11 апр 05:00
5 минут

О надвигающемся урагане в экономике


На днях, выступая в парламенте в Анкаре в связи с торговыми пошлинами Трампа, президент Эрдоган предрёк «сильный ураган, который затронет всех, больших и малых». Ибрагим Кирас, колумнист газеты «Карар» о том, сможет ли избежать негативных последствий экономика Турции.


Неужели у нас не осталось надежд на экономику?

Перед последними всеобщими выборами правительство партии ПСР публично объявило о своем решении вернуться к рациональной экономике. По сути дела, сторонники модели под названием «гетеродоксальная экономика», о которой никто не знает, что это такое, ушли, а на их место пришли Мехмет Шимшек и его команда, которые ранее были уволены со своих постов.

Таким образом, правительство выполнило обещание, данное в программе оппозиции: «В экономике будет восстановлено рациональное управление, при этом ненаучные подходы будут исключены».

До выборов 2023 года президент Эрдоган, который пытался убедить тех, кто жаловался на его гетеродоксальную политику, словами «Не волнуйтесь, я экономист», перестал отстаивать точку зрения на предмет того, что процент — это причина, а инфляция — следствие. После этой даты также перестали звучать утверждения о том, что политика процентных ставок основана на законе (как на религиозных догматах).

Шимшек, которого пригласили в кабинет министров из-за его репутации в глазах международных инвестиционных институтов, после вступления в должность стал часто подчеркивать важность закона и объявил о предстоящих структурных реформах. Но куда бы он ни приходил, он возвращался с пустыми руками, а инвесторы отказывались от приглашений вкладывать деньги в Турцию, указывая на «проблему доверия» в контексте функционирования и предсказуемости закона.

Между тем за два прошедших года «структурные реформы» не вышли на первый план. Основное внимание в управлении экономикой уделялось процентным ставкам и инфляции. Однако оно было мотивировано не столько снижением инфляции, сколько ликвидацией бюджетного дефицита. Другого объяснения росту инфляции в секторах, контролируемых государством, не было.

Не нужно было быть экономистом, чтобы понять, что эти повышения вызовут другие повышения и что это не означает борьбу с инфляцией. Борьба с инфляцией велась только путем стандартизации зарплат малообеспеченных рабочих. Другими словами, определенные шаги можно было сделать благодаря «жертве», которую приносили бедные, становясь еще беднее.

Тем не менее, очевидно, что желаемых уровней экономических параметров достичь не удалось, а это означало бы политический риск в связи со следующими выборами. Поэтому требовались дополнительные усилия по снижению процентных ставок, увеличению валютных резервов и снижению страховой премии за риск. В этом процессе политическая воля должна была дать больше пространства для экономического управления.

Это вызвало обратную реакцию. 19 марта, когда началась судебная операция против мэра Стамбула и кандидата в президенты от CHP Имамоглу, даже успехи в экономике, которые, как утверждалось, были достигнуты в результате двухлетней борьбы, были списаны в утиль.

Вместо того чтобы пытаться выиграть выборы за счет улучшения экономики и получения поддержки народа, предпочтительнее было попытаться выиграть выборы за счет устранения соперников, которые могли бы получить поддержку народа.

Возможно, они отказались от цели исправить ситуацию в экономике к выборам. В любом случае, в этой ситуации Мехмет Шимшек оказался под ударом. И это в то время, когда международная конъюнктура открыла для Турции большие возможности, которые могут представиться лишь раз в сорок лет.

В то время как европейские страны ищут новый выход из ситуации, в которой США превратились из союзника в оппонента как в торговле, так и в оборонной сфере. В то время как о военном и геостратегическом весе Турции вновь вспомнили, особенно когда на повестке дня вновь стоит проект «европейского НАТО». В то время как в результате этого необходимо пересмотреть отношения с Европейским союзом и оценить возможность получения выгодной модели партнерства…

Однако и в такой ситуации политик может делать вид, что все в порядке. На днях в интервью Financial Times Мехмет Шимшек заявил, что программа реформ основана на принципах «верховенства закона, стабильности цен, предсказуемости и укрепления инвестиционного климата». Хотя состояние всех этих четырех вопросов очевидно…

Несмотря ни на что, не нужно не терять надежду!

Министр финансов Шимшек — один из тех людей, которые не теряют надежды на будущее даже в самых неблагоприятных условиях… В интервью FT его спросили о возможных последствиях удара по мировой торговле из-за тарифов Трампа. Он сразу же ответил, что Турция будет «одной из тех стран, которые смогут выйти на первый план, когда буря утихнет».

Однако слова Эрдогана на эту тему: «Надвигается ураган, который затронет всех» — скорее отражают поиск нового «оправдательного щита» против негатива, который, как ожидается, будет нарастать, нежели проблеск надежды.

В конце концов, политики найдутся, политики есть.

Ибрагим Кирас

10 апреля 2025 г.


Ссылка на оригинал статьи:https://www.karar.com/yazarlar/ibrahim-kiras/ekonomiden-umidi-tamamen-mi-kestik-1603485

Бесплатный
Комментарии
avatar
Здесь будут комментарии к публикации