Русский летописец: Как Владимир Мономах с греческих покойников денег требовал и шапку свою поимел
"В лѣто ж 6621 году Сяде в Киевѣ на великое княжение великий князь Володимеръ Всеволодовичь Манамахъ."
Два Мономаха: внук и дед
1113 год. Придя к власти в Киеве в результате "соляного бунта" - да-да, майданы в Киеве - давняя традиция, князь Владимир, как сообщает Русский летописец, первым делом озаботился... деньгами: собрал родственников, бояр и священников и заявил, что греки денег не платят, хотя ранее платили, не пора ли бы их того, немного "бздынькнуть"?
Услышавши о деньгах, все, естественно, оживились и согласились: коли денег не платят, а должны, то непременно надо бздынькнуть, ибо непорядок. Но поначалу заслать послов: может, так заплатят, а то война - дело дорогое, потратишься сейчас - а там неведомо, как получится, выйти бы в ноль... В общем, послали засланцев, да не к кому-нибудь, а к самому византийскому императору Константину IX, по счастливой случайности оказавшемуся тоже Мономахом: "... и послаша пословъ своихъ в Царствующий градъ ко царю Константину Манамаху."
Тут я в очередной раз сделал стойку. Знаете, как пойнтер на дичь? - Вот так же, поскольку дичь здесь явно была.
Великий князь киевский Владимир Всеволодович Мономах, сын князя Всеволода Ярославовича и внук князя Ярослава Владимировича Мудрого приходился если не родным внуком, то точно родственником по матери тому самому императору Константину Мономаху, от рода которого, соответственно, и получил своё прозвище. А родился сам князь Владимир в 1053 году - аккурат за два года до того, как дед его - вышеупомянутый Константин - помер. И в таковом состоянии пребывал Константин неизменно уже более полусотни лет, пока внук его к нему послов решил не отправить.
Правда, есть в летописании Русским летописцем этого эпизода некая летописка: сел на княжение в Киеве Владимир Всеволодович, после чего возжаждавшие греческих денег родственники и священники обратились с советом... к великому князю Владимиру Ярославовичу, отцу Владимира, бывшему к тому времени тоже покойником лишь чуть-чуть менее императора Константина. И вот этот-то Владимир Ярославович и впрямь ходил походом на Византию, людишек пограбить, да себя показать. А было это в 1043 году, а сопутствовал ему отряд скандинавских наёмников под командованием будущего короля Норвегии Харальда Хардрады - тех самых русских варягов, скандинавских вэрингов и бывших византийских гвардейцев-бараггоев (так?). А чтобы показать, как эту братию называли в Византии, чтоб меня самого в очередной раз не обвинили во вранье (4-), приведу картинку из хроники Иоанна Скилицы, Мадридский список, стр. 208:
Картинка это, вроде бы, относится к сороковым годам 11-го века, когда Харальд со своим отрядом и нанялся к византийскому императору в качестве охраны. Совершенно точно видно, как их называли греки: "Βαραγγοι".
Но вернусь к Русскому летописцу, как он описывает общение Владимира Всеволодовича Мономаха со своим покойным дедом Константином.
Не получив от покойника никакого вразумительного ответа по поводу денег (что, кстати, было ожидаемо 6-), Владимир посылает группу судебных приставов под командованием своего сына Мстислава греческих людишек пограбить и себя показать. Предприятие оказалось настолько успешным, что дед-покойник таки восстал из мёртвых, поднял из них же некоего "патриарха Илария", под которым отдалённо угадывается Михаил I Керуларий просто потому, как никого с более похожим именованием в византийской церкви того периода плюс-минус 100 лет попросту не было, и они, посовещавшись, послали уже своих послов Владимиру Мономаху под предводительством вполне живого и свежеиспечённого митрополита эфесского Неофита (ещё бы он отказался, коль к нему такая компания заявилась 4-). Посольство Неофита прибыло к Владимиру в Киев и вывалило на стол "Честныя и Великия Дары снемъ от своея выя, животворящий крестъ — от самого Животворящаго Древа, на немже изволи распятися Господь нашъ Иисусъ Христосъ; снемлет же со главы своея и венецъ царский. И полагаетъ крестъ и венецъ на блюде златѣ. Повелѣвает же принести и крабиицу сердоликову, из неяже Августъ кесарь Римский пияше, (и честь)в и чепь, исковану от злата аравитскаго, и ины многи царския дары", после чего сообщило, что это - дары от "... царя Константина Манамаха, посланныя тебе на честь и на венчание царства твоего."
Видимо, будучи несколько изумлённым таким ответом от покойного деда, "... великий князь Владимиръ Всеволодовичъ, и по совѣту съ сродники своими и з боляры, и со освященнымъ соборомъ приемлетъ царево моление, и утвержаетъ со Греческими цари вѣчной миръ" - по русскому обычаю покойников нужно уважать, после чего не корысти ради, а токмо волей пославшего послов покойного деда решил венчаться на царство, что митрополит Неофит тут же и сотворил. "По сем же царь Владимеръ Всеволодовичь Маномахъ изыде в домъ свой, сотвори торжество велие всѣмъ."
Эх, знал бы это Иван Васильевич, точно поменял бы профессию. По крайней мере, кому-нибудь 6-). На сём дело с греческой задолженностью Владимиру Мономаху и закончилось. Как бывший тогда вполне живым и действующим императором Византии Алексей Комнин поступил с двумя восставшими из небытия покойниками - Константином и "Иларием", Русская летопись не сообщает.
Я вот всё это к чему так подробно разбираю? Уже где-то писал, что летописи - они как женщины: могут выглядеть очень правдоподобно, пока не приглядишься. Как я заметил, Русский летописец и Иоакимовская летопись - одни из самых любимых среди сторонников "альтернативной истории", "новой хронологии", "всеврульников" и прочих адептов сияния чистого разума. И вот, что примечательно: если Иоакимовскую летопись написал не сам Татищев, то её написал его родственник - архимандрит Мелхиседек, церковный деятель, которого сам Василий Никитич характеризовал как человека невежественного. Относительно Русского летописца тоже складывается мнение, что либо черновые записки архиепископа Пахомия кто-то пустил в оборот без его ведома, либо сам архиепископ - естественно, тоже лицо духовное - опять же был, как бы помягче сказать... весьма, весьма невежествен. В результате и в том, и в другом случае получились документы, которые в любом сознании, замутнённом хотя бы крупицей здравого смысла и памяти, вызывают либо недоумение, либо смех.
Всё бы ничего, коль адепты вышеупомянутых сект достигали бы глубин истории для себя лично, так они активно их распространяют: в сети регулярно появляются разоблачительные ролики, на ТВ в какой-нибудь "Совершенно хоть как-то" постоянно сообщают о потрясающих открытиях, проливающих истинный свет на что попало. Совсем недавно видел ролик, где ещё один профессор то ли химии, то ли ещё чего ссылался разом и на Русский летописец, и на Иоакимовскую летопись, как на источники несомненных исторических фактов, чтобы доказать свою "альтернативную" версию происхождения наших с вами предков. Но вот чего проще: найти в сети сведения - кто таков, когда жил, чем занимался, сравнить с другим - кто, когда и где - сразу станет ясна если не возможность описанного события, то уж невозможность - точно.
А то будете рассказывать, как Владимир Мономах к своему деду-покойнику послов за деньгами посылал 6-).
Почитав про общение Владимира Всеволодовича Мономаха со своим покойным дедом - византийским императором Константином I Мономахом, заинтересовали меня дары, которые, согласно Русскому летописцу, дед-покойник прислал своему внуку.
Вот список якобы присланных в 1113 году даров:
"... животворящий крестъ — от самого Животворящаго Древа, на немже изволи распятися Господь нашъ Иисусъ Христосъ; снемлет же со главы своея и венецъ царский. И полагаетъ крестъ и венецъ на блюде златѣ. Повелѣвает же принести и крабиицу сердоликову, из неяже Августъ кесарь Римский пияше, и честьв и чепь, исковану от злата аравитскаго, и ины многи царския дары"
Из последующего становится ясно, что среди "иных многих царских даров" были ещё виссон, порфира и золотая гривна, поскольку в описании венчания эфесским митрополитом Неофитом Владимира на царство (!) указано:
"И возложи на великаго князя Владимира Всеволодовича животворящий крестъ и порфиру, и виссон, и гривну златую, и венецъ царский возложи на главу его; и всѣми царскими утварьми украси; и царемъ того нарече. и по реклу тезоименита Констянтину царю Мономаху царя Владимера Маномахомъ и братомъ нарекъ."
Порфира - длинная пурпуровая мантия, символ власти и парадное церемониальное одеяние монарха.
Виссон - драгоценная очень тонкая ткань, употреблявшаяся для одежды первосвященников и царей.
С порфирой ясно: длинный плащ или мантия. В каком виде виссон был передан Владимиру, неизвестно, однако, поскольку виссон на Владимира был возложен, то получается что-то вроде накидки, готового изделия.
В дальнейшем изложении Русского летописца животворящий крест, порфира, виссон, гривна и царский венец являются царскими инсигниями и передаются от отца к сыну: Владимир передал их Юрию Долгорукому, тот - своему сыну Всеволоду, и далее вплоть до Ивана нашего Васильевича будущего Грозного в 1534 году. А дальше... а дальше - всё. Животворящий крест - вещь огромного религиозного значения - упоминается в записи от 1606 года и прочих, относящихся к Смутному времени, и в последний раз - в записях за 1619 год. И более в Русском летописце, доведённом до 1650 года - времени царствования Алексея Михайловича Тишайшего, второго царя из рода Романовых, он не упоминается.
Пропали сокровища, да. С Иваном-то Грозным всё ясно: тиран-деспот свои сокровища с собой в могилу унёс, чтоб другим не достались, ну и Романов-царь по недогляду оставшийся животворящий крест, уцелевший во время Смуты (!), тоже захапал - одно слово: немец, но есть тут одна штучка...
6970 (1462) "преставися на Москвѣ великий князь Василей Васильевичь марта въ 28 день. А животворящий крестъ и порфиру, и виссонъ даде сыну своему князю Иванну"
7014 (1506) "... животворящий крестъ и порфиру, и виссонъ, и златую гривну, и венецъ Маномаховъ сынъ сего великаго князя Иванна Васильевича Московскаго и всеа Русии князь Василей Ивановичь."
Вроде, всё в порядке, инсигнии честь-по-чести передаются, князья ими венчаются, однако дошёл до наших времён некий документ: Чин поставления на великое княжество князя Дмитрия Иоанновича, внука великого князя Иоанна III Васильевича, того самого Иванна, которому в 1462 году отец его, Василий Тёмный, крест, порфиру и далее по списку передал. А чин - это подробный сценарий ритуала, и в чине этом князь Дмитрий венчался некой шапкой и бармами. Никакого порфира с виссоном, никакой гривны с венцом. Пишут, что, вроде, и животворящим крестом венчался, но я несколько раз перечитал издание чина от 1865 года - упоминания о возложении животворящего креста в обряде не увидел. И штука в том, что венчался Дмитрий в1498 году. И с того времени возложение шапки и барм символизировало принятие великого княжения и царства.
"Ну что ж," - заметит пытливый читатель, - "венчались шапкой с бармами, а Константиновы дары передавали друг другу в качестве семейных реликвий".
Так-то да, но... Семейные реликвии в государственных делах особой роли не играют. Тем более, что кому-кому, а князю Василию Ивановичу - будущему Василию III - уж ой как не помешало бы подтвердить своё право на престол, поскольку его конкурент - Дмитрий Иоаннович к 1506 году был уже венчан великим князем и, хоть и был в опале, оставался жив и относительно здоров. А в деле передачи и утверждения власти такая важная реликвия, как венец самого византийского императора Константина, была бы как нельзя кстати.
И я вот тоже об этом подумал. Но, к своему стыду и невежеству - нет: шапка Мономаха к императору Константину не имеет ну никакого отношения. Считается, что собрана она из пластин шеломов двух князей - Дмитрия Донского и Ивана Ивановича Малого, а в основе её - чуть ли не женская тюбетейка. По поводу места и времени создания шапки до сих пор идут споры, но сходятся к одному: составные части шапки относятся не ранее, чем к XIII веку, то есть сто лет спустя Константиновых даров.
Так что, и Константинов венец профукали? Ан нет, вот он:
Создан он в сороковых годах XI века по заказу императора Константина IX Мономаха, а найден был в 1860 году в тогдашней Венгрии. Но и по поводу этого венца есть сомнения: то ли это - венец, подаренный императором Константином венгерскому королю, то ли это поручь императорского полководца: выполнен венец довольно грубо, и надписи на греческом - с многочисленными ошибками.
А заметили, что я не упомянул ещё одну заметную вещицу из даров Константина? - Сердоликовая крабица! Крабица - это на старославянском коробочка. Естественно, что крабица эта непростая: из неё пил кесарь Август, кем бы он ни был - вспоминаем фантазию о Гостомысле, пославшем за потомком того же Августа на русских престол.
Относительно её есть хорошая статья А.В. Сиренова "Сердоликовая крабица московских князей XIV-XVI вв. как царская инсигния". И в этой статье довольно убедительно показывается, что крабица была то ли куплена, то ли заказана Иваном Калитой: "... коробочку золотую, а то есмь дал княгини своей с меншими детми". В завещании Ивана Красного она описывается так: "... коропка сердонична золотом кована" - то есть крабица из даров Константина - точно что существовала, поскольку упоминается не в публичных источниках, а в личных документах. Интересно ещё одно совпадение: Русский летописец доводит передачу даров аккурат до Василия III, а в сказаниях о Дмитрие-внуке Иван III подарил своему внуку после венчания того на великое княжение именно сердоликовую коробочку. Внук Дмитрий потом впал в немилость, в результате власть получил Василий. Дмитрий вскорости удачно скончался, и что случилось с его имуществом и сердоликовой коробочкой, никто, конечно, сказать не может - несчастная судьба Константиновых даров!
Кстати, в связи с крабицей в статье есть ссылка на Сказание о великих князьях Владимирских, предположительно написанное опальным митрополитом Спиридоном-Саввой и известное также как Послание Спиридона-Саввы видимо в конце XV или самом начале XVI века, и в этом сказании есть эпизоды и с Гостомыслом, и с Константиновыми дарами, по сути точно скопированные Русским летописцем XVII века.
И вот снова получается, что архиепископ Пахомий собрал вместе небылицы и нелепицы и приправил их капелькой вполне реальных событий, пусть и угадываемых с большим трудом. В результате шапка Мономаха долгое время считалась тем самым царским венцом, а сердоликовая крабица - чашей: ну не из коробки же Август водку пьянствовал 6-).
0 комментариев