И
logo
История от весёлого дилетанта
Веселые исторические расследования
И
logo
История от весёлого дилетанта

Русский летописец: Как Владимир Мономах с греческих покойников денег требовал и шапку свою поимел

"В ‎лѣто‏ ‎ж ‎6621 ‎году ‎Сяде ‎в‏ ‎Киевѣ ‎на‏ ‎великое‏ ‎княжение ‎великий ‎князь‏ ‎Володимеръ ‎Всеволодовичь‏ ‎Манамахъ."

Два ‎Мономаха: ‎внук ‎и‏ ‎дед

1113 год.‏ ‎Придя ‎к‏ ‎власти ‎в‏ ‎Киеве ‎в ‎результате ‎"соляного ‎бунта" - да-да,‏ ‎майданы‏ ‎в ‎Киеве‏ ‎- ‎давняя‏ ‎традиция, ‎князь ‎Владимир, ‎как ‎сообщает‏ ‎Русский‏ ‎летописец,‏ ‎первым ‎делом‏ ‎озаботился... ‎деньгами:‏ ‎собрал ‎родственников,‏ ‎бояр‏ ‎и ‎священников‏ ‎и ‎заявил, ‎что ‎греки ‎денег‏ ‎не ‎платят,‏ ‎хотя‏ ‎ранее ‎платили, ‎не‏ ‎пора ‎ли‏ ‎бы ‎их ‎того, ‎немного‏ ‎"бздынькнуть"?

Услышавши‏ ‎о ‎деньгах,‏ ‎все, ‎естественно,‏ ‎оживились ‎и ‎согласились: ‎коли ‎денег‏ ‎не‏ ‎платят, ‎а‏ ‎должны, ‎то‏ ‎непременно ‎надо ‎бздынькнуть, ‎ибо ‎непорядок.‏ ‎Но‏ ‎поначалу‏ ‎заслать ‎послов:‏ ‎может, ‎так‏ ‎заплатят, ‎а‏ ‎то‏ ‎война ‎-‏ ‎дело ‎дорогое, ‎потратишься ‎сейчас ‎-‏ ‎а ‎там‏ ‎неведомо,‏ ‎как ‎получится, ‎выйти‏ ‎бы ‎в‏ ‎ноль... ‎В ‎общем, ‎послали‏ ‎засланцев,‏ ‎да ‎не‏ ‎к ‎кому-нибудь,‏ ‎а ‎к ‎самому ‎византийскому ‎императору‏ ‎Константину‏ ‎IX, по ‎счастливой‏ ‎случайности ‎оказавшемуся‏ ‎тоже ‎Мономахом: "... и ‎послаша ‎пословъ ‎своихъ‏ ‎в‏ ‎Царствующий‏ ‎градъ ‎ко‏ ‎царю ‎Константину‏ ‎Манамаху."

Тут ‎я‏ ‎в‏ ‎очередной ‎раз‏ ‎сделал ‎стойку. ‎Знаете, ‎как ‎пойнтер‏ ‎на ‎дичь?‏ ‎-‏ ‎Вот ‎так ‎же,‏ ‎поскольку ‎дичь‏ ‎здесь ‎явно ‎была.

Великий ‎князь‏ ‎киевский‏ ‎Владимир ‎Всеволодович‏ ‎Мономах, ‎сын‏ ‎князя ‎Всеволода ‎Ярославовича ‎и ‎внук‏ ‎князя‏ ‎Ярослава ‎Владимировича‏ ‎Мудрого ‎приходился‏ ‎если ‎не ‎родным ‎внуком, ‎то‏ ‎точно‏ ‎родственником‏ ‎по ‎матери‏ ‎тому ‎самому‏ ‎императору ‎Константину‏ ‎Мономаху,‏ ‎от ‎рода‏ ‎которого, ‎соответственно, ‎и ‎получил ‎своё‏ ‎прозвище. ‎А‏ ‎родился‏ ‎сам ‎князь ‎Владимир‏ ‎в ‎1053‏ ‎году ‎- ‎аккурат ‎за‏ ‎два‏ ‎года ‎до‏ ‎того, ‎как‏ ‎дед ‎его ‎- ‎вышеупомянутый ‎Константин‏ ‎-‏ ‎помер. ‎И‏ ‎в ‎таковом‏ ‎состоянии ‎пребывал ‎Константин ‎неизменно ‎уже‏ ‎более‏ ‎полусотни‏ ‎лет, ‎пока‏ ‎внук ‎его‏ ‎к ‎нему‏ ‎послов‏ ‎решил ‎не‏ ‎отправить.

Правда, ‎есть ‎в ‎летописании ‎Русским‏ ‎летописцем ‎этого‏ ‎эпизода‏ ‎некая ‎летописка: ‎сел‏ ‎на ‎княжение‏ ‎в ‎Киеве ‎Владимир ‎Всеволодович,‏ ‎после‏ ‎чего ‎возжаждавшие‏ ‎греческих ‎денег‏ ‎родственники ‎и ‎священники ‎обратились ‎с‏ ‎советом...‏ ‎к ‎великому‏ ‎князю ‎Владимиру‏ ‎Ярославовичу, отцу ‎Владимира, ‎бывшему ‎к ‎тому‏ ‎времени‏ ‎тоже‏ ‎покойником ‎лишь‏ ‎чуть-чуть ‎менее‏ ‎императора ‎Константина.‏ ‎И‏ ‎вот ‎этот-то‏ ‎Владимир ‎Ярославович ‎и ‎впрямь ‎ходил‏ ‎походом ‎на‏ ‎Византию,‏ ‎людишек ‎пограбить, ‎да‏ ‎себя ‎показать.‏ ‎А ‎было ‎это ‎в‏ ‎1043‏ ‎году, ‎а‏ ‎сопутствовал ‎ему‏ ‎отряд ‎скандинавских ‎наёмников ‎под ‎командованием‏ ‎будущего‏ ‎короля ‎Норвегии‏ ‎Харальда ‎Хардрады - тех‏ ‎самых ‎русских ‎варягов, скандинавских ‎вэрингов ‎и‏ ‎бывших‏ ‎византийских‏ ‎гвардейцев-бараггоев ‎(так?). А‏ ‎чтобы ‎показать,‏ ‎как ‎эту‏ ‎братию‏ ‎называли ‎в‏ ‎Византии, ‎чтоб ‎меня ‎самого ‎в‏ ‎очередной ‎раз‏ ‎не‏ ‎обвинили ‎во ‎вранье‏ ‎(4-), ‎приведу‏ ‎картинку ‎из ‎хроники ‎Иоанна‏ ‎Скилицы, Мадридский‏ ‎список, ‎стр.‏ ‎208:

Картинка ‎это,‏ ‎вроде ‎бы, ‎относится ‎к ‎сороковым‏ ‎годам‏ ‎11-го ‎века,‏ ‎когда ‎Харальд‏ ‎со ‎своим ‎отрядом ‎и ‎нанялся‏ ‎к‏ ‎византийскому‏ ‎императору ‎в‏ ‎качестве ‎охраны.‏ ‎Совершенно ‎точно‏ ‎видно,‏ ‎как ‎их‏ ‎называли ‎греки: ‎"Βαραγγοι".

Но ‎вернусь ‎к‏ ‎Русскому ‎летописцу,‏ ‎как‏ ‎он ‎описывает ‎общение‏ ‎Владимира ‎Всеволодовича‏ ‎Мономаха ‎со ‎своим ‎покойным‏ ‎дедом‏ ‎Константином.

Не ‎получив‏ ‎от ‎покойника‏ ‎никакого ‎вразумительного ‎ответа ‎по ‎поводу‏ ‎денег‏ ‎(что, ‎кстати,‏ ‎было ‎ожидаемо‏ ‎6-), ‎Владимир ‎посылает ‎группу ‎судебных‏ ‎приставов‏ ‎под‏ ‎командованием ‎своего‏ ‎сына ‎Мстислава‏ ‎греческих ‎людишек‏ ‎пограбить‏ ‎и ‎себя‏ ‎показать. ‎Предприятие ‎оказалось ‎настолько ‎успешным,‏ ‎что ‎дед-покойник‏ ‎таки‏ ‎восстал ‎из ‎мёртвых,‏ ‎поднял ‎из‏ ‎них ‎же ‎некоего ‎"патриарха‏ ‎Илария", под‏ ‎которым ‎отдалённо‏ ‎угадывается ‎Михаил‏ ‎I ‎Керуларий просто ‎потому, ‎как ‎никого‏ ‎с‏ ‎более ‎похожим‏ ‎именованием ‎в‏ ‎византийской ‎церкви ‎того ‎периода ‎плюс-минус‏ ‎100‏ ‎лет‏ ‎попросту ‎не‏ ‎было, ‎и‏ ‎они, ‎посовещавшись,‏ ‎послали‏ ‎уже ‎своих‏ ‎послов ‎Владимиру ‎Мономаху ‎под ‎предводительством‏ ‎вполне ‎живого‏ ‎и‏ ‎свежеиспечённого ‎митрополита ‎эфесского‏ ‎Неофита ‎(ещё‏ ‎бы ‎он ‎отказался, ‎коль‏ ‎к‏ ‎нему ‎такая‏ ‎компания ‎заявилась‏ ‎4-). ‎Посольство ‎Неофита ‎прибыло ‎к‏ ‎Владимиру‏ ‎в ‎Киев‏ ‎и ‎вывалило‏ ‎на ‎стол ‎"Честныя ‎и ‎Великия‏ ‎Дары‏ ‎снемъ‏ ‎от ‎своея‏ ‎выя, ‎животворящий‏ ‎крестъ ‎—‏ ‎от‏ ‎самого ‎Животворящаго‏ ‎Древа, ‎на ‎немже ‎изволи ‎распятися‏ ‎Господь ‎нашъ‏ ‎Иисусъ‏ ‎Христосъ; ‎снемлет ‎же‏ ‎со ‎главы‏ ‎своея ‎и ‎венецъ ‎царский.‏ ‎И‏ ‎полагаетъ ‎крестъ‏ ‎и ‎венецъ‏ ‎на ‎блюде ‎златѣ. ‎Повелѣвает ‎же‏ ‎принести‏ ‎и ‎крабиицу‏ ‎сердоликову, ‎из‏ ‎неяже ‎Августъ ‎кесарь ‎Римский ‎пияше,‏ ‎(и‏ ‎честь)в‏ ‎и ‎чепь,‏ ‎исковану ‎от‏ ‎злата ‎аравитскаго,‏ ‎и‏ ‎ины ‎многи‏ ‎царския ‎дары", после ‎чего ‎сообщило, ‎что‏ ‎это ‎-‏ ‎дары‏ ‎от ‎"... ‎царя‏ ‎Константина ‎Манамаха,‏ ‎посланныя ‎тебе ‎на ‎честь‏ ‎и‏ ‎на ‎венчание‏ ‎царства ‎твоего."

Видимо,‏ ‎будучи ‎несколько ‎изумлённым ‎таким ‎ответом‏ ‎от‏ ‎покойного ‎деда,‏ ‎"... великий ‎князь‏ ‎Владимиръ ‎Всеволодовичъ, ‎и ‎по ‎совѣту‏ ‎съ‏ ‎сродники‏ ‎своими ‎и‏ ‎з ‎боляры,‏ ‎и ‎со‏ ‎освященнымъ‏ ‎соборомъ ‎приемлетъ‏ ‎царево ‎моление, ‎и ‎утвержаетъ ‎со‏ ‎Греческими ‎цари‏ ‎вѣчной‏ ‎миръ" - по ‎русскому ‎обычаю‏ ‎покойников ‎нужно‏ ‎уважать, ‎после ‎чего ‎не‏ ‎корысти‏ ‎ради, ‎а‏ ‎токмо ‎волей‏ ‎пославшего ‎послов ‎покойного ‎деда ‎решил‏ ‎венчаться‏ ‎на ‎царство,‏ ‎что ‎митрополит‏ ‎Неофит ‎тут ‎же ‎и ‎сотворил.‏ ‎"По‏ ‎сем‏ ‎же ‎царь‏ ‎Владимеръ ‎Всеволодовичь‏ ‎Маномахъ ‎изыде‏ ‎в‏ ‎домъ ‎свой,‏ ‎сотвори ‎торжество ‎велие ‎всѣмъ."

Эх, ‎знал‏ ‎бы ‎это‏ ‎Иван‏ ‎Васильевич, ‎точно ‎поменял‏ ‎бы ‎профессию.‏ ‎По ‎крайней ‎мере, ‎кому-нибудь‏ ‎6-).‏ ‎На ‎сём‏ ‎дело ‎с‏ ‎греческой ‎задолженностью ‎Владимиру ‎Мономаху ‎и‏ ‎закончилось.‏ ‎Как ‎бывший‏ ‎тогда ‎вполне‏ ‎живым ‎и ‎действующим ‎императором ‎Византии‏ ‎Алексей‏ ‎Комнин поступил‏ ‎с ‎двумя‏ ‎восставшими ‎из‏ ‎небытия ‎покойниками‏ ‎-‏ ‎Константином ‎и‏ ‎"Иларием", Русская ‎летопись ‎не ‎сообщает.

Я ‎вот‏ ‎всё ‎это‏ ‎к‏ ‎чему ‎так ‎подробно‏ ‎разбираю? ‎Уже‏ ‎где-то ‎писал, ‎что ‎летописи‏ ‎-‏ ‎они ‎как‏ ‎женщины: ‎могут‏ ‎выглядеть ‎очень ‎правдоподобно, ‎пока ‎не‏ ‎приглядишься.‏ ‎Как ‎я‏ ‎заметил, ‎Русский‏ ‎летописец и ‎Иоакимовская ‎летопись - одни ‎из ‎самых‏ ‎любимых‏ ‎среди‏ ‎сторонников ‎"альтернативной‏ ‎истории", "новой ‎хронологии", "всеврульников" и‏ ‎прочих ‎адептов‏ ‎сияния‏ ‎чистого ‎разума.‏ ‎И ‎вот, ‎что ‎примечательно: ‎если‏ ‎Иоакимовскую ‎летопись‏ ‎написал‏ ‎не ‎сам ‎Татищев,‏ ‎то ‎её‏ ‎написал ‎его ‎родственник ‎-‏ ‎архимандрит‏ ‎Мелхиседек, ‎церковный‏ ‎деятель, ‎которого‏ ‎сам ‎Василий ‎Никитич ‎характеризовал ‎как‏ ‎человека‏ ‎невежественного. ‎Относительно‏ ‎Русского ‎летописца‏ ‎тоже ‎складывается ‎мнение, ‎что ‎либо‏ ‎черновые‏ ‎записки‏ ‎архиепископа ‎Пахомия‏ ‎кто-то ‎пустил‏ ‎в ‎оборот‏ ‎без‏ ‎его ‎ведома,‏ ‎либо ‎сам ‎архиепископ ‎- ‎естественно,‏ ‎тоже ‎лицо‏ ‎духовное‏ ‎- ‎опять ‎же‏ ‎был, ‎как‏ ‎бы ‎помягче ‎сказать... ‎весьма,‏ ‎весьма‏ ‎невежествен. ‎В‏ ‎результате ‎и‏ ‎в ‎том, ‎и ‎в ‎другом‏ ‎случае‏ ‎получились ‎документы,‏ ‎которые ‎в‏ ‎любом ‎сознании, ‎замутнённом ‎хотя ‎бы‏ ‎крупицей‏ ‎здравого‏ ‎смысла ‎и‏ ‎памяти, ‎вызывают‏ ‎либо ‎недоумение,‏ ‎либо‏ ‎смех.

Всё ‎бы‏ ‎ничего, ‎коль ‎адепты ‎вышеупомянутых ‎сект‏ ‎достигали ‎бы‏ ‎глубин‏ ‎истории ‎для ‎себя‏ ‎лично, ‎так‏ ‎они ‎активно ‎их ‎распространяют:‏ ‎в‏ ‎сети ‎регулярно‏ ‎появляются ‎разоблачительные‏ ‎ролики, ‎на ‎ТВ ‎в ‎какой-нибудь‏ ‎"Совершенно‏ ‎хоть ‎как-то" постоянно‏ ‎сообщают ‎о‏ ‎потрясающих ‎открытиях, ‎проливающих ‎истинный ‎свет‏ ‎на‏ ‎что‏ ‎попало. ‎Совсем‏ ‎недавно ‎видел‏ ‎ролик, ‎где‏ ‎ещё‏ ‎один ‎профессор‏ ‎то ‎ли ‎химии, ‎то ‎ли‏ ‎ещё ‎чего‏ ‎ссылался‏ ‎разом ‎и ‎на‏ ‎Русский ‎летописец,‏ ‎и ‎на ‎Иоакимовскую ‎летопись,‏ ‎как‏ ‎на ‎источники‏ ‎несомненных ‎исторических‏ ‎фактов, ‎чтобы ‎доказать ‎свою ‎"альтернативную" версию‏ ‎происхождения‏ ‎наших ‎с‏ ‎вами ‎предков.‏ ‎Но ‎вот ‎чего ‎проще: ‎найти‏ ‎в‏ ‎сети‏ ‎сведения ‎-‏ ‎кто ‎таков,‏ ‎когда ‎жил,‏ ‎чем‏ ‎занимался, ‎сравнить‏ ‎с ‎другим ‎- ‎кто, ‎когда‏ ‎и ‎где‏ ‎-‏ ‎сразу ‎станет ‎ясна‏ ‎если ‎не‏ ‎возможность ‎описанного ‎события, ‎то‏ ‎уж‏ ‎невозможность ‎-‏ ‎точно.

А ‎то‏ ‎будете ‎рассказывать, ‎как ‎Владимир ‎Мономах‏ ‎к‏ ‎своему ‎деду-покойнику‏ ‎послов ‎за‏ ‎деньгами ‎посылал ‎6-).


Почитав ‎про ‎общение‏ ‎Владимира‏ ‎Всеволодовича‏ ‎Мономаха ‎со‏ ‎своим ‎покойным‏ ‎дедом ‎-‏ ‎византийским‏ ‎императором ‎Константином‏ ‎I ‎Мономахом, ‎заинтересовали ‎меня ‎дары,‏ ‎которые, ‎согласно‏ ‎Русскому‏ ‎летописцу, ‎дед-покойник ‎прислал‏ ‎своему ‎внуку.

Вот‏ ‎список ‎якобы ‎присланных ‎в‏ ‎1113‏ ‎году ‎даров:

"... животворящий‏ ‎крестъ ‎—‏ ‎от ‎самого ‎Животворящаго ‎Древа, ‎на‏ ‎немже‏ ‎изволи ‎распятися‏ ‎Господь ‎нашъ‏ ‎Иисусъ ‎Христосъ; ‎снемлет ‎же ‎со‏ ‎главы‏ ‎своея‏ ‎и ‎венецъ‏ ‎царский. ‎И‏ ‎полагаетъ ‎крестъ‏ ‎и‏ ‎венецъ ‎на‏ ‎блюде ‎златѣ. ‎Повелѣвает ‎же ‎принести‏ ‎и ‎крабиицу‏ ‎сердоликову,‏ ‎из ‎неяже ‎Августъ‏ ‎кесарь ‎Римский‏ ‎пияше, ‎и ‎честьв ‎и‏ ‎чепь,‏ ‎исковану ‎от‏ ‎злата ‎аравитскаго,‏ ‎и ‎ины ‎многи ‎царския ‎дары"

Из‏ ‎последующего‏ ‎становится ‎ясно,‏ ‎что ‎среди‏ ‎"иных ‎многих ‎царских ‎даров" были ‎ещё‏ ‎виссон,‏ ‎порфира‏ ‎и ‎золотая‏ ‎гривна, ‎поскольку‏ ‎в ‎описании‏ ‎венчания‏ ‎эфесским ‎митрополитом‏ ‎Неофитом ‎Владимира ‎на ‎царство ‎(!)‏ ‎указано:

"И ‎возложи‏ ‎на‏ ‎великаго ‎князя ‎Владимира‏ ‎Всеволодовича ‎животворящий‏ ‎крестъ ‎и ‎порфиру, ‎и‏ ‎виссон,‏ ‎и ‎гривну‏ ‎златую, ‎и‏ ‎венецъ ‎царский ‎возложи ‎на ‎главу‏ ‎его;‏ ‎и ‎всѣми‏ ‎царскими ‎утварьми‏ ‎украси; ‎и ‎царемъ ‎того ‎нарече.‏ ‎и‏ ‎по‏ ‎реклу ‎тезоименита‏ ‎Констянтину ‎царю‏ ‎Мономаху ‎царя‏ ‎Владимера‏ ‎Маномахомъ ‎и‏ ‎братомъ ‎нарекъ."

Порфира ‎- длинная ‎пурпуровая ‎мантия,‏ ‎символ ‎власти‏ ‎и‏ ‎парадное ‎церемониальное ‎одеяние‏ ‎монарха.

Виссон ‎- драгоценная‏ ‎очень ‎тонкая ‎ткань, ‎употреблявшаяся‏ ‎для‏ ‎одежды ‎первосвященников‏ ‎и ‎царей.‏ ‎

С ‎порфирой ‎ясно: ‎длинный ‎плащ‏ ‎или‏ ‎мантия. ‎В‏ ‎каком ‎виде‏ ‎виссон ‎был ‎передан ‎Владимиру, ‎неизвестно,‏ ‎однако,‏ ‎поскольку‏ ‎виссон ‎на‏ ‎Владимира ‎был‏ ‎возложен, ‎то‏ ‎получается‏ ‎что-то ‎вроде‏ ‎накидки, ‎готового ‎изделия.

В ‎дальнейшем ‎изложении‏ ‎Русского ‎летописца животворящий‏ ‎крест,‏ ‎порфира, ‎виссон, ‎гривна‏ ‎и ‎царский‏ ‎венец ‎являются ‎царскими ‎инсигниями‏ ‎и‏ ‎передаются ‎от‏ ‎отца ‎к‏ ‎сыну: ‎Владимир ‎передал ‎их ‎Юрию‏ ‎Долгорукому,‏ ‎тот ‎-‏ ‎своему ‎сыну‏ ‎Всеволоду, ‎и ‎далее ‎вплоть ‎до‏ ‎Ивана‏ ‎нашего‏ ‎Васильевича ‎будущего‏ ‎Грозного ‎в‏ ‎1534 ‎году.‏ ‎А‏ ‎дальше... ‎а‏ ‎дальше ‎- ‎всё. ‎Животворящий ‎крест‏ ‎- ‎вещь‏ ‎огромного‏ ‎религиозного ‎значения ‎-‏ ‎упоминается ‎в‏ ‎записи ‎от ‎1606 ‎года‏ ‎и‏ ‎прочих, ‎относящихся‏ ‎к ‎Смутному‏ ‎времени, и ‎в ‎последний ‎раз ‎-‏ ‎в‏ ‎записях ‎за‏ ‎1619 ‎год.‏ ‎И ‎более ‎в ‎Русском ‎летописце,‏ ‎доведённом‏ ‎до‏ ‎1650 ‎года‏ ‎- ‎времени‏ ‎царствования ‎Алексея‏ ‎Михайловича‏ ‎Тишайшего, второго ‎царя‏ ‎из ‎рода ‎Романовых, ‎он ‎не‏ ‎упоминается.

Пропали ‎сокровища,‏ ‎да.‏ ‎С ‎Иваном-то ‎Грозным‏ ‎всё ‎ясно:‏ ‎тиран-деспот ‎свои ‎сокровища ‎с‏ ‎собой‏ ‎в ‎могилу‏ ‎унёс, ‎чтоб‏ ‎другим ‎не ‎достались, ‎ну ‎и‏ ‎Романов-царь‏ ‎по ‎недогляду‏ ‎оставшийся ‎животворящий‏ ‎крест, ‎уцелевший ‎во ‎время ‎Смуты‏ ‎(!),‏ ‎тоже‏ ‎захапал ‎-‏ ‎одно ‎слово:‏ ‎немец, ‎но‏ ‎есть‏ ‎тут ‎одна‏ ‎штучка...

6970 (1462) "преставися ‎на ‎Москвѣ ‎великий ‎князь‏ ‎Василей ‎Васильевичь‏ ‎марта‏ ‎въ ‎28 ‎день.‏ ‎А ‎животворящий‏ ‎крестъ ‎и ‎порфиру, ‎и‏ ‎виссонъ‏ ‎даде ‎сыну‏ ‎своему ‎князю‏ ‎Иванну"
7014 (1506) "... животворящий ‎крестъ ‎и ‎порфиру, ‎и‏ ‎виссонъ,‏ ‎и ‎златую‏ ‎гривну, ‎и‏ ‎венецъ ‎Маномаховъ ‎сынъ ‎сего ‎великаго‏ ‎князя‏ ‎Иванна‏ ‎Васильевича ‎Московскаго‏ ‎и ‎всеа‏ ‎Русии ‎князь‏ ‎Василей‏ ‎Ивановичь."

Вроде, ‎всё‏ ‎в ‎порядке, ‎инсигнии ‎честь-по-чести ‎передаются,‏ ‎князья ‎ими‏ ‎венчаются,‏ ‎однако ‎дошёл ‎до‏ ‎наших ‎времён‏ ‎некий ‎документ: ‎Чин ‎поставления‏ ‎на‏ ‎великое ‎княжество‏ ‎князя ‎Дмитрия‏ ‎Иоанновича, ‎внука ‎великого ‎князя ‎Иоанна‏ ‎III‏ ‎Васильевича, того ‎самого‏ ‎Иванна, ‎которому‏ ‎в ‎1462 ‎году ‎отец ‎его,‏ ‎Василий‏ ‎Тёмный, крест,‏ ‎порфиру ‎и‏ ‎далее ‎по‏ ‎списку ‎передал.‏ ‎А‏ ‎чин ‎-‏ ‎это ‎подробный ‎сценарий ‎ритуала, ‎и‏ ‎в ‎чине‏ ‎этом‏ ‎князь ‎Дмитрий ‎венчался‏ ‎некой ‎шапкой‏ ‎и ‎бармами. ‎Никакого ‎порфира‏ ‎с‏ ‎виссоном, ‎никакой‏ ‎гривны ‎с‏ ‎венцом. ‎Пишут, ‎что, ‎вроде, ‎и‏ ‎животворящим‏ ‎крестом ‎венчался,‏ ‎но ‎я‏ ‎несколько ‎раз ‎перечитал ‎издание ‎чина‏ ‎от‏ ‎1865‏ ‎года ‎-‏ ‎упоминания ‎о‏ ‎возложении ‎животворящего‏ ‎креста‏ ‎в ‎обряде‏ ‎не ‎увидел. ‎И ‎штука ‎в‏ ‎том, ‎что‏ ‎венчался‏ ‎Дмитрий ‎в1498 ‎году.‏ ‎И ‎с‏ ‎того ‎времени ‎возложение ‎шапки‏ ‎и‏ ‎барм ‎символизировало‏ ‎принятие ‎великого‏ ‎княжения ‎и ‎царства. ‎

"Ну ‎что‏ ‎ж," - заметит‏ ‎пытливый ‎читатель,‏ ‎- ‎"венчались‏ ‎шапкой ‎с ‎бармами, ‎а ‎Константиновы‏ ‎дары‏ ‎передавали‏ ‎друг ‎другу‏ ‎в ‎качестве‏ ‎семейных ‎реликвий".

Так-то‏ ‎да,‏ ‎но... ‎Семейные‏ ‎реликвии ‎в ‎государственных ‎делах ‎особой‏ ‎роли ‎не‏ ‎играют.‏ ‎Тем ‎более, ‎что‏ ‎кому-кому, ‎а‏ ‎князю ‎Василию ‎Ивановичу ‎-‏ ‎будущему‏ ‎Василию ‎III - уж‏ ‎ой ‎как‏ ‎не ‎помешало ‎бы ‎подтвердить ‎своё‏ ‎право‏ ‎на ‎престол,‏ ‎поскольку ‎его‏ ‎конкурент ‎- ‎Дмитрий ‎Иоаннович ‎к‏ ‎1506‏ ‎году‏ ‎был ‎уже‏ ‎венчан ‎великим‏ ‎князем ‎и,‏ ‎хоть‏ ‎и ‎был‏ ‎в ‎опале, ‎оставался ‎жив ‎и‏ ‎относительно ‎здоров.‏ ‎А‏ ‎в ‎деле ‎передачи‏ ‎и ‎утверждения‏ ‎власти ‎такая ‎важная ‎реликвия,‏ ‎как‏ ‎венец ‎самого‏ ‎византийского ‎императора‏ ‎Константина, ‎была ‎бы ‎как ‎нельзя‏ ‎кстати.

И‏ ‎я ‎вот‏ ‎тоже ‎об‏ ‎этом ‎подумал. ‎Но, ‎к ‎своему‏ ‎стыду‏ ‎и‏ ‎невежеству ‎-‏ ‎нет: ‎шапка‏ ‎Мономаха ‎к‏ ‎императору‏ ‎Константину ‎не‏ ‎имеет ‎ну ‎никакого ‎отношения. ‎Считается,‏ ‎что ‎собрана‏ ‎она‏ ‎из ‎пластин ‎шеломов‏ ‎двух ‎князей‏ ‎- ‎Дмитрия ‎Донского и ‎Ивана‏ ‎Ивановича‏ ‎Малого, а ‎в‏ ‎основе ‎её‏ ‎- ‎чуть ‎ли ‎не ‎женская‏ ‎тюбетейка.‏ ‎По ‎поводу‏ ‎места ‎и‏ ‎времени ‎создания ‎шапки ‎до ‎сих‏ ‎пор‏ ‎идут‏ ‎споры, ‎но‏ ‎сходятся ‎к‏ ‎одному: ‎составные‏ ‎части‏ ‎шапки ‎относятся‏ ‎не ‎ранее, ‎чем ‎к ‎XIII‏ ‎веку, ‎то‏ ‎есть‏ ‎сто ‎лет ‎спустя‏ ‎Константиновых ‎даров.‏ ‎

Так ‎что, ‎и ‎Константинов‏ ‎венец‏ ‎профукали? ‎Ан‏ ‎нет, ‎вот‏ ‎он:

Создан ‎он ‎в ‎сороковых ‎годах‏ ‎XI‏ ‎века ‎по‏ ‎заказу ‎императора‏ ‎Константина ‎IX ‎Мономаха, а ‎найден ‎был‏ ‎в‏ ‎1860‏ ‎году ‎в‏ ‎тогдашней ‎Венгрии.‏ ‎Но ‎и‏ ‎по‏ ‎поводу ‎этого‏ ‎венца ‎есть ‎сомнения: ‎то ‎ли‏ ‎это ‎-‏ ‎венец,‏ ‎подаренный ‎императором ‎Константином‏ ‎венгерскому ‎королю,‏ ‎то ‎ли ‎это ‎поручь‏ ‎императорского‏ ‎полководца: ‎выполнен‏ ‎венец ‎довольно‏ ‎грубо, ‎и ‎надписи ‎на ‎греческом‏ ‎-‏ ‎с ‎многочисленными‏ ‎ошибками.

А ‎заметили,‏ ‎что ‎я ‎не ‎упомянул ‎ещё‏ ‎одну‏ ‎заметную‏ ‎вещицу ‎из‏ ‎даров ‎Константина?‏ ‎- ‎Сердоликовая‏ ‎крабица!‏ ‎Крабица ‎-‏ ‎это ‎на ‎старославянском ‎коробочка. ‎Естественно,‏ ‎что ‎крабица‏ ‎эта‏ ‎непростая: ‎из ‎неё‏ ‎пил ‎кесарь‏ ‎Август, ‎кем ‎бы ‎он‏ ‎ни‏ ‎был ‎-‏ ‎вспоминаем ‎фантазию‏ ‎о ‎Гостомысле, ‎пославшем ‎за ‎потомком‏ ‎того‏ ‎же ‎Августа‏ ‎на ‎русских‏ ‎престол.

Относительно ‎её ‎есть ‎хорошая ‎статья‏ ‎А.В.‏ ‎Сиренова‏ ‎"Сердоликовая ‎крабица‏ ‎московских ‎князей‏ ‎XIV-XVI ‎вв.‏ ‎как‏ ‎царская ‎инсигния". И‏ ‎в ‎этой ‎статье ‎довольно ‎убедительно‏ ‎показывается, ‎что‏ ‎крабица‏ ‎была ‎то ‎ли‏ ‎куплена, ‎то‏ ‎ли ‎заказана ‎Иваном ‎Калитой:‏ ‎"... коробочку‏ ‎золотую, ‎а‏ ‎то ‎есмь‏ ‎дал ‎княгини ‎своей ‎с ‎меншими‏ ‎детми".‏ ‎В ‎завещании‏ ‎Ивана ‎Красного‏ ‎она ‎описывается ‎так: ‎"... коропка ‎сердонична‏ ‎золотом‏ ‎кована" - то‏ ‎есть ‎крабица‏ ‎из ‎даров‏ ‎Константина ‎-‏ ‎точно‏ ‎что ‎существовала,‏ ‎поскольку ‎упоминается ‎не ‎в ‎публичных‏ ‎источниках, ‎а‏ ‎в‏ ‎личных ‎документах. ‎Интересно‏ ‎ещё ‎одно‏ ‎совпадение: ‎Русский ‎летописец ‎доводит‏ ‎передачу‏ ‎даров ‎аккурат‏ ‎до ‎Василия‏ ‎III, ‎а ‎в ‎сказаниях ‎о‏ ‎Дмитрие-внуке‏ ‎Иван ‎III‏ ‎подарил ‎своему‏ ‎внуку ‎после ‎венчания ‎того ‎на‏ ‎великое‏ ‎княжение‏ ‎именно ‎сердоликовую‏ ‎коробочку. ‎Внук‏ ‎Дмитрий ‎потом‏ ‎впал‏ ‎в ‎немилость,‏ ‎в ‎результате ‎власть ‎получил ‎Василий.‏ ‎Дмитрий ‎вскорости‏ ‎удачно‏ ‎скончался, ‎и ‎что‏ ‎случилось ‎с‏ ‎его ‎имуществом ‎и ‎сердоликовой‏ ‎коробочкой,‏ ‎никто, ‎конечно,‏ ‎сказать ‎не‏ ‎может ‎- ‎несчастная ‎судьба ‎Константиновых‏ ‎даров!

Кстати,‏ ‎в ‎связи‏ ‎с ‎крабицей‏ ‎в ‎статье ‎есть ‎ссылка ‎на‏ ‎Сказание‏ ‎о‏ ‎великих ‎князьях‏ ‎Владимирских, предположительно ‎написанное‏ ‎опальным ‎митрополитом‏ ‎Спиридоном-Саввой и‏ ‎известное ‎также‏ ‎как ‎Послание ‎Спиридона-Саввы видимо ‎в ‎конце‏ ‎XV ‎или‏ ‎самом‏ ‎начале ‎XVI ‎века,‏ ‎и ‎в‏ ‎этом ‎сказании ‎есть ‎эпизоды‏ ‎и‏ ‎с ‎Гостомыслом,‏ ‎и ‎с‏ ‎Константиновыми ‎дарами, ‎по ‎сути ‎точно‏ ‎скопированные‏ ‎Русским ‎летописцем XVII‏ ‎века.

И ‎вот‏ ‎снова ‎получается, ‎что ‎архиепископ ‎Пахомий‏ ‎собрал‏ ‎вместе‏ ‎небылицы ‎и‏ ‎нелепицы ‎и‏ ‎приправил ‎их‏ ‎капелькой‏ ‎вполне ‎реальных‏ ‎событий, ‎пусть ‎и ‎угадываемых ‎с‏ ‎большим ‎трудом.‏ ‎В‏ ‎результате ‎шапка ‎Мономаха‏ ‎долгое ‎время‏ ‎считалась ‎тем ‎самым ‎царским‏ ‎венцом,‏ ‎а ‎сердоликовая‏ ‎крабица ‎-‏ ‎чашей: ‎ну ‎не ‎из ‎коробки‏ ‎же‏ ‎Август ‎водку‏ ‎пьянствовал ‎6-).

Previous Next
All posts
0 comments

Statistics

Gift a subscription

A code will be created that will allow the recipient free access to a certain subscription level.

Payment for this user will be deducted from your card until the subscription is cancelled. The code can be shown on the screen or emailed with instructions.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачисленна на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Add card
0/2048