И
logo
История от весёлого дилетанта

Русский летописец: Как Владимир Мономах с греческих покойников денег требовал и шапку свою поимел

"В ‎лѣто‏ ‎ж ‎6621 ‎году ‎Сяде ‎в‏ ‎Киевѣ ‎на‏ ‎великое‏ ‎княжение ‎великий ‎князь‏ ‎Володимеръ ‎Всеволодовичь‏ ‎Манамахъ."

Два ‎Мономаха: ‎внук ‎и‏ ‎дед

1113 год.‏ ‎Придя ‎к‏ ‎власти ‎в‏ ‎Киеве ‎в ‎результате ‎"соляного ‎бунта" - да-да,‏ ‎майданы‏ ‎в ‎Киеве‏ ‎- ‎давняя‏ ‎традиция, ‎князь ‎Владимир, ‎как ‎сообщает‏ ‎Русский‏ ‎летописец,‏ ‎первым ‎делом‏ ‎озаботился... ‎деньгами:‏ ‎собрал ‎родственников,‏ ‎бояр‏ ‎и ‎священников‏ ‎и ‎заявил, ‎что ‎греки ‎денег‏ ‎не ‎платят,‏ ‎хотя‏ ‎ранее ‎платили, ‎не‏ ‎пора ‎ли‏ ‎бы ‎их ‎того, ‎немного‏ ‎"бздынькнуть"?

Услышавши‏ ‎о ‎деньгах,‏ ‎все, ‎естественно,‏ ‎оживились ‎и ‎согласились: ‎коли ‎денег‏ ‎не‏ ‎платят, ‎а‏ ‎должны, ‎то‏ ‎непременно ‎надо ‎бздынькнуть, ‎ибо ‎непорядок.‏ ‎Но‏ ‎поначалу‏ ‎заслать ‎послов:‏ ‎может, ‎так‏ ‎заплатят, ‎а‏ ‎то‏ ‎война ‎-‏ ‎дело ‎дорогое, ‎потратишься ‎сейчас ‎-‏ ‎а ‎там‏ ‎неведомо,‏ ‎как ‎получится, ‎выйти‏ ‎бы ‎в‏ ‎ноль... ‎В ‎общем, ‎послали‏ ‎засланцев,‏ ‎да ‎не‏ ‎к ‎кому-нибудь,‏ ‎а ‎к ‎самому ‎византийскому ‎императору‏ ‎Константину‏ ‎IX, по ‎счастливой‏ ‎случайности ‎оказавшемуся‏ ‎тоже ‎Мономахом: "... и ‎послаша ‎пословъ ‎своихъ‏ ‎в‏ ‎Царствующий‏ ‎градъ ‎ко‏ ‎царю ‎Константину‏ ‎Манамаху."

Тут ‎я‏ ‎в‏ ‎очередной ‎раз‏ ‎сделал ‎стойку. ‎Знаете, ‎как ‎пойнтер‏ ‎на ‎дичь?‏ ‎-‏ ‎Вот ‎так ‎же,‏ ‎поскольку ‎дичь‏ ‎здесь ‎явно ‎была.

Великий ‎князь‏ ‎киевский‏ ‎Владимир ‎Всеволодович‏ ‎Мономах, ‎сын‏ ‎князя ‎Всеволода ‎Ярославовича ‎и ‎внук‏ ‎князя‏ ‎Ярослава ‎Владимировича‏ ‎Мудрого ‎приходился‏ ‎если ‎не ‎родным ‎внуком, ‎то‏ ‎точно‏ ‎родственником‏ ‎по ‎матери‏ ‎тому ‎самому‏ ‎императору ‎Константину‏ ‎Мономаху,‏ ‎от ‎рода‏ ‎которого, ‎соответственно, ‎и ‎получил ‎своё‏ ‎прозвище. ‎А‏ ‎родился‏ ‎сам ‎князь ‎Владимир‏ ‎в ‎1053‏ ‎году ‎- ‎аккурат ‎за‏ ‎два‏ ‎года ‎до‏ ‎того, ‎как‏ ‎дед ‎его ‎- ‎вышеупомянутый ‎Константин‏ ‎-‏ ‎помер. ‎И‏ ‎в ‎таковом‏ ‎состоянии ‎пребывал ‎Константин ‎неизменно ‎уже‏ ‎более‏ ‎полусотни‏ ‎лет, ‎пока‏ ‎внук ‎его‏ ‎к ‎нему‏ ‎послов‏ ‎решил ‎не‏ ‎отправить.

Правда, ‎есть ‎в ‎летописании ‎Русским‏ ‎летописцем ‎этого‏ ‎эпизода‏ ‎некая ‎летописка: ‎сел‏ ‎на ‎княжение‏ ‎в ‎Киеве ‎Владимир ‎Всеволодович,‏ ‎после‏ ‎чего ‎возжаждавшие‏ ‎греческих ‎денег‏ ‎родственники ‎и ‎священники ‎обратились ‎с‏ ‎советом...‏ ‎к ‎великому‏ ‎князю ‎Владимиру‏ ‎Ярославовичу, отцу ‎Владимира, ‎бывшему ‎к ‎тому‏ ‎времени‏ ‎тоже‏ ‎покойником ‎лишь‏ ‎чуть-чуть ‎менее‏ ‎императора ‎Константина.‏ ‎И‏ ‎вот ‎этот-то‏ ‎Владимир ‎Ярославович ‎и ‎впрямь ‎ходил‏ ‎походом ‎на‏ ‎Византию,‏ ‎людишек ‎пограбить, ‎да‏ ‎себя ‎показать.‏ ‎А ‎было ‎это ‎в‏ ‎1043‏ ‎году, ‎а‏ ‎сопутствовал ‎ему‏ ‎отряд ‎скандинавских ‎наёмников ‎под ‎командованием‏ ‎будущего‏ ‎короля ‎Норвегии‏ ‎Харальда ‎Хардрады - тех‏ ‎самых ‎русских ‎варягов, скандинавских ‎вэрингов ‎и‏ ‎бывших‏ ‎византийских‏ ‎гвардейцев-бараггоев ‎(так?). А‏ ‎чтобы ‎показать,‏ ‎как ‎эту‏ ‎братию‏ ‎называли ‎в‏ ‎Византии, ‎чтоб ‎меня ‎самого ‎в‏ ‎очередной ‎раз‏ ‎не‏ ‎обвинили ‎во ‎вранье‏ ‎(4-), ‎приведу‏ ‎картинку ‎из ‎хроники ‎Иоанна‏ ‎Скилицы, Мадридский‏ ‎список, ‎стр.‏ ‎208:

Картинка ‎это,‏ ‎вроде ‎бы, ‎относится ‎к ‎сороковым‏ ‎годам‏ ‎11-го ‎века,‏ ‎когда ‎Харальд‏ ‎со ‎своим ‎отрядом ‎и ‎нанялся‏ ‎к‏ ‎византийскому‏ ‎императору ‎в‏ ‎качестве ‎охраны.‏ ‎Совершенно ‎точно‏ ‎видно,‏ ‎как ‎их‏ ‎называли ‎греки: ‎"Βαραγγοι".

Но ‎вернусь ‎к‏ ‎Русскому ‎летописцу,‏ ‎как‏ ‎он ‎описывает ‎общение‏ ‎Владимира ‎Всеволодовича‏ ‎Мономаха ‎со ‎своим ‎покойным‏ ‎дедом‏ ‎Константином.

Не ‎получив‏ ‎от ‎покойника‏ ‎никакого ‎вразумительного ‎ответа ‎по ‎поводу‏ ‎денег‏ ‎(что, ‎кстати,‏ ‎было ‎ожидаемо‏ ‎6-), ‎Владимир ‎посылает ‎группу ‎судебных‏ ‎приставов‏ ‎под‏ ‎командованием ‎своего‏ ‎сына ‎Мстислава‏ ‎греческих ‎людишек‏ ‎пограбить‏ ‎и ‎себя‏ ‎показать. ‎Предприятие ‎оказалось ‎настолько ‎успешным,‏ ‎что ‎дед-покойник‏ ‎таки‏ ‎восстал ‎из ‎мёртвых,‏ ‎поднял ‎из‏ ‎них ‎же ‎некоего ‎"патриарха‏ ‎Илария", под‏ ‎которым ‎отдалённо‏ ‎угадывается ‎Михаил‏ ‎I ‎Керуларий просто ‎потому, ‎как ‎никого‏ ‎с‏ ‎более ‎похожим‏ ‎именованием ‎в‏ ‎византийской ‎церкви ‎того ‎периода ‎плюс-минус‏ ‎100‏ ‎лет‏ ‎попросту ‎не‏ ‎было, ‎и‏ ‎они, ‎посовещавшись,‏ ‎послали‏ ‎уже ‎своих‏ ‎послов ‎Владимиру ‎Мономаху ‎под ‎предводительством‏ ‎вполне ‎живого‏ ‎и‏ ‎свежеиспечённого ‎митрополита ‎эфесского‏ ‎Неофита ‎(ещё‏ ‎бы ‎он ‎отказался, ‎коль‏ ‎к‏ ‎нему ‎такая‏ ‎компания ‎заявилась‏ ‎4-). ‎Посольство ‎Неофита ‎прибыло ‎к‏ ‎Владимиру‏ ‎в ‎Киев‏ ‎и ‎вывалило‏ ‎на ‎стол ‎"Честныя ‎и ‎Великия‏ ‎Дары‏ ‎снемъ‏ ‎от ‎своея‏ ‎выя, ‎животворящий‏ ‎крестъ ‎—‏ ‎от‏ ‎самого ‎Животворящаго‏ ‎Древа, ‎на ‎немже ‎изволи ‎распятися‏ ‎Господь ‎нашъ‏ ‎Иисусъ‏ ‎Христосъ; ‎снемлет ‎же‏ ‎со ‎главы‏ ‎своея ‎и ‎венецъ ‎царский.‏ ‎И‏ ‎полагаетъ ‎крестъ‏ ‎и ‎венецъ‏ ‎на ‎блюде ‎златѣ. ‎Повелѣвает ‎же‏ ‎принести‏ ‎и ‎крабиицу‏ ‎сердоликову, ‎из‏ ‎неяже ‎Августъ ‎кесарь ‎Римский ‎пияше,‏ ‎(и‏ ‎честь)в‏ ‎и ‎чепь,‏ ‎исковану ‎от‏ ‎злата ‎аравитскаго,‏ ‎и‏ ‎ины ‎многи‏ ‎царския ‎дары", после ‎чего ‎сообщило, ‎что‏ ‎это ‎-‏ ‎дары‏ ‎от ‎"... ‎царя‏ ‎Константина ‎Манамаха,‏ ‎посланныя ‎тебе ‎на ‎честь‏ ‎и‏ ‎на ‎венчание‏ ‎царства ‎твоего."

Видимо,‏ ‎будучи ‎несколько ‎изумлённым ‎таким ‎ответом‏ ‎от‏ ‎покойного ‎деда,‏ ‎"... великий ‎князь‏ ‎Владимиръ ‎Всеволодовичъ, ‎и ‎по ‎совѣту‏ ‎съ‏ ‎сродники‏ ‎своими ‎и‏ ‎з ‎боляры,‏ ‎и ‎со‏ ‎освященнымъ‏ ‎соборомъ ‎приемлетъ‏ ‎царево ‎моление, ‎и ‎утвержаетъ ‎со‏ ‎Греческими ‎цари‏ ‎вѣчной‏ ‎миръ" - по ‎русскому ‎обычаю‏ ‎покойников ‎нужно‏ ‎уважать, ‎после ‎чего ‎не‏ ‎корысти‏ ‎ради, ‎а‏ ‎токмо ‎волей‏ ‎пославшего ‎послов ‎покойного ‎деда ‎решил‏ ‎венчаться‏ ‎на ‎царство,‏ ‎что ‎митрополит‏ ‎Неофит ‎тут ‎же ‎и ‎сотворил.‏ ‎"По‏ ‎сем‏ ‎же ‎царь‏ ‎Владимеръ ‎Всеволодовичь‏ ‎Маномахъ ‎изыде‏ ‎в‏ ‎домъ ‎свой,‏ ‎сотвори ‎торжество ‎велие ‎всѣмъ."

Эх, ‎знал‏ ‎бы ‎это‏ ‎Иван‏ ‎Васильевич, ‎точно ‎поменял‏ ‎бы ‎профессию.‏ ‎По ‎крайней ‎мере, ‎кому-нибудь‏ ‎6-).‏ ‎На ‎сём‏ ‎дело ‎с‏ ‎греческой ‎задолженностью ‎Владимиру ‎Мономаху ‎и‏ ‎закончилось.‏ ‎Как ‎бывший‏ ‎тогда ‎вполне‏ ‎живым ‎и ‎действующим ‎императором ‎Византии‏ ‎Алексей‏ ‎Комнин поступил‏ ‎с ‎двумя‏ ‎восставшими ‎из‏ ‎небытия ‎покойниками‏ ‎-‏ ‎Константином ‎и‏ ‎"Иларием", Русская ‎летопись ‎не ‎сообщает.

Я ‎вот‏ ‎всё ‎это‏ ‎к‏ ‎чему ‎так ‎подробно‏ ‎разбираю? ‎Уже‏ ‎где-то ‎писал, ‎что ‎летописи‏ ‎-‏ ‎они ‎как‏ ‎женщины: ‎могут‏ ‎выглядеть ‎очень ‎правдоподобно, ‎пока ‎не‏ ‎приглядишься.‏ ‎Как ‎я‏ ‎заметил, ‎Русский‏ ‎летописец и ‎Иоакимовская ‎летопись - одни ‎из ‎самых‏ ‎любимых‏ ‎среди‏ ‎сторонников ‎"альтернативной‏ ‎истории", "новой ‎хронологии", "всеврульников" и‏ ‎прочих ‎адептов‏ ‎сияния‏ ‎чистого ‎разума.‏ ‎И ‎вот, ‎что ‎примечательно: ‎если‏ ‎Иоакимовскую ‎летопись‏ ‎написал‏ ‎не ‎сам ‎Татищев,‏ ‎то ‎её‏ ‎написал ‎его ‎родственник ‎-‏ ‎архимандрит‏ ‎Мелхиседек, ‎церковный‏ ‎деятель, ‎которого‏ ‎сам ‎Василий ‎Никитич ‎характеризовал ‎как‏ ‎человека‏ ‎невежественного. ‎Относительно‏ ‎Русского ‎летописца‏ ‎тоже ‎складывается ‎мнение, ‎что ‎либо‏ ‎черновые‏ ‎записки‏ ‎архиепископа ‎Пахомия‏ ‎кто-то ‎пустил‏ ‎в ‎оборот‏ ‎без‏ ‎его ‎ведома,‏ ‎либо ‎сам ‎архиепископ ‎- ‎естественно,‏ ‎тоже ‎лицо‏ ‎духовное‏ ‎- ‎опять ‎же‏ ‎был, ‎как‏ ‎бы ‎помягче ‎сказать... ‎весьма,‏ ‎весьма‏ ‎невежествен. ‎В‏ ‎результате ‎и‏ ‎в ‎том, ‎и ‎в ‎другом‏ ‎случае‏ ‎получились ‎документы,‏ ‎которые ‎в‏ ‎любом ‎сознании, ‎замутнённом ‎хотя ‎бы‏ ‎крупицей‏ ‎здравого‏ ‎смысла ‎и‏ ‎памяти, ‎вызывают‏ ‎либо ‎недоумение,‏ ‎либо‏ ‎смех.

Всё ‎бы‏ ‎ничего, ‎коль ‎адепты ‎вышеупомянутых ‎сект‏ ‎достигали ‎бы‏ ‎глубин‏ ‎истории ‎для ‎себя‏ ‎лично, ‎так‏ ‎они ‎активно ‎их ‎распространяют:‏ ‎в‏ ‎сети ‎регулярно‏ ‎появляются ‎разоблачительные‏ ‎ролики, ‎на ‎ТВ ‎в ‎какой-нибудь‏ ‎"Совершенно‏ ‎хоть ‎как-то" постоянно‏ ‎сообщают ‎о‏ ‎потрясающих ‎открытиях, ‎проливающих ‎истинный ‎свет‏ ‎на‏ ‎что‏ ‎попало. ‎Совсем‏ ‎недавно ‎видел‏ ‎ролик, ‎где‏ ‎ещё‏ ‎один ‎профессор‏ ‎то ‎ли ‎химии, ‎то ‎ли‏ ‎ещё ‎чего‏ ‎ссылался‏ ‎разом ‎и ‎на‏ ‎Русский ‎летописец,‏ ‎и ‎на ‎Иоакимовскую ‎летопись,‏ ‎как‏ ‎на ‎источники‏ ‎несомненных ‎исторических‏ ‎фактов, ‎чтобы ‎доказать ‎свою ‎"альтернативную" версию‏ ‎происхождения‏ ‎наших ‎с‏ ‎вами ‎предков.‏ ‎Но ‎вот ‎чего ‎проще: ‎найти‏ ‎в‏ ‎сети‏ ‎сведения ‎-‏ ‎кто ‎таков,‏ ‎когда ‎жил,‏ ‎чем‏ ‎занимался, ‎сравнить‏ ‎с ‎другим ‎- ‎кто, ‎когда‏ ‎и ‎где‏ ‎-‏ ‎сразу ‎станет ‎ясна‏ ‎если ‎не‏ ‎возможность ‎описанного ‎события, ‎то‏ ‎уж‏ ‎невозможность ‎-‏ ‎точно.

А ‎то‏ ‎будете ‎рассказывать, ‎как ‎Владимир ‎Мономах‏ ‎к‏ ‎своему ‎деду-покойнику‏ ‎послов ‎за‏ ‎деньгами ‎посылал ‎6-).


Почитав ‎про ‎общение‏ ‎Владимира‏ ‎Всеволодовича‏ ‎Мономаха ‎со‏ ‎своим ‎покойным‏ ‎дедом ‎-‏ ‎византийским‏ ‎императором ‎Константином‏ ‎I ‎Мономахом, ‎заинтересовали ‎меня ‎дары,‏ ‎которые, ‎согласно‏ ‎Русскому‏ ‎летописцу, ‎дед-покойник ‎прислал‏ ‎своему ‎внуку.

Вот‏ ‎список ‎якобы ‎присланных ‎в‏ ‎1113‏ ‎году ‎даров:

"... животворящий‏ ‎крестъ ‎—‏ ‎от ‎самого ‎Животворящаго ‎Древа, ‎на‏ ‎немже‏ ‎изволи ‎распятися‏ ‎Господь ‎нашъ‏ ‎Иисусъ ‎Христосъ; ‎снемлет ‎же ‎со‏ ‎главы‏ ‎своея‏ ‎и ‎венецъ‏ ‎царский. ‎И‏ ‎полагаетъ ‎крестъ‏ ‎и‏ ‎венецъ ‎на‏ ‎блюде ‎златѣ. ‎Повелѣвает ‎же ‎принести‏ ‎и ‎крабиицу‏ ‎сердоликову,‏ ‎из ‎неяже ‎Августъ‏ ‎кесарь ‎Римский‏ ‎пияше, ‎и ‎честьв ‎и‏ ‎чепь,‏ ‎исковану ‎от‏ ‎злата ‎аравитскаго,‏ ‎и ‎ины ‎многи ‎царския ‎дары"

Из‏ ‎последующего‏ ‎становится ‎ясно,‏ ‎что ‎среди‏ ‎"иных ‎многих ‎царских ‎даров" были ‎ещё‏ ‎виссон,‏ ‎порфира‏ ‎и ‎золотая‏ ‎гривна, ‎поскольку‏ ‎в ‎описании‏ ‎венчания‏ ‎эфесским ‎митрополитом‏ ‎Неофитом ‎Владимира ‎на ‎царство ‎(!)‏ ‎указано:

"И ‎возложи‏ ‎на‏ ‎великаго ‎князя ‎Владимира‏ ‎Всеволодовича ‎животворящий‏ ‎крестъ ‎и ‎порфиру, ‎и‏ ‎виссон,‏ ‎и ‎гривну‏ ‎златую, ‎и‏ ‎венецъ ‎царский ‎возложи ‎на ‎главу‏ ‎его;‏ ‎и ‎всѣми‏ ‎царскими ‎утварьми‏ ‎украси; ‎и ‎царемъ ‎того ‎нарече.‏ ‎и‏ ‎по‏ ‎реклу ‎тезоименита‏ ‎Констянтину ‎царю‏ ‎Мономаху ‎царя‏ ‎Владимера‏ ‎Маномахомъ ‎и‏ ‎братомъ ‎нарекъ."

Порфира ‎- длинная ‎пурпуровая ‎мантия,‏ ‎символ ‎власти‏ ‎и‏ ‎парадное ‎церемониальное ‎одеяние‏ ‎монарха.

Виссон ‎- драгоценная‏ ‎очень ‎тонкая ‎ткань, ‎употреблявшаяся‏ ‎для‏ ‎одежды ‎первосвященников‏ ‎и ‎царей.‏ ‎

С ‎порфирой ‎ясно: ‎длинный ‎плащ‏ ‎или‏ ‎мантия. ‎В‏ ‎каком ‎виде‏ ‎виссон ‎был ‎передан ‎Владимиру, ‎неизвестно,‏ ‎однако,‏ ‎поскольку‏ ‎виссон ‎на‏ ‎Владимира ‎был‏ ‎возложен, ‎то‏ ‎получается‏ ‎что-то ‎вроде‏ ‎накидки, ‎готового ‎изделия.

В ‎дальнейшем ‎изложении‏ ‎Русского ‎летописца животворящий‏ ‎крест,‏ ‎порфира, ‎виссон, ‎гривна‏ ‎и ‎царский‏ ‎венец ‎являются ‎царскими ‎инсигниями‏ ‎и‏ ‎передаются ‎от‏ ‎отца ‎к‏ ‎сыну: ‎Владимир ‎передал ‎их ‎Юрию‏ ‎Долгорукому,‏ ‎тот ‎-‏ ‎своему ‎сыну‏ ‎Всеволоду, ‎и ‎далее ‎вплоть ‎до‏ ‎Ивана‏ ‎нашего‏ ‎Васильевича ‎будущего‏ ‎Грозного ‎в‏ ‎1534 ‎году.‏ ‎А‏ ‎дальше... ‎а‏ ‎дальше ‎- ‎всё. ‎Животворящий ‎крест‏ ‎- ‎вещь‏ ‎огромного‏ ‎религиозного ‎значения ‎-‏ ‎упоминается ‎в‏ ‎записи ‎от ‎1606 ‎года‏ ‎и‏ ‎прочих, ‎относящихся‏ ‎к ‎Смутному‏ ‎времени, и ‎в ‎последний ‎раз ‎-‏ ‎в‏ ‎записях ‎за‏ ‎1619 ‎год.‏ ‎И ‎более ‎в ‎Русском ‎летописце,‏ ‎доведённом‏ ‎до‏ ‎1650 ‎года‏ ‎- ‎времени‏ ‎царствования ‎Алексея‏ ‎Михайловича‏ ‎Тишайшего, второго ‎царя‏ ‎из ‎рода ‎Романовых, ‎он ‎не‏ ‎упоминается.

Пропали ‎сокровища,‏ ‎да.‏ ‎С ‎Иваном-то ‎Грозным‏ ‎всё ‎ясно:‏ ‎тиран-деспот ‎свои ‎сокровища ‎с‏ ‎собой‏ ‎в ‎могилу‏ ‎унёс, ‎чтоб‏ ‎другим ‎не ‎достались, ‎ну ‎и‏ ‎Романов-царь‏ ‎по ‎недогляду‏ ‎оставшийся ‎животворящий‏ ‎крест, ‎уцелевший ‎во ‎время ‎Смуты‏ ‎(!),‏ ‎тоже‏ ‎захапал ‎-‏ ‎одно ‎слово:‏ ‎немец, ‎но‏ ‎есть‏ ‎тут ‎одна‏ ‎штучка...

6970 (1462) "преставися ‎на ‎Москвѣ ‎великий ‎князь‏ ‎Василей ‎Васильевичь‏ ‎марта‏ ‎въ ‎28 ‎день.‏ ‎А ‎животворящий‏ ‎крестъ ‎и ‎порфиру, ‎и‏ ‎виссонъ‏ ‎даде ‎сыну‏ ‎своему ‎князю‏ ‎Иванну"
7014 (1506) "... животворящий ‎крестъ ‎и ‎порфиру, ‎и‏ ‎виссонъ,‏ ‎и ‎златую‏ ‎гривну, ‎и‏ ‎венецъ ‎Маномаховъ ‎сынъ ‎сего ‎великаго‏ ‎князя‏ ‎Иванна‏ ‎Васильевича ‎Московскаго‏ ‎и ‎всеа‏ ‎Русии ‎князь‏ ‎Василей‏ ‎Ивановичь."

Вроде, ‎всё‏ ‎в ‎порядке, ‎инсигнии ‎честь-по-чести ‎передаются,‏ ‎князья ‎ими‏ ‎венчаются,‏ ‎однако ‎дошёл ‎до‏ ‎наших ‎времён‏ ‎некий ‎документ: ‎Чин ‎поставления‏ ‎на‏ ‎великое ‎княжество‏ ‎князя ‎Дмитрия‏ ‎Иоанновича, ‎внука ‎великого ‎князя ‎Иоанна‏ ‎III‏ ‎Васильевича, того ‎самого‏ ‎Иванна, ‎которому‏ ‎в ‎1462 ‎году ‎отец ‎его,‏ ‎Василий‏ ‎Тёмный, крест,‏ ‎порфиру ‎и‏ ‎далее ‎по‏ ‎списку ‎передал.‏ ‎А‏ ‎чин ‎-‏ ‎это ‎подробный ‎сценарий ‎ритуала, ‎и‏ ‎в ‎чине‏ ‎этом‏ ‎князь ‎Дмитрий ‎венчался‏ ‎некой ‎шапкой‏ ‎и ‎бармами. ‎Никакого ‎порфира‏ ‎с‏ ‎виссоном, ‎никакой‏ ‎гривны ‎с‏ ‎венцом. ‎Пишут, ‎что, ‎вроде, ‎и‏ ‎животворящим‏ ‎крестом ‎венчался,‏ ‎но ‎я‏ ‎несколько ‎раз ‎перечитал ‎издание ‎чина‏ ‎от‏ ‎1865‏ ‎года ‎-‏ ‎упоминания ‎о‏ ‎возложении ‎животворящего‏ ‎креста‏ ‎в ‎обряде‏ ‎не ‎увидел. ‎И ‎штука ‎в‏ ‎том, ‎что‏ ‎венчался‏ ‎Дмитрий ‎в1498 ‎году.‏ ‎И ‎с‏ ‎того ‎времени ‎возложение ‎шапки‏ ‎и‏ ‎барм ‎символизировало‏ ‎принятие ‎великого‏ ‎княжения ‎и ‎царства. ‎

"Ну ‎что‏ ‎ж," - заметит‏ ‎пытливый ‎читатель,‏ ‎- ‎"венчались‏ ‎шапкой ‎с ‎бармами, ‎а ‎Константиновы‏ ‎дары‏ ‎передавали‏ ‎друг ‎другу‏ ‎в ‎качестве‏ ‎семейных ‎реликвий".

Так-то‏ ‎да,‏ ‎но... ‎Семейные‏ ‎реликвии ‎в ‎государственных ‎делах ‎особой‏ ‎роли ‎не‏ ‎играют.‏ ‎Тем ‎более, ‎что‏ ‎кому-кому, ‎а‏ ‎князю ‎Василию ‎Ивановичу ‎-‏ ‎будущему‏ ‎Василию ‎III - уж‏ ‎ой ‎как‏ ‎не ‎помешало ‎бы ‎подтвердить ‎своё‏ ‎право‏ ‎на ‎престол,‏ ‎поскольку ‎его‏ ‎конкурент ‎- ‎Дмитрий ‎Иоаннович ‎к‏ ‎1506‏ ‎году‏ ‎был ‎уже‏ ‎венчан ‎великим‏ ‎князем ‎и,‏ ‎хоть‏ ‎и ‎был‏ ‎в ‎опале, ‎оставался ‎жив ‎и‏ ‎относительно ‎здоров.‏ ‎А‏ ‎в ‎деле ‎передачи‏ ‎и ‎утверждения‏ ‎власти ‎такая ‎важная ‎реликвия,‏ ‎как‏ ‎венец ‎самого‏ ‎византийского ‎императора‏ ‎Константина, ‎была ‎бы ‎как ‎нельзя‏ ‎кстати.

И‏ ‎я ‎вот‏ ‎тоже ‎об‏ ‎этом ‎подумал. ‎Но, ‎к ‎своему‏ ‎стыду‏ ‎и‏ ‎невежеству ‎-‏ ‎нет: ‎шапка‏ ‎Мономаха ‎к‏ ‎императору‏ ‎Константину ‎не‏ ‎имеет ‎ну ‎никакого ‎отношения. ‎Считается,‏ ‎что ‎собрана‏ ‎она‏ ‎из ‎пластин ‎шеломов‏ ‎двух ‎князей‏ ‎- ‎Дмитрия ‎Донского и ‎Ивана‏ ‎Ивановича‏ ‎Малого, а ‎в‏ ‎основе ‎её‏ ‎- ‎чуть ‎ли ‎не ‎женская‏ ‎тюбетейка.‏ ‎По ‎поводу‏ ‎места ‎и‏ ‎времени ‎создания ‎шапки ‎до ‎сих‏ ‎пор‏ ‎идут‏ ‎споры, ‎но‏ ‎сходятся ‎к‏ ‎одному: ‎составные‏ ‎части‏ ‎шапки ‎относятся‏ ‎не ‎ранее, ‎чем ‎к ‎XIII‏ ‎веку, ‎то‏ ‎есть‏ ‎сто ‎лет ‎спустя‏ ‎Константиновых ‎даров.‏ ‎

Так ‎что, ‎и ‎Константинов‏ ‎венец‏ ‎профукали? ‎Ан‏ ‎нет, ‎вот‏ ‎он:

Создан ‎он ‎в ‎сороковых ‎годах‏ ‎XI‏ ‎века ‎по‏ ‎заказу ‎императора‏ ‎Константина ‎IX ‎Мономаха, а ‎найден ‎был‏ ‎в‏ ‎1860‏ ‎году ‎в‏ ‎тогдашней ‎Венгрии.‏ ‎Но ‎и‏ ‎по‏ ‎поводу ‎этого‏ ‎венца ‎есть ‎сомнения: ‎то ‎ли‏ ‎это ‎-‏ ‎венец,‏ ‎подаренный ‎императором ‎Константином‏ ‎венгерскому ‎королю,‏ ‎то ‎ли ‎это ‎поручь‏ ‎императорского‏ ‎полководца: ‎выполнен‏ ‎венец ‎довольно‏ ‎грубо, ‎и ‎надписи ‎на ‎греческом‏ ‎-‏ ‎с ‎многочисленными‏ ‎ошибками.

А ‎заметили,‏ ‎что ‎я ‎не ‎упомянул ‎ещё‏ ‎одну‏ ‎заметную‏ ‎вещицу ‎из‏ ‎даров ‎Константина?‏ ‎- ‎Сердоликовая‏ ‎крабица!‏ ‎Крабица ‎-‏ ‎это ‎на ‎старославянском ‎коробочка. ‎Естественно,‏ ‎что ‎крабица‏ ‎эта‏ ‎непростая: ‎из ‎неё‏ ‎пил ‎кесарь‏ ‎Август, ‎кем ‎бы ‎он‏ ‎ни‏ ‎был ‎-‏ ‎вспоминаем ‎фантазию‏ ‎о ‎Гостомысле, ‎пославшем ‎за ‎потомком‏ ‎того‏ ‎же ‎Августа‏ ‎на ‎русских‏ ‎престол.

Относительно ‎её ‎есть ‎хорошая ‎статья‏ ‎А.В.‏ ‎Сиренова‏ ‎"Сердоликовая ‎крабица‏ ‎московских ‎князей‏ ‎XIV-XVI ‎вв.‏ ‎как‏ ‎царская ‎инсигния". И‏ ‎в ‎этой ‎статье ‎довольно ‎убедительно‏ ‎показывается, ‎что‏ ‎крабица‏ ‎была ‎то ‎ли‏ ‎куплена, ‎то‏ ‎ли ‎заказана ‎Иваном ‎Калитой:‏ ‎"... коробочку‏ ‎золотую, ‎а‏ ‎то ‎есмь‏ ‎дал ‎княгини ‎своей ‎с ‎меншими‏ ‎детми".‏ ‎В ‎завещании‏ ‎Ивана ‎Красного‏ ‎она ‎описывается ‎так: ‎"... коропка ‎сердонична‏ ‎золотом‏ ‎кована" - то‏ ‎есть ‎крабица‏ ‎из ‎даров‏ ‎Константина ‎-‏ ‎точно‏ ‎что ‎существовала,‏ ‎поскольку ‎упоминается ‎не ‎в ‎публичных‏ ‎источниках, ‎а‏ ‎в‏ ‎личных ‎документах. ‎Интересно‏ ‎ещё ‎одно‏ ‎совпадение: ‎Русский ‎летописец ‎доводит‏ ‎передачу‏ ‎даров ‎аккурат‏ ‎до ‎Василия‏ ‎III, ‎а ‎в ‎сказаниях ‎о‏ ‎Дмитрие-внуке‏ ‎Иван ‎III‏ ‎подарил ‎своему‏ ‎внуку ‎после ‎венчания ‎того ‎на‏ ‎великое‏ ‎княжение‏ ‎именно ‎сердоликовую‏ ‎коробочку. ‎Внук‏ ‎Дмитрий ‎потом‏ ‎впал‏ ‎в ‎немилость,‏ ‎в ‎результате ‎власть ‎получил ‎Василий.‏ ‎Дмитрий ‎вскорости‏ ‎удачно‏ ‎скончался, ‎и ‎что‏ ‎случилось ‎с‏ ‎его ‎имуществом ‎и ‎сердоликовой‏ ‎коробочкой,‏ ‎никто, ‎конечно,‏ ‎сказать ‎не‏ ‎может ‎- ‎несчастная ‎судьба ‎Константиновых‏ ‎даров!

Кстати,‏ ‎в ‎связи‏ ‎с ‎крабицей‏ ‎в ‎статье ‎есть ‎ссылка ‎на‏ ‎Сказание‏ ‎о‏ ‎великих ‎князьях‏ ‎Владимирских, предположительно ‎написанное‏ ‎опальным ‎митрополитом‏ ‎Спиридоном-Саввой и‏ ‎известное ‎также‏ ‎как ‎Послание ‎Спиридона-Саввы видимо ‎в ‎конце‏ ‎XV ‎или‏ ‎самом‏ ‎начале ‎XVI ‎века,‏ ‎и ‎в‏ ‎этом ‎сказании ‎есть ‎эпизоды‏ ‎и‏ ‎с ‎Гостомыслом,‏ ‎и ‎с‏ ‎Константиновыми ‎дарами, ‎по ‎сути ‎точно‏ ‎скопированные‏ ‎Русским ‎летописцем XVII‏ ‎века.

И ‎вот‏ ‎снова ‎получается, ‎что ‎архиепископ ‎Пахомий‏ ‎собрал‏ ‎вместе‏ ‎небылицы ‎и‏ ‎нелепицы ‎и‏ ‎приправил ‎их‏ ‎капелькой‏ ‎вполне ‎реальных‏ ‎событий, ‎пусть ‎и ‎угадываемых ‎с‏ ‎большим ‎трудом.‏ ‎В‏ ‎результате ‎шапка ‎Мономаха‏ ‎долгое ‎время‏ ‎считалась ‎тем ‎самым ‎царским‏ ‎венцом,‏ ‎а ‎сердоликовая‏ ‎крабица ‎-‏ ‎чашей: ‎ну ‎не ‎из ‎коробки‏ ‎же‏ ‎Август ‎водку‏ ‎пьянствовал ‎6-).

Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048