Любые вопросы, уточнения, запросы на критику или сопровождение работы в процессе присылайте: katamary.fish@gmail.com
(Лк. 2:8-15)
Один проповедник думал, что все младенцы на одно лицо. Когда однажды молодые родители принесли к нему своего новорожденного и сказали: “Разве это не самый прелестный ребенок, которого вы когда-либо видели?”, он не знал, что ответить. Наконец, он сказал: “Ах, какое дитя!” Младенцы могут быть внешне похожи друг на друга, но они совершенно разные. Спросите об этом у их матерей!
Младенец Иисус действительно отличался от всех других младенцев - Он был Сыном Божьим. События, сопровождавшие Его рождение, провозгласили всему миру, что Он отличался от всех других новорожденных в этом мире. Его отличие от всех других сразу же проявилось в том, что ангел провозгласил о Его рождении пастухам. Кто же Иисус, по словам ангелов?
Он - наш Спаситель. Ангел появился перед пастухами и сказал: “Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель” (Лк. 2:10, 11). Иисуса назвали “Иисусом”, потому что Он спасет Свой народ от их грехов (Мф. 1:21).
Он - Христос. Ангел продолжал: “Который есть Христос” (Лк. 2:11). Христос означает “помазанный”. Греческое слово “Христос” равнозначно древнееврейскому слову “Мессия”. Иисус был обещан Богом. Он - Тот, Кого Бог послал выполнить все пророчества Ветхого Завета и стать царем над духовным Израилем (Лк. 1:31-34).
Он - Господь. Ангел сказал: “Который есть Христос Господь” (Лк. 2:11). Он превыше всех, Царь царей. Он не только наш Спаситель, мы должны признать Его нашим Господом. Как наш Избавитель, Он спасает нас; но как наш Глава, Он командует нами.
Так какой же это ребенок родился в Вифлееме? Скажем ли мы ему: “Ах, какое дитя!” и посмотрим на Него, как на всех других? Или поклонимся Ему, как нашему Царю? В соответствии с тем, что сказал ангел, Он наш Спаситель, наш Господь и наш Христос. Если вы проигнорируете это дитя, вы испытаете вечную смерть.
Год
Монах Дионисий Малый, живший в VI в., первым предложил так называемому христианскому миру все события исчислять от рождения Христа. Он взялся установить точный год рождения Иисуса. Около 525 г. (по нашему современному летоисчислению) он объявил, что Иисус родился в 753 г. от основания Рима. Много лет спустя было обнаружено, что он ошибся на четыре или пять лет, но было решено оставить все, как есть. Так возник парадокс, состоящий в том, что Иисус родился за несколько лет «до Рождества Христова»!
Библия не приводит точного времени рождения Иисуса, но содержащаяся в Писаниях информация все же позволяет нам выдвинуть научную гипотезу относительно года Его рождения:
(1) Исторические свидетельства указывают, что Ирод Великий умер ранней весной 750 г. (по римскому календарю). Иисус родился на шесть месяцев — максимум на год — раньше, то есть в 749 г. (на четыре года раньше, чем вычислил Дионисий Малый).
(2) Лука пишет, что Иоанн Креститель начал свое публичное служение «в пятнадцатый год правления Тиберия, кесаря» (Лк. 3:1). Если допустить, что началом правления Тиберия Лука считает 765 г., а также то, что в начале служения Иоанна ему было тридцать лет, то получится, что Иоанн родился в 750 г., а Иисус — шестью месяцами позже.
(3) Во время первой Пасхи публичного служения Иисуса было сказано, что храм Ирода начал строиться сорок шесть лет назад (см. Ин. 2:20). Имеющиеся исторические документы указывают, что Ирод начал строительство в 735 г., что относит события в Ин. 2 к 781 г. Если допустить, что эта первая Пасха пришлась на тридцать первый год жизни Иисуса, получится, что Он родился около 750 г.
С учетом всего вышеизложенного, мы достаточно определенно можем сказать, что Иисус родился в 750 или 749 г. по римскому календарю — иными словами, в 4 или 5 г. до н. э.
Время года
В последующие века по установлении христианства люди предлагали разные даты рождения Иисуса, включая 5 января, 20 апреля, 20 мая и 25 декабря. Д. Вандерлип пишет:
«Месяц рождения Иисуса неизвестен. До начала IV в. не было никакого праздника в честь рождения Иисуса. Дата 25 декабря была выбрана для того, чтобы христиане заменили им языческий римский праздник Сатурналий, который проводился в это время в честь римского бога Сатурна».
Что касается времени года, когда родился Иисус, то единственное, в чем сходятся ученые — то, что это не могла быть зима. А. Робертсон пишет:
«Можно считать доказанным главное: это никак не может быть 25 декабря, поскольку пастухи вряд ли находились бы ночью в полях со стадами, которые с ноября по март обычно содержали в загонах. Декабрьские ночи едва ли позволили бы сторожить стада в горных полях даже на широте такого южного города, как Вифлеем. Кроме того, Иосиф и Мария вряд ли пустились бы в долгий путь из Назарета в Вифлеем зимой, в сезон дождей».
Г. Хестер согласен, что рождение Иисуса «вряд ли могло быть в середине зимы, так как в холодные ночи пастухи не держали свои стада на холмах. Правильным временем представляется позднее лето или ранняя осень».
Если Библия не дает точного времени рождения Иисуса, значит, эта деталь не имеет большого значения. Куда важнее знать, что Он родился, чем только и думать о том, когда это произошло.