Рыбак ставший камнем…
Читаю вслух биографию Апостола Петра написанную Митрополитом Иларионом (Алфеевым). Автор ищет ответы на следующие вопросы: Является ли Пётр фундаментом церкви Иисуса Христа? Был ли конфликт между апостолами Петром и Павлом? Был ли Пётр первым епископом Рима? Рассмотрены многие другие вопросы связанные с биографией Петра на апостольском служении.
Слово «Апостол» значит:
- Двенадцать учеников Христа, посланных им для проповеди его учения.
- Последователь и распространитель идеи, учения и всех деяний.
- Церковная книга, содержащая так называемые «Деяния» и «Послания апостолов». 1

АПО́СТОЛЫ (от греч. ἀπόοστολος — посланник, вестник), ближайшие ученики Иисуса Христа, избранные Им и посланные на проповедь Евангелия и устроение Церкви. В Новом Завете в большинстве случаев А. называются 12 наиболее близких учеников Иисуса Христа и ап. Павел. Это наименование также прилагается к Варнаве наряду с Павлом (Деян. 14:4,14), к Андронику и Юнии (Рим. 16:7).
Суть служения А. выражена в богословии ап. Павла и Евангелиях: апостол — личный посланник Бога через Иисуса Христа (Гал. 1:1). Апостольское служение есть прежде всего проповедь (1 Кор. 9:16–17), совершение таинств и др. богослужений (Мф. 28:19; Ин. 4:2; 1 Кор. 1:14,16). Число А. — 12 — глубоко символично. Подобно сыновьям Иакова, основоположникам 12 колен евр. народа, А. должны стать во главе Церкви Христовой — центром, вокруг которого соберётся новый эсхатологический Израиль; именно они будут в последний день судить 12 колен нового Израиля (Мф. 19:28).
Имена А. приводятся в синоптических Евангелиях и Деяниях: списки начинаются с ап. Петра (приводится его первое имя — Симон; ср. Ин. 1:42); во всех списках названы Филипп и Иаков Алфеев. В списках синоптических Евангелий на последнем месте стоит впоследствии отпавший Иуда Искариот (не упомянутый в Деян. 1:13 и заменённый в Деян. 1:26 на Матфия, избранного по жребию на его место). Во всех четырёх списках в разной последовательности названы также: Андрей (брат ап. Петра; см. Андрей Первозванный), Иаков Зеведеев и его брат Иоанн (см. Иоанн Богослов), Варфоломей, Фома и Матфей (согласно Мк. 2:14 и Лк. 5:27, его звали Левий). Упомянутый во всех списках ап. Варфоломей (арамейск. «сын Толами») обычно отождествляется с отсутствующим в этих списках Нафанаилом, о котором сообщает евангелист Иоанн. Его полное арамейское имя в таком случае было Натанаэль бар-Толами. Употреблением неск. имён для обозначения одного и того же лица объясняется и тот факт, что ап. Иуда, которого евангелист Лука, чтобы избежать путаницы с Иудой Искариотом (ср.: Ин. 14:22), называет Иудой Иаковлевым, в перечнях евангелистов Матфея и Марка назван соответственно Фаддеем (евр. «хвалящий») или Леввеем (евр. «сердечный»). Ап. Симон у Матфея и Марка назван Кананитом, что указывает на его приверженность Закону Моисееву или принадлежность к партии «ревнителей» — зелотов.
Евангелист Лука сообщает также о послании Иисусом на миссию 70 (в некоторых древних рукописях 72) А. (Лк. 10:1–2). Как и 12, число 70 имеет религ. символику, метафорически указывая на все языческие народы, населяющие землю, и в случае 72 — на весь Израиль [ср. 70 народов, произошедших от сыновей Ноя (Быт. 10:2–20)]. 72 соответствует шестикратно умноженному числу колен Израилевых.
До кон. 2 в. н. э. странствующие проповедники Евангелия также назывались А. (Дидахэ, 11). Служение в церкви по распространению веры и ныне называется равноапостольным. Так, равноапостольными почитаются Нина, просветительница Грузии, вел. кн. Владимир, свт. Николай Японский и др.