Этот список не является каким-то академически выверенным перечнем, и уж точно не претендует на роль «N книг, которые обязан прочесть каждый». Это набор текстов и авторов, в первую очередь значимых лично для меня, поэтому бессмысленно спрашивать «А что тут делает…» или «А почему нет…» Хотя, кстати, уточнения — «А может, про вот это ты просто забыл?» — только приветствуются. Но в целом. Как приглашая гостей, вы заботитесь в первую очередь о том, чтобы их общество было вам приятным, так и книги здесь подобраны по простейшему принципу — с ними мне было хорошо, или по крайней мере, по итогу я подумал «О, вот оно, значит, что это такое», они занимательны или важны лично для меня, и это единственное основание для того, чтобы обратить на этот текст и Ваше благосклонное внимание.
Если вам нужен список, необходимый, чтобы быть (или хотя бы слыть) образованным человеком, есть вполне рабочий метод — взять программу чтения филфака и идти по ней. Несколько таких программ, включая, например, МГУ, есть в интернете в публичном доступе. Список уже, так сказать, адаптированный под условно-массового читателя профессиональным филологом, можно найти, к примеру, здесь.
Также подчеркну: здесь художественная литература, редко разбавленная мемуарами. Нон-фикшн, история, философия и т. д. входят в список по факту желания левой пятки.
Кроме того, я исхожу из того, что мой читатель сам не дурак, и разберется самостоятельно с вопросами типа отделения произведения от взглядов автора. совпадения или несовпадения моих вкусов с его собственными, политическими воззрениями, понятиями о пристойном, и т. д. и т. п. В конце концов, любую книгу можно в любой момент просто закрыть. Также договоримся на берегу, что в 16 вкусы не те же, что в 36, и если у меня остались еще какие-то сантименты к роману, прочитанному в юности, вовсе не факт, что вы испытаете те же чувства, впервые открыв его под сорок. Ну, и будем считать, что там, условные «Три мушкетера» и «Ты жива еще, моя старушка?» и так все читали, так что книги такого рода тут по желанию левой пятки, ну, или есть мне кажется, есть смысл перечитать.
Металитература
Все-таки не удержусь от сверхкраткого списка общеобязательного, на мой взгляд, чтения. Все, что здесь есть, стоит знать просто ради того влияния, которое эти тексты оказали на мировую литературу. Неважно, христианин ли вы, Библия слишком глубоко вбита в наш культурный контекст, чтобы ее игнорировать; неважно, с первого ли раза вы правильно прочли слово «пышнопоножный», но откуда оно взялось, стоит знать, и Каллисто с Калипсо тоже нежелательно путать.
Гомер, «Илиада», «Одиссея».
Н. Кун, «Мифы древней Греции» (скажем честно, вряд ли Вы прочтете все оригиналы, которые пересказывает Кун, если вы не филолог, но на уровне что откуда взято — стоит знать).
Библия. Опять же, редко кто прочтет целиком, но в пересказе хотя бы надо. Однозначно стоит прочесть без пересказа, как есть:
Ветхий завет докуда желания хватит, но хотя бы до «Второзакония» включительно (это где 10 заповедей), и отдельно «Книгу Екклесиаста».Новый завет — как минимум, четыре Евангелия и «Апокалипсис».
Шекспир. Стоит более-менее всё, но однозначно нужны основные трагедии — «Гамлет», «Король Лир», «Отелло», «Макбет», «Ромео и Джульетта»; основные комедии — «Венецианский купец», «Укрощение строптивой», «Буря», «Сон в летнюю ночь», что-нибудь из исторических пьес (типа «Ричарда III»), ну, и сонеты.
Древности, Средневековье и Раннее новое время
Ксенофонт, «Анабасис». Видимо, первый в мире военный мемуар. Вдобавок, хорошо написанный.
Авсоний. Ну да, вроде как, не самый известный античный поэт, и если б я хотел выпендриться, вписал бы сюда Катулла или Горация. Ну, и ладно.
Платон. «Пир», «Государство» и т. д.
Эсхил — трагедии
Софокл — трагедии
Аристофан, «Лисистрата». А вот это у древнегреков комедия. Кстати, действительно очаровательная и атмосферная; Эсхил и Софокл возвышенные, но вот тут — хоть низкий жанр и все такое — много интересного как раз про быт, про живую жизнь, про шутеечки тогдашние. Многие штуки смотрятся просто дивно современно.
«Старшая Эдда», «Младшая Эдда». Мрачный скандинавский эпос, в природе есть несколько недурных пересказов, но вообще, «Эдды» стоят того, чтоб прочитать их как есть — это просто атмосферно, а множество офигенных фрагментов во всех адаптациях опущено.
Исландские саги — «О Ньяле» (мне больше нравится перевод Канцельсона, если что), «О Греттире», «О Гисли», «Об Эгиле».
Бенгтссон, «Рыжий Орм». Ну, да, это не сага как таковая, просто к слову пришлось, но роман шикарный.
«Песнь о Нибелунгах»
«Песнь о Роланде»
Сэй-Сенагон, «Записки у изголовья». Литературный дневник средневековой японской придворной дамы. Погружающе, легко и увлекательно.
«Окассен и Николетта» — это, если что, пародия
Валлийщина-ирландщина — допустим, «Похищение быка» и «Кад Годдеу»
«Коронование Людовика»
«Книга назидания» Усамы ибн Мункыза — крестовые походы с точки зрения сарацина
«Речные заводи» — а это классический китайский роман. Он довольно самобытный, и не факт, что понравится; в нем можно просто утонуть, но вообще в целом попробовать стоит. Вообще, в китайской литературе четыре романа считаются «суперклассикой», и «Заводи» — на мой взгляд, наиболее читабельный. Остальные — «Троецарствие», «Путешествие на запад» и «Сон в красном тереме».
Данте, «Божественная комедия». Ну, хотя бы «Ад», он самый интересный: =).
«Тристан и Изольда» в переложении Жозефа Бедье
«Король Артур и рыцари круглого стола» в переложении Акройда. Можете попробовать и аутентичную «Смерть Артура» Мэлори, но это огромный и весьма занудный кирпич, в общем, я вас предупредил: =) Как вариант — Теренс Уайт. Да, «Янки при дворе короля Артура» мне тоже очень нравился в детстве (сейчас восторги поутихли), но главное не повторять мою ошибку, и не начинать знакомиться с Артурианой именно с «Янки»!
«Песни южных славян» — это, собственно, название книги. Сборник старинных баллад, собственно, южных славян. Поэтично, самобытно и просто красиво.
Бокаччо, «Декамерон». И, кстати, есть еще «Гептамерон» Маргариты Наваррской
Брант, «Корабль дураков»
Кампанелла, «Город солнца»
Лопе де Вега, «Овечий источник»
Брантом, «Галантные дамы». Это как бы и веселая эротика, но как положено в таких случаях, оно вообще про живую жизнь; всячески рекомендую.
Ларошфуко, «Максимы»
Лабрюйер, «Характеры»
XVIII–XIX века
Вольтер, «Кандид». Пожалуй, это ответ на пресловутый вопрос о том, какую книгу вы бы взяли с собой на необитаемый остров.
Лесаж, «Хромой бес». Ну, и вообще плутовские романы как таковые. Хотя в основном они были написаны раньше. И еще вообще — французская повесть XVIII века как таковая — Дидро, Мариво и пр.
Прево, «Манон Леско»
Де Сад, «Жюстина», «Флорвиль и Курваль» и т. д. У Сада по очевидным причинам сложная репутация, но стоит знать, что это такое. И отдельно — учитывать контекст.
Захер-Мазох, «Венера в мехах». Нет, сюрприз, это не про кнуты и бондаж, если кто подумал.
Шиллер, «Разбойники»
Голдсмит, «Векфильдский священник»
Амброз Бирс, рассказы. Сборник «В гуще жизни» — прям хорошо.
Джек Лондон. Тут кто-то поморщится, мол, в школе читал. Но попробуйте, например, «Рассказы южных морей» или «Мексиканца».
Торо, «Уолден»
Мопассан, «Милый друг»
Флобер, «Госпожа Бовари»
Бальзак. «Гобсек», «Отец Горио», «Полковник Шабер», «Банкирский дом Нусингена», «Евгения Гранде» и вообще цикл «Человеческая комедия» — тут просто погуглите-почитайте, что это такое и проникнитесь величием замысла — я не шучу. Если бы меня попросили назвать величайшего романиста всех времен, то вот он был бы одним из серьезных кандидатов.
Эдгар По, рассказы
Шелли, «Франкенштейн»
Гюго, «Отверженные». Для меня лично — просто-таки один из ключевых романов. Его же «Девяносто третий год».
Стивенсон, «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»
Клейст, «Кетхен из Гейльбронна»
Мериме, новеллы, «Хроника времен Карла IX»
Сенкевич, «Огнем и мечом», «Потоп», «Пан Володыевский». Тут, скажем так, надо приспособиться к стилю и к тому, что у автора «поляк» — это не просто национальность, а мировоззрение, и где-то даже религия. Но вообще, очаровательная трилогия.
Ну, и раз уж заговорил — Мицкевич, «Пан Тадеуш».
Мировой ХХ-XXI век
Ремарк. «На Западном фронте без перемен» — «Возвращение» — «Три товарища» (формально это не единый роман, но по факту трилогия), «Время жить и время умирать», а также «Черный обелиск», «Триумфальная арка», «Ночь в Лиссабоне» — но тут вы рискуете тем, что они у вас сольются воедино:) Нежно люблю.
Хемингуэй. «По ком звонит колокол», «Иметь и не иметь», «Праздник, который всегда с тобой», «Опасное лето», рассказы, рассказы, рассказы. Титан, орел и вообще.
Гашек, «Похождения бравого солдата Швейка». Всячески рекомендую также комментарии Сергея Солоуха (гуглится на раз-два, издавались отдельной книгой); кроме того, у него отличные рассказы, скажем, о том, как он служил комендантом Бугульмы!
Оруэлл. Тут все сказали «1984», но и «Памяти Каталонии», и «Фунты лиха в Париже и Лондоне», и вообще, это тоже автор, у которого стоит хотя бы глянуть всё.
Экзюпери, и нет, не «Маленький принц», а «Военный летчик», «Южный почтовый», «Ночной полет», «Планета людей», «Цитадель»
Честертон, истории про отца Брауна, «Наполеон Ноттингхильский», «Перелетный кабак»
Хаксли, «Дивный новый мир»
Сартр, «Мухи»
Сабатини, «Жизнь Чезаре Борджа»
Кено, «Зази в метро»
Маклин, «Крейсер его величества „Улисс“, „Пушки острова Наварон“
Ле Карре, «Звонок покойнику», «Шпион, пришедший с холода» и пр. Мега-классика шпионского романа.
Форсайт, «Псы войны», «Ветеран»
Акутагава, «В чаще» и т. д.
Кадзуо Исигуро, «Погребенный великан»
Уильямс, «Трамвай „Желание“
Кристи, «Десять негритят»
Капоте, «Хладнокровное убийство», «Завтрак у Тиффани»
Хейли, «Аэропорт»
Пьюзо, «Крестный отец»
Кейн, «Почтальон всегда звонит дважды»
Керуак, «В дороге»
Роберт Мейсон, «Цыпленок и ястреб». Прекрасные «вьетнамские» мемуары вертолетчика
Перес-Реверте, в основном цикл «Капитан Алатристе», но он хорош и в остальном; романов много разных, но попробуйте еще и публицистику, «С намерением оскорбить», вот это вот всё.
Форрестер, «Хорнблауэр». Классика британского исторического романа.
Фрейзер, «Флэшмен». Вообще, это пародия на классическую английскую историческую беллетристику; как если бы у нас кто-то взялся писать исторический роман «Мишка Квакин». Но вот, скажем, тот роман, что про Индию — он уже дошел до уровня, где и не то чтоб пародия, реально хорош.
Ну, и давайте сюда же Акунина с его циклом про Фандорина, хотя он формально в другом разделе. До «Коронации», ну ок, до «Любовников смерти».
Суинтон, «Оборона Дурацкого брода». Ну, и раз уж заговорил, «Гадюкинский мост» и «Перевал Крастера» Марченко
Харпер Ли, «Убить пересмешника» — это, по идее, предельно очевидный совет, но — «Пойди, поставь сторожа» тоже стоит прочитать, а главное — погуглите, откуда «Пойди…» вообще взялось.
Борхес, рассказы
Митчелл, «Облачный атлас»
Петрович, «Осада церкви Святого Спаса»
Клавелл, эпический «Сегун», остальное тоже могучее
Эко, «Имя розы», «Пять эссе на темы этики» и т. д.
Маккарти, «Дорога», «Кровавый меридиан»
Зюскинд, «Парфюмер»
Щерек, «Междуморье» и прочее. Вообще, хороший автор, у нас почти что неизвестный, и даже русский перевод, похоже, чей-то самопал.
Пошли по фэнтези…
Толкин, «Властелин колец». Комментарии не требуются, да? «Хоббит» тож, но предполагается, что его Вы читали в детстве. «Сильмариллион» — как пойдет, уж очень специфический; к «Сильмариллиону» примыкают «Дети Хурина», «Падение Гондолина» и прочее. Мы говорим «фэнтези», подразумеваем «Толкин».
Раз уж упомянул Толкина — Урсула Ле Гуин, «Волшебник Земноморья» (с продолжениями). Книжка сильно иная по настроению, но вместе с Толкином — одна из основополагающих для жанра.
Сапковский. Тут все по классике — цикл про Ведьмака; затем «Башня шутов», «Божьи воины» и «Свет вечный», а также «Змея», «Вареник, или Нет золота в серых горах», рассказы, публицистика.
Мартин. Тут все сказали «Игра престолов», но вообще, обратите внимание и на цикл про Дунка и Эгга — «Межевой рыцарь», «Присяжный рыцарь», «Таинственный рыцарь». Если «Игра» кажется уж очень монументальной, то трилогия про Межевого рыцаря — это самое то.
…и, допустим, Мария Семенова с «Волкодавом» — ну, первыми 2-3 книгами цикла.
…Ну, и Камша, «Красное на красном» и тот же цикл до первого «Зимнего излома» включительно.
…и примкнувшая к ним Коростелева, «Школа в Кармартене», «Цветы корицы, аромат сливы»
Ну, и по фантастике…
Брэдбери, «451 по Фаренгейту»
Лоис Буджолд, цикл про Барраяр
М. и С. Дяченко, «Шрам», «Горелая башня»
Г. Л. Олди, «Путь меча», «Маг в законе», «Ахейский» цикл и те де.
Андрей Валентинов, «Капитан Филибер», «Флегетон», «Ола», «Даймон», «Омега», «Дезертир». «Филибер» — один из романов, которыми будет оправдываться на страшном суде попаданчество.
Буркатовский, «Вчера будет война».
Матесон, «Я — легенда».
А что, а давайте «Королевская битва», автор Таками
Стругацкие. «Понедельник начинается в субботу», «Град обреченный»; из цикла про Полдень — «Попытка к бегству», «Парень из Преисподней», ну и да, мне вообще этот цикл нравится как есть. «Трудно быть богом» — мне категорически неприятен главный герой, но да, сама история достойна того, чтоб быть прочитанной. Хотя бы потому, что…
…на ее основе покоится эпический «Факап». Михаил Харитонов (он же Константин Крылов) — автор просто-таки монументального фанфика на тему. У него же — «Похождения Буратины», «Неполживые истории», рассказы. Вообще, у меня с Крыловым вышел прям какой-то странный резонанс — мне он очень нравится именно как автор беллетристики, хотя формально она полна таких штук, которые заставляют меня обычно отложить книгу… но не в этом случае. В общем, супергут.
Еськов. Он известен в основном по «Последнему кольценосцу», и да, кстати, в качестве фанфика по Толкину это занятно, но вообще, еще прикольные «Евангелие от Афрания» (именно та часть, где повествование от лица, собственно, Афрания), а лучше — «Баллады о Боре-Робингуде».
Раз уж зашла про фанфики — Юдковский и его «Гарри Поттер и методы рационального мышления». Я прекрасно знаю, какие претензии к нему есть, в т. ч. (и в первую очередь) чисто по художественной части, но все равно.
Лапиков, «Освоение Солнечной». Это да, как бы нонфикшн, но так плотно прилегающий к фантастике, что пусть будет упомянут здесь. Что меня поистине впечатлило — это то, что все описанное, в принципе, не является фантастикой-то. Но смотрится именно как идеи для SF, классической и твердой, как планшет, в который заправлены космические карты.
И по каким-то странным ассоциациям — Север Гансовский, советский фантаст, который мне кажется несколько недооцененным.
Терри Пратчетт. Вообще, он хороший и ржабельный, но тут 1-2 книги прочитал, и считай, прочел их все, а их десятки. Я бы предложил, например, «Стража! Стража!», но можно начать с чего угодно.
Юлия Латынина, цикл «Вейская империя». Первая книга — «Сто полей», а самые, на мой вкус, удачные — «Колдуны и министры» и «Инсайдер». Это, сразу честно предупрежу, история с довольно-таки высоким порогом вхождения; никто ничего не объясняет, а сразу бросают в водоворот. Но как же ж это усладительно, когда втянешься. Серьезно, это круче очень многих знаменитых фантастических вселенных.
Симмонс, «Террор»
Хайнлайн, «Пасынки Вселенной», «Звездный десант» и проч. Суперклассика. Просто вот спасибо, что был.
Олег Дивов, «Родина слонов», «Выбраковка», «Консультант по дурацким вопросам», рассказы и проч.
Русская классика
Здесь откровений не будет, конечно. Хотя…
Старинные баллады. Немалый склад, например, тут. Попробуйте начать с дивного текста «Князь Роман жену терял». Но там вообще все сурово, брутально и увлекательно. Если вас начнет слегка мутить, попробуйте разбавить, например, «Повестью о Ерше Ершовиче».
Грибоедов, «Горе от ума».
Жуковский, баллады. Это просто красиво.
Пушкин, вообще всё; но я бы конкретно рекомендовал обратить внимание на прозу. «Капитанская дочка», «Повести Белкина» и «Пиковая дама» — это в первую очередь чрезвычайно искусно сделано. «Евгений Онегин» — перечтите обязательно уже в более зрелом возрасте, он вам с новой стороны откроется. «Маленькие трагедии» тоже прекрасны. Ну, стихи — понятное дело, основные стихи, основные поэмы, «Песни западных славян» — короче, там фигни просто нет, это действительно великий поэт и писатель, и чтобы это понять, стоит перечесть его через несколько лет после школы.
Лермонтов. «Герой нашего времени» и основные стихи, понятно.
Основные мемуары Наполеоники. Надежда Дурова, «Кавалерист-девица», Денис Давыдов, Ермолов, Радожицкий, Рафаил Зотов, Евгений Вюртембергский… В действительности, вы можете смело выбирать почти любые, достаточно вбить в гугл «мемуары 1812» или «мемуары Наполеоновских войн».
Гоголь. Это тема реально необъятная, то же, что Пушкин — читайте что угодно, наверняка в общепризнанный шедевр попадете.
Гончаров. В этом месте все уже сказали «Обломов», но все-таки «Фрегат „Паллада“. Но и „Обломов“ тоже.
Тургенев. , «Отцы и дети» (ну, это понятно), «Дворянское гнездо», «Рудин», «Стихотворения в прозе», «Ася», «Бретер», «Накануне», «Записки охотника» (которые, кстати, что интересно, очень Хемингуэй любил) и проч. Отдельно прям хорошо — «Вешние воды». Это вообще идеальный русский классик для ненапряжного чтения. Ну, на мой вкус.
Достоевский. Как вы уже догадываетесь, прочесть стоит всё, «Преступление и наказание» должны были уже в школе, от себя же посоветую непременно «Идиота» и «Записки из мертвого дома», например.
Лев Толстой — опять же, как уже догадался проницательный читатель, ознакомиться стоит со всем; «Война и мир» никого не удивит, «Анну Каренину» стоит читать лет в тридцать, имея опыт семейной жизни лучше неудачный, и это отличный роман; «Смерть Ивана Ильича» — однозначно; «Севастопольские рассказы» — да; «Воскресение» — да; «Казаки» — да.
Некрасов — ну, тут все очевидно ж, да; стихи. И, внезапно, прозу он тоже писал — «Мертвое озеро».
А. К. Толстой. Стихи, баллады, былины, «Козьма Прутков», ну, и «Князь Серебряный», само собой. И «История государства российского».
Лесков — «Леди Макбет Мценского уезда», но там можно в принципе основные повести смело осваивать.
Салтыков-Щедрин. «Господа Головлевы», «История одного города».
Чехов. Что угодно, плохо он практически не умеет писать в принципе. Понятно, основные пьесы («Вишневый сад», «Три сестры», «Дядя Ваня» и пр.), рассказы. «Тоска». Или «Моя жизнь». Или «Злоумышленник». Там много и хорошо.
Леонид Андреев. «Рассказ о семи повешенных», «Красный смех», «Иуда Искариот». И те де.
Куприн. «Яма», а также рассказы
Серебряный век, всяческие стихи. Гумилев, Ахматова, Северянин, Брюсов, Хлебников и т. д.
Наши после революции
Багрицкий, «Дума про Опанаса». Поэма о Гражданской войне, которую можно цитировать просто страницами.
Луговской, стихи. Как на мой вкус, так один из самых недооцененных наших поэтов.
Бабель. «Одесские рассказы» и «Конармия».
Шолохов, «Тихий Дон» — один из самых мощных и страшных романов всех времен и народов.
Иванов, «Бронепоезд 14-69»
Фадеев, «Разгром»
Серафимович, «Железный поток»
Мамонтов, «Походы и кони». Занятно, на самом деле; у красных в среднем намного более мощный массив художественной литературы, а белые берут свое мемуаристикой. Как легко заметить, выше сплошь советские авторы, так вот, равновесие можно восстановить именно что мемуарами. Я бы посоветовал взять на эту тему отличные сборники под редакцией С.Волкова, из серии «Россия забытая и неизвестная».
Нина Федорова, «Семья» (а также «Дети»). Почти уверен, что вы о ней не слышали, но это прекрасный роман, и посмею сказать, прощальный поклон русской классики как таковой.
Тынянов, «Подпоручик Киже»
Грин, «Бегущая по волнам», «Корабли в Лиссе», «Зурбаганский стрелок», повести, рассказы, короче, все что угодно из цикла про «Гринландию». Да-да, «Алыми парусами» всех достали. Но дайте шанс, он правда хорош. И кстати, отразите себе, что это написал человек голодный, больной, измученный, почти умирающий, а там уж и без «почти». Из не-«гринландских» историй — «Крысолов».
Шаламов, «Колымские рассказы». Мнение мое, не факт что правильное, но как писателя я его чту выше Солженицына, например.
Раз уж заговорили про лагеря. Вейнерт, Харон, «Злые песни Гийома дю Вентре». Сборник стихов, который сам по себе приятный, но там обстоятельства написания интереснее, чем сам текст.
Шварц, пьесы
Гайто Газданов, «Призрак Александра Вольфа», «Вечер у Клэр»
Марк Алданов, «Святая Елена, маленький остров», «Девятое термидора» и пр.
Шукшин, «Калина красная», рассказы
Соловьев, «Ходжа Насреддин»
Некрасов, «В окопах Сталинграда»
Константин Колесов, «Самоходка № 120». Короткая и очень тяжелая повесть о конце войны
Васильев, «А зори здесь тихие», «В списках не значился» тож.
Быков, «Мертвым не больно», «Дожить до рассвета»
Вайнеры, «Эра милосердия». По ней сняли «Место встречи изменить нельзя», и книга более жесткая, чем фильм.
Набоков. У «Лолиты» скандальная репутация, но это хороший роман, и нет, он, естественно, не о том, как правильно употреблять детей.
Ильф и Петров. Ну, тут понятно, «12 стульев» и «Золотой теленок», но я бы и «Одноэтажную Америку» да.
Булгаков. Вообще, тут есть смысл прочесть всё. Да, понятно, «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия», «Собачье сердце», но и «Записки юного врача», и «Жизнь господина де Мольера», и «Бег», короче говоря, что видите, то и читайте:))
Лавренев — тут все сказали «Сорок первый», но и «Крушение республики Итль», например, да.
Константин Симонов. Стихи (отдельно советую переводы Киплинга), «Разные дни войны».
Веллер. Я предпочитаю его «киноповести» — «Жестокий», «О, Дикий Запад», «Кавалерийский марш», «Баллада о бомбере». Более такой, что ли, стандарт — «Легенды Невского проспекта». Про «Легенды» только учтите, что это все чистая беллетристика. Ну, и «Байки скорой помощи», например.
Довлатов. Рассказы, понятно. «Зона», «Компромисс», «Чемодан» и т. д. и т. п.
Внезапно, Виктор Суворов, но именно художка — «Контроль» и «Выбор». Я искренне считаю, что человек закопал талант в землю и занялся унылым шарлатанством вместо шпионско-баечных романов.
Прилепин, «Санькя», «Обитель», рассказы и проч.
Виктор Пелевин. Вряд ли кого удивлю именем, да и списком романов — Generation P, Empire V, «Священная книга оборотня», «Жизнь и приключения сарая номер XXII» и т. д. и т. п.
Александр Пелевин, «Покров 17», «Калинова яма», «Гори огнем», стихи. На самом деле, стихи больше. И про гномов, конечно, про гномов.
Зубков, «Плохая война», «Хорошая война», «Все дороги ведут в Геную»
Михаил Елизаров, «Библиотекарь»
Мршавко Штапич, «Плейлист волонтера»
Сорокин, «День опричника», «Сахарный Кремль» — скажем так, удовольствие не для всех, но если зайдет, пробуйте остальное.
Юзефович, «Филэллин», «Зимняя дорога»
Лимонов, «Смрт»
Дмитрий Быков, стихи. Не поклонник его романистики, но вот стихи да.
Михаил Щербаков. Вообще, он как бы бард и поет, но это фактически именно стихи, читаемые под гитару.
Иванов, «Географ глобус пропил», «Сердце Пармы» и пр.