‎социуме, ‎имеют‏ ‎разную‏ ‎природу ‎и‏ ‎разное ‎влияние ‎на ‎результат ‎разворачивания‏ ‎тех ‎или‏ ‎иных‏ ‎явлений ‎в ‎обществе,‏ ‎но ‎так‏ ‎или ‎иначе, ‎мы ‎—‏ ‎люди‏ ‎— ‎ощущаем‏ ‎на ‎себе,‏ ‎прямо ‎или ‎опосредованно, ‎влияние ‎всех‏ ‎этих‏ ‎процессов ‎различного‏ ‎методологического ‎уровня.

Чтобы‏ ‎увидеть ‎это ‎достаточно ‎обратить ‎внимание‏ ‎на‏ ‎окружающую‏ ‎прямо ‎сейчас‏ ‎нас ‎действительность.

Что‏ ‎происходит ‎в‏ ‎наших‏ ‎жизнях, ‎на‏ ‎индивидуальном ‎уровне?

Что ‎происходит ‎у ‎вас‏ ‎в ‎сфере‏ ‎психики‏ ‎личности, ‎что ‎в‏ ‎семье, ‎что‏ ‎на ‎уровне ‎взаимоотношений ‎между‏ ‎поколениями,‏ ‎какая ‎ситуация‏ ‎в ‎гендерных‏ ‎отношениях, ‎что ‎на ‎работе, ‎что‏ ‎с‏ ‎образованием ‎ваших‏ ‎детей, ‎родных‏ ‎и ‎близких, ‎да, ‎просто, ‎соседей?

Мы‏ ‎словно‏ ‎частицы‏ ‎на ‎поверхности‏ ‎воды, ‎которые‏ ‎каждая ‎в‏ ‎отдельности‏ ‎и ‎все‏ ‎вместе ‎разом ‎ощущают ‎на ‎себе‏ ‎воздействие ‎как‏ ‎ветерка,‏ ‎летящего ‎по ‎водной‏ ‎глади, ‎так‏ ‎и ‎изменение ‎температуры ‎остывающего‏ ‎Гольфстрима,‏ ‎даже ‎если‏ ‎между ‎нами‏ ‎тысячи ‎километров ‎или ‎сотни ‎лет‏ ‎истории.

3.

Социологам,‏ ‎психологам ‎известна‏ ‎и ‎понятна‏ ‎ситуация ‎с ‎преступностью ‎в ‎обществе,‏ ‎которую‏ ‎они-преступность-‏ ‎называют ‎болезнью‏ ‎общества.

Потому ‎что‏ ‎ясно ‎очевидно,‏ ‎что,‏ ‎если ‎где-то‏ ‎появилась ‎преступность, ‎значит ‎были ‎и‏ ‎те, ‎кто‏ ‎оказал‏ ‎системное ‎влияние ‎на‏ ‎ее ‎появление‏ ‎и ‎распространение, ‎эволюцию.

Значит ‎где-то‏ ‎были‏ ‎продолжительное ‎время‏ ‎сформированы ‎условия:‏ ‎а) ‎которые ‎формировали ‎асоциальное ‎поведение‏ ‎и‏ ‎б) ‎отсутствовали‏ ‎«носители» ‎иного‏ ‎поведения, ‎иных ‎стандартов ‎совместного ‎общежития‏ ‎из-за‏ ‎чего‏ ‎явление ‎окрепло‏ ‎и ‎эволюционировало‏ ‎дальше.

4.

В ‎контексте‏ ‎темы‏ ‎вынесенной ‎в‏ ‎заголовок ‎мы ‎можем ‎сказать ‎логически‏ ‎непротиворечиво, ‎что‏ ‎формирование‏ ‎личности ‎Сталина, ‎как‏ ‎и ‎ВСЕХ‏ ‎его ‎современников ‎было ‎«Духом-Того-Времени»,‏ ‎которое‏ ‎сформировалось ‎в‏ ‎результате ‎деятельности‏ ‎предыдущих ‎поколений, ‎на ‎волне ‎которых‏ ‎и‏ ‎действовали ‎все‏ ‎жители ‎не‏ ‎только ‎Российской ‎Империи, ‎но ‎и‏ ‎всего‏ ‎мира.

5.

Как‏ ‎же ‎нам‏ ‎тогда ‎относится‏ ‎к ‎Сталину,‏ ‎уж‏ ‎коль ‎скоро‏ ‎такая ‎повестка ‎стоит ‎постоянно ‎перед‏ ‎нами?

Постараемся ‎быть‏ ‎непротиворечивыми‏ ‎логически.

У ‎политтехнологов ‎есть‏ ‎закон ‎и‏ ‎обратный, ‎из ‎него ‎вытекающий:

«Если‏ ‎что-то‏ ‎происходит, ‎значит‏ ‎это ‎кому-нибудь‏ ‎нужно», ‎и ‎«если ‎что-то ‎не‏ ‎происходит,‏ ‎значит ‎и‏ ‎это ‎кому-то‏ ‎нужно».

6.

Что ‎же ‎значит, ‎когда ‎обладающие‏ ‎ресурсами‏ ‎интеллектуальными‏ ‎и ‎информационными‏ ‎как ‎сторонники‏ ‎личности ‎Сталина,‏ ‎так‏ ‎и ‎противники‏ ‎не ‎обращаются ‎к ‎научному ‎подходу‏ ‎в ‎данном‏ ‎вопросе,‏ ‎и ‎не ‎просто‏ ‎не ‎обращаются,‏ ‎но ‎всячески ‎избегают ‎и‏ ‎умалчивают‏ ‎о ‎такой‏ ‎возможности, ‎вот‏ ‎уже ‎на ‎протяжении ‎многих ‎десятилетий?

Это‏ ‎значит,‏ ‎с ‎точки‏ ‎зрения ‎социального‏ ‎инжиниринга, ‎что ‎никого ‎не ‎интересует‏ ‎личность‏ ‎Сталина,‏ ‎важно ‎отвести‏ ‎взгляд ‎простого‏ ‎человека ‎от‏ ‎иных‏ ‎аспектов ‎его‏ ‎жизни ‎и ‎деятельности, ‎да, ‎и‏ ‎от ‎окружающей‏ ‎действительности,‏ ‎отвлечение ‎от ‎неугодной‏ ‎цели, ‎то‏ ‎есть ‎осуществляется ‎манипуляция, ‎хотя‏ ‎конечно,‏ ‎дело ‎не‏ ‎в ‎ней‏ ‎одной, ‎точнее ‎совсем ‎не ‎ней,‏ ‎но‏ ‎это ‎разговор‏ ‎отдельный.

7.

С ‎точки‏ ‎зрения ‎МНП ‎основная, ‎по ‎степени‏ ‎вовлеченности‏ ‎личности‏ ‎в ‎различные‏ ‎процессы, ‎функция‏ ‎Сталина ‎была‏ ‎—‏ ‎государственная.

И ‎именно‏ ‎с ‎этой ‎позиции ‎и ‎необходимо‏ ‎подходить ‎к‏ ‎вопросу‏ ‎его ‎личности.

8.

Остальные ‎же‏ ‎аспекты, ‎за‏ ‎рассмотрение ‎которых, ‎если ‎кто-либо‏ ‎возьмется‏ ‎рассматривать ‎их,‏ ‎браться ‎нужно‏ ‎с ‎привлечением ‎широкого ‎спектра ‎инструментов‏ ‎познания,‏ ‎с ‎учетом‏ ‎исторического ‎времени,‏ ‎и ‎значительной ‎части ‎факторов ‎его,‏ ‎время,‏ ‎сформировавших.

Как‏ ‎видим ‎это‏ ‎дело ‎либо‏ ‎глубоко ‎заинтересованных‏ ‎лиц,‏ ‎разбирающихся ‎не‏ ‎только ‎в ‎самом ‎вопросе ‎и‏ ‎в ‎вопросах‏ ‎социологии,‏ ‎психологии, ‎антропологии, ‎истории,‏ ‎но ‎и‏ ‎в ‎вопросах, ‎касающихся ‎процессов‏ ‎высокого‏ ‎методологического ‎уровня.

Полагаю,‏ ‎что ‎специалистов‏ ‎такого ‎рода ‎почти ‎нет ‎на‏ ‎просторах‏ ‎нашей ‎Родины.

Единственным‏ ‎кого ‎автор‏ ‎может ‎вспомнить ‎— ‎это ‎Кургинян,‏ ‎который‏ ‎прямо‏ ‎говорил, ‎на‏ ‎ЮТубе ‎есть‏ ‎ролики, ‎что‏ ‎время‏ ‎надо ‎понимать,‏ ‎оно ‎такое ‎было, ‎когда ‎его‏ ‎мать ‎шла‏ ‎по‏ ‎Красной ‎Площади, ‎а‏ ‎отец ‎сидел.

С.Кургинян‏ ‎о ‎Сталине ‎и ‎о‏ ‎его‏ ‎роли ‎в‏ ‎нашей ‎истории

Сергей‏ ‎Кургинян. ‎Сталина ‎необходимо ‎понять


[Вообще, ‎Кургинян,‏ ‎из‏ ‎того ‎что‏ ‎я ‎видел‏ ‎в ‎сети ‎и ‎на ‎ТВ,‏ ‎единственный‏ ‎кто‏ ‎стремиться ‎и‏ ‎пытается ‎показать,‏ ‎объяснить ‎и‏ ‎описать‏ ‎происходящее ‎с‏ ‎позиций ‎высокого ‎методологического ‎уровня ‎—‏ ‎Философского, ‎с‏ ‎позиций‏ ‎Метафизики, ‎пусть ‎и‏ ‎в ‎своей‏ ‎интерпретации, ‎проблема ‎в ‎том,‏ ‎что‏ ‎не ‎многие‏ ‎ею ‎владеют,‏ ‎в ‎отличии ‎от ‎доступности ‎Научного‏ ‎Подхода‏ ‎широким ‎массам.]

9.

Оценочные‏ ‎суждения ‎хороши‏ ‎для ‎людей ‎инфантильных, ‎ни ‎за‏ ‎что‏ ‎не‏ ‎отвечающих ‎и‏ ‎не ‎отвечавших‏ ‎прежде.

Такова ‎модальность‏ ‎текущего‏ ‎исторического ‎времени.

Если‏ ‎взяться ‎поверхностно ‎даже, ‎то ‎может‏ ‎очень ‎даже‏ ‎вдруг,‏ ‎что ‎в ‎отношении‏ ‎себя ‎самих‏ ‎и ‎нашего ‎окружения, ‎на‏ ‎фоне‏ ‎социального ‎бездействия-социальной‏ ‎импотенции, ‎мы‏ ‎генерируем ‎такие ‎социальные ‎волны, ‎что‏ ‎результаты‏ ‎этого ‎«волнения»‏ ‎окажутся ‎в‏ ‎сто ‎крат ‎ужасающе, ‎чем ‎приписываемые‏ ‎Сталину‏ ‎и‏ ‎его ‎времени‏ ‎— ‎как‏ ‎будто ‎он‏ ‎один‏ ‎в ‎это‏ ‎время ‎жил ‎и ‎работал! ‎—‏ ‎самые ‎ужасающие‏ ‎последствия.

Хотя‏ ‎бы ‎посмотрите ‎как‏ ‎МЫ ‎допустили‏ ‎ТАКОЕ ‎не ‎просто ‎с‏ ‎нашим‏ ‎Образованием, ‎а‏ ‎нашими ‎ДЕТЬМИ.

10.

С‏ ‎точки ‎зрения ‎НАУКИ ‎видятся ‎противоречивыми,‏ ‎нелогичными‏ ‎и ‎методологически‏ ‎ошибочными ‎позиции‏ ‎смешивания ‎эмоционального ‎отношения ‎к ‎личности‏ ‎Сталина‏ ‎на‏ ‎уровне ‎отдельных‏ ‎личностей, ‎к‏ ‎чему ‎нас‏ ‎постоянно‏ ‎и ‎подводят,‏ ‎качая ‎лодку ‎туда-сюда, ‎и ‎его‏ ‎социальных ‎функций‏ ‎в‏ ‎ГРАНИЦАХ ‎существовавших ‎СОЦИАЛЬНЫХ‏ ‎УСЛОВИЙ ‎КОНКРЕТНОГО‏ ‎ИСТОРИЧЕСКОГО ‎ВРЕМЕНИ.

upd:

Совсем ‎забыл, ‎многие‏ ‎то‏ ‎совсем ‎не‏ ‎знают:

Ходил ‎он‏ ‎от ‎дома ‎к ‎дому,
Стучась ‎у‏ ‎чужих‏ ‎дверей,
Со ‎старым‏ ‎дубовым ‎пандури,
С‏ ‎нехитрою ‎песней ‎своей.

А ‎в ‎песне‏ ‎его,‏ ‎а‏ ‎в ‎песне‏ ‎–
Как ‎солнечный‏ ‎блеск ‎чиста,
Звучала‏ ‎великая‏ ‎правда,
Возвышенная ‎мечта.

Сердца,‏ ‎превращенные ‎в ‎камень,
Заставить ‎биться ‎сумел,
У‏ ‎многих ‎будил‏ ‎он‏ ‎разум,
Дремавший ‎в ‎глубокой‏ ‎тьме.

Но ‎вместо‏ ‎величья ‎славы
Люди ‎его ‎земли
Отверженному‏ ‎отраву
В‏ ‎чаше ‎преподнесли.

Сказали‏ ‎ему: ‎«Проклятый,
Пей,‏ ‎осуши ‎до ‎дна…
И ‎песня ‎твоя‏ ‎чужда‏ ‎нам,
И ‎правда‏ ‎твоя ‎не‏ ‎нужна!»
Иверия. ‎1895. ‎№ ‎218 ‎(на‏ ‎груз.‏ ‎языке).
Иосиф‏ ‎Сталин. ‎Стихи.‏ ‎С. ‎6.

Примечание
Пандури‏ ‎— ‎трехструнный‏ ‎щипковый‏ ‎музыкальный ‎инструмент.
Известен‏ ‎другой ‎перевод ‎этого ‎стихотворения, ‎принадлежащий‏ ‎Ф. ‎И.‏ ‎Чуеву‏ ‎(См.: ‎Чуев ‎Ф. Молотов:‏ ‎Полудержавный ‎властелин.‏ ‎М., ‎2002. ‎С. ‎314):
Он‏ ‎бродил‏ ‎от ‎дома‏ ‎к ‎дому,
словно‏ ‎демон ‎отрешенный,
и ‎в ‎задумчивом ‎напеве
правду‏ ‎вещую‏ ‎берег.
Многим ‎разум‏ ‎осенила
эта ‎песня‏ ‎золотая,
и ‎оттаивали ‎люди,
благодарствуя ‎певца.

Но ‎очнулись,‏ ‎пошатнулись,
переполнились‏ ‎испугом,
чашу,‏ ‎ядом ‎налитую,
приподняли‏ ‎над ‎землей
и‏ ‎сказали: ‎—‏ ‎Пей,‏ ‎проклятый,
неразбавленную ‎участь,
не‏ ‎хотим ‎небесной ‎правды,
легче ‎нам ‎земная‏ ‎ложь.
Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048