Выставка монументальной живописи в Пскове

Почти четырехсотлетней, 374 года прошло. Наконец я подошла к тому, к чему подводят мои предыдущие статьи. Хотя можно было и без них сразу сказать по сути вопроса.
Люди смотрят на идеальное тело шедевра классической живописи и как правило многие замечают, что в картине что-то чему-то не соответствует. Чаще всего говорят, что какое-то не то лицо. Приставим к идеальной фигуре другое лицо, например, самой красивой женщины в мире, Джины Лоллобриджиды. Но даже если вставить в зеркало Фотошопом вместо того, что есть, лицо Лоллобриджиды, то опять будет не то. Дело не в том, что тело Венеры с лицом Святой Девы ощущается как полный оксюморон, на что я и обращала внимание в предыдущей статье. Хотя и в этом тоже.
Я давно еще подумала в связи с этой картиной, ну конечно, законы Френеля ведь еще не открыты, так что в зеркале можно было отразить не то, что есть, а то, что хочется. Однако потом нашла, что в Голландии Снеллиус уже сформулировал законы отражения в 1621 году. И король, и Веласкес разносторонне образованы, вполне возможно, что они были в курсе этого открытия. Да что там голландец, еще Клавдий Птолемей из Александрии занимался этой темой во втором веке. Но до Френеля ученые по оптике в основном были заняты углами преломления, а не отражения, хотя углы отражения может быть для них просто лежали на поверхности без всяких косинусов, угол падения равен углу отражения, лежат оба в одной плоскости. Чудесный закон, очень легкий. Но применить его не так уж легко в воображаемом объеме. Тем более, что траектория взгляда к правой стороне рамы зеркала сливается с центральной линией, но это я уже забегаю вперед.
Сначала я напомню, что взгляд художника во время работы неизбежно идет по центру, так что можно прикинуть его проекцию из центральной точки нижнего края подрамника.
Почему. Потому что во время работы взгляд рассредоточен, расфокусирован, но направление по центру есть. Один из первых учителей моих Илья Аронович Фирер наставлял: смотри расслабленными глазами, чтобы держать в голове всю картину в целом боковым зрением. И он прав, как только взгляд фокусируется, кончается живопись, начинается раскраска. Это не касается отделки деталей, это просто неизбежный прием особенно в этюдном и в импрессионистическом стиле, а также помогает чувствовать композицию. Я даже могу сказать, что классический рисунок получится лучше, если не фокусировать взгляд, но это уже к делу не относится. Но для нехудожников надо заметить, что все это справедливо только для тех, кто пишет с натуры. Веласкес даже не делал контурных набросков, он писал объем сразу кистью и цветом.
Если в картине находится зеркало, к любой точке зеркала можно провести проекцию взгляда из нижнего центра. Это основной постулат моего доказательства и главное, что есть результат. Только надо соблюсти условие отражения, нужен перпендикуляр к этой точке, в одной плоскости с падающим взглядом и отраженным. И тогда мы увидим точку, которая должна отражаться в зеркале. Хотя, конечно, луч в глаз идет обратным путем.
Посмотрим, что отражается в зеркале по моему методу исходящего луча зрения из нижнего центра. Что отражено там на самом деле по законам природы. То есть взгляд, конечно, висит в воздухе по центру, но мы можем воспользоваться проекцией этого взгляда. К точке падения взгляда, то есть к точке, которая нас интересует в зеркале, надо провести перпендикуляр. Придется воспользоваться диметрической проекцией, она ближе к направлению линии рамы. Можно еще взять изометрическую или аксонометрическую проекцию:
Вспомогательные линии я провожу голубым. Это вертикальная линия центра (провожу в Пейнт по сеточке, точно) и подчеркивающая линия вдоль рамы зеркала, чтобы вдоль нее точнее шла грань куба.
Далее по грани куба чертим линию голубым перпендикуляра и параллельный этой линии перпендикуляр, исходящий из шеи отражения, проводим к этому перпендикуляру в точке шеи близко к линии рамы луч зрения и отражаем этот луч под тем же углом. Луч зрения я провожу желтым.
Мы видим, что вместо шеи отражается точка на бедре. Проводя аналогичный луч от правого края рамы, (луч зрения сливается с центральной линией), получим вторую точку. Получилось, что в зеркале отражается не лицо, а часть тела от предплечья до бедра.
Тогда в какое место картины нужно поставить зеркало, чтобы там отразилось лицо и его увидел бы смотрящий на картину? Это у меня получилось методом многих проб и ошибок, то есть методом тыка, но получилось. Передвигаю в Фотошопе:
Конечно, надо доказать, что это так. Но проверить мы можем только точку на щеке или скуле. Да, наконец получилось, точка на щеке соответствует отражению щеки в зеркале.
Примерно в этом месте должно располагаться зеркало, чтобы отражение соответствовало законам физики и ощущалось бы как естественное. Найденное местоположение как раз то, где будет отражаться лицо, видимое художником, и, соответственно, зрителем картины.
Инквизиция, как любая цензура, давала возможность иносказания, эзопова языка, что почти никогда не портит, а только добавляет специй в произведение, будь то средневековый сатирический трактат или нелегальная литература советской эпохи.
А мы как себе представляли? Художник написал для себя картину и только он ее смотрел, скрывая где-то от всех? Такое невозможно во дворце, это же общежитие. Только король мог своей властью санкционировать мероприятие этого изображения и только король мог создать условия ограничения доступа волевым путем. И по всем этим соображениям я предполагаю или заказ короля, или совместная короля с художником идея создания картины. Если можно геометрически определить, что на самом деле было отражено в зеркале, возникает вопрос, зачем художник так сделал. Объяснение напрашивается самое простое, он создал страницу «журнала для мужчин» для короля. У меня даже немного сомнение, сам ли он писал лицо в зеркале или оно записано после смерти художника. Было ли записано то, что отражалось, это лишь рентген проверить может. Но рентген не увидит, если настоящее содержимое зеркала было смыто в течение нескольких ближайших лет, и тогда еще записано. Филипп 4 пережил Веласкеса на 5 лет, он мог приказать запись зеркала, если художник этого не сделал. Король и сам немного рисовал, так что размытость и некоторую неумелость лица в зеркале можно и отнести и на живописный опыт короля.
А повторить, даже после того, как мы открыли тайну зеркала, совсем не лишнее, что художник Веласкес — художник истины.
Кадр из фильма "Очарованный король" повторяет своей мизансценой картину Веласкеса "Венера с зеркалом" . Так получилось в живописи, что языческие богини красивее и привлекательнее кротких, депрессивных мадонн. Несмотря на то, что натурщица чаще всего была одна и та же.
Такое впечатление, что искусствоведы боятся испанской инквизиции больше, чем сам художник и король Испании. Кровожадность испанской инквизиции скорее всего ненамного превышала аналогичное качество итальянской. Здесь скорее ведущая роль у менталитета народа, поскольку не инквизиция же писала сама себе доносы, а бдительная общественность.
Заняв самое престижное место среди художников Мадрида в 1528 году и пользуясь дружеским расположением самого короля, надо полагать, что Веласкес мог ознакомиться с творениями великих мастеров, скрытыми для остальных еще в 1623 году.