Почему это работает

несколько железных аргументов
несколько железных аргументов
Возможно вы даже догадывались, но никогда не приводили в общему знаменателю
- А что, так можно было?
Работая в бизнесе продаж недвижимости я общаюсь с людьми, которые выходят на этот рынок для достижения своих целей. Покупатели хотят купить, продавцы соответственно продать. Так или иначе, но рынок вторичной недвижимости — это круговорот жизни обычных людей, наполненный их эмоциями, страстями, желаниями, противоречиями и всем тем, что присутствует в нашей повседневной действительности. Обычно решение продать свой дом или квартиру связанно с естественными причинами человеческого бытия. Мы женимся, разводимся, рожаем детей, умираем (порой внезапно) и все эти причины приводят к одному, неизменному следствию — необходимости продавать и покупать недвижимость. Очень часто, удовлетворять свои желания в этом направлении нам приходится с помощью профессиональных (и не очень) посредников, в простонародье именуемых риэлторами.
О них и пойдет речь в этой публикации. Точнее мы попробуем разобраться в тонких настройках поколений, их ценностях, которые неизменно должны быть приложены в процессе реализации своих профессиональных действий на рынке недвижимости.
Почему я решил вообще разговаривать об этом, спросите вы? Дело в том, что я нахожусь в этом бизнесе уже давно и мне, как руководителю подразделения продаж, необходимо рекрутировать людей из разных поколений. Я провожу собеседования и ищу бриллианты в этом разнообразии личностей, с которыми мне по роду моей управленческой деятельности приходится общаться.
И главным вопросом, который я бы хотел раскрыть в этой публикации — это поколения Z, которые уже вышли на рынок труда и их возможностях в моем бизнесе продаж недвижимости.
Насколько совпадают ценности риэлтора, из этого поколения с возможностью продать себя и свою услугу собственникам объектов недвижимости? Есть ли в принципе, у человека 18-24 лет те эмоциональные патерны, которые задействуется в процессе обсуждения продажи и причин, приводящих к ней?
Ну что ж, давайте разбираться вместе…
Вот, что я нашел об в Википедии об определении поколения Z: Поколение Z (англ. Generation Z) — термин, применяемый в мире для поколения людей, родившихся, по разным классификациям, примерно с середины 1990-х до начала 2010-х годов (нижние границы дат рождения 1995—1997, верхние границы 2010—2012 и даже позже). Оксфордские словари определяют поколение Z как группу людей, родившихся в период с середины 1990-х ГОДОв ДО начала 2010-х годов, которые считаются хорошо знакомыми с Интернетом.
Разделение поколений по признаку знакомства с Интернетом в юном возрасте (поколения Х и Y не могут этим похвастаться) неизбежно накладывает на мозг особые нейронные связи, в виде клипового мышления, что неизбежно влечет за собой следствия, в виде не способности длительно концентрироваться на чем то.
В результате они переключают свое внимание с одного объекта на другой. Им сложно читать длинные тексты, смотреть длинные фильмы и долго слушать музыку. У них снижается способность к анализу. Клиповое мышление обычно противопоставляют другому типу — системному (или линейному). Такому типу мышления свойственно получать информацию целиком, глубоко погружаться в нее, систематизировать и анализировать.
Именно линейное мышление более свойственно поколениям X и Y. X — это люди, которые родились в 1965–1980 годы, сейчас им 43-58 лет. Они застали продолжение Холодной войны, падение Берлинской стены, перестройку, войну в Афганистане и появление компьютеров.
Поколение Y (миллениалы) — люди, которые родились с 1981 по 1996 год, сейчас им 27-42 года. Многие из них помнят распад СССР и бум цифровых технологий, распространение интернета и мобильной связи.
Выскажу свое личное мнение — это люди более зрелого возраста — поколения Х и Y. Поколение Z просто еще не успело заработать денег на покупку такого дорогостоящего актива, как недвижимость. Конечно, всегда есть исключение из правил и собственниками становятся даже несовершеннолетние дети. Но мы сейчас рассуждаем не об юридическом аспекте владения недвижимостью, а об возможности принимать решения об продаже. Как правило, всегда решение принимают (лицо принимающее решение, далее по тексту ЛПР) именно те, кто приобретал фактически.
То есть, поколения с линейным (не клиповым) мышлением. Где причины и следствия, традиционно следуют друг за другом. Где главенствующими являются традиционные ценности, такие как крепкая семья а не родитель 1 и 2, Родина, патриотизм, служение отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, приоритет духовного над материальным, гуманизм и милосердие, коллективизм (!), взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений. Все то, что присутствует в указе нашего президента В. В. Путина «О сохранении и укреплении традиционных духовно-нравственных ценностей».
Они никогда не пользовались городскими телефонами, не считали знаки в смс и не держали в руках дискету. Смартфоны для них — дополнительная память еще с начальной школы, им не нужно постоянно держать информацию в голове, ведь всегда можно «загуглить» любой вопрос. Для них мир — это интернет, социальные сети и мобильные устройства. Они выросли в эпоху технологий и поэтому они очень хорошо разбираются в компьютерах, гаджетах и программном обеспечении. Зеты быстро учатся и легко адаптируются к новым технологиям.
Однако, помимо технологий, Z-поколение также очень заботится о социальной ответственности и экологических вопросах. Они стремятся делать мир лучше, зеты предпочитают работать в компаниях, которые занимаются благотворительностью, поддерживают сортировку мусора и т. д.
Кроме того, они очень ценят свою свободу и независимость, поэтому предпочитают работать в компаниях с гибким графиком и удаленкой. Если что-то на работе идет не так или не оправдывает ожиданий, зеты не станут терпеть, они тут же напишут заявление об уходе. Они знают, что всегда можно найти другое место по душе.
То есть, мы получаем антогонистическое поколение основным собственникам, продающим недвижимость — поколению X и Y.
Подобное утверждения может быть достаточно спорным. Для продажи услуги необходима общая внутренняя установка, паттерн, психологическая настройка на общее достижение успеха. И самое главное — продавец услуги должен быть «на одной волне» с собственником продаваемого объекта. Как мы раньше разбирались, причины приводящие собственников к продаже своих квартир и домов всегда носят бытовой, социальный характер, что является естественным следствием жизни. Могут ли обладать таким уровнем эмпатии и жизненных знаний молодые люди из противоположного поколения?
На этот вопрос я уверенно отвечаю — нет. Подобное не возможно из-за пропасти, разделяемой на всех уровнях жизнедеятельности людей из разных поколений. Мой опыт работы подтверждает все теоретические догматы, имеющие место в данном обсуждении а так же практическое, прямое взаимодействие с представителями всех поколений. В моем офисе работают продавцы услуг и товаров из всех поколений — Иксов, Игриков и Зетов, при этом последних, как вы понимаете очень не много из-за причин, обсуждаемых выше.
Однако будем справедливы к представителям всех поколений. Любое утверждение есть спорное, и имеет исключение из правил. И если продажа услуги представителем поколения Z собственнику, из поколения XY, как мы выше разобрались, будет сложна и не однозначна, то способности к продаже именно товаров (в данном случае объектов недвижимости) у поколения Зет, могут быть более результативны. Хотя бы в части Маркетинга, что является неотъемлемой частью любой продажи товаров.
Инновационное, не стандартное, клиповое мышление позволяет Зетам находить новые каналы продвижения товаров, поиска покупателей. Вот здесь они как рыба в воде — Нельзяграмм, сети, чаты, каналы и прочие виртуальные связи им подвластны с большей результативностью, чем представителям более старшего поколения.
Как найти сплав двух ступенчатой (и от этого самой сложной) системы продаж в недвижимости, когда риэлтор сначала продает услугу а потом сам товар, с участием поколения Z, которые сейчас преобладают количественно на рынке труда — это задача № 1 для меня и моего бизнеса. Возможно, нужно разбивать по персоналиям участие в каждом этапе. Например, услугу продают те, кто наиболее способен (поколения XY) а к продаже товара подключаются представители более прогрессивного в этой части, поколения Z. Создать подобную связку, наверное и будет решением столь сложной но необходимой задачи, которая так проста на поверхности но чрезвычайно сложна, при погружении в нее на практике.
21 декабря прошел Всеросийский день Риэлтора. Публикации в СМИ по поводу этого события, которые я увидел, дают очень своеобразную информацию — кто такие риэлторы и чем они занимаются на нашем Российском рынке недвижимости.
Проникновенность профессиональных посредников на рынке недвижимости в США составляет от 95-98% всех сделок. В РФ данной статистики нет, но подавляющее большинство сделок проходит с подписанием договоров «на коленках» перед сдачей в МФЦ, а договоры при этом составлены самими покупателями без учета существенных условий, которые всегда возникают в таких сложных сделках, как продажа-покупка недвижимости.
Так как я работаю на этом рынке более 10 лет, у меня сложилось четкое представление об работе профессионального посредника в этой сфере. Но общее мнение людей, да порой, и самих «риэлторов», не выдерживает никакой критики, что побудило меня поговорить в этой публикации на эту тему. Для меня эталонной работы профессионального посредника на рынке недвижимости, является Северо Американский рынок. Так сложилось исторически, что я использую методику, созданную в Новом свете.
В этой публикации я постараюсь кратко изложить суть, как я понимаю саму профессию и в чем главные отличия на текущий день в РФ и США.
Работа риэлторов в США значительно отличается от практики, принятой в России. Эти различия обусловлены как законодательной базой, так и культурными особенностями рынка недвижимости в обеих странах. Рассмотрим ключевые аспекты, которые выделяют американских риэлторов и их деятельность.
Быть риэлтором в Америке — это профессия, связанная с продажей, покупкой, арендой и управлением недвижимостью. Это может быть как карьерой, так и предпринимательской деятельностью. Работа риэлтора в США имеет ряд особенностей, которые выделяют её на фоне аналогичных профессий в других странах.
В США профессия риэлтора строго регулируется законодательством. Чтобы работать в этой сфере, необходимо получить лицензию, которая выдается после прохождения обучения и сдачи экзамена. Более того, лицензия действительна только в определенном штате, поэтому переезд в другой штат потребует повторного лицензирования. Не все агенты по недвижимости являются риэлторами. Чтобы быть риэлтором, нужно быть членом Национальной ассоциации риэлторов (NAR), что подразумевает соблюдение строгого этического кодекса.
Требования к лицензированию варьируются от штата к штату, но основные шаги включают:
Лицензию необходимо обновлять каждые несколько лет, проходя дополнительное обучение.
В России лицензирование риэлторов отсутствует, и рынок регулируется гораздо менее строго. Это порождает большое количество частных агентов, которые могут работать без специального образования или сертификации.
Вообще, данное обстоятельство, как отсутствие обязательного лицензирования посредников на рынке недвижимости, дискредитирует саму профессию. Ведь вы только вдумайтесь — предлагать услугу или называться риэлтором у нас может кто угодно. Мало того, что комплекс работ для продажи объекта клиентом настолько общирен и сами методы требуют самого глубокого изучения, опыта, знаний., так и сам субьект, который взаимодействует с людьми, не проходит никакого ценза.
И все это, на самом дорогом товарном рынке, который нас окружает. Ни один другой рынок (разве что рынок углеводородов и наркотиков), не может сравниться по объему. Я уже даже не говорю, про те суммы денег, которые пролетают мимо государства в виде налогов. А это сейчас, в нашей мобилизационной экономике периода СВО, архиважно!
В США агент по недвижимости (даже с лицензией) должен работать под управлением брокера. Брокер — это более опытный профессионал с дополнительным образованием, который управляет агентством. Брокеры контролируют сделки, предоставляют юридическую поддержку и обучают новых агентов.
Риэлторы получают свои комиссионные только после закрытия сделки (closing). Это момент, когда:
Комиссия риэлтора закладывается в договоре между продавцом и его агентом (листинговый договор). Если в сделке участвует агент покупателя, комиссионные делятся между агентами продавца и покупателя.
Как правило, комиссию выплачивает продавец недвижимости. Её размер обычно составляет 5-6% от окончательной цены продажи, но эта сумма может варьироваться в зависимости от штата, рынка и предварительных договорённостей.
Пример:
Оплата комиссии риэлторам осуществляется из средств продавца при закрытии сделки через эскроу-счет (escrow account). Эскроу-счет \u2014 это временный банковский счет, управляемый третьей стороной, обычно эскроу-агентом или титульной компанией. Вот как это работает:
Размер комиссионных и порядок их распределения оговариваются в договоре, который продавец заключает с агентом. Этот договор называется Listing Agreement. Также в соглашении прописывается, как будет делиться комиссия между агентом продавца и агентом покупателя (если он есть).
В США система оплаты риэлторских услуг прозрачна благодаря следующим механизмам:
В России комиссионные обычно ниже и составляют 2-4% от стоимости объекта. Кроме того, нередко встречаются ситуации, когда покупатель и продавец платят своим агентам отдельно.
Очень часто не профессиональные участники рынка (Частные Маклеры, далее ЧМАКи) завлекают Покупателя аргументом, что я вам покажу недвижимость и платить мне не нужно, но на самом деле к стоимости объект недвижимости «закладывается» сверху сумма комиссии для агента покупателя. На профессиональном сленге, это называется «Закладка». При этом Продавцу преподносится Закладка, как шантаж — или мы заложим сверху и уговорим Покупателя купить именно твою квартиру, или продавай сам дальше.
Как вы прекрасно понимаете, подобные непрозрачные отношения между сторонами сделки и посредниками, имеют место быть в разных регионах нашей страны. Например, исторически на Юге, комиссию в сделке всегда оплачивает Покупатель. А на Севере нашей Родины как раз наоборот — в большинстве случаев комиссия берется при продаже с Продавца.
В целом картина настолько разношорсная, что при переезде из одного региона в другой, клиенты сталкиваются с непониманием ситуации об оплате, что влечет за собой сложности при взаимоотношениях с ними профессиональными посредниками.
Большинство риэлторов в США являются членами Национальной ассоциации риэлторов (NAR), что дает им право называться «Realtor». Членство в NAR накладывает на риэлторов определенные обязательства, такие как соблюдение этического кодекса и стандартов обслуживания клиентов.
В России отсутствует единая ассоциация риэлторов, и членство в профессиональных организациях является добровольным. Это означает, что стандарты работы агентов могут значительно различаться. А порой они и вовсе отсутствуют.
Безусловно, есть профессиональные компании, в которых существует структура работы, четкие правила взаимоотношений между агентами, профессиональное обучение и контроль на всех этапах услуги. Юридическая, услуга Брокеров по банковскому кредиту, Услуга оценки недвижимости для ипотечного кредита, все это возможно в рамках Единого окна под крышей профессиональной компании, например такой как компания АЯКС на рынке Краснодарской недвижимости.
Но в целом, профессиональное движение риэлторов в России имеет разрозненный, хаотичный характер, собственно, как и сам рынок недвижимости, который не регулируется никем и ничем.
Американский рынок недвижимости активно использует технологии. В США существует система MLS (Multiple Listing Service) — централизованная база данных, где риэлторы размещают все доступные объекты недвижимости. Эта система обеспечивает прозрачность и удобство поиска для покупателей.
Аналогом нашего АВИТО, в США являются Zillow, Realtor.com и др. За фальсификацию информации поданную на агрегаторы, в США действуют огромные штрафы как к компании, публикуемой Фейк, так и ответственность распределяется на подавшего эту дезинформацию. Каждый объект, публикуемый имеет свою историю — кто, когда и за сколько приобретал, вся история по документам, собственникам, а так же затратам. Более того, учитывая очень суровый налоговый кодекс, все махинации с суммами продаваемой недвижимости заканчиваются сотнями лет тюрьмы. Соответственно, все цифры цен продаж, история изменения цены объекта, все носит прозрачный достоверный характер. Любой собственник может запросить экспресс анализ оценки своей недвижимости и получит ± реальную цену продажи.
В России подобной системы нет, и данные о недвижимости часто разрознены между разными платформами и агентствами. Это усложняет процесс поиска и выбора. Возможность оценить реальную рыночную стоимость объекта ложится только на плечи профессионального посредника у которого есть достаточное количество аналогов, которые были проданны за последний период 3-6 месяцев от даты оценки. Но, как вы понимаете, это не система которая контролируется законодательством а исключительно частная инициатива.
Американские риэлторы выполняют полный спектр услуг для своих клиентов. Они организуют показы, консультируют по вопросам ценообразования, проводят переговоры и помогают с документами. Также риэлторы в США часто сотрудничают с юристами, ипотечными брокерами и инспекторами недвижимости.
Вообще, что касается в целом ответственности риэлторов, то в США риэлторы несут определенную ответственность перед своими клиентами и обязаны соблюдать законодательство, а также этические стандарты, установленные профессиональными организациями, такими как Национальная ассоциация риэлторов (NAR). Рассмотрим ключевые аспекты ответственности и ограничения в предоставлении юридических услуг:
И вот, пожалуй самое важное и главное отличие в работе — то, ради чего у нас в России подавляющее большинство обращается к риэлторам, это юридическое оформление и проверка недвижимости. Дескать, риэлтор в представлении большинства жителей России нужен и должен оказывать именно юридическую услугу. Очень часто я слышу — зачем мне нужен риэлтор, я сам юрист и могу оформить сделку. Это конечно существенное не понимание сути профессиональной риэлторской услуги, очень усложняет нам сам процесс взаимоотношений между клиентом и агентом.
Риэлторы в США не имеют права оказывать юридические услуги, если они не являются лицензированными юристами. Предоставление юридических консультаций без соответствующей лицензии считается нарушением закона и может привести к серьезным санкциям. Однако риэлторы выполняют функции, которые иногда пересекаются с юридическими аспектами, например:
Для более сложных вопросов риэлторы в США сотрудничают с лицензированными юристами, которые обеспечивают юридическую экспертизу документов, консультируют по вопросам собственности и защищают интересы клиентов на юридическом уровне. В некоторых штатах (например, Нью-Йорк и Южная Каролина) участие юристов обязательно при оформлении сделок с недвижимостью.
Так же у риэлторов США существуют ряд ограничений, а именно:
Риэлторы в США обязаны иметь страхование профессиональной ответственности, что защищает их клиентов от ошибок и недочетов в работе. Это повышает уровень доверия к агентам.
В России страхование профессиональной ответственности риэлторов — редкость. Это означает, что клиенты могут столкнуться с рисками, если агент допустит ошибку.
Рынок недвижимости в США и России имеет принципиальные отличия, которые отражаются на работе риэлторов. Американская система более прозрачна и строго регламентирована, что создает благоприятные условия для клиентов. В России же рынок менее организован, что нередко затрудняет работу и для риэлторов, и для их клиентов.
Тем не менее, в обеих странах профессия риэлтора играет ключевую роль в процессах купли-продажи недвижимости. Несмотря на различия, успешный риэлтор всегда будет ориентирован на интересы своих клиентов, предоставляя качественные услуги и профессиональную поддержку.